Община это в истории 6 класс кратко

Обновлено: 05.07.2024

Родовая община – это группа людей связанных кровным родством, коллективным трудом (охотой, земледелием, рыбалкой). Расчистка леса для вспашки и посадки овощей и злаков требовала коллективного труда и усилий. В родовой общине все члены трудились вместе, и имущество у них было общим. Но брать жен им надо было в другой общине. Плюс благодаря родственным связям расширялось сотрудничество, поддержка и взаимопомощь. Из нескольких родовых общин живущих рядом получалось племя.
Община - это группа людей, объединённых общим владением землей и производством чего- либо на этой земле. Так же это могли быть представители определенного вероисповедания или национальности часто в чужом городе или стране.

Изучение жилищ, одежды, объектов искусства и орудий труда древнего человека позволяет делать выводы об организации общественной жизни .


Учёные считают, что на протяжении всего каменного века (палеолита, мезолита и неолита, о котором будет рассказано в последующих темах) люди жили группами, объединёнными родственной связью. Такие общности принято называть родовыми группами , или родами.

До недавнего времени наличие кровного родства в первобытных коллективах оставалось скорее предположением, сделанным на основании наблюдений археологов и этнографов. Сегодня генетические исследования , позволяющие установить степень родства между людьми, останки которых были найдены при раскопках, подтвердили его.

Если совместно проживавшие люди оказывались связаны не только родством, но и коллективным трудом по добыче пропитания, обустройству жилища, изготовлению одежды и орудий труда, воспитанию потомства, если у них формировались особые правила распределения различных благ — такую организацию называют родовой общиной .

Родовая община — исторически первый вид общины, члены которой объединены родственными связями и общей хозяйственной деятельностью.

Несколько родовых общин, живущих на одной, но довольно обширной территории (скажем, вокруг большого озера), могли вступать в общие хозяйственные отношения (например, в период сезонной охоты), обмениваться ценными породами камня для изготовления орудий, выдавать замуж за соседей своих дочерей и принимать к себе невесток из чужих родов и т. д. Так формировалось племя.

род община племя.jpg

Постоянное взаимодействие способствовало формированию общего языка, культуры , представлений о мире, в том числе религии.

Племя — коллектив людей, объединённый не только кровным родством, но и хозяйственными связями, общим языком и культурными ценностями, представлениями о мире.

Родовая община — это форма социальной организации, основанная на кровном родстве ее членов, коллективном труде, потреблении, собственности на орудия труда, землю, территорию охоты.

Историки считают, что это первая форма социальной организации. Изначально она строилась на принципах равноправия: все ее члены трудились сообща, представляли собой единый большой коллектив, на равных правах распоряжались имуществом.

Несколько родовых общин, живущих по соседству и имеющих партнерские отношения, составляли племя. В его главе стоял совет старейшин, который решал все бытовые задачи. Вопросы охраны находились в ведении военного предводителя — вождя племени.

История появления, какому периоду характерна

Первые общины сформировались 30000 лет назад. К этому времени наиболее успешными оказались те формирования, где люди передавали накопленный опыт своим детям. Именно в них активно развивалось изготовление орудий труда, накапливались знания, умения. Они и являлись родовыми общинами.

Род — это основа возникновения общины, группа людей, имеющих единого предка-родоначальника.

Самые древние из подобных поселений обнаружены археологами в украинском селе Триполье, в окрестностях современного Еревана, в Туркмении — недалеко от Ашхабада. Известно, что большинство жителей были земледельцами. В их глинобитных укрытиях найдены емкости для хранения ячменя и проса, зернотерки из камня, орудия для возделывания грунта.

Признаки, правила и структура родовой общины

Женщины в те времена занимались земледелием, собирательством трав, кореньев, грибов и лесных ягод, рожали потомство. Ответственностью мужчин была добыча пропитания. С этой целью они занимались рыбалкой, ходили на охоту, а их пребывание в жилищах было кратким. Роль мужчин в жизни общества казалась меньшей. Поэтому родство велось по женской линии, и главной в роду долгое время была женщина.

Отношения между мужчинами и женщинами были свободными: мать крайне редко знала, кто является отцом ее ребенка, поэтому все дети считались общими и воспитывали их тоже сообща.

Старейшины почитались, к ним относились с уважением, но возраст не являлся мотивом для получения привилегий или создания привилегированных групп.

В экономическом плане коллектив представлял собой натуральное хозяйство. Земли всем хватало, поэтому между родами сохранялся мир, междоусобных войн практически не было.

Сохранению мира внутри поселения способствовало отсутствие понятия частной собственности. Все предметы обихода, кухонная утварь и орудия труда были общими. Споров на этой основе, как правило, не возникало.

Главная женщина-мать распределяла добычу и собранные припасы. Схема был проста: продукты раздавались поровну или пропорционально естественной потребности каждого из членов. В осенний период труженики участвовали в празднествах-ярмарках, где обменивались едой и орудиями с представителями других племен.

Виды общин, чем отличаются

Развитие матриархальных общин постепенно привело к формированию нового вида — патриархальной или семейной общины. Матриархат сдал свои позиции, уступив патриархальному укладу.

Причиной послужило усложнение используемых человеком орудий и технологий обработки земли, развитие скотоводства. Теперь мужчина реже покидал жилище, выполняя самую тяжелую и ответственную работу. Поэтому и главная роль постепенно перешла к нему.

На первых этапах важной характеристикой семейной общины служило демократическое управление. С ходом времени положение менялось: глава приобретал все большую власть, получал в собственность общее имущество.

В отличие от родовой общины, семейная обрела черты общества с частной собственностью. Эта собственность не распределялась как раньше поровну между членами коллектива, а передавалась по наследству старшим сыновьям главы.

Так поменялось смысловое содержание общин. Все чаще они стали распадаться на мелкие формирования, по описанию напоминающие современные семьи.

ОБЩИ́НА (ком­му­на), са­мо­управ­ляю­щий­ся про­из­вод­ст­вен­ный и со­ци­аль­но-бы­то­вой кол­лек­тив над­се­мей­но­го уров­ня, ос­но­ван­ный на со­вме­ст­ном (кол­лек­тив­ном) вла­де­нии (и/или рас­по­ря­же­нии) сред­ст­ва­ми про­из-ва, кол­лек­ти­ви­ст­ских прин­ци­пах со­ли­дар­но­сти и взаи­мо­по­мо­щи . Пред­став­ля­ет со­бой ба­зо­вый со­ци­аль­ный ин­сти­тут и пер­вич­ную фор­му эко­но­мич. и со­ци­аль­ной ор­га­ни­за­ции не­по­средств. про­из­во­ди­те­лей в до­ин­ду­ст­ри­аль­ных об­ще­ст­вах. В за­ви­си­мо­сти от хо­зяй­ст­вен­но-куль­тур­но­го ти­па мо­жет быть зем­ле­дель­че­ской (сель­ской, де­ре­вен­ской, кре­сть­ян­ской), ко­че­вой (па­ст­бищ­но-ко­че­вой) и про­мы­сло­вой (у охот­ни­ков и ры­бо­ло­вов); в го­ро­дах су­ще­ст­во­ва­ли ре­мес­лен­ные О. ( це­ха ). Вы­де­ля­ют два осн. ис­то­рич. ти­па О. – пер­во­быт­ный и со­сед­ский (тер­ри­то­ри­аль­ный, сель­ский).

Читайте также: