Общительность контактность коммуникативная совместимость кратко

Обновлено: 03.07.2024

1. ФАКТОРЫ КОММУНИКАЦИИ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ КОММУНИКАЦИИ.

Выполнил: студент 2 курса
заочного отделения направления
подготовки 42.03.01 – Реклама и
связи с общественностью
Малых Никита Сергеевич

2. ФАКТОРЫ КОММУНИКАЦИИ

Формы и результаты процесса коммуникации в значительной
степени определяются характеристиками личностей, участвующих в
них. Ведь все личностные характеристики являются результатом
инкультурации и социализации. От этого зависит способ мышления,
самоощущение, способы выражения эмоций, привычки.
Помимо формально-личностных характеристик существенное
влияние на коммуникацию оказывают индивидуальные
психологические черты характера человека : общительность,
контактность, коммуникативная совместимость и адаптивность.
На процесс общения также влияют такие характеристики, как
самоконтроль, самосознание, понимание в общении, стиль общения и
локус контроля.

3. Общительность

Одна из наиболее общих и первичных черт характера
человека. Она в значительной степени связана с типом
темперамента. В общительности выражается
потребность человека в других людях и контактах с
ними, стремление к этим контактам, их интенсивность
и легкость. Она характеризуется умением не теряться в
момент общения, устанавливать дружеские
отношения, брать на себя инициативу в контакте.

4. Контактность

Специфическое социальное качество, в основе
которого лежит природная общительность. Это
способность вступать в психологический
контакт, формировать в ходе взаимодействия
доверительные, основанные на взаимном
согласии отношения. Контактность
обеспечивается владением навыками общения
и саморегуляции, а также личностными
свойствами человека, лежащими в основе
названных навыков.

5. Коммуникативная совместимость

Готовность и умение сотрудничать, создавать
непринужденную атмосферу взаимной
удовлетворенности общением, обеспечивать
хороший климат в группе. Она возникает на
основе взаимопонимания и согласованности
общей позиции, характеризуется отсутствием
таких неприятных последствий
коммуникации, как напряжение, досада,
психологический дискомфорт.

6. Адаптивность

В общении представляет собой готовность к
пересмотру привычных представлений и решений,
способность гибко реагировать на меняющиеся
обстоятельства. Хорошая адаптивность означает
высокую меру личностной свободы в контактах. Это
выражается в умении сохранять настойчивость,
уверенность в себе и в своих принципах.

7. Самоконтроль

Самонаблюдение и самоанализ в ситуации общения,
которые проводятся с целью достижения социальной
адекватности. Контролирующий себя человек всегда
заботится о том, насколько его поступки соответствуют
социальной норме, и использует поведение своего
партнера по общению для самокорректировки.

8. Самосознание личности

Устойчивое свойство индивида направлять внимание
на свои собственные внутренние или внешние
действия и поступки. Самосознание имеет три аспекта:
личное самосознание (внимание к своим мыслям и
чувствам), публичное самосознание (знание о себе как
о социальном субъекте, о восприятии себя другими
людьми), социальную тревожность (дискомфорт в
присутствии других людей).

10. Психологические факторы

• Восприятие — это процесс отбора, организации и
интерпретации чувственных данных. Среди общих
закономерностей восприятия как одного из важнейших
психических процессов обычно отмечают:
• принцип избирательности: в каждой конкретной
ситуации человек обращает внимание лишь на сравнительно
малую часть воздействий, но при этом создает хотя и
ограниченную, но зато более связную и осмысленную картину
мира;
• принцип целостности: люди воспринимают объекты и
ситуации не дискретно, но как динамичное целое, спонтанно
организуют свои восприятия в осмысленную форму, при этом
действуют принципы пространственной близости, сходства;
• принцип константности (устойчивости): имеет место
сравнительная устойчивость нашего восприятия даже в
меняющихся условиях.

Множество ситуаций подтверждает драматическое воздействие
первого впечатления на восприятие, что может повлиять на
последующую коммуникацию между людьми. Это воздействие
могут усилить некоторые психологические особенности участников
общения. Укажем на некоторые из них.
Влияние самооценки: Полнота и характер оценки другого
человека зависят от таких качеств оценивающего, как степень его
уверенности в себе, присущее ему отношение к другим людям.
Проецирование: Познающий может вкладывать свои состояния
в другую личность, приписывать ей черты, которые, в
действительности, присущи ему самому, а у оцениваемой личности
могут отсутствовать.
Эффекториола: . Это тенденция воспринимающего
преувеличивать однородность личности партнера, например,
переносить благоприятное впечатление об одном качестве человека
на все его другие качества.

Общительность относится к числу наиболее общих и первичных черт характера. По мнению Б. Г. Ананьева, В. С. Мерлина, общительность в значительной степени связана с типом высшей нервной деятельности человека, его темпераментом. Это – одна из коммуникативных черт личности, к которым следует отнести и другие черты: контактность, следование социальным нормам во взаимодействии, экспрессивность, робость, инициативность и т. д.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ

Исследование успешности общения проводилось В. Н. Куницыной в 1991 г. Для количественного выражения успешности общения были использованы индексы контактности, адаптивности и коммуникативной совместимости, каждый из которых представлял собою соотношение групп свойств, способствующих или затрудняющих осуществление этих процессов в общении. На практике показатель успешности уже по своему психологическому содержанию приближался к понятию социального интеллекта.

Общий показатель успешности представлял собой среднее арифметическое от суммы трех обобщенных индексов (контактности, коммуникативной совместимости и адаптивности), что позволило выделить и обозначить уровни успешности.

На основании объединения групп с близкими значениями индекса успешности выделено шесть уровней успешности общения. Усредненный числовой индекс каждого уровня является количественной мерой успешности и позволяет определять уровень успешности отдельных индивидов и групп.

Уровни успешности

Уровень успешности Индекс успешности
1. Мастерство и свобода 2,20 1,50
2. Лидерский уровень 1,50 1,25
3. Радикально-партнерский уровень 1,25 1,10
4. Рационально-консервативный уровень 1,00 0,90
5. Авторитарно-агрессивный уровень 0,90 0,75
6. Уровень невротического одиночества и застенчивости 0,75 0,50

Психологическая характеристика уровней успешности:

1. Уровень мастерства и свободы в общении – предполагает высокую совместимость, контактность и гибкость, адаптивность, хорошие навыки и саморегуляцию, отсутствие отчужденности, то есть включенность в социальные связи, отсутствие фрустрированности и напряженности, адекватность реагирования.

2. Лидерский уровень – его легко достигают экстраверты, хорошо владеющие навыками и умениями, лидеры по натуре, уверенные в себе и удовлетворенные сложившимися отношениями в близком кругу. Они находят взаимопонимание с людьми, имеют развитое чувство собственного достоинства, которое избавляет от недоверия к людям и лишних ссор и недоразумений. Лидеры смелы и активны в контактах, ситуативно застенчивы, без излишней чувствительности, прибегают к манипулированию, владеют разнообразными способами влияния и воздействия на людей, не авторитарны, любят советовать.

3. Радикально-партнерский уровень –характерен для партнерски-ориентированных радикалов, умеющих выслушать и найти общее решение. Они конформны, хорошо работают в группе, практичны и не агрессивны, обладают высокой эмпатией, эгоцентричны; им присущи хороший самоконтроль и самодисциплина.

4. Рационально-консервативный уровень –лица, составившие эту группу, консервативны, закрыты, расчетливы, нон-конформны, погружены в себя, мечтательны, плохо контролируют эмоции; у них отсутствует эмпатия.

5. Агрессивно-авторитарный уровень – на нем авторитарность сочетается с высокой агрессивностью (что обычно характерно для высоко авторитарных личностей). У таких людей нет достаточной гибкости в способах влияния, снижено самоуважение, следствием чего является высокая тревожность; недостаток влияния обусловлен, помимо всего прочего, недостаточной сформированностью навыков и умений, что подтверждается также и отсутствием манипулятивности. Им свойственны повышенная конфликтность, нетерпение, недоверчивость, отсутствие партнерской ориентации, раздражительность, порою взвинченность, внутренние и внешние конфликты.

6. Уровень невротического одиночества и застенчивости – его составили люди с глубоким чувством одиночества, аутистичные, крайне невротизированные, плохо адаптирующиеся, с неважной саморегуляцией. Они мечтают о легкости общения, но повышенная самокритичность и неуверенность не дают им реализовать имеющиеся навыки и умения. Это – застенчивые, сенситивные, необщительные скептики и даже холодные люди.

В общительности выражается потребность человека в других людях и контактах с ними, стремление к этим контактам, их интенсивность и легкость, а также склонность человека к дружескому поведению в ситуации общения и установлению приязненных отношений, умение не теряться в момент общения, стремление взять на себя инициативу в контакте, при случае – и роль лидера в группе. Общительность связана с эмоциональным и общим самочувствием человека перед вступлением в общение, в момент самого контакта и после него. Эта черта характера предполагает наличие коммуникативных навыков, обеспечивающих легкость общения и облегчающих партнеру контакт: умение слушать, высказываться к месту, поддерживать беседу и менять тему, знакомиться, находить правильную форму обращения к другому человеку; обычно сопряжена с такими умениями, как владение жестикуляцией, уместность и богатство мимики, выразительность интонаций и поз. Противоположной чертой является замкнутость, крайнее выражение которой – аутистичность.

В психологической литературе для того, чтобы охарактеризовать интенсивность, направленность и другие аспекты общения, употребляются близкие понятия: общительность, экстраверсия и др. Следует подчеркнуть разницу между ними:

3.9.
Понятие эффективной межкультурной коммуникации
Ключевые понятия темы
эффективная коммуникация общительность контактность коммуникативная совместимость адаптивность эксплицитность избыточность
Вопросы для размышления
1.
Можно ли повлиять на результат коммуникации?
2.
Какого результата от процесса общения вы прежде всего ожидаете?
Прочитайте текст и найдите ответы на следующие вопросы:
1.
Какую коммуникацию можно назвать успешной?
2.
Какие существуют условия успешной межкультурной коммуникации?
3.
Какие личностные факторы влияют на успех коммуникации?
4.
Какие индивидуальные личностные черты положительно влияют на результат коммуникации?
5.
Какие существуют приѐмы, помогающие улучшить процесс межкультурной коммуникации?
Коммуникация в каждом конкретном случае может быть как успешной, так и не успешной. Главным условием успешной межкультурной коммуникации является целостность коммуникативной цепочки: от коммуникативной интенции адресанта, которую он


97 отношения, обладает необходимыми коммуникативными навыками
(умеет слушать, поддерживать беседу, уверенно владеет вербальными и невербальными средствами коммуникации).
Контактность – способность вступать в психологический контакт, формировать в процессе взаимодействия доверительные, основанные на взаимном согласии отношения.
Коммуникативная совместимость представляет собой готовность и умение сотрудничать, создавать непринужденную атмосферу взаимной удовлетворенности общением, обеспечивать хороший психологический климат в группе, т. е. отсутствие напряжения, досады, психологического дискомфорта.
Адаптивность – это готовность к пересмотру привычных представлений и решений, способность гибко реагировать на меняющиеся обстоятельства.
В процессе изучения проблем межкультурной коммуникации выделены приѐмы, направленные на улучшение процесса межкультурного общения:
1.
Стремление к высокой степени эксплицитности. Это означает, что большая часть информации, которая при общении с представителями родной культуры может быть скрыта, т. к. она может подразумеваться, в процессе межкультурного общения должна быть выражена вслух, по крайней мере, на начальном этапе межкультурных контактов.
2.
Избыточность. Эффективное межкультурное общение часто требует избыточности, т. е. объяснения незнакомых лексических единиц, использования полных предложений, повторов, разъяснений, различных комментариев, активного использования невербальных средств.
3.
Использование различных каналов коммуникации (голоса, мимики, жестов, запахов, вкусовых ощущений и т. д.).
4.
Использование механизма обратной связи.На основе обратной связи отправитель может делать выводы о правильности понимания информации собеседником (переспросы, анализ вербальных и невербальных реакций собеседника), а значит, корректировать результаты общения.
Знание и использование данных приѐмов даѐт возможность прогнозировать ход межкультурной коммуникации, предупреждать возникновение ошибок, ведущих к коммуникативным сбоям, а следовательно, совершенствовать процесс межкультурного общения.


99
Контрольные вопросы
1.
Что представляет собой процесс аккультурации?
2.
Какие существуют виды адаптации?
3.
Какие факторы положительно влияют на процесс аккультурации?
4.
Что такое культурный шок, каков механизм его развития?
5.
Какие факторы влияют на степень проявления культурного шока?
6.
Что представляет собой модель освоения чужой культуры М.
Беннета?
7.
Какие существуют помехи коммуникации?
8.
Что такое этнокультурные и этнические стереотипы? Каковы их источники?
9.
Какую роль стереотипы играют в процессе межкультурной коммуникации?
10. Что такое предрассудки? Какова их роль в процессе межкультурной коммуникации?
11. Что означает понятие конфликт культур?
12. Что такое лингвоэтнический барьер? Какие существуют способы его преодоления?
13. Какой результат говорит об успешности процесса коммуникации?
14. За счет чего можно повысить эффективность коммуникации?


103 к сопереживанию в процессе коммуникации.
Этническая культура – это культура, в основе которой лежат ценности, принадлежащие той или иной этнической группе.
Признаками такой группы являются общность происхождения, расовые антропологические особенности, язык, религия, традиции и обычаи.
Этнический стереотип – устойчивое суждение о представителях одних национальных групп с точки зрения других.
Этнокультурный стереотип – обобщенное представление о типичных чертах, характерных для какого-либо народа или его культуры.
Этноцентризм – чувство превосходства собственной этнической группы над другими.
Этнос – исторически устойчивая общность людей, обладающих общими языком, чертами культуры, традициями поведения, психикой, самосознанием.
Эффективная коммуникация – ситуация общения, участники которой взаимно удовлетворены общением и в процессе которой информация адекватно доведена от отправителя к получателю.
Языковая картина мира – мировосприятие через призму определѐнного языка.
Языковой посредник – человек, который владеет языками обеих сторон двуязычной коммуникации.


104
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ЛЕКСИЧЕСКИЙ МИНИМУМ
А
адаптация адекватный альтернативный артикуляция ассимиляция атрибут
Б
барьер
В
взаимодействие визуальный воображение воздействие впечатление выявление
Г
гипотеза
Д
двусмысленность действительность дефект дискомфорт достижение
З
заимствование
И
идентичность иллюстрация индивид интеграция интеллект интерпретация интонация искажение
К
код коммуникация контакт контекст контраст
Л
лаконичный
М
манеры маргинал менталитет мировоззрение многогранный мораль мотив
Н
накопление негативный неполноценность непосредственный нравы
О
обыденный овладение опосредованный опровержение оптимальный ориентация освоение


98 основоположник осуществление отождествление отторжение
П
плюрализм повседневный поза позитивный помеха порицание последователь последствия потребность превосходство предвзятый предотвращение предписание предсказание представитель предубеждение препятствие призма принадлежность прогноз протест противник противоречие
Р
раритет раса регулирование ремесло ритм риторика ритуал
С
самобытность самоидентификация симптом собеседник совместимость совокупность сотрудничество социум специфика стабильность становление столкновение стремление сфера
Т
табу тембр тенденция
У
удовлетворѐнность уникальный усвоение устремление
Ф
фантазия феномен
Э
эквивалент этикет эффективный

Отсутствие конфликтов не является надежным показателем успешности по двум причинам: а) вместо открытых конфликтов может наблюдаться напряженность, замаскированная под вежливым спокойным тоном, формальным контактом; б) конфликты в современной социальной психологии не рассматриваются как абсолютное зло, за ними признается определенная позитивная роль.

Успешность любой групповой деятельности в социально-психологическом аспекте определяется достижением целей (в неформальном межличностном общении ими являются контакт, психологическая близость, доверительные отношения); удовлетворенностью (в данном случае – удовлетворенность самим процессом общения, когда в ходе общения не возникает чувства досады, длительных пауз и т. п. характеристика субъективной стороны межличностных отношений на сознательном и бессознательных уровнях); отсутствием трудностей (в первую очередь напряженности, скованности, внутренних преград, зажатости и пр.).

Успешность общения проявляется в достижении и сохранении психологического контакта с партнером в целях стабилизации межличностных отношений на их оптимальной стадии развития через достижение совместимости, согласия, взаимной приспособленности и удовлетворенности путем гибкой корректировки целей, умений и состояний, способов воздействия в соответствии с меняющимися обстоятельствами.

Основными психологическими критериями успешности общения следует считать легкость, спонтанность, свободу, контактность, коммуникативную совместимость, адаптивность и удовлетворенность.

Общительность относится к числу наиболее общих и первичных черт характера. По мнению Б. Г. Ананьева, В. С. Мерлина, общительность в значительной степени связана с типом высшей нервной деятельности человека, его темпераментом. Это – одна из коммуникативных черт личности, к которым следует отнести и другие черты: контактность, следование социальным нормам во взаимодействии, экспрессивность, робость, инициативность и т. д.

В общительности выражается потребность человека в других людях и контактах с ними, стремление к этим контактам, их интенсивность и легкость, а также склонность человека к дружескому поведению в ситуации общения и установлению приязненных отношений, умение не теряться в момент общения, стремление взять на себя инициативу в контакте, при случае – и роль лидера в группе. Противоположной чертой является замкнутость, крайнее выражение которой – аутистичность.

В психологической литературе для того, чтобы охарактеризовать интенсивность, направленность и другие аспекты общения, употребляются близкие понятия: общительность, экстраверсия и др. Следует подчеркнуть разницу между ними:

  • коммуникабельность – некоммуникабельность: качественные характеристики контактов, их глубина, интенсивность, соблюдение социальных норм;
  • общительность – замкнутость, количественные характеристики, широта, экстенсивность, контактность (потребность в контактах, легкость, спонтанность);
  • экстраверсия – интроверсия: направленность общения (на других и на себя), частично – мотивация (самодостаточность интроверта, склонность к общению с самим собой);
  • коммуникативность-– владение средствами установления контакта.

Контактность – это специфическое социальное умение, в основе которого лежит природная общительность. Это способность вступать в психологический контакт, формировать в ходе взаимодействия доверительные отношения, основанные на согласии и взаимном принятии; способность, обеспеченная владением навыками и умениями общения и саморегуляции, а также благоприятствующими контакту личностными свойствами.

Помимо контактности, еще одним критерием успешности общения является коммуникативная совместимость. Это один из видов социально-психологической совместимости, означающий готовность и умение сотрудничать, создавать непринужденную атмосферу взаимной удовлетворенности общением, обеспечивать хороший климат в группе.

Вообще, совместимостью называется такой психологический эффект сочетания индивидов, который выражается во взаимном принятии, согласии и частичной идентификации на эмоционально-чувственном, интеллектуальном и деятельностном уровнях, во взаимной удовлетворенности и отсутствии напряженности, конфликтов, неприязни в любых контактах.




Коммуникативная совместимость – частный вид совместимости, возникающий на основе взаимопонимания и согласованности общей позиции; характеризуется отсутствием неблагоприятных последствий коммуникативного взаимодействия в виде напряжения, досады, психологического дискомфорта.

В группу высокосовместимых людей вошли неконфликтные, неагрессивные, без личных проблем, неавторитарные, удовлетворенные общением и отношениями в своем близком кругу.

Адаптивность в общении говорит о готовности к пересмотру привычных решений, умении сохранять настойчивость, способности гибко реагировать на меняющиеся обстоятельства, уверенности в себе и своих принципах, полной включенности в социальные связи, следовании социальным нормам; при этом можно отметить достаточно гибкое и свободное владение человеком своими состояниями. По существу, хорошая адаптивность означает высокую меру личностной свободы в контактах, которая противоположна податливому конформному поведению.

Стиль общения – это индивидуальная стабильная форма коммуникативного поведения человека, проявляющаяся в любых условиях взаимодействия – в деловых и личных отношениях, в руководстве, воспитательных беседах с детьми, в способах принятия и осуществления решений, в избираемых приемах психологического влияния на людей, в методах разрешения межличностных и деловых конфликтов.

Сформированный устойчивый индивидуальный стиль общения свидетельствует об уровне коммуникативного мастерства, достигнутом данным человеком. Стиль допускает дальнейшее обучение новым умениям и навыкам общения, приемам воздействия и влияния на людей, способам снятия напряженности и приспособления, адаптации, преодоления испытываемых трудностей.

Темперамент – это динамическая характеристика психической деятельности человека; это особенности поведения, обусловленные прежде всего общим типом высшей нервной деятельности (ВНД).

Индивидуальные особенности человека, определяемые темпераментом, выражаются в эмоциональной возбудимости, большей или меньшей тенденции к внешнему выражению чувств, быстроте движений, обшей подвижности, чувствительности (сен-ситивности), уравновешенности. Выделяют четыре основных типа темперамента, которые получили свои названия еще в глубокой древности: холерики, сангвиники, флегматики, меланхолики; существуют, разумеется, и промежуточные типы.

Итак, в ситуации общения представители тех или иных типов темперамента проявляют различные свойства: холерик – общительный, экспансивный, вспыльчивый, агрессивный; сангвиник – общительный, легкий, гибкий; флегматик – пассивный, миролюбивый, надежный, неэмоциональный; меланхолик – раздражительный, ранимый, замкнутый, тревожный.

Культурологические исследования выявляют специфику общения в разных культурах. В частности, это касается стилей речевого взаимодействия.

Прежде всего, стили можно разделить по признаку направленности речи.

При направленности на говорящего и цель коммуникации мы имеем дело с инструментальным стилем вербальной коммуникации; при ориентации на слушающего и процесс взаимодействия мы говорим об аффективном стиле.

Различия между стилями заключаются также в построении самих предложений, в выборе слов, степени использования риторических вопросов как формы поощрения или осуждения, уклончивости в оценках и проявлении своей позиции.

Выделяют такие стили, как прямой (открытый) и непрямой (скрывающий, сглаживающий, маскирующий истинные побуждения говорящего).

Психологи считают, что в коллективистских культурах ведущим стилем вербальной коммуникации является непрямой стиль, а в индивидуалистических культурах преобладает прямой стиль.

По степени использования экспрессивных средств языка, пауз, молчания выделяют искусный, точный и сжатый стили.

Стиль общения в совместной деятельности является выражением в профессиональном преломлении, с учетом профессиональных навыков и умений, индивидуального стиля деятельности данного человека.

Стиль общения в профессиональной деятельности может рассматриваться как подвижная, ситуативно меняющаяся система используемых средств и способов общения. Стиль общения в деятельности, предполагающей интенсивное взаимодействие и контакты людей, связан с продуктивностью этой деятельности, психологическим климатом в коллективе, удовлетворенностью взаимоотношениями, индивидуальной психической выносливостью.

Т. Е. Аргентова, изучая летные экипажи (Аргентова, 1984), выделила три стиля общения: гибкий, ригидный и переходный (промежуточный).

Гибкий стиль общения отличается быстрой ориентацией в ситуации взаимодействия, пониманием подтекста общения, умением управлять своим эмоциональным состоянием и обстановкой общения.

Ригидный стиль общения характеризуется недостаточностью анализа своего поведения и поведения партнера, плохим самообладанием, неадекватной самооценкой. Человеку с ригидным стилем общения трудно найти нужный тон. В последние годы все чаще говорят о партнерском и непартнерском стиле общения, причем главное различие между ними определяется умением и желанием учитывать позиции, мнения, оценки партнера.

Партнерский стиль общения означает высокую степень сотрудничества в выработке общей позиции по обсуждаемому вопросу. Он выражается также в короткой дистанции между собеседниками

Партнера выслушивают, не прерывая, не оценивают преждевременно и поспешно его суждений и поступков, не навязывают ему советов, стремятся донести до него свою точку зрения. В результате создаются условия для самораскрытия, искренности, открытости, для столь необходимой каждому человеку возможности быть самим собой. Партнерский стиль может быть равноправным и уступчивым.

Непартнерский стиль общения, напротив, создает напряженность и проявляется, главным образом, в том, что человек:

игнорирует точку зрения собеседника, искажает его отношение к теме беседы;

стремится найти у партнера понимание только своих собственных проблем;

При демократическом стиле руководства и общения поощряются контакты, творчество и инициатива, распределяются ответственность и обязанности, выслушиваются пожелания. Однако нередко встречаются и недостатки в виде соглашательства, бесплодных споров и предпочтения мнения большинства, даже когда меньшинство предлагает более разумные пути.

По степени вмешательства в деятельность и поведение человека, характеру избираемых средств воздействия и преследуемых целей можно выделить альтруистический, манипуляторский, миссионерский стили.

В альтруистическом стиле главными целями общения являются благо другого человека, помощь в достижении его целей, активность, воспитательная целенаправленность, гуманность и осторожность в избираемых средствах воздействия.

Так называемый миссионерский стиль предполагает значительную дистанцию между партнерами, уважительное, осторожное влияние, чаще – невмешательство в дела и суждения партнера, ненавязчивые советы, воздействие личным примером.

Читайте также: