Общины сестер милосердия кратко

Обновлено: 05.07.2024

У народов Древнего мира уход за больным осуществляли родственники. Специальных людей, которые посвящали бы себя делу ухода за больными, не было, исключение составляли лишь женщины, занимающиеся оказанием помощи роженицам и новорожденным. Вначале это были пожилые родственницы, но со временем появились особые специалисты. Наибольшего развития организация подобной помощи достигла у греков и римлян.

В Афинах и Риме заболевших бедняков и раненных в сражениях воинов лечили в домах богатых граждан, где уход за ними осуществляли женщины. Однако в полном объеме дело ухода за больными получило развитие только с распространением христианства. Ученики Иисуса Христа – апостолы – не только проповедовали христианское учение, но и исцеляли больных. Попечение о больных и неимущих брали на себя в первую очередь женщины, которые назывались диаконисами, а также мужчины (диаконы), добровольно посвятившие себя бескорыстному уходу за больными и ранеными.

Христианская попечительность о больных со времен римского императора Константина Великого (IV век н. э.), поддерживавшего христианскую религию, принимает новый вид – учреждаются общественные больницы и госпитали для больных и бесприютных.

К XI веку относится создание во многих городах Западной Европы (Нидерланды, Германия и др.) общин женщин и девиц для служения делу милосердия и ухода за больными. В летописях этих стран упоминается о многих женщинах, принадлежащих даже к княжескому роду, которые посвящали свою жизнь уходу за прокаженными в первых общественных больницах. Так, в XIII веке графиня Елизавета Тюрингенская, которая отличалась глубокой религиозностью и любовью к людям, всю свою жизнь посвятила служению делу милосердия. В возрасте 20 лет она на свои средства построила госпиталь, организовала приют для подкидышей и сирот, в которых сама много работала.

Христианская благотворительность в средние века в католических странах выражалась и в создании различных светских и духовных рыцарских орденов, члены которых считали основной своей целью уход за больными. Например, основной функцией ордена Святого Лазаря (отсюда – лазарет) в Иерусалиме был уход за прокаженными. Ордена тамплиеров во Франции и немецких рыцарей покровительствовали паломникам и заботились о больных и неимущих. Членами ордена могли стать и женщины.

Главным делом ордена, основанного в Иерусалиме и названного в честь Святого Иоанна, было попечение о больных и уход за ними. Первой его настоятельницей в 1099 г. стала римлянка Агнесса. Сестры давали обет проводить все свое время в уходе за больными, посте и молитве и трудиться на благо ордена. Деятельность женщин этого ордена распространилась и в Италии, Испании, Франции, Англии, где ими были созданы монастыри.

В 1633 г. Викентий Поль во главе общества поставил Луизу де Мариллак – высокообразованную женщину, которая неутомимо ухаживала за тяжелыми больными в госпиталях и частных домах. В своей многолетней деятельности она убедилась, что уход за больными требует основательной теоретической подготовки. Луиза де Мариллак вначале организовала семинары для сестер милосердия и сиделок, а в 1641 г. создала специальную школу по их обучению. Главным руководителем и советником был Викентий

Поль. Слава школы быстро распространилась по госпиталям Франции, Италии, Испании, Португалии, Польши и других стран. Это была первая попытка организовать научную и практическую подготовку сестер милосердия, и она увенчалась успехом. Институты сестер милосердия стали создаваться во Франции, Нидерландах, Польше и других странах.

Последователи Викентия Поля организовали около 2000 общин (ясли для детей, богадельни для стариков, приюты для сирот, больницы для эпилептиков и душевнобольных и др.).

Викентий Поль умер в 1660 г. в возрасте 85 лет. Католическая Церковь в 1737 г. причислила его к лику святых и почитает его как покровителя всех дел милосердия.

В период французской революции общине сестер милосердия пришлось пережить тяжелые времена – сестер выгоняли из госпиталей и приютов, где они работали. Некоторые из них были казнены или посажены в тюрьмы, многие эмигрировали в Англию, но оставшиеся продолжали тайно оказывать помощь страждущим.

Большую известность снискали сестры милосердия во время наполеоновских войн. Став императором, восстановив христианскую Церковь, уничтоженную конвентом, Наполеон I обратился к ее служителям с просьбой о помощи по уходу за ранеными. Церковь отправила в армию много сестер милосердия, которые в период сражений сыграли важную роль в истории христианской попечителъности о больных и раненых. Особенно прославилась сестра Марта, которую наполеоновские солдаты считали святой. За заслуги в деле милосердия император наградил ее орденом Почетного легиона. По инициативе Наполеона после войны была продолжена подготовка сестер милосердия, они по-прежнему ухаживали за ранеными и больными в госпиталях и приютах.

В Германии общины сестер милосердия были созданы еще в 1808 г. В Италии сестры милосердия появились лишь в 1821 г. Их главной задачей был уход за заразными больными, которых не принимали больницы. Два раза в неделю они посещали на дому больных, имеющих хронические заболевания, и снабжали их пищей и лекарствами, которые были назначены врачами.

Первые общины сестер милосердия в Австрии были организованы в 1834 г., в Чехии – в 1837 г. К середине столетия в Западной Европе уже насчитывалось около 16 тыс. сестер милосердия. Заслуживает внимания благотворительная деятельность немецкого пастора Теодора Флиднера. В 1833 г. он организовал приют для женщин, вышедших из тюрем, раскаявшихся проституток. В 1835–1836 гг. открыл первые в Германии школы для малолетних детей рабочих. Т. Флиднер создал специальную школу для обучения женщин уходу за детьми из малоимущих семей и больными бедняками. За 40 лет работы в школе прошли обучение 1450 человек. С большими финансовыми трудностями им была создана женская община по образцу существовавших у первых христиан – община диаконис.

В эту общину сестры принимались после испытательного срока с проведением церковного обряда. Сестры сохраняли связь со своей семьей и продолжали владеть своим имуществом. В случае их болезни и старости община заботилась о них. Они имели право вступать в брак, а также вернуться к родителям в случае, если им требовался уход. Деятельность диаконис включала уход за больными, бедными детьми, заключенными, проститутками (приюты кающихся Магдалин), а также преподавание в школах для малолетних детей.

В 1841 г. общины диаконис были организованы в США, а в 1851 г. – на Востоке, где в ведении общин находились многие больницы и воспитательные учреждения (в Бейруте, Иерусалиме, Александрии). В 1884 г. в мире насчитывалось всего 56 общин, преимущественно протестантских, из которых 35 находились в Германии, 6 – в России, 3 – в Швейцарии, 3 – во Франции, 2 – в Голландии, 2 – в Англии и по одной общине в Венгрии, Дании, Швеции, Норвегии и США. К концу XIX века существовало 60 общин диаконис, объединявших более 8000 сестер. Их благотворительная деятельность осуществлялась в 1780 учреждениях. Подобного рода общины существовали и при протестантских церквах в России – в Санкт-Петербурге, Саратове, Выборге, Риге, Таллинне, Хельсинки.

Начиная с середины XIX века католические монахини и протестантские диаконисы оказывали медицинскую помощь и осуществляли уход за ранеными во время военных действий.

Развитие сестринского дела в России

Общины сестер милосердия.

Первая в России община сестер милосердия была открыта в 1844г. в Санкт-Петербурге. Впоследствии было открыто несколько общин, в которых сестер готовили к уходу за больными и ранеными. можно условно поделить на три группы: подчиненные епархиальному начальству, общины Российского Общества Красного Креста и общины, пользующиеся самостоятельным управлением в рамках Министерства внутренних дел.
В Москве существовало семь общин сестер милосердия. Никольскую общину при Дамском Попечительстве о бедных организовала во время эпидемии холеры 1848 г княгиня Софья Степановна Щербатова . Сестры ухаживали за больными в Первой городской больнице и в учрежденной доктором Ф.П. Гаазом больнице для чернорабочих. Более 20 воспитанниц приюта обеспечивались полным содержанием и обучались Закону Божию, чтению, арифметике и разным рукоделиям. В богадельне призревалось 12 бедных больных женщин. В 1855-1856 гг., во время Крымской войны, сестры Никольской общины вместе с сердобольными вдовами и сестрами петербургской Крестовоздвиженской общины оказывали помощь раненым в госпиталях Крыма

Деятельность Ф.Найтингейл.




Развитие сестринского дела в России

Общины сестер милосердия.

Первая в России община сестер милосердия была открыта в 1844г. в Санкт-Петербурге. Впоследствии было открыто несколько общин, в которых сестер готовили к уходу за больными и ранеными. можно условно поделить на три группы: подчиненные епархиальному начальству, общины Российского Общества Красного Креста и общины, пользующиеся самостоятельным управлением в рамках Министерства внутренних дел.
В Москве существовало семь общин сестер милосердия. Никольскую общину при Дамском Попечительстве о бедных организовала во время эпидемии холеры 1848 г княгиня Софья Степановна Щербатова . Сестры ухаживали за больными в Первой городской больнице и в учрежденной доктором Ф.П. Гаазом больнице для чернорабочих. Более 20 воспитанниц приюта обеспечивались полным содержанием и обучались Закону Божию, чтению, арифметике и разным рукоделиям. В богадельне призревалось 12 бедных больных женщин. В 1855-1856 гг., во время Крымской войны, сестры Никольской общины вместе с сердобольными вдовами и сестрами петербургской Крестовоздвиженской общины оказывали помощь раненым в госпиталях Крыма

Трудно представить, но до середины XIX столетия в ле­чебных учреждениях за больными ухаживали и помогали вра­чам медбратья.

В сестры милосердия принимали вдов и девиц 20—40 лет, В течение года испытуемые проходили курсы обучения и на деле проверяли свои душевные и физические качества. Изу­чали правила ухода за больными, способы перевязки ран, фармацию и рецептуру. В торжественной обстановке жен­щин посвящали в сестры милосердия. Однако для оказания помощи раненым на театре военных действий женщин долгое


Сестры милосердия Крестовоздвиженской общины

время не привлекали щ в обществе бытовало мнение, что толь­ко падшая женщина может ухаживать за ранеными мужчинами.

В 1854 году в Петербурге по инициативе и на средства ве­ликой княгини Елены Павловны, сестры Николая I, образо­вана знаменитая Крестовоздвиженская община для подготов­ки медсестер с целью оказания помощи раненым. Женщины в течение двух-трех месяцев проходили стажировку,, а затем их направляли на фронт в Севастополь. Преподавали в общине известные врачи, в том числе и сам Н.И. Пирогов.


Впервые в мировой истории сестры милосердия стали ока­зывать помощь раненым и больным на поле битвы.

Екатерина Александровна Хитрово(1805—1856 гг.) начала свой милосерд­ный путь в Одесской общине сердо­больных сестер, позднее возглавила ее. В сложный для Крестовоздвижен- ской общины момент, во время Крымской кампании, уступая настой­чивым просьбам великой княгини Еле­ны Павловны и Н.И. Пирогова, по­винуясь долгу, она отправилась на те­атр военных; действий И смогла наладить деятельность своей общины в трудных военных условиях,* тем самым сохранив ее.


Екатерина Александровна всю жизнь трудилась наравне с дру­гими сестрами милосердия, и это стало причиной смерти: она заразилась сыпным тифом и скончалась на 51 -м году жизни.

После смерти Е.А. Хитрово Бакунина была признана са­мой достойной для назначения на должность сестры-настоя­тельницы Крестовоздвиженской общины. С большой требо­вательностью Е.М-Бакунина относилась к духовно-нравствен- ным качествам сестер милосердия. Однако её взгляды на дея­тельность общины были иными, нежели великой княгини Еле­ны Павловны. Бакунина с болью и горечью покинула сестер, уехала в Тверскую губернию и вместе со своими'родными орга­низовала для крестьян школу и небольшую больницу. Но во время Русско-турецкой войны она вновь отправилась на театр военных действий и продолжала оказывать медицинскую по­мощь раненым.

Елизавета Петровна Карцева(1823—1898 гг.) по возрасту была младше Е.А. Хитрово и Е.М. Баку­ниной.


Уже в Севастополе она обратила на себя внимание Н.И. Пирогова.

Елизавета Петровна Карцева

Е.А. Хитрово, Е.М. Бакунина, Е.П.Карцева являются тем идеалом, к которому стремились сестры милосердия XIX,

XX веков и, несомненно, будут стремиться в XXI столетии.

После войны сердобольные вдовы из Санкт-Петербурга работали в Мариинской больнице и больнице Св. Марии Магдалины. В 1882 ггоду институт сердобольных вдов был упразднен.

1863 год — год рождения профессии медицинской сестры

в России: подписан приказ о службе женщин в госпиталях.

Крымская война показала положительный опыт женского ухода за ранеными и больными. Многие врачи, и в первую очередь Пирогов, стали пропагандировать идею использова­ния образованного ухаживающего персонала, доказывая за­висимость лечения от профессионализма сестер милосердия.

Организация общин сестер милосердия —

Е годы XIX столетия

Трудно представить, но до середины XIX столетия в ле­чебных учреждениях за больными ухаживали и помогали вра­чам медбратья.

В сестры милосердия принимали вдов и девиц 20—40 лет, В течение года испытуемые проходили курсы обучения и на деле проверяли свои душевные и физические качества. Изу­чали правила ухода за больными, способы перевязки ран, фармацию и рецептуру. В торжественной обстановке жен­щин посвящали в сестры милосердия. Однако для оказания помощи раненым на театре военных действий женщин долгое


Сестры милосердия Крестовоздвиженской общины

время не привлекали щ в обществе бытовало мнение, что толь­ко падшая женщина может ухаживать за ранеными мужчинами.

В 1854 году в Петербурге по инициативе и на средства ве­ликой княгини Елены Павловны, сестры Николая I, образо­вана знаменитая Крестовоздвиженская община для подготов­ки медсестер с целью оказания помощи раненым. Женщины в течение двух-трех месяцев проходили стажировку,, а затем их направляли на фронт в Севастополь. Преподавали в общине известные врачи, в том числе и сам Н.И. Пирогов.


Впервые в мировой истории сестры милосердия стали ока­зывать помощь раненым и больным на поле битвы.

Екатерина Александровна Хитрово(1805—1856 гг.) начала свой милосерд­ный путь в Одесской общине сердо­больных сестер, позднее возглавила ее. В сложный для Крестовоздвижен- ской общины момент, во время Крымской кампании, уступая настой­чивым просьбам великой княгини Еле­ны Павловны и Н.И. Пирогова, по­винуясь долгу, она отправилась на те­атр военных; действий И смогла наладить деятельность своей общины в трудных военных условиях,* тем самым сохранив ее.


Екатерина Александровна всю жизнь трудилась наравне с дру­гими сестрами милосердия, и это стало причиной смерти: она заразилась сыпным тифом и скончалась на 51 -м году жизни.

После смерти Е.А. Хитрово Бакунина была признана са­мой достойной для назначения на должность сестры-настоя­тельницы Крестовоздвиженской общины. С большой требо­вательностью Е.М-Бакунина относилась к духовно-нравствен- ным качествам сестер милосердия. Однако её взгляды на дея­тельность общины были иными, нежели великой княгини Еле­ны Павловны. Бакунина с болью и горечью покинула сестер, уехала в Тверскую губернию и вместе со своими'родными орга­низовала для крестьян школу и небольшую больницу. Но во время Русско-турецкой войны она вновь отправилась на театр военных действий и продолжала оказывать медицинскую по­мощь раненым.

Елизавета Петровна Карцева(1823—1898 гг.) по возрасту была младше Е.А. Хитрово и Е.М. Баку­ниной.


Уже в Севастополе она обратила на себя внимание Н.И. Пирогова.

Елизавета Петровна Карцева

Е.А. Хитрово, Е.М. Бакунина, Е.П.Карцева являются тем идеалом, к которому стремились сестры милосердия XIX,

XX веков и, несомненно, будут стремиться в XXI столетии.

После войны сердобольные вдовы из Санкт-Петербурга работали в Мариинской больнице и больнице Св. Марии Магдалины. В 1882 ггоду институт сердобольных вдов был упразднен.

1863 год — год рождения профессии медицинской сестры

в России: подписан приказ о службе женщин в госпиталях.

Крымская война показала положительный опыт женского ухода за ранеными и больными. Многие врачи, и в первую очередь Пирогов, стали пропагандировать идею использова­ния образованного ухаживающего персонала, доказывая за­висимость лечения от профессионализма сестер милосердия.

История женского служения больным и нуждающимся уходит своими корнями в эпоху раннего христианства, которое с момента своего возникновения уравняло понятия служения Богу и ближнему и определило благотворительность как личный, индивидуальный подвиг человека в отношении окружающих его людей. Поэтому благотворительность, принимая организованные формы, превращаясь в определенную систему социальных отношений, как это ни парадоксально, постепенно теряет глубинную внутреннюю связь с церковной христианской жизнью, сохраняя лишь внешнюю христианскую оболочку, а иногда утрачивая даже ее. И это вполне естественно, потому что постоянно жить подвигом ради ближних доступно немногим. Гораздо проще формализовать этот процесс, превратив его в денежные отчисления или материальную помощь нуждающимся, хотя даже в такой форме он играл важную роль в обществе в тех случаях, когда церковь и государство полностью не решали социальные проблемы. Недаром частная благотворительность в России расцвела в период усиления секуляризации в конце XVIII — начале XX вв. Именно с этим периодом (начиная с первой половины XIX в.) и связана история российских общин сестер милосердия, хорошо иллюстрирующая данный процесс: от героического энтузиазма до формализованной организованности в помощи ближним.

В современной литературе проблема, связанная с историей общин сестер милосердия, изучалась мало. Опубликованные материалы в большинстве случаев носят описательный характер и затрагиваются исследователями лишь в связи с другими темами: женское медицинское образование [1], общая история благотворительности [2], героическая деятельность женщин в контексте всеобщей и русской истории [3]. Особый интерес представляли такие личности, как основатель Крестовоздвиженской общины Н. И. Пирогов [4] и великая княгиня Елизавета Федоровна, создавшая Марфо-Мариинскую обитель [5]. Появлялись статьи по отдельным женским организациям в контексте москвоведения с описаниями архитектурных особенностей общинных зданий [6] и очерки, посвященные наградным знакам сестер [7]. Единственной книгой, в которой была сделана попытка подробно рассмотреть деятельность женщин, ухаживавших за больными и ранеными, стал труд П. А. Илинского, посвященный Русско-турецкой войне [8].

В России до XIX в. не существовало специальных учреждений, занимавшихся уходом за больными. Первые попытки создать подобного рода благотворительную организацию относятся к началу XIX в., когда в 1803 г . при воспитательных домах Санкт-Петербурга и Москвы были основаны вдовьи дома, а при них — отделения сердобольных вдов. Лишь в 1844 г . великая княгиня Александра Николаевна и принцесса Тереза Ольденбургская основали в столице первую в России общину сестер милосердия, с 1873/74 года получившую наименование Свято-Троицкая (до этого времени названия не имела) [9]. По форме она являлась своеобразной калькой с западных образцов типа организаций протестантских диаконис или католических сестер Винсента де Поля, но на русской почве новое учреждение приобрело черты церковно-общинной структуры, по духу близкой к монашеской. В этом смысле Троицкая община станет прототипом для ряда других, но далеко не всех сестричеств, изначально тяготевших к полумонашеским уставам, хотя по форме благотворительной деятельности близких западным образцам. Эта характерная особенность, претерпев значительную эволюцию, сохранится вплоть до начала XX в.

Постепенно стали определяться и основные функции общин:

1) общие благотворительные цели (призрение бедных, попечение о больных, воспитание детей: Троицкая, Покровская общины в Петербурге);

3) в ведении Синода, приписанные к женским монастырям (Владычне-Покровская в Москве). Эти общины стали особым явлением в русской церковной жизни, поскольку возникали во многих епархиях и не всегда ставили своей целью помощь больным, постепенно превращаясь в новые женские монастыри. Впрочем, перечисленные сферы деятельности среди существовавших общин не были жестко разграничены.

После войны Главное военно-медицинское управление сочло необходимым организовать подготовку сестер милосердия для создания резерва: по примерным подсчетам в случае войны их могло потребоваться около 3000 чел. [21]. В 1893 г . эта цифра определялась уже вдвое большей, но реально РОКК мог предоставить в распоряжение военного ведомства лишь 1300 сестер [22], что и стало дополнительным импульсом для создания новых общин. На 1879 г . в ведении РОКК, помимо вышеназванных организаций, существовали: община сестер княгини Барятинской и Александровский отдел сестер Красного Креста в Петербурге, общины в Гельсингфорсе, Тамбове, Вильне, Варшаве, Киеве (всего менее тридцати), но к 1900 г . их число увеличилось до 84. Географически распределение общин по стране можно представить следующим образом: крайний северный город — Архангельск, крайний западный — Варшава, южный — Тифлис, восточный в европейской части России — Екатеринбург, крайний восточный город за Уралом — Хабаровск [23].

С началом Русско-японской войны 1904–1905 гг. Российский Красный Крест не сумел обеспечить нужное число медицинского персонала, и в результате огромного спроса на женский труд требования общин к поступавшим были сведены до минимума. Подготовка была самой разнообразной: от шести недель до четырех лет, среди сестер имелись как малограмотные, так и выпускницы иностранных университетов. По причине такого разброса в знаниях качество работы женщин во многом зависело от общего уровня ихобразования, поскольку краткого предварительного обучения (в среднем 1,5–3 месяца) было для подготовки профессионалов недостаточно. Материальное обеспечение сестер тоже было неодинаковым. В общинах в мирное время они жалованья не получали, но в период войны сестрам полагалось содержание, обычно зависевшее от материального положения общины: 5, 20 или 30 рублей в месяц [24]. Иногда военное ведомство брало часть расходов на себя, поэтому, как и в Русско-турецкую войну, многие сестры из материальных соображений охотнее шли в военные госпитали, а не в учреждения РОКК [25], хотя работа и условия были здесь гораздо тяжелее. Всего в Русско-японскую войну в военных госпиталях трудилось около двух тысяч женщин [26]. По официальной статистике только в Забайкальском районе в учреждениях Красного Креста находилось около 200 сестер милосердия [27].

Все общины сестер милосердия в начале XX в. находились в ведении Общества Красного Креста под покровительством овдовевшей императрицы Марии Федоровны, супруги Александра III и матери Николая II . Их деятельность регламентировалась Общим уставом общин Красного Креста, утвержденным в 1903 г . [36]. Интерес к профессии сестры милосердия у обеспеченных слоев российского общества и интеллигенции просыпался лишь тогда, когда в военный период образ сестры окутывался дымкой патриотической романтики — тогда-то и появлялось много волонтерок. В мирное же время стать сестрой можно было только через общину, поэтому в женские организации нередко шли женщины, заведомо не согласные с уставными условиями работы и готовые их нарушить. Некоторые из них, например, требовали себе вознаграждение за уход в частных домах. После Русско-японской войны почти никто из сестер не вернул общинам денежные остатки от сумм, выделенных на их снаряжение. Многие только поджидали случай перейти на более оплачиваемую работу, считая общины и Красный Крест учреждениями, где их эксплуатируют [37].

Вот почему столь симптоматичным представляется основание Марфо-Мариинской обители — не просто организации по уходу за больными, а целого явления, подведшего итог краткому периоду существования в России общин сестер милосердия, — плодом, созревшим в эпоху, когда начался их упадок. Появление такой личности, как великая княгиня Елизавета Федоровна, воплотившей в себе лучшие черты безвестных тружениц, тоже не случайно. Можно сказать, что великая княгиня — собирательный образ, созданный сестрами предшествующего времени, поскольку было бы исторически несправедливым, если бы общины сестер не породили собственной святой. Елизавета Федоровна увидела в деятельности сестер обители восстановленную форму церковного служения женщин в православной церкви — служение диаконис. Собственно, на это указывал и новый чин поставления настоятельницы обители [39]. В дальнейшем великая княгиня называла себя почти монахиней, не исключено, что она приняла тайный постриг [40], — современники же в просторечии называли сестер обители диаконисами [41]. Устав Марфо-Мариинской обители был утвержден в 1908 г ., а затем еще дважды: в 1911 и 1914 г . В 1908 г . по проекту архитектора Щусева началось строительство храма Покрова на Большой Ордынке (сейчас дом 34а). Сама обитель открылась 10 февраля 1909 г . После трагической гибели Елизаветы Федоровны в 1918 г . община просуществовала до 1926 г ., когда большую часть сестер Марфо-Мариинской обители вывезли из Москвы в Среднюю Азию, а через два года арестовали замещавшую настоятельницу Татьяну Голицыну [42].

Общины сестер милосердия в России возникли не только как специальные организации по уходу за больными, но и как религиозные учреждения, основанные на искреннем порыве женщин ухаживать за больными, ранеными и детьми. В этом смысле им более близкой была монашеская традиция, в отличие от Западной Европы, где с приходом Флоренс Найтингейл в уходе стали видеть определенную профессию. Ф. Найтингейл заложила основы женского медицинского образования, и религиозный момент был в становлении новой системы далеко не решающим. Недаром первоначальное обозначение сестер

Как только общины сестер милосердия в России получают систематическое развитие, первоначальный энтузиазм начинает угасать — он восполняется и постепенно подменяется общеблаготворительной и профессиональной медицинской деятельностью женщин. Большую роль в этом, с одной стороны, сыграла деятельность Общества Красного Креста, а с другой — стремление женщин приобрести в обществе одинаковый с мужчинами статус. Эмансипация способствовала развитию женского образования, однако стремление женщин во всем уподобиться мужчинам постепенно привело русские общины к тем же результатам, что и в Западной Европе: уход становится профессией, а духовная основа медицины или вообще забывается, или становится чем-то второстепенным. После революции проявилась иная крайность: в обязанность медицинским сестрам вменялся только профессионализм, тогда как элементарный уход, который учитывал не только физическое, но и духовное состояние больного, был утрачен. Остается только надеяться, что возрождающиеся в современном обществе общины сестер милосердия не повторят прежних ошибок и восстановят утраченную традицию ухода за больными, что возможно только при условии осознания религиозного смысла своего служения.

[1] Шибков А. А. Первые женщины России в медицинской школе и на войне до XX в. Л., 1957; Шибков А. А. Первые женщины-медики России. Л., 1961.

[2] Власов П. Обитель милосердия. М., 1991.

[4] Бушуев В. Ф. Н. И. Пирогов и начало женской помощи больным и раненым на войне. Киев, 1908; Суслов В. С. Пирогов и первые медицинские сестры (к 85-летию со дня смерти Н. И. Пирогова) // Медицинская сестра. 1969. № 6. С. 56–57.

[5] Миллер Л . Святая мученица российская великая княгиня Елизавета Феодоровна. М., 1994.

[6] Бураков Ю. Н. Утоли моя печали // Наука и религия. 1991. № 10. С. 46–51; № 11. С. 24–26; № 12. С. 13–18; Головкова Л. Иверская община на Большой Полянке // Московский журнал. 1992. № 10. С. 30–32; 1994. № 5. С. 22–31.

[7] Грибанов Э.Д. Наградные знаки российских сестер милосердия // Медицинская помощь. 1996. № 6. С. 47–51; Грибанов Э. Д., Потапчук Т. Б. Нагрудные знаки медицинских сестер в России // Медицинская помощь. 1996. № 7. С. 48–53.

[8] Илинский П. А. Русская женщина в войну 1877–1878 гг. СПб., 1879.

[9] Шибков А. А. Первые женщины России… С. 16–17.

[10] Пирогов Н. И. Письмо к К. К. Зейдлицу. 16, 17, 19 марта 1855. Севастополь // Пирогов Н. И. Севастопольские письма и воспоминания. М., 1950. С. 106–107; Бакунина Е. М. Воспоминания сестры милосердия Крестовоздвиженской общины (1854–1860) // Вестник Европы. 1898. № 4. С. 538; № 5. С. 60. [11] Пирогов Н. И. Из письма к Э. Ф. Раден. 27 февраля 1876. Вишня // Пирогов Н. И. Севастопольские письма. С. 209.

[12] Э. Д. Грибанов пишет, что Стурдзовской община сердобольных сестер Одессы стала называться с 1859 г ., а основана была еще раньше под названием Никольской — в 1846 г ., см.: Грибанов Э. Д. Нашейные знаки сестер милосердия в России // Медицинская помощь. 1996. № 5. С. 51. Дата 1850 г . представляется более вероятной, см.: Одесская Стурдзовская община сердобольных сестер. Пятидесятилетие Стурдзовской общины сердобольных сестер в Одессе. Исторический очерк. Одесса, 1900.

[13] По крайней мере, не позднее 1853 г ., см.: Устав общины сестер милосердия Литейной части с состоящими в ведении ее отделениями пенсионерок и детских яслей. СПб., 1853.

[14] Община была упразднена уже к 1900 г ., см.: Фредерикс М. П. Из воспоминаний // Русский архив. 1900. Кн. 2. Вып. 5. С. 110.

[15] Шибков А. А. Первые женщины медики России… С. 50–51.

[16] Илинский П. А. Указ. соч. С. 4–5, 272.

[17] Дата, приводимая Ю. Бураковым, см: Бураков Ю. Утоли моя печали // Наука и религия. 1991. № 10. С. 47. А. Шибков называет другой год основания — 1868, см .: Шибков А. А. Первые женщины-медики России. С. 51.

[18] Алчевская Х. Д. Раненые в Харькове. В кн.: Алчевская Х. Д. Передуманное и пережитое. М., 1912. С. 55; О молитве в военное время // Смоленские епархиальные ведомости. 1888. № 2. С. 76–77.

[19] Илинский П. А. Указ. соч. С. 247–251.

[20] Более точно: было собрано 9 363 000 руб., из которых не было истрачено 1 140 000 руб. Впрочем, характер финансовых злоупотреблений установить довольно сложно, поскольку это официальная статистика, см.: Красный Крест // Энциклопедический словарь. СПб., 1895. Т. XVI а. Стб. 560.

[21] Шибков А. А. Первые женщины-медики в России. С. 99.

[23] Шибков А. А . Первые женщины-медики в России. С. 100.

[24] Кауфман П. Красный Крест в тылу армии в японскую кампанию 1904–1905 гг. СПб., 1909. Т. 1. Ч. 1. С. 99–102.

[25] Кауфман П. Указ. соч. Т. 2. С. 68–70. 317

[26] Шапиров Б. М. Частная помощь и женский уход за ранеными и больными воинами. СПб., 1907. С. 9.

[ [27] Кауфман П. Указ. соч. Т. 2. С. 170.

[28] Список сестер милосердия РОКК, назначенных для ухода за ранеными и больными воинами в лечебные учреждения Красного Креста, военного ведомства, общественных организаций и частных лиц. Пг., 1915. С. III – V .

[33] Краткий обзор деятельности РОКК по оказанию помощи раненым и больным воинам на театрах войны с Австро-Венгрией, Германией и Турцией в 1914– 1915 гг. Пг., 1916. С. 11–12.

[36] В тексте ссылки на устав даны по изданию: Нормальный устав общины сестер милосердия. СПб., 1913. Устав переиздавался ежегодно с момента утверждения.

[37] Маркович Т. М. Российское Общество Красного Креста и общины сестер милосердия. СПб., 1910. С. 17–18, 22–23.

[39] Чин поставления настоятельницы Марфо-Мариинской обители. В кн.: Елизавета Федоровна, вел. кн. О служении женщин в Русской Православной Церкви. Нижний Новгород, 1996. С. 117.

[40] Бураков Ю. Н. Утоли моя печали // Наука и религия. 1991. № 12. С. 18.

[41] См ., например: Балуева?Арсеньева Н. Великая княгиня Елизавета Феодоровна (из личных воспоминаний). В кн.: Материалы к житию преподобномученицы великой княгини Елизаветы. Письма, дневники, воспоминания, документы. 2 - е изд. М., 1996. С. 125–126.

[42] Бураков Ю. Н. Указ. соч. С. 17.

Читайте также: