Анатомия для художников кратко

Обновлено: 02.07.2024

В этом уроке мы разберем основные правила рисования фигуры, также рассмотрим: пропорции человеческого тела в фас и профиль, структуру мышц и равновесие тела.

Идеальные пропорции тела используются для изучения анатомии, которая является одним из важных этапов процесса обучения рисования тела (упрощает очень сложный предмет для студентов). Однако это не означает, что идеальные пропорции должны соблюдаться все время, так как они незначительно отличаются от реальности. После того как вы поймете основные принципы, вы сможете развивать собственный стиль, – однако не рекомендую забегать вперед. Понимание основ в первую очередь это ключ к знанию, как изменить пропорции тела, не искажая его.

I. Общие положения

Перед тем как рисовать человеческое тело, сперва, необходимо сделать набросок основных объемов. Окружностями и линиями наметьте жесты и положение тела. Никогда не начинайте детализировать детали с головы, а потом постепенно опускаться вниз. Необходимо работать со всей фигурой переходя от грубой формы к мелким деталям. Это поможет четко видеть пропорции тела и вовремя предотвратить ошибку, прежде чем вы потратите слишком много времени на детали, а в конечном итоге не сможете больше ничего изменять.

Для наглядности ниже показаны три этапа рисования тела:

\

II. Пропорции человеческого тела

Единица измерения человеческого тела – это голова. В западном искусстве, у мужчин обычно 8 голов в высоту, а у женщин немного меньше, 7,5 голов. В действительности строение человека, как правило, ближе к 7 головам, не говоря уже о других типах строения, ведь пропорции могут быть самыми разными.

  1. Голова;
  2. Соски;
  3. Пупок и локти;
  4. Промежности и запястья;
  5. Пальцы и бедра;
  6. Нижняя часть коленных чашек;
  7. Нижняя часть икроножных мышц;
  8. Подошвы ног.

\

Женское строение тела

Ниже расписаны основные различия между мужским и женским пропорциональным телом.

  1. Туловище состоит из овала, мягкая форма;
  2. Плечи уже бедер (тазобедренные суставы находятся вне области таза);
  3. Локти на уровне талии;
  4. Пальцы на середине бедра;
  5. Ноги конусом внутрь от бедер (более выраженный конус, чем у мужчин).

\

Мужское строение тела

  1. Локти на уровне талии, но талия мужчины выглядит значительно ниже;
  2. Пальцы на середине бедра;
  3. Ноги конусом внутрь от бедер (менее выраженный конус);
  4. Мужчины, как правило, выше женщин;
  5. Туловище состоит из трапеции, угловатые формы;
  6. Плечи шире бедер (тазобедренные суставы находятся внутри области таза).

\

III Небольшое напоминание

Вот несколько рисунков, с помощью которых вы сможете запомнить пропорции. Визуализация поможет вам, когда вы подойдете к масштабированию суставов и конечностей.

Уровень колена равен уровню локтя, а уровень пальцев равен уровню пятки.

\

От плеча до ягодиц. Плечо на одном уровне с коленом, пальцы начинаются от уровня ягодицы.

На каблуках никогда не выступают за линию ягодиц.

\

Ладонь руки дотягивается до плеча.

\

Когда рука согнута, размер ладони помещается от запястья до сгиба руки.

\

Когда рука вытянута, размер стопы помещается от запястья до локтя.

\

Пропорции руки и ноги относительно мужского и женского лица

  1. Мужское лицо (Ступня и ладонь занимают большую часть лица).
  2. Женское лицо (Обратите внимание, что ступня и ладонь занимают меньшую часть лица).

\

В нижнем рисунке (рисунок с головой) все измерения будут равны расстоянию от конца большого пальца до конца указательного (рисунок с рукой).

  1. ухо;
  2. зрачок к зрачку;
  3. внутренний угол глаза к внешнему углу;
  4. линия волос;
  5. брови;
  6. нос;
  7. подбородок.

\

IV. Мышцы

Понимание структуры мышц дает огромное преимущество в создании человеческого тела. Поэтому в этом разделе мы рассмотрим некоторые структуры. И не смотря на то, что описание будет упрощенно, его будет достаточно для большинства рисунков. Мышцы или выступающие кости будут показаны как области разных цветов, черный контур – линию мышц, которая видна на теле. Для того что бы вы лучше разобрались, мышцы на примерах ярко выражены. Поэтому помните, что такое строение встречается в основном у спортсменов, а у простых людей мышцы менее выражены. Также помните, что у женщин мышцы более изящные и менее громоздкие, чем мужчин.

Туловище

  1. Сосцевидная мышца;
  2. Кости ключицы;
  3. Дельтовидная мышца;
  4. Грудные;
  5. Пресс.

\

  1. Дельтовидная мышца;
  2. Широчайшие мышцы спины;
  3. Дельты.

\

  1. Шея не должна походить на прямой цилиндр.
  2. Линия плеча не должна быть прямой горизонтальной линией.

\

  1. К низу шея сужается
  2. Переход от шеи к плечам рисуется с помощью трапециевидной формы.

\

Большую роль в поведение мышц на руке играет само ее положение, поэтому я предлагаю рассмотреть разные виды. Обратите внимание, как проявляются мышцы в разных ситуациях.

Прямая рука, согнутая ладонь (внутренняя сторона)

  1. Лучевой сгибатель запястья;
  2. Лучевой разгибатель запястья;
  3. Локоть \”пик\”;
  4. Круглый пронатор;
  5. Линия перехода к туловищу.

\

Расслабленная (внешняя сторона)

  1. Дельты;
  2. Бицепс;
  3. Трицепс;
  4. Экстензоры.

\

Согнутая (внешняя сторона)

  1. Получает объем, если есть сопротивление, например, если рука держит что-то тяжелое, а трицепс;
  2. Получает объем, если рука делает усилия, чтобы разогнуть что либо;
  3. Предплечье начинается с большого объема и частично сужается.

\

Обратите внимание на чередование изменяющейся линии руки.

\

  1. Когда человек стоит, руки не висят прямо. Обратите внимание на связь линии руки и задней части шеи.
  2. Рассмотрите, как меняется рука при повороте ладони.

\

  1. Медиальная широкая мышца бедра;
  2. Прямая мышца бедра;
  3. Портняжная мышца;
  4. Надколенник;
  5. Икроножные мышцы;
  6. Передняя большеберцовая мышца;
  7. Передняя мышца;
  8. Длинный разгибатель пальцев;
  9. Приводящая мышца;
  10. Пoлуcyхoжильная мышца;
  11. Ахиллово сухожилие;
  12. Кости лодыжки;
  13. Бицепс.

\

Согнутая нога

  1. Бицепс четко виден при согнутой ноге (внутренняя сторона);
  2. При переносе веса на ногу, прямая мышца бедра увеличивается (внутренняя сторона);
  3. При напряжении ноги с внутренней стороны напрягается передняя большеберцовая мышца, а при напряжении ноги с внешней стороны напрягается икроножные мышцы;
  4. Когда на ногу не воздействует сила, она находятся в расслабленном состоянии и соответственно линия мышцы плавная (внешняя сторона).

\

Когда нога стоит прямо, ее нижняя часть выгибается назад (вид сбоку) и наружу (вид прямо).

\

VI. Тело в профиль

Рисование силуэта в профиль начинается с обычной скелетной структуры:

1. Плечевые суставы, немного отдалены от позвоночника, и не находятся на одном уровне с ним, потому что \”линия\” плеч в виде дуги.

\

Вид сверху:

\

2. Центр тяжести тела находиться ниже пупка, внутри тела. Тело наиболее сбалансировано, когда эта точка находится на линии баланса.

3. Тазобедренный сустав соединен с коленной голеностопной линией под небольшим углом, так что бы колени соответствовали с центром тяжести. Если посмотреть на силуэт скелетной структуры, то от головы до ног проходит дуга. Однако такая дуга наблюдается у прямо стоящих людей, а в наше время многие сутулятся.

5. Вершина изгиба позвоночника, которая выступает вперед, находиться между лопатками.

6. Существует противоположная вершина изгиба позвоночника, которая выступает внутрь и находиться немного выше тазовой кости.

Наметив грудную клетку и тазовые кости, можно создавать индивидуальную фигуру путем наложения линий разной величины.

\

1. Изгиб спины у женщин более выгнутый и более гибкий, чем у мужчин.

2. Живот у женщин чаще всего имеет плавный изгиб, в то время как мужчины есть тенденция к плоскостности.

3. Аналогичным образом, ягодицы женщин округлены то время как мужчин более плоские.

\

VII. Груди

Чтобы нарисовать грудь, отметьте соски внутри контура тела, а затем добавьте объем.

\

Чтобы нарисовать грудь с боковой стороны, начертите окружность, с центром на горизонтальной линии, которая обозначает уровень соска.

  1. Здесь можно небольшой линией показать объем.
  2. Нижняя половина окружности соответствует нижней части груди. Верхняя часть груди рисуется небольшим изгибом, исходящим из соска к шее.

\

Форма груди начинается в подмышечном изгибе. Она либо выпирает (большой размер груди) из нее либо имеет небольшую впадинку (при маленьком размере груди).

\

На этом рисунке можно четко рассмотреть связь между грудью и бицепсом. Изгиб подмышки переходит в грудь, хотя чаше всего часть этой линии не рисуется (обозначено пунктиром).

\

Пропорции идеальной груди, по западным стандартам:

  1. Углубление и соски соединены в равносторонний треугольник, где стороны около 20 см.
  2. Ареола диаметром 3, 5 до 5 см
  3. Идеальные пропорции бюста считаются, когда окружность на сосках на 15 см больше, чем окружность грудной клетки под грудью (например, 90 – 75 см).
  4. Только в искусственной груди здесь есть объем!
  5. Кончики сосков торчат слегка в разные стороны.
  6. Грудь выходит за линию грудной клетки 1 до 3 см.
  7. 1 / 3 часть объема груди должна быть выше ареолы, а 2 / 3 под ней.

\

Для такого эффекта сжатия груди необходим либо специальный бюстгальтер, либо искусственная грудь в форме шаров.

\

Природное положение. Расстояние между грудью от 1 до 3 см.

\

При повороте тела на 3/4 появляется линия между грудью.

\

VIII. Равновесие

Для того чтобы убедиться, что тело является сбалансированным, проводиться вертикальная линия по центру тела. Стоя на двух ногах, линия будет проходить посередине между ног, а на одной ноге, через центр ступни. Если рука находится на земле, то соответственно это треугольник где ноги-руки его стороны, и так далее. Тело человека должно быть расположено на сбалансированной основе вокруг этой линии:

Уроки и туториалы

Уроки и туториалы

Уроки и туториалы запись закреплена

Могилевцев В.А.
Анатомия фигуры человека: краткое пособие для художников

Книга подготовлена на кафедре академии художеств им. И. Е. Репина под руководством профессора В. А. Могилевцева. Пособие предназначено для практических занятий во время учебного процесса. Снабжено рисунками, таблицами, репродукциями классических произведений и кратким перечнем мышц. Компактная структура издания – все необходимое на одном развороте – позволяет сопоставить пластическую и анатомическую форму человека. "Эту книгу создавали художники для художников. В этом кроется главная особенность издания – визуальная чистота и жесткий отбор. В ней вы не найдете голых фотографий человеческого тела, препарированных трупов, 3D-моделей, многочисленных раскадровок и ракурсов. Иллюстрации подобраны с хорошим вкусом и любовью к профессии. Чтобы ничто не смогло помешать занятию искусством и вдохновляло на творчество".

Н ужно приложить усилия, чтобы передать на рисунке цвет, освещение, формы или образ. Но самая сложная задача художника – передать момент движения. Сделать это так, чтобы у того, кто смотрит на изображение, появилось чувство, будто сейчас картинка оживет!

Если понаблюдать за тренировкой спортсмена, можно заметить, что руки, ноги, туловище принимают иную форму, когда мышцы сокращаются или расслабляются. Эти трансформации учатся изображать те, кто проходят курс пластической анатомии.

Витрувианский человек Леонардо да Винчи
Рисунок двух черепов в профиль Леонардо да Винчи

Как нарисовать движение?

Пластическая анатомия – наука, изучающая изменения формы частей тела человека и животных, на основе знаний об их внутреннем строении. Наиболее значимыми элементами в этой дисциплине являются три системы органов – кожа, мышцы, скелет. Учение о пропорциях тела также включается в основы пластической анатомии.

Изучаемый материал поможет узнать живой объект изнутри, почувствовать малейшее движение каждой его части, отображая это в рисунке. Эта наука полезна не только скульпторам и аниматорам. Художник, изображающий людей или животных, не сможет нарисовать их правильно, не пройдя курс этой дисциплины.

Анатомический рисунок черепа Леонардо да Винчи
Мускулы плеча и фазы движения ключицы Леонардо да Винчи

Краткая история пластической анатомии человека как науки

Первые попытки изучения пропорций относятся к культуре Древнего Египта. В странах, где люди ходили почти без одежды, художники познавали внешнее строение тела, просто выглянув на улицу. Обнаженные воины и спортсмены древней Греции являлись идеальным наглядным пособием. Статуи и барельефы периода классики ярко свидетельствуют об успехах в познании пластической анатомии человека.

Наброски мускулов плеча и руки Леонардо да Винчи
Анатомический рисунок Леонардо да Винчи. Органы дыхательной системы, поверхность ноги

Основоположник способа рисования тела на основании его внутреннего строения - Леонардо да Винчи. Этой областью он заинтересовался как художник, но в дальнейшем увлекся ею как наукой. Он стал изучать строение тел умерших людей, одним из первых правильно изобразив органы тела.

Иоганн Калькар, Тициан излагали результаты своих исследований в рисунках и пояснениях к ним. Постепенно появлялись учебники, атласы, трехмерные пособия. Выдающиеся авторы - Поль Рише, Матье Дюваль, Джордж Бриджмен, Готфрид Баммес, Ене Барчаи. В середине XVII века курс этой науки становится обязательным во многих школах для художников.

Анатомические иллюстрации Стефана ван Калькара

Пластическая анатомия лица и тела: как взаимодействуют кости и мышцы

Общеизвестно, что положение членов тела в пространстве определяет скелет. Суставы устроены так, что конечности работают на сгибание-разгибание и могут выполнять вращательные движения. Изучая строение и положение костей в разных позициях, учащийся избежит распространенных ошибок в рисовании, когда части тела изображаются неестественно.

А знаете ли вы, что в теле животных и человека можно насчитать до 850 мышц? Сокращаясь, они меняют форму, иногда довольно явным образом. Художник учитывает расположение мускулов, то как они видоизменяются.

Теперь поговорим о пластической анатомии лица человека. Из 30 лицевых мышц в улыбке участвует около половины. Чтобы изобразить какую-либо эмоцию, нам надо знать как мимические мышцы взаимодействуют.

Студенты тренируются в следующих областях:

  • изучение строения и взаимного расположения костей + мышц;
  • изображение муляжей, слепков черепа, скелета, отдельных частей тела;
  • рисование тела в различных статических положениях и во время движения.

Итак, курс обучения непрост. Поэтому новички в искусстве интересуются: эта наука так важна или. может, без нее?

Рисунок кисти. Готфрид Баммес
Рисунок кисти человека. Готфрид Баммес

Зачем художнику нужно знание пластической анатомии?

Рисунок стопы. Готфрид Баммес
Схема рисования стопы человека. Готфрид Баммес

Обобщив все сказанное можно сделать вывод: пластическая анатомия для художника незаменима. Не стоит довольствоваться приблизительным знанием о строении тел людей, животных. Даже если вы уже опытный художник – стоит время от времени проверять свои навыки в этой области, учиться чему-то новому.

Количество информации, которое содержит эта наука, может испугать, но это не проблема, если у вас будут хорошие учителя. Выберите удобный по расписанию курс и изучайте пластическую анатомию вместе с нами!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изображение человека – одна из главных задач художника. Пластическая анатомия – это наука искусственного разделения целого тела на отдельные части для того, чтобы выяснить их положение, очертание, структуру и функции. В целом художественную анатомию следует рассматривать как пособие, помогающее осмысленному наблюдению, распознаванию и, следовательно, отображению характеристик человеческого тела. Пластическая анатомия поможет художникам в изучении окружающей действительности и станет стимулом к пониманию и интерпретации этого мира в рисунке, станет помощником для изучения натуры и исключения возможных ошибок, которые создадут впечатление незаконченности и неубедительности. Для точного изображения человеческого тела от художника требуется не только внимательное изучение модели, но и тонкое понимание её анатомического устройства и пропорций.

Рис. 2 – Этюд обнажённого. Микеланджело. Музей Тейлерса, Харлем.

Рисунок 1 Рисунок 2


Актуальность темы определяется необходимостью разработки современной методики преподавания курса пластической анатомии, частичным изменением её содержания и созданием новых учебно-методических пособий. Изучив пластическую анатомию используя теоретический материал, муляжи, схемы, таблицы, дополнив внимательным рассмотрением отдельных частей и всего тела вместе можно понять многое, касающееся особенностей строения человека. Художник будет иметь возможность изображать натуру творчески без рабского копирования, сможет работать от себя и в композиции, создавая образ, показывая разнообразные движения и эмоции.

Рисунок 3 Рисунок 4 Рисунок 5


Рис. 3 – Обнажённая женщина на коленях с ребёнком на руках. Шарль Лебрен. Красный мел и световые блики цинковых белил на бежевой бумаге. Лувр. Париж.

Рис. 4 – Мышцы груди. Леонардо да Винчи. Королевская библиотека. Виндзорский замок.

Рис. 5 – Этюд обнажённого. Микеланджело. Музей Тейлерса, Харлем.

Но, на данном этапе начинающие художники и педагоги столкнулись с проблемой нехватки или отсутствия учебных пособий, а имеющиеся муляжи, таблицы и схемы либо устарели, либо находятся в непригодном состоянии. Также пользуются литературой по пластической анатомии, но изучить полностью пластическую анатомию, пользуясь только теоретическим материалом невозможно, так как нужно уметь её применять на практике в своих работах, нужно показать не только анатомическое построение, но и то, как оно помогает создавать рисунок. Учащийся может добросовестно прослушать курс, а о применении анатомии на практике при построении фигуры никаких сведений не получить. Художник, не знающий анатомического построения (хотя и изучивший анатомию), не может свободно владеть рисунком человеческой фигуры, не может пользоваться моделью. Теоретические знания, какими хорошими бы они не были, не смогут заменить собой опыта в рисовании, приобретаемого путём упорной работы. Главное в теоретических основах предостеречь неопытных художников от основных ошибок, показать последовательность в освоении и изображении человеческого тела, а опыт достигается путём рисования большого количества работ на протяжении всей жизни. Основной путь изучения человеческого организма – это анатомия. Для художественных целей подходит более практический и прямой путь, основанный на решении проблемы точного изображения через изучение описательной и системной анатомии, разбирающей форму и строение частей человеческого тела и классифицирующей их относительно двигательной системы.

Умение рисовать фигуру человека – непременная составляющая классического образования любого художника или скульптора. Без приобретения правильных навыков в изображении человеческого тела не стоит, и мечтать о дальнейшем росте в любой сфере изобразительного искусства и всерьёз задумываться о выборе собственной манеры и стиля. Механизм построения – средство а не цель.

Нужно постоянно задаваться вопросами: Что я рисую? Что образует, лепит данную форму? И проверять себя при этом по тексту и таблицам. Важность пластической анатомии в стремлении современных художников как можно точнее воспроизвести и отобразить видимые формы, соблюсти размеры, пропорции и создать совершенную жизнеподобную фигуру.

Нужно ли художнику изучать анатомию? Ответ может быть только один – конечно, нужно. Как ни странно, всякое искусство основывается на науке. Создавая произведение, мы опираемся на свод фундаментальных и разнообразных знаний.

Упор делается не на внешнем образе фигуры и не на тонкостях светотеневого моделирования формы, а на происхождении этой формы, а также равновесия и движений тела из его устройства, их обусловленности внутренней конструкцией.

Человек был и остается в центре внимания художника, а пластическая анатомия помогает познать, понять секреты красоты его тела, всю сложность этой живой, движущейся и видоизменяющейся формы.

Литература

1. Леонардо да Винчи. Анатомия. Записи и рисунки. – М.: Наука, 1965.

2. Бриджмен Дж. Полное руководство по рисунку с натуры. – М.: АСТ, Астрель,

3. Баммес Г. Образ человека. Учебник и практическое руководство по пластической анатомии для художников. – СПб: Дитон, 2011. / Пер. с нем. изд.: Bammes G. Die Gestalt des Menschen. Lehr- und Handbuch der Kunstleranatomie. – Ravensburger Buchverlag Otto Maier GmbH, 2002.

4. Барчаи Е. Анатомия для художников. – Эксмо-Пресс, 2001. ISBN 5-04-005394-0. Переизд. в 2006, 2010.

5. Павлов Г. М., Павлова В. Н. Пластическая анатомия.– М.: Наука, 1967. Переизд. в 2000.

6. Луиза Гордон. Рисунок. Техника рисования фигуры человека.- Москва, Эксмо, 2001.

7. Профессор М. Ф. Иваницкий, профессор М. Г. Манизер, профессор К. М. Максимов, профессор А. М. Соловьёв, кандидат искусствоведения Е. В. Нестерова, Е. М. Елизарова, Я. О. Шкандрий. – Школа изобразительного искусства. – Москва, Изобразительное искусство, 1989.

8. Чарльз Стивен. Учитесь рисовать человека в движении. – Минск, Попурри, 2002.

9. Кузнецов А. Ю. Атлас анатомии человека для художников. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

10. Смирнов Г. Б., Соловьёв А. М. Начинающему художнику. – Ленинград, Школа изобразительного искусства, 1992.

Читайте также: