Информационная инфраструктура это кратко в географии
Обновлено: 05.07.2024
Связь является основным средством приема и передачи информации.
2. Определите основные виды связи. Каковы преимущества и недостатки каждого из них?
Недостатки: Очень малый объем информации, очень низкая скорость её передачи
Электрическая (проводная, беспроводная) связь.
Преимущества: Скорость и объем передачи информации существенно выше почтовой связи.
Недостатки: Ненадежность. Возможны помехи при передаче: обрыв провода, падение мощности сигнала.
Цифровая спутниковая связь
Преимущества: Скорость и объем передачи информации практически неограничен.
Недостатки: нет. Появятся позже по мере устаревания.
3. Раскройте особенности информационной инфраструктуры. Что она включает?
Для эффективной обработки и передачи информации необходимы современные технологии и мощные телекоммуникации. Если взаимосвязи в этой сложной системе налажены, т.е. создана надежная инфраструктура, можно говорить об едином информационном пространстве. Таким образом, информационная инфраструктура включает информационные ресурсы, технологии и системы связи, обеспечивает доступ к получению информации.
4. Почему сегодня остро стоит вопрос об информационной безопасности?
Стремительное расширение информационных возможностей одновременно влечет за собой необходимость проверки её достоверности и обеспечение её безопасности. Поэтому постоянно совершенствуются средства защиты персональных данных, государственной и коммерческой тайны.
5. Сформулируйте, какие существуют связи между территориальной организацией общества и информационной инфраструктурой?
Современная территориальная организация общества предусматривает:
- формирование телекоммуникационных центров и сетей в крупных городах страны (Москва, Санкт-Петербург);
Таким образом, на первых этапах постиндустриального развития человеческая деятельность тяготеет к опорным точкам и линиям коммуникации.
6. Проанализируйте, какими информационными услугами пользуетесь вы и ваша семья. Какими еще услугами хотели бы пользоваться?
Большинство семей в настоящее время использует следующие информационные услуги:
-электронные финансовые операции;
- печать, радио, телевидение
Получают все большее распространение следующие информационные услуги:
- программное обеспечение для производства, управления, бытового использования;
- государственные услуги онлайн (виртуальные приемные);
7. Известный футуролог Э. Тофлер считал, что главной ценностью современной эпохи является знание и информация, а её символом – компьютер. Как вы считаете, так ли это. Свой ответ аргументируйте.
Бесспорно, информация и формируемые на её основе общественные знания являются основной силой человеческой деятельности. Однако их отождествлять с компьютером, как основным источником очень спорно. Компьютер – лишь средство преобразования мысли человека и общества, но не их источник.
8. Для современного общества характерно постоянное усовершенствование информационных систем и связи. Используя СМИ и Интернет, выясните, какие усовершенствования информационных систем и связи возможны в перспективе. Готовы ли вы к этому?
Среди перспективных направлений по совершенствованию информационных систем и связи можно отметить:
- усовершенствования автоматизированных процессов работы с имеющимися базами данных;
- создание приложений, доступных сотрудникам в любом месте и в любое время, что позволит бизнесу развиваться быстрее и гибче;
- рост объема данных вследствие быстрого увеличения подключенных устройств, датчиков, чипов.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Тема урока: Информационная инфраструктура
Что означает? Информационная инфраструктура - это система, которая обеспечивает функционирование и развитие информационного пространства страны и средств информационного взаимодействия
Связь – это отрасль, обеспечивающая передачу разнообразной информации От уровня связи зависит качество жизни человека и национальная безопасность.
В настоящее время в телекоммуникационных сетях наиболее популярной ее частью стала Всемирная информационная паутина. Дайте определение, что такое интернет?
Интернет - (от лат. inter — между и net[work] — сеть) это, всемирная компьютерная сеть, связывающая между собой как пользователей компьютерных сетей. World Wide Web - (ПАУТИНА РАЗМЕРОМ ВО ВЕСЬ МИР) Интернет в среднем по России охватил за 2012 год 47% людей, данный показатель увеличился на 50% за 3 последних года, ранее показатель был равен 24%
Пользование интернетом (в%) данные на 2012 год
Пользователи интернетом данные на 2012 год
Основой системы связи страны является – линии волоконно-оптической и радиорелейной связи.
Волокно -оптические кабели используют для прокладки телефонных сетей, линий кабельного телевидения и высокоскоростного интернета
К 1996 году очередь на установку домашних телефонов в России составила около 10 млн. человек. Спрос на установку телефона подтолкнул развитие беспроводной связи – сотовой. Первая система сотовой связи, появилась в России в 1991 году, но темпы ее развития очень высокие.
Как средства телекоммуникации влияют на территориальную организацию общества? Они способствуют более свободному размещению, как населения, так и производства. Влияние расстояния и транспортных затрат на себестоимость продукции резко снижается. Под влиянием телекоммуникационных сетей происходит концентрация человеческой деятельности в ограниченном числе центров. Причина – значительная стоимость новейших систем связи и обслуживающего оборудования. Размещение таких центров обуславливает география телекоммуникационных сетей. Это крупные города – Москва, Санкт-Петербург.
С развитием телекоммуникаций возникает новый вид “груза” – это информация, перетекающая из страны в страну, из региона в регион. Информация ресурс нематериальный, а значит, требует особых способов добычи получения, обогащения обработки, транспортировки передачи и использования потребления.
Практическая работа Пользуясь текстом учебника , проведите на контурной карте (стр. 6) основные направления оптико-волокнистых линий в России. Обозначьте телекоммуникационные узлы и подпишите их названия.
Презентация позволит познакомить учащихся с тем, без чего невозможно современное развитие хозяйства, жизнедеятельность страны и ее населения.
Описание разработки
Необходимым условием существования современного общества является инфраструктура, то есть все то, без чего невозможно современное развитие хозяйства, жизнедеятельность страны и ее населения
Ценность информации как важного ресурса отмечена была очень давно, однако по- настоящему особое влияние человечество стало ощущать в 1990-х., в период лавинообразного развития телекоммуникационных сетей, электронных средств связи и появления сети Интернет.
Наиболее популярной ее частью стала Всемирная информационная паутина.
Информация – это смысл, содержащийся в объектах окружающей действительности. Для того, чтобы обладать информацией, необходимо извлекать этот смысл, основное содержание объективной действительности для удовлетворения своих информационных потребностей.
Свойства – полезность, актуальность, достоверность, надежность, безопасность
Интернет – это телекоммуникационная сеть. К Началу 1997 года в Интернете работало 40 миллионов пользователей, в 2000 году их стало 100 млн. человек. В России более 3 млн. пользователей сети Интернет.
Лидер этой сети – Москва.
С помощью компьютера появилась возможность воспользоваться услугами всех видов связи.
Какие виды связи вы знаете?
Связь – это отрасль, которая обеспечивает прием и передачу информации. Связь делится на два вида: почтовую и электрическую.
Почтовая связь занимается приемом, перевозкой и доставкой почтовых отправлений (писем, посылок, переводов и т.д.).
Электрическая связь состоит из телефонной, телеграфной, космической, электронной почты, телевизионного и радиовещания.
Как вы думаете, почему информацию считают ценным “ресурсом”?
Чем объяснить, что в сельской местности так медленно идет развитие современных средств связи?
Политико-административная карта России. Физическая карта России. Обучающая программа “Фобус” (Системные требования: Windows 95/98/NT/2000/XP; Pentium 200 МГц; 32 Мб оперативной памяти; разрешение экрана 800x600 с глубиной цвета 16 бит; 250 Мб свободного места на жестком диске;CD-ROM; клавиатура; издатель: Новый диск, раздел “Интернет” Особенности программы: Практика вместо теории. Углубленное изучение основ работы в Интернете. Полная имитация среды изучаемых программ. Анализ и комментарии всех действий пользователя. Развитие навыков практической работы с компьютером за минимальный срок. Уникальная методика обучения на основе активного диалога с компьютером. Индивидуальный подход); учебный класс с компьютерами, книги, тетради; мультимедийный проектор и экран.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель географии: Познакомимся с непроизводственной отраслью современного хозяйства, информационной инфраструктурой; главным ресурсом инфраструктуры – информацией. Рассмотрим влияние информационной инфраструктуры на территориальную организацию общества и жизнь людей, выполним практическую работу на контурной карте.
II. Совершенствование знаний учащихся по текущей теме.
Учитель географии: Необходимым условием существования современного общества является инфраструктура, то есть все то, без чего невозможно современное развитие хозяйства, жизнедеятельность страны и ее населения.
Элементы инфраструктуры представлены на схеме: (схема на экране)
Инфраструктура:
В чем состоит значение информации для современного общества?
Ученик: Ценность информации как важного ресурса отмечена была очень давно, однако по- настоящему особое влияние человечество стало ощущать в 1990-х., в период лавинообразного развития телекоммуникационных сетей, электронных средств связи и появления сети Интернет. Наиболее популярной ее частью стала Всемирная информационная паутина. Информация ресурс нематериальный, а значит, требует особых способов добычи получения, обогащения обработки, транспортировки передачи и использования потребления. А доступ и обладание системами обработки информации и сетями для ее передачи обеспечивают наибольшее влияние в обществе и доходы.
Учитель информатики: Вспомним определение информации. Назовите пять свойств информации.
Ученик: Информация – это смысл, содержащийся в объектах окружающей действительности. Для того, чтобы обладать информацией, необходимо извлекать этот смысл, основное содержание объективной действительности для удовлетворения своих информационных потребностей. Свойства – полезность, актуальность, достоверность, надежность, безопасность.
Учитель информатики: Что такое Всемирная паутина? Как найти информацию с помощью всемирной паутины “Интернет”?
Ученик: Интернет – это телекоммуникационная сеть. К Началу 1997 года в Интернете работало 40 миллионов пользователей, в 2000 году их стало 100 млн. человек. В России более 3 млн. пользователей сети Интернет. Лидер этой сети – Москва.
Учитель географии: В результате интеграции различных типов телекоммуникационных сетей – радио и телевидение, телефонной, мобильной, сотовой связи, компьютерных сетей, передача разных видов информации происходит по одним и тем же каналам .С помощью компьютера появилась возможность воспользоваться услугами всех видов связи. Какие виды связи вы знаете?
Ученик: Связь – это отрасль, которая обеспечивает прием и передачу информации. Связь делится на два вида: почтовую и электрическую.
Почтовая связь занимается приемом, перевозкой и доставкой почтовых отправлений (писем, посылок, переводов и т.д.). Уровень развития почтовой связи высок: на 10 тысяч жителей приходится 3 предприятия связи.
Электрическая связь состоит из телефонной, телеграфной, космической, электронной почты, телевизионного и радиовещания. Предприятия, обеспечивающие эти виды связи, соединены между собой кабельными, радиорелейными и спутниковыми каналами связи.
К1996 году очередь на установку домашних телефонов в России составила около 10 млн. человек.
Спрос на установку телефона подтолкнул развитие беспроводной связи – сотовой. Ретрансляторы этой связи расположены по углам шестиугольника, похожи на пчелиные соты. Первая система сотовой связи, появилась в России в 1991 году, но темпы ее развития очень высокие.
Учитель географии: Как средства телекоммуникации влияют на территориальную организацию общества?
Ученик: Они способствуют более свободному размещению, как населения, так и производства. Влияние расстояния и транспортных затрат на себестоимость продукции резко снижается. Стоимость пересылки электронного письма соседу по дому или коллеге в Австралию одинакова и зависит только от размера документа.
Ученик: Под влиянием телекоммуникационных сетей происходит концентрация человеческой деятельности в ограниченном числе центров. Причина – значительная стоимость новейших систем связи и обслуживающего оборудования. Размещение таких центров обуславливает география телекоммуникационных сетей. Это крупные города – Москва, Санкт-Петербург.
Учитель географии: С развитием телекоммуникаций возникает новый вид “груза” – это информация, перетекающая из страны в страну, из региона в регион. Усиление роли информации принимает всеобщий характер. Информация ресурс нематериальный, а значит, требует особых способов добычи получения, обогащения обработки, транспортировки передачи и использования потребления. А доступ и обладание системами обработки информации и сетями для ее передачи обеспечивают наибольшее влияние в обществе и доходы. Место страны на информационном рынке сильно влияет на ее геополитическое положение. Мало стать пользователем информационного пространства, необходимо активно участвовать в его создании, контролировать телекоммуникаций и не зависеть от иностранных государств и компаний.
III. Практическая работа.
Учитель географии: отметим на контурной карте центры оптико-волоконных линий. Для этого разделимся на группы.
Учитель информатики: С помощью компьютерной программы найдем информацию о пещерах Крыма. Вспомним ТБ при работе на компьютере.
1 группа: работа с тестом и на контурной карте. Отметим на контурной карте центры вдоль оптико-волоконных линий, составляющих “хребет” телекоммуникаций страны.
2 группа: работа за компьютером. Найти информацию о пещерах Крыма. Дать определение браузера.
1. Запустить обучающую систему “Фобус”. Ярлык на рабочем столе .
2. Следуя инструкциям программы открыть тему №1 . Записать в тетрадь определения: WWW (Всемирной паутины), web-страницы, браузера.
3. Перейти на следующую страницу .
4. Перемещаясь по гиперссылкам, нашли информацию о пещерах Крыма .
5. Нашли информацию о пещерах Крыма .
6. Записали в тетрадь каким образом можно сохранять web-страницы полностью или в виде текстового файла, как можно сохранить рисунки .
7. Определили, каким образом можно сохранить ссылку на страницу, в Избранное .
IV. Подведение итогов урока.
Учитель географии: Сегодня на уроке мы с вами работали при помощи географических карт, текста учебника, статистических данных.
Учитель информатики: Вы выполнили практическую работу: давайте сделаем выводы по нашей теме.
- Как вы думаете, почему информацию считают ценным “ресурсом”?
- Чем объяснить, что в сельской местности так медленно идет развитие современных средств связи?
- Как наш населенный пункт получает и отправляет нужную информацию?
- Влияет ли информационная структура на образ жизни людей?
- Что такое браузер, web-страница, гиперссылка?
- Как сохранить информацию из web?
Выводы.
-
С развитием телекоммуникаций возникает и новый вид “груза”, это информация, перетекающая из страны в страну, из региона в регион.
- Место страны на информационном рынке сильно влияет на ее геополитическое положение.
- Современное хозяйство немыслимо без развития инфраструктуры, она непосредственно влияет на развитие всех других отраслей (транспорт, банковское дело, рекреационное хозяйство, не говоря уже о промышленности).
- Развитая инфраструктура и квалифицированные кадры притягивают, как магнит, современные отрасли промышленности и услуги.
- Модернизация и развитие всей инфраструктуры – жизненная задача России, условие успешного развития экономики и необходимая часть нормальной жизни людей.
- Используя ПК можно проследить всю этапы информационных процессов, используя предметную область – география.
Подводим итоги урока, благодарим детей за активное участие и хорошую подготовку.
Читайте также: