Прикоснитесь осторожно к внутреннему углу глаза несколько раз определите после скольких кратко

Обновлено: 05.07.2024

Прикоснитесь осторожно к внутреннему углу глаза несколько раз. Определите, после скольких прикосновений мигательный рефлекс затормозится. Проанализируйте это явление и укажите его воз­можные причины. Предположите, какие процессы в синапсах реф­лекторной дуги могут вызвать торможение рефлекторной реакции.

Ответ

Мы мигаем, потому что глаз пытается защитить наше зрение от возникшей угрозы.

Чем чаще происходит данное действие без вреда для организма, тем менее опасным глаз его считает, поэтому мигательный рефлекс затормаживается.

Мигательный рефлекс — это защитная врожденная реакция организма, заключающаяся в рефлекторном смыкание век на приближающийся к глазу предмет.

Он был описан в 1896 г. и сводится к сокращению круговой мышцы глаза при механическом раздражении верхнего глазничного нерва.


Центр данного защитного рефлекса как и многих защитных рефлексов (чихания, кашля, рвоты, слезоотделения) находится в продолговатом отделе головного мозга.

1.Рецепторы (находятся во внутреннем углу глаза) возникает возбуждение

2.Чувствительный нейрон — передает нервные импульсы в ЦНС

3.Вставочный нейрон в ЦНС (продолговатый мозг) обрабатывают информацию

4.Двигательный или исполнительный нейрон (передает информацию и приводит в действие исполнительный орган)

5.Рабочий орган ( круговая мышца глаза), смыкающая веки.

Описание рефлекса

При прикосновении к внутреннему углу глаза возникает раздражение рецепторов. Они возбуждаются, т.е. образуется нервный импульс который передаются на чувствительный нейрон.

Чувствительный нейрон передает возбуждение в ЦНС, ЦНС передает нервный импульс на исполнительный нейрон, который в свою очередь передает возбуждение на круговую мышцу глаза. Мышца сокращается и веки смыкаются (т.е происходит действие. )


Механизм передачи нервного импульса на мышцу:

1. Аксон исполнительного нейрона

3. Пузырьки с ацетилхолином

4. Рецепторы на мышечной клетке, воспринимающие ацетилхолин

На аксоне исполнительного нейрона находятся пузырьки с биологически активной жидкостью (ацетилхолин), которые при возбуждении исполнительного нейрона лопаются.

Ацетилхолин выходит с синаптическую щель (пространство между аксоном и мышечной клеткой) и воздействует на клеточную оболочку мышечной клетки, которая в ответ на данное вещество возбуждается и сокращается. Так происходит рефлекторное смыкание век.

Мигательный рефлекс наблюдается ТОЛЬКО при возбуждении определенных рецепторов, которые находятся во внутреннем уголке глаза!

После нескольких прикосновений происходит исчезновение мигательного рефлекса. Потому что происходит торможение рефлекса, которое не позволяет возбуждению распространяться безгранично.

Причина: При многократном раздражении запасы медиатора в пузырьках истощаются и необходимо время для их восстановления.
с. 1

Государственная противопожарная служба нормы пожарной безопасности специальная защитная одежда пожарных от повышенных тепловых воздействий

2.Прикоснитесь осторожно к внутреннему углу глаза несколько раз. Определите, после скольких прикосновений мигательный рефлекс затормозится. 3. Проанализируйте эти явления и укажите их возможные причины.

Выясните, какие процессы могли происходить в синапсах рефлекторной дуги в первом и во втором случаях. 4. Проверьте возможность с помощью волевого усилия затормозить мигательный рефлекс. Объясните, почему это удалось. 5. Вспомните, как проявляется мигательный рефлекс, когда в глаз попадает соринка.

Проанализируйте ваше поведение с точки зрения учения о прямых и обратных связях.

Сделайте вывод о значении мигательного рефлекса.

С помощью волевого усилия можно затормозить действие мигательного рефлекса. В нервном центре возникает нервный импульс. Нервный импульс достигает синапса, в котором лопаются пузырьки с тормозящими биологически активными веществами. Жидкость изливается в синаптическую щель и воздействует на клеточные оболочки мышечных клеток.

Возникает торможение мигательного рефлекса.

Условные и безусловные рефлексы

Рефлекс – ответная реакция организма не внешнее или внутреннее раздражение, осуществляемая и контролируемая центральной нервной системой.

Развитие представлений о поведении человека, которое всегда являлось загадкой, было достигнуто в работах русских ученых И. П. Павлова и И. М. Сеченова.

Рефлексы безусловные

Безусловные рефлексы – это врожденные рефлексы, которые наследуются потомством от родителей и сохраняются в течение всей жизни человека. Дуги безусловных рефлексов проходят через спинной мозг или ствол мозга. Кора больших полушарий не участвует в их образовании.

Безусловные рефлексы обеспечивают приспособление организма только к тем изменениям среды, с которыми часто встречались многие поколения данного вида.

К безусловным рефлексам относятся:

Пищевые (слюноотделение, сосание, глотание);
Оборонительные (кашель, чихание, мигание, отдергивание руки от горячего предмета);
Ориентировочные (скашивание глаз, повороты головы);
Половые (рефлексы, связанные с воспроизведением и уходом за потомством).
Значение безусловных рефлексов заключается в том, что благодаря ним сохраняется целостность организма, поддержание постоянства внутренней среды и происходит размножение.

Уже у новорожденного ребенка наблюдаются самые простые безусловные рефлексы.

Наиболее важным из них является рефлекс сосания. Раздражитель рефлекса сосания – прикосновение к губам ребенка какого-либо предмета (груди матери, соски, игрушки, пальца руки). Рефлекс сосания – это пищевой безусловный рефлекс. Кроме этого, у новорожденного имеются уже и некоторые защитные безусловные рефлексы: мигание, которое возникает, если постороннее тело приближается к глазу или коснется роговицы, сужение зрачка при действии сильного света на глаза.

Особенно ярко проявляются безусловные рефлексы у различных животных.

Врожденными могут быть не только отдельные рефлексы, но и более сложные формы поведения, которые получили название инстинктов.

Рефлексы условные

Условные рефлексы – это рефлексы, которые легко приобретаются организмом в течение жизни и образуются на основе безусловного рефлекса при действии условного раздражителя (свет, стук, время и т.д.). И. П. Павлов изучал образование условных рефлексов на собаках и разработал методику их получения.

Для выработки условного рефлекса необходим раздражитель – сигнал, который запускает условный рефлекс, многократное повторение действия раздражителя позволяет выработать условный рефлекс. При образовании условных рефлексов возникает временная связь между центрами анализаторов и центрами безусловного рефлекса. Теперь данный безусловный рефлекс осуществляется не под действием совершенно новых внешних сигналов.

Эти раздражения из окружающего мира, к которым мы были безразличны, теперь могут приобрести жизненно важное значение. В течение жизни вырабатывается множество условных рефлексов, которые составляют основу нашего жизненного опыта. Но этот жизненный опят имеет смысл только для данной особи и не передается по наследству ее потомкам.

В самостоятельную категорию условных рефлексов выделяют вырабатываемые в течение нашей жизни двигательные условные рефлексы, т. е. навыки или автоматизированные действия. Смысл этих условных рефлексов состоит в освоении новых двигательных умений, выработке новых форм движений. За свою жизнь человек овладевает многими специальными двигательными навыками, связанными с его профессией.

Навыки – это основа нашего поведения. Сознание, мышление, внимание освобождаются от выполнения тех операций, которые автоматизировались и стали навыками повседневной жизни. Самый успешный путь овладения навыками – это систематические упражнения, исправление вовремя замеченных ошибок, знание конечной цели каждого упражнения.

Если не подкреплять некоторое время условный раздражитель безусловным, то наступает торможение условного раздражителя.

Но не исчезает совсем. При повторении опыта рефлекс очень быстро восстанавливается. Торможение наблюдается и при воздействии другого раздражителя большей силы.

Рефлекс. Схема дуги рефлекса

Основной принцип работы нервной системы — рефлекторный. Нервный импульс, возникший при раздражении, проходит определённый путь, называемый рефлекторной дугой. В состав рефлекторной дуги входит пять частей:

  • рецептор – нервное окончание, воспринимающее раздражение (Рецепторы находятся в органах, мышцах, коже и т.д.

Каждый вид рецепторов реагирует на определенный раздражитель: свет, звук, прикосновение, запах, температуру и др. Рецепторы преобразуют эти раздражители в нервные импульсы – сигналы нервной системы).

  • чувствительный путь, передающий импульс в ЦНС (Эта часть рефлекторной дуги образована чувствительными нейронами).
  • участок центральной нервной системы (вставочный нейрон, лежащий в головном или спинном мозге),
  • двигательный путь (исполнительный или двигательный нейрон, передающий импульс к исполнительному органу или железе).
  • рабочий орган


Рефлексы человека разнообразны. Соматические рефлекторные дуги осуществляют двигательные рефлексы.


Вегетативные рефлекторные дуги координируют работу внутренних органов. Рефлекторная реакция заключается не только в возбуждении, но и в торможении, т.е. в задержке, ослаблении или полном прекращении возникшего возбуждения. Взаимосвязь возбуждения и торможения обеспечивают согласованную работу организма.

Отдергивание руки в ответ на укол или ожог кожи, обильное выделение слез под действием веществ, раздражающих глаза, чиханье при попадании посторонних частиц в носовую полость.

Рефлекс – это ответная реакция организма на раздражение, происходящая при участии нервной системы. Рефлекторная дуга — нейронный путь, по которому проводятся нервные импульсы при осуществлении рефлекса.


Получение мигательного рефлекса и условии, вызывающих его торможение:

При прикосновении к внутреннему углу глаза происходит непроиз­вольное мигание обоих глаз.

На рис.1 рефлекторная дуга этого рефлекса.

Кружок — это участок продолговатого мозга, где находятся центры мига­тельного рефлекса.

Тела чувствительных нейронов 2 лежат вне мозга в нервном узле.

Раздражение рецепторов → поток нервных импульсов, направля­ющихся по дендриту к телучувствительного нейрона 2 и от него по аксону в продол­говатый мозг.

Там возбуждение через синапсы передается вставочным нейронам 3. Информация обрабатывается головным мозгом, включая кору. Мы ведь чувство­вали прикосновение к углу глаза!

→ затем возбуждается исполнительный нейрон 4, возбуждение по аксону доходит до круговых мышц глаза 5 и вызывает мигание. Продолжим наблюдение.

Но, если несколько раз прикоснуться к внутреннему углу глаза — рефлекс затормозился.

Поскольку наши прикосновения для глаза не были опасны че­рез какое-то время рефлекс угас.

Совершенно другой результат был бы, если бы в глаз попала соринка. Беспокоящая информация достиг­ла бы головного мозга и усилила бы реакцию на раздражение.

По всей вероятности, мы попытались бы извлечь соринку.

Усилием воли можно затормозить мигательный рефлекс:

Для этого до­троньтесь чистым пальцем до внутреннего угла глаза и попытайтесь не мигать.

Коленный рефлекс спинного мозга:перекиньте ногу на ногу.

Расслабьте мышцы перекинутой ноги. Ребром ладони ударьте по сухожилию четырехглавой мышцы перекинутой ноги. Нога долж­на подпрыгнуть. Не удивляйтесь, если рефлекса не произойдет. Чтобы попасть в рефлексогенную зону, надо растянуть сухожилие.

При всех других случаях рефлекса не будет.

Уровни Организации Организма: клеточ­ный, тканевый, органный, системный, организменный.

Органный уровень образуют органы — самостоятельные анатомические образования, занимающие определенное место в организме, обладающие опре­деленным строением и выполняющие определенные функции.

Системный уровень представлен группами (системами) органов, выполняющих общие функции.

Организм в целом, объединяя работу всех систем, составляет организменный уровень.

Поведенческий уровень, определяю­щий адаптацию организма к природной, а у человека и к социальной среде.

Нервная и эндокринная регуляторные системы объединяют все уровни организма, обеспечивай слаженную работу всех исполнительных органов и их систем.


Получение мигательного рефлекса и условии, вызывающих его торможение:

При прикосновении к внутреннему углу глаза происходит непроиз­вольное мигание обоих глаз.

На рис.1 рефлекторная дуга этого рефлекса.

Кружок — это участок продолговатого мозга, где находятся центры мига­тельного рефлекса.

Тела чувствительных нейронов 2 лежат вне мозга в нервном узле.

Раздражение рецепторов → поток нервных импульсов, направля­ющихся по дендриту к телучувствительного нейрона 2 и от него по аксону в продол­говатый мозг. Там возбуждение через синапсы передается вставочным нейронам 3. Информация обрабатывается головным мозгом, включая кору. Мы ведь чувство­вали прикосновение к углу глаза!

→ затем возбуждается исполнительный нейрон 4, возбуждение по аксону доходит до круговых мышц глаза 5 и вызывает мигание. Продолжим наблюдение.

Но, если несколько раз прикоснуться к внутреннему углу глаза — рефлекс затормозился.

Поскольку наши прикосновения для глаза не были опасны че­рез какое-то время рефлекс угас.

Совершенно другой результат был бы, если бы в глаз попала соринка.

Беспокоящая информация достиг­ла бы головного мозга и усилила бы реакцию на раздражение. По всей вероятности, мы попытались бы извлечь соринку.

Усилием воли можно затормозить мигательный рефлекс:

Для этого до­троньтесь чистым пальцем до внутреннего угла глаза и попытайтесь не мигать.

Коленный рефлекс спинного мозга:перекиньте ногу на ногу.

Расслабьте мышцы перекинутой ноги. Ребром ладони ударьте по сухожилию четырехглавой мышцы перекинутой ноги. Нога долж­на подпрыгнуть. Не удивляйтесь, если рефлекса не произойдет.

Чтобы попасть в рефлексогенную зону, надо растянуть сухожилие. При всех других случаях рефлекса не будет.

Уровни Организации Организма: клеточ­ный, тканевый, органный, системный, организменный.

Органный уровень образуют органы — самостоятельные анатомические образования, занимающие определенное место в организме, обладающие опре­деленным строением и выполняющие определенные функции.

Системный уровень представлен группами (системами) органов, выполняющих общие функции.

Организм в целом, объединяя работу всех систем, составляет организменный уровень.

Поведенческий уровень, определяю­щий адаптацию организма к природной, а у человека и к социальной среде.

Нервная и эндокринная регуляторные системы объединяют все уровни организма, обеспечивай слаженную работу всех исполнительных органов и их систем.

Мы мигаем, потому что глаз пытается защитить наше зрение от возникшей "угрозы".

Чем чаще происходит данное действие без вреда для организма, тем менее опасным глаз его считает, поэтому мигательный рефлекс затормаживается.

С развитием новых технологий появилась возможность ношения контактных линз, что тоже является "тыканием" пальцем в глаз. Глаз привык к такому необычному воздействию. Затормаживается мигание усилием воли.

После двух раз мигательный рефлекс затормозился. У знакомых с 6 и 8.

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Мигательныйрефлекс – это защитная врожденная реакция организма, заключающаяся в рефлекторном смыкание век на приближающийся к глазу предмет.

Ответ

Мы мигаем, потому что глаз пытается защитить наше зрение от возникшей угрозы.

Чем чаще происходит данное действие без вреда для организма, тем менее опасным глаз его считает, поэтому мигательный рефлекс затормаживается.

После двух раз мигательный рефлекс затормозился. У знакомых с 6 и 8.

Мигательный рефлекс это

Мигательный рефлекс — это защитная врожденная реакция организма, заключающаяся в рефлекторном смыкание век на приближающийся к глазу предмет.

Он был описан в 1896 г. и сводится к сокращению круговой мышцы глаза при механическом раздражении верхнего глазничного нерва.

kakoe-znachenie-imeet-migatelnyj-refleks_1.jpg

Центр данного защитного рефлекса как и многих защитных рефлексов (чихания, кашля, рвоты, слезоотделения) находится в продолговатом отделе головного мозга.

1.Рецепторы (находятся во внутреннем углу глаза) возникает возбуждение

2.Чувствительный нейрон — передает нервные импульсы в ЦНС

3.Вставочный нейрон в ЦНС (продолговатый мозг) обрабатывают информацию

4.Двигательный или исполнительный нейрон (передает информацию и приводит в действие исполнительный орган)

5.Рабочий орган ( круговая мышца глаза), смыкающая веки.

Описание рефлекса

При прикосновении к внутреннему углу глаза возникает раздражение рецепторов. Они возбуждаются, т.е. образуется нервный импульс который передаются на чувствительный нейрон.

Чувствительный нейрон передает возбуждение в ЦНС, ЦНС передает нервный импульс на исполнительный нейрон, который в свою очередь передает возбуждение на круговую мышцу глаза. Мышца сокращается и веки смыкаются (т.е происходит действие. )

kakoe-znachenie-imeet-migatelnyj-refleks_1_1.jpg

Механизм передачи нервного импульса на мышцу:

1. Аксон исполнительного нейрона

3. Пузырьки с ацетилхолином

4. Рецепторы на мышечной клетке, воспринимающие ацетилхолин

На аксоне исполнительного нейрона находятся пузырьки с биологически активной жидкостью (ацетилхолин), которые при возбуждении исполнительного нейрона лопаются.

Ацетилхолин выходит с синаптическую щель (пространство между аксоном и мышечной клеткой) и воздействует на клеточную оболочку мышечной клетки, которая в ответ на данное вещество возбуждается и сокращается. Так происходит рефлекторное смыкание век.

Мигательный рефлекс наблюдается ТОЛЬКО при возбуждении определенных рецепторов, которые находятся во внутреннем уголке глаза!

После нескольких прикосновений происходит исчезновение мигательного рефлекса. Потому что происходит торможение рефлекса, которое не позволяет возбуждению распространяться безгранично.

Причина: При многократном раздражении запасы медиатора в пузырьках истощаются и необходимо время для их восстановления.
с. 1

Государственная противопожарная служба нормы пожарной безопасности специальная защитная одежда пожарных от повышенных тепловых воздействий

2.Прикоснитесь осторожно к внутреннему углу глаза несколько раз. Определите, после скольких прикосновений мигательный рефлекс затормозится. 3. Проанализируйте эти явления и укажите их возможные причины.

Выясните, какие процессы могли происходить в синапсах рефлекторной дуги в первом и во втором случаях. 4. Проверьте возможность с помощью волевого усилия затормозить мигательный рефлекс. Объясните, почему это удалось. 5. Вспомните, как проявляется мигательный рефлекс, когда в глаз попадает соринка.

Проанализируйте ваше поведение с точки зрения учения о прямых и обратных связях.

Сделайте вывод о значении мигательного рефлекса.

С помощью волевого усилия можно затормозить действие мигательного рефлекса. В нервном центре возникает нервный импульс. Нервный импульс достигает синапса, в котором лопаются пузырьки с тормозящими биологически активными веществами. Жидкость изливается в синаптическую щель и воздействует на клеточные оболочки мышечных клеток.

Возникает торможение мигательного рефлекса.

Похожие вопросы

Выберите правильный ответ. Постэмбриональное развитие – это: Постэмбриональное развитие – это: 1. диапауза…

Две пары неаллельных генов .развернутый ответ Изучаются две пары неаллельных несцепленных генов, определяющих…

Ген роста у человека и ген, определяющий количество пальцев на конечностях, находятся в одной группе с Ген роста…

Биология. Ответьте на вопросы 1. Что такое растительное сообщество? 2. Приведите примеры сообществ. 3. Почему…

Lerochka2015 / 30 дек. 2014 г., 1:47:42

ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА С ЛАБОРАТОРНОЙ ПО БИОЛОГИИ 8 КЛАССА

ВОПРОСЫ.
1.ПРИКОСНИТЕСЬ ОСТОРОЖНО К ВНУТРЕННЕМУ УГЛУ ГЛАЗА НЕСКОЛЬКО РАЗ. ОПРЕДЕЛИТЕ, ПОСЛЕ СКОЛЬКИХ ПРИКОСНОВЕНИЙ МИГАТЕЛЬНЫЙ РЕФЛЕКС ЗАТОРМОЗИТСЯ. ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ ЭТИ ЯВЛЕНИЯ И УКАЖИТЕ ИХ ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ. ВЫЯСНИТЕ, КАКИЕ ПРОЦЕССЫ МОГЛИ ПРОИСХОДИТЬ В СИНАПСАХ РЕФЛЕКТОРНОЙ ДУГИ В ПЕРВОМ И ВО ВТОРОМ СЛУЧАЯХ.
2.ПРОВЕРЬТЕ ВОЗМОЖНОСТЬ С ПОМОЩЬЮ ВОЛЕВОГО УСИЛИЯ ЗАТОРМОЗИТЬ МИГАТЕЛЬНЫЙ РЕФЛЕКС. ОБЪЯСНИТЕ, ПОЧЕМУ ЭТО УДАЛОСЬ.
3.ВСПОМНИТЕ, КАК ПРОЯВЛЯЕТСЯ МИГАТЕЛЬНЫЙ РЕФЛЕКС, КОГДА В ГЛАЗ ПОПАДАЕТ СОРИНКА. ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ ВАШЕ ПОВЕДЕНИЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ УЧЕНИЯ О ПРЯМЫХ И ОБРАТНЫХ СВЯЗЯХ.
4.СДЕЛАЙТЕ ВЫВОД. О ЗНАЧЕНИИ МИГАТЕЛЬНОГО РЕФЛЕКСА

Вы находитесь на странице вопроса “2. Прикоснитесь осторожно к внутреннему углу глаза несколько раз. Определите, после скольких прикосновений мигательный рефлекс затормозится.“, категории “биология“. Данный вопрос относится к разделу “5-9” классов. Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории “биология“. Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.

Условные и безусловные рефлексы

Рефлекс – ответная реакция организма не внешнее или внутреннее раздражение, осуществляемая и контролируемая центральной нервной системой.

Развитие представлений о поведении человека, которое всегда являлось загадкой, было достигнуто в работах русских ученых И. П. Павлова и И. М. Сеченова.

Рефлексы безусловные

Безусловные рефлексы – это врожденные рефлексы, которые наследуются потомством от родителей и сохраняются в течение всей жизни человека. Дуги безусловных рефлексов проходят через спинной мозг или ствол мозга. Кора больших полушарий не участвует в их образовании.

Безусловные рефлексы обеспечивают приспособление организма только к тем изменениям среды, с которыми часто встречались многие поколения данного вида.

К безусловным рефлексам относятся:

Пищевые (слюноотделение, сосание, глотание);
Оборонительные (кашель, чихание, мигание, отдергивание руки от горячего предмета);
Ориентировочные (скашивание глаз, повороты головы);
Половые (рефлексы, связанные с воспроизведением и уходом за потомством).
Значение безусловных рефлексов заключается в том, что благодаря ним сохраняется целостность организма, поддержание постоянства внутренней среды и происходит размножение.

Уже у новорожденного ребенка наблюдаются самые простые безусловные рефлексы.

Наиболее важным из них является рефлекс сосания. Раздражитель рефлекса сосания – прикосновение к губам ребенка какого-либо предмета (груди матери, соски, игрушки, пальца руки). Рефлекс сосания – это пищевой безусловный рефлекс. Кроме этого, у новорожденного имеются уже и некоторые защитные безусловные рефлексы: мигание, которое возникает, если постороннее тело приближается к глазу или коснется роговицы, сужение зрачка при действии сильного света на глаза.

Особенно ярко проявляются безусловные рефлексы у различных животных.

Врожденными могут быть не только отдельные рефлексы, но и более сложные формы поведения, которые получили название инстинктов.

Рефлексы условные

Условные рефлексы – это рефлексы, которые легко приобретаются организмом в течение жизни и образуются на основе безусловного рефлекса при действии условного раздражителя (свет, стук, время и т.д.). И. П. Павлов изучал образование условных рефлексов на собаках и разработал методику их получения.

Для выработки условного рефлекса необходим раздражитель – сигнал, который запускает условный рефлекс, многократное повторение действия раздражителя позволяет выработать условный рефлекс. При образовании условных рефлексов возникает временная связь между центрами анализаторов и центрами безусловного рефлекса. Теперь данный безусловный рефлекс осуществляется не под действием совершенно новых внешних сигналов.

Эти раздражения из окружающего мира, к которым мы были безразличны, теперь могут приобрести жизненно важное значение. В течение жизни вырабатывается множество условных рефлексов, которые составляют основу нашего жизненного опыта. Но этот жизненный опят имеет смысл только для данной особи и не передается по наследству ее потомкам.

В самостоятельную категорию условных рефлексов выделяют вырабатываемые в течение нашей жизни двигательные условные рефлексы, т. е. навыки или автоматизированные действия. Смысл этих условных рефлексов состоит в освоении новых двигательных умений, выработке новых форм движений. За свою жизнь человек овладевает многими специальными двигательными навыками, связанными с его профессией.

Навыки – это основа нашего поведения. Сознание, мышление, внимание освобождаются от выполнения тех операций, которые автоматизировались и стали навыками повседневной жизни. Самый успешный путь овладения навыками – это систематические упражнения, исправление вовремя замеченных ошибок, знание конечной цели каждого упражнения.

Если не подкреплять некоторое время условный раздражитель безусловным, то наступает торможение условного раздражителя.

Но не исчезает совсем. При повторении опыта рефлекс очень быстро восстанавливается. Торможение наблюдается и при воздействии другого раздражителя большей силы.

Дмитрий Колесов - Биология. Человек. 8 класс краткое содержание

Предлагаемый учебник входит в линию учебников по биологии для основной школы (5—9 классы), созданную под руководством В. В. Пасечника. В учебник включен материал о происхождении человека, расширены сведения о гомеостазе, высшей нервной деятельности и психологии человека. Большое внимание уделено вопросам гигиены и доврачебной помощи. По сравнению с другими учебниками по этому курсу увеличено количество опытов, наблюдений и самонаблюдений.

Биология. Человек. 8 класс - читать онлайн бесплатно ознакомительный отрывок

Биология. Человек. 8 класс - читать книгу онлайн бесплатно (ознакомительный отрывок), автор Дмитрий Колесов

Рефлекс и рефлекторная дуга. Рефлексом называют ответ организма на раздражение, происходящий при участии центральной нервной системы и под ее контролем.

Безусловные рефлексы являются результатом эволюции вида и сохранились благодаря естественному отбору. Они одинаковы у всех людей и у животных одного и того же пола и возраста, принадлежащих к одному виду. Виды животных различаются не только строением и функциями своих органов, но и набором врожденных рефлексов, что является видовым признаком.

Рефлексы, приобретенные в процессе жизни, называются условными. В зависимости от того, достигается полезный для организма результат или нет, они остаются, изменяются или исчезают.

Рефлекс начинается с раздражения рецепторов. Рецепторы – это окончания чувствительных нервных волокон или специальные чувствительные клетки, преобразующие раздражение в нервные импульсы. По чувствительным нейронам возникшие в рецепторах импульсы достигают центральной нервной системы. Там эта информация обрабатывается вставочными нейронами. Последние находятся в пределах центральной нервной системы. После этого сигналы получают исполнительные нейроны, от которых зависит ответ. Они возбуждаются и посылают сигналы, вызывая работу мышц, желез, внутренних органов, благодаря которым достигается нужный эффект. Скопления нейронов центральной нервной системы, вызывающих то или иное рефлекторное действие, называют рефлекторными центрами этих рефлексов. Они находятся в спинном мозге и в различных отделах головного мозга.

Рефлекторной дугой называют путь, по которому сигналы от рецептора идут к исполнительному органу. В рефлекторную дугу входят рецепторы, чувствительные нейроны, вставочные нейроны, исполнительные нейроны и рабочий орган.

В качестве примера рассмотрим мигательный рефлекс. Для этого проведем простой опыт. Тем, кто носит очки, предлагаем на время опыта их снять. Опыт можно проводить лишь чистыми руками. Использование карандашей и других предметов для раздражения кожи и век недопустимо.

Фото

Рис. 17. Схема рефлекторной дуги мигательного рефлекса: 1 – рецептор; 2 – чувствительный нейрон, находящийся в нервном узле; 3 – вставочный нейрон; 4 – двигательный нейрон; 5 – круговая мышца глаза, смыкающая веки

Рефлексогенной зоной называют участки, где расположены рецепторы, вызывающие при раздражении данный рефлекс, в нашем случае мигание. Опыт показывает, что таких рецепторов много во внутреннем углу глаза, в коже век и ресницах, но почти нет в наружном углу глаза.

При раздражении рецепторов раздражаются чувствительные нейроны. Их тела находятся в нервном узле, вне центральной нервной системы. Аксоны этих нейронов идут в продолговатый мозг, где находятся вставочные нейроны. Они передают информацию в высшие отделы головного мозга и в участки продолговатого мозга, где находятся центры мигательного рефлекса. От исполнительных нейронов возбуждение идет к круговым мышцам глаз, и оба глаза на короткое время закрываются (мигают).

Путь, по которому проходят нервные импульсы от рецептора до рабочего органа, называют рефлекторной дугой (рис. 17). Рефлекторная дуга является простейшей нейронной цепью. Она включает рецептор, чувствительный нейрон, вставочные нейроны и исполнительные нейроны. Чувствительные нейроны несут информацию в мозг. Вставочные нейроны обрабатывают ее в пределах мозга, исполнительные нейроны приводят в действие рабочие органы.

При проведении опыта вы чувствуете прикосновение к коже, мигание. Это происходит потому, что наряду с прямыми связями, заставляющими органы работать (приказы от мозга), к мозгу идет по каналам обратной связи информация об ответной реакции.

1. Используя рисунок 17, зарисуйте рефлекторную дугу мигательного рефлекса и укажите ее части.

2. Прикоснитесь осторожно к внутреннему углу глаза несколько раз. Определите, после скольких прикосновений мигательный рефлекс затормозится.

Проанализируйте эти явления и укажите их возможные причины. Выясните, какие процессы могли происходить в синапсах рефлекторной дуги в первом и во втором случаях.

3. Проверьте возможность с помощью волевого усилия затормозить мигательный рефлекс. Объясните, почему это удалось.

4. Вспомните, как проявляется мигательный рефлекс, когда в глаз попадает соринка. Проанализируйте ваше поведение с точки зрения учения о прямых и обратных связях.

5. Сделайте вывод о значении мигательного рефлекса.

Центральная и периферическая части нервной системы, рефлекс, рефлекторная дуга, рецептор, чувствительный нейрон, вставочный нейрон, исполнительный нейрон, рабочий орган, рефлексогенная зона, прямые и обратные связи.

Фото

1. Что такое рефлекс и рефлекторная дуга? Приведите пример рефлекторной дуги.

2. Как называются врожденные рефлексы и рефлексы, приобретенные в процессе жизни?

3. Какими свойствами обладают рецепторы?

4. Какую функцию выполняют вставочные и исполнительные нейроны?

5. Каковы свойства синапсов?

6. Объясните действие прямых и обратных связей в нервной системе.

Основные положения главы 3

Человеческий организм состоит из клеток, клетки образуют ткани, ткани – органы, органы – системы органов, а те – организм в целом. В организме различают покровы тела, костно-мышечный каркас, грудную и брюшную полости тела и находящиеся в них внутренние органы. Головной и спинной мозг защищены костями черепа и позвоночника.

Среду, в которой находится организм, называют внешней, внутренней средой называют среду, в которой функционируют клетки тела. По форме и строению клетки разнообразны, но по структуре сходны. Каждая клетка обособлена клеточной мембраной. Ядро клетки содержит хромосомы, в которых заключен наследственный аппарат клетки. Участки ДНК, ответственные за синтез определенного белка и контролирующие определенные наследственные признаки, называются генами. В цитоплазме клетки имеются органоиды: рибосомы, митохондрии, мембраны эндоплазматической сети, центриоли. Они участвуют в синтезе белка, биологическом окислении органических веществ и в других процессах. Благодаря процессам обмена веществ и энергии клетка может выполнять свои функции, расти, развиваться и делиться. Существенную роль в обмене веществ играют ферменты. Клетки могут находиться в состоянии возбуждения или в состоянии покоя.

Читайте также: