Общественно культурная ситуация в россии конца 20 начала 21 века кратко

Обновлено: 04.07.2024

В начале 60-х годов делались попытки поставить на "научную" основу антирелигиозную пропаганду. Религия рассматривалась как главный противник научного мировоззрения, как пережиток прошлого и результат деятельности "буржуазной пропаганды". В целях усиления атеистического воспитания граждан издавался журнал "Наука и религия", открывались Дома научного атеизма. Был создан Институт научного атеизма в Академии общественных наук при ЦК КПСС. В вузах вводилась новая дисциплина "Основы научного атеизма". Увеличивались тиражи антирелигиозной литературы. Все эти меры" по мнению властей, должны были способствовать воспитанию у советских людей научно-материалистического мировоззрения.

Литература и искусство. Решающее воздействие на развитие художественного творчества в послевоенные годы оказала победа Советской страны в Отечественной войне. Военная тема заняла большое место в литературных произведениях. Были опубликованы такие значительные книги о войне, как "Повесть о настоящем человеке" Б.Н. Полевого, повесть В.П. Некрасова "В окопах Сталинграда". К теме Отечественной войны обращались писатели "фронтового поколения" – Г.Я. Бакланов, В.В. Быков. События военных лет были главной темой в творчестве многих кинодраматургов и кинорежиссеров ("Подвиг разведчика" Б.В. Барнета, "Молодая гвардия" С.А. Герасимова и др.).

Вместе с тем в литературе и искусстве конца 40-х годов появились произведения, искажавшие исторические события, прославлявшие главу государства И.В. Сталина. Их появлению способствовала практика жестокого контроля над творчеством художественной интеллигенции со стороны партийно-государственных органов власти. Пример тому переработка писателем А.А. Фадеевым после критики сверху романа "Молодая гвардия". Причиной критики книги было "недостаточное" отражение руководящей роли партии в организации сопротивления врагу в Донбассе в годы Отечественной войны.

В литературе 50-х годов возрос интерес к человеку, его духовным ценностям. Из повседневной жизни с ее коллизиями, сложными взаимоотношениями людей пришли на страницы романов герои Д.А. Гранина ("Искатели", "Иду на грозу") и Ю.П. Германа ("Дело, которому ты служишь", "Дорогой мой человек") и др. Росла популярность молодых поэтов Е.А. Евтушенко, А.А. Вознесенского, Б.Ш. Окуджавы. Литература пополнилась интересными произведениями о жизни послевоенной деревни (очерки В.В. Овечкина "Районные будни" и "Записки агронома" Г.Н. Троепольского). Широкий резонанс общественности получил роман В.Д. Дудинпева "Не хлебом единым", где впервые была поднята тема незаконных репрессий в Советском государстве. Однако со стороны руководителей страны это произведение получило негативную оценку. Во время одной из встреч с деятелями литературы и искусства Н.С. Хрущев подверг резкой критике автора и его роман. Но тема репрессий, сталинских лагерей не ушла из литературы. Наиболее значительным произведением на эту ранее запретную тему была повесть А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича".

Сложными путями развивалась в послевоенные годы архитектура. В Москве было сооружено несколько высотных зданий, в их числе Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (19491953 гг., архитекторы Л.В. Руднев, С.Е. Чернышев, П.В. Абросимов, А.Ф. Хряков). Архитекторы участвовали в строительстве и оформлении станций московского и ленинградского метрополитена (А.В. Щусев, В.Д. Кокорин и др.). В те годы станции метро рассматривались и как средство эстетического воспитания людей. Отсюда использование для их оформления средств скульптуры и живописи. Художественное убранство многих станций не соответствовало их функциональному назначению, многократно увеличивало стоимость строительных работ. Архитектурные "излишества" присутствовали в некоторых построенных по индивидуальный проектам жилых и административных зданиях, домах культуры и здравницах. В конце 50-х годов с переходом к типовому строительству "излишества" и элементы дворцового стиля исчезли из архитектуры.

В начале 60-х годов усилилось разоблачение "идейных шатаний" деятелей литературы и искусства. Неодобрительную оценку партийно-государственных лидеров получил художественный фильм М.М. Хуциева "Застава Ильича". В конце 1962 г. Н.С. Хрущев посетил выставку работ молодых художников в московском Манеже. В творчестве некоторых живописцев-авангардистов он увидел нарушение "законов красоты" или просто "мазню". Свое личное мнение в вопросах искусства глава государства считал безоговорочным и единственно правильным. На состоявшейся позднее встрече с деятелями культуры он подверг грубой критике произведения многих талантливых художников, скульпторов, поэтов.




В целом годы "оттепели" благотворно отразились на развитии отечественной культуры. Общественный подъем этого времени содействовал становлению творчества деятелен литературы и искусства нового поколения. Расширение контактов в области науки, литературы и искусства с зарубежными странами обогащало культурную жизнь страны.

В конце 80-х годов несколько московских литераторов сформировали альтернативный Союзу писателей СССР комитет "Писатели в поддержку перестройки" ("Апрель"). Идентичное объединение было сформировано ленинградскими литераторами ("Содружество"). Создание и деятельность этих групп привели к расколу Союза писателей СССР. О поддержке происходивших в стране демократических преобразований заявил созданный по инициативе ученых и литераторов "Союз духовного возрождения России". В то же время часть представителей интеллигенции негативно встретила курс на "перестройку". Взгляды этой части интеллигенции получили отражение в статье преподавательницы одного из вузов Н. Андреевой "Не могу поступаться принципами".

Начавшаяся "перестройка" вызвала к жизни мощное движение за освобождение культуры от идеологического нажима.

В литературе и искусстве второй половины 60-х конца 80-х годов отчетливо видны две линии развития. Первая официально признанная. Она была представлена публикуемыми повестями и рассказами, экспонируемыми на выставках художественными полотнами, исполняемыми со сцен драматическими и музыкальными произведениями. Кроме того, существовало неизвестное или малоизвестное большинству читателей и зрителей творчество деятелей культуры, созданное не в рамках традиционного метода социалистического реализма. Некоторые из произведений официального искусства, высоко оцененные в свое время руководящими органами культуры, оказались "однодневками". И, наоборот, многие работы второго, непризнанного ранее направления заняли видное место в отечественной культуре.

В творчестве многих представителей литературы и искусства в рассматриваемый период занимала тема Великой Отечественной войны. На экранах кинотеатров демонстрировались кинофильмы о войне (в их числе "Обыкновенный фашизм" М.И. Ромма). В городах и рабочих поселках сооружались памятники героям и жертвам войны (например, мемориал "Героическим защитникам Ленинграда" скульптора М.К. Аникушина).

На рубеже 60-70-х годов в литературу вошла большая группа прозаиков, темой творчества которых являлась современная им деревня. В произведениях В.П. Астафьева, Б.П. Можаева, В.Г. Распутина, В.М. Шукшина центральное место заняли судьбы русского крестьянства, взаимоотношения деревни и города. В жанре научной фантастики работали А.Н. и Б.Н. Стругацкие. Повысился интерес писателей к историческому прошлому страны. Мемуарная литература пополнилась воспоминаниями известных военачальников периода Отечественной войны (книги Г.К. Жукова "Воспоминания и размышления", A.M. Василевского "Дело всей жизни" и др.). Однако многие талантливые произведения, написанные в этот период, не смогли преодолеть цензурных запретов и увидели свет спустя длительное время.

Идеологизация общественной жизни тяжело отражалась на развитии живописи, киноискусства. Большие трудности приходилось преодолевать организаторам выставок одного из талантливейших художников И.С. Глазунова. Как и прежде, пылились в запасниках музеев полотна художников-авангардистов 30-х годов. Картины и литературные произведения на исторические темы могли увидеть свет лишь в том случае, если они соответствовали сложившимся официальным взглядам на события прошлого. В то же время была открыта "зеленая улица" для публикации произведений заведомо слабых, но соответствующих идеологическим основам социалистической культуры. Во второй половине 70-х годов были опубликованы многомиллионными тиражами книги Л.И. Брежнева "Малая земля", "Целина" и "Возрождение". Книги-воспоминания, написанные по заданию Генерального секретаря ЦК КПСС, носили публицистический характер и предназначались в основном для изучения в сети партийной учебы. Однако правление Союза писателей СССР сочло возможным принять Л.И. Брежнева в ряды писательского Союза.

Запрещенные властями литературные произведения печатались, как правило, в "Самиздате". Этим путем пришли к читателю впервые книги А.И. Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ', А.П. Платонова "Чевенгур", БЛ. Пастернака "Доктор Живаго".

Годы "перестройки" преобразили художественную жизнь страны. На страницах журналов "Новый мир", "Октябрь", "Знамя" и других периодических изданий появились произведения поэтов и прозаиков, погибших в годы революции, во время репрессий. Печатались стихи Н.С. Гумилева, О.Э. Мандельштама. Увидели свет произведения русских зарубежных писателей, покинувших Россию в 20-е годы (И.А. Бунина, Г.В. Иванова, Д.С. Мережковского, В.Ф. Ходасевича, В.В. Набокова и др.). Спустя сорок с лишним лет после принятия было признано ошибочным постановление ЦК партии о журналах "Звезда" и "Ленинград".

Стремление к философскому осмыслению прошлого коснулось искусства кино (фильм Т. Абуладзе "Покаяние"). Возникли многочисленные театры-студии. Новые театральные коллективы пытались найти свой путь в искусстве. Были организованы выставки художников, мало известных широкому кругу зрителей 80-х годов, П.Н. Филонова, В.В. Кандинского, Д.П. Штеренберга. С распадом СССР прекратили свою деятельность общесоюзные организации творческой интеллигенции.

Культура России в первой половине 90-х годов развивалась в условиях резкого сокращения государственных ассигнований на ее нужды. Законодательство Российской Федерации закрепило за культурой 2% средств федерального и около 6% местного бюджета. Однако реально для нее выделялось менее одного процента. В такой обстановке начала действовать федеральная программа "Сохранение и развитие культуры и искусства". Главное внимание в ней уделялось спасению важнейших объектов национальной культуры. В соответствии с программой проводились реставрационные работы по сохранению и восстановлению памятников прошлого в Москве, Новгороде, Великом Устюге. Реставрировались музеи С.А. Есенина в Константинове и декабристов в Ялотуровске, усадьба А.К. Толстого в Брянской области. Сохранялись сформировавшиеся на рубеже 80-90-х годов тенденции развития науки, литературы и искусства. Усилилась коммерциализация культуры. Коммерческой деятельностью занялись многие научно-исследовательские институты и вузы, театральные и музыкальные коллективы. Появились основанные на частном предпринимательстве художественные галереи и салоны.

Итоги "перестройки" для отечественной культуры оказались многосложными, неоднозначными. Культурная жизнь стала богаче и разнообразнее. В то же время существенными потерями обернулись "перестроечные" процессы для науки, системы образования. Рыночные отношения стали проникать в сферу литературы и искусства. Преодолевая материальные трудности, борясь с диктатом рынка и вестернизапией культуры, деятели литературы и искусства стремились сохранить в своем творчестве лучшие традиции культурного наследия России.

Особенности литературы новейшего времени начинают формироваться внутри еще так называемой литературы оттепели (конец 50-х – 60-е годы), уходя в сам- и тамиздат, существуя (легально) на эзоповом языке (в связи с постоянно бдительным поведением цензуры). К середине 80-х русская литература приходит с большими эстетическими возможностями, выраженными в разнообразных пробах и накоплениях, в том числе в текстах постмодернистов-"одиночек" 60–70-х годов – Венедикта Ерофеева ("Москва–Петушки"), Андрея Битова ("Пушкинский дом"), Саши Соколова ("Школа для дураков", "Палисандрия") и др., – и весь этот материал при открывшейся свободе публикаций (конец 80-х – начало 90-х) осуществляет прорыв, оказывая самое непосредственное влияние на формирование литературы постмодерна, в которую входят как постмодернистская литература, так и литература иного эстетического и мировоззренческого выбора, как ее ни назови – неоавангард, гипернатурализм, продолжение модернизма, постреализм и т.д

Следует отметить как особую черту отечественной теории постмодернизма проективность и провокативность русской терминологии, словотворчество, создание литературоведческих неологизмов: наши теоретики, являясь одновременно и практиками отечественного постмодернизма, обосновывают необходимость такого терминообразования. Нельзя не отметить и оценочного употребления термина – к самым ярким образцам относится резко отрицательное высказывание А. Солженицына, увидевшего в постмодернизме "опасное культурное явление": "Философия постмодернизма размонтировала современный мир до полной идеологической структурности, до мировоззренческого распада, до отсутствия любых внятных мыслей, до состояния кладбища, где нет ничего живого, но любая вещь или идея издает запах тлена". Постмодернизм оценивается как враждебный русской литературе метод целым рядом современных русских писателей, от А. Солженицына до В. Астафьева, Б. Еки­мова, Л. Бородина и др.

К началу ХХI века литература осознает кризисность своего существования, обнаруживает множественность путей тупикового развития, дробится и капсулируется; полемика почти обессмысливается и минимизируется – литература все более обособляется в кружке, элитарном салоне или объединении и одновременно приобретает "массового" читателя. Литературные явления становятся предметом одноразового употребления – и закрытых интерпретаций. Общенациональные критерии подвергаются сомнению. Идет борьба между каноническим и неканоническим подходом к литературе: побеждают деиерархизация, эгалитаризм и релятивизм. Литературный империализм сменяется литературной демократией, упраздняющей понятие маргинальности. В критике предлагаются модели сосуществования множества литератур внутри русской литературы, "мультилитературы", литературной "радуги". Речь идет об одном и том же.

Литература обогащает свои возможности за счет привлечения резервов маргинальных и внелитературных явлений. Образуются полузамкнутые центры литературной жизни в виде "тусовок". Разрастается премиальная система. Общие дискуссии в результате размывания понятия об общем литературном пространстве исчезают.

Все вышеизложенное приводит к парадоксальному видоизменению традиционного положения и функционирования литературы – при значительном расширении ее эстетических возможностей одновременно сокращается ее общественная влиятельность.

[1] Романтизм: вечное странствие. - М.: Наука, 2005. 45с.

[2] Раздольская В. И. Европейское искусство XIX века: классицизм, романтизм. - СПб: Азбука-классика, 2005. 106с.

[3] Шевчук М. А. Романтизм в культуре и русской музыке первой половины XIX века. – СПб: Инфо-да, 2003.С. 95-105

[4] Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. Л., 1973. С. 25

[5] Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. М., 1997. С. 156.

Культура России XX-XXI вв.

Культура – это важная часть публичной жизни, потенциал общества, отмечающий его духовное и творческое развитие на каждом этапе. Через культуру познается история, а это значит, что сейчас культура имеет также и познавательно-нравственную функцию. Культура России – это ее литература, изобразительное искусство, архитектура, музыка и кинематограф.

Также в 20-30-х гг. существовала прекрасная детская литература- книги К.И.Чук.

Также в 20-30-х гг. существовала прекрасная детская литература- книги К.И.Чуковского, А.Л. Барто, С.К.Михалкова. Литература в годы ВОВ. Публицисты А. Фадеев, А. Твардовский,А. Толстой, М. Шолохов, Н. Тихонов, В. Вишневский, К. Симонов, создавали повести, романы, поэтические произведения, главными героями и темой которых был народ, его стойкость и героизм в борьбе с врагом. В 60-80 годы лауреатами Нобелевской премии стали М.А. Шолохов (1965 г.), А.И. Солженицын (1970 г.), И.А. Бродский (1987 г.).

Русская литература XXI века представлена многими современными жанрами, но са.

Русская литература XXI века представлена многими современными жанрами, но самую большую популярность получила детективная литература. В этом жанре работают Борис Акунин, Александра Маринина. Очень популярны в начале XXI века были писательницы Татьяна Толстая и Людмила Улицкая

Кинематограф в 1908 году в Санкт-Петербурге состоялась премьера первого русск.

Кинематограф в 1908 году в Санкт-Петербурге состоялась премьера первого русского художественного фильма "Понизовая вольница" ("Стенька Разин и княжна"). Лента шла всего 8 минут в сопровождении игравшего в зале тапёра. Эта картина послужила отправной точкой в развитии русского кинематографа.

В период с 70-х по 90-е годы были созданы ленты вызвавшие большой общественны.

Советские мультфильмы

Крупнейшие студии: Студия Пилот Студия мельница Современная мультипликация К.

Крупнейшие студии: Студия Пилот Студия мельница Современная мультипликация Кинокомпания мастер-фильм


Архитектура Гражданская архитектура России за свою историю прошла несколько э.

Архитектура Гражданская архитектура России за свою историю прошла несколько этапов. До революции развитие архитектуры соответствовало тенденциям других стран: строились постройки в стиле классицизма, барокко и прочие. Эпохи гражданской архитектуры СССР получили названия от фамилий правителей страны: сталинские дома, брежневские, хрущёвки. С приходом советской власти стиль построек изменился — они стали более монументальными. Однако, впоследствии, при решении задач улучшения жилищных условий граждан СССР, была сделана ставка на массовость застройки. В результате чего архитектура позднего СССР лишилась различных декоративных архитектурных элементов, таких как лепнина, колонны, арки и прочие.

После распада СССР многие строительные проекты были заморожены или отменены.

После распада СССР многие строительные проекты были заморожены или отменены. Однако теперь не существовало государственного контроля над архитектурным стилем и высотой здания, что давало значительную свободу архитекторам. Финансовые условия позволяли заметно ускорить темпы развития архитектуры. Активно идет заимствование западных образцов, впервые появляются современные небоскрёбы и футуристические проекты, такие как Москва-Сити.

Музыка Музыкальная жизнь страны в 30-е годы связана с именами С. Прокофьева.

Музыка Музыкальная жизнь страны в 30-е годы связана с именами С. Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна, Хренникова, Дунаевского, Кабалевского. Были созданы коллективы впоследствии прославившие советскую музыкальную культуру: квартет им. Бетховена, Большой Государственный симфонический оркестр, и Оркестр Государственной филармонии.

Музыка военных лет В этот период создавались песни, которые были направлены н.

В 90-е годы отмечено формирование молодежной музыкальной культуры. В 90е годы.

Общественно-культурная ситуация в россии конца xx- начала xxi века. Тенденции культурного развития россии во второй половине xx-начала xxi века. Тенденции культурного развития россии во второй половине xx-начала xxi века. Изобразительное искусство и монументальная скульптура 4. Художественная литература, за 20 лет, безусловно, радикально изменилась в связи с принятием новой конституции, появлением нового политического режим, и т. Изобразительное искусство и монументальная скульптура 4.

Социально-культурная ситуация в россия начала xxi в. Рецидивная культура, архаизация, изобретенная архаика россия рубежа xix-xx веков. Цель урока показать взаимосвязь литературы и общественной мысли конца xix-начала xx вв. С историческими процессами в стране и в мире и их взаимовлияние. Тема 51 общественно- культурная ситуация в россии конца 20- начала 21 века. Изменения в общественной и культурной жизни страны.

3.2. Черты личности современного человека: Распространение ценностей индивидуализма. – Понимание личной ответственности за свою судьбу. – Стремление человека воспользоваться свободой. – Появление негативных черт.

3.3. Духовная жизнь общества: Роль религии и церкви. – Возрождение интереса к прошлому. – Формирование молодежных организаций.

4. Наука и образование в современном обществе.

4.2. Задачи возрождения российской науки: Изменение направлений исследований.

4.3. Изменения в области образования.

5. Художественная культура.

5.1. Достижения классической культуры.

5.2. Поиск новых форм отображения действительности в театре, кинематографе, живописи, архитектуре.

5.3. Культура народов России.

5.4. Массовая культура: Приобретение масскультурой национального характера. – Молодежная субкультура.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

§ 3. Общие социокультурные процессы в условиях модернизации

§ 3. Общие социокультурные процессы в условиях модернизации Информационная система общества. Проявлением модернизации российского общества и существенным компонентом общественно-политической жизни страны, особенно в послереволюционную эпоху, стала периодическая

Саблины на российском флоте

Социокультурные перемены эпохи Чжаньго

Социокультурные стандарты и ориентиры

Социокультурные стандарты и ориентиры Как и во многих развивающихся странах, в отсталых странах Африки – а в интересующем нас аспекте они все могут быть отнесены именно к такой категории – наивысшим социальным престижем пользуется причастность к власти. Или, точнее,

2.1. Романтик на российском престоле

2.1. Романтик на российском престоле Биография и личные черты Александра II обладали уникальной особенностью, отличавшей его от всех остальных правителей России за последние три века: он оказался единственным, кто с детства твердо знал, что ему предстоит возглавить

23. ПОЛОЖЕНИЕ КРЕСТЬЯНСТВА В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

23. ПОЛОЖЕНИЕ КРЕСТЬЯНСТВА В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ Основным классом общества было крестьянство, которое делилось на две категории: частновладельческое и черносошное. Частновладельческие крестьяне являлись самой многочисленной социальной группой и составляли около 90 %

Советский хам о российском дворянстве

Наука в государстве Российском

Наука в государстве Российском Разговор здесь пойдет не столько о науке, сколько об отношении к ней в XVIII веке. Российская Петербургская Академия наук была основана в 1724 году Петром I. При Академии были организованы университет и гимназия. Нужны были кадры, ученых

О Российском государстве

О Российском государстве Ст. 1. – В порядке Божьего изволения возникшее, Божьим Промыслом в веках ведомое, Российское Государство утверждается, как установление по духу своему христианское и национальное, призванное ко хранению и осуществлению закона правды в жизни

Глава вторая 70–90-е годы XIX в. — изменения в малагасийском обществе

Глава вторая 70–90-е годы XIX в. — изменения в малагасийском обществе Вторая половина XIX в. и особенно его последняя треть были ознаменованы резким повышением интереса к Африке. Это объяснялось комплексом причин, основной из которых, по нашему мнению, было завершение

№ 26. Успехи и противоречия процесса глобализации на рубеже XX–XXI веков: экономические, социокультурные, политические аспекты

№ 26. Успехи и противоречия процесса глобализации на рубеже XX–XXI веков: экономические, социокультурные, политические аспекты Разработка анимированных слайдов На рубеже XX–XXI в. человечество вступило в один из самых динамичных и противоречивых периодов своего развития.

Механизмы баланса интересов в российском обществе

Механизмы баланса интересов в российском обществе Система здорового государства всегда предполагает, что ценности общества не существуют сами по себе, они должны быть сбалансированы между собой, взаимодействовать, уравновешивать друг друга. Требование обязательности

Механизмы баланса интересов в российском обществе

Читайте также: