Сырьевые и топливные ресурсы машиностроения и их размещение кратко

Обновлено: 05.07.2024

Глоссарий по теме: машиностроение, общее машиностроение, транспортное машиностроение, электротехническое машиностроение.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В современном обществе машинный труд преобладает над ручным, машины облегчают и заменяют как физический, так и умственный труд человека. Машиностроение отражает уровень научно-технического прогресса, определяет развитие остальных отраслей хозяйства и экономический уровень страны. По стоимости производимой продукции и занятости населения машиностроение – абсолютный лидер мировой промышленности. В экономически развитых странах на долю машиностроительного производства приходится от 30 до 50% и более от общего объёма выпуска промышленной продукции.

Как и в промышленности в целом, в современном машиностроении выделяются старые, новые и новейшие отрасли. К источникам ресурсов тяготеет размещение старых отраслей – судостроение, станкостроение, железнодорожное машиностроение. На трудовой и потребительский фактор ориентируются новые отрасли – производство автомобилей, летательных аппаратов и т.д. Новейшие отрасли – электроника, космическая промышленность – возникли благодаря научно-технической революции и в силу наукоёмкости требуют высокой квалификации трудовых ресурсов. Сдвиги в отраслевой структуре машиностроения связаны с научно-техническим прогрессом, снижением металлоёмкости промышленности, изменением востребованности и темпов роста машиностроения. Старые отрасли сдерживаются в развитии, новые отрасли показывают незначительный рост производства, а вот новейшие бурно развиваются и занимают лидирующие места по объёмам производства.

Машиностроительная продукция обладает высоким рыночным спросом и значительным удельным весом в общем объёме экспорта. В Японии она составляет 59%, в Словакии – 60%, а в Мексике – почти 62%. В целом в большинстве высокоразвитых стран удельный вес продукции машиностроения составляет от 30 до 50%.

Современное машиностроение превратилось в самую наукоёмкую отрасль современной промышленности. Так, в отдельных отраслях оборонного машиностроения учёных, конструкторов и инженеров значительно больше, чем рабочих. На основе технологических и кооперационных связей под воздействием интеграционных процессов в машиностроении создаются крупные интегрированные компании. Интеграция научно-технологического и производственного звеньев приводит к появлению научно-производственных корпораций и объединений, которые становятся транснациональными.

По видам экономической деятельности в отраслевом составе машиностроение разделяют на общее, транспортное и электротехническое.

Тяжёлое машиностроение обеспечивает оборудованием металлургию, текстильную, горнодобывающую промышленность. Размещено в основном в Зарубежной Европе. Наиболее полно эта промышленность представлена в Германии, Франции, Великобритании и США. Остальные страны специализируются на отдельных видах продукции. Финляндия и Швеция производят оборудование для целлюлозно-бумажной промышленности. Производство атомных реакторов осуществляется в США, Японии, Канаде, России, Франции, Великобритании, Германии.

Транспортное машиностроение развивается устойчивыми темпами, обеспечивая мировой спрос на наземную, воздушную и водную технику.

Автомобильная промышленность – флагман транспортного машиностроения. Она развивается высокими темпами, а мировой рынок пополняется новыми странами-производителями. Самые крупные производственные мощности по производству автомобилей сосредоточены в США, Японии, Германии, Италии, Франции, Южной Корее и Китае.

Судостроение – одна из старых отраслей машиностроения – пережила несколько подъёмов в своём развитии, связанных как с освоением новых рынков топливных ресурсов, так и с мощным включением Азиатского региона в торговые потоки мирового рынка. Теперь самые крупные судостроительные компании находятся в Республике Корея, Японии, Китае.

Авиационная промышленность входит в состав авиаракетно-космической промышленности. Гражданская авиация выделилась из военной в середине XX века. Отрасль отличается высочайшей наукоёмкостью, квалификацией трудовых ресурсов и степенью монополизации производства. США и Франция занимают лидирующее положение в мире. Корпорации Boeing и Airbus контролируют более 50% мирового авиационного рынка. На третьем месте – канадская компания Bombardier, а на четвёртом – бразильская фирма Embraier. Европа и США являются основными импортёрами самолётов. Россия удерживает лидирующие позиции на рынке военной летательной техники.

Электротехническое машиностроение выпускает оборудование для производства и передачи энергии электростанций всех типов. Эта отрасль зародилась в начале XX века, когда процесс электрификации охватил все сферы промышленности. Тогда образовались крупнейшие компании: Electrolux в Швеции, General Electric в США, Siemens в Германии, EDF во Франции, которые и сегодня лидируют на мировом рынке вместе с Японией.

Электронная промышленность наряду с признанными гигантами отрасли в США, Японии, Германии и Франции активно развивается в Восточной и Юго-Восточной Азии. Бытовая электроника и средства информации экспортируются на мировой рынок из Китая, Малайзии, Тайвани, Сингапура, Республики Корея, Таиланда.


Равно, как каждая область, машиностроение с целью изготовления продукта применяет конкретные сырьевые средства. Сырьевые материалы, которые применяют для изготовления машиностроительного продукта:

  • Чёрные и цветные металлы;
  • Ценные сплавы;
  • Пластик;
  • Химические сырьевые материалы и много различных видов реактивов;
  • Древесина, гофрокартон, разнообразные виды бумаг.

Цветные и чёрные металлы

Основными употребляемыми в использовании ресурсами в машиностроении считаются чёрные и цветные металлы, вследствие чего основной областью-поставщиком машиностроения является металлургия. Сейчас при изготовлении продукции все чаще происходит замена чёрных металлов, цветными, которые намного легче.

Чёрные металлы – это сплав углерода и железа, однако чёрные металлы содержат кое-какие примеси серы, фосфора, марганца, кремния и некоторых элементов других химических составов. Эти элементы могут попадать туда при производстве металлов или из руд. Для улучшения качества чёрных металлов, производят добавления легирующих добавок, таких как никель, медь или кремний.

Чёрные металлы разделяются на чугун и сталь. Это зависит от того насколько много углерода они содержат. Цветные металлы чаще всего применяются как сплавы.

Базой изготовления цветного металла служит чаще всего один из компонентов:

Чёткая структура цветных металла видна лучше всего в микроскоп, однако и невооружённым взглядом есть возможность увидеть зерно разных металлов, которые тесно прилегают одно к другому.

Структура и состав металла определяются его свойствами, как физическими, так и механическими. Металл обладает таким свойствам: прочностью, плотностью и твердостью.

Механическими свойствами определяется, насколько долго и качественно детали будут работать при эксплуатации.

Любой цветной металл очень редко используется без примесей, потому что прочность цветного металла оставляет желать лучшего.

Чёрный металл обычно сероватого цвета, плавится он при очень высокой температуре, довольно приличная плотность, и в добавок обладает небольшая прочностью.

Цветной металл отличаются низкой температурой плавления, имеют маленькую твердость, но большую пластичность и окрашены в жёлтый, белый и красный цвет.

Добычей металлов, как чёрных, так и цветных, занимается металлургическая отрасль.

Не простой процесс по добыче металлов заключается в извлечении их из руды. В последующем сырьё готовится к следующей переработке на производственных предприятиях.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

В самом начале руда извлекалась из недр только шахтным способом, а нынешнее время применяют как открытую, или её ещё называют карьерную, так и подземную добычу руды. Периодически используют смешанную добычу руд.

Работы в карьере выполняются при помощи экскаваторной техники. Руду изначально подготавливают к выемке, её отделяют от массивов и разрыхляют. И только потом происходит непосредственно добыча руды. Периодически производятся взрывные работы, когда руда добывается из твёрдой почвы (скала). Далее производят транспортировку.

Цветные металлы получаются из обогащенных руд.

Пластмассы

Пластмассы являются органическими материалами, в основу которых входят синтетические или органические полимеры. Пластмассы, основа которых является синтетической, приобрели более разнообразное использование, чем пластмассы с органическими полимерами.

Исходя из самого названия данного материала можно сделать вывод, что пластмассы при воздействии температуры имеют способность к деформации. А вот после охлаждения оставаться в том внешнем виде, который приобрели при нагревании.

Пластмассы разделяются на:

Термопласты подвержены плавлению при нагреве, но после остывания происходит возвращение в исходное состояние формы;

Реактопласты состоят из молекул линейной структуры. Когда происходит повышение температур меняют свою структуру на сетчатую. А когда происходит охлаждение, они не принимают исходное состояние.

Пластмасса обладает следующими свойствами:

  1. Небольшая плотность;
  2. Низкая теплопроводность;
  3. Низкая электропроводимость;
  4. Устойчивость к кислотам;
  5. Небольшая механическая прочность.

При сильном нагреве пластмассы, она плавится, но воздействию влаги пластмассы не поддаются и для человека безвредны.

Пластмассы получают с помощью реакций полимеризации, поликонденсации или полиприсоединения низкомолекулярных веществ. Эти вещества выделяют из природного газа, нефти или угля. При выделении возникают связи, которые принято называть высокомолекулярными.

Химическое сырьё и реактивы

Одно из главных мест в машиностроении занимает химическое сырьё. Зачастую на предприятиях используется: глюконат натрия, сульфит натрия, гипохлорид натрия, гипохлорид кальция, трилон Б, асфалайт и другое сырьё.

Процессы в машиностроительной отрасли, при которых используется химическое сырьё и реактивы:

  • Химическая обработка инструментов и материалов, в частности удаление окислов с металлических поверхностей, очистка и полировка, обезжиривание, травление, пассивирование и тому подобные операции;
  • Производство сплавов. При этом процессе производится новый состав металла или улучшаются характеристики существующих сплавов;
  • Лакирование, покраска.

При применении химических реактивов улучшается качество и скорость производственных процессов.

Практически во всех отраслях машиностроения можно увидеть применение химических реактивов.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Разнообразные соды (каустическая, кальцинированная) применяются для обезжиривания разных поверхностей, непосредственно деталей и комплектующих оборудования, а также инструментов.

При обработке металла широкого применения получил сульфат магния. Ортофосфорная кислота используется при обработке и полировке деталей, которые изготовлены из металла.

Дерево

Древесина разнообразных пород используется в машиностроительной отрасли для создания моделей будущей продукции и применяется только после сушки.

Ещё дерево используется в производстве, как материал для изготовления кузовов грузовых автомобилей, некоторых комплектующих судов и вагонов, а также в производстве отдельных машин.

Благодаря низкой стоимости, древесина получила широкое распространение, как материал. Она обладает относительной прочностью, упругостью, твердостью и имеет сравнительно небольшой вес.

А ещё древесина хорошо изгибается и хорошо поддаётся обработке любым режущим инструментом. Но древесина обладает некоторыми недостатками: её свойства сильно ухудшаются при повышении температур, гигроскопичность, анизотропность.

Не нашли нужную информацию?

Закажите подходящий материал на нашем сервисе. Разместите задание – система его автоматически разошлет в течение 59 секунд. Выберите подходящего эксперта, и он избавит вас от хлопот с учёбой.

Гарантия низких цен

Все работы выполняются без посредников, поэтому цены вас приятно удивят.

Доработки и консультации включены в стоимость

В рамках задания они бесплатны и выполняются в оговоренные сроки.

Вернем деньги за невыполненное задание

Если эксперт не справился – гарантируем 100% возврат средств.

Тех.поддержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры работают в выходные и праздники, чтобы оперативно отвечать на ваши вопросы.

Тысячи проверенных экспертов

computer

Гарантия возврата денег

Эксперт получил деньги, а работу не выполнил?
Только не у нас!

Деньги хранятся на вашем балансе во время работы над заданием и гарантийного срока

Гарантия возврата денег

В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем возврат полной уплаченой суммы

Расположите перечисленные ниже гор в порядке увеличения абсолютной высоты их высочайших 2) большой водораздельный хребет 3) гималаи вершин начиная с гор наименьшей высоты 1) кордильеры

В школе "Олимпис" Илья выполнял тест. Мальчику нужно установить соответствие между материком и рекой, протекающей по нему.

Посчитайте, какой будет длина шоссе между двумя городами на карте с масштабом 1:20 000 000, если на карте с масштабом 1:5 000 000 она составляет 9 см: А-22,5 см Б-45 см В-4,5 см Г-2,25 см

Машиностроение относится к отраслям тяжелой промышленности. Занимается производством станков, машин, оборудования и приборов. Это главная отрасль мировой промышленности, ведь именно машиностроение обеспечивает хозяйства различным оборудованием, техникой и другими средствами труда. Чем лучше в стране развита отрасль машиностроения, тем выше уровень развития остального хозяйства.

План урока:

Факторы размещения

Отрасль машиностроения возникла около 200 лет назад в период промышленной революции в Англии. Сегодня же она является главной отраслью мировой экономики. Уровень развития машиностроения в государстве отображает уровень научно-технического прогресса, экономического развития, обороноспособности.

Существует несколько факторов размещения предприятий машиностроения:

  • сырьевой – в первую очередь на него ориентируются металлоемкие производства. Для производства горно-шахтного, металлургического и энергетического оборудования требуется большое количество металла. Такие предприятия стараются строить около металлургических баз;
  • трудовые ресурсы – один из основных факторов, так как отрасль является лидером по числу занятых людей в производстве. В мире в машиностроении занято около 80 млн. человек. Люди работают на каждом предприятии. Все эти предприятия различаются между собой по затратам труда на единицу производимой продукции. Поэтому на некоторых заводах может трудиться более 1000 человек. Такие предприятия считаются трудоемкими. Чтобы изготовить один ткацкий станок необходимо потратить около 1000 часов рабочего времени. Именно поэтому часть отраслей тяготеют к районам с большим скоплением населения. Фактор трудовых ресурсов влияет на размещение примерно ¼ всех предприятий машиностроения. Самыми трудоемкими отраслями считаются станкостроение и приборостроение;
  • транспортный – для машиностроения характерно кооперирование. Для производства одного продукта часто задействовано несколько предприятий. Продукцию, которую на них производят, необходимо быстро и недорого транспортировать. Например, автомобили собирают на одном заводе, а шины для них делает другой завод;
  • потребительский – расположение предприятий часто ориентируется на потребителя (покупателя);
  • наукоемкости – в машиностроении данный фактор размещения играет далеко не последнюю роль, так как в основе разработок лежит современная научно-техническая база. На научный потенциал в первую очередь ориентируются такие отрасли, как электроника, авиакосмическая промышленность, робототехника.

Регионы машиностроения в мире

В географии машиностроительной отрасли мира выделяют четыре основных региона:

  • Северная Америка – отрасль хорошо развита в Канаде, Соединенных Штатах Америки и Мексике. Региону принадлежит третья часть мировой стоимости продукции. В странах производят и экспортируют машины высокой точности, изделия тяжелого машиностроения. Здесь также хорошо развиты наукоемкие отрасли. Например, Соединенные Штат Америки являются мировым лидером по авиаракетно-космическому машиностроению, производству электронно-вычислительных машин (ЭВМ), военному кораблестроению, военно-промышленной электроники, атомно-энергетической техники.
  • Зарубежная Европа – лидирующими странами являются Германия, Италия, Франция, Великобритания. На данный регион также приходится треть мирового производства. Здесь представлено машиностроение всех видов, но особо выделяется станкостроение, производство оборудования для текстильной, часовой, бумажной отрасли, металлургии. Также в регионе высокие показатели по производству электротехники и электроники. К лидирующим отраслям относят автомобилестроение, судостроение, авиастроение.
  • Южная, Восточная и Юго-Восточная Азия – на долю региона приходится ¼ мировой продукции машиностроительной индустрии. Один из главных факторов развития отрасли – дешевая рабочая сила. Бесспорный лидер региона в машиностроительной индустрии - Япония. Это второе машиностроительное государство в мире. В стране на высоком уровне развита электротехника, микроэлектроника, робототехника, авиатехника. Также машиностроительная отрасль развита в Китае, Республике Корея, Японии, Таиланде, Индии, Сингапуре, Малайзии, Индонезии. В этих странах производят бытовые приборы, морские суда, автомобили.
  • Страны СНГ - в первую очередь это Россия, Украина, Белоруссия. Больше всего в регионе развиты отрасли военно-промышленного комплекса, авиационная и ракетно-космическая промышленность. Есть предприятия по производству бытовой и сельскохозяйственной техники, энергетического оборудования, металлоемких станков. В наукоемких отраслях наблюдается отставание. Лидер региона – Российская Федерация. Несмотря на то, что страна имеет огромный потенциал для развития отраслей машиностроения, она выделяется только производством новейшей космической техники и вооружения. А многие виды машин она вынуждена импортировать.

В США производят примерно 30% мировой продукции машиностроения. На долю Японии приходится 15%, Германии – 10%.Предприятия Российской Федерации производят около 6% продукции. Россия сохраняет ведущие позиции в производстве аэрокосмической техники и вооружения. В последнее время в мировой отрасли машиностроения заметную роль играет Республика Корея. Страна занимается морским судостроением, производством бытовой техники, а также автомобилестроением.

Отрасли мирового машиностроения

В современном мире развитие машиностроения имеет важное значение для каждого государства. Отрасль является лидером по стоимости продукции, которую выпускают предприятия, в сравнении с другими отраслями хозяйства. Она снабжает машинами и другим оборудованием практически все отрасли промышленности, а людей – предметами потребления. В машиностроительную индустрию можно внедрять различные научно-технические разработки. Благодаря машиностроению обеспечивается обороноспособность государств.

В структуре машиностроения выделяют три крупных подотрасли:

  • общее машиностроение – в состав входят станкостроение, отрасли сельскохозяйственного, тяжелого, атомного машиностроения;
  • транспортное машиностроение – предприятия занимаются автомобилестроением, судостроением, авиаракетостроением, производством железнодорожной техники;
  • электротехника и электроника – отрасли производят средства связи, часы, оргтехнику, программное обеспечение.

Рассмотрим географию основных отраслей машиностроения.

Станкостроение

Это одна из самых главных отраслей машиностроительной индустрии. Предприятия занимаются производством металлообрабатывающих и деревообрабатывающих станков, промышленных роботов, литейного и кузнечно-прессового оборудования. Лидерами в станкостроении являются развитые страны – Япония, Германия, Китай. Производством промышленных роботов занимаются Япония, Китай, США, Республика Корея, Германия.

Автомобилестроение

Автомобилестроение – ведущая отрасль промышленности в целом. Она производит легковые, грузовые автомобили, автобусы. 75% всего производство приходится на легковые машины. В общем производстве автомобилей лидерами являются Китай, Соединенные Штаты Америки, Япония, Германия, Индия. Лидеры по производству легковых машин – Китай, Япония, Германия, США, Республика Корея. Легкогрузные автомобили в большом количестве производят в США, Китае, Канаде, Мексике, Таиланде. Лидеры по производству большегрузных машин – Китай, Япония, Индия, США, Мексика. Автобусы изготавливают в Китае, США и Японии. Примерно 90% всех автомобилей выпускает 20 автомобильных компаний. Крупнейшие из них: Тойота (Япония), Хёндай-Киа (Республика Корея), Фольксваген (Германия), Форд (Соединенные Штаты Америки), Хонда (Япония), Дженерал Моторс (Соединенные Штаты Америки), Ниссан-Рено (Япония-Франция), PSA-групп (слияние Пежо и Ситроен, Франция), Фиат-Крайслер (Италия-США).

Главные центры автомобилестроения:

  • Япония – Токио, Кобе, Нагоя, Иокогама;
  • США – Детройт;
  • Германия – Кёльн, Вольфсбург, Мюнхен, Штутгарт;
  • Франция – Париж;
  • Италия – Турин;
  • Великобритания – Лондон;
  • Канада – Торонто;
  • Республика Корея – Сеул;
  • Бразилия – Сан-Паулу.

Судостроение

Это самая старая отрасль машиностроения. Предприятия занимаются производством пассажирских и грузовых судов, плавучих лабораторий, атомных ледоколов. Сейчас в судостроении наблюдается тенденция в уменьшении производства пассажирских судов и увеличении количества специальных. Например, понтоны для технологических операций, баржи-площадки, плавучие технологические площадки, технологические понтоны для гусеничных кранов, судоподъемные понтоны, учебно-тренировочные суда и т.д. Страны-лидеры по судостроению - Республика Корея (41%), Япония (29%), Китай (21%). Также суда строят в Российской Федерации, Бразилии, Германии, Польше, Дании, США.

Центры судостроения в мире:

  • Япония – Нагасаки, Токио, Иокогама;
  • Республика Корея – Пусан;
  • Польша – Гданьск;
  • Германия – Гамбург;
  • США – Балтимор, Сан-Франциско;
  • Россия – Санкт-Петербург;
  • Франция – Марсель, Тулон

Железнодорожное производство

Это также одна из самых старых отраслей в машиностроении. Предприятия ориентированы на производство локомотивов, грузовых и пассажирских вагонов, железнодорожного оборудования. Железнодорожное производство хорошо развито в США, Франции, Японии, Чехии, Германии, Польше, России, Украине, Индии, Китае.

В современном мире наблюдается тенденция перемещения предприятий железнодорожного машиностроения из развитых стран в развивающиеся. Страны Европы все больше занимаются строительством современных скоростных поездов. Мировые лидеры по производству локомотивов – США, Германия, Франция, Япония, Россия, Украина, Индия, Бразилия, Аргентина. В вагоностроении лидируют Мексика, Египет, Иран Таиланд, Чили, Колумбия.

Авиаракетостроение

Авиаракетостроение – еще одна значимая отрасль в машиностроении, которая занимается строительством самолетов, вертолетов, ракет, космических аппаратов, авиационных двигателей и т.д. Это одна из самых наукоемких областей, она требует высококвалифицированных сотрудников и хорошую научную базу. Лучше всего авиационная промышленность развита в США, России, Франции, Германии, Нидерландах, Великобритании.

Самые крупные авиастроительные компании мира: Боинг (США), Фоккер (Нидерланды), Эйрбас (Франция), Роллс-Ройс (Великобритания, это одна из самых крупных компаний которая занимается производством двигателей), Эмбраер (Бразилия), Бомбардье (Канада).

Центры авиастроения в мире:

  • Франция – Тулуза;
  • США – Лос-Анджелес, Сиэтл, Сан-Хосе, Сан-Диего, Чикаго;
  • Германия – Гамбург;
  • Канада – Монреаль.

Электротехника и электроника

Данные отрасли считаются самыми наукоемкими, поэтому предприятия размещаются в районах с наличием высококвалифицированных кадров. Электротехника и электроника широко развита в Китае, США, Республике Корея, Германии, Нидерландах, Сингапуре, Мексике, Японии, Малайзии, Великобритании. В странах Восточной и Юго-Восточной Азии представлено активное развитие производства бытовой электроники и электроприборов. Компьютеры и мобильные телефоны производят в Китае, Японии, США, Республике Корея. Самые крупные производители электроники в мире:

Мировое машиностроение уже на протяжении многих лет занимает первое место по стоимости конечной продукции, на долю которой приходится 35% от всей промышленности в мире. В результате постоянного технического и научного развития в составе машиностроения происходят регулярные изменения. Одни отрасли полностью исчезают, на их смену приходят другие, наращивая при этом темпы производства.

Читайте также: