Образовательные электронные ресурсы кратко

Обновлено: 07.07.2024

Аннотация: Курс начинается с изложения ряда основополагающих тем, необходимых преподавателю до начала работы над собственным электронным образовательным ресурсом (ЭОР), а именно: понятие электронного ресурса; классификация электронных ресурсов; стандартизация структуры образовательных ресурсов и международные стандарты регламентирующие их структуру; авторские права на электронные ресурсы.

1.1. Понятие электронного ресурса

В самом общем случае понятие электронного ресурса можно определить как любую информацию, для воспроизведения которой необходимы электронные устройства. При таком определении понятия электронного ресурса нет указаний ни на тип воспроизводимой информации, ни на ее содержание. Очевидно, что не любая информация предназначена для образования и может использоваться в учебном процессе. Информация для образовательных целей, как правило, характеризуется последовательностью и системностью изложения материала, ориентацией на конкретную аудиторию, нацеленностью на получение заранее заданного результата и рядом других отличительных

признаков. В данном курсе для нас будут представлять интерес электронные ресурсы, которые могут быть использованы в образовании – электронные образовательные ресурсы (ЭОР). Следует оговориться, что за границами настоящего курса остаются открытые образовательные ресурсы, размещаемые в Интернет , к которым, согласно определению ЮНЕСКО, относятся учебные и научные ресурсы, существующие в открытом доступе или выпущенные под лицензией, которая разрешает их бесплатное использование и модификацию третьими лицами.

Детализация понятия ЭОР предполагает, что ЭОР - это совокупность программных средств, информационных, технических, нормативных и методических материалов, полнотекстовых электронных изданий, включая аудио и видеоматериалы, иллюстративные материалы и каталоги электронных библиотек, размещенные на компьютерных носителях и/или в сети Интернет . В самом общем случае к ЭОР можно отнести учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плейера, однако далее основное внимание будет уделено именно ресурсам, предназначенным для воспроизведения на компьютерах или совместимых с ними устройствах - электронных книгах или ридерах. Устройства, называемые электронными книгами (ридерами) представляют собой разновидность планшетных компьютеров, предназначенных для отображения текстовой информации, представленной в электронном виде и характеризующихся ограниченной функциональностью (рис. 1.1), поэтому, если не оговаривается иное, мы будем предполагать что ЭОР предназначаются для воспроизведения на полнофункциональных персональных компьютерах.


Именно такие ЭОР являются наиболее современными и эффективными при их использовании в образовании и их часто называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), поскольку в компьютерах используются цифровые способы записи, хранения и воспроизведения различной информации. ЦОР представляют собой фотографии, видеофрагменты, модели объектов и явлений, картографические материалы, звукозаписи, текстовые документы и иные материалы, которые могут быть использованы для организации и проведения учебного процесса. С другой стороны, цифровые форматы сейчас используются и для записи аудио/видеоинформации на компакт-диски (CD). Вероятно по этой причине термин ЦОР хоть и используется специалистами не нашел отражения в нормативных документах. Например, согласно межгосударственному

стандарту ГОСТ 7.23-2001, лучше использовать общий термин "электронные" и аббревиатуру "ЭОР".

По сложности исполнения ЭОР можно разделить на четыре основных типа:

  • Первый, простые ЭОР — текстографические. Они отличаются от книг в основном формой предъявления текстов и иллюстраций: материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге. При этом последовательность материала на экране задается автором как в книге. Никаких иных существенных отличий от полиграфического варианта такого текста нет. Данный тип ЭОР легко распечатать, т. е. перенести на бумагу, превратив его в традиционную форму учебного материала.
  • Второй, гипертекстовые ЭОР. Существенным отличием данного типа является наличие ссылок на логически связанный текст или фрагменты текста. В данном случае навигация по тексту является нелинейной, т.е. просматривать фрагменты текста можно в произвольном порядке, определяемом логической связью и собственным желанием пользователя. В ЭОР этого типа термины или иные важные понятия и факты могут являться ссылками, после перехода к которым можно получить уточняющую информацию в небольшом дополнительном окне или мгновенно сменить содержимое экрана при указании так называемого ключевого слова (либо словосочетания).
  • Третий, ЭОР представляющие собой видео или звуковой фрагмент. Формальные отличия от книги здесь очевидны: ни кино, ни анимация (мультфильм), ни звук в полиграфическом издании невозможны. Однако по отношению к обучаемому этот тип ЭОР не отличается ничем от аудио/видео продуктов, воспроизводимых на бытовом CD-плеере.
  • Четвертый, мультимедиа ЭОР. Они имеют наиболее существенные, принципиальные отличия от книги. Это самые мощные и интересные для образования продукты, включающие в себя тексты, иллюстрации, видео, звук и другие цифровые возможности.

Последний тип ЭОР является наиболее зрелищным и эффективным в обучении. Английское слово multimedia в переводе означает "много способов (сред)". Мультимедиа ЭОР реализуют возможность одновременного воспроизведения на экране компьютера текста, рисунков, анимации, звука и видеофрагментов в некоторой взаимосвязи, подчиненной определенной дидактической идее, и изменение одного из них вызывает соответствующие изменения других. Степень адекватности представления фрагмента реального мира определяет качество мультимедиа продукта. Высшим выражением является "виртуальная реальность", в которой используются мультимедиа компоненты высшего качества: трехмерный визуальный ряд и стереозвук.

В рамках учебного процесса ЭОР могут объединяться в электронный учебный курс – это тематически завершенный, структурированный автором учебный материал, который через Интернет или на электронных носителях поставляется обучаемому. Средства мультимедиа обеспечивают возможность проведения практических работ на различном оборудовании и изучать как явления природы, так и работу приборов и механизмов без оснащения учебных заведений дорогостоящей аппаратурой. Некоторые из таких работ проводить на реальной аппаратуре бывает даже опасно. Ресурсы для проведенияпрактических работ , как правило, представляют обучающимся схему лабораторной установки или прибора и его панель управления. Производя заданные методичкой действия, обучающийся снимает результаты для последующей их обработки в отчете. Примеры некоторых ЭОР для проведения практических работ в рамках программ среднего и высшего образования представлены на рис. 1.2.


Электронный учебный курс предназначен, как правило, для самостоятельного обучения, но, в отличие от учебника, обеспечивает:

  • мощные иллюстративные возможности - использование картинок, анимаций и мультимедийных материалов;
  • интерактивность - представление учебного материала может изменяться в зависимости от действий обучаемого;
  • различные варианты контроля и оценки полученных знаний (тесты, упражнения).

Электронный учебный курс может рассматриваться как самостоятельный ЭОР, который предназначен для изучения и по результатам изучения которого может проводиться рубежный или итоговый контроль знаний. С точки зрения методиста, электронный учебный курс соответствует обычному курсу - предполагается, что он содержит весь необходимый для самостоятельного обучения материал и тестовые задания для контроля полученных знаний по заданной теме.

В среднем образовании, при реализации системного подхода к созданию ЭОР, программа обучения по конкретному школьному курсу разбивается на разделы , темы и т.д. Минимальной структурной единицей является тематический элемент (ТЭ). Например, ТЭ "Закон Ома", ТЭ "Теорема Пифагора", ТЭ " Деление клетки" и т.д. Для каждого ТЭ имеется три типа электронных учебных модулей (ЭУМ):

  • модуль получения информации (И-тип);
  • модуль практических занятий (П-тип);
  • модуль контроля (в общем случае – аттестации) (К-тип).

При этом, каждый ЭУМ автономен и представляет собой законченный интерактивный мультимедиа ЭОР, нацеленный на решение определенной учебной задачи. Иными словами, каждый ЭУМ – это самостоятельный ЭОР объёмом несколько Мбайт. Объем выбирается из соображений удобства получения такого ЭОР по Интернет .

В результате структура комплексного ЭОР по предмету приобретает следующий вид, представленный на рис. 1.3, которую будем называть ИПК структурой. Следует отметить, что чем больше модулей одного типа в интегральном ЭОР, тем такой ресурс является более глубоким и всеохватывающим.

К наиболее сложным ЭОР, которые интегрируют в себе разнообразные передовые технологии относятся экспертные и интеллектуальные обучающие системы.

Экспертные обучающие системы (ЭОС) реализуются на базе идей и технологий искусственного интеллекта. Такие системы моделируют деятельность экспертов при решении достаточно сложных задач. ЭОС способны приобретать новые знания, обеспечивать ответ на запрос обучаемого и решение задач из определенной предметной области . При этом ЭОС обеспечивает пояснение стратегии и тактики решения задач в ходе диалоговой поддержки процесса решения. К сожалению, при работе с ЭОС не реализуются такие звенья дидактического цикла процесса обучения, как организация применения учащимися полученных первичных знаний и получение обратной связи ( контроль действий учащихся). При работе с ЭОС обучаемым не приходится самим искать решение, соответственно, не реализуется и такое звено дидактического цикла , как получение обратной связи.


Интеллектуальные обучающие системы (ИОС) относятся к системам наиболее высокого уровня и также реализуются на базе идей искусственного интеллекта. ИОС могут осуществлять управление на всех этапах решения учебной задачи, начиная от ее постановки и поиска принципа решения и кончая оценкой оптимальности решения, с учетом особенностей деятельности обучаемых. Такие системы обеспечивают диалоговое взаимодействие, как правило, на языке, близком к естественному. При этом в ходе диалога могут обсуждаться не только правильность тех или иных действий, но и стратегия поиска решения, планирования действий, приемы контроля и т.д. В ИОС на основе модели обучаемого (уточняемой в ходе учебного процесса) осуществляется рефлексивное управление обучением. Многие ИОС могут совершенствовать стратегию обучения по мере накопления данных. Отличительным признаком ИОС является то, что они не содержат основных и вспомогательных обучающих воздействий в готовом виде, а генерируют их.

Последние два типа ЭОР широкого внедрения в повседневной практике учебных заведений еще не нашли и могут рассматриваться как инновационные проекты, нацеленные на перспективу.

Возможность формирования комплексных ЭОР из произвольного числа более мелких ставит задачу описания ЭОР с целью учета и систематизации самих ЭОР, а в дальнейшем обеспечение возможности организации поиска необходимых ресурсов по всему Интернет . С этой целью ЭОР включают в свой состав метаданные , которые выполняют роль библиографической карточки в классической библиотеке. Сбором и хранением ЭОР занимаются различные библиотеки, имеющие свои порталы в сети Интернет . Кроме того, в РФ создан Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) обеспечивающий доступность и эффективность использования ЭОР для всех уровней и объектов системы образования РФ. ФЦИОР реализует концепцию "единого окна" для доступа к любым электронным образовательным ресурсам системы образования РФ и предоставление единой современной технологической платформы для существующих и вновь создаваемых электронных образовательных ресурсов. Данный портал является окном доступа к центральному хранилищу ЭОР, обеспечивающего хранение различных типов ЭОР. Все ЭОР описываются с помощью единой стандартной модели метаданных. Более подробно вопросы стандартизации ЭОР будут рассмотрены в разделе 1.3. Доступ к ЭОР организуется через "Каталог ЭОР" и средствами поиска по каталогу.

В заключение нужно отметить, что проекты аналогичные ФЦИОР РФ по сбору, систематизации и распространению ЭОР, ведутся в разных странах. Примеры некоторых таких проектов представлены в табл. 1.1. В общем случае, каждый из представленных в этой таблице порталов может рассматривать как комплексный сетевой образовательный ресурс , однако рассмотрение ресурсов Интернет , которыми и являются перечисленные в таблице собрания ЭОР, выходит за рамки настоящего курса. При изучении основ создания ЭОР понятие электронного образовательного ресурса будем отождествлять с понятием образовательного электронного издания (ОЭИ). Именно этот термин часто используется в педагогической литературе.

Главная цель использования ЭОР на уроках – вывести образовательный процесс на новый уровень, который так нужен современным школьникам. Во-первых, электронные средства обучения представляют любую информацию в более наглядном виде и дают ученикам наиболее полное представление об изучаемых объектах и явлениях. Во-вторых, они обладают большим мотивирующим потенциалом: школьникам нравится учиться при помощи современного оборудования, самостоятельно изучать те или иные темы, проверять себя и получать обратную связь. Наконец, электронный ресурс обладает большими возможностями по организации больших массивов данных – следовательно, ЭОР способны предоставить ученику гораздо больше информации, чем традиционные ресурсы, при этом вся текстовая, визуальная, звуковая информация будет компактно размещаться на одном цифровом устройстве.

Использование электронных образовательных ресурсов в учебном процессе – это обязательная часть работы современного учителя. Крайне сложно вести уроки в соответствии с ФГОС, не прибегая к современным методам и средствам обучения.

ЭОР – это ведь просто еще одно название электронного учебника?

Нет, не совсем. Понятие электронного образовательного ресурса значительно шире – это и звукозаписи, и видеофрагменты, и обучающие компьютерные игры, тесты, викторины, которые ученики проходят на компьютере или планшете. Все эти возможности реализованы на платформе LECTA. ЭФУ, безусловно, является частным случаем и отличным ярким примером того, как можно использовать современные технологии в рамках одной образовательной программы.

Информатика. 9 класс

Как использование электронных образовательных ресурсов может помочь педагогу в работе?

ЭОР позволяют вам с легкостью решать задачи по приведению учебного процесса к стандартам ФГОС, а именно:

Предоставить максимум информации по изучаемой теме, представленной в самых различных видах – текст, картинка, звук, видео, мультимедиа, интерактивная игра и т.д., используя готовые презентации сервиса "Классная работа";

Дать ученику возможность самостоятельно постигать, изучать новые темы, подбирать и анализировать информацию;

Быстро и легко организовать работу в парах и группах;

Индивидуально подходить к каждому ученику, подбирая уникальные задания для каждого и помогая выстраивать индивидуальные образовательные траектории.

Верно ли, что материалы ЭОР можно применять на всех этапах учебного процесса и на всех уроках?

Конечно! Использование электронных образовательных ресурсов – это не искусственное дополнение к урокам, а часть современного стиля преподавания. Например, при знакомстве с новым материалом вы используете иллюстративные материалы – например, визуальный или звуковой фрагмент. Для самостоятельной работы даете ученику текстографические объекты. Закрепляете полученные знания с помощью мультимедийных средств – презентаций, интерактивных таблиц. Наконец, используете электронные тесты для контроля и оценки. В результате, на любом этапе работы современная техника и технология обучения готовы прийти вам на помощь.

Если ученик для выполнения задания должен обратиться к таким программам, как PowerPoint, Publisher и др., можно ли сказать, что он обращается к ЭОР?

Нет, это не так. Ученик обращается к служебной компьютерной программе для выполнения определенных задач и создания конкретного продукта – презентации, макета брошюры и т.д. Образовательного потенциала у этих сервисов, как правило, нет. А вот если ученик создает в PPT онлайн-викторину для своих одноклассников, и они вместе решают ее на уроке – тогда можно сказать, что ученик принимает участие в создании своего локального, неофициального обучающего продукта – но не в полной мере образовательного ресурса.

Русский язык и литература. Русский язык. Базовый и углублённый уровни. 11 класс.

Учебник, входящий в систему учебно-методических комплектов "Алгоритм успеха", предназначен для старшеклассников, изучающих русский язык и литературу как на базовом, так и на углублённом уровне. Содержит расширенный теоретический материал, творческие задания, упражнения, нацеленные на подготовку к ЕГЭ. Учебник реализует современную культурно-творческую модель образования.Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования (2012г.). Электронная форма учебника (ЭФУ) — это электронное издание, соответствующее по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника и содержащее мультимедийные элементы и интерактивные ссылки, расширяющие и дополняющие содержание учебника.

Безусловно, вы можете сами подбирать и формировать материалы для своей работы. Однако обратите внимание, что электронные образовательные ресурсы, подготовленные профессиональными издательствами в рамках учебно-методических комплексов, сокращают время, которое вы тратите на подготовку к урокам, а кроме того дают гарантию качества всего предоставляемого контента. Все ЭОР, созданные для школы, проходят серьезную всестороннюю редактуру и экспертизу, им присваивается официальный гриф. Вы можете быть уверены, что данный электронный образовательный ресурс в полной мере соответствует ГОСТ, в отличие от неофициальных ресурсов, не прошедших проверку.

Должны ли со временем ЭОР вытеснить другие образовательные ресурсы из учебного процесса? Например, электронные энциклопедии должны полностью заменить бумажные?

Такой задачи перед электронными образовательными ресурсами не ставится: есть ситуации, когда целесообразно использовать более традиционные методы. К тому же, никто не отменяет для учеников необходимости читать печатные книги, учиться работать с классическими энциклопедиями и т.д. При этом, возможности электронных ресурсов становятся незаменимы в ситуациях, когда нужно представить себе какой-либо сложный процесс, визуализировать понятия и явления, которые далеки от повседневной практики учеников. Примеры вы можете увидеть в интерактивных объектах, включенных в презентации сервиса "Классная работа". Если вытеснение традиционных образовательных ресурсов из учебного процесса и происходит, то только потому, что со временем все больше педагогов отдают предпочтение современным технологиям. Это удобно для педагога, к тому же увлекает учеников, раскрывает их когнитивный потенциал, прививает готовность к серьезной самостоятельной работе.

Если я показываю детям отрывок из исторического художественного фильма – можно ли считать, что я использую ЭОР? Даже если этот фильм не предусмотрен в УМК ни в каком виде?

Да, в данной ситуации Вы используете неофициальный электронный образовательный ресурс – то есть, действуете без методического сопровождения. То же самое с обучающими компьютерными играми, которые лежат в открытом доступе в сети Интернет. Самостоятельный поиск и подбор видео, мультимедиа и аудиоматериалов для работы – это сложный путь, который, тем не менее, открыт для педагога.

Геометрия. Углубленный уровень. 11 класс

Учебник является частью УМК для 10-11 классов, предназначенного для изучения предмета на углубленном уровне. Обязательный материал струкрурирован по главам: преобразования пространства, многогранники и фигуры вращения. Есть в учебнике и дополнительный материал. Высокие результаты усвоения геометрии достигаются решением большого количества разнообразных задач, дифференцированных по уровню сложности. Электронная форма учебника (ЭФУ) Геометрия. Углубленный уровень. 11 класс включена в состав учебно-методического комплекта (УМК) по предмету Геометрия 11 класса Потоскуев Е. В. Звавич Л. И. Геометрия. Углубленный уровень. 11 класс соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. ЭФУ рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации.


1. Калдыбаев С.К., Касымалиев М.У., Онгарбаева А. О роли информатизации в системе образования // Международный журнал экспериментального образования. – М., 2016. – №6; часть 2. – С.211–213.

2. Boucher, A. (1998). Information technology-based teaching and learning in higher education: a view of the economic issues // Journal of Information Technology for Teacher Education. – 7 (1). – 87–111.

3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению Педагогическое образование (бакалавр). – Бишкек, 2013. – 176 с.

4. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе: Научно-методические материалы / Г.А. Бордовский, И.Б. Готская, С.П. Ильина, В.И. Снегурова – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. – 31 с.

6. Касымалиева Г.О., Сейталиева Э.С., Применение электронно-образовательных ресурсов в учебном процессе начальной школы // Высшее образование Кыргызской Республики. – Бишкек, 2016. – №2(32). – С. 32–34.

Информационные технологии используются практически во всех сферах жизнедеятельности человека. Процессы информатизации общества оказывают сильное влияние на сферу образования. Сегодня представление о том, что школа должна давать прежде всего знания, умения и навыки, т.е. служить своего рода транслятором готовых знаний, уже неактуально. Двадцать первый век требует от человека таких способностей, как способность самостоятельно ориентироваться в новых ситуациях, способность находить и решать проблемы, умение разбираться в любой ситуации и находить рациональные решения, уметь эффективно использовать в этих ситуациях инфомационные технологии.

По мнениям зарубежных экспертов, применение информационных технологий повышает качество образования [2]. Информационная технология:

• усиливает мотивации учащихся;

• позволяет переходить от пассивного к активному обучению;

• формирует инфформационную культуру, особенно в отношении способности пользоваться технологиями.

• развивает способности переносить навыки (например, независимого обучения или навыков пользования ИТ).

• обеспечивает качество преподавания.

• обеспечивает гибкий доступ студентов к учебным материалам, как через сайты (или системы телекоммуникаций), так и вне сайтов.

Сегодня образовательный процесс немыслим без применения информационных технологий, среди которых важное значение имеет электронные образовательные ресурсы. В государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования Кыргызской Республики по направлению Педагогическое образование (бакалавр) отмечено, что выпускники педагогического направления должны уметь использовать в учебно-воспитательном процессе современные образовательные ресурсы, где важное место отведено электронным образовательным ресурсам [3]. По вопросам использования электронных образовательных ресурсов опубликованы немало работ [4; 5; 6].

Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. Электронные образовательные ресурсы нужны, прежде всего для экономии времени учителя на уроке, для повышения мотивации учения школьников. В электронном образовательном ресурсе используются как аудио и видео материалы, но и преимущественно используются мультимедиа технологии, позволяющие представить учебный материал в виртуальной форме.

Становится ясно, что учить и учиться с интересом и максимальной эффективностью в современной школе уже сегодня можно с помощью электронных образовательных ресурсов нового поколения. Ученик, используя эти ресурсы существенно расширяет свои возможности. Самостоятельно может общаться с ровесниками из разных стран, заглянуть в любой источник, получить необходимую помощь для выполнения учебных заданий, провести различные эксперименты и тут же проверить свои знания. Учителя больше получают возможность для общения с учениками, оказать им методическую помощь.

Использовать электронные образовательные ресурсы можно на любом этапе обучения, но его использование должно быть продуманным. Его можно использовать для проверки домашнего задания, объяснения нового материала, закрепления темы, контроля за усвоением изученного, обобщения и систематизации учебного материала и т.д. Его можно использовать и для выполнения самостоятельных работ. Государственный образовательный стандарт общего среднего образования предоставляет различные возможности для выполнения самостоятельных работ. Среди них явно выделяются проектные работы, и работы по созданию портфолио. В этом процессе свою услугу может предлагать электронные образовательные ресурсы. Они включают в себя различные виды работ и действий: тесты, контрольные вопросы и задания, различные виды презентаций и проектов.

В образовательном процессе могут использоваться различные типы электронных образовательных ресурсов. Целесообразность и эффективность некоторых типов обсуждаются в работах ученых и методистов. Обобщение их работ позволяет нам представить следующие их типы:

Учебные. Обеспечивают качественное усвоение учебного материала, которые могут составить основу формирования компетентности учащихся.

Самостоятельные. Способствуют к выполнению различных видов самостоятельных работ, выработки способности анализировать и отбирать нужный учебный материал, навыков критического мышления учащихся.

Демонстрационные. Позволяют визуализировать изучаемые объекты, явления, процессы, обеспечивают наглядное представление любой образовательной информации в целом.

Тренинговые. Предназначены для отработки разного рода умений и навыков, повторения и закрепления пройденного материала.

Диагностирующие и тестирующие. Оценивают знания, умения, навыки учащегося, устанавливают уровень обученности, сформированности личностных качеств, уровень интеллектуального развития.

Контролирующие. Автоматизируют процессы контроля (самоконтроля) результатов обучения, определения уровня овладения учебным материалом.

Экспертные. Управляют ходом учебного процесса, организуют диалог между пользователем и обучающей системой при решении учебной задачи.

Коммуникативные. Обеспечивают возможность доступа к любой информации в локальных и глобальных сетях, удаленное интерактивное взаимодействие субъектов учебного процесса.

Вычислительные. Автоматизируют процессы обработки результатов учебного эксперимента, расчетов, измерений в рассматриваемых процессах и явлениях.

Сервисные. Обеспечивают безопасность и комфортность работы пользователя на компьютере.

Досуговые. Компьютерные игры и средства компьютерной коммуникации для организации досуга, внеклассной работы в целях воспитания и личностного развития обучаемых.

На суд читателей специалисты выносят критерии оценки качества электронных образовательных ресурсов. В качестве основных предлагаются следующие критерии:

• соответствие программе обучения;

• научная обоснованность представляемого материала (соответствие современным знаниям по предмету);

• отсутствие фактографических ошибок, аморальных, неэтичных компонентов и т.п.;

• оптимальность технологических качеств учебного продукта (например, качество полиграфии),

• обеспечение всех компонентов образовательного процесса: получение информации; практические занятия; аттестация (контроль учебных достижений).

В заключении можно сказать, что современность предъявляет все более высокие требования к обучению и образовательным результатам. Информационные технологии, в том числе и электронные образовательные ресурсы на сегодняшний день становятся одним из основных показателей развития образования. Включенность электронных образовательных ресурсов в учебный процесс оказывается тем привлекательным моментом, на основании которого учащиеся и родители выбирают учебные заведения. Использование электронных образовательных ресурсов раскрывает огромные возможности учебного процесса. Они могут обеспечить эффективность не только системы образования, но и работает на развитие общества в целом.

Электро́нный образова́тельный ресу́рс (ЭОР) – основной компонент информационной образовательной среды (ИОС), который ориентирован на реализацию образовательного процесса с помощью информационно-коммуникационных технологий и на применение новых методов и форм обучения, таких как:

  • электронное обучение;
  • мобильное обучение;
  • сетевое обучение;
  • автономное обучение;
  • смешанное обучение;
  • совместное обучение.

Структурно электронный образовательный ресурс может быть представлена в виде блоков учебного материала, представляющих собой совместно используемые объекты содержания (фрагменты текста, графические иллюстрации, элементы гипермедиа, программы).
Функциональные возможности применения ЭОР в образовательном процессе в значительной степени определяются дидактическими свойствами ЭОР, такими как: интерактивность, коммуникативность, возможность представления учебных материалов (текст, графика, анимация, аудио, видео) средствами мультимедиа, применением компьютерного моделирования для исследования образовательных объектов, автоматизация различных видов учебных работ.

Применение ЭОР в образовательном процессе в сочетании с системами управления обучением и управления образовательным контентом позволяет эффективно реализовать следующие задачи:

  • организация самостоятельной когнитивной деятельности учащихся;
  • организация индивидуальной образовательной поддержки учебной деятельности каждого учащегося преподавателями;
  • организация групповой учебной деятельности с применением средств информационно-коммуникационных технологий.

Классификация электронных образовательных ресурсов

По способу применения в образовательном процессе:

- распределенные ЭОР, размещенные в различных ИОС (порталы, электронные библиотеки, хранилища, системы дистанционного обучения) и используемые в режиме удаленного доступа на основе Интернет-технологий;
- ЭОР для применения в локальных сетях образовательных учреждений и организаций;
- однопользовательские ЭОР, предназначенные преимущественно для использования на персональных компьютерах (для данной группы характерно использование носителей CD и/или DVD).

По целевому уровню и ступени образования:

- общеобразовательный ЭОР (дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее (полное) общее образование);
- профессиональный ЭОР (профессиональная подготовка (для лиц, не имеющих основного общего образования), начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование).

По форме обучения:

По целевой аудитории:

- абитуриент;
- обучаемый;
- педагогический работник;
- менеджер;
- методист;
- научный работник;
- технический специалист.

По типу:

- учебный материал (задачник, лабораторный практикум, учебник, учебное пособие, конспект лекций, тест, контрольные вопросы, электронный учебный курс;)
- учебно-методический материал (методическое указание, учебная программа, учебный план, план занятий;
- справочного материала (геоинформационная/картографическая система, база данных, словарь, справочник, энциклопедия)
- иллюстративный и демонстрационный материал (атлас, карта, альбом, иллюстрация, наглядное пособие)
- дополнительного информационного материала (хрестоматия, публикация научно-популярного характера, печатное издание (книга), рекламно-информационная публикация, библиография;
- нормативный документ (национальный стандарт, образовательный стандарт, инструкция, нормативный акт)
- научный материал (автореферат диссертации, диссертация, статья, монография, обзор;)
- электронное периодическое издание (полнотекстовое издание, оглавление печатных изданий; электронной библиотеки, - образовательного сайта;
- программный продукт (программный комплекс для образовательных учреждений, инструментальное средство для создания компьютерных средств обучения.)

По целевому назначению:

- научный;
- научно-популярный;
- производственно-практический;
- нормативный производственно-практический;
- учебный;
- массово-политический;
- справочный;
- для досуга;
- художественный.

По функции ЭОР, выполняемые в образовательном процессе:

- учебно-методический комплекс по дисциплине;
- учебная программа;
- конспект лекций;
- хрестоматия;
- словарь;
- справочник;
- практикум (комплект практических заданий, сборник задач, лабораторную работу, виртуальный практикум, сопровождение курсовых и дипломных работ, проведения научно-исследовательской работы, деловые игры);
- тест, комплект тестовых заданий;
- иллюстративный материал (набор слайдов, анимационные и видеофрагменты, аудиосопровождение);
- методические указания, методики изучения дисциплины, выполнения практических и лабораторных работ, решения задач, проведения курсовых, дипломных и научно-исследовательских работ, организации и проведения деловых игр и т.д.);
- учебно-методическое пособие (различные комбинации методических указаний с другими видами учебных пособий);
- научно-популярная публикация;
- научная публикация;

По степени дидактического обеспечения:

По виду образовательной деятельности;

- лекционное сопровождение (слайды, видеофрагменты, аудиосопровождение);
- сопровождение практикумов;
- самостоятельная работа;
- для системы дистанционного обучения;
- для системы электронного обучения;
- для самообразования;
- для краткосрочных курсов и системы повышения квалификации.

По характеру представления информации:

- мультимедийные ЭОР;
- программные продукты;
- изобразительные;
- аудио;
- текстовые;
- электронные аналоги печатных изданий.

В связи с модернизацией российского образования педагоги применяют не только традиционные формы обучения, но и внедряют инновационные методики. Поговорим о том, какие существуют требования к электронному образовательному ресурсу.

Что такое ЭОР

Федеральные электронные образовательные ресурсы - это учебные материалы, которые воспроизводятся с помощью электронных устройств. В общем случае к ЭОР приравнивают звукозаписи и видеофильмы, воспроизводить которые можно с помощью плеера или магнитофона. Самые эффективные и современные записи именуют цифровыми ресурсами, подразумевая, что воспроизводить их можно будет с помощью цифровых устройств.

образовательный электронный ресурс это

Отличие между учебниками и ЭОР

к электронным образовательным ресурсам относятся

Классификация ЭОР

Существует определенная классификация электронных образовательных ресурсов. Их делят на несколько групп:

  1. Текстографические. Материал появляется в виде иллюстраций либо текста на мониторе компьютера, не на бумаге. При желании в любое время можно распечатать нужную статью или изображение.
  2. Текстовые ЭОР с навигацией по материалу. В данном случае к электронным образовательным ресурсам относятся такие книги, читать которые можно на ПК, переходя в любой момент на требуемую страницу. Указывая нужный термин, можно в дополнительном небольшом окне прочитать его характеристику (определение) либо сменить мгновенно содержимое экрана, указав словосочетание (ключевую фразу). Навигация по тексту происходит нелинейно, а текстографический продукт именуют гипертекстом.
  3. Третий образовательный электронный ресурс - это визуальный либо звуковой фрагмент. Анимация, звук делают обучающий процесс интересным и увлекательным для школьников.

требования к электронном образовательному ресурсу

Применение мультимедиа ЭОР

классификация электронных образовательных ресурсов

Способы представления ЭОР

Рассматривая перечень электронных образовательных ресурсов, отметим и их структуру. ЭОР может быть в виде учебного материала, разбитого на отдельные блоки. В каждом из них применяют графические иллюстрации, текстовые фрагменты, программы, элементы гипермедиа.

В последнее время электронные ресурсы в образовательных учреждениях стали привычным явлением. Учебные пособия, рекомендованные Министерством образования РФ для обучения школьников, по Федеральным стандартам нового поколения сразу комплектуются ЭОР. Функциональные возможности использования ЭОР в современном образовательном процессе в значительной мере определяются дидактическими характеристиками:

  • интерактивностью;
  • коммуникативностью;
  • предоставлением учебного материала в виде текста, анимации, графики, видео, аудио мультимедиа средствами;
  • использованием компьютерного моделирования для анализа образовательных объектов;
  • автоматизацией разных видов учебной деятельности.

Предназначение ЭОР

Рассмотрим использование электронных образовательных ресурсов в учебном процессе. ЭОР дает возможность реализовать следующие задачи:

  1. Организовывать самостоятельную когнитивную деятельность учащихся.
  2. Обеспечить индивидуальную образовательную поддержку учебной работы каждого ученика профессиональными преподавателями.
  3. Организовать групповую учебную деятельность с использованием ресурсов информационно-коммуникационных технологий.

портал электронных образовательных ресурсов ургэу

Особенности ЭОР

В зависимости от использования в образовательном процессе, принято разделять все ЭОР на несколько видов:

  • Распределенные ресурсы, которые размещены в ИОС. Например, электронные образовательные ресурсы по информатике могут размещаться в электронных библиотеках, хранилищах, на образовательных порталах. Они необходимы для дистанционного обучения, предполагающего режим удаленного доступа на базе ИКТ технологий.
  • ЭОР для использования в локальных сетях образовательных организаций и учреждений.
  • Однопользовательские ресурсы, которые предназначены в основном для применения на персональных компьютерах. Эта группа предполагает использование носителей CD или DVD.

Учет возрастных особенностей при составлени ЭОР

Особенность электронного образовательного ресурса в том, что он учитывает целевой уровень и ступени обучения. Так, общеобразовательные предназначены для дошкольного, начального, основного, среднего общего образования, а профессиональные создаются для дополнительной подготовки тех лиц, которые имеют высшее образование.

В зависимости от формы обучения, портал электронных образовательных ресурсов УРГЭУ предлагает ресурсы для очного, заочного, очно-заочного, семейного образования, экстерната, самообразования.

перечень электронных образовательных ресурсов

Целевая аудитория

В равной мере электронными ресурсами пользуются абитуриенты, педагогические работники, методисты, научные работники, ученики, технические специалисты.

В зависимости от типа ресурсов, можно найти следующие разновидности материалов:

  • Учебный материал. Он подразумевает виртуальные задачники, лабораторные практикумы, учебные пособия, тесты, конспекты лекций, учебные электронные курсы, контрольные вопросы.
  • Учебно-методический комплект. В электронном виде можно подобрать методические указания, учебные планы, программы, планы занятий.
  • Справочный материал. Например, в виде ЭОР предлагаются базы данных, словари, энциклопедии, справочники.
  • Демонстрационный и иллюстративный комплект. К нему относят наглядные карты, атласы, альбомы, наглядные пособия.
  • Дополнительный информационный материал. В электронном виде можно изучать хрестоматии, печатные издания, публикации научно-популярного характера, рекламно-информационные материалы.
  • Нормативные документы. Учителя могут изучать национальный педагогический стандарт, должностные инструкции, нормативные акты.
  • Периодические электронные издания.

В зависимости от своего прямого предназначения, ЭОР подразделяют на научные, учебные, научно-популярные, справочные, досуговые, художественные, массово-политические, производственно-практические и справочные.

Функции электронных образовательных ресурсов

В зависимости от того, каково предназначение создаваемых ЭОР для образовательного процесса, их делят на несколько видов:

  • учебные программы;
  • хрестоматии;
  • учебно-методические комплекты по определенным учебным дисциплинам;
  • словари;
  • справочники;
  • конспекты лекций;
  • практикумы.

Последняя группа ЭОР имеет особое значение для реализации задач, поставленных перед педагогами образовательных учреждений после введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.

Такие ресурсы предполагают комплекты практических работ, лабораторных занятий, виртуальные практикумы, деловые игры, научно-исследовательскую, проектную деятельность. На начальной ступени обучения широко применяют иллюстративные материалы: наборы анимаций и слайдов, аудио- и видеосопровождение уроков. В основной и средней школе учебно-методическими комплектами пользуются преподаватели химии, биологии, физики.

Благодаря ЭОР повышается мотивация ребят к проведению лабораторных и практических работ, стимулируется познавательная активность подрастающего поколения. В зависимости от степени дидактического обеспечения, можно подобрать ЭОР следующих видов:

  • специальность;
  • предмет;
  • раздел дисциплины;
  • часть предмета.

По варианту предоставления информации, все современные электронные ресурсы делят на программные продукты, мультимедийные ЭОР и изобразительные материалы. А учитывая физиологические и психологические особенности школьников, педагоги подирают для образовательного процесса активные, смешанные, описательные или неопределенные ЭОР.

Прежде чем применять в работе с ребятами электронные книги либо пособия, педагог проверяет их соответствие действующим Федеральным государственным образовательным стандартам второго поколения.

Существует классификация электронных ресурсов по типу среды применения и распространения на оффлайн, Интернет, а также ресурсы для интерактивных школьных досок. В зависимости от технической оснащенности учебного заведения, педагог выбирает ту группу ЭОР, применение которой будет оптимально в конкретной ситуации. А содержимое контента предполагает использование презентационных ресурсов, мультимедиа ЭОР или специальных систем обучения.

Правительством РФ в последнее время особое внимание отводится обучению детей, которые имеют определенные проблемы со здоровьем, поэтому не могут посещать занятия в обычной школе вместе со своими сверстниками. Была разработана и успешно функционирует специальная программа по инклюзивному образованию. Ее реализация невозможна без применения электронных образовательных ресурсов разного типа. Также функционирует специальная виртуальная школа, в которой ребята вместе со своими наставниками выполняют интересные задания. Помимо применения электронных образовательных ресурсов непосредственно во время уроков, доступ к ним у ребят есть и во внеурочное время. Это офлайн-электронные учебники, которые характеризуются сформированной системой поиска на базе глоссария, содержания, гиперссылок. В таких пособиях перенесена бумажная основа в электронный вариант.

особенность электронного образовательного ресурса

Примеры применения ЭОР в образовательном процессе

Учитель химии уже не представляет своей деятельности без активного использования презентаций, видеофрагментов, а также показа перед началом практических работ вводного инструктажа по технике безопасности. При отсутствии в школе химических реактивов учитель проводит "виртуальную" практическую работу, воспользовавшись необходимыми ЭОР по химии. Кроме того в электронной коллекции, которая создана на федеральном уровне, есть ресурсы, демонстрирующие эксперименты, запрещенные по ТБ к проведению в школьной лаборатории. Ребята с удовольствием смотрят опыты, сопровождающиеся выделением света, тепла, энергии.

Заключение

В Российской Федерации были созданы на общероссийском уровне ЭОР первого и второго поколения. К первому относят разнообразные цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), например, платформу 1С.

Второе поколение представлено ресурсами ФЦИОР, которые воспроизводятся с использованием специального ОМС-плеера. Они построены с использованием технологий и стандартов SCORM, Flash, Java. Создание педагогами электронных образовательных ресурсов второго поколения предполагает знания основ программирования, что нереально для большинства преподавателей. Многие учителя пробуют создавать свои собственные электронные ресурсы на основе программы Microsoft PowerPoint.

Для того чтобы упростить жизнь современных преподавателей, Министерством образования РФ были разработаны специальные цифровые коллекции по каждой учебной дисциплине. Относительно применения ЭОР в Linux отметим, что в настоящее время они применяются крайне редко. Причина заключается в том, что многие педагоги ею не умеют пользоваться. Все электронные ресурсы, предлагаемые для применения в общеобразовательных учреждениях, проходят предварительную проверку. В случае несоответствия их требованиям, что выдвигаются новыми федеральными стандартами, ЭОР не рекомендуются к использованию в школах и колледжах.

Читайте также: