Абсурдизм это понятно и кратко

Обновлено: 05.07.2024

В данной статье изучается история абсурдизма, его истоки и основоположники, проводится анализ работ известных философов Альбера Камю и Сёрна Кьекегора. Раскрывается понятие бунтующего человека, причин его бунта и видов бунта. Проводится сравнение бунта с революцией и озлобленностью. Раскрывается проблема абсурда в отношении эгоизма и альтруизма. Ищутся сферы применения абсурдизма в жизни и пути защиты от него.

Ключевые слова

Текст научной работы

Наше третье тысячелетие полно абсурда. Поэты, писатели, музыканты – все говорят, что в мире творится хаос, и стараются показать это в своих творениях. Политики пытаются упорядочить этот хаос, привести все в норму, миролюбивые люди, точно так же, как и милитаристы, верят в абсурдную идею человеческого всемогущества, верят в то, что любую сложнейшую проблему можно решить своими силами. Абсурд. Те немногие неглупые люди, что видят картину мира куда полнее лишь советуют обычному человеку, обратится к иррационализму, изжившему себя оптимизму, а может даже к экспериментаторству.

Абсурдизм можно считать частью философии экзистенциализма, а временем его рождения рубеж 19 и 20 столетий. Конечно, абсурдизм наверняка зародился и раньше, но это были лишь предпосылки к тому что появилось в самом начале ХХ века. Главными причинами для появления философии абсурда стали неустроенность общества в социальной сфере и войны начала ХХ столетия. Все это послужило отправной точкой для развития идей экзистенциализма, откуда в последствии и разовьется абсурдизм.

Что бы вникнуть в понятие философии абсурда, разберемся в первую очередь с её прародителем- экзистенциализмом. Экзистенциализм или философия существования представляет собой особое направление философии ХХ века, которое указывает на уникальность существования человека. Это философское течение, в отличии от родственных, проповедует идеи преодоления людьми своей сущности, а также куда более глубоко акцентируется на эмоциональной природе человека. Можно сказать, что это философия индивидов, ибо сущность человека индивидуальна и неповторима.

Кьеркегор, хоть и критиковал религию, но не отрицал значение веры. Он доказывал, что вера сама по себе непознаваема и потому абсолютно абсурдна.

Этот роман не что иное, как анализ бессмысленности человеческого существования. Однако автор подчеркивает, что преодоление любой абсурдности лежит через работу и борьбу.

Основываясь на работах Камю, можно понять, что с помощью нашего сознания мы противостоим миру. В результате деятельности нашего сознания и возникает чувство абсурдности. Можно сказать, что это является предпосылками к другому понятию, сформулированному Камю в своих трудах- понятию бунтующего человека.

Камю сравнивает понятие бунта и убийства. Он пытается найти оправдание убийству, исходя из все того же понятия абсурда, которое обесценивает все ценности. Сам Камю считает, что абсурд запрещает, как и самоубийство, так убийство другого человека, ведь уничтожение себе подобного, есть уничтожение источника смысла и индивидуальности, чем и является жизнь человека. Бунт же несет перемены и соответственно созидание чего-то нового. Это значит, что бунт и убийство понятия фактически противоположные.

Бунт несомненно несет какую-либо ценность. Бунтовщик противопоставляет все самое ценное, тому что не является таковым для него. Приводя в пример раба, Камю приходит к тому, что раб восстает против такого порядка, в котором отсутствует что то, что есть у всех рабов. То есть один человек не является тем что пытается защитить, но этим являются все такие люди в целом.

Однако Камю делает акцент на различии бунта и озлобленности, ведь озлобленность направленна именно против объекта злобы, а бунт, напротив, нацелен на защиту. Поэтому бунт несет позитивное начало, а озлобленность- негативное. Этим замечанием автор выражает несогласие с идеями других философов, приравнивающих озлобленность и бунтарство.

Камю указывает, что бунт не может вспыхнуть в сообществах с абсолютным равенством, таких как некоторые первобытные общества, или напротив в сообществах с огромным, кастовым, неравенством. По его мнению, бунт возникает там, где настоящее неравенство скрыто под маской равенства всех и вся, что можно наблюдать на протяжении практически всей известной нам истории.

В отличии от осознания абсурдности, где страдание индивидуально, в явлении бунта уже присутствует коллективное страдание на почве недовольства. В ходе своих изысканий в этом вопросе Камю выделил несколько видов бунта.

Первый из видов бунта - метафизический (философский). Такой бунт есть ни что иное как восстание человека против устоев мироздания. Он восстает против того что ему уготовано как индивиду. Такой человек считает, что его обманула сама вселенная. Однако бунтуя против высшей силы мы все же признаем, как и ее саму, так и ее более высокое и сильное положение. То есть такой бунт признает силу с которой борется и бросает ей вызов

Второй вид – бунт в искусстве. Этот бунт являет в себе, как и отрицание так и утверждение одновременно. Творчество отрицает весь мир, за то, чего ему не хватает, и отрицает мир, ради того, чтобы он возвращался. Бунт творческого человека – это бунт созидания. Творец привносит в мир новое, изменяет мир, указывая ему на его несовершенство. Как считает Камю Искусство хоть и противоречит реальности, но не избегает ее.

Альбер Камю считает, что границы бунта находятся в самом человеке, прошедшем через страдания и вынесшим бунт. Такой человек выражает в бунте свое страдание и трагедию. Бунт против человечества отчасти обречен на поражение, но он просто необходим человеку, как воздух.

Я считаю, что в наше время многие наши действия абсурдны, да и вся жизнь абсурдна, это хорошо видно, например, в гитлеровской германии, где цивилизованный человек мог быть одновременно безжалостным убийцей и трогательным любителем Баха, коим, например, являлся Гиммлер. Сам Гитлер был человек полным абсурдов, имея в своей родословной евреев он так яро проповедовал превосходство арийской расы, поднявшийся из самых низов и добравшийся к мировому господству он в итоге обратился в ничто.

Однако если каждый человек будет полностью эгоистичен и не будет замечать никого вокруг, то в конце концов желания одних людей пересекутся со свободами других людей. В конечном итоге это приведет к анархии и беспорядку. Таким образом абсурд заключается в том, что не одна из моделей поведения не идеальна, но они не могут друг без друга.

Грустно сознавать, что все больше и больше людей, сталкиваются с абсурдностью своей жизни и выбирают более простой способ решения, пополняя тем самым ряды самоубийц. Многие люди просто не в состоянии принять абсурд так, как это идет в разрез с их устоявшимися мировоззрениями и вынуждены искать обходные пути. Очень прискорбно, что далеко не все их находят. С течением времени наш кругозор очень сильно расширяется и поэтому больше всего из потока вылетают достаточно образованные люди, не имеющие четких целей и простых желаний. Как собака навряд ли задумывается о смысле своего существования, так и человек занятой, интересующийся своим делом, навряд ли вдруг выскочит из потока и столкнется с абсурдом своего существования. Поэтому тем людям, которые, еще не сталкивались с собственно абсурдностью, можно лишь посоветовать не затухать в своих желаниях и стараться радоваться жизни.

абсурдизм

Людям, привыкшим обращать своё внимание на окружающий мир и его детали, уже совсем не в диковинку замечать вокруг абсурдные вещи. Абсурд – что это? Что-то, что противоречит здравому смыслу, выходит за привычные рамки, является глупым или нелепым…

Наша жизнь полна абсурда. И так было, наверное, с того самого момента, когда человек начал осознавать себя и окружающих вокруг, как личностей. Но если сначала получила развитие философия существования, называемая экзистенциализмом, акцентировавшая внимание на уникальности человеческого бытия, то позже, причём, именно из неё, развилось уже другое учение – абсурдизм.

Сегодня мы поговорим именно об абсурдизме, основных вехах на пути его развития и самых выдающихся его представителях.

Что такое абсурдизм и как он появился?

Абсурдизм представляет собой систему философских взглядов, согласно которой утверждается, что человеческое бытие не имеет смысла.

Отправной точкой в возникновении абсурдизма как философии абсурда стали мировые войны, произошедшие в первой половине XX века. Эти войны породили массу человеческих смертей и страданий, социальную неустроенность и т.д., ставших почвой для появления и развития идей экзистенциализма как движения гуманизма.

Так, в первой половине минувшего века люди стали интересоваться творчеством Альбера Камю и Жан-Поля Сартра, а идеи абсурдизма начали набирать всё большую популярность. Итогом же стало то, что абсурдизм прочного вошёл историю философии, а также многих направлений искусства, таких как писательство, поэзия, театр и т.д.

Сёрен Кьеркегор

Несмотря на своё критическое отношение к религии, Сёрен Кьеркегор не принижал значения веры в жизни человека. Наоборот, он говорил о том, что вера выходит за рамки понимания, являясь трансцендентной, а значит, и абсурдной. Она не может быть обоснована логически, хотя предельно эффективна. И это было главной идеей Кьеркегора.

Лев Шестов

Здесь же автор делает акцент и на образе человека-бунтаря, который не имеет ничего, кроме своей жизни, что он мог бы потерять, что и является причиной к его дальнейшей борьбе. Именно этот бунтарский дух впоследствии отразился в творчестве Альбера Камю.

Альбер Камю

Отсюда вывод, что свобода заключается в том, что человек способен находить свой индивидуальный смысл и жизненное предназначение, может сам делать свой выбор. И личность трансформируется в более ценный элемент существования, представляя собой комплекс свойственных только ей идеалов. Личность уже саму по себе можно охарактеризовать, как целую Вселенную.

И в заключение стоит затронуть одну из самых главных тем в абсурдизме и в философии вообще – тему смысла жизни.

Смысл жизни в абсурдизме

Абсурдизм говорит нам о том, что на протяжении всей истории человек тем или иным образом пытался постичь смысл бытия. Одни люди приходили к выводу, что жизнь не имеет смысла, и всё, что есть у человека, это текущий момент, или же начинали ощущать пустоту, убеждаясь в том, что всё предопределено Провидением. К таким ощущениям относится вера в Бога и приверженность какой-либо из религий вообще.

Другие находили ответы на все свои вопросы в самоубийстве. Для людей, которые по тем или иным причинам пришли к убеждению, что жизнь лишена смысла, суицид становится способом, посредством которого можно быстро достичь финальной точки своей судьбы.

Но люди способны и самостоятельно создавать для себя смысл бытия, который, вполне вероятно, не будет объективным, однако будет что-то в жизнь привносить и давать то, ради чего стоит продолжать свой путь. Об этом, кстати, и говорил Альбер Камю. Но одной из основополагающих идей здесь является то, что человек должен сохранять дистанцию между абсурдностью бытия и искусственно выдуманным смыслом, а относиться к этой дистанции он должен с иронией.

Но хотелось бы сказать, что жизнь, в которой нет смысла, для многих людей стала причиной отсутствия счастья, причиной апатии и безразличия, нежелания что-либо делать и чего-либо достигать. Мы, конечно, никому не судьи, но, как взрослые люди, можем утверждать, что такой жизнью жить нельзя или, по крайней мере, не стоит.

Абсурдизм, пусть и нашёл отклик в сердцах многих людей, всё же является довольно-таки утопичным мировоззрением. Проникнувшись его идеями, не остаётся ничего, кроме того как повесить голову или примерить на себя образ этакого борца непонятно за что.

А не лучше ли будет широко раскрыть свои глаза, глубоко вдохнуть и осознать, что смысл жизни есть, и заключается он в самой жизни, в том, как мы её проживаем и какими людьми мы становимся?

Точек зрения на смысл бытия очень и очень много, и все они могут быть подкреплены вескими аргументами. Но не важно, какой из них мы будем придерживаться, главное – оставаться жизнерадостными и жизнелюбивыми людьми.

Сначала давайте разберемся, что это за понятие — абсурдизм?

Это определенная философия, которая утверждает, что человеческая жизнь по сути бессмысленна. В истоках этой теории лежат принципы, которые предлагал датский философ С. Кьеркегор. Начало такого течения как абсурдизм относят к началу 19 века.

Можно говорить о том, что возникновение этого философского течения произошло в результате серьезных военных столкновений, которые пришлись на начало ХХ века. В результате множества смертей, социальной неустроенности и других факторов абсурдизм получил достаточно широкое распространение.

филосфия

Почему так произошло? Почему это течение нашло отражение в живописи и литературе? Придется обратиться к истокам.

Основатели абсурдизма

Итак, наиболее известные философы, которым приписывают создание основ абсурдизма — Кьеркегор, Шестов и Камю. Каждый из них сделал свой вклад в развитие этого течения.

Серен Кьеркегор в свое время написал труд, в котором указывал на то, что, согласно библейскому сюжету, Авраам пожертвовал своим сыном. На основании этого сюжета философ утверждает, что даже в Библии указывается на то, что жизнь человека бессмысленна и абсурдна, так как в любой момент времени с ним может произойти нечто подобное.

Тем не менее, философ не отрицал полностью религию и даже считал, что она играет в жизни человека достаточно серьезное значение, вместе с тем указывая на абсурдность веры. Он не находил в религии никакой логики, ввиду чего относился к ней негативно, но не отрицал ее. С его точки зрения, религия абсурдна сама по себе.

Альберт Камю также обращался в своих работах к религии и видел серьезное противоречие между самой человеческой жизнью и верой человека в некие божественные силы. То есть в земной жизни и в религии с ее утверждениями Камю видел определенный конфликт, из которого, опять же, проистекает абсурдность.

Если подытожить, то можно отметить следующие моменты, которые и нашли свое отражение в абсурдизме:

  • У человека всегда есть выбор и он должен делать его сам в течение своей жизни.
  • У каждой личности свой тип развития и свои идеалы. Которые личность формирует сама, без какого-либо вмешательства.
  • Каждый человек сам по себе уже представляет полноценную Вселенную, не нуждается в какой-либо религии и Вере.

В конечном итоге, в современных реалиях жизнь достаточно бессмысленна, особенно с учетом давления со стороны религиозных организаций.

Абсурдизм и смысл жизни

К сожалению, во многом идеи абсурдизма способствуют и популярности суицида. Дело в том, что выше описанные моменты приводят людей к выводу, что, поскольку в жизни нет никакого смысла, то стоит как можно скорее ее закончить.

Тем не менее. Нельзя сказать, что основоположники абсурдизма подталкивали к этому людей. Тот же философ Камю говорил о том, что каждый может сам создать для себя смысл жизни и найти что-то такое, что будет мотивировать его жить и достигать каких-то целей. Однако одновременно Камю указывал на то, что в этом случае нужно исключить из своей жизни такие абсурдные понятия, как, например, религия.

Рассматривая абсурдизм сегодня, можно сказать, что для подавляющего большинства людей это философское решение скорее вредно, чем полезно, так как не каждый может вникнуть в размышления философов. Серьезно разобрать их и сделать логические выводы. Люди, которые становятся слепыми последователями этой философии, как правило, очень несчастливы, а иногда даже кончают жизнь самоубийством.

Таким образом, можно говорить о том, что для современного мыслящего человека абсурдизм и бесполезен, и опасен. Эти идеи не стоит использовать самому и тем более внушать их детям и молодежи даже в том случае, если данное течение отображается в различных видах искусства.

Смысл жизни — в самой жизни, в ее продолжении, в воспитании потомков, в достижениях, которые человек может совершить на протяжении своей жизни. Поэтому идеи абсурдизма вредны — они убивают в человеке желание двигаться дальше и просто жить.

Если вы находитесь не в ресурсе — возможно, ваш мозг просто устал. Чтобы его взбодрить, попробуйте всего 10 минут в день уделять специальным когнитивным тренировкам, основанным на научных методиках. Тренажеры Викиум основаны на популярных методах, разработанных учеными-нейропсихологами и помогут улучшить память, внимание и мышление.

Эта статья о философии. О крайне необоснованных, глупых или глупых вещах см. Абсурд. Об абсурдистском юморе см. сюрреалистический юмор. О литературном жанре см. Абсурдистская фантастика.


В философия, "абсурд"относится к конфликту между человеческой склонностью искать внутренняя ценность и смысл жизнии неспособность человека найти что-либо в бессмысленной, бессмысленной или хаотической и иррациональной вселенной. [1] Вселенная и человеческий разум не порождают Абсурд по отдельности, но скорее Абсурд возникает из-за противоречивой природы двух существующих одновременно.

Как философия абсурдизм кроме того, исследует фундаментальную природу Абсурда и то, как люди, однажды осознав Абсурд, должны реагировать на него. Философ-абсурдист Альбер Камю заявил, что люди должны принять абсурдные условия человеческого существования.

Абсурдизм разделяет некоторые концепции и общий теоретический шаблон с экзистенциализм и нигилизм. Он берет свое начало в творчестве 19 века. Датский философ Сорен Кьеркегор, который решил противостоять кризису, с которым люди сталкиваются с Абсурдом, разработав свой собственный экзистенциалистская философия. [2] Абсурдизм как система убеждений возник в результате европейского экзистенциалистского движения, в частности, когда Камю отверг некоторые аспекты этой философской мысли. [3] и опубликовал свое эссе Миф о Сизифе. Последствия Вторая Мировая Война создавали социальную среду, которая стимулировала абсурдистские взгляды и позволяла их массовое развитие, особенно в опустошенной стране Франция.

Содержание

Обзор

. вопреки всему существованию или вопреки ему, он желает быть самим собой с ним, брать его с собой, почти игнорируя свои мучения. Чтобы надеяться на возможность помощи, не говоря уже о помощи в силу абсурда, что для Бога все возможно - нет, он этого не сделает. А что касается обращения за помощью к кому-то другому - нет, он не сделает этого для всего мира; вместо того, чтобы искать помощи, он предпочел бы быть самим собой - со всеми адскими пытками, если так и должно быть.

В абсурдистской философии абсурд возникает из фундаментальной дисгармонии между индивидуальным поиском смысла и бессмысленность Вселенной. Как существа, ищущие смысл в бессмысленном мире, люди могут решить эту дилемму тремя способами. Кьеркегор и Камю описывают решения в своих работах: Болезнь к смерти (1849) и Миф о Сизифе (1942) соответственно:

Отношение к экзистенциализму и нигилизму

Такая диаграмма представляет собой некоторые совпадения и противоречия между экзистенциалистским и абсурдистским подходами к значению. Хотя абсурдизм можно рассматривать как своего рода ответ на экзистенциализм, можно обсудить, насколько существенно эти две позиции отличаются друг от друга. В конце концов, экзистенциалист не отрицает реальности смерти. Но абсурдист, похоже, еще раз подтверждает то, как смерть в конечном итоге сводит на нет нашу деятельность по созданию смысла, - заключению, которому экзистенциалисты, похоже, сопротивляются посредством различных представлений о потомстве или, в случае Сартра, участия в грандиозном гуманистическом проекте.

Сорен Кьеркегор


За столетие до этого Камю, датский философ XIX века Сорен Кьеркегор много писал об абсурдности мира. Кьеркегор в своих дневниках пишет об абсурде:

Что такое абсурд? Как легко увидеть, я, разумное существо, должен действовать в том случае, когда мой разум, мои способности рефлексии говорят мне: вы можете делать то же самое, что и другое, а именно: скажите там, где мой разум и размышление говорят: вы не можете действовать, и все же здесь я должен действовать . Абсурд, или действовать на основании абсурда, - это действовать в соответствии с верой . Я должен действовать, но размышление имеет закрыл дорогу, поэтому я использую одну из возможностей и говорю: это то, что я делаю, я не могу сделать иначе, потому что я остановился из-за моей способности размышлять. [12]

Вот еще один пример абсурда из его произведений:

В чем же тогда абсурд? Абсурд в том, что вечная истина возникла во времени, что Бог появился, родился, вырос. и т. д., возник в точности как индивидуальное человеческое существо, неотличимое от любого другого человеческого существа, поскольку всякая непосредственная узнаваемость является досократовским язычеством, а с еврейской точки зрения - идолопоклонством.
—Кьеркегор, Заключительный ненаучный постскриптум, 1846, Hong 1992, стр. 210

Как можно утверждать или верить в этот абсурд? Кьеркегор говорит:

Другой пример абсурдистских тем в творчестве Кьеркегора проявляется в Болезнь к смерти, которую Кьеркегор подписал псевдонимом Анти-климакус. Исследуя формы отчаяния, Кьеркегор исследует тип отчаяния, известный как вызов. [15] Во вступительной цитате, воспроизведенной в начале статьи, Кьеркегор описывает, как такой человек выдержит такое неповиновение, и выделяет три основные черты Человека-абсурда, которые позже обсуждал Альбер Камю: отказ от побега от существования (самоубийство) отказ от помощи высшей силы и принятие своего абсурдного (и безнадежного) состояния.

По словам Кьеркегора в его автобиографии Точка зрения на мою работу как автора, большинство его произведений под псевдонимом не обязательно отражают его собственное мнение. Тем не менее его работа предвосхищала многие абсурдистские темы и обеспечивала их теоретическую основу.

Альбер Камю

Читайте также: