Особенности архитектуры растрелли кратко

Обновлено: 05.07.2024

Франческо Бартоломео Растрелли — один из главных строителей Санкт-Петербурга. Его гению принадлежат Зимний дворец, Большой дворец в Царском Селе, Смольный монастырь и Большой Петергофский дворец. История Северной столицы неразрывно связана с его именем.

Биография

Франческо Бартоломео Растрелли появился на свет в семье французского придворного скульптора итальянского происхождения в 1700 году. Юный Растрелли обучался в мастерской отца во Франции под его руководством. В возрасте 16 лет, после смерти французского короля, юношу вместе с отцом пригласил в Россию император Петр I.

Семья поселилась на нынешней Шпалерной улице, и молодой зодчий помогал отцу с заказами российского монарха и высшей знати. Известно, например, что он участвовал в итоговых работах над дворцами светлейшего князя А. Д. Меньшикова. После его посылали на учебу в Европу: во Францию, Италию и Германию.

Достоверно известно, что первой личной работой Франческо Растрелли стал дворец Дмитрия Кантемира. Здание было выполнено в духе петровского барокко с элементами северо-европейской архитектуры.

Проект оказался очень удачным: вдоль набережной находились парадные залы, а личные покои выходили окнами во внутренний двор. Благодаря дворцу Кантемира Растрелли стал популярен у знати и в 1730 году у него сделал заказ князь Иван Долгорукий.

С приходом к власти Анны Иоанновны, Растрелли стал одним из лучших архитекторов, работавших в стиле барокко. Он много строил для императрицы, желавшей укрепиться на троне и окружить себя богатством и роскошью. Зодчий возвел для Анны Иоанновны Анненгоф в Кремле и дворец в Лефортово, а также Манеж на пустовавшем участке земли, рядом с которым более чем через век появился Исаакиевский собор Монферрана.

Работы молодого архитектора императорский двор принял с воодушевлением, и в 1734 году он получил заказ от главного фаворита императрицы и фактического правителя России Бирона. Он поручил Растрелли построить Рундальский замок в Курляндии, где архитектор впервые использовал въездную башню-колокольню.

Спустя 3 года, когда Бирон получил титул герцога Курляндского, он заказал у Франческо Растрелли новую резиденцию в Митаве, богаче и пышнее предыдущей.

Строительство шло до 1741 года, пока Бирона не арестовали, а стройку приостановили. Растрелли, как главного архитектора Бирона, тоже хотели привлечь к делу о хищениях его заказчика, но когда начали проверять выплаты архитектору, то поняли, что за свою работу он не получил ни гроша из обещанного.

Более того, в смете было очень четко прописано, сколько и какого продовольствия должен был получать Франческо Растрелли в период работы на Бирона. И вряд ли на это можно было устроить пир или даже застолье.

Однако еще в 1738 году Бартоломео Франческо Растрелли получил звание обер-архитектора — главного архитектора при императоре и содержание в размере 1 200 рублей ежегодно. Но расцвет карьеры архитектора наступил с восшествием на престол Елизаветы I.

С воцарением новой императрицы от всего немецкого, что осталось после Анны Иоанновны и Анны Леопольдовны, отказались. И Франческо Растрелли входил в этот список. Выплату жалования архитектору приостановили, а звание обер-архитектора забрали. Он же ждал, когда новая императрица поймет, что кроме него никто не сможет построить те роскошные барочные дворцы, о которых она так мечтала. Так и случилось. Спустя некоторое время Растрелли вновь пожаловали звание обер-архитектора, жалование вернули в большем размере, и он начал творить для нового монарха с прежней силой. Именно с правлением Елизаветы Петровны связан золотой век барочной архитектуры и Растрелли, как лучшего архитектора, работавшего в этом стиле.

Несмотря на то, что при Елизавете Петровне Растрелли создал величайшие свои произведения, вознаграждение за свой тяжкий труд он получил от Петра III. От императора он получил чин генерал-майора и орден Святой Анны. При Екатерине II стиль барокко утратил свою востребованность. Растрелли был без работы. Его отправили на лечение в Италию, а через год был подписан указ об отставке Растрелли с ежегодной пенсионной выплатой 1000 рублей. Он уехал в Курляндию к помилованному Бирону достраивать его резиденцию, но вскоре и там ему нашли более молодую замену.

В последние годы жизни Франческо Растрелли зарабатывал покупкой итальянских полотен на родине и перепродажей их в российской столице

Академия Художеств пожаловала архитектора в ряды почетных вольных общников незадолго до его смерти. Никто не знает где и когда скончался Растрелли. Предположительно это произошло 29 апреля 1771 г. В этот день вышел приказ назначить пенсионное жалование архитектора его наследнику.

Стиль Растрелли

Стиль Растрелли является ярчайшим примером елизаветинского барокко. Его отличают полихромные — разноцветные — фасады зданий и элементы их отделки. Архитектор играл с тектоникой фасада и насыщал его декоративными колоннами и полуколоннами, расположенными попарно или пучками. Окна, дверные проемы и нишы венчаются полукруглыми навершиями, богато и разнообразно декорированными.

Во внутреннем расположении виден простор и размах, полный отказ от причудливых, криволинейных форм стен. Парадные залы занимают всю глубину здания, они насыщены окнами и зеркалами друг напротив друга, что делает пространство зала еще больше. Архитектура Растрелли производит впечатление невиданной роскоши и величия.

Бартоломео Франческо Растрелли также показал себя выдающимся инженером — в большинстве своих построек он использовал не ленточный фундамент, а каменные платформы — ростверки на свайях. Сваи уходили глубоко в землю и распределяли нагрузку на стены и каменные платформы равномерно, что позволяло возводить здания любого масштаба и любой высоты на болотистых петербургских почвах.

Творчество Растрелли — гениальные творения зодчего

Дворцы

Зимний дворец
Летний дворец
Строгановский дворец
Большой Петергофский дворец

Церкви

Смольный собор

Царское Село

царское село

  • Большой дворец. В 1752 году Елизавета Петровна поручила Растрелли перестроить Большой дворец в Царском Селе, сочтя его слишком маленьким и не отвечающим ее вкусам. Были построены боковые парадные анфилады дворца, создающие длинную череду парадных залов, расположенных на одной оси. Дворец стал полихромным, резные элементы, статуи обильно украсили золотом, разбили парк.
  • Павильон Эрмитаж — в глубине царскосельского сада Растрелли спроектировал павильон для “отшельничества”. Чтобы императрица могла уединиться в нем со своими приближенными без присутствия посторонних и слуг, в павильоне были устроены механические столыс подъемными механизмами. Огромные окна — двери перемежаются зеркалами, отчего павильон Эрмитаж буквально пронизывается светом.
  • Павильон Грот — в гротах древнегреческие боги и богини уединялись от глаз смертных и совершали омовения. Для эстетики барокко этот тип садово-парковых сооружений был очень характерен, поэтому Елизавета Петровна непременно захотела иметь его в своей летней резиденции. Растрелли создал классический проект грота со скругленными углами, мягкими линиями, растительными орнаментами.

Памятники

Памятник Петру I — конный памятник первому российскому императору был начат Растрелли старшим еще при жизни Петра, но закончил его уже сын. Сразу же после смерти отца он подал запрос об окончании работ над памятником с той же командой мастеров, на что получил разрешение. Конную статую Петра неоднократно перемещали.В настоящее время она находится перед Михайловским замком.

памятник Петру 1

Память о Франческо Бартоломео Растрелли

  • Галерея в Зимнем дворце названа в честь Франческо Растрелли
  • В Санкт-Петербурге именем архитектора названа площадь
  • В 1991 году возле одного из главных творений Растрелли — Большого дворца в Царском Селе — поставлен его бюст — скульптор М. Литовченко
  • На Манежной площади Санкт-Петербурга установлены 4 бюста главных итальянцев северной столицы, среди которых Франческо Растрелли

Интересные факты

  • Растрелли работал над проектом Гостиного двора и даже приступил к его строительству, но начавшаяся Семилетняя война и неприятие проекта купцами заставили его приостановить свою деятельность.
  • Около 1732 года Франческо Бартоломео Растрелли обвенчался с Марией Уоллес. От брака с ней он имел троих детей: сына и двух дочерей. Сын Иосиф и дочь Элеонора скончались в детстве от холеры, до взрослого возраста дожила только Елизавета Катерина.
  • Растрелли сотрудничал со многими архитекторами. Никто из них не подавал жалобу на итальянца.
  • На закате своей жизни Растрелли часто повторял, что “архитектора здесь ценят только тогда, когда в нем нуждаются”.

Растрелли, Бартоломео

Итальянец по происхождению, Растрелли в своём творчестве выразил русскую культуру середины 18 века наиболее полно и ярко. Русское искусство обязано ему блестящим расцветом дворцовых ансамблей. Растрелли превратил Петербург из города-порта и города-крепости в город дворцов.

Растрелли создал в полном смысле слова национальный русский стиль в архитектуре, не имеющий прямых аналогий на Западе.
До сих пор непонятно, учился ли Растрелли архитектуре, и если да, то где он учился. Его отец, литейщик и скульптор, дал сыну основы архитектурного образования. Далее историки архитектуры расходятся в мнениях относительно того, где он продолжал образование: во Франции, в Италии или в Германии. Спор не решён именно потому, что творчество Растрелли показывает знакомство архитектора со всеми архитектурными достижениями современной ему Европы. Основной особенностью построек Растрелли является сочетание телесности в понимании объёмов (свойственной барокко и южной Германии) с жёсткостью прямолинейных планов (напоминающих французский классицизм). Рококко появляется у Растрелли только в малых архитектурных формах.

Первая крупная работа Растрелли – Третий Зимний дворец, построенный для Анны Иоановны (1733 – 1736) – ансамбль зданий, образующий каре вокруг внутреннего двора. Этот дворец не сохранился, о внешнем виде можно судить только по гравюрам М.И. Махаева.

Деревянный Летний дворец строился по заказу Анны Леопольдовны; во время строительства (1741-1744) произошёл переворот, и хозяйкой его стала Елизавета Петровна. Это был огромный дворцовый комплекс, построенный под влиянием Версаля, с широким курдонёром, большой парковой зоной с большим зелёным лабиринтом, банями. В центре парка находились качели, горки, карусели. Устройство последних необычно: вокруг большого дерева разместили вертящиеся скамейки, а в кроне скрывалась беседка, в которую поднимались по винтовой лестнице.

Екатерининский дворец в Царском Селе (г. Пушкин)
Екатерининский дворец в Царском Селе (г. Пушкин)

Тот же принцип усадебной композиции Растрелли применяет и в других постройках: в Аничковом дворце, который он достраивал после умершего Земцова, во дворце Бестужева на Каменном острове (1743 – 1745), во дворце Воронцова (1746 – 1750). Дворец Воронцова сохранился, и возможно по нему и Петергофскому большому дворцу составить представление о лепном декоре, который Растрелли использовал на раннем и среднем этапах своего творчества. Здесь ещё нет пышности Зимнего дворца. Фронтонами покрыты только средние части ризалитов, что подчёркивает чистую декоративность фронтона. Дополнительную декоративность фронтону придают раскреповки, благодаря которым обогащается игра светотени.

В 1752 году Елизавета Петровна поручила Растрелли перестроить Большой Царскосельский дворец (Большой Екатерининский дворец), поскольку посчитала имеющееся здание слишком тесным, и за четыре года был построен пышный дворец с 325-метровым фасадом. Вертикальные и горизонтальные членения фасада Растрелли обеспечил сильно выступающим карнизом над первым этажом и колоннами, объединяющими второй этаж с верхним. Для этого дворца Растрелли использует много скульптурной лепки, которую ему позволяла штукатурка, принятая в петербургском строительстве. Кариатиды поддерживают колонны и обрамляют окна, скульптурные наличники окон вверху, под карнизом, переплетаются в сплошную волнообразующую ленту орнамента. Первоначально все скульптурные украшения были золочёными.

Для Растрелли было характерно продолжение старой русской традиции двуцветной окраски зданий: чаще всего он применял лазурный, бледно-фисташковый и бледно-оранжевый тона для стен. Золочение вносило дополнительную пышность в традиционную двуцветную окраску.

В дворцовых церквях Растрелли применял всё те же приёмы, что и при оформлении дворцовых залов, с той лишь разницей, что роль купидонов там выполняли херувимы. Иконостасы богато декорируются витыми колоннами, разорванными фронтонами и множеством статуй.

Андреевский собор в Киеве
Андреевский собор в Киеве

Эрмитаж (1743-1754) восьмиугольной формы сохранился до наших дней практически полностью лишённый скульптуры. Богатейшая фасадная лепнина – пучки колонн с маленькими лучковыми фронтонами, сложные купола, скульптура – всё это было призвано произвести максимальное впечатление на смотрящего.
Строгановский дом и Четвёртый Зимний дворец представляют собой не усадебные, а городские постройки прямоугольного типа с внутренним двором. В отличие от Строгановского дома, где было достаточно пластической декорации фасада, огромное здание Зимнего дворца потребовало более сложной работы.

Четыре фасада Зимнего дворца пышны и величавы: Растрелли не забывал, что они должны быть видны с большого расстояния. Чтобы создать разнообразие растянутых фасадов и в то же время подчинить их единому центру, Растрелли собирает в пучки колонны, помещая их через каждое окно, а затем ставит их через 2-3 окна. Таким образом создаётся сложный ритм. Маски, украшающие наличники окон, разнообразны: их 11 типов. Чаще всего скульптурные украшения сдерживаются формой наличника.Смольный монастырь (с 1748 г) строился Растрелли под личным надзором Елизаветы Петровны, которая собиралась в конце жизни удалиться туда на покой. Монастырь представляет собой типичную усадьбу, по своей пышности не уступающей дворцовым усадьбам – только роль дворца выполняет собор.
Растрелли стал первым перербургским архитектором, творчество которого перешло за пределы столицы. Он строил в Москве; по его чертежам многое строилось местными архитекторами (например, Андреевский собор в Киеве).

В 60-х годах в моду вошёл классицизм, и слава Растрелли несколько потускнела. В 1762 году он уехал в отпуск в Италию, в 1763 – уволен с царской службы. Последние годы своей жизни он доживал у герцога курляндского Бирона, которому он построил Рундальский дворец ещё в 30е годы, и занимался внутренней отделкой дворца.

Феномен Бартоломео Растрелли заключается в том, что он, человек, родившийся и выросший в Европе, нашёл стиль, наиболее полно выражающий культуру русской дворянской монархии эпохи её высшего расцвета. Влияние Растрелли на современных ему и последующих архитекторов было огромно; и сейчас Зимний дворец – это наиболее запоминающееся здание Санкт-Петербурга.

Бартоломео Франческо Растрелли (Bartolomeo Francesco Rastrelli; 1697 — 29 апреля 1771 гг.) — знаменитый итальянский архитектор XVIII века, выдающийся представитель позднего барочного стиля. Бартоломео Франческо Растрелли прославился на весь мир созданием роскошных дворцов в России в период правления императрицы Елизаветы Петровны. Лучшие шедевры творчества мастера по праву считаются уникальными образцами отечественного архитектурного искусства, а биография великого художника насыщена интересными фактами и яркими событиями.

Бартоломео Франческо Растрелли часто путают с его тезкой-отцом (Bartolomeo Carlo Rastrelli), который, в отличие от сына, большую часть профессиональной карьеры посвятил скульптурному ремеслу и создал первый в России конный памятник. Тем не менее они оба внесли весомый вклад в развитие национальной культуры и навсегда останутся для потомков великими мастерами искусств.

Бартоломео Франческо Растрелли. Бартоломео Карло Растрелли. Конный памятник Петру I, 1716-1800

Биография Бартоломео Франческо Растрелли

Бартоломео Франческо Растрелли появился на свет в 1697 (по другим данным — в 1700) году в Париже, где его отец служил при дворе Людовика XIV. К сожалению, точную дату рождения архитектора историкам до сих пор установить не удалось. Мальчик с раннего детства увлекался рисованием и помогал отцу в мастерской, но французский монарх особо не баловал Растрелли-старшего щедрыми заказами. А после смерти Людовика XIV в 1715 году опытный скульптор и вовсе оказался на грани разорения, поэтому он охотно принял предложение царя Петра I о переезде на постоянную работу в Российскую империю. Весной 1716 года Растрелли-старший вместе с семьей прибыл в Петербург и поселился неподалеку от центра города.

Бартоломео Франческо Растрелли. Рундальский дворец, 1736-1740

Пять лет Бартоломео Франческо работал вместе отцом над созданием нескольких дворцов для светлейшего князя Меншикова — всесильного фаворита российского императора, после чего отправился в Европу для обучения архитектурному искусству. Вернувшись через год в Санкт-Петербург, Растрелли-младший начал самостоятельную карьеру зодчего, но особых успехов на профессиональном поприще не снискал, довольствуясь скромными заказами до конца 1720-х годов. Тем не менее молодой итальянский архитектор приобрел известность в кругу столичной элиты, а затем счастливый случай свел его с всесильным Бироном — фаворитом Анны Иоанновны, вступившей на российский престол в 1730 году.

Обладавший огромной властью герцог сумел разглядеть в Растрелли великого мастера и поручил ему построить два дворца в Курляндии (на территории современной Латвии). Бартоломео блестяще справился с ответственной задачей, чем заслужил расположение Бирона и вскоре был представлен российской императрице. По поручению Анны Иоанновны в начале 1740-х он несколько раз посещал Москву для ознакомления со старинными шедеврами национальной архитектуры. После этих поездок мастер окончательно выработал собственный стиль зодчества, принесший ему заслуженное признание в будущем.

Бартоломео Франческо Растрелли. Большой Петергофский дворец, 1747-1756

Пик расцвета творчества Растрелли пришелся на годы правления дочери Петра Великого Елизаветы, которая заняла российский престол после дворцового переворота в декабре 1741 года. Бартоломео на тот момент в течение нескольких лет занимал должность придворного архитектора и именно ему было поручено построить целый ряд грандиозных дворцов для императрицы.

В течение последующих двух десятилетий Бартоломео Франческо Растрелли создал большинство своих знаменитых шедевров. Он стал очень уважаемым человеком, сколотил приличное состояние и разработал грандиозный проект самой высокой в России колокольни перед Смольным монастырем в Санкт-Петербурге. Но внезапная кончина 52-летней императрицы Елизаветы в декабре 1761 года разрушила планы художника. На российский престол вскоре вступила Екатерина II, которая негативно относилась к стилю зодчества Растрелли. Царица приблизила к себе молодого мастера Антонио Ринальди (Antonio Rinaldi), назначив его придворным архитектором.

В кратчайшие сроки жизнь Растрелли изменилась до неузнаваемости. Он перестал выполнять заказы императорского двора, потерял положение в обществе и начал испытывать серьезные финансовые проблемы. В отчаянии он подал императрице прошение об отставке и был немедленно уволен со службы с присуждением ежегодной пенсии в размере 1000 рублей за заслуги перед Отечеством.

Бартоломео Франческо Растрелли. Большой Екатерининский дворец в Царском Селе, 1752-1756

Пожилой мастер отправился в Европу в поисках новых заказчиков, но его старания оказались безрезультатными. Побывав в Италии и Пруссии, в 1763 году Растрелли приехал в Курляндию, где его приютил вернувшийся из ссылки после длительного периода опалы герцог Бирон. В последние годы жизни мастер занимался реконструкцией двух роскошных дворцов, построенных им ранее. Забытый всеми Франческо Бартоломео Растрелли умер 29 апреля 1771 года в имении Бирона и был похоронен на кладбище городка Митавы рядом с женой, его могила до наших дней не сохранилась.

Бартоломео Франческо Растрелли. Мариинский дворец в Киеве, 1752

Самые известные работы Бартоломео Франческо Растрелли

Гениальный итальянский мастер создал за свою жизнь немало прекрасных произведений архитектурного искусства. К числу самых известных работ Бартоломео Франческо Растрелли относятся:

Бартоломео Франческо Растрелли. Зимний дворец в Санкт-Петербурге, 1754-1762

Бартоломео Франческо Растрелли по праву принадлежит к числу великих архитекторов всех времен. А его имя давно стало символом национального дореволюционного зодчества для миллионов жителей России и туристов из разных уголков нашей планеты.

Архитектор Бартоломео Растрелли - создатель множества восхитительных, прекрасных сооружений. Его дворцы и культовые здания поражают своей торжественностью и великолепием, горделивостью и царственностью. И это неудивительно. Ведь Бартоломео Растрелли, биография которого интересует многих современных любителей архитектуры, творил и созидал для императоров.

франческо растрелли

Коротко о детстве

Родился Бартоломео Франческо Растрелли в Париже, в семье талантливого и знаменитого итальянского скульптора Бартоломео Карло Растрелли. Это произошло в далеком 1700 году, когда Францией управлял Людовик XIV. Король очень ценил своего придворного ваятеля, поэтому детство маленького Франческо прошло в довольстве и беззаботности.

Мальчик рос очень пытливым и старательным. Ему нравилось что-то делать своими руками, нравилось подражать отцу и оттачивать свое мастерство.

Переезд в Россию

После смерти “короля-солнца” Карло Растрелли получил приглашение от русского двора на трехгодичную работу в Северном царстве. В то время было привычным талантливым мастерам ездить на заработки в Россию, поэтому Растрелли-старший, недолго думая, собрал семью и отправился в Санкт-Петербург.

Столица встретила иностранцев благосклонно. Семья поселилась в собственном доме, пользовалась уважением и почетом. Петр I, занятый обустройством нового города, обходился с талантливыми ремесленниками любезно и предупредительно. Он, видя их умение и мастерство, снабжал специалистов заказами, за которыми следовало хорошее, поистине царское вознаграждение.

Начало творчества

С юных лет Бартоломео Растрелли занимался серьезной зодческой работой под руководством и наблюдением своего отца. Например, он участвовал в достройке некоторых дворцов князя Меншикова – энергичного и властолюбивого соратника императора Петра.

Первой относительно самостоятельной работой Бартоломео Растрелли (к слову, в России молодого зодчего называли Варфоломей Варфоломеевич) было строительство трехэтажного дворца из природного камня для светлейшего князя, государственного деятеля и ученого Дмитрия Константиновича Кантемира.

Архитектор не наделил свое первое сооружение какими-то отличительными особенностями и свойствами. Нет, дворец был возведен в согласии с общепризнанным стилем Петра I, ему была присуща объемная полнота, четкость членений и плоскостность фасадов. Свой собственный стиль Растрелли выберет чуть позже.

В 1720 годы начинающий архитектор несколько раз совершал поездки во Францию и Италию, чтобы ознакомиться с новыми модными веяниями и направлениями в строительном искусстве.

Политический переворот

В начале 1930-х годов, на заре правления Анны Иоанновны, Растрелли-отец решил наладить с новой государыней отношения и отправился к ней на аудиенцию, захватив с собой сына и чертежные наброски.

Молодая царица, тяготеющая к помпезности и изысканности, благосклонно приняла талантливых зодчих и оказала им честь заняться строительством своего собственного дворца. Так у молодого архитектора появилась возможность отличиться перед государыней. Все его проекты были одобрены и воплощены в жизнь.

Зимний дворец

С приходом к власти Анны Иоанновны одаренный зодчий начинает труд всей своей жизни – ему поручают достроить главный царский дворец в Петербурге. Что делает Бартоломео Растрелли? Зимний дворец, сооруженный еще в начале 1700-х годов, казался императрице небольшим и заурядным, поэтому она с радостью утвердила грандиозный замысел воодушевленного архитектора, в соответствии с которым необходимо было выкупить четыре стоящих рядом дома и на их месте воздвигнуть великолепный строительный комплекс.

растрелли бартоломео франческо работы

Через несколько лет строительство было завершено, и перед глазами петербуржцев предстало добротное четырехэтажное здание, обращенное своими фасадами на Неву и вмещающее в себя почти семьдесят парадных залов и более ста спален, а также театр, галерею, капеллу и множество служебных и караульных помещений.

Дворец был искусно и богато оформлен, имел круглые рустованные колонны и скульптуры фронтона, а весь первый этаж дома занимали огромные галереи с арками.

Примечательно, что Растрелли пришлось еще раз переделывать Зимний дворец. Произошло это спустя двадцать лет, в правление Елизаветы Петровны.

Новая императрица нашла главную резиденцию Романовых грязной и не соответствующей своему статусу. Она захотела увеличить здание в высоту и длину. Для этого необходимо было снести строение, а на его месте построить новое, более уместное для приема иностранных министров и проведения праздничных торжеств.

Чем примечательна структура нового Зимнего дворца, возведенного под надзором Бартоломео Растрелли? Здание насчитывало полторы тысячи комнат и занимало территорию, равную шестидесяти тысячам кубических метров.

бартоломео франческо растрелли

Дворец, обладающий формой огромного прямоугольника, располагал внутренним парадным блоком и массивным, великолепно убранным фасадом, который был оснащен широко расставленными колоннами и просторными окнами, всевозможными формами оконных наличников и многочисленными вазами и статуями, размещенными над парапетами.

Примечательно, что современный вид Зимнего дворца, называемого также Эрмитажем, почти полностью соответствует последнему проекту великого архитектора.

Зодчий для Бирона

В 1730 годы Бартоломео Растрелли начинает тесно общаться с Бироном – фаворитом Анны Иоанновны. По протекции некоронованного императора зодчий становится королевским архитектором действующей императрицы. К слову, Елизавета Петровна, через пятнадцать лет пришедшая к власти с помощью дворцового переворота, также пользовалась услугами Растрелли как обер-архитектора.

Для Бирона зодчий разрабатывает и осуществляет проекты по строительству Митавского и Рундальского дворцов. Здесь мастер создает масштабные постройки, тяготеющие к замкнутой структуре, где доминирующим элементом является вытянутый центральный корпус.

С каждым новым чертежом искусство Бартоломео Растрелли развивается и совершенствуется, линии и приемы становятся все пластичнее и рельефнее.

Работа над перестройками. Аничков дворец

С приходом следующей владычицы у талантливого зодчего стали появляться интересные и изумительные заказы, одним из которых стало окончание строительства на набережной реки Фонтанки, начатого зодчим Земцовым.

аничков дворец бартоломео франческо растрелли

Роскошное здание, возведенное в стиле барокко, вошло в историю как Аничков дворец. Бартоломео Франческо Растрелли руководил строительством и оформлением необычного сооружения, формой напоминавшего букву “Н”.

Работа над перестройками. Петергоф

Следующим заказом Растрелли было переустройство Петергофа.

Елизавета Петровна всей душой хотела улучшить и обогатить резиденцию своего умершего отца. Для этого она приказала сохранить в облике здания петровский стиль и атмосферу того времени, однако распорядилась наделить сооружение современным великолепием и масштабностью.

Бартоломео Растрелли удалось расширить и видоизменить дворцовый комплекс, оставив его выразительное центральное здание практически без изменений. По бокам он пристроил корпуса и воздвиг новые павильоны, соединив их красочными галереями, а также надстроил третий этаж и разработал живописную парковую систему.

архитектор бартоломео растрелли

Самый эффектный элемент петергофского интерьера – это квадратный парадный зал с двухцветной лестницей, декорированный роскошной отделкой.

Здесь присутствует все – дорогая позолота предметов и шикарная роспись стен, а также лепнина, резьба по дереву и ковка.

Работа над перестройками. Царское Село

Еще одним важным строительным объектом, который необходимо было переделать, являлась летняя царская резиденция, находящаяся в Царском Селе. Ее императрица считала слишком старомодной и маленькой.

Какие изменения необходимо было произвести, дабы улучшить Екатерининский дворец? Бартоломео Франческо Растрелли для удовлетворения желаний государыни совершает перестройку в стиле русского барокко, не жалея ни денег, ни каких-либо других средств. На украшение фасадов и статуй уходит более ста килограммов золота.

екатерининский дворец бартоломео франческо растрелли

В процессе перестройки зодчий перенес парадную лестницу на юго-западную сторону дворца, обнажив протяжность параллельных, примыкающих друг к другу парадных зал; углубил впадины окон, образовав богатую игру светотени; украсил фасады лепниной и скульптурой, разукрасив их в нежно-голубой и насыщенно-золотой цвета. Все это придало любимому дворцу императрицы праздничный торжественный вид и насыщенную эмоциональную экспрессию.

Новые проекты

Однако архитектурные работы Бартоломео Франческо Растрелли не ограничились лишь перестройкой чужих проектов. Зодчий создавал собственные талантливые и самобытные чертежи, по которым возводил роскошные и торжественные здания. Одним из таких сооружений стал Смольный собор. Бартоломео Франческо Растрелли выполнил его в пышном и претенциозном стиле елизаветинского барокко, украсив люкарнами и фронтонами и покрасив в мягкий светло-голубой цвет.

Комплекс культового здания выполнен необычно и по-особенному. Собор возведен пятиглавым, однако лишь один-единственный купол (обладающий самым большим размером) напрямую относится к храму, четыре же других являются колокольнями.

Еще одним талантливым творением архитектора является Строгановский дворец. Бартоломео Франческо Растрелли объединил три строения в одно общим фасадом, в центре которого установил портик с гербом, а также выполнил большую парадную лестницу, украшенную богатой лепниной и позолоченными кованными перилами, и просторную галерею, декорированную позолоченной скульптурой и огромными зеркалами.

строгановский дворец бартоломео франческо растрелли

Внутри здания располагалась грандиозная зала площадью в сто двадцать восемь квадратных метров.

Закат творчества

Со смертью Елизаветы Петровны канул в Лету помпезный и дорогостоящий стиль барокко, поэтому Бартоломео Франческо Растрелли оказался не у дел. На смену ему пришли новые мастера, более осведомленные в современном искусстве. Не имея заказов и испытывая материальные трудности, стареющий архитектор решается просить об отпуске и едет в Италию, якобы на лечение.

Здесь зодчий усиленно ищет заказчиков, однако у него ничего не получается. Параллельно с этим талантливый Растрелли узнает, что императрица Екатерина пользуется услугами другого архитектора. Так великий итальянец получает печальную отставку и достойную пенсию в тысячу рублей.

Вместе с семьей (у зодчего была любимая жена и двое детей) Растрелли покидает Россию. По дороге он встречается со своим былым покровителем Бироном и отправляется к нему на родину, дабы перестроить и улучшить курляндскую собственность бывшего регента Российской империи.

Говорят, что последней работой талантливого мастера стал проект церкви Святого Симеона и Святой Анны, который был преподнесен одаренным умельцем лично графу Панину с просьбой о вознаграждении в двенадцать тысяч рублей. Однако граф не счел нужным ответить на прошение Растрелли, хотя и построил церковь в согласии с чертежами после смерти архитектора.

Последние дни

Последние годы перед смертью великий зодчий провел в забвении и одиночестве. Мировому искусству уже не требовались его новые творения, никто не просил его о новых проектах и постройках. Грустно и уныло коротал свои дни талантливый мастер. Особенно печальным стало его существование после смерти супруги.

Историки и искусствоведы до конца не знают точной даты кончины Растрелли. Предположительно, умер он в марте-апреле 1771 года. Место его захоронения до сих пор неизвестно.

Однако после него осталось огромное, бесценное и роскошное наследие – его великие творения, прошедшие сквозь века и невзгоды. Они до сих пор вызывают восхищение и восторг у туристов со всего мира.

Читайте также: