Концепция нового шелкового пути кратко

Обновлено: 05.07.2024

Морской путь, как и сухопутный, пройдёт по древнему торговому маршруту: из Гуанчжоу в Китае, вдоль берегов Вьетнама, Таиланда, Малайзии, Сингапура и Индонезии, мимо Индии в Красное море с ответвлениями в Персидский залив и в Африку и через Суэцкий канал в Средиземноморье.

Основные выгоды от реализации Трансафганского газопровода получают США (геополитика), Туркменистан (выход в Южную Азию) и Афганистан (ключевой транзитер). В наиболее уязвимом положении оказываются Иран и Пакистан. Неоднозначная ситуация получается с Китаем. Свои государственные экономические интересы Поднебесная защитила. Однако в подвешенном состоянии оказались интересы основного китайского союзника в регионе - Пакистана, что может блокировать китайцам входы в Южную Азию. Кроме того, достаточно неудобств безопасности создают базы НАТО в Афганистане (гарантирующие TAPI).

Если проект заработает, то он существенным образом усилит американские позиции в Центральной и Южной Азии. Благодаря наличию лояльного правительства в Кабуле, Вашингтон получит контроль над стратегически важным для Центральной Азии южным направлением. Кроме того, это кратчайший путь к портам Индийского океана и на бурно растущий азиатский энергетический рынок.

Принимая во внимание, что Европа, которой в американской геополитике последних лет отводится роль конечного потребителя сырьевой продукции из ЦАР, все глубже погружается в экономический кризис, открытие южноазиатского маршрута позволит Вашингтону сохранить позиции регулятора процессов на пространствах Внутренней Евразии.

Выгоды США от реализации проекта газопровода TAPI

В-пятых, TAPI - это гарантия поддержки нынешних прозападных администраций Хамида Карзая в Афганистане и Асифа аль-Зардари в Пакистане, позиции которых достаточно неустойчивы. Другими словами, Индию и Пакистан просто ставят в жесткие рамки: хотите хоть какой-то газ получать - помогайте строить TAPI, воюйте с талибами и работайте над стабилизацией ситуации в регионе. В противном случае, не будет газа, еще и войну получите впридачу.

В-шестых, сдерживание Пакистана. С одной стороны, TAPI крепко привязывает Исламабад к Кабулу, что на практике означает ультимативное требование пакистанским талибам смириться с прозападным правительством Карзая и натовскими базами в Афганистане. В противном случае, если талибские битвы в Афганистане застопорят газовый транзит, у пакистанских талибов также возникнут проблемы с Индией как основным потребителем газа в TAPI.

2. Реализация проекта началась с прокладки новых железных дорог. Все старые магистрали в странах региона привязаны к России, а новые, напротив, отделят центральноазиатские государства от нашей страны: они будут строиться по европейскому стандарту (совпадающему со стандартом КНР), подразумевающему узкую колею, не стыкующуюся с РЖД. В будущем эта железная дорога станет частью европейских проектов, соединяющих КНР с Европой через Иран и Турцию, в обход России.

3. В случае создания железнодорожного маршрута из Афганистана в Россию облегчится доставка наркотиков в РФ. Нелегальные мигранты, а также боевики террористических группировок Афганистана также получат маршрут для въезда в Россию.

Кыргызстану нечего возить по строящейся железной дороге, тем более что она не замыкает север и юг страны, а просто проходит по части территории страны, соединяя Китай и Узбекистан. Единственная выгода - получение платы за грузопоток.

Учитывая выдвигаемые в проекте договорно-правовые условия: либерализация торговли посредством снижения торговых пошлин, упрощенного режима таможенного контроля, прозрачного функционирования контрольно-пропускных пунктов, реализация проекта возможна только при ликвидации наркотических и террористических рисков, исходящих от Афганистана.

Газопровод TAPI

Силами афганских ополченцев вряд ли можно будет гарантировать безопасность строительства газопровода TAPI. Особенно с учетом того, что его участок в 735 км должен пройти по самым неспокойным афганским провинциям Кандагар и Герат.

Данный проект может стать катализатором роста противоречий между Таджикистаном и Узбекистаном в водно-энергетическом вопросе. Так, Узбекистан начиная с 2007 г. стал осваивать афганский энергетический рынок и в силу этого выступает резко против строительства Рогунской ГЭС в соседней республике. При этом без Рогунской ГЭС реализация CASA-1000 будет нецелесообразной.

Строительство железных дорог

Транспортные сети государств ЦАР до недавних пор не имели национальных границ, а выстраивались как единая сеть единого государства, СССР. В силу природно-географических особенностей: сложный рельеф местности и отсутствие выходов к морским портам – эта сеть не предусматривала выхода за пределы единой страны. Эту функцию обеспечивали иные возможности советского транспортного комплекса. Вот почему и спустя почти двадцать лет после распада политического, транспортный распад не состоялся и транспортные коммуникации продолжают объединять территорию ЦАР с Россией. Более того, установленные тогда транспортные связи до сего дня остаются в значительной степени безальтернативными. Так, из 11 центральноазиатских железнодорожных магистралей 9 ориентированы на Россию (исключение составляют две дороги: Казахстан-КНР и Туркмения-Иран).

  • неграмотность большей части его населения, которое, кроме выращивания опийного мака, фактически не имеет навыков ведения иных видов хозяйственной деятельности;
  • противоречия между этническими группами, проживающими на территории ИРА, что обусловливает необходимость согласования с каждой из них условий проведения транспортных и энергетических коридоров.

Существующие железные дороги в ЦАР не отвечают современным требованиям, предъявляемым к международным перевозкам. Например, согласно рекомендациям Европейского соглашения о международных магистральных железных дорогах, расчетная скорость на них должна составлять не менее 160 км/час. Для железных дорог Центральной Азии это трудновыполнимая рекомендация: на них скорость не не доходит и до 100 км/час (а на практике бывает и ниже 60 км/час).

Принцип, на котором строится вся логистика, заключается не в скорости доставки грузов и пассажиров, а в точности соблюдения сроков поставки. Именно поэтому выигрыш во времени, который сулят новые транспортные магистрали через Центральную Азию, считается не самым важным аргументом. Экономия, достигаемая за счет сокращения расстояний, пока что поглощается высокой удельной стоимостью перевозки по железной дороге по сравнению с морским вариантом (а тем более, автомобильным).

Современная логистика требует создания соответствующих центров, которые могли бы замкнуть на себя управление потоками грузов. Однако в ЦАР таких центров еще нет. Это существенно сдерживает развитие транзитных возможностей. Тем выше значение устранения такого недостатка в рамках ЕАЭС.

Сегодня только трубопроводный транспорт в состоянии успешно конкурировать с морскими перевозками. Пока он в основном сориентирован на Россию. Многовекторность маршрутов этого вида транспорта будет достигаться исключительно за счет нового строительства и крупных капиталовложений.

Поддержка функционирования рынка. Соблюдать рыночный закон и общепринятые международные правила, в полной мере проявлять решающую роль рынка в распределении ресурсов, а также ведущую роль предприятий разных категорий. В то же время правительство также должно хорошо играть свою роль. Необходимо придерживаться принципа взаимной выгоды и общего выигрыша, учитывать интересы и озабоченности каждой из сторон, искать точки соприкосновения интересов и максимальные общие моменты для сотрудничества, выявлять мудрость и креативность каждой из сторон, давать всем себя хорошо рекомендовать, и достоинства, и возможности, и преимущества, и потенциал.

Существует значительная разница между странами вдоль Шелкового пути в уровне обеспеченности природными ресурсами и большая экономическая взаимодополняемость, так что потенциал сотрудничества очень огромный. Основное содержание сотрудничества состоит из пяти пунктов: политическая координация, взаимосвязь инфраструктуры, бесперебойная торговля, свободное передвижение капитала и укрепление близости между народами. Сейчас конкретно о них.

Укреплять сотрудничество в сфере взаимосвязанности энергетической инфраструктуры; совместными усилиями защищать безопасность нефтяных, газовых трубопроводов и других транспортных маршрутов; стимулировать строительство трансграничных ЛЭП и коридоров передачи электроэнергии; активно осуществлять сотрудничество по модернизации региональных электросетей.

Совместно продвигать строительство трансграничной сети волоконно-оптических линий и других видов магистральной кабельной связи, повышать уровень комплексной взаимосвязи международных

Расширять сферы торговли, оптимизировать ее структуру, изыскивать новые точки роста, стимулировать торговый баланс. Разработать новые формы торговли, развивать трансграничную электронную коммерцию и другие новые виды коммерческой деятельности. Создать и совершенствовать систему содействия торговле услугами, укрепить и расширить традиционные отрасли торговли, всемерно развивать современную отрасль обслуживания. Органично объединить инвестиции и торговлю, наращивать торговлю за счет инвестиции.

Ускорить создание благоприятных условий для инвестиции, устранить инвестиционные барьеры. Активизировать переговоры по вопросам двусторонних соглашений о защите инвестиций и избежания двойного налогообложения, защитить законные права и интересы инвесторов.

Расширить сферы взаимных инвестиций, начать глубокое сотрудничество в областях сельского, лесного и рыбного хозяйств, животноводства, сельхозтехники, производства и переработки сельскохозяйственной продукции, а также активно содействовать сотрудничеству в сферах аквакультуры, океанического рыболовства, переработки морепродуктов, опреснения воды, морской биофармацевтики, океанографии, охраны окружающей среды и индустрии морского туризма. Увеличить сотрудничество в разведке и добыче угля, нефти, газа, металлических полезных ископаемых, и других традиционных минеральных и энергетических ресурсов. Активно содействовать сотрудничеству в сферах гидроэнергетики, атомной энергии, ветроэнергетики, солнечной энергии и других видов экологически чистой и возобновляемой энергии, а также в сфере обработки и внедрения энергетических ресурсов на месте их образования. Сформировать производственную цепочку по сотрудничеству в области энергетики на сегментах апстрим и даунстрим. Развивать сотрудничество в сфере технологий, оборудования и инжиниринговых услуг по глубокой обработке энергетических ресурсов.

Содействовать сотрудничеству в новых индустриальных отраслях в соответствии с принципом взаимодополняемости преимуществ, взаимовыгоды и обоюдного выигрыша; способствовать дальнейшему развитию углубленного сотрудничества между странами вдоль Шелкового пути в новых индустриальных отраслях, таких как информационные технологии нового поколения, биотехнологии, новые источники энергии и материалы, а также содействовать созданию механизмов инвестиционно-делового сотрудничества.

Китай приветствует инвестиции иностранных компаний в экономику Китая, поощряет отечественные предприятия в капиталовложении для развития инфраструктуры и промышленности стран вдоль Шелкового пути. Китай способствует хозяйственной деятельности компаний в соответствии с законодательством стран пребывания, в оказании помощи в развитии местной экономики, повышении уровня занятости и улучшении благосостояния населения, исполнении социальных обязательств, строгой охране биологического разнообразия и экологии.

Укреплять сотрудничество в области туризма и увеличивать его масштабы, проводить друг у друга недели и месяцы презендации и другие мероприятия, совместно разработать уникальный международный туристический маршрут и продукции со спецификой Шелкового пути, облегчить процесс визового режима для туристов стран вдоль Шелкового пути. Продвигать круизный туризм по Морскому шелковому пути XXI века. Активно развивать обмены в области спорта, поддерживать организацию крупных международных спортивных мероприятий в странах вдоль Шелкового пути.

Укреплять сотрудничество в области обмена информацией по вопросам инфекционных заболеваний, обмена технологиями профилактики эпидемий и подготовки квалифицированных специалистов с сопредельными странами, наращивать способности отреагировать на чрезвычайные ситуации в области общественной гигиены. Оказывать медицинскую и экстренную медицинскую поддержку заинтересованным странам, развивать практическое сотрудничество в области охраны здоровья материнства и младенчества, реабилитации инвалидов, а также в борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией. Расширять сотрудничество в области традиционной медицины.

Укреплять научно-техническое сотрудничество, создать совместные лаборатории (исследовательские центры), Международный центр по передаче технологий и Центр морского сотрудничества, стимулировать обмен научно-техническим персоналом, сотрудничать в области ключевых научно-технических решений, а также совместно повышать научно-технические инновационные возможности.Консолидировать существующие ресурсы, активно развертывать и продвигать практическое сотрудничество со странами вдоль Шелкового пути по вопросам молодежного трудоустройства, обучения предпринимательству, развития профессиональных умений и навыков, обеспечения социальными услугами, административного управления и другим тематикам, представляющим взаимный интерес.

В полной мере выявлять роль моста, которую играют связи между политическими партиями и парламентами, активизировать дружественные контакты по линии законодательных органов, ведущих партий и политических организаций. Развивать обмены и сотрудничество между городами, поддерживать налаживание побратимских отношений между крупными городами стран вдоль Шелкового пути, развивать практическое сотрудничество с упором на гуманитарный обмен, создавать все больше ярких примеров сотрудничества. Поддерживать организацию совместных исследований и форумов мозговых центров стран вдоль Шелкового пути.

Укреплять обмены и сотрудничество между общественными организациями стран вдоль Шелкового пути, сосредоточив внимание на народных массах, разворачивать благотворительные мероприятия, направленные на поддержку образования и здравоохранения, сокращение бедности, сохранение биологического разнообразия и охрану экологии, оказывать содействие в улучшении производственных и бытовых условий в бедных районах вдоль Шелкового пути. Наращивать международные обмены и сотрудничество в области культуры и СМИ, активно использовать интернет-платформу и новые средства массовой информации в целях формирования гармоничной и дружеской культурной среды и общественного мнения.

Прибрежный район, Сянган, Аомэнь и Тайвань. Следует использовать преимущества дельты реки Янцзы, дельты реки Чжуцзян, западного берега Тайваньского пролива и территории, прилегающей к Бохайскому заливу и других районов территории с высоким уровнем открытости и сильной экономикой, как локомотив для ускорения продвижения создания Китайской экспериментальной зоны свободной торговли в Шанхае. Следует поддерживать Фуцзянь как ядро

Внутренние районы. Используя обширные пространства, богатые ресурсы рабочей силы, индустриальные базы внутренних районов, опираясь на группу городов в районе среднего течения реки Янцзы, группу городов Чэнду–Чунцин, группу городов в Центральном районе Китая и группу городов Хух-Хото, Баотоу, Ордос и Юйлинь, группу городов Харбин–Чанчунь, продвинуть региональное взаимное сотрудничество и развитие промышленных кластеров. Создать опору в качестве зоны открытого развития на западе Чунцина и зоны опережающего развития с открытой экономикой в Чэнду, Чжэньчжоу, Ухане, Чанша, Нанчане, Хэфэе и других городах. Ускорить продвижение сотрудничества между регионами верхнего и среднего течения реки Янцзы и Приволжского федерального округа РФ.

VII. АКТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ КИТАЯ

Китай готов вместе со странами, расположенными вдоль этого пути, уверенно продвигать реализацию демонстрационно-показательных проектов, сообща определить ряд проектов с учетом двусторонних и многосторонних интересов, вплотную взяться за реализацию проектов, получивших всеобщее признание и отличающихся высокой степенью готовности в интересах скорейшего достижения успехов.

ГОСКОМИТЕТ ПО ДЕЛАМ РАЗВИТИЯ И РЕФОРМ,
МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ
И МИНИСТЕРСТВО КОММЕРЦИИ
(издано с санкции Госсовета КНР)
МАРТ 2015

Идея возрождения древнего Шелкового пути была впервые высказана нынешним руководителем Китая Си Цзиньпином в сентябре 2013 года во время визита в Казахстан и выступления перед студентами в Астане. То есть через год после того, как он стал новым лидером китайской компартии и через полгода после того, как занял пост председателя КНР – высший в стране.


Зачем это нужно Китаю. Внутренние причины

Начнем с чисто внутренних. К концу первого десятилетия XXI века Китай столкнулся сразу с несколькими серьезными проблемами, связанными с экстенсивной моделью экономического развития, главными из которых считаются неравномерность развития западных и восточных областей, а также появление значительных избыточных производственных мощностей.


Проблема неравномерности развития неоднократно упоминалась еще при предыдущем руководстве КНР и КПК во главе с Ху Цзиньтао. Она возникла из-за упора на развитие приморских областей в начале реформ и привлечения именно сюда иностранного капитала (прежде всего капитала хуацяо – зарубежных китайцев) для последующего распространения этого опыта на остальные провинции Китая. Именно в приморских областях были открыты так называемые особые экономические зоны, здесь были предоставлены льготы совместным предприятиям, сюда шли деньги. В результате восточные приморские районы Китая, и без того находившиеся в более благоприятной ситуации, сделали огромный рывок вперед в своем экономическом развитии, в то время как западные и внутренние бедные провинции Китая, где ситуация и без того была тяжелой, все более отставали. Что, естественно, вызывало недовольство их населения и обеспокоенность со стороны властей.

Меры, предпринимавшиеся руководством во главе с Ху Цзиньтао для выравнивания темпов развития восточных и западных областей Китая (различные льготы и субсидии отсталым и национальным районам КНР, улучшение их транспортной инфраструктуры и т.п.), оказались недостаточными и не смогли существенно поменять логику развития. В то время как огромные финансовые инвестиции в развитие внутреннего рынка, предпринятые на последнем этапе правления Ху Цзиньтао для борьбы с последствиями мирового финансового кризиса, привели к обострению выше упомянутой проблемы избыточных мощностей.

Заметим, что Китай таким образом одновременно решает и собственные экологические проблемы, поскольку именно цементные и сталелитейные заводы являются одними из основных объектов, загрязняющих атмосферу.


Реализация проектов в рамках ОПОП должна также решить еще одну важную проблему КНР – проблему обеспечения энергетической безопасности. Быстрый рост экономики вкупе с урбанизацией страны привели к резкому увеличению потребности Китая в импорте углеводородов. В 2016 году степень зависимости КНР от импорта нефти и газа, по признанию самих китайцев, достигла 65%, тогда как еще за год до этого она составляла 60,6%. Рост потребления углеводородов в Китае продолжает опережать рост их добычи внутри страны и в ближайшее время импорт углеводородов составит около 75% от общего потребления. Столь высокая зависимость диктует необходимость диверсификации и источников импорта, и, особенно, каналов поставки углеводородов, поскольку довольно значительная их часть поступает в Китай по морю через контролируемый США Малаккский пролив, а большая часть сухопутных каналов проходит через нестабильные регионы.

Теперь что касается внешних целей (при всей условности подобного деления).

Как уже было сказано, это, прежде всего, обеспечение рынков сбыта для китайский продукции и расширение путей поставки этой продукции за рубеж (заметим, что борьба за рынки сбыта, вопреки расхожему мнению, важнее, чем борьба за доступ к ресурсам, именно ограниченность рынков сбыта, а не ограниченность ресурсов, по мнению многих видных экономистов, является главным препятствием для роста экономики). Китай сегодня, по сути, является главным мировым лоббистом либерализации мировой торговли и активно пропагандирует повсеместное создание разнообразных ЗСТ – зон свободной торговли. Выступая в январе этого года на Всемирном экономическом форуме в Давосе, председатель Си Цзиньпин пытался убедить слушателей в том, что выгодополучателем дальнейших процессов глобализации и либерализации мировой торговли является не только Китай, но весь остальной мир. Что явилось разительным контрастом настроений в пользу протекционизма и регионализма, все более распространяющихся в различных странах, в том числе в США и странах ЕС.

Второе – это то, что сегодня называется геоэкономикой и все больше приходит на смену традиционной геополитики. Это формирование в рамках евразийского континента пространства, в экономическом и финансовом смысле завязанного на Китай. Включая, например, такие интересные вещи, как требования перехода некоторых бывших стран СССР в железнодорожном строительстве на китайскую колею.

Впрочем, присутствует и геополитика в более традиционном смысле – формирование на евразийском пространстве группы или групп стран, в силу экономических или других причин поддерживающих Китай и зависимых от него. Наиболее яркий пример, на наш взгляд – формат 16+1, объединяющий Китай и страны Центральной и Восточной Европы и независимый от руководства Евросоюза (его представителей до последнего времени даже не приглашали на встречи в рамках данного формата). Данное объединение (со штаб-квартирой в Пекине и представительствами всех 16 стран ЦВЕ там же) позволяет Китаю проводить в Европе собственную политику и формировать круг лоббистов его интересов на европейском континенте и в рамках ЕС.

И здесь важно уже не только обеспечение проблем безопасности путей доставки в Китай углеводородов, но и создание международных финансовых институтов, независимых от США и стран Запада, но подконтрольных Китаю и опирающихся на его возросшую финансовую мощь. Таких как Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, к которому на сегодняшний день присоединились уже почти 60 стран (при этом, несмотря на возражения со стороны США, все ведущие европейские страны), фонд Шелкового пути, Банк ШОС и другие. К подобным структурам отчасти можно отнести и банк БРИКС, однако он, при всей своей декларативности, выходит за рамки ОПОП и рассматривается в Китае прежде всего как инструмент давления на МВФ и Мировой Банк в попытках преодолеть вето США на увеличение в этих структурах квоты (и голосов при принятии решений) т.н. развивающихся стран, прежде всего самого Китая.


Нужно ли это нам?

О том, насколько выгодно экономическое сотрудничество с Китаем в стратегическом плане, может сказать динамика любой двусторонней торговли КНР с партнерами – рано или поздно структура торговли скатывается к тому, что страна-партнер начинает поставлять в Китай сырье и энергоресурсы (или монокультуру), покупая в КНР готовую продукцию, прежде всего продукцию машиностроения и технологии. То есть, по сути, становясь на позиции неоколониальных стран и испытывая все недостатки подобного положения. При этом собственное производство стагнирует и приходит в упадок. В качестве примера можно привести и РФ, и Бразилию, и Аргентину, и множество других стран мира, не являющихся настолько сильными в экономическом и технологическом отношении, чтобы противостоять давлению Китая. В несколько лучшем положении находятся США, ЕС, Япония и Южная Корея, однако общая тенденция, особенно в отношении ЕС, и здесь налицо – их структура торговли с Китаем постоянно ухудшается, при этом растет дефицит платежного баланса.

В этой ситуации Россия делает то, что может – пытается как-то сохранить лицо, перейдя к декларациям о расширения рамок ЕАЭС и создании Большого Евразийского партнерства, включающего в себя и Китай, и ЕАЭС, и Иран, Индию, Пакистан и т.д. Предполагается, что в рамках уже этого, более широкого, объединения удастся как-то отстоять свои интересы. В противном случае РФ может вообще быть выкинута из процесса интеграции в Евразии и оказаться в изоляции.


И все же, чтобы не заканчивать на пессимистической ноте, стоит отметить, что совпадение интересов России и Китая на глобальном уровне, важность РФ для Китая как союзника в глобальном противостоянии с США и в борьбе за новый мировой экономический и финансовый порядок, а также надежного тыла и источника энергоресурсов в случае крайнего обострения ситуации в мире – все это частично компенсирует нестыковки интересов на уровне региональном, прежде всего в сфере экономики. А потому РФ, на наш взгляд, может и должна более жестко настаивать на том, чтобы дружественный Китай в большей степени уважал национальные интересы России и учитывал их в своей политике. Впрочем, для этого данные национальные интересы нужно сначала ясно осознавать самим и понимать, что никто за нас наши проблемы не решит…



Куда пойдут караваны

Идея Морского Шелкового пути XXI века заключается в создании двух маршрутов. Один из них соединит побережье Китая и Европу через Южно-Китайское море и Индийский океан, второй – выведет Китай в Южно-Тихоокеанский регион – опять же через Южно-Китайское море, которое становится одним из ключевых участков этого морского проекта. Готовность отстаивать свои геополитические и экономические интересы в этой акватории Китай начал демонстрировать еще в 2009 году, когда объявил большую часть Южно-Китайского моря своей суверенной территорией.

Экономический пояс Шелкового пути рассматривается как крупномасштабный экономический проект, нацеленный на развитие Западного Китая, а также на расширение связей с зарубежными государствами, особенно со странами Центральной Азии. Суть его – в создании трансевразийского сухопутного моста и развитии трех экономических коридоров: Северного (Китай – Монголия – Россия), Центрального (Китай – Центральная Азия – Ближний Восток) и Южного (Бангладеш – Китай – Индия – Мьянма, а также Китай – Пакистан). При этом китайцы явно скромничают, ограничивая географическую протяженность Шелкового пути Россией и Ближним Востоком – эти экономические коридоры можно смело тянуть до Западной Европы и Африки.

Инклюзивные аспекты сотрудничества

Выдвинутая Китаем инициатива, отражающая идеалы и ценности всего человеческого сообщества, — попытка поиска новой модели международного взаимодействия, которая даст положительный импульс мировому развитию и будет способствовать поддержанию всеобщего мира на планете. Китай не претендует на экономическую гегемонию и не заявляет о своей исключительности. Теоретические основы, на которых базируются главные положения концепции, согласуются с основными целями Устава ООН и пятью принципами мирного сосуществования. Проект полностью открыт для участия всех членов международного сообщества и не ограничивается территорией, исторически относящейся к древнему Шелковому пути.

Вместе с тем необходимо осознавать наличие вызовов и рисков, возникающих в ходе совместной реализации инициативы. Развитие транспортных магистралей и создание высокоскоростного транспортного коридора для транзита китайских грузов в Европу может привести к снижению загруженности российского Транссиба и БАМа, а фокус на развитии сырьевых проектов может стать причиной полной экономической зависимости других участников кооперации от более сильного в финансовом плане партнера.

В Центральной Азии пересекаются интересы крупнейших мировых держав. Разработано уже несколько концепций развития этого региона. От того, какая из них будет реализована, зависит направление мирового экономического развития в ближайшем десятилетии. Пока больше шансов на претворение в жизнь имеют концепции России и Китая. По итогам майского визита председателя КНР в Москву главы двух государств подписали заявление о сопряжении строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути.

Сообщество общей судьбы

В заключительных разделах концепции отмечается, что в течение полутора лет, прошедших с тех пор, как Си Цзиньпин впервые анонсировал стратегическую инициативу, правительство Китая занималось активным воплощением в жизнь этого грандиозного проекта. Концепция обсуждалась с лидерами зарубежных государств и на международных встречах, новый Шелковый путь становился главной темой ряда симпозиумов и форумов, были подписаны меморандумы о взаимопонимании и согласованы планы экономического взаимодействия, была оказана коммуникационная поддержка по ключевым проектам сотрудничества. Выдвинутое Китаем предложение о создании Азиатского банка инфраструктурных инвестиций и Фонда Шелкового пути уже приносит первые результаты. К АБИИ, уставной капитал которого, скорее всего, будет увеличен до 100 млрд долларов, помимо азиатских стран присоединился и ряд ведущих западноевропейские государств – Германия, Франция, Италия, Великобритания. Из 40 млрд долларов уставного капитала Фонда Шелкового пути 10 млрд уже поступили на счет и будут направлены на реализацию инвестиционных проектов.

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что в концепции и плане действий по содействию совместному строительству Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути XXI века ясно прописаны принципы и структура будущего объединения, обозначены приоритеты и механизмы сотрудничества. В концепции отсутствует описание конкретных проектов, за исключением упоминания АБИИ, Фонда Шелкового пути и нескольких мероприятий в сфере гуманитарного сотрудничества, таких как международный кинофестиваль Шелкового пути и книжная ярмарка Шелкового пути, что вызывало разочарование определенной части экспертного сообщества. Объяснение того, почему в документе приводятся в основном качественные характеристики, а количественные показатели отсутствуют, заключается в его названии – концепция подразумевает отражение только базисных идей и основных векторов.

Читайте также: