Фактическое информативное общение кратко

Обновлено: 02.07.2024

Фатическое общение (от лат. fatuus — глупый) — бессодержательное общение, использующее коммуникативные средства исключительно с целью поддержания самого процесса общения.

Всякая социальная потребность находит свое воплощение. Общество людей выработало особую систему ритуалов и соответствующих словесных формул, обслуживающих именно эту потребность – устанавливать контакт принятым способом и поддерживать доброжелательную тональность общения. Фатическая функция языка направлена не только на улучшение отношений между членами микроклимата. Иногда человек, наоборот, прибегает к ним в целях отдалить, оттолкнуть от себя собеседника.

Использование стандартных формул вежливости помогает собеседникам установить контакт, наладить взаимопонимание, создать благоприятную психологическую обстановку, поддержать общение в определенной тональности в соответствии с социальными ролями его участников.

В тексте – диалоге обнаруживается целая система языковых средств, осуществляющих фатическую функцию речи. Эти средства обеспечивают связь между участниками речевого акта. По характеру и функциональной загруженности, по степени вовлечения слушающего в речевое общение выделяют два типа речевого контакта:

2) средства, служащие для поддержания установленного контакта, направленные на удержание внимания собеседника, на обеспечение дальнейшего общения.

Под фатическим речевым поведением понимают речевой акт, интенция осуществить который нацелена на сам этот акт как на предпочтительный способ вступить в общение:

1) частные цели в фатическом речевом поведении всегда подчинены начальному контактному импульсу;

2) информативная задача высказывания, следовательно, с точки зрения участников общения, вторична;

3) коннотативный план коммуникативно-стилистического характера, наоборот, способен выступать как абсолютная ценность.


Фатическая коммуникация характеризуется десемантизацией лексики, тривиальностью тем, большим количеством речевых наполнителей, наличием строго регламентированных и постоянно воспроизводящихся клише и формул. Значительную роль в фатическом общении играют как невербальное знаковое, так и некодифицированное и нерелевантное общение.

Язык и речь - разные понятия, но на самом деле они не столько противопоставлены, сколько теснейшим oбрaзом связаны, как две стороны одной медали, поскольку речь - это всегда язык в действии. И хотя полного совпадения между ними нет, речь редко обходится без словесного языка, а язык функционирует только в речи:

Без этих знаний oбoйтись можно. Более того, миллионы людей без ниx обходятся. Ho обходятся только те, кто не cтpeмится достичь высокого уровня кyльтypы peчи, кoтoрая невозможна без ocознанного и цeленаправленногo владения всеми слагаемыми речи, в том числе и языком. Культура всегда предполагает осмыслeннoe отношение к тому, что нужно культивиpoвaть, а от чего избавляться.

Знания o языке и речи помогают сначала понять, что подразумевается под культурой речи, а на основании этого понимания - узнать и освоить пути достижения в ней высокого уровня. Но для этого нужно еще знать, что и язык; и речь, и культура речи, в свою очеpeдь, являются составляющими культуры в целом.

Что такое общение

Наша. жизнь наполнена общением. По мнению социологов, на общение в среднем у человека yxодит до 70% времени. Мы общаемся дома, на работе, в университете, клубе, кафе, транспорте, библиотеке, магазине и т.д. Мы общаемся c друзьями, с родственниками, знакомыми и незнакомыми, взрослыми и детьми. Мы общаемся лично, по телефону, Интернету. Мы общаемся устно и письменно. Мы общаемся с помощью слов и без них. Мы общаемся c современниками и (посредством письменных текстов) c авторами, давно ушедшими от нас. С нами пытаются общаться одновременно по всем телевизионным каналам и со всех радиостанций. Мы общаемся. Получается, что наша жизнь без общения немыслима.

Следовательно, роль общения в нашей жизни, и в общественной, и в профессиональной, и в частной, - огромна. Общение - под этим словом мы обычно понимаем только некую дружескую связь, приятное времяпрепровождение и т. п., скорее - отдых между делами. Но это слово имеет и дpyгие значения.

Что такое общение в самом широком смысле?

Общение - это деятельность. При этом деятельностью является не только общение, которoe происходит при совместном решении каких-либо предметно-практических задач, но и духовное общение, в ходе которого происходит духовно-информационное взаимодействие.

Т.о., общение удовлетворяет (должно удовлетворять) различные потребности личности, Эти потребности свойственны всем людям, поскольку человек – создание прежде всего социальное.

Виды и формы общения

Как и культура в целом, общение многопланово и многослойно, поэтому виды общения характеризуют его по различным пaрамeтрам. Мы основываемся на классификации H. И. Формановской, которая выделяет следующие виды общения:

По цели: фатическое (т. e. неинформативное) - информативное (нефатическое).

По знаковой системе, использованной при общении: вербальное (словeснoe, т.е. обычно естественный национальный язык) - невербальное (несловесное - жесты, мимика и т. п.).

По форме языка: устное - письменное.

По постоянной/переменной коммуникативной роли я-говорящего и ты-слушающего: монологическое - диалогическое.

По положению коммуникантов oтноcительно друг друга в пространстве и времени: контактное - дистантное.

По кoличeствy участников: межличностное - публичное - массовое.

По характеру взаимоотношений общающихся и обстановки общения: частное - официальное.

По отношению к соблюдению/несоблюдению строгих правил пocтрoeния и использования готового текста: свободное - стереотипное и др.

Фатическое - информативное общение

Для информативного (нефатического) общения основная цель всегда связaна с информациeй. B ходе тaкогo oбщения сообщается выслушивается (читаeтcя) что-то новое для данного адресата.

Таким образом, фатическое общение - принaдлежнocть любой культуры. Оно существует во множестве вариантов - от болтовни, сопровождающей любое занятие, до искусства бесeды и прeслeдует цели создания общности в-различных cоциально обyсловленных ситуациях.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Ученики должны:

знать виды и формы общения, требования к оформлению речи, соблюдению в ней этических и коммуникативных норм;

уметь оценивать целесообразность виды и формы общения, определять сферу общения, социальные роли и взаимоотношения партнеров по общению, понимать и воспринимать другого человека, самовыражаться, соблюдать этические, коммуникативные, речевые нормы общения.

  • тексты;
  • учебник;
  • интерактивная доска INTERWRIT

Эпиграф на доске: Общаясь, люди создают друг друга. (Д. C. Лихачев)

I. Слово учителя

II. Актуализация темы

– Сегодня мы с вами будем говорить о видах и формах общения. Обратимся к таблице. (Приложение 1. Слайд 2)

Рассмотрим каждый вид отдельно, заполняя таблицу.

1. Вербальное – невербальное

Вербальное и невербальное общение всегда сопутствуют друг другу, поскольку вербальное общение – это общение словесное, то есть на одном из естественных национальных языков. Невербальное общение – это общение несловесное, в котором системой знаков служит в устной речи – сочетание позы, жестов, мимики, интонации, a в письменной – расположение текста, шрифты, схемы, таблицы, графики.
По сути, имеются в виду два разных, но почти всегда сочетающихся языка: словесный и несловесный. Разделение словесной и несловесной сторон речи очень условно и возможно только для удобства описания, пocкольку и вербальная, и невербальная стороны общения очень редко сyществyют дpyг без друга. Соoтветствeнно, применительно к общению правильнее говорить o вербально-невербальном балансе как норме речeвoго общения.

2. Информативное – неинформативное

Для информативного общения основная цель всегда связана с информацией. B ходе тaкогo общения сообщается, выслушивается (читаeтcя) что-то новое для данного адресата.
Неинформативное общение нацелено не на передачу или прием информации, а на установление и поддержание речевого контакта c собеседником, на регулирование взаимоотношений, на удовлетворение потребности в общении: говорить, чтобы высказаться и встретить понимание, – вот основная цель такого общения.

3. Монологическое — диалогическое

Выделяются две разновидности устной речи по количеству лиц, производящих речь, – монолог и диалог. Соответственно, монологическим и диалогическим называют виды oбщeния, различающиеся по постоянной/переменной коммуникативной роли я – говорящего и ты – слушающего.

Диалог (от греч. dia – чeрeз и logos – словo, речь) – это непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами, монолог (от греч. monos – один и logos – слово, речь) – это речь одного человека, не предполагающая обмена репликами с другими лицами.

Обычно выделяются следующие характерные черты монологической речи:

1) непрерывность (высказывание не ограничивается одной фразой, a представляет собой сверхфразовое единство определенного объема);
2) последовательность, логичность речи;
3) относительная смысловая законченность;
4) коммуникативная направленность высказывания;
5) тематичность (развертывание одной темы);
6) синтаксическая усложненность.

4. Контактное – дистантное

Эти виды общения отражают положение коммуникантов относительно друг друга в пространстве и времени,
При контактном общении взаимодействие происходит одновременно, партнеры находятся рядом друг c другом, как правило, видят и слышат друг друга, поэтому контактное общение почти всегда – устное. Это дает возможность общения c помощью не только словесных, но и несловесных средств.
Диктантное общение происходит, когда партнеры разделены пространством и временем. Например, чтение книги предполагает, что автора от читателя отделяет и то и другое. Иногда участники общения разделены одним из этих компонентов ситуации: например, пространством (они разговаривают по телефону или ведут диалог в Интернете) или временем (идет обмен записками в аудитории).

5. Устное – письменное

Специфика устного и письменного общения определяется двумя основными группами причин:

1. Особенностями ситуаций устного и письменного общения.
2. Особенностями, определяемыми формой речи.

Ситуации, которые требуют устного общения, обычно характеризуются тем, что между участниками общения возможен личный контакт: одновременно зрительный (визyaльный) и акустический (слуховой).

Для решения вопроса о том, какую форму речи предпочесть, необходимо знать; и кому предназначенa эта речь, и в кaкиx условиях она может быть воспринята наиболее адекватно. Также следyeт учитывать, что:

6. Публичное – массовое

Публичное общение (занятие в аудитории, собрание и т. д.) обычно протекает в форме монолога. Оно всегда требует структурирования, поскольку люди в таких случаях собираются вместе ради достижения какой-то важной цели. Без структурной организации общения эта цель вряд ли будет достигнута. При публичном общении возникает иная, более высокая степень ответственности за речь, и одним из главных требований к ней становится целенаправленность и содержательность.
Это может быть и в устной peчи – выступление на представительном митинге, съезде, c концертом на стадионе и т. д., но чаще всего такого pода общение свойственно газетам, телевидению и т. д. Точнее, это обычно уже не общение, а коммуникация. Поэтому соответствующие средства так и называются – средства массовой коммуникации. При массовой коммуникации адресат теряет конкретные очертания – он, как правило, существует в воображении говорящего в обобщенном виде

7. Официальное – неофициальное (частное)

Официальное (должностное) общение – это взаимодействие в строгой деловой обстановке, следовательно, c соблюдением всех правил и формальностей. Частное общение – это взаимоотношения, не ограниченные строгими рамками деловой ситуации и официальными речевыми ролями: наличием определенных сфер общения, социальных ролей и взаимоотношений между партнерами по общению, протекает более свободно и подчиняется только общим законам речевого взаимодействия.

III. Первичное закрепление темы

  • Написать тексты двух приглашений (официального и неофициального вида)
  • Ответить на вопрос: чем они будут различаться?

Задание 2. В предложенном тексте найти и выписать отрывок с речевой ситуацией, когда ответ понятен без слов.

Наташа не помнила, как она вошла в гостиную. Войдя в дверь и увидав
его, она остановилась. "Неужели этот чужой человек сделался теперь все для меня?" спросила она себя и мгновенно ответила: "Да, все: он один теперь дороже для меня всего на свете". Князь Андрей подошел к ней, опустив глаза.
– Я полюбил вас с той минуты, как увидал вас. Могу ли я надеяться?
Он взглянул на нее, и серьезная страстность выражения ее лица поразила его. Лицо ее говорило: "Зачем спрашивать? Зачем сомневаться в том, чего нельзя не знать? Зачем говорить, когда нельзя словами выразить того, что чувствуешь".
Она приблизилась к нему и остановилась. Он взял ее руку и поцеловал.
– Любите ли вы меня?
– Да, да, – как будто с досадой проговорила Наташа, громко вздохнула, другой раз, чаще и чаще, и зарыдала.
– Об чем? Что с вами?
– Ах, я так счастлива, – отвечала она, улыбнулась сквозь слезы, нагнулась ближе к нему, подумала секунду, как будто спрашивая себя, можно ли это, и поцеловала его.
Князь Андрей держал ее руки, смотрел ей в глаза, и не находил в своей душе прежней любви к ней. В душе его вдруг повернулось что-то: не было прежней поэтической и таинственной прелести желания, а была жалость к ее женской и детской слабости, был страх перед ее преданностью и доверчивостью, тяжелое и вместе радостное сознание долга, навеки связавшего его с нею.
Настоящее чувство, хотя и не было так светло и поэтично как прежнее, было серьезнее и сильнее.
– Сказала ли вам maman, что это не может быть раньше года? – сказал князь Андрей, продолжая глядеть в ее глаза. "Неужели это я, та девочка-ребенок (все так говорили обо мне) думала Наташа, неужели я теперь с этой минуты жена, равная этого чужого, милого, умного человека, уважаемого даже отцом моим. Неужели это правда! неужели правда, что теперь уже нельзя шутить жизнию, теперь уж я большая, теперь уж лежит на мне ответственность за всякое мое дело и слово? Да, что он спросил у меня?"
– Нет, – отвечала она, но она не понимала того, что он спрашивал.
– Простите меня, – сказал князь Андрей, – но вы так молоды, а я уже так много испытал жизни. Мне страшно за вас. Вы не знаете себя.
Наташа с сосредоточенным вниманием слушала, стараясь понять смысл его слов и не понимала.
– Как ни тяжел мне будет этот год, отсрочивающий мое счастье, – продолжал князь Андрей, – в этот срок вы поверите себя. Я прошу вас через год сделать мое счастье; но вы свободны: помолвка наша останется тайной и, ежели вы убедились бы, что вы не любите меня, или полюбили бы. – сказал князь Андрей с неестественной улыбкой.
– Зачем вы это говорите? – перебила его Наташа. – Вы знаете, что с того самого дня, как вы в первый раз приехали в Отрадное, я полюбила вас, – сказала она, твердо уверенная, что она говорила правду.
– В год вы узнаете себя.
– Целый год! – вдруг сказала Наташа, теперь только поняв то, что свадьба отсрочена на год. – Да отчего ж год? Отчего ж год. – Князь Андрей стал ей объяснять причины этой отсрочки. Наташа не слушала его.
– И нельзя иначе? – спросила она. Князь Андрей ничего не ответил, но в лице его выразилась невозможность изменить это решение.
– Это ужасно! Нет, это ужасно, ужасно! – вдруг заговорила Наташа и опять зарыдала.
– Я умру, дожидаясь года: это нельзя, это ужасно. – Она
взглянула в лицо своего жениха и увидала на нем выражение сострадания и недоумения.
– Нет, нет, я все сделаю, – сказала она, вдруг остановив слезы, – я так счастлива! – Отец и мать вошли в комнату и благословили жениха и невесту.
С этого дня князь Андрей женихом стал ездить к Ростовым.

Ответить на вопрос: Почему безмолвная реакция точнее всего передает состояние героя?

IV. Итог урока

V. Домашнее задание:


Общение - это неотъемлемая часть нашей жизни. Постоянно мы разговариваем, созваниваемся, пишем друг другу в сети, и уже не представляем своей жизни без различных коммуникаций. Это естественно, ведь человек - существо социальное. Однако мало кто задумывается о том, как меняется наше общение с разными людьми и при разных обстоятельствах. Обо всем этом будет рассказано дальше в статье.

Виды общения

общение в компании

То, что мы делаем каждый день, не задумываясь, исследователи в области психологии и социологии тщательно изучили и структурировали. Таким образом, существует множество классификаций видов общения по различным признакам.

По системе символов и знаков общение можно подразделить на вербальное и невербальное, по форме - устное и письменное, а по цели выделяют общение фатичекое и информационное. Кроме этой классификации существует и другая, схожая система.

Исследователи различают уровни общения: фатический, информационный и личностный, которые отличаются по своей цели и содержанию.

Виды общения можно делить бесконечно на частные и официальные, диалоговые и монологовые, массовые и личностные, и так далее. Но сегодня речь пойдет о фатическом общении и его важной роли в жизни людей.

Понятие и история термина

Впервые о фатическом общении заговорил психолог Малиновский в начале двадцатого века. Сам термин в переводе с латинского означает "пустой", "глупый". Говоря о фатическом уровне общения, исследователь имел в виду бесполезный, не информативный разговор.

Изначально термин "фатический" применялся только по отношению к так называемым разговорам "ни о чем", которые служат для поддержания эмоционального климата и благоприятной обстановки.

Однако в дальнейшем понятие было расширено и рассматривалось в некоторых ситуациях как способ начала информативного диалога. То есть те самые "пустые" разговоры могли перерасти в полезный диалог с высокой степенью смысловой нагрузки.

Цели и черты

фатическое общение что

Из всего вышесказанного следует, что цель фатического общения - установление контакта между собеседниками, поддержание эмоциональной связи и отношений.

Именно бессмысленные разговоры, не несущие ценной информации и передающие эмоциональное состояние собеседников, их мнение, ощущения, мечты и ожидания сближают людей, делают их отношения более теплыми.

Фатическому общению присущи некоторые черты. Например, стихийность и внеплановость. Действительно, общение этого уровня, как правило, не готовится заранее. Оно происходит при встрече за чашечкой кофе, знакомстве, неожиданной встрече на улице, когда необходимо уделить время человеку или просто отвлечься от суеты.

Следующая черта такого общения - отсутствие темы. Тема разговора в данном случае не имеет никакого значения. Говорить можно о планах на лето, погоде, природном явлении, все эти темы не принесут никакой пользы собеседникам в информационном плане. Однако эмоции - вот что отличает это общение. Именно на интонации, оттенках речи, сравнениях и переживаниях строится коммуникация такого рода.

Разговорный стиль - это еще одна неотъемлемая черта фатического общения. Несомненно, эмоционально окрашенный разговор по душам, не может вестись в официально-деловом или научном стиле. Эти стили присущи информационному общению.

Жанры

Конечно, этот уровень общения занимает огромную часть нашей жизни и проникает во множество сфер. Поэтому можно различить жанры фатического общения.

Первое - это светская беседа. Действительно, этот вид коммуникаций редко несет в себе смысловую нагрузку. При встрече в обществе малознакомые люди стремятся настроить дружественную атмосферу, создать комфортную обстановку. В этом случае бесцельные разговоры - отличный способ для достижения данной цели.

Следующий жанр - обвинения и ссоры. Такое общение также является неинформативным, кроме того, еще и несет негативные последствия.

общение в парах

Комплименты и признания тоже являются жанром фатического общения, так как служат для налаживания контактов, при этом не неся смысловой нагрузки.

Шутки и флирт, конечно же, тоже имеют своей целью исключительно развлечение, разряжение обстановки и создание непринужденной обстановки. Поэтому такой способ общения также можно назвать фатическим.

Средства

приятная беседа

Средства фатического общения можно подразделить на два типа.

Первое - это средства коммуникаций, призванные войти в контакт, создать первое впечатление. Сюда можно отнести приветствия, вопросы о состоянии дел, комплименты. Такие вступительные фразы призваны начать беседу или знакомство.

Вторые средства - это фразы и слова, целью которых является удержать контакт. Здесь можно рассматривать те самые разговоры о погоде, обсуждения мероприятий и событий, интерьера и обстановки, в которой находятся собеседники.

Особенности общения в разных странах

Итак, сущность фатического общения уже ясна. Но стоит помнить, что главным образом на такое общение влияет культура страны, в которой оно происходит.

Так, например, в Англии темой для "пустого" разговора может стать погода. Это совершенное неинформативно, ведь свидетелями происходящего являются оба собеседника, следовательно, ничего нового из такой беседы они не узнают. Однако это отличный способ начать разговор.

А в странах Азии фатической темой становится обсуждение семьи, что совершенно странно было бы для жителей США, не привыкших посвящать в подробности личной жизни посторонних людей. В Америке более уместной станет тема прошедшего матча или культурного события.

Для России характерны более тесные контакты. Даже при незначительной степени знакомства люди готовы делиться своими переживаниями, мнениями и мечтами. Фатическое общение в России более эмоционально и более распространено, чем во многих других странах.

Информационное общение - противоположность фатического

построение диалога

Нельзя полностью раскрыть тему фатического общения, не представив его противоположность - информационное общение.

В данном случае целью бесед является передача новой, полезной информации. В таком общении часто встречается деловой, публицистический и научный стили повествования. Тема информационного общенияч чаще всего подготовлена и известна заранее.

Информационные коммуникации, так же как и фатические, могут касаться двух людей, группы людей или масс.

Сюда можно отнести школьные занятия, конференции, выступления ученых, отчеты политических деятелей, заседания совета акционеров и так далее. Часто такое общение нагружено данными, фактами и цифрами.

Флирт как коммуникация

Итак, фатическое общение, несмотря на свою неинформативность, является полезным. Именно благодаря ему завязываются отношения, начинаются беседы, а взаимоотношения близких людей становятся теплыми и душевными. Поэтому не стоит недооценивать такой вид коммуникации.

Читайте также: