Начало этногенеза казахов кратко

Обновлено: 04.07.2024

Сегодня этот народ является одним из самых многочисленных в тюркской группе. Большая часть казахов проживает на исторической родине, в Казахстане, однако представителей этой нации немало и в Китае, Туркмении, Узбекистане, России. Как предполагают исследователи, основой для формирования казахского этноса стали племена, проживавшие на территориях государств, что появились после падения империи Чингисхана. Что же можно узнать, заглянув в прошлое казахов? Какие загадки по-прежнему задаёт нам их история?

Первые люди в Казахстане

Как показывают находки археологов, первое население на территории современного Казахстана появилось в бронзовом веке. Внешность их была типичной для европеоидной расы - ни о каких раскосых глазах и желтоватом оттенке кожи не шло речи.

Эти первые племена не были казахами, однако именно они оставили народу Казахстана своё культурное наследие - уникальные узоры на коврах, орнаменты, стиль в изготовлении украшений и посуды. Далёкие предки казахов также были кочевниками.

Позднее, во II-I веках до нашей эры там появляются завоеватели хунну. Китайский историк Сым Цянь в своих работах называл это время “периодом воюющих царств”. Он отмечает, что именно тогда в Центральной Азии происходят кардинальные перемены, что и дали толчок к появлению новых народностей.

Потомки хунну, тюрки, стали последующими завоевателями просторов Казахстана. Волна тюркских завоеваний была прервана арабами. Заметьте: каждый и народов-покорителей приносил что-то своё в мировоззрение жизнь и культуру племён, что обитали на казахских землях. Я не называю их казахами, поскольку они не являлись таковыми, а представляли лишь общины, которым суждено было создать новый народ.

Времена завоеваний

Значительные изменения (в том числе и внешние) среди казахских племён происходят в период монгольского завоевания. Ярко выраженные гены монголоидного народа и сегодня заметны у большинства жителей Казахстана.

Наибольшее влияние монгольская культура приобрела в южных регионах, куда и приезжали купцы и послы империи Чингисхана. Падение Золотой Орды, её разделение на отдельные ханства дало толчок для создания первого казахского государства.

Объединителями казахских племён стали хан Жанибек и Керей, что выступили основателями Казахского ханства. Произошло это в 1458 году, причём большая часть народа к тому времени уже имела общие черты и языковые особенности. С этого момента можно говорить о появлении казахов как отдельной нации.

Как показывают ранняя история казахов и непростой процесс их становления, сложно выделить один народ, который можно было бы однозначно назвать предком казахских племён. Из-за смешения и сложных межэтнических отношений происходили слияние родов и общин, ассимиляция.

Русский историк XIX века Алексей Левшин, которого называли “Геродотом казахской истории” в своих трудах “О киргиз-кайсакской орде” отмечал следующее:

“Большая часть русских писателей полагает, что первые казахи произошли от татар. Мысль сию, к которой мы уже привыкли, опровергают восточные историки, утверждая, что казахи составляли самостоятельный и независимый народ в отдаленнейших веках нашего летосчисления”.

Как ни странно, но даже сегодня среди историков нет единого мнения о том, когда и как появились казахи.

Отношения казахов с Россией

В XVIII веке казахам приходится пережить новый этап испытаний. Теперь уже Россия старается расширить свои границы в Казахстан. Вдоль границы двух государств прокладываются фортификационные сооружения. За незначительный временной срок было построено почти полсотни крепостей.

При этом российские правители оказывали мягкое давление на казахских ханов, власть которых начинает принимать лишь номинальный характер. К 1847 году практически все казахи уже являлись подданными России. Несмотря на это, в приграничных районах постоянно поднимаются бунты. К началу прошлого века число казахских восстаний против власти Российской империи уже доходило до трёх сотен.

После падения царской власти в России в Казахстане происходили не менее драматические события. После Второго всеказахского съезда было объявлено о создании автономии, а лидеры страны поддержали меньшевиков.

Однако всё меняется в 1920 году, когда к власти приходят большевики. Это даёт начало образованию Киргизской Автономной Республики, в состав которой входил и Казахстан. Лишь с 1936 года начинает существовать Казахская ССР.

Казахские султаны с представителями российских официальных лиц. Санкт-Петербург, вторая половина 19 века из собрания Б. Л. Модзалевского

Казахские султаны с представителями российских официальных лиц. Санкт-Петербург, вторая половина 19 века из собрания Б. Л. Модзалевского

Получение независимости

В 1991 году была провозглашена независимая Республика Казахстан, что стало новым этапом в истории казахов. Большинство представителей этого народа поддержало кандидатуру Нурсултана Назарбаева на пост президента. К сегодняшнему дню в стране уже сменилось девять правительств, однако Назарбаев по-прежнему активно занимается политической деятельностью.

Современные казахи стараются сохранять богатейшее историческое наследие, полученное от предков, а в наши дни в Казахстане наблюдается возрождение национального самосознания, что отражается, в первую очередь, на культурных аспектах.

Казахстан нашего времени - это государство, находящееся между двумя могущественными державами - Россией и Китаем. Именно в политическом плане казахи вынуждены придерживаться линии компромиссов и умеренности. Впрочем, как считают многие историки и политологи, потенциал Казахстана и его народа ещё раскрыт не до конца.

Казахи - народ с богатой историей, яркой культурой. Сегодня они представляют собой один из многочисленных тюркских этносов, проживающих в Азии. Множество испытаний и сложностей, непростые перемены и потрясения, что довелось пережить предкам современных казахов, научили этот народ ценить настоящий момент и радоваться ему. Несомненно, в будущем казахи ещё сумеют проявить себя в самых разных направлениях деятельности человека.

Этногенез казахов

Формирование народа – проблема очень сложная. Для формирования народности необходимы следующие условия:

1. определенный уровень развития культуры;

2. территория с обозначенными границами;

3. сформированное общественно-этническое сознание;

4. сформировавшийся язык;

5. определенный характерный внешний облик, присущий большинству этнических представителей;

6. название государства, отражающее главные этнополитические или историко-географические признаки этноса.

При изучении проблемы возникновения казахского народа надо обратить внимание на историю жизни древних племен населявших земли Казахстана. Хотя однозначно нельзя сказать, что прямыми предками казахского народа являются племена, которые кочевали по территории современного Казахстана 3-2 тысячелетия назад. Тем не менее, если возникновение народа напрямую связано с развитием хозяйственной деятельности, появлением самобытной культуры, формированием языка, то эти племена имели непосредственное отношение к формированию казахской народности.

Изучение жизни племен, населявших Казахстан в древние времена, традиционно начинается с бронзового века. Племена, которые проживали на территории Казахстана и в приграничных регионах между 2-1 тысячелетиями до нашей эры, соответственно их культуре называют андроновцами. Об андроновских племенах точных сведений нет. Однако ученые считают, что расово-генетическое развитие казахского этноса берет свое начало с бронзового века. Это подтверждается некоторыми сходствами казахской национальной и древней андроновской культур. На территории Казахстана сохранились многочисленные памятники андроновской культуры в виде различных построек – захоронений. Узоры андроновцев на гончарных изделиях сочетаются современными узорами казахских ковров, украшений, в убранстве юрт.

Поклонение огню, духам предков, выращивание большое количество овец, лошадей и использование их продукта в пищу свидетельствуют о родственной близости жизненного уклада андроновцев и казахов.

Существует этногенетическая связь казахов с более поздними племенами: саками, гуннами, уйсунями, кангюями, сарматами, и т.д.

По мнению некоторых ученых, существует прямая связь между племенами уйсуней и позже сформировавшимся казахским этносом, о чем свидетельствуют общие черты жизненного уклада. Это определяющая роль скотоводства в сочетании с кочевым образом жизни, использование юрты в качестве жилища, комплексное хозяйство (скотоводческо-земледельческое), молочно-мясное питание, выпекание хлеба из зерна и т.д. Кроме того, наблюдается сходство и в общественно-социальном устройстве. По данным источников уйсунское общество делилось на три части: левое крыло, центральное крыло и правое крыло, что можно провести параллель с тремя казахскими жузами. Это подтверждает этногенетическую преемственность.

Ученые считают, что непосредственное сложение казахской народности относится к началу тюркского этногенеза. Образцы хозяйственно-культурной жизнедеятельности тюркского периода позже стали общими для многих тюркских народов (казахов, киргизов, каракалпаков, башкир, ногайцев, алтайцев, тувинцев, туркменов).

Тюркские племена, населявшие территорию Казахстана перед монгольским завоеванием, были готовы к образованию единого народа. Примером является союз кимако-кипчакской конфедерации. Территорию от Алтая до Волги, занимаемая кипчаками, персидский поэт, путешественник и государственный деятель Насир Хосроу называет Дешт-и-Кипчак (Степь кипчаков). Этногенез казахов

Однако нашествие монгольских войск замедлило это процесс, фактически отодвинув его на несколько веков назад. Было разрушено сложившиеся хозяйственно-экономические и культурно-этнические связи. Многие тюркские племена были разобщены, лишены были прежней сплоченности. Под влиянием монголов произошли изменения и в системе руководства племен, в хозяйственной деятельности, обычаях, традициях.

Вместе с тем захватнические действия монголов внесли значительные изменения в этнический состав населения Казахстана. С монголами на территорию Казахстана прибыли с востока и обосновались такие племена как киаты, мангиты, барласы, коныраты, татар и др. Этногенез казахов

Для того, чтобы народ стал единым в этническом и политическом отношении, он, прежде всего, должен иметь собственную независимую государственность. Племена, стремящиеся к единению, были раздроблены в политическом отношении на различные государства, как Белая орда, ханство Абулхаира, Ногайская орда и Могулистан. Однако эти государства стали основой формирования казахской государственности, становления собственного этнического пространства. Хотя, все казахские племена и роды ушли в различные государства, говорили они на одном языке.

Формирование казахского народа закончилось между второй половиной XY в. и началом XYI века, когда было создано самостоятельное независимое Казахское ханство. Таким образом, было достигнуто еще одно условие формирования народности – название собственного государства.

Завершающий этап формирования казахской народности – это процесс выделения, обособления определенной группы племен из конгломерата родов, племен и формирующихся народностей, находившихся на различных стадиях своего развития, каким было население Восточного Дешт-и Кипчака к началу второй половины XY века. Этот процесс выделения произошло под влиянием целого комплекса факторов, в особенности политических.

Таким образом, как видно из вышеизложенных фактов, формирование народности является очень длительным процессом. Его окончательное формирование охарактеризовать определенным временным периодом невозможно. Однако исторические, этнографические, антропологические и лингвистические источники, позволяют ученым – историкам Казахстана сделать вывод о том, что в XIV - XV вв. процесс формирования казахской народности завершился
.

Ученые считают, что непосредственное сложение казахской народности относится к началу тюркского этногенеза. Образцы хозяйственно-культурной жизнедеятельности тюркского периода позже стали общими для многих тюркских народов (казахов, киргизов, каракалпаков, башкир, ногайцев, алтайцев, тувинцев, туркменов).

Тюркские племена, населявшие территорию Казахстана перед монгольским завоеванием, были готовы к образованию единого народа. Примером является союз кимако-кипчакской конфедерации.

Однако нашествие монгольских войск замедлило это процесс, фактически отодвинув его на несколько веков назад.

Вместе с тем захватнические действия монголов внесли значительные изменения в этнический состав населения Казахстана. С монголами на территорию Казахстана прибыли с востока и обосновались такие племена как киаты, мангиты, барласы, коныраты, татар и др. Этногенез казахов

Территория Казахстана постоянно подвергалась миграции различных этнических групп.

Формирование казахского народа закончилось между второй половиной XY в. и началом XYI века, когда было создано самостоятельное независимое Казахское ханство. Таким образом, было достигнуто еще одно условие формирования народности – название собственного государства.

Ученые считают, что непосредственное сложение казахской народности относится к началу тюркского этногенеза. Образцы хозяйственно-культурной жизнедеятельности тюркского периода позже стали общими для многих тюркских народов (казахов, киргизов, каракалпаков, башкир, ногайцев, алтайцев, тувинцев, туркменов).

Тюркские племена, населявшие территорию Казахстана перед монгольским завоеванием, были готовы к образованию единого народа. Примером является союз кимако-кипчакской конфедерации.

Однако нашествие монгольских войск замедлило это процесс, фактически отодвинув его на несколько веков назад.

Вместе с тем захватнические действия монголов внесли значительные изменения в этнический состав населения Казахстана. С монголами на территорию Казахстана прибыли с востока и обосновались такие племена как киаты, мангиты, барласы, коныраты, татар и др. Этногенез казахов

Территория Казахстана постоянно подвергалась миграции различных этнических групп.

Формирование казахского народа закончилось между второй половиной XY в. и началом XYI века, когда было создано самостоятельное независимое Казахское ханство. Таким образом, было достигнуто еще одно условие формирования народности – название собственного государства.

Казахи, возможно, и не сформировались как народ, если бы не вмешательство монголов. От такой версии отталкивается профессор Абдижапар Абдакимов, описывая этногенез казахского народа. Как повлияли монголы на формирование казахов, ведь из истории известно несколько этапов их становления?

Казахи в древние века

Казахский народ имеет длинную историю и очень тяжелую судьбу. Во многом это связано с монгольскими налетами. Так ли сильно монголы повлияли на судьбу казахского народа? До встречи казахских предков с монгольским врагом произошло множество событий, повлиявших на образование народности.

Формирование казахского народа берет свое начало между II и I тысячелетием до нашей эры. Это железный век на территории Казахстана. В то время на казахских землях и приближенных регионах проживали андроновцы. Об этих племенах достоверных сведений нет.

Но некоторые историки считают, принимая во внимание расово-генетические признаки, что этногенез казахов начинается именно с конца бронзового века. Ученые пришли к такому заключению из-за общих жизненных устоев древних андроновских племен и казахского народа:
1. На территории современного Казахстана археологи нашли большое количество памятников и сооружений для захоронений.
2. Узоры древних племен на гончарных изделиях похожи на те, которые применяются в прикладном декоративном искусстве казахов - встречаются на украшениях и коврах.
3. В бытовой культуре, верованиях, формах хозяйствования андроновцев и казахов есть схожие черты: выращивание большого количества овец и лошадей, использование их мяса в пищу, поклонение огню и духам предков.

Также казахский народ имеет некоторые сходства и с другими народами, которые проживали позднее: сарматами, гуннами, саками, кангюями и другими.

Остановимся на племени уйсунов. Некоторые ученые утверждают, что их общий жизненный уклад сильно похож на кочевой образ жизни казахов. Вероятно уйсуны составили казахский этнос.

Вот характерные признаки этого родоплеменного объединения:
- было развито скотоводство;
- вели кочевой образ жизни;
- использовали юрты как жилище;
- у племен было комплексное хозяйство - совмещали скотоводство с земледельческой деятельностью;
- употребляли в пищу молочно-мясные продукты и пекли хлеб из зерна.

В общественно-социальном устройстве уйсунов тоже было сходство с казахами. В социальном строении племен прослеживалось деление на левое, центральное и правое крыло. Ученые проводят параллели с казахскими жузами - был младший, средний и старший жузы.

Этногенез казахского народа: тюркские племена

Считается, что казахская народность берет начало с тюркского этногенеза. Это важный период, поскольку уйсуны и канглы смешались с гуннами, которые вторглись с востока.

С тех пор начался процесс языковых и внешних изменений. Благодаря этому появилось множество родственных черт, которые присущи тюркским народам: казахам, башкирам, туркменам, ногайцам, киргизам, каракалпакам, алтайцам и тувинцам.

В состав казахского народа вошли канглы, которые проживали на южных территориях Казахстана. Затем они смешались с северо-западными племенами - сарматами. Все это первые этносы Казахстана, впоследствии сформировавшие современный казахский народ.

Заселение территорий современного Казахстана тюркскими племенами - второй этап становления казахского народа. По истечении времени появились ягмы, дулаты, болаты, карлуки и большое количество других племен. Этнический состав Казахстана только увеличивался.

Формирование казахской народности происходило на основе близости разных жизненных аспектов поселений и племен. Родственные черты наблюдались в:
- традициях;
- религии;
- укладе жизни;
- политическом развитии;
- социуме; экономике.

Тюркские племена готовы были объединиться в единую нацию, но все испортили монголы.

Третий период формирования казахского народа охватывает X–XIII века - расцвет Средневековья. Тюркские племена объединялись, из-за чего увеличивалась численность населения. Параллельно на востоке развивалась Монгольская империя. Появились такие племенные народы: кереи, жалаиры, меркиты, найманы.

Последний период формирования этнической структуры казахов охватывает время с XIII по XIV века. Это период, когда казахские предки находились под гнетом монгольского врага. Регулярные нападения стали катализатором возникновения новых этнических групп. Этот период был самым тяжелым и трудным в истории казахов.

Образование казахской народности ускорилось, поскольку тюркоязычные племена были вынуждены объединяться, чтобы противостоять сильному врагу. Но везло далеко не каждому:
- монголы разгромили одни племена;
- другие объединения вынуждены были уйти с земель;
- третьи племена пытались найти народности, которые были бы похожи с ними по духу и расовым признакам.

Вот эти последние постепенно сближались друг с другом, что привело к формированию единого народа.

Из очерка авторитетного ученого Абдакимова "История Казахстана (с древнейших времен до наших дней)" известно, что к 1218–1219 годам монголы подчинили почти все соседние страны, включая енисейских киргизов, бурятов и тангутов.

Все это повлияло на то, что очагами становления казахского народа были юго-восток, юг и центральная часть Казахстана. До этого зарождение казахской народности происходило на территории восточного Казахстана на основе кыпчакских племен и в Семиречье, где проживали усуно-карлукские племена.

Монгольские вторжения только замедлили процесс формирования единого тюркоязычного народа. Монголы внесли путаницу в географическое расположение племенных поселений. Таким образом, появлялись не только новые тюркские этносы, но и монгольские.

Вмешательство моголов разрушило уже имеющиеся социально-политические связи, культуру и этнос, хозяйственный и экономический уклад тюркских племен. Древние жители были разобщены. Монголы изменили систему руководства племенами, а также повлияли на хозяйственную деятельность, традиции, обычаи и так далее.

Монгольская система управления имела свои особенности:
- народ поделили на тысячников и туменов;
- появились улусы и уделы - этнические объединения.

Теперь были такие этнические группы: татары, ногайцы, конраты, толенгуты, чингизиды. Последние больше всех сопротивлялись вражескому правлению, пытаясь сохранить свои особенности. Чингизиды со временем стали частью народности Казахстана.

На территории Казахстана в этот период происходило множество этномиграционных процессов: древние казахи объединялись с разными этническими представителями. Монголы занимались тем же самым.

В XIV–XV веках на территории Казахстана и приграничных землях сформировались такие государства:
- Белая Орда;
- Могулистан;
- Ханство Абулхаира;
- Ногайская Орда.

В то время жителей называли узбеками, узбеками-казахами, моголами (могулами), ногаями.

Этногенез казахского народа: конец формирования казахской народности

На финальное образование казахской народности ушло несколько веков. Период начался в XIV веке и закончился в начале XVI века. За это время было достигнуто важное условие, при котором формируется любая народность, - придумали название собственному государству.

Постепенно монгольские устои начали ослабевать, а казахское этническое сознание только крепчало. Тюркские племена объединялись с монгольскими, поскольку имели похожие представления о кочевом образе жизни, духовности и культуре. Затем зародилась идея создания единого государства с национальным названием. Так предки современных казахов стали на путь формирования нации.

Хоть и присутствовало стремление создать единую нацию, но у казахов по-прежнему было разделение на жузы. В свою очередь жузы делились на рода, среди которых были большие объединения, деленные на подрода. Каждое объединение отличалось боевым кличем и знаменем, но также был общий клич "Алаш".

Знамя - родовой знак, который называли "тамга" или "танба". Каждый род имел свой знак, которым клеймили животных, использовали на предметах быта, оружии, в архитектуре.

Тамга - это не просто родовой знак, а символ, который имеет собственную историю происхождения. До сих пор достоверно не известно происхождение каждого родового знака. Это свидетельствует о том, что историю казахского народа еще предстоит изучить, поскольку современным историкам известно далеко не все. Каждая тамга - сокровище мировой культуры.

Также есть шежире (родословная). В таких сводах описана история становления племен, которые раньше обитали на территории Казахстана.

Представленные этапы формирования народности Казахстана известны благодаря открытиям, социально-политологическим анализам. По известным данным видно, как тяжело далось казахским предкам становление национальной культуры. Поэтому современным казахам нужно беречь то, что формировалось веками.

Читайте также: