Обязанности нанимателя по обеспечению охраны труда в рб кратко

Обновлено: 06.07.2024

В рамках круглого стола обсуждались основные новшества Закона об охране труда, а также изменения, произошедшие в порядке осуществления контроля за соблюдением требований по охране труда, проведения обучения, инструктажа, стажировки, проверки знаний по вопросам охраны труда и др.

Выступила и ответила на вопросы участников Ирина Геннадьевна Марщак. Приводим ответы на наиболее популярные вопросы.

Система управления охраной труда (СУОТ)

Законом об охране труда предусмотрена обязанность нанимателя по разработке, внедрению и поддержанию функционирования СУОТ . В организации действует СУОТ, разработанная в соответствии с СТБ 18001-2009. С 01.05.2020 введен в действие новый государственный стандарт СТБ ISO 45001-2020. С вводом его в действие установлен срок переходного периода до 12.03.2021, когда утратит силу СТБ 18001-2009. Нужно ли действующую в организации СУОТ приводить в соответствие с СТБ ISO 45001-2020?

Такая обязанность законодательством не предусмотрена. В Законе об охране труда нет нормы, обязывающей нанимателя разрабатывать СУОТ в соответствии с каким-то определенным стандартом. Более того, по общему правилу государственные стандарты являются добровольными для применения . Иными словами, наниматель обязан разработать СУОТ, но он сам решает, в соответствии с каким стандартом он будет это делать.

Привести действующую СУОТ в соответствие с СТБ ISO 45001-2020 понадобится, если организация желает сертифицировать свою СУОТ на соответствие СТБ ISO 45001-2020.

Контроль за соблюдением требований по охране труда

Каким документом организации должен быть определен порядок осуществления контроля за соблюдением требований по охране труда?

Порядок осуществления контроля за соблюдением требований по охране труда в организации определяется на основании Инструкции о порядке осуществления контроля за соблюдением требований по охране труда и в соответствии с СУОТ . Указанной Инструкцией установлены минимальные требования, которые наниматель должен соблюдать и заложить в свой порядок осуществления контроля за соблюдением требований по охране труда. И этот порядок должен быть предусмотрен СУОТ. Какие-то дополнительные положения, в которых будет определен порядок контроля за соблюдением требований по охране труда, нанимателю разрабатывать не нужно.

Отметим, что порядок осуществления контроля за соблюдением требований по охране труда может предусматривать систему персонифицированного учета допускаемых работниками нарушений требований по охране труда . Например, это может быть талонная система контроля, которая позволяет оперативно выявлять и устранять нарушения .

Контроль за соблюдением требований по охране труда может осуществляться с участием юридического лица, аккредитованного на оказание услуг в области охраны труда . Вправе ли работник такого юридического лица выдавать должностным лицам нанимателя обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований по охране труда?

Участие аккредитованного юридического лица в осуществлении контроля происходит в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством и заключенным с нанимателем договором на оказание услуг в области охраны труда . Работники такого юридического лица не становятся должностными лицами нанимателя. Следовательно, у них нет полномочий на выдачу должностным лицам нанимателя предписаний об устранении нарушений требований по охране труда, которыми обладают работники службы охраны труда (специалист по охране труда) нанимателя .

Установлено, что результаты ежедневного и ежемесячного контроля заносятся в журнал контроля за соблюдением требований по охране труда . Обязательно ли эти результаты фиксировать в одном журнале? Или можно завести два журнала: результаты ежедневного контроля заносить в журнал ежедневного контроля, а результаты ежемесячного — в журнал ежемесячного контроля?

Решение этого вопроса законодатель отдал на откуп нанимателю. Иными словами, наниматель самостоятельно решает, вносить результаты ежедневного и ежемесячного контроля за соблюдением требований по охране труда в один журнал или завести в структурном подразделении два журнала, в одном из которых фиксировать результаты ежедневного контроля, а в другом — ежемесячного. Главное, чтобы результаты контроля за соблюдением требований по охране труда в принципе заносились в журнал.

Нужно ли вести журнал контроля за соблюдением требований по охране труда в микроорганизации?

Осуществлять контроль за соблюдением требований по охране труда и вносить результаты в журнал контроля (т.е. вести его) должны все организации без исключения, в том числе и микроорганизации. Результаты контроля нужно вносить в журнал и в том случае, если нарушения охраны труда не обнаружены.

Инструктаж по охране труда

Нужно ли с принимаемым на работу дистанционным работником проводить вводный инструктаж по охране труда, а также первичный инструктаж на рабочем месте?

С работниками при приеме их на работу в организацию проводится вводный инструктаж по охране труда . Это касается и работников, выполняющих работу дистанционно. Иными словами, с ними наниматель также должен провести вводный инструктаж.

Если дистанционный работник будет выполнять свою работу, используя оборудование и средства, предоставленные или рекомендованные нанимателем, то последний в целях обеспечения безопасных условий и охраны труда работника обязан ознакомить его с требованиями по охране труда при работе с такими оборудованием и средствами . Сделать это целесообразно при проведении вводного инструктажа по охране труда (например, включить данный вопрос в программу проведения вводного инструктажа).

Напомним, что отличительным признаком дистанционной работы является то, что дистанционному работнику наниматель не создает рабочее место. Следовательно, первичный инструктаж на рабочем месте с дистанционным работником проведен быть не может. То же самое касается и повторного инструктажа по охране труда. Он с дистанционным работником не проводится.

Нужно ли в связи с изменением формы журнала регистрации инструктажа по охране труда заменить имеющийся в организации журнал на журнал по новой форме либо его можно продолжать вести, пока он не закончится?

Новая форма журнала регистрации инструктажа по охране труда, введенная с 28.06.2020, обязательна для применения. Но это не значит, что нужно обязательно заменить имеющийся журнал регистрации инструктажа на журнал по новой форме. Наниматель может привести свой журнал в соответствие с новой формой журнала регистрации инструктажа, т.е. внести в него соответствующие корректировки (зачеркнуть графу, в которой предусматривалась запись о допуске к самостоятельной работе, и т.д.). Главное, чтобы журнал регистрации инструктажа велся по установленной форме, т.е. чтобы он имел такие же графы, которые предусмотрены в новой форме, а записи в него вносились в соответствии с действующими требованиями.

Повторный инструктаж по охране труда проводится с работающими не реже одного раза в шесть месяцев . Предыдущий повторный инструктаж с работником был проведен 03.01.2020. Очередной повторный инструктаж — 06.07.2020, в первый рабочий день после выходных дней, которые в соответствии с графиком сменности предоставлялись работнику с 03.07.2020 по 05.07.2020. Нарушил ли наниматель сроки проведения повторного инструктажа?

Если повторный инструктаж с работником был проведен 06.07.2020 до начала рабочего дня (смены), т.е. работник был допущен к выполнению работ уже после его проведения, то нарушения сроков проведения повторного инструктажа в данном случае не будет. Однако если работник приступил к работе до того, как с ним был проведен повторный инструктаж, т.е. был допущен к выполнению работ без его проведения, то в такой ситуации следует говорить о том, что наниматель нарушил сроки проведения повторного инструктажа.

Отметим, что в п. 25 Инструкции о порядке инструктажа по вопросам охраны труда речь идет о том, что повторный инструктаж проводится не реже одного раза в шесть месяцев. Это значит, что его можно проводить чаще. Чтобы не допустить возникновения ситуации, описанной в вопросе, желательно проводить повторный инструктаж заблаговременно, а не ждать истечения шести месяцев.

Предсменный медосмотр и освидетельствование

Обязан ли работодатель проводить предсменный (перед началом работы, смены) медосмотр либо освидетельствование на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения (далее — опьянение) работающих по гражданско-правовому договору (ГПД)?

В отношении лиц, работающих на основании ГПД, у работодателя нет обязанности проводить предсменный (перед началом работы, смены) медосмотр либо освидетельствование на предмет нахождения в состоянии опьянения . Однако у работодателя есть право проводить освидетельствование работающих по ГПД на предмет нахождения в состоянии опьянения. Данное право у работодателя возникает в случае, когда в отношении таких лиц имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения . Основания полагать, что работник находится в состоянии опьянения, являются достаточными, если одновременно присутствует три и более признака состояния опьянения. Эти признаки перечислены в п. 4 Инструкции о порядке проведения освидетельствования. Например, у нанимателя будут достаточные основания полагать, что работающий по ГПД находится в состоянии опьянения, если у последнего наблюдаются покраснение глаз, шатающаяся походка и нарушения речи.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

1) безопасность при эксплуатации территории, производственных зданий (помещений), сооружений, оборудования, технологических процессов и применяемых в производстве материалов и химических веществ, а также эффективную эксплуатацию средств индивидуальной и коллективной защиты. Если территория, производственное здание (помещение), сооружение или оборудование используются несколькими нанимателями, то обязанности по обеспечению требований по охране труда выполняются ими совместно на основании письменного соглашения между ними;

3) организацию в соответствии с установленными нормами санитарно-бытового обеспечения, медицинского и лечебно-профилактического обслуживания работников;

4) режим труда и отдыха работников, установленный законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором;

5) выдачу работникам, занятым на производстве с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением или выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, специальной одежды, специальной обуви и других необходимых средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами;

7-1) разрабатывать и внедрять процедуры, обеспечивающие идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, подготовку и реализацию мероприятий по снижению профессиональных рисков, анализ их эффективности;

7-2) принимать меры по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, оказанию потерпевшим при несчастных случаях на производстве необходимой помощи, их доставке в организацию здравоохранения;

8) проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда;

9) подготовку (обучение), переподготовку, стажировку, инструктаж, повышение квалификации и проверку знаний работников по вопросам охраны труда в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом;

10) проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических в течение трудовой деятельности медицинских осмотров работников, а также внеочередных медицинских осмотров работников при ухудшении состояния их здоровья;

11) информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся средствах индивидуальной защиты, компенсациях по условиям труда;

12) расследование и учет несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, аварий, разработку и реализацию мер по их профилактике;

13) возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью работников, в порядке, установленном законодательством;

14) пропаганду и внедрение передового опыта безопасных методов и приемов труда и сотрудничество с работниками, их полномочными представителями в сфере охраны труда;

15) выделение в необходимых объемах финансовых средств, оборудования и материалов для осуществления предусмотренных коллективными договорами, соглашениями, планами мероприятий по охране труда, профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний, улучшению условий труда, санитарно-бытового обеспечения, медицинского и лечебно-профилактического обслуживания работников;

16) беспрепятственный допуск представителей соответствующих органов, имеющих на то право, к проведению проверки, предоставление сведений по охране труда по вопросам их компетенции;

обеспечению на каждом рабочем месте условий труда, соответствующих требованиям по охране труда;

обеспечению режима труда и отдыха работников, установленного законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором;

предоставлению работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением и (или) выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, необходимых средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами;

осуществлению контроля за соблюдением законодательства об охране труда работниками;

недопущению к работе, отстранению от работы в соответствующий день (смену) работника, не прошедшего инструктаж, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда, не использующего средства индивидуальной защиты, не прошедшего медицинский осмотр, в случаях и порядке, предусмотренных законодательством;

принятию локальных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда;

обеспечению проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда;

осуществлению контроля за уровнями и концентрациями вредных производственных факторов;

разработке, внедрению и поддержанию функционирования системы управления охраной труда, обеспечивающей идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, определение мер управления профессиональными рисками и анализ их результативности, разработке и реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

пропаганде и внедрению передового опыта безопасных методов и приемов труда и сотрудничеству с работниками, их полномочными представителями в области охраны труда;

организации в соответствии с установленными нормами санитарно-бытового обеспечения, медицинского обслуживания работников;

организации проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу), периодических (в течение трудовой деятельности) и предсменных (перед началом работы, смены) медицинских осмотров либо освидетельствования некоторых категорий работников на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также внеочередных медицинских осмотров работников при ухудшении состояния их здоровья;

выделению в необходимых объемах финансовых средств, оборудования и материалов для осуществления мероприятий по улучшению условий и охраны труда, предусмотренных коллективным договором, соглашениями, планами мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

назначению должностных лиц, ответственных за организацию охраны труда в организации и структурных подразделениях. Наниматель обязан также обеспечить:

безопасность при эксплуатации территории, зданий (помещений), сооружений, оборудования, ведении технологических процессов и применении в производстве материалов, химических веществ, а также контроль за использованием и правильным применением средств индивидуальной защиты и средств коллективной защиты. Если территория, здание (помещение), сооружение или оборудование используются несколькими нанимателями, обязанности по обеспечению требований по охране труда исполняются ими совместно на основании письменного соглашения;

контроль за соблюдением законодательства об охране труда работниками;

контроль за уровнями и концентрациями вредных производственных факторов;

принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций,

оказанию потерпевшим при несчастных случаях на производстве необходимой помощи, их доставке в организацию здравоохранения;

обучение, стажировку, инструктаж и проверку знаний работников по вопросам охраны труда в порядке, установленном республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику в области труда;

расследование и учет несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, техническое расследование причин аварий, инцидентов на опасных производственных объектах, разработку и реализацию мер по их профилактике и предупреждению;

допуск должностных лиц контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных на проведение проверок соблюдения законодательства об охране труда, к проверке и представление необходимых для проверки документов, а также допуск проверяющих для обследования территорий и помещений, транспортных средств и иных объектов, используемых для осуществления деятельности;

В рамках круглого стола обсуждались основные новшества Закона об охране труда, а также изменения, произошедшие в порядке осуществления контроля за соблюдением требований по охране труда, проведения обучения, инструктажа, стажировки, проверки знаний по вопросам охраны труда и др.

Выступила и ответила на вопросы участников Ирина Геннадьевна Марщак. Приводим ответы на наиболее популярные вопросы.

Система управления охраной труда (СУОТ)

Законом об охране труда предусмотрена обязанность нанимателя по разработке, внедрению и поддержанию функционирования СУОТ . В организации действует СУОТ, разработанная в соответствии с СТБ 18001-2009. С 01.05.2020 введен в действие новый государственный стандарт СТБ ISO 45001-2020. С вводом его в действие установлен срок переходного периода до 12.03.2021, когда утратит силу СТБ 18001-2009. Нужно ли действующую в организации СУОТ приводить в соответствие с СТБ ISO 45001-2020?

Такая обязанность законодательством не предусмотрена. В Законе об охране труда нет нормы, обязывающей нанимателя разрабатывать СУОТ в соответствии с каким-то определенным стандартом. Более того, по общему правилу государственные стандарты являются добровольными для применения . Иными словами, наниматель обязан разработать СУОТ, но он сам решает, в соответствии с каким стандартом он будет это делать.

Привести действующую СУОТ в соответствие с СТБ ISO 45001-2020 понадобится, если организация желает сертифицировать свою СУОТ на соответствие СТБ ISO 45001-2020.

Контроль за соблюдением требований по охране труда

Каким документом организации должен быть определен порядок осуществления контроля за соблюдением требований по охране труда?

Порядок осуществления контроля за соблюдением требований по охране труда в организации определяется на основании Инструкции о порядке осуществления контроля за соблюдением требований по охране труда и в соответствии с СУОТ . Указанной Инструкцией установлены минимальные требования, которые наниматель должен соблюдать и заложить в свой порядок осуществления контроля за соблюдением требований по охране труда. И этот порядок должен быть предусмотрен СУОТ. Какие-то дополнительные положения, в которых будет определен порядок контроля за соблюдением требований по охране труда, нанимателю разрабатывать не нужно.

Отметим, что порядок осуществления контроля за соблюдением требований по охране труда может предусматривать систему персонифицированного учета допускаемых работниками нарушений требований по охране труда . Например, это может быть талонная система контроля, которая позволяет оперативно выявлять и устранять нарушения .

Контроль за соблюдением требований по охране труда может осуществляться с участием юридического лица, аккредитованного на оказание услуг в области охраны труда . Вправе ли работник такого юридического лица выдавать должностным лицам нанимателя обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований по охране труда?

Участие аккредитованного юридического лица в осуществлении контроля происходит в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством и заключенным с нанимателем договором на оказание услуг в области охраны труда . Работники такого юридического лица не становятся должностными лицами нанимателя. Следовательно, у них нет полномочий на выдачу должностным лицам нанимателя предписаний об устранении нарушений требований по охране труда, которыми обладают работники службы охраны труда (специалист по охране труда) нанимателя .

Установлено, что результаты ежедневного и ежемесячного контроля заносятся в журнал контроля за соблюдением требований по охране труда . Обязательно ли эти результаты фиксировать в одном журнале? Или можно завести два журнала: результаты ежедневного контроля заносить в журнал ежедневного контроля, а результаты ежемесячного — в журнал ежемесячного контроля?

Решение этого вопроса законодатель отдал на откуп нанимателю. Иными словами, наниматель самостоятельно решает, вносить результаты ежедневного и ежемесячного контроля за соблюдением требований по охране труда в один журнал или завести в структурном подразделении два журнала, в одном из которых фиксировать результаты ежедневного контроля, а в другом — ежемесячного. Главное, чтобы результаты контроля за соблюдением требований по охране труда в принципе заносились в журнал.

Нужно ли вести журнал контроля за соблюдением требований по охране труда в микроорганизации?

Осуществлять контроль за соблюдением требований по охране труда и вносить результаты в журнал контроля (т.е. вести его) должны все организации без исключения, в том числе и микроорганизации. Результаты контроля нужно вносить в журнал и в том случае, если нарушения охраны труда не обнаружены.

Инструктаж по охране труда

Нужно ли с принимаемым на работу дистанционным работником проводить вводный инструктаж по охране труда, а также первичный инструктаж на рабочем месте?

С работниками при приеме их на работу в организацию проводится вводный инструктаж по охране труда . Это касается и работников, выполняющих работу дистанционно. Иными словами, с ними наниматель также должен провести вводный инструктаж.

Если дистанционный работник будет выполнять свою работу, используя оборудование и средства, предоставленные или рекомендованные нанимателем, то последний в целях обеспечения безопасных условий и охраны труда работника обязан ознакомить его с требованиями по охране труда при работе с такими оборудованием и средствами . Сделать это целесообразно при проведении вводного инструктажа по охране труда (например, включить данный вопрос в программу проведения вводного инструктажа).

Напомним, что отличительным признаком дистанционной работы является то, что дистанционному работнику наниматель не создает рабочее место. Следовательно, первичный инструктаж на рабочем месте с дистанционным работником проведен быть не может. То же самое касается и повторного инструктажа по охране труда. Он с дистанционным работником не проводится.

Нужно ли в связи с изменением формы журнала регистрации инструктажа по охране труда заменить имеющийся в организации журнал на журнал по новой форме либо его можно продолжать вести, пока он не закончится?

Новая форма журнала регистрации инструктажа по охране труда, введенная с 28.06.2020, обязательна для применения. Но это не значит, что нужно обязательно заменить имеющийся журнал регистрации инструктажа на журнал по новой форме. Наниматель может привести свой журнал в соответствие с новой формой журнала регистрации инструктажа, т.е. внести в него соответствующие корректировки (зачеркнуть графу, в которой предусматривалась запись о допуске к самостоятельной работе, и т.д.). Главное, чтобы журнал регистрации инструктажа велся по установленной форме, т.е. чтобы он имел такие же графы, которые предусмотрены в новой форме, а записи в него вносились в соответствии с действующими требованиями.

Повторный инструктаж по охране труда проводится с работающими не реже одного раза в шесть месяцев . Предыдущий повторный инструктаж с работником был проведен 03.01.2020. Очередной повторный инструктаж — 06.07.2020, в первый рабочий день после выходных дней, которые в соответствии с графиком сменности предоставлялись работнику с 03.07.2020 по 05.07.2020. Нарушил ли наниматель сроки проведения повторного инструктажа?

Если повторный инструктаж с работником был проведен 06.07.2020 до начала рабочего дня (смены), т.е. работник был допущен к выполнению работ уже после его проведения, то нарушения сроков проведения повторного инструктажа в данном случае не будет. Однако если работник приступил к работе до того, как с ним был проведен повторный инструктаж, т.е. был допущен к выполнению работ без его проведения, то в такой ситуации следует говорить о том, что наниматель нарушил сроки проведения повторного инструктажа.

Отметим, что в п. 25 Инструкции о порядке инструктажа по вопросам охраны труда речь идет о том, что повторный инструктаж проводится не реже одного раза в шесть месяцев. Это значит, что его можно проводить чаще. Чтобы не допустить возникновения ситуации, описанной в вопросе, желательно проводить повторный инструктаж заблаговременно, а не ждать истечения шести месяцев.

Предсменный медосмотр и освидетельствование

Обязан ли работодатель проводить предсменный (перед началом работы, смены) медосмотр либо освидетельствование на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения (далее — опьянение) работающих по гражданско-правовому договору (ГПД)?

В отношении лиц, работающих на основании ГПД, у работодателя нет обязанности проводить предсменный (перед началом работы, смены) медосмотр либо освидетельствование на предмет нахождения в состоянии опьянения . Однако у работодателя есть право проводить освидетельствование работающих по ГПД на предмет нахождения в состоянии опьянения. Данное право у работодателя возникает в случае, когда в отношении таких лиц имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения . Основания полагать, что работник находится в состоянии опьянения, являются достаточными, если одновременно присутствует три и более признака состояния опьянения. Эти признаки перечислены в п. 4 Инструкции о порядке проведения освидетельствования. Например, у нанимателя будут достаточные основания полагать, что работающий по ГПД находится в состоянии опьянения, если у последнего наблюдаются покраснение глаз, шатающаяся походка и нарушения речи.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Читайте также: