Общественное движение это кратко в истории

Обновлено: 30.06.2024

Общественное движение в России в период правления Александра II

Реформы, которые проводились в России в 1860-70-х годах были достаточно ограниченными и противоречивыми, несмотря на всю их значимость для истории. Это оказало влияние на усиление идейно-политической борьбы и, как результат, привело к тому, что в общественном движении были сформированы три окончательных направления: революционное, либеральное и консервативное, которые представлены на рисунке 1.

Консерватизмом (франц. и лат. – сохранять) называли такое общественно идейно-политическое течение, которое отстаивало незыблемость и сохранность традиционных основ и устоев общества. Его приверженцы поддерживали самодержавие, которое, как они полагали, лежало в основе государства, а также говорили о необходимости свертывания реформ и проведения контрреформ, включая оставление права землевладения за помещиками. Среди консерваторов-идеологов были Д.А. Толстой, В.П. Мещерский, К.П. Победоносцев, М.Н. Катков и др.

Общественное движение в России в период правления Александра II


Рисунок 1 – Схема общественного движения в период правления Александра II

В основе консерватизма лежали чиновно-бюрократический государственный аппарат, периодическая печать и церковь. Они же были и основной его сферой распространения. Консервативный традиционализм вплоть до 1917 года признавали в качестве официальной идеологии России.

Либерализм (лат. – свободный) – это общественно-политическое течение, которое возникло среди интеллигенции, выступавшей за то, чтобы ввести конституционные начала в политико-правовую систему, а также продолжить реформы и ввести демократические свободы. Либералы были против революции и говорили об эволюционном пути развития страны. Именно поэтому они были вполне готовы сотрудничать и идти на компромисс с самодержавием.

Либеральное общественное движение было очень аморфным и у него отсутствовала какая-либо устойчивая организационная структура. Существовало множество серьезных разногласий между различными группами данного движения.

Император одобрил проект в основном, однако, в результате террористического акта, произошедшего 1 марта 1881 года, его убили народовольцы. Вслед за ним на престол вступил Александр III, который совместно с реакционным окружением, отверг предложение М.Т. Лорис-Меликова, который вскоре отправился в отставку.

Наиболее активную позицию в общественном движении занимали представители революционного направления, стремившиеся к коренному переустройству общества, в основном силовым путем. Идеологией данного движения была теория особого развития России, некапиталистического, путем общинного социализма. Основными идеологами были А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский. Они подвергали критике капитализм и считали, что основной ячейкой будущего социалистического общества должна стать крестьянская община. Из этих теоретических воззрений выросло новое радикальное течение – народничество.

Народничество

Пути достижения нового справедливого общества сформулировали другие идеологи революционного народничества, которые заложили основы трех идейных течений (рисунок 2):

Народничество


Рисунок 2 – Идейные течения народничества

На протяжении долгих лет, начиная со второй половины XIX и до начала XX века, эта теория утопического народнического социализма была основой большинства радикально-революционных течений и политических партий.

Также немаловажно и то, что в основе революционного радикализма лежали особенности социально-экономического и политического развития страны (самодержавная власть, ограниченность реформ, произвол полиции, отсутствие политических свобод, а также общинно-коллективистский уклад жизни большей части населения). Ввиду того, что в России не было гражданского общества, возникать там могли лишь только тайные организации.

Народническая идеология формировалась, начиная с 1861 года и вплоть до середины 1870-х годов. В это же время также создавались тайные революционные кружки.

Все это возникало в качестве результата неудовлетворенности крестьянской реформой 1861 года. Основные организации изображены на рисунке 3.

Народничество


Рисунок 3 – Основные народнические организации

Это некоммерческая организация, цели ее создания не связаны с извлечением и распределением прибыли между участниками.

СТ. 30 Конституции устанавливает возможность граждан на объединение и отстаивание своих коллективных интересов. Это обеспечивает развитие институтов гражданского общества. Одной из форм реализации этого права служит общественное движение.

Понятие и признаки общественного движения

  • Оно отличается следующими особенностями:
  • Общественное движение – некоммерческая организация. Цели ее создания не связаны с извлечением и распределением прибыли между участниками.
  • Оно не подлежит обязательной государственной регистрации. В отличие от коммерческих юрлиц, общественное или общественно-политическое движение считается созданным с момента принятия соответствующего решения.

Однако возникновение правоспособности увязывается с процедурой госрегистрации.

  • Служит добровольным объединением граждан на основе общности интересов и единства целей. Участники общественного движения вступают в него на основании собственных убеждений и желаний. В их число могут входить и юрлица.
  • Не имеет членства. Участниками общественного движения становятся все граждане, так или иначе поддерживающие его деятельность. В отличии от политической партии, участие в таком объединении не предполагает выдачу документа о принадлежности к нему.

Благодаря этим характеристикам, можно получить следующее определение.

Общественное движение – это созданное гражданами и (или) юридическими лицами общественное объединение на основе общности интересов, преследующее любые общественно-полезные цели, не имеющее членства и получающее права юрлица после процедуры государственной регистрации.

Виды общественных движений

Среди них выделяются социальные и политические.

Первые предполагают действия объединения, направленные на развитие общества. Нередко целью таких движений служит стремление обратить внимание социума на ту или иную проблему. Примерами служат организации, выступающие в защиту животных, отдельных категорий граждан (инвалиды, ветераны войн и другие).

Политическое общественное движение служит не формой борьбы за власть (акторами в этой сфере могут быть только политические партии), а способом повлиять на выборных лиц и чиновников по тому или иному вопросу.

Это можно назвать общественным лоббизмом. Примерами могут служить общественно-политические движения, выступающие за отмену смертной казни, за принятие или отмену того или иного закона, устанавливающего определенные права.

Хотя перечень целей и носит отрытый характер, любая из них связана с социальной или политической сферой жизни общества.

Правовое регулирование участия в работе общественных движений

Согласно ст. 18 закона, общественные или общественно-политические движения могут быть созданы не менее, чем 3-мя физическими или юридическими лицами, являющимися общественными объединениями.

Учредители становятся участниками в момент принятия решения о создании этой организации на общем собрании, съезде или конференции.
Ст. 19 закона предъявляет требования к участникам. Ими могут быть граждане, достигшие совершеннолетия.

Исключение составляют молодежные общественные и общественно-политические движения. Права на участие в них возникают с 14 лет. Другим исключением являются детские общественные движения, куда граждане могут вступать с 8 лет.

Указанные нормы предусматривают ряд ограничений.

Не имеют такого права следующие категории лиц:

  • Иностранцы или апатриды, чье пребывание на территории России нежелательно. Соответствующие нормы должны предусматривать процедуру признания их таковыми.
  • Фигуранты перечня лиц, связанных с финансированием терроризма и легализацией преступных доходов.
  • Общественные объединения, признанные экстремистскими.
  • Лица, чья деятельность была признана экстремистской на основании судебных решений.
  • Лица, лишенные свободы по приговору суда и отбывающие наказание в местах лишения свободы.

Особенности регистрации общественных движений

Общественные или общественно-политические движения регистрируется в ином порядке, нежели коммерческая организация.

В отличие от последних, эта процедура осуществляется минюстом. Представленные документы проходят более тщательную проверку.

Они не должны содержать положения экстремистского толка. Кроме того, устав проходит проверку на предмет того, нарушаются ли права участников.

Перед регистрацией желательно передать документы юристам для предварительной экспертизы, поскольку любое несоответствие закону приведет к отказу.

Управление движением

Развитие общественных движений невозможно без управления. Ст. 9 закона устанавливает, что орган, выполняющий такие функции, должен быть коллегиальным.

Именно он осуществляет гражданскую правоспособность общественного движения.

Этот орган управляет всей собственностью объединения, которая необходима для обеспечения его деятельности.

В качестве таковой могут служить движимое и недвижимое имущество, ценные бумаги, а также другие объекты гражданских прав.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопросы и ответы юристов

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Коллегиальный орган управления

Добрый день! Скажите, пожалуйста, обязательны ли регулярные выборы (раз в год, например) в орган управления общественным движением? Или можно прописать в уставе, что состав управляющего органа меняется только по коллективному решению его текущих членов (голосованием)? Спасибо.

Согласно Статьи 20. Устав общественного объединения, Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) "Об общественных объединениях"

4) компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;

Поэтому, да. Вы можете прописать это в Уставе.

Спасибо большое за ответ! А высший орган управления общественного движения - это тот самый коллегиальный орган или всё же общее собрание? Оно не может собраться и переизбрать правление, несмотря на устав? Законно ли вообще писать в уставе, что у нас нет регулярных собраний (общаемся только по делу, когда есть реальный повод), что вход в правление (или принудительный выход) осуществляется только решением остальных членов правления?

Какие необходимо собрать документы для того, чтобы получать финансирование в общественное движение от государства

Кирилл Соловьев о понятии, масштабах и характере явления

Detailed_picture

И.Е. Репин. Манифестация 17 октября 1905 года. 1907

Много или мало представителей той или иной группы — это всегда оценочные суждения. Все зависит от точки отсчета. По крайней мере, масштабы общественного движения рубежа столетий сравнительно значимы по сравнению с тем, что было прежде. 1890-е годы оказываются для него переломными. Именно тогда процессы организации и дифференциации общественности приобретают особое ускорение. Формы ее деятельности стремительно эволюционируют от кружка к протопартии и от протопартии к партии. И все же она продолжает зиждиться на кружковой культуре, которая многое определяет в политическом облике всех объединений различных направлений.

Общественно-политические, социально-политические движения - что это такое? Политические партии и движения - что общего и в чем разница? Политические движения в России.

Фото Политические движения - это. Общественно-политические движения и их отличия от партий

Политические движения, они же общественно-политические или социально-политические движения - это добровольные, самоуправляемые объединения граждан на основе общности интересов, чье внимание сосредоточено на конкретных политических или общественных задачах. Такие движения отличаются массовостью и спонтанностью. Как правило, они не имеют четкой структуры или членства. В них могут входить люди с разными взглядами, временно объединенные общей целью.

Общественные движения не входят в структуры государства или политических партий. Тем не менее, они являются субъектами политической системы. Общественно-политические движения - составляющая гражданского общества.

Политические движения могут ограничиваться определенной страной или регионом (например, национально-освободительные движения),а могут быть международными (например, движение за ядерное разоружение).

Виды политических движений

Многообразие общественно-политических движений затрудняет их классификацию. Движения могут быть массовыми и элитарными, экономическими, конфессиональными, социально-политическими и т.п.

По отношению к существующему строю политические движения можно делить на консервативные, реформаторские и революционные.

По демографическому составу: на крестьянские, пролетарские, молодежные, женские и т.п.

По степени организации: на стихийные, разрозненные, слабоорганизованные и высокоорганизованные.

По методам и способам действия: на легальные и нелегаль­ные, формальные и неформальные, мирные или ориентированные на насилие.

Общественные движения в России

Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

Высшим руководящим органом общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественного движения является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

В случае государственной регистрации общественного движения его постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом.

Статья 9. Общественное движение

Признаки политических движений - их отличия от политических партий

По своим признакам общественно-политические движения отличаются от политических партий, стремящихся к завоеванию и удержанию власти. Политические движения характеризуются следующими признаками:

Политические движения стремятся не к достижению власти, а к воздействую на власть в важных для себя вопросах.

Добровольное членство или отсутствие формального членства. У движений по сравнению с партиями более широкий охват, более аморфная структура, нет обязательной поддержки каждым членом общей идеологии.

Отсутствие строгой иерархии - преобладают горизонтальные, а не вертикальные связи.

Ориентация на выражение частных интересов той или иной группы людей.

В больше степени зависят от своего лидера, его популярности и четкости программных установок.

Существуют относительно короткое время.

Этапы существования политических движений

В силу своей аморфности общественно-политические движения обычно существуют относительно недолго, успевая пройти следующие этапы:

1. Зарождение. Появление активистов, выработка общих взглядов.

2. Пропаганда взглядов. Агитация, привлечение сторонников.

3. Более четкое формирование идей и требований. Развитие общественно-политической активности.

Далее судьба движения зависит от того, удастся ли ему достичь своей цели. Когда цели достигнуты или наоборот оказываются недостижимыми, то движение затухает.

Как вариант, общественно-политическое движение может оформиться в политическую партию или организацию, участвующую в осуществлении политической власти.

Читайте также: