Возрастные особенности юношеского спорта кратко

Обновлено: 04.07.2024

Характерной особенностью спортивного совершенствования детей и подростков является то, что у них развитие двигательных и вегетативных функций, повышение работоспособности происходит на фоне еще не закончившихся процессов роста и формирования организма. Поэтому особую опасность представляет форсированная подготовка юного спортсмена, использование узкого круга физических упражнений, чрезмерное и несвоевременное увеличение тренировочных нагрузок.

Возрастные особенности спортивной работоспособности

По мере развития организма его физическая работоспособность повышается. В спорте это выражается в повышении скорости движений, увеличении продолжительности и интенсивности бега, плавания, гребли и т. д., даже в относительно небольшом возрастном диапазоне с возрастом увеличивается, мощность работы.

Спортивная тренировка способствует росту физической работоспособности. Юные спортсмены по сравнению с не занимающимися спортом показывают большую работоспособность. При этом, чем старше юные спортсмены, чем продолжительнее стаж занятий спортом, тем больше различия между ними и не-спортсменами.

Увеличение работоспособности и улучшение с возрастом адаптации к упражнениям на выносливость в значительной степени связано с ростом аэробной производительности, и в частности МПК. Причем увеличение МПК в наибольшей степени проявляется у юных спортсменов по мере увеличения стажа занятий спортом.

О повышении с возрастом анаэробных возможностей организма свидетельствуют изменения концентрации молочной кислоты в крови. У детей 7-8 лет при упражнениях максимальной интенсивности содержание молочной кислоты в крови повышается до 80 мг%, у 14-15-летних – до 100 мг%, а у взрослых – до 112 мг%. Эти данные указывают на то, что дети и подростки менее, чем взрослые, способны работать в анаэробных условиях.

Формирование аэробного и анаэробного механизмов энергетического обеспечения мышечной деятельности происходит в разные сроки. Анаэробные возможности развиваются позднее.

Возрастные особенности динамики состояния организма при спортивной деятельности

В процессе спортивной деятельности в физиологическом состоянии организма отмечается несколько периодов, сменяющих друг друга: стартовое состояние, врабатывание, устойчивое состояние, утомление и восстановление.

У юных спортсменов предстартовые условнорефлекторные изменения различных функций могут быть более выражены, чем у взрослых. Словесная информация о предстоящей мышечной деятельности вызывает у детей более заметные изменения ЧСС и АД, причем у спортсменов предрабочее увеличение функций более значительно по сравнению с не занимающимися спортом.

Период врабатыванйя у детей несколько короче, чем у взрослых. Например, у детей 7-14 лет в беге на короткие дистанции максимальная скорость достигается на 5-й секунде, а у юношей 17-18 лет – на 6-й. Правда, юноши за это время достигают большей скорости и преодолевают большее расстояние. В упражнениях на выносливость у детей также несколько раньше стабилизируются некоторые показатели работоспособности, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

После периода врабатывания наступает устойчивое состояние. Способность удерживать устойчивое состояние зависит от возраста. Дети меньше, чем взрослые, способны сохранять его. Они быстрее достигают максимального уровня потребления О2, но в способности удерживать этот уровень уступают взрослым. Более короткий период устойчивого состояния сочетается у подростков с более стремительным, чем у взрослых, развитием гипоксемии, что является результатом большего рассогласования функций у подростков при напряженной мышечной деятельности.

От возраста зависит также характер процессов утомления. У детей в период утомления работоспособность, скорость движений снижаются в большей мере, чем у взрослых. Дети вынуждены прекращать работу при меньших изменениях внутренней среды организма, в условиях значительно меньшей кислородной задолженности.

При умеренной аэробной работе в период развивающегося утомления у подростков больше выражена дискоординация вегетативных функций (дыхания и кровообращения), в большей мере повышается энергетическая стоимость упражнений.

У юных спортсменов утомление нередко проявляется в более значительных нарушениях координации движений и взаимодействия двигательных и вегетативных функций (например, в нарушении согласования между дыханием и движением).

Более быстрое восстановление у детей после непродолжительных упражнений не дает им заметных, преимуществ перед взрослыми. Дело в том, что при продолжительных и утомительных нагрузках, при многократных повторениях упражнений восстановительные процессы у детей протекают медленнее, чем у взрослых.

Учебно-тренировочная работа с подростками и юношами может быть успешной лишь в том случае, если тренер хорошо знает возрастные особенности юных самбистов и учитывает эти особенности на тренировочных занятиях. В зависимости от возраста занимающихся подбираются упражнения, различные по величине нагрузки и степени трудности, а также по самому характеру и методам выполнения.

Половое созревание подростков начинается у мальчиков в 12–14 лет и длится 2–3 года. В 15–16 лет происходит усиленное развитие эндокринной системы, оказывающей влияние на функции головного мозга. Усиливается и деятельность половых желез, а также щитовидной железы, гормоны которой являются фактором роста.

Физическое развитие в период полового созревания изменяется значительно. С 13–14 лет происходит активный рост в длину. Годичные прибавки роста достигают 8 см, а в отдельных случаях 12–15 см. Вес также увеличивается (до 14–15 лет на 1–2 кг, а затем до 18 лет на 8 кг и более в год).

С возрастом увеличивается число миофибрилл, состав­ляющих мышцы. У новорожденных в каждом мышечном волокне содержится 50–120 миофибрилл. К 7 го­дам их количество возрастает в 15–20 раз. Бурно возрастает мускульная масса между 15 и 17 годами – более, чем на 10 %. Мышцы удлиняются и утолщаются одновременно в основном за счет увеличения диамет­ра существовавших волокон – гипертрофии (90%) и образования новых – гиперплазии (10 %). В даль­нейшем мышцы увеличиваются в зависимости от ин­тенсивности и объема двигательной активности (Л. А. Латышкевич, 1989, с. 6-7).

К 15 годам вес мышц достигает 32,6% общего веса, значительно возрастает сила мышц рук. Костная система особенно интенсивно развивается в связи с ростом тела в длину. Более всего растут кости нижних конечностей.

Наступают изменения и в сердечно-сосудистой системе. Начиная с 12–14 лет повышается двигательная деятельность, вызывая усиленное развитие сердца. К 15 годам сердце увеличивается почти в 15 раз по сравнению с сердцем новорожденных. В период полового созревания темп роста сердца превышает темп роста кровеносных сосудов.

Артериальное давление повышается в результате сопротивления относительно узких сосудов. В 12 лет систолическое АД равно в среднем 103 мм рт. ст., диастолическое – 62 мм рт. ст., а в 15 лет соответственно 110 и 70 мм рт. ст.. Один из показателей сердечной деятельности – частота сердечных сокращений (ЧСС). С возрастом и в результа­те занятий спортом ЧСС уменьшается. Так, в 13 лет пульс равен в среднем 80 уд/мин, к 14–15 годам снижается до 70–75 и к 16–17 годам – до 65–75 уд/мин (А. Н. Воробьев, 1988, с. 182), к 16—17 годам — до 65.

Обратно пропорционально изменяется ударный объем крови, количество крови, выбрасываемой за одно сокращение сердца. Так, если в 7 лет он равен 23 мл, а в 12 лет – 41 мл, то у взрос­лого – 60 мл, поэтому следует учитывать, что функцио­нальные резервы сердца у подростков и многих юношей меньше, чем у взрослых (Л. А. Латышкевич, 1989, с. 12).

У подростков нередко происходят нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы. Такие нарушения могут быть вызваны несоответствием между массой тела, длиной кровеносных сосудов и размерами сердца. Нарушения эти нередко обусловливаются высокой подвижностью и быстрой утомляемостью центральной нервной системы подростков. Неустойчивость сердечно-сосудистой системы подростков и различные функциональные нарушения в деятельности сердца требуют осторожного подхода к выбору упражнений и величины нагрузки в ходе учебно-тренировочного процесса.

Состав крови у подростков иной, чем у взрослых: меньше гемоглобина (73–84%), больше лейкоцитов и лимфоцитов.

ЧД у подростков составляет в среднем 19–20 в минуту. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) нарастает с 1900 см3 в 12 лет до 2700 см3 в 15 лет.

У подростков бывают всевозможные отклонения от нормального развития, которые обязательно следует учитывать в занятиях.

Окостенение скелета подростков далеко не закончено; из-за податливости костей усилия, постоянно действующие на скелет при выполнении физических упражнений, могут деформировать его и привести к нарушениям осанки. Процесс окостенения протекает неравномерно. Формирование костной ткани завершается только к 20–25 годам. Этому способ­ствуют рациональное питание, правильно дозированная двигатель­ная деятельность и другие факторы. Большие нагрузки, чрезмер­ные мышечные усилия у подростков отражаются на развитии костей, меняя их форму и структуру в большей степени, чем у взрослого. Нужно ограничить те упражнения, которые способствуют чрезмерному развитию силы, так как это может задержать рост костей в длину. Следует добиваться равномерного развития всего тела подростка.

Преподаватель должен стремиться устранить сутулость юных спортсменов, пользуясь специальными упражнениями для исправления осанки. Нередко у подростков возникает так называемое физиологическое плоскогрудие, которое в дальнейшем постепенно исчезает. Преподавателю нужно стараться как можно скорее ликвидировать его, вводя в занятия специальные дыхательные упражнения, способствующие развитию грудной клетки. В возрасте 15–16 лет дыхание бывает более поверхностным, поэтому надо содействовать увеличению его глубины.

Изменения скорости, силы, выносливости, ловкости в процессе развития организма не происходят параллельно. В детском, подростковом возрастах особенно интенсивно развивается скорость, а в зрелом — выносливость и сила. На их развитие влияют занятия спортом.

Скорость движений с возрастом нарастает постепенно, но неравномерно. В 8–9 лет нарастание ее очень медленное, в 10–12 лет более интенсивное, а в 13–14лет опять замедляется. Наибольший темп нарастания скорости бывает в 15–16 лет и достигает максимума к 20—25 годам. Приступать к тренировкам на скорость можно по достижении хорошей общей физической подготовленности.

При систематических тренировках скорость возрастает в среднем на 30—60% и только в отдельных случаях на 100%.

Приспособляемость организма подростков и юношей к упражнениям на выносливость недостаточна: она гораздо меньше, чем у взрослых.

Нарастание силы происходит постепенно. Значительный прирост отмечается в конце периода полового созревания, когда за 2–3 года сила увеличивается на 12%. Тренировка повышает силу на 75–150%, а в отдельных случаях — в 3,5–3,75 раза. Ловкость развивается и становится достаточно выраженной к периоду полового созревания. К концу завершения интенсивного роста тела в длину налаживаются координационные связи коры головного мозга с двигательным аппаратом и восстанавливается ловкость.

Разносторонняя тренировка приводит к лучшим результатам в развитии скорости, силы и выносливости, чем односторонняя тренировка, направленная, например, на достижение выносливости.

В занятиях с подростками следует очень осторожно применять упражнения, требующие высоких физических нагрузок (особенно упражнения для развития выносливости). Необходимо постепенно увеличивать нагрузки и строго последовательно располагать учебный материал по его трудности. В упражнения самбистов-подростков обязательно надо включать элементы игры.

Координация движений у подростков часто бывает несовершенной. Важная задача обучения и тренировки юных самбистов – развить их двигательные способности, улучшить координацию движений. Подготовительная часть занятия должна содержать большое количество упражнений (на ходу и на месте), развивающих координацию специальных движений.

В нервной системе юного спортсмена происходят значительные сдвиги. Усложняется внутреннее строение мозга. Происходит энергичное структурное формирование нервных клеток коры, развитие ассоциативных волокон, осуществляющих связь отдельных областей коры между собой. Все более совершенствуется протекание основных нервных процессов. Усиливается внутреннее торможение, контроль над эмоциями, но возбуждение продолжает оставаться доминирующим. Происходит развитие и усложнение второй сигнальной системы. Проявляется стремление к сложным видам труда.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАНЯТИЯ СПОРТОМ

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы, связанные с применением физических нагрузок в разные периоды взросления ребенка. Также поясняется, что развитие физических способностей у детей и подростков происходит не одинаково.

Ключевые слова: физическая культура, подросток, дети, нагрузки.

Annotation: The article discusses the problems associated with the use of physical activity in different periods of growing up a child. It is also explained that the development of physical abilities in children and adolescents is not the same.

Key words: physical education, teenager, children, loads.

Спорт в детском и юношеском возрасте рассматривается как мощнейший фактор общего и обширного развития организма и укрепления здоровья детей и подростков. Известно, что в данном возрасте закладывается не только фундамент высоких и стабильных спортивных достижений детей, но и общее физическое состояние подросток. Это обязывает тренеров, учителей решать вопросы, связанные с подготовкой не только юных спортсменов, но и учеников, студентов в строгом соответствии с закономерностями возрастной физиологии, психологии, а также педагогики.

В последние годы наблюдается сильный скачок результатов в ряде видов спорта. Связано это в первую очередь с выраженным увеличением как объема и интенсивности физических нагрузок, так и со значительным увеличением лиц, занимающихся спортом. Раннее созревание у детей и подростков в современном обществе способствует тенденции более ранней занятости в спортивной жизни, секциях и специализации.

По сравнению с взрослым организмом, на детский организм при занятиях физической подготовкой падает удвоенная нагрузка. В первую очередь, перед ним стоит задача обеспечить адаптацию к последующим физическим нагрузкам и психоэмоциональным напряжениям, ждущих их в будущем, во- вторых исполнить функцию роста и развития организма.

Сложные и многогранные изменения претерпевает организм подростка в процессе взросления. С каждым этапом взросления он выступает как единое целое, которое сложилось в процессе эволюции, также имеющее свои

индивидуальные особенности. В первую очередь, данные особенности требуют исключительного внимания и индивидуального подхода к дозировке нагрузок во время регулярных занятий спортом, которые не допускают переутомления и не нарушают естественные процессы биологического развития. Во-вторых, подростку и всем функциям растущего организма необходима периодическая и интенсивное занятие спортом, так как в этом возрастном диапазоне существуют конкретные зоны для наиболее эффективного воспитания и закрепления, важнейших в спортивном отношении качеств, относящихся к двигательной деятельности.

Важнейшей физиологической особенностью процесса развития, которая отличает организм подростка от организма взрослого человека, является рост. То есть количественный процесс, который характеризует непрерывное увеличение массы организма и роста клеток, регулирующий размер организма.

К важным закономерностям развития подростков относятся индивидуальность и непрерывность не только роста, но и развития организма. Функциональные системы созревают в соответствии с этапом жизни, сменяются, обеспечивая организму приспособленческую функцию в различные периоды онтогенетического развития. В свою очередь физические способности имеют определенные сенситивные зоны возрастного развития.

Так например, Волков Л.В. указывает, что:

• развитие физических способностей у детей и подростков происходит не одинаково, индивидуально;

• величины годовых приростов различны в разные возрастные периоды и неодинаковы для разных полов;

• у большинства детей как младшего, так и среднего школьного возраста показатели физических способностей различны по своему уровню;

• специальная тренировка одними и теми же методами при одинаковой по объему и интенсивности физической нагрузке дает различный педагогический эффект, более высокий в период естественного увеличения темпа развития той или иной физической способности.

Возрастные особенности в строении организма и развитии функций, которые присущи отдельным этапам жизни, позволили определить возрастные периоды развития человека. Школьный возраст разделяют на следующие периоды:

К младшему школьному возрасту относят мальчиков от 8 до 12 лет и девочек от 8 до 11 лет. Средний школьный или подростковый возраст включает в себя мальчиков 13-16 лет и девочек 12-15 лет. Юношеский возраст

– юноши от 17 до 21 и девушки 16-20 лет.

Двигательный аппарат подростка, также активность и высокая эластичность мышц позволяют в данном возрасте овладеть сложными видами спортивных достижений.

Наравне с этим нежелательны длительные динамические усилия, в особенности упражнения с элементами натуги. Дети в младшем школьном

возрасте обладают крайней устойчивостью к утомлению при мышечной работе.

Перегрузка физическими упражнениями в подростковом возрасте способна привести к деформации суставов нижних конечностей, так как изменяются их косно-хрящевая структура. Вследствие функциональной возрастной недостаточности аппарата дыхания и кровообращения дети плохо приспособлены к работе в условиях гипоксемии.

Занятия физической культурой с младшими школьниками строятся по принципу скоростной кратковременной нагрузки, следует чередовать достаточные паузы отдыха, чтобы менялся характер работы отдельных мышечных групп.

Восстановительные процессы протекают у детей быстрее, чем у взрослых. Упражнения, требующие скоростной выносливости, плохо переносятся детьми младшего школьного возраста. Соответственно, восстановительный период после их выполнения увеличивается. Однако больше внимания нужно уделять воспитанию общей выносливости. Дети, например, успешно переносят малоинтенсивный бег, который является основным средством воспитания этого качества.

1. Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 04.12.2007 N 329-ФЗ.

3. Попов, С.Н. Лечебная физическая культура: Учебник. / С.Н. Попов, Н.М. Валеев и др. - М.: Советский спорт, 2014. - 416 c.

Понятие юношеский возраст достаточно расплывчато. У психологов, как у обычных, так и у спортивных, до сих пор нет единого мнения по этому вопросу. Многое тут зависит от региона, социального и экономического развития общества, в котором происходит период взросления, половой принадлежности, индивидуальных особенностей представителя подрастающего поколения и множества других факторов. И всё-таки юношеский возраст это сколько лет в спорте и в психологии? Попробуем разобраться.

психология юношеского возраста

Что о юношеском возрасте говорят психологи

Приверженцы классической психологии придерживаются мнения, что юношеский возраст начинается в 17, а заканчивается в 21 год у представителей мужского пола. У девушек эти параметры сдвигаются на один год назад, т.е. с 16 до 20 лет.

Западные исследователи значительно расширили данные рамки. Они предпочитают совмещать подростковый период с юношеским возрастом, объединяя их в т.н. период взросления. Согласно этой теории adolescence (англоязычное название данного периода) тянется с 12-14 лет и вплоть до 25.

Отечественные психологи напротив, предпочитают сузить период юношеского возраста. Но и тут мнения разделились. Так авторитетный советский и российский психолог Игорь Семёнович Кон определил рамки юности в границах 14-18 лет. Однако для простоты большинство наших психологов пошли ещё дальше, ограничив юношеский возраст периодом получения образования в старших классах средней школы, т.е. с 15 до 17 лет.

юношеский возраст ВОЗ

Формулировки же говорят о том, что юношеский возраст – это период, когда организм окончательно завершает своё формирование. В это время заканчивается физический рост, происходит окончательное формирование мышечных структур, завершаются стадии полового и физического созревания. Происходят и окончательные психологические изменения индивида. Окончательно формируются самосознание. Молодой человек самоопределяется, выбирая сферу дальнейшей деятельности. В социальных аспектах жизни растёт роль индивидуальных контактов, которые начинают превалировать над групповыми. В этот же период значительно снижается психологическая зависимость молодого человека от родителей и других взрослых людей.

Физиологические особенности юношеского возраста

Исходя из этого можно утверждать, что физические аспекты юношеского возраста практически полностью совпадают с указанными выше цифрами. В тоже время окончательное взросление психики в последнее время имеет тенденцию к увеличению верхних возрастных рамок юношеского возраста. Большинство психологов считают, что современные юноши и девушки более склонны к инфантилизму, и самоопределение у них формируется в более позднем возрасте.

С этим утверждением не совсем согласны спортивные психологи. По их мнению, систематические занятия спортом позволяют молодым людям быстрее учиться ставить цели и достигать их, более ответственно подходить к принятию решений, учиться нести ответственность за свои поступки. Таким образом, юношеский возраст у спортсменов как раз и заканчивается в 20-21 год.

Однако в большинстве видов спорта физическое развитие юного участника соревнований имеет большее значение, чем его психологическая устойчивость. Именно поэтому спортивные функционеры определяют собственные рамки юниорских и юношеских периодов.

Дело в том, что у подростков только в 13-14 лет формируются первичные сенсомоторные реакции, и точность мышечно-двигательных функций. В тоже время они уже способны быстро переключать внимание. Стабилизация же двигательных функций происходит только в 15-16 лет.

Что касается когнитивных качеств, связанных с быстротой принятия решения в различных ситуациях, то они формируются только в возрасте 17-18 лет. В этот же период окончательно формируется костно-мышечный аппарат.

Именно на основе этих этапов физического и психического развития формируется понятие юношеский возраст спортсменов и деление их на возрастные группы. Подростки и молодые люди от 13 до 19 лет считаются юношами и девушками, с 19 лет до 21 года – юниорами и юниорками, а старше 21 года – взрослыми (мужчинами и женщинами). Разумеется, с возрастной группой 13-19 лет всё не так просто. Ввиду различий в физическом развитии, здесь идёт разделение на несколько возрастных категорий, как правило, с разбивкой на 2 года, т.е. до 15 лет, до 17 лет, до 19 лет.

Однако и эта градация достаточно условна и зависит от федерации конкретного вида спорта. К примеру, в некоторых спортивных состязаниях юниорами считаются лица с 18 до 22 лет включительно. В таком случае организаторы соревнований опять же выделяют две возрастные категории: до 21 года и до 23 лет. При этом где-то расчёт ведётся по году рождения спортсмена, а где-то по дате начала соревнования, т.е. в зависимости от того исполнилось ли игроку энное количество лет на момент начала турнира.

В западных федерациях отдельных видов спорта разделение на возрастные категории более простое: Juniors B, Juniors С – юноши, Juniors A – юниоры, Seniors – взрослые.
Однако какими бы ни были условности, придуманные психологами и спортивными чиновниками, достичь выдающихся результатов и пика спортивной карьеры во многих видах спорта (в частности в спортивной и художественной гимнастике, фигурном катании и т.д.) можно только в юном возрасте. Часто чемпионами становятся уже ребята в возрасте 13-15 лет, а то и раньше. И это крайне негативно сказывается на ещё неокрепшей психике юноши / девушки или подростка.

Детский спорт рассматривается как мощный фактор всестороннего развития организма и укрепления здоровья детей. Известно, что в детском возрасте закладывается фундамент высоких и стабильных спортивных достижений. Это обязывает тренеров и методистов решать вопросы подготовки юных спортсменов в строгом соответствии с закономерностями возрастной физиологии, психологии и педагогики. В последние годы наблюдается скачок результатов в большинстве видов спорта. Это связано с выраженным увеличением объема и интенсивности физических нагрузок, а также со значительным омоложением занимающихся спортом. Тенденции все более ранней спортивной специализации способствует явление раннего созревания у современных детей.

В отличие от взрослого, на детский организм при занятиях спортом падает двойная нагрузка, т.к. перед ним стоят две задачи: обеспечить адаптацию к большим физическим нагрузкам и психоэмоциональным напряжениям и исполнить функцию роста и развития.

Сложные и многообразные изменения претерпевает организм ребенка в процессе роста и развития. На каждом возрастном этапе он выступает как единое целое, сложившееся в процессе эволюции и имеет свои особенности. С одной стороны, эти особенности требуют во время регулярных занятий спортом исключительно внимательного подхода к дозированию нагрузок, не допускающего переутомления, не нарушая и не замедляя естественных процессов биологического развития. С другой стороны, растущему организму ребенка, всем его функциям необходима постоянная и сравнительно интенсивная тренировка, т.к. в этом возрастном периоде существуют определенные зоны для наиболее эффективного, целенаправленного воспитания и закрепления, важнейших в спортивном отношении качеств и сторон двигательной деятельности.

Одной из основных физиологических особенностей процесса развития, отличающей организм ребенка от организма взрослого, является рост, т.е. количественный процесс, характеризующийся непрерывным увеличением массы организма и сопровождающийся изменением числа его клеток и размеров. Более точный показатель роста организма – это повышения уровня развития физических качеств.

К важным закономерностям развития детей относятся неравномерность и непрерывность роста и развития, гетерохронизм с явлениями опережающего созревания жизненно важных функциональных систем.

Функциональные системы созревают поэтапно, сменяются, обеспечивая организму приспособления в различные периоды онтогенетического развития, В свою очередь физические способности имеют определенные сенситивные зоны возрастного развития. Волков Л.В. (1981) указывает, что

- развитие физических способностей у детей и подростков происходит разновременно;

- величины годовых приростов различны в разные возрастные периоды и неодинаковы для мальчиков и девочек;

- у большинства детей младшего и среднего школьного возраста показатели физических способностей различны по своему уровню;

- специальная тренировка одними и теми же методами при одинаковой по объему и интенсивности физической нагрузке дает различный педагогический эффект, более высокий в период естественного увеличения темпа развития той или иной физической способности.

Возрастные особенности в строении организма и развитии функций, которые присущи отдельным этапам жизни, позволили определить возрастные периоды развития человека. Школьный возраст разделяют на следующие периоды:

Средний школьный или подростковый возраст: 13-16 лет мальчики

12-15 лет девочки

Юношеский возраст: 17-21 год юноши

16-20 лет девушки.

Двигательный аппарат детей, большая подвижность, высокая эластичность связок и мышц, прогрессивное развитие способности к дифференцированию степени мышечных усилий позволяют уже в младшем школьном возрасте овладеть технически сложными видами спортивных движений.

Однако при этом недопустимы длительные динамические усилия и в особенности статические напряжения с элементами натуги. Дети младшего школьного возраста обладают устойчивостью к утомлению при мышечной работе. Статическое напряжение мышц сопровождается у них быстро прогрессирующим уменьшением частоты и амплитуды биопотенциалов.

Перегрузка физическими упражнениями в детском возрасте может привести к деформации суставов нижних конечностей в связи с изменением их косно-хрящевой структуры. Вследствие функциональной возрастной недостаточности аппарата дыхания и кровообращения дети младшего школьного возраста плохо приспособлены к работе в условиях гипоксемии.

Занятия физическими упражнениями с младшими школьниками строятся так, чтобы скоростные кратковременные нагрузки чередовались с достаточными паузами отдыха, менялся характер работы отдельных мышечных групп ( бег, игровая деятельность, гимнастические упражнения).

Восстановительные процессы после кратковременных упражнений протекают у детей быстрее, чем у взрослых. Интенсивные длительные нагрузки, а также упражнения, требующие скоростной выносливости, переносятся детьми неудовлетворительно. Восстановительный период после их выполнения затягивается. Однако больше внимания должно уделяться воспитанию общей выносливости. Дети, например, успешно переносят малоинтенсивный бег, который является основным средством воспитания этого качества.

Раздел: Физкультура и спорт
Количество знаков с пробелами: 45326
Количество таблиц: 4
Количество изображений: 0

Читайте также: