Теория черт личности г олпорта кратко

Обновлено: 02.07.2024

Олпорт является основоположником теории черт, в которой говорится что личность — это совокупность черт, отличающая одного человека от другого и проявляется это в дифференциальности реагирования. Черта (диспозиция) – это предрасположенность человека в различных ситуациях реагировать одинокого. Черты личности взаимосвязаны между собой. Олпорт разделил черты на общие и индивидуальные. Общие – присущи какой-либо социальной группы. Благодаря набором определенных черт мы можем сравнить одного человека с другим и судить о их различиях. Индивидуальны – присущи конкретному человеку, которые отражают его отличительные особенности.

Олпорт выделил 3 диспозиции:

1) Координальная – это такая черта, которая определяет самого человека, она доминирует в данной личности.

2) Центральные — это яркие характеристики индивидуальности человека, которые могут быть замечены окружающими.

3) Вторичные – это те черты личности, которые проявляются, но не ярко.

— ощущение своего тела (необходим для развития проприума). Младенец начинает отличать себя от предметов, которые его окружают, формируется самость.

— формирование самоидентичности (связано с появлением речи). Я – это я, несмотря на физиологические и социальные изменения.

— расширение самости. Связано с формирование чувства собственности (мой дом, моя куртка и т.д). ребенок уже осознает, что ему принадлежит не только тело, но и некоторые окружающие предметы.

— нахождение рационализаторских решений проблем.

— формирование чувства самости. Человек может ставить цели, прогнозировать будущее и т.д

— выход на обобщенное чувство самости (познание самого себя). Происходит в зрелом возрасте.

Человек с развитым проприум является целостным.

Вывод – личность человека представляет собой динамичную систему, которая включает не только черты личности, но и её мотивацию, которые образуют единое целое.

Олпорт выделяет ценностные черты личности:

— теоретическая. Ценность в раскрытии истины

— экономическая. Ценно то, что полезно и выгодно.

— социальная. Любовь к людям, гуманное отношение к ним.

— политическая. Стремление к власти.

— религиозная. Единство и высший смысл существования.

Так же Г. Олпорт утверждал. Что черты можно выявлять, а потом и измерить.

Зрелая личность по мнению Олпорта:

— может посмотреть на себя со стороны.

— способна к теплым и дружеским отношениям.

— имеет положительно представление о себе и толерантно относится к себе и к окружающим.

Три десятилетия назад лучшие умы психологии либо неуклонно впадали в болезнь жестко количественного подхода к описанию изучаемых явлений, либо честно стремились проследить бессознательную мотивацию до ее тайного логова. Между этими двумя стремнинами Гордон Олпорт безмятежно следовал собственным путем, отстаивая важность качественного изучения индивидуальных случаев и подчеркивая роль сознательной мотивации. Этот отказ плыть в соответствии с современными ему течениями мысли иногда проявляется в том, что формулировки Олпорта кажутся архаичными и старомодными, но в иных обстоятельствах он выглядит поборником новых и возмутительно радикальных идей. Несмотря на свое иконоборчество, он являет – быть может, больше, чем любой другой современный теоретик, – пример синтеза традиционной психологической мысли и теории личности.

Содержание
Прикрепленные файлы: 1 файл

теория личности Г.Олпорта.docx

  1. Биографический очерк………………………………………………………..4
  2. Что такое личность………………………………………………………… …6
  3. Концепция черт личности……………………………………………………8
  4. Проприум – развитие себя…………………………………………………..15
  5. Намерения……………………………………………………… ……………18
  6. Функциональная автономия………………………………………..………. 19
  7. Развитие личности………………………………………………………… ..22

Список используемой литературы……………………………………………….. .27

Три десятилетия назад лучшие умы психологии либо неуклонно впадали в болезнь жестко количественного подхода к описанию изучаемых явлений, либо честно стремились проследить бессознательную мотивацию до ее тайного логова. Между этими двумя стремнинами Гордон Олпорт безмятежно следовал собственным путем, отстаивая важность качественного изучения индивидуальных случаев и подчеркивая роль сознательной мотивации. Этот отказ плыть в соответствии с современными ему течениями мысли иногда проявляется в том, что формулировки Олпорта кажутся архаичными и старомодными, но в иных обстоятельствах он выглядит поборником новых и возмутительно радикальных идей. Несмотря на свое иконоборчество, он являет – быть может, больше, чем любой другой современный теоретик, – пример синтеза традиционной психологической мысли и теории личности.

Его систематическая позиция представляет дистилляцию и разработку идей, частично извлеченных из таких авторитетных источников, как гештальтпсихология, теория Вильяма Штерна, Уильяма Джеймса и Уильяма Мак-Даугалла. От гештальттеории и от Штерна пришло недоверие к привычным аналитическим методам естественных наук и глубокий интерес к уникальности индивида, а также к конгруэнтности его поведения. Работы Джеймса нашли отражение не только в блестящем писательском стиле Олпорта, гуманистической ориентации при рассмотрении человеческого поведения и интересу к Я, но также в определенных сомнениях относительно возможности на основе психологических методов адекватно представить и полностью понять загадку человеческого поведения. С позицией Мак-Даугалла Олпорта сближает внимание к мотивационным переменным, признание важной роли генетических и конституциональных факторов и использование представлений об "эго". Помимо этих частных влияний, из трудов Олпорта явствует, что он глубоко уважает прошлое и постоянно обнаруживает полное знание классических проблем, с которыми боролись психологи в лабораториях и за их пределами, и уважение к ним.

Гордон Уиллард Олпорт (Gordon Willard Allport), младший из четырех братьев, родился в Монтесуме, штат Индиана, в 1897 году. Вскоре после рождения Гордона его отец, бывший сельским врачом, перевез семью в Огайо, и младший Олпорт получил начальное образование в бесплатных сельских школах Кливленда. Он описывал атмосферу в своей семье как пронизанную чувствами доверия и привязанности, а также особого уважения к труду в духе протестантизма.

С раннего возраста Олпорт был способным ребенком; он характеризовал себя как социально изолированного индивида, особенно успешного в словесности и плохо подготовленного физически. По настоянию старшего брата Флойда, бывшего в то время аспирантом-психологом в Гарвардском университете, он поступает после окончания школы в тот же университет.

Хотя Олпорт и окончил несколько курсов по психологии в Гарварде, специализировался он все же в экономике и философии. Учась на старших курсах, он участвовал в разработке ряда проектов волонтерской службы. После окончания учебы в 1919 году Олпорт принял предложение преподавать социологию и английский язык в Роберт-Колледже в Константинополе, Турция. Со следующего года он получает стипендию младшего научного сотрудника за дипломную научную работу по психологии, представленную по окончании Гарварда.

В 1922 году Олпорту присвоена докторская степень по психологии. Его диссертация, посвященная чертам личности, была первым исследованием такого рода, выполненным в Соединенных Штатах. В течение следующих двух лет Олпорт занимался исследовательской работой в университетах Берлина и Гамбурга в Германии и в Кембридже в Англии. Вернувшись из Европы, он два года работал преподавателем в Гарвардском университете на факультете социальной этики. Здесь он вел курс "Личность: ее психологические и социальные аспекты". Это был первый в Соединенных Штатах курс по психологии личности.

В 1926 году Олпорт занял должность ассистента-преподавателя психологии в Дартмутском колледже, где он проработал до 1930 года. Тогда же он получил приглашение из Гарварда на работу в той же должности на факультете социальных отношений. В 1942 году ему было присвоено звание профессора психологии, и вплоть до самой смерти в 1967 году он продолжал занимать этот пост. За свою продолжительную блистательную карьеру в Гарварде Олпорт оказал влияние на несколько поколений студентов своим популярным курсом лекций. Он получил также признание как "старейшина американских научных изысканий по проблемам личности".

Олпорт был плодовитым автором. Среди его широко известных публикаций такие, как "Личность: психологическая интерпретация" (1937); "Человек и его религия" (1950); "Становление: основные положения психологии личности" (1955); "Личность и социальные конфликты" (1960); "Стиль и развитие личности" (1961) и "Письма Дженни" (1965). Он является также соавтором двух широко используемых личностных тестов: "Изучение реакции A-S" (совместно с Ф. X. Олпортом, 1928) и "Изучение ценностей" (в соавторстве с П. Е. Верноном, 1931; переработано Г. Линдсеем в 1951 и повторно в 1960). Полный перечень его трудов можно найти в работе "Человек в психологии" (1968а). Его автобиография представлена в 5-м томе "Истории психологии в автобиографиях" (Allport, 1967, р. 3-25).

В своей первой книге "Личность: психологическая интерпретация" Олпорт описал и классифицировал более 50 различных определений личности. Он делает вывод, что адекватный синтез существующих определений может быть выражен в фразе: "Человек – это объективная реальность" (Allport, 1937, р. 48). Данное определение настолько же всеобъемлюще, насколько вместе с тем и неточно. Признавая это, Олпорт пошел несколько дальше в своем заявлении о том, что "личность – это нечто, и она что-то делает. Личность – то, что лежит за конкретными поступками внутри самого индивидуума" (Allport, 1937, р. 48). Избегая определения личности как сугубо гипотетического понятия, Олпорт утверждал, что это реальная сущность, отнесенная к индивидууму.

Однако остается вопрос: какова природа этого нечто? Олпорт (1937) ответил на этот вопрос, предложив в результате многократных корректировок точное определение личности: "Личность – это динамичная организация тех психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление" (Allport, 1961, р. 28). Что означает все это? Во-первых, "динамичная организация" предполагает, что поведение человека постоянно эволюционирует и изменяется; согласно теории Олпорта, личность – не статичная сущность, хотя здесь и имеет место некая основополагающая структура, которая объединяет и организует различные элементы личности. Ссылка на "психофизические системы" напоминает нам, что при рассмотрении и описании личности следует учитывать как элементы "разума", так и элементы "тела". Использование термина "определяет" является логическим следствием психофизической ориентации Олпорта. По сути дела, смысл этого выражения заключается в том, что личность включает "определяющие тенденции", при появлении соответствующих стимулов дающие импульс поступкам, в которых проявляется истинная природа индивидуума. Слово "характерное" в определении Олпорта лишь отражает первостепенную значимость, придаваемую им уникальности любого человека. В его персонологической системе нет двух людей, похожих друг на друга. И наконец, под словами "поведение и мышление" подразумеваются все виды человеческой активности. Олпорт полагал, что личность выражает себя тем или иным образом во всех наблюдаемых проявлениях поведения человека.

Приводя это концептуальное определение, Олпорт отмечал, что термины характер и темперамент часто использовались как синонимы личности. Олпорт объяснил, как каждый из них можно легко отличить от собственно личности. Слово "характер" традиционно вызывает ассоциацию с неким моральным стандартом или системой ценностей, в соответствии с которыми оцениваются поступки личности. Например, когда мы слышим, что у кого-то "хороший характер", то в данном случае речь идет о том, что его личностные качества социально и/или этически желательны. Таким образом, характер и в самом деле есть понятие этическое. Или, по формулировке Олпорта, характер – это оцененная личность, а личность – это неоцененный характер (Allport, 1961). Следовательно, характер не следует рассматривать как некую обособленную область внутри личности.

Темперамент, напротив, является "первичным материалом" (наряду с интеллектом и физической конституцией), из которого строится личность. Олпорт считал понятие "темперамент" особенно важным при обсуждении наследственных аспектов эмоциональной природы индивидуума (таких, как легкость эмоционального возбуждения, преобладающий фон настроения, колебания настроения и интенсивность эмоций) (Allport, 1961). Представляя собой один из аспектов генетической одаренности личности, темперамент ограничивает развитие индивидуальности. Согласно взглядам Олпорта, образно говоря, "из свиного уха шелковый кошелек не сошьешь". Таким образом, как и во всяком хорошем определении личности, в концепции Олпорта ясно сформулировано, чем она является по сути, а что не имеет к ней никакого отношения.

Черты – это психологические особенности, преобразующие множество стимулов и обусловливающие множество эквивалентных ответных реакций. Такое понимание черты означает, что разнообразные стимулы могут вызвать одинаковые ответные реакции, так же как и множество реакций (чувства, ощущения, интерпретации, поступки) могут иметь одинаковое функциональное значение.

4. Существование черт личности можно установить эмпирически. Несмотря на то, что черты личности нельзя наблюдать непосредственно, Олпорт указывал на возможность подтверждения их существования. Доказательство может быть получено посредством наблюдений за человеческим поведением на протяжении длительного времени, изучения историй болезни или биографий, а также с помощью статистических методов, которые определяют степень совпадения отдельных реакций на одни и те же или сходные стимулы.

Человек — сложная "открытая" систему, в иерархической организации которой выделяются следующие интегративные уровни взаимодействия индивида с миром - условные рефлексы, навыки, черты личности, системы черт, варьирующие в разных случаях и образующие множественные Я-личности.

Два уровня мотивационно-потребностной сферы:

- мотивы нужды ® принцип гомеостазиса – устранения напряжения

- мотивы развития ® поиск постоянного напряжения, сопротивление равновесию

Системы высших мотивов входят в центральное ядро личности - Я - и преобразуются в системы ценностей человека. Стремление к самоактуализации и самореализации относятся к мотивам развития и являются изначально заложенными в человеке потребностями. Мотивы развития порождают обращенную в будущее систему целей, реализация которых обеспечивает формирование новых возможностей человека. Человек, по Олпорту, обращен в свое будущее.

Развитие личностипо Олпорту ассоциируется с динамикой мотивационной системы. Для объяснения особенностей формирования и становления личности он формулирует принцип функциональной автономии мотивов,согласно которому в процессе развития человека связи между старыми и новыми мотивами сохраняются, при этом характер этих связей имеет историческую, но не функциональную природу. Функционально они не тождественны.

Принцип функциональной автономии мотивов позволяет рассматривать новые мотивы как самостоятельные единицы психики человека, относительно независимые от более ранних форм (инстинктов и рефлексов).

Образование новых мотивов Олпорт объясняет превращением средств деятельности в ее цели и мотивы. Иными словами, объекты и действия, которые некогда выступали для человека лишь в качестве средства достижения определенных целей, начинают сами по себе вызывать интерес и обретают собственную мотивационную силу.

Развитие мотивационной сферы в единстве с формированием обобщенных навыков поведения ведет, согласно Олпорту, к формированию основных свойств личности, называемых им чертами. Черта - предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Это такие психологические особенности, которые преобразуют множество стимулов и обуславливают множество эквивалентных ответных реакций. Например, агрессивный человек склонен интерпретировать нейтральные стимулы как угрожающие, робкий - в каждом человеке видит потенциального критика, носителя морали.

Черты рассматриваются Олпортом в качестве единиц анализа личности. В процессе развития одни черты становятся второстепенными, подчиняющимися, другие приобретают характер кардинальных и центральных черт. И те, и другие в совокупности составляют фокус личности. Кардинальные - черты, которые преобладают в поведении человека практически во всех ситуациях, центральные являются типичными для человека, но проявляются не во всех ситуациях. Согласно Олпорту, центральных черт бывает не больше 5-10.

Стадии в развитии единства личности:

1) детская стадия: ребенок функционирует как динамическое единство, почти во всех ситуациях отвечает как целое, по принципу "все или ничего";

2) стадия относительной дифференциации: динамическое единство нарушается и возникает дифференциация, расчлененность отдельных мотивационных компонентов (в подростковом возрасте неструктурированными могут оказаться цели, мотивы, установки);

3) стадия интегрированного единства: в процессе общения и деятельности на основе дифференциации и соподчинения отдельных свойств личности происходит образование интегрированного единства с обособленным центром в виде структуры Я.

Критерием проявления единства личности является постоянство поведения человека в разных ситуациях.

Теория самоактуализации А. Маслоу

строится на основе исследования психически зрелых, прогрессивных, творческих людей, образующих так называемую "растущую верхушку" общества.

Центральное место в теории занимает мотивация, которая рассматривается как движущая сила развития личности ® тенденция, нарушающая психическое равновесие индивида. Именно такое нарушение гомеостазиса ведет к росту, развитию, самоактуализации личности, т.е. к желанию, которое определялось Маслоу как стремление человека быть тем, кем он может быть. Понятие самоактуализации занимает ведущее место в его концепции.

  • физиологические потребности;
  • потребности безопасности и защиты;
  • потребности принадлежности и любви;
  • потребности самоуважения;
  • потребности самоактуализации, или потребности личного совершенствования.

"Если все потребности оказываются неудовлетворенными, и в организме доминируют физиологические потребности, то все другие могут стать просто несуществующими или быть перенесенными на задний план". Неудовлетворение базальных желаний ведет к неврозам и психозам. В более поздних работах положение о последовательности удовлетворения потребностей было пересмотрено и дополнено следующим тезисом: если в прошлом потребности индивида в безопасности, любви и уважении были полностью удовлетворены, он обретает способность стойко переносить лишения в этой сфере и актуализировать себя несмотря на неблагоприятные условия. Основными составляющими психического здоровья личности являются: 1) стремление быть всем, чем человек может быть, 2) стремление к гуманистическим ценностям.

Отрицательная сторона самоактуализации: крайний индивидуализм и автономия.

Характеристика самоактуализирующейся личности:

  1. автономная, склонная к принятию других, спонтанная, чувствительная к прекрасному, к юмору, склонная к творчеству.
  2. когнитивные и перцептивные особенности: четкое и ясное восприятие окружающей действительности, его нешаблонность, редкое использование защитных механизмов, высокую прогностическую способность. Наиболее комфортно такие люди чувствуют себя в новой, неизвестной, неструктурированной ситуации, успешны в научной деятельности. Они адекватно оценивают себя и свои способности.
  3. социально-психологические и коммуникативные характеристики: проявление положительных эмоций в общении с другими людьми, демократичность.

Теория К. Роджерса

Основная движущая сила функционирования личности — тенденция к самоактуализации или потребность человека реализовать свои врожденные потенциальные возможности. Важные особенности теории Роджерса:

1) феноменологический подход: основой личн. выступает психол. реальность, т. е. субъективный опыт, cooтветственно которому интерпретируется действительность.

2) холистический подходы: человек представляет собой интегрированное целое, несводимое к отд. частям его личности.

Фундаментальное понятие теории Роджерса – "Я-концепция", или "Самость", определяемая как гештальт, состоящий из восприятия себя и своих взаимоотношений с др. людьми, а также из ценностей "Я". Я-концепция характеризуется:

ü областью содержания, т.е. теми сферами, которые нашли отражение в Я-концепции (физическая, социальная, сексуальная, чувства и эмоции, вкусы и предпочтения, профессиональные интересы, отдых, ценности и моральные черты);

ü структурой или типом связей между отдельными частями Я-концепции и характером отношений с окружающей средой;

ü конгруэнтностью-неконгруэнтностью, т.е. наличием соответствия/несоответствия Я-концепции реальным переживаниям людей;

ü защитой, или силой, которая оберегает от оценок, не соответствующих Я-концепции;

ü напряженностью, т.е. тем состоянием, которое возникает вследствие фиксированной защитной позиции;

ü уровнем самоуважения, или способностью принимать себя во всем многообразии своих особенностей;

ü реальностью, или способностью оценивать себя исходя из актуально поступающей информации.

В тенденции самоактуализации очень важна потребность чел. в позитивном внимании как со стороны др. людей, так и со стороны себя самого. Потребность в позитивном внимании др. людей делает чел. подверженным влиянию социального одобрения и неодобрения. Потребность в позитивном самоотношении удовлетворяется, если человек находит свой опыт и поведение соответствующими своей Я-концепции.

В развитии личности, согласно теории Роджерса, значимым является отношение к чел. значимых людей, прежде всего родителей. Если ребенок получает от значимых других полное принятие и уважение (безусловное позитивное внимание), тогда его формирующаяся Я-концепция соответствует всем врожденным потенциальным возможностям. Но если ребенок сталкивается с принятием одних и отклонением др. форм поведения, если позитивное внимание предъявляется с условием, напр.: "Я буду тебя любить, если ты будешь хорошим" (обусловленное позитивное внимание), тогда его Я-концепция будет не вполне соответствовать врожденным потенциальным возможностям, а определяться социумом. Ребенок будет вырабатывать оценочные понятия о том, какие из его действий и поступков достойны уважения и принятия, а какие нет (условия ценности). В ситуации, когда поведение чел. оценивается как недостойное, возникает тревога, которая приводит к защитному вытеснению из сознания или искажению несоответствия между реальным поведением и идеальными образцами.

В зависимости от того, какое позитивное внимание испытывал человек в течение жизни, формируется тот или иной тип личности:

1) "полноценно функционирующая личность" — является идеальным человеком, получившим безусловное позитивное внимание. Его характеризует открытость к переживанию (эмоц. глубина и рефлексивность), экзистенциальный образ жизни (гибкость, адаптируемость, спонтанность, индуктивное мышление), организмическое доверие (интуитивный образ жизни, уверенность в себе, доверие), эмпирическая свобода (субъективное ощущение свободы воли) и креативность (склонность к созданию новых и эффективных идей и вещей).

2) "неприспособленная личность" — соответствует человеку, получившему условное позитивное внимание. Он имеет условия ценности, его Я-концепция не соответствует потенциальным возможностям, его поведение отягощено защитными механизмами. Он живет согласно заранее представленному плану, а не экзистенциально, игнорирует свой организм, а не доверяет ему, чувствует себя скорее управляемым, чем свободным, скорее заурядным и конформным, чем творческим.

С нарушениями Я-концепции связаны основные формы психопатологии личности. Так, если переживания чел. не согласуются с его Я-концепцией, он чувствует тревогу, которая не полностью устраняется его психологическими защитами, и происходит развитие невроза. При сильном несоответствии между "Я" и переживаниями защита может оказаться неэффективной и Я-концепция разрушается. В этом случае наблюдаются психотические нарушения.

Для психол. помощи при различных личностых нарушениях Роджерс разработал метод психотерапии, известный под названиями "недирективная терапия" и "терапия, центрированная на человеке", в которой ключевым фактором конструктивного изменения личности является взаимоотношения между терапевтом и клиентом.

Основными условиями личностно-центрированного подхода являются - эмпатия, конгруэнтность и безусловное положительное принятие клиента.

Конгруэнтность (подлинность, реальность, открытость, прозрачность, присутствие) - это соответствие между Я-концепцией и опытом, или Я-концепцией и организмическим Эго. Отвергание и искажение опыта приводит к неконгруэнтности. Конгруэнтность клиента означает, что при соответствующих условиях, которые создают терапевты (принятие клиента и умение ценить его право быть самим собой), клиенты имеют возможность поделиться той частью себя, которую они считают смущающей, пугающей, неправильной. В результате клиенты начинают интегрировать в Я неискаженный личностный опыт.

Безусловное положительное отношение (бескорыстная теплота, забота, высокая оценка, принятие, уважение) включает в себя готовность консультанта отражать разнообразные чувства клиента - любовь, радость, гнев, негодование и др. Суть этой позиции состоит в том, что вероятность продвижения клиента вперед увеличивается, если его хвалят за гуманность и они испытывают чувства безопасности и свободы.

Эмпатия - ощущение внутреннего мира клиента как своего собственного, но при сохранении качества "как будто". Эмпатия - способность человека эмоционально отзываться на переживания других людей. Обычно рассматривают два вида эмпатии: 1) сопереживание - переживание тех же самых чувств, 2) сочувствие - переживание субъектом иных по сравнению с другим человеком чувств.

Экзистенциа́льная психоло́гия — направление в психологии, которое исходит из уникальности конкретной жизни человека, несводимой к общим схемам, возникшая в русле философии экзистенциализма. Её прикладным разделом является экзистенциальная психотерапия. Экзистенциальную психологию относят к гуманистическим направлениям в психологии.

В настоящее время основными направлениями экзистенциальной психологии считаются:

ü Экзистенциальный анализ Людвига Бинсвангера.

ü Dasein-анализ (дазайн-анализ) Медарда Босса.

ü Экзистенциальный анализ (логотерапия) Виктора Франкла.

ü Экзистенциальный анализ Альфрида Лэнгле.

В отличие от гуманистич. психологии, где моделью саморазвития выступает самопроизвольно разворачивающаяся самоактуализация, в психологии экзистенциальной такой моделью является активное, субъектное достижение совершенства (perfection fulfillment).

В основе личностного роста лежит взаимосвязанная цепь жизненно важных решений, ответственных выборов, что неизмеримо сложнее фатальной реализации врожденного личностного потенциала.

Важнейшей целью Э. п. л. явл. поиск путей достижения личност. аутентичности, соответствия ее существования подлинной внутр. природе. Собственно аутентичный жизненный путь предполагает целостное творч. самоосуществление. Аутентичное бытие выражает особое качество человеч. ума, называемое преднамеренностью, благодаря которому становятся возможными жизненно важные для личн. решения. Каждое из таких судьбоносных решений предполагает встречу с альтернативой между неизвестным будущим и упорядоченным, знакомым прошлым.

Типы личности в экзистенциальной парадигме:

ü индивидуалист - определяет себя как идеального чел., живущего интеллект, жизнью, что помогает ему адекватно воспринимать происходящее и оказывать влияние на свое социальное окружение. Обладает тонким вкусом, чувством интимности и любви. Хотя индивидуалист не избавлен от онтологич. тревоги, он не позволяет ей мешать принятию взвешенных решений. Этот тип личн. представляет собой идеал личност. развития, полностью удовлетворяя биол., социальные и собственно психол. потребности.

ü Конформист - мастерский игрок социальных ролей, удовлетворяющий прежде всего свои биол. потребности. Это прагматик и материалист, неспособный к символизации и отрицающий значение воображения. Его взаимодействие с людьми достаточно формально, лишено интимности. Погруженный в онтологич. тревогу, такой чел. чувствует себя бесполезным и ненадежным. Как результат далеко не идеального личност. развития, конформист предрасположен к т. н. экзистенциальной болезни, возникающей под давлением окружающей среды.


Согласно теории черт, люди могут вести себя по-разному в зависимости от обстоятельств. Черты личности формируются в процессе развития человека, каждой конкретной личности. Но для начала, что такое черта? Черта – это качество, которое есть у каждого человека, проявляющиеся в различных ситуациях. Эти качества могут отличать одного человека от другого.

История возникновения теорий

девушка в прозрачном плаще

На рубеже 30–40 х. гг. ХХ века Г. Олпорт (американский психолог) упоминает в статье о гуманистическом направлении концепцию черт личности. Согласно его теории, человек, обладая какой-то чертой личности начинает выстраивать свою жизнь в соответствии со своими чертами характера. Черты разделялись на общие и индивидуальные.

Обладают все люди в той или иной степени

Типы черт

Изучение теории черт продолжили ученики Олпорта. Одним из них был Г. Айзенк. Он считал, что все черты личности объединены в единую структуру, а также они имеют иерархию. Учёный выделил несколько типов черт. Давай их рассмотрим:

5 главных черт личности

5 главных черт личности

Интроверты, по мнению Айзенка, считаются более возбудимыми. Из-за этого они могут избегать различных социальных ситуаций, в которых могут быть неожиданные для них последствия.

Экстраверты, наоборот склонны искать ситуации, где смогли бы сильнее возбудиться.

Люди, склонные к нейротизму, гораздо острее могут реагировать на раздражающие факторы.

У людей, обладающих стабильными чертами, реакция на раздражающие факторы будет более стабильной и устойчивой.

Высокий уровень психотизма, в крайних случаях, может привести к девиантному поведению.

(Можно быть наименее и наиболее дружелюбным)

  • Черта объединяет формальные и неформальные теории личности
  • У черты есть иерархия, от одной общей может быть несколько других.

Основные черты личности

Давай посмотрим, какие часто встречающие черты личности могут быть, и что они обозначают:

Это относится к доброму, отзывчивому, располагающему характеру.

Если ты не можешь выражать эмоции, то это называется именно так. Это черта личности может быть связана с жестоким обращением в детстве или сложной жизненным опытом, который оставил след в развитии личности. В этом случае может помочь работа со специалистом.

В этом случае невозможно сдерживать своё поведение. Последствия могут быть, например, ожирение, чрезмерное переедание, злоупотребление психоактивными веществами.

У тебя может быть озабоченность какой-то одной идеей или мыслью. Возникает непреодолимое желание исполнить что-то конкретное, несмотря ни на что. Это может вызывать у тебя состояние тревожности, а в последствии и нервного истощения.

Определённо, есть и другие черты личности, но давай перейдём к ещё одной интересной части в этой теме.

Черты личности устойчивы и почти не меняются в процессе жизни. То, что уже заложено в ребёнке и можно наблюдать в детстве, почти всегда можно увидеть и во взрослом возрасте.

Способы выделения черт

Существует несколько способов выделения черт, давай их рассмотрим.

  • Семантическое сходство психологических качеств

Так устроено, что объекты или явления рассматриваются тобой как, активные или пассивные, добрые или злые, сильные или слабые. Происходит это неосознанно, так устроен человек. Используя психосемантические методы можно проанализировать как те, иные объекты соединены, и сделать вывод о наличии той или иной черты.

Происходит поиск черт, отвечающих теоретическим знаниям.

Этот способ рассматривает черты, которые с трудом поддаются анализу. Первые исследования, в которых применялся факторный анализ, помогали проанализировать интеллект.

Как ты уже могла понять, у тебя есть положительные и отрицательные черты характера. Это те качества, которые изменить в себе очень сложно. Но иногда черты личности могут доставлять неудобства, например такие как импульсивность или одержимость, тогда, возможно, следует обратиться к специалисту и взять на себя ответственность за свою жизнь и изменения.

Читайте также: