Монастырская медицина в древней руси кратко

Обновлено: 01.07.2024

3) светская (или ее еще называют мирской) медицина, появившаяся во время правления Ярослава Мудрого. Она же носила название иноземной.

Светская медицина появилась на Руси со времен правления Ярослава Мудрого. Представителями этой ветви медицины были врачи вольной практики, не относящие себя ни к народным врачевателям, ни к монастырским лекарям. Это были люди, часто иноземного происхождения (лечец-армянин, имя которого неизвестно, который пользовался огромной популярностью даже при княжеском дворе; врачеватель Петр, сириец, живший при дворе Николая Давыдовича (князь ХII в.) в Чернигове) и за помощь больным деньги брали, не стесняясь, чем и вызывали негодованиеу представителей других ветвей медицины. Особенно боролась со светской и народной медициной набиравшая обороты монастыр-екая медицина.

Она возводила действия магов и кудесников, а также иноземцев в рамки бесовского дела. Велось активное преследование мудрецов, ведунов и т. д., пойманных даже сжигали на кострах. Действия эти были сродни европейской инквизиции. Однако, несмотря на упорную борьбу, врачевание на Руси так и не стало чисто церковной привилегией. Это видно из источников, относящихся к периоду классического Средневековья, в которых продолжает упоминаться и народное врачевание, и мирская медицина. С ходом времени эти две ветви медицины приобрели все больше различий и обособлились друг от друга.

Цель: изучить историю возникновения монастырской медицины на Руси.
Определить роль монастырей в сохранении и развитии медицины.

Монастырская медицина на Руси сформировалась в X-XI веке наряду с принятием христианства. Монахи, утверждали, что болезнь - это Божие наказание за грехи и непослушание предписанным законам.

В монастыре были помещения как для больных с самыми разнообразными недугами, так и изоляторы, где производился специальный уход. Также монахи исцеляли безнадежно больных, что заставляло их уверовать во всевышние силы и Бога.

Для лечения монахи использовали настои трав, аналоги современных лечебных банок - горшки, вправляли вывихи, делали кровопускание. Лечение проходило бесплатно. Начиная с XII века, лекари обязывались соблюдать врачебную этику: уважение, гуманность, альтруизм, внимательность, добросердечность и терпение по отношению к больному; которой и в настоящее время уделяется большое внимание в учебных заведениях и на практике.

Лечцы передавали свои знания в школах, создавали свои и переводили рукописи с других языков, пополняя монастырские библиотеки, формировались трактаты и сборники, таким образом, происходило обучение, знания сохранялись и пополнялись долгое время.

Вывод. Благодаря монастырской медицине был сделан огромный шаг в развитии врачевания на Руси: возникли новые методы практической медицины и их усовершенствование, закладывались основы врачебной этики, и, как результат, улучшение состояния общественного здоровья.

3) светская (или ее еще называют мирской) медицина, появившаяся во время правления Ярослава Мудрого. Она же носила название иноземной.

Народная медицина. Передача медицинских знаний

Народная медицина – это древнейшая ветвь медицины в истории России. По сути, корнями ее было язычество, которое исповедовали славянские племена до объединения и создания государства и до принятия христианства. Таким образом, момент зарождения народной медицины можно отнести к тому времени, с которого начинается историческое описание жизни русского народа, т. е. ко временам доисторическим. С принятием христианства она не искоренилась, пережила более чем тысячелетие уже исторической жизни народа и даже в наше время она продолжает развиваться, широко применяется на практике теми людьми, которые владеют этим искусством, а иной раз вступают в спор с научной медициной.

Лишь Александр II, отменивший в 1861 г. крепостное право и проведший большое количество преобразований во всех сферах жизни россиян, стал автором первых шагов к доступности медицинской помощи, провел земскую реформу и ввел земскую медицину.

Врачевание со времен его зарождения отличалось от других видов медицины тем, что сочетало в себе и знание целебных свойств природных средств, и веру в чудодейственные силы.

Врачеванием на Руси занимались знахари и предсказатели, ведьмы, ведуны, ведуньи, чаровницы, кудесники, их побаивались, так как они были возведены в ранг посредников между исцеляющими силами природы и человеком.

Боялись их потому, что верили, что они могут таинства природы обратить как во благо, так и во вред человеку. Они занимались совершением различных магических приворотов, отворотов, лекарским делом, гаданием, напусканием и снятием порчи и т. д. Им настолько доверяли, что обращались за помощью к ним не только простолюдины, но и князья и члены княжеских семей.

Народные лекари умели делать кровопускания, трепанации черепа, а также лечить травмы (накладывать лубки), раны с помощью различных мазей, прижиганием.

По прошествии времени врачеватели обрели новое название – лечцы. Они стали организаторами семейных школ, в которых знания медицины переходили от отца к сыну.

Народные врачеватели составляли трактаты об использовании целебных сил природы – травники и лечебники. Особенно широкое распространение это получило после принятия христианства и появления письменности. К сожалению, нам досталась в наследство лишь малая толика тех источников, так как большинство из них погибло или было украдено во время войн. Интересно то, что в дошедших до нас книгах есть средства, которые применялись не только после принятия христианства, но и задолго до него.

Монастырская медицина

Появление монастырских больниц можно отнести ко временам принятия христианства на Руси. Монахи, верившие в то, что всем на земле ведает Бог, воспринимали болезни как кару за прегрешения человеческие, а иной раз и как вселение бесов в человеческую душу и тело. Следовательно, исцеление от болезни рассматривалось как прощение Божие и отпущение грехов.

В пещерах монастыря похоронены люди, вошедшие в историю России: основатель Лавры Антоний, летописец Нестор, врачеватели Дамиан и Агапий и даже основатель Москвы – Юрий Долгорукий.

Как ни странно, в лавре находили способы лечения самых различных болезней – от инфекционных до психических. В стенах монастыря даже было что-то вроде изоляторов, куда помещались тяжелобольные, им обеспечивался индивидуальный уход. Люди, которые не имели уже надежды на выздоровление, нередко исцелялись монахами, после чего уверовали в Бога и молитвы и постригались в монахи.

Среди известнейших целителей, практиковавших в лавре, были такие люди, как преподобный Алимпий, прославившийся тем, что лечил людей с тяжелейшими случаями лепры. Для лечения болезней кожи он использовал иконописные краски, содержавшие, по-видимому, различные лечебные вещества. Так же святой и блаженный Агапий был монахом лавры. Он известен тем, что вылечил внука Ярослава Мудрого, который впоследствии стал князем Руси, а в историю вошел, как Владимир Мономах.

Лечили врачеватели монастыря бесплатно, к больным относились терпимо, с любовью вплоть до самопожертвования. Это отношение является азами врачебной этики, которой в наше время при обучении в вузах придается большое значение.

Светская медицина появилась на Руси со времен правления Ярослава Мудрого. Представителями этой ветви медицины были врачи вольной практики, не относящие себя ни к народным врачевателям, ни к монастырским лекарям. Это были люди, часто иноземного происхождения (лечец-армянин, имя которого неизвестно, который пользовался огромной популярностью даже при княжеском дворе; врачеватель Петр, сириец, живший при дворе Николая Давыдовича (князь XII в.) в Чернигове) и за помощь больным деньги брали, не стесняясь, чем и вызывали негодование у представителей других ветвей медицины. Особенно боролась со светской и народной медициной набиравшая обороты монастырская медицина.

Она возводила действия магов и кудесников, а также иноземцев в рамки бесовского дела. Велось активное преследование мудрецов, ведунов и т. д., пойманных даже сжигали на кострах. Действия эти были сродни европейской инквизиции. Однако, несмотря на упорную борьбу, врачевание на Руси так и не стало чисто церковной привилегией. Это видно из источников, относящихся к периоду классического Средневековья, в которых продолжает упоминаться и народное врачевание, и мирская медицина. С ходом времени эти две ветви медицины приобрели все больше различий и обособлились друг от друга.

Санитарное дело. Бани. Эпидемии

Так, например, в 1230 г. в Смоленске эпидемия унесла десятки тысяч жизней, что свидетельствует о чрезвычайной заразности болезни. Люди понимали, что болезнь переходит от человека к человеку, поэтому отграничивали зараженные места, где были больные. Если эпидемия распространялась на весь город, жители уходили в леса, бросая дома, скарб и больных родственников, и отсиживались до тех пор, пока не пройдет мор. Однако за избавление от болезни принимался тот момент, когда умирал последний больной и заразиться вроде бы было не от кого. Ничего не зная о возбудителях заболеваний, люди возвращались в города, и эпидемия иной раз возвращалась вместе с ними. Считая место проклятым, люди доходили до того, что сжигали целые поселения. Ошибкой их было еще и то, что до XV в. умерших от эпидемий людей хоронили согласно религиозным законам на кладбищах при церквах.

Это способствовало возобновлению и распространению мора. Лишь в XVI в. умерших от заразных болезней стали хоронить вне кладбища, за пределами городов и селений. Люди недопонимали, что причиной возникновения эпидемий были не сверхъестественные силы, а нищета и несоблюдение правил гигиены, поэтому в отдельных случаях доходило до отчаянных поступков: так, например, в XIV в. в Новгороде во время эпидемий чумы жители за 24 ч. возвели церковь Андрея Стратилата. Она сохранилась и до сих пор. В период монголо-татарского нашествия на Руси было самое большое количество эпидемий, больше всего погибло людей.

Просуществовало Древнерусское государство три столетия. В 1132 г. умер сын Владимира Мономаха, последний князь Киевский Мстислав Владимирович. Государство распалось на несколько княжеств – это был период феодальной раздробленности, ослабивший политическую и экономическую независимость Древней Руси. Нашествия монголо-татарских орд хана Батыя окончательно разрушило все принципы правления и жизни на земле русской.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

 Медицина в Древнерусском государстве IX—XIV вв.

Описание презентации по отдельным слайдам:

 Медицина в Древнерусском государстве IX—XIV вв.

Медицина в Древнерусском государстве IX—XIV вв.

3 основные формы врачевания Древней Руси Лекари-ремесленники специализировали.

Народная медицина Народная медицина — это древнейшая ветвь медицины в истории.

Народная медицина Народная медицина — это древнейшая ветвь медицины в истории России. Корнями ее было язычество. С принятием христианства она не искоренилась, пережила более чем тысячелетие и даже в наше время продолжает развиваться, широко применяется на практике теми людьми, которые владеют этим искусством. Вспомните, когда было принято христианство на Руси?

Народная медицина Народная медицина вплоть до второй половины XIX в. оставала.

Народная медицина Народная медицина вплоть до второй половины XIX в. оставалась единственным способом лечения болезней и поддержания здоровья простых людей, так как не существовало более доступной врачебной помощи. Ситуация изменилась во второй половине XIX в., когда появились первые земские учреждения и собственно земская медицина. Вспомните суть Земской реформы Александра II.

Врачевание Врачевание со времен его зарождения отличалось от других видов мед.

Врачевание Врачевание со времен его зарождения отличалось от других видов медицины тем, что сочетало в себе и знание целебных свойств природных средств, и веру в чудодейственные силы. Врачеванием занимались: знахари и предсказатели, ведьмы, ведуны, ведуньи, чаровницы, кудесники. Их побаивались, так как они были возведены в ранг посредников между исцеляющими силами природы и человеком.

Врачевание Они занимались совершением различных магических приворотов, отворо.

Врачевание Они занимались совершением различных магических приворотов, отворотов, лекарским делом, гаданием, напусканием и снятием порчи и т. д. За помощью к ним не только простолюдины, но и князья и члены княжеских семей. Народные лекари умели делать: кровопускания, трепанации черепа, лечить травмы (накладывать лубки), раны с по мощью различных мазей, прижиганием. По прошествии времени врачеватели обрели новое название — лечцы. Они стали организаторами семейных школ, в которых знания медицины переходили от отца к сыну

Лечцы Использовали в своем деле: растительные средства, магические заговоры.

Лечцы Использовали в своем деле: растительные средства, магические заговоры, продукты животного и минерального происхождения (растертый в порошок хризолит применялся при сильных болях в животе, а женщинами для облегчения родов рекомендовали носить рубин). Наиболее известным целебным средством со времен лечцов, дошедшим до наших дней, стала так называемая кислая вода или нарзан.

Народные врачеватели составляли трактаты об использовании целебных сил приро.

Народные врачеватели составляли трактаты об использовании целебных сил природы — травники и лечебники. Особенно широкое распространение это получило после принятия христианства и появления письменности. (ПОЧЕМУ?) Но, к сожалению, до нас дошло очень мало источников.

Монастырская медицина Монахи воспринимали болезни как кару за прегрешения чел.

Монастырская медицина Монахи воспринимали болезни как кару за прегрешения человеческие, а иной раз и как вселение бесов в человеческую душу и тело. Исцеление от болезни - прощение Божие и отпущение грехов. Первые упоминания о них относятся к XI в. Наиболее известными из них стали лечебница в Киево-Печерской лавре. Киево-Печерская Лавра оставила свои следы в развитии медицины и культуры на Руси. Там было написано множество летописей: от Нестора, Никона, Сельвестра

В лавре находили способы лечения самых различных болезней — от инфекционных д.

В лавре находили способы лечения самых различных болезней — от инфекционных до психических. В стенах монастыря даже было что-то вроде изоляторов, куда помещались тяжелобольные, им обеспечивался индивидуальный уход. Люди, которые не имели уже надежды на выздоровление, нередко исцелялись монахами, после чего уверовали в Бога и молитвы и постригались в монахи. Вспомните, какая известная летопись была написана Нестором ? Монастырская медицина

Известные целители - монахи Среди известнейших целителей, практиковавших в ла.

Известные целители - монахи Среди известнейших целителей, практиковавших в лавре, были такие люди, как преподобный Алимпий, прославившийся тем, что лечил людей с тяжелейшими случаями лепры. Для лечения болезней кожи он использовал иконописные краски, содержавшие, повидимому, различные лечебные вещества. Так же святой и блаженный Агапий был монахом лавры. Он известен тем, что вылечил внука Ярослава Мудрого, который впоследствии стал князем Руси, а в историю вошел, как Владимир Мономах. Лечили врачеватели монастыря бесплатно.

Монастырские лечебницы - центры обучения и просвещения Большой известностью.

Светская медицина Светская медицина появилась на Руси со времен правления Яро.

Светская медицина Светская медицина появилась на Руси со времен правления Ярослава Мудрого. Представителями этой ветви медицины были врачи вольной практики, не относящие себя ни к народным врачевателям, ни к монастырским лекарям. Это были люди, часто иноземного происхождения и за помощь больным деньги брали, не стесняясь, чем и вызывали негодование у представителей других ветвей медицины.

Светская медицина Особенно боролась со светской и народной медициной монастыр.

Светская медицина Особенно боролась со светской и народной медициной монастырская медицина. Она возводила действия магов и кудесников, а также иноземцев в рамки бесовского дела. Велось активное преследование мудрецов, ведунов и т. д., пойманных даже сжигали на кострах. Однако, несмотря на упорную борьбу, врачевание на Руси так и не стало чисто церковной привилегией.

Санитарное дело. Бани. Эпидемии В отличие от Западной Европы санитарное дело.

Санитарное дело. Бани. Эпидемии В отличие от Западной Европы санитарное дело на Руси в X— XIV вв. было довольно сильно развито. Об этом свидетельствуют раскопки древнего Новгорода, на территории которого было найдено около 50 усадеб, оснащенных банями, водопроводами и водостоками. Целые площади были покрыты деревянными мостовыми, относящимися к X—XI вв., в отличие от Западной Европы, в которой первые мостовые были сооружены лишь в XIV в., а водопровод — в XV в.

Санитарное дело. Бани. Эпидемии Народные врачеватели уже тогда поняли, какая.

Санитарное дело. Бани. Эпидемии Народные врачеватели уже тогда поняли, какая польза приносится организму при удалении из него вредных веществ вместе с потом. Баня в доме или усадьбе была самым чистым местом: там не только мылись, но и принимали роды, ухаживали за новорожденными, туда приглашали лекарей и костоправов. Первое упоминание о русской бане относится к 1113 г. (летопись от Нестора).

Особой бедой Древнерусского государства были эпидемии инфекционных болезней и.

Эпидемии Люди отграничивали зараженные места, где были больные. Если эпидемия.

Эпидемии Люди отграничивали зараженные места, где были больные. Если эпидемия распространялась на весь город, жители уходили в леса, бросая дома, скарб и больных родственников, и отсиживались до тех пор, пока не пройдет мор. Однако за избавление от болезни принимался тот момент, когда умирал последний больной и заразиться вроде бы было не от кого. Ничего не зная о возбудителях заболеваний, люди возвращались в города, и эпидемия иной раз возвращалась вместе с ними. Считая место проклятым, люди доходили до того, что сжигали целые поселения. Ошибкой их было еще и то, что до XV в. умерших от эпидемий людей хоронили согласно религиозным законам на кладбищах при церквах. Это способствовало возобновлению и распространению мора. Лишь в XVI в. умерших от заразных болезней стали хоронить вне кладбища, за пределами городов и селений.

Люди недопонимали, что причиной возникновения эпидемий были не сверхъестестве.

Люди недопонимали, что причиной возникновения эпидемий были не сверхъестественные силы, а нищета и несоблюдение правил гигиены, поэтому в отдельных случаях доходило до отчаянных поступков: так, например, в XIV в. в Новгороде во время эпидемий чумы жители за 24 ч. возвели церковь Андрея Стратилата. В период монголо-татарского нашествия на Руси было самое большое количество эпидемий, больше всего погибло людей.

Просуществовало Древнерусское государство три столетия. В 1132 г. умер сын Вл.

Просуществовало Древнерусское государство три столетия. В 1132 г. умер сын Владимира Мономаха, последний князь Киевский Мстислав Владимирович. Государство распалось на несколько княжеств — это был период Удельной раздробленности, ослабивший политическую и экономическую независимость Древней Руси. Нашествия монголо-татарских орд хана Батыя окончательно разрушило многие принципы правления и жизни на земле русской.

Читайте также: