Образ жачева в повести котлован кратко
Обновлено: 05.07.2024
Вот Вощёв проходит мимо дома шоссейного надзирателя и слышит, как тот ссорится с женой, у которой на коленях сидит ребёнок.
2. Какими средствами характеризует автор героев повести?
3. Как представлена в повести историческая и социальная реальность (конец 20-ых – начало 30- ых годов).
5. Что объединяет строителей котлована?
Строителей котлована объединяет общая идея строительства новой жизни, ради этого они готовы жертвовать собой, тратить последние физические силы, они мечтают о светлом будущем.
6. Как связаны котлован и колхоз?
7. Как связаны судьбы инженера Прушевского и Чиклина, что это даёт для понимания идеи произведения?
8. Место Вощёва в системе персонажей повести; проблемы, которые автор ставит в связи с его судьбой.
9. Символика характера и судьбы Жачева.
11. Почему умерла Настя?
Жачев небритый инвалид с одной ногой, вторая култышка. Человек недоверчивый и очень вредный. Пьяница и большой охотник до драки. Он ведет паразитический образ жизни за счет городских обывателей, забирает у нах продукты силой. Но и даже в этом какзалось бы неживом, отупевшем существе еще жива искра человечности: он обогрел ребенка, поделился с ней куском своего хлеба.
Чиклин же типичный революционер, большевик, пролетарий, из рабочих. Он организовал бригаду для строительства котлована. Вид у него брутального мужчины, с крепкими мускулами. Это человек идеи, ради счастливого будущего, воплощенного в строящемся доме для всех советских людей, живущий во имя счастливого светлого будущего, готов умереть за идею.
Система образов. Главный герой повести Вощев воплощает в себе традиционный для русской литературы образ искателя счастья. В начале повествования он уходит бродить по свету в поисках смысла жизни. Он хочет знать, нужен ли для строительства всеобщего счастья именно он, единственный, а не безликая масса. Но при этом он не протестует против бесчеловечности идеи, участвует в коллективизации. Его желание быть личностью — невольный вызов коммунистическому государству, а его жестокость — отражение бесчеловечной атмосферы эпохи.
Из всех персонажей сомнения одолевают только Вощева и инженера Прушевского. Инженер чувствует тоску из-за того, что его существование кажется ему бессмысленным; он живет воспоминаниями о любимой женщине и не находит себе места в настоящем. Единственный способ преодолеть тоску Прушевский видит в приобщении к коллективу, в занятиях полезным делом. Так он надеется избавиться от собственных проблем.
Настя стала любимицей строителей котлована. К ней потянулись Чиклин и Жачев, она заменила им смысл жизни, у них появилась цель существования. И когда пустота в душах людей заполняется любовью к ребенку, наступает развязка повести. Настя умирает от простуды. Ее смертью Платонов подчеркивает бессмысленность всего происходящего, вместе со смертью девочки умирает будущее строителей.
Едва обозначены Платоновым фигуры чиновника-бюрократа, председателя окрпрофсовета Пашкина; мастеровых Сафонова и Козлова, превратившегося в профсоюзного активиста.
Рабочим в повести противопоставлен собирательный образ крестьян. Они отличаются от рабочих-землекопов тем, что заботятся не о грядущем благоденствии мира, а о собственном благополучии. Крестьяне изображены несчастными людьми. Самое большее, на что они могут рассчитывать — это на свой гроб, сделанный точно по размеру.
В части, которая посвящена организации колхоза, ключевым является образ медведя-молотобойца. Медведь — фанатик, он трудится не ради результата, а ради самого процесса труда. Все, что изготовлено им в деревенской кузнице, не годится для колхозного хозяйства. Медведь — это символ безрезультатного, бессмысленного труда.
Краткий анализ
Год написания – декабрь 1929 – апрель 1930 гг.
История создания – Работу над произведением А. Платонов завершил в 1930 г. Тема, идеи его были продиктованы историческими событиями первой половины ХХ века. Долгое время повесть распространялась только в самиздате. В СССР ее впервые опубликовали в 1987 г.
Композиция – По смыслу произведение можно разделить на две части: городскую, посвященную копанию котлована и деревенскую – рассказ о кулаках, коллективизации. Начинается и заканчивается произведение описанием котлована, поэтому можно говорить о кольцевой композиции или обрамлении.
Жанр – Повесть.
Направление – Антиутопия.
Название
История создания
Цензура не допустила повесть к печати, поэтому долгое время она распространялась в самиздате. Однако, даже за хранение таких брошюр жестоко наказывали. В одной из машинописных версий самиздата А. Платонов указал период работы над повестью – декабрь 1929 – апрель 1930 г. Большинство исследователей жизни и творчества писателя считают, что произведение было написано раньше. Упомянутые же даты указывают на период пика коллективизации. В критике можно найти разные отзывы о повести, все зависит от того, когда они были написаны.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Персонажи
Что касается девочки Насти, то она символизирует новую советскую Россию. Ее мать – умершая буржуйка Юлия – Россия историческая. По мысли Платонова, новая Россия, старающаяся отказаться от собственного прошлого, без России старой существовать не способна. Именно поэтому в финале умирает Настя, истосковавшаяся по матери.
Анализируемая повесть – обычное явление для русской литературы первой половины ХХ века, ведь в то время писатели активно поднимали социальные проблемы. Произведение А. Платонова выделяется из ряда других необычной системой образов, которая помогает скрыть его истинный смысл.
В начале произведения автор рассказывает о неком Вощеве. Это тридцатилетний мужчина, которого уволили из механического завода. Возраст героя имеет символическое значение, он как бы намекает на роковые для общества года ХХ века. Вощев решает искать работу в другом городе. По пути туда останавливается на ночлег большой яме. Оказывается, это котлован для будущего здания, в котором планируют собрать весь местный пролетариат.
Вощев остается с землекопами. Строительство здания для пролетариата символизирует изменения в обществе. Дальше котлована стройка не продвигается. Работники понимают, что не смогут построить новое на руине старого.
Среди прочих героев привлекает внимание бездомная девочка Настя. Ее образ символизирует будущее, жизнь в доме, который строят. На данное значение символа намекают детали. Строители подарили героине гробы, чтобы та использовала их как кровать и ящик для игрушек. Гробы работники отобрали у крестьян. Так автор ненавязчиво показывает положение крестьян в новых условиях. Настя умерла, не дождавшись окончания стройки. Так же умерла надежда на новую жизнь
Сюжет помогает произведения, символическое значение образов – ключ к смыслу названия повести. Котлован символизирует невоплощенные большевистские идеи, намекает на то, что невозможно построить новое на руинах старого.
Тематика
Важнейшая тема произведения – тема поиска истины, смысла жизни. Главным образом этим занят Вощев. Ему без смысла и без истины жизнь не мила. Пытаясь найти ответы на вечные вопросы, он забывается в работе, чтобы было не так мучительно существовать. Смысл жизни ищет не только Вощев, но и другие персонажи повести. Например, медведь, работающий на кузнице. Его Вощев берет в свидетели, что истины нет, а потом о. В финале произведения так и не удается обнаружить ни истины, ни смысла жизни. Настя умирает, котлован не выкопан.
Композиция
Начинается и заканчивается произведение описанием котлована, поэтому можно говорить о кольцевой композиции или обрамлении.
Особенности изложения
Главные и второстепенные герои
- Вощёв. Рабочий 30 лет, уволенный с . Этот человек много думал о смысле жизни, истине, счастье, своём и чужом предназначении. Цитаты из произведения, состоящие из его слов, показывают всю несостоятельность коммунистической идеи.
- Чиклин. Пожилой, физически сильный рабочий, бригадир землекопов. Чиклин нашёл девочку, сидевшую рядом с умирающей матерью, и привёл её на стройку.
- Жачёв. Мастеровой без ног. Передвигался на самодельной тележке, ненавидел буржуазию.
Второстепенных персонажей немного, но каждый из них важен. У одного нет имени — читателям он представлен как активист в деревне. Остальные герои имеют имена или прозвища. Перечень персонажей:
Три мотива в произведении Платонова
Своеобразие авторского стиля Андрея Платонова
Образ Насти
Для понимания смысла произведения очень важен образ девочки, живущей с землекопами на строительстве. Настя является ребенком революции 1917 года. Мама ее была буржуйкой, то есть представительницей отжившего класса. Отказ от прошлого, как известно, означает потерю культурных традиций, исторических связей и замену их родителями идейными — Лениным и Марксом. У отрицающих свое прошлое людей не может быть, по мысли автора, будущего.
Изуродован мир Насти, ведь мать, для того чтобы спасти свою дочку, внушает ей не говорить о своем непролетарском происхождении. Уже внедрилась в ее сознание пропагандистская машина. Ужасается читатель, узнавая о том, что эта героиня советует Сафронову за дело революции убить крестьян. В кого же превратится ребенок, когда вырастет, если у него хранятся игрушки в гробу? Девочка в конце повести погибает, а вместе с ней умирает для Вощева и всех других рабочих последний лучик надежды. Побеждает в своеобразном противостоянии Насти и котлована последний. Мертвое тело девочки ложится в основание строящегося дома.
Метод монтажа эпизодов произведения
Платонов в композиции произведения использует метод монтажа разноплановых эпизодов: здесь присутствует и медведь-молотобоец, и активист, который просвещает в политике деревенских баб, и кулаки, которые прощаются перед отправкой в море на плоту друг с другом.
Андрей Платонов: интересные факты из жизни и литературы
Чиклин хоронит Настю в основании котлована.
С этим безумием резко контрастирует поведение мужиков. Вот как прощаются они друг с другом накануне вступления в колхоз: «Каждый начал целоваться со всею очередью людей, обнимая чужое доселе тело, и все уста грустно и дружелюбно целовали каждого.
Читайте также: