Экономический суд снг кратко

Обновлено: 04.07.2024

Экономический суд — орган Содружества Независимых Государств.

Его создание было предусмотрено Соглашением о мерах по обеспечению улучшения расчетов между хозяйственными организациями стран — участниц СНГ от 15 мая 1992 года. Вскоре, 6 июля 1992 года, было подписано Соглашение о статусе Экономического суда СНГ, основным решением которого стало утверждение Положения об этом Суде.

Суд состоит из представителей (по два человека) всех государств — участников СНГ, избираемых или назначаемых на строго профессиональной основе из числа судей хозяйственных, арбитражных судов и иных лиц, являющихся специалистами высокой квалификации в области экономических правоотношений. Срок их полномочий — 10 лет. Председатель Суда и его заместители избираются и утверждаются Советом глав государств сроком на пять лет.

Судьи независимы и неприкосновенны, не подпадают под юрисдикцию государства пребывания, не могут быть привлечены к уголовной и административной ответственности в судебном порядке, арестованы, подвергнуты приводу без согласия Экономического суда.

Юрисдикция. В соответствии со статьей 32 Устава СНГ «Экономический суд действует в целях обеспечения выполнения экономических обязательств в рамках Содружества.

К ведению Экономического суда относится разрешение споров, возникающих при исполнении экономических обязательств. Суд может разрешать и другие споры, отнесенные к его ведению соглашениями государств-членов.

Экономический суд вправе толковать положения соглашений и иных актов Содружества по экономическим вопросам.

К ведению Экономического Суда СНГ относится разрешение межгосударственных экономических споров:

· возникающих при исполнении экономических обязательств, предусмотренных соглашениями, решениями Совета глав государств, Совета глав правительств Содружества (далее — акты Содружества) и других его институтов;

· о соответствии нормативных и других актов государств-участников Содружества, принятых по экономическим вопросам, соглашениям и иным актам Содружества.

Соглашениями государств-участников Содружества к ведению Экономического Суда СНГ могут быть отнесены другие споры, связанные с исполнением соглашений и принятых на их основе иных актов Содружества.

Экономический Суд осуществляет толкование:

· применения положений соглашений, других актов Содружества и его институтов;

· актов законодательства бывшего Союза ССР на период взаимосогласованного их применения, в том числе о допустимости применения этих актов, как не противоречащих соглашениям и принятым на их основе иным актам Содружества.

Толкование осуществляется при принятии решений по конкретным делам, а также по запросам высших органов власти и управления государств, институтов Содружества, высших хозяйственных, арбитражных судов и иных высших органов, разрешающих в государствах экономические споры.

Процедура. Процедура разрешения споров устанавливается Регламентом, утверждаемым Пленумом Экономического Суда СНГ.

С заявлениями в Экономический Суд о разрешении споров обращаются заинтересованные государства, а также органы, институты Содружества в лице их полномочных органов или полномочных представителей.

Заявление подписывается заявителем либо лицом, уполномоченным субъектами, указанными в пункте 54 настоящего Регламента.

Поступившее заявление регистрируется в порядке, установленном Экономическим Судом.

Председатель Экономического Суда в десятидневный срок направляет заявление с приложенными материалами коллегии Экономического Суда и одновременно назначает судью-докладчика и Генерального советника.

Коллегия Экономического Суда в срок не позднее тридцати дней с момента получения заявления проводит заседание, в котором выносит определение о принятии заявления к рассмотрению либо об отказе в его принятии. При отказе заявление остается в Экономическом Суде, а приложенные материалы возвращаются обратившейся стороне.

Судебное заседание ведется под руководством председательствующего коллегии Экономического Суда, который: открывает заседание; сообщает, какое дело слушается; объявляет состав коллегии Экономического Суда; секретаря судебного заседания; сообщает, кто участвует в качестве представителей сторон, Генерального советника Экономического Суда, эксперта, иных участников процесса; разъясняет участникам процесса права и обязанности; принимает необходимые меры к полному и всестороннему выяснению обстоятельств дела и тому подобное.

Распоряжения председательствующего коллегии Экономического Суда для лиц, присутствующих в зале судебного заседания, являются обязательными.

Рассмотрение дела по существу начинается с выступления судьи-докладчика.

Коллегия Экономического Суда в судебном заседании определяет порядок исследования доказательств.

В ходе судебного заседания коллегия Экономического Суда заслушивает объяснения сторон и третьих лиц, свидетелей по делу, исследует документы и другие письменные доказательства, заключение эксперта.

Эксперт дает заключение по поставленным ему вопросам в письменной форме. После изложения заключения эксперту могут быть заданы вопросы судьями и участвующими в деле лицами.

После исследования материалов дела объявляются судебные прения.
В судебных прениях выступают заинтересованные участники процесса, которые могут ссылаться лишь на обстоятельства и доказательства, исследованные в судебном заседании. Первыми выступают представители стороны-заявителя, вторыми - стороны-ответчика. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, выступает после заявителя или ответчика, на стороне которого он участвует в деле. После этого выступают представители третьего лица, заявившего самостоятельные требования. Представители органов и институтов Содружества, не являющиеся сторонами либо третьими лицами, выступают последними.
После судебных прений их участники могут обменяться репликами. Право последней реплики всегда принадлежит представителю стороны-ответчика.

Судебное разбирательство завершается заслушиванием письменного заключения Генерального советника Экономического Суда.
Генеральный советник Экономического Суда также предлагает коллегии Экономического Суда проект решения по рассматриваемому делу без его оглашения в судебном заседании.

Решения коллегии Экономического Суда, которыми дело разрешается по существу, выносятся в форме решения, другие решения коллегии Экономического Суда выносятся в форме определения.

Решение коллегии Экономического Суда выносится в письменной форме на закрытом совещании коллегии Экономического Суда и подписывается всем составом коллегии Экономического Суда.

Решение коллегии Экономического Суда принимается большинством голосов с учетом достигнутого сторонами соглашения, если оно не противоречит нормам применимого сторонами права, фактическим обстоятельствам, материалам дела и настоящему Регламенту. В случае несогласия с решением, принятым по делу, судья излагает свое особое мнение в письменной форме и передает Председателю Экономического Суда.

Решение коллегии Экономического Суда состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.

После окончания закрытого совещания коллегия Экономического Суда по своему усмотрению может объявить только резолютивную часть решения, которая должна быть сформулирована в письменном виде и подписана составом коллегии Экономического Суда.

В течение установленного коллегией Экономического Суда срока, который не должен превышать тридцати дней со дня объявления резолютивной части решения, сторонам должен быть направлен полный текст решения.

Решение коллегии Экономического Суда может быть обжаловано сторонами и третьими лицами в Пленум Экономического Суда. Подача жалобы влечет за собой приостановление исполнения решения на период рассмотрения жалобы.

Решение коллегии Экономического Суда может носить прецедентный характер для государств-участников Соглашения о статусе Экономического Суда, а также для органов и институтов Содружества.

Решение коллегии Экономического Суда может быть пересмотрено по вновь открывшимся обстоятельствам самой коллегией Экономического Суда.

Вновь открывшимися являются обстоятельства, которые при вынесении решения не были известны Экономическому Суду или стороне и могли оказать решающее влияние на исход дела.

Правовая природа решений. По результатам рассмотрения спора Экономический Суд СНГ принимает решение, в котором устанавливается факт нарушения государством-участником соглашений, других актов Содружества и его институтов (либо отсутствие нарушения) и определяются меры, которые рекомендуется принять соответствующему государству в целях устранения нарушения и его последствий. Государство, в отношении которого принято решение Экономического Суда СНГ, обеспечивает его исполнение.

Решение Экономического Суда СНГ должно соответствовать положениям соглашений и иным актам Содружества Независимых Государств, а также применимым нормативным актам.

Экономический Суд Содружества Независимых Государств образован в соответствии со статьей 5 Соглашения о мерах по обеспечению улучшения расчетов между хозяйственными организациями стран-участниц Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года. Соглашение о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 года, а также утвержденное данным Соглашением Положение об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств определяют компетенцию, порядок организации и деятельности Суда. Участниками названного Соглашения являются Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан.

К ведению Экономического Суда относится разрешение межгосударственных экономических споров:

возникающих при исполнении экономических обязательств, предусмотренных соглашениями, решениями Совета глав государств, Совета глав правительств Содружества и других его институтов;

о соответствии нормативных и других актов государств – участников Содружества по экономическим вопросам соглашениям и иным актам Содружества.

Соглашениями государств – участников Содружества к ведению Экономического Суда могут быть отнесены и другие споры, связанные с исполнением соглашений и принятых на их основе иных актов Содружества.

Споры рассматриваются Экономическим Судом по заявлениям заинтересованных государств в лице их полномочных органов, институтов Содружества.

Сторонами (участниками) спора могут быть государства – участники Соглашения о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 года, а также другие государства Содружества, предусмотревшие возможность рассмотрения спора Экономическим Судом в межгосударственных, межправительственных соглашениях и договорах.

Экономический Суд осуществляет также толкование:

применения положений соглашений и других актов Содружества, его институтов;

актов законодательства бывшего Союза ССР на период взаимосогласованного их применения, в том числе о допустимости применения этих актов как не противоречащих соглашениям и принятым на их основе иным актам Содружества.

Толкование осуществляется Экономическим Судом при принятии решений по конкретным делам, а также по запросам высших органов власти и управления государств, институтов Содружества, высших хозяйственных, арбитражных судов и иных высших судебных органов, разрешающих в государствах экономические споры.

В соответствии с Положением об Экономическом Суде СНГ Суд образуется из равного числа судей от каждого государства – участника. Судьи избираются (назначаются) в порядке, установленном в государствах – участниках для избрания (назначения) судей высших хозяйственных, арбитражных судов государств – участников Содружества, сроком на 10 лет на строго профессиональной основе из числа судей хозяйственных, арбитражных судов и иных лиц, являющихся специалистами высокой квалификации в области экономических правоотношений, имеющих высшее юридическое образование. Председатель и заместители Председателя Экономического Суда избираются судьями большинством голосов и утверждаются Советом глав государств СНГ сроком на 5 лет.

Пленум Экономического Суда – его высший коллегиальный орган. В состав Пленума входят судьи Экономического Суда и председатели высших арбитражных, хозяйственных, экономических и других судов, разрешающих дела по спорам в деле экономики государств – участников Соглашения о статусе Экономического Суда – Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан.

Пленум Экономического Суда СНГ выполняет различные функции: как высшая инстанция по осуществлению судопроизводства рассматривает жалобы на решения коллегий Суда; принимает рекомендации по обеспечению единообразной практики применения договоров, актов СНГ по экономическим спорам; разрабатывает и вносит на рассмотрение государств – участников вышеназванного Соглашения предложения по устранению коллизий в законодательстве стран Содружества; утверждает Регламент Суда и иные акты, регулирующие его деятельность.

Председатель Экономического Суда одновременно является Председателем Пленума Экономического Суда. Секретарь Пленума Экономического Суда избирается членами Пленума Экономического Суда из его состава большинством голосов открытым голосованием сроком на 5 лет.


После распада СССР в странах, которые ранее считались ее республиками, начала создаваться коалиция, которая получила название СНГ, или Содружество Независимых Государств. Ежегодно их правительства и главы принимают огромное количество соглашений и договоров, которые на международном уровне практически не котируются. В частности, подобная оценка имеется, поскольку процесс международной интеграции этих стран во многом так и не продолжился, а уже долгие годы стоит на одном месте. Только в последнее время созданные когда-то органы и институты начали работать на более или менее должном уровне. Одним из них смело можно назвать Международный экономический суд СНГ.

Историческая справка

Создание особого органа, который мог бы вмешаться в экономические споры между странами СНГ, было изначально предусмотрено по принятому ими Соглашению о мерах обеспечения улучшения расчетов между хозяйственными организациями. Именно этот документ был заложен в основу Положения об экономическом суде СНГ.

Флаг СНГ

Дальнейшее развитие данного органа продолжалось одновременно с иными институтами, однако при этом имелись свои особенности. К примеру, согласно заключенному соглашению, данный суд должен работать постоянно, а не периодами, как многие иные органы власти стран СНГ. Все это сделало экономический суд СНГ межгосударственным судебным органом, который имеет обязательную юрисдикцию в странах, подписавших Соглашение, то есть в СНГ.

Структура суда

На основании последних изменений, которые были внесены в 2017 году, экономический суд СНГ имеет следующую структуру (на ее основании он и функционирует):

  1. Пленум экономического суда Содружества Независимых Государств.
  2. В полном составе (то есть помимо Председателя суда) заседает по одному судье на каждую страну-участницу СНГ.
  3. В составе палат, в деятельность которых входит решение спорных ситуаций и рассмотрение проблем, касающихся толкования норм права.

экономический суд СНГ

Для разрешения любого дела собирается специальная палата, которая состоит из трех судей. Они назначаются Председателем экономического суда СНГ по запросу одного из государств-участников в соотношении по одному судье от каждой из сторон, а третьего - в качестве нейтральной стороны.

Председатель

На данный момент обязанности Председателя выполняет Каменкова Людмила Эдуардовна. Представляет она в экономическом суде СНГ Республику Беларусь. Свои обязанности исполняет с 15 декабря 2011 года, то есть уже довольно долгий срок. Выбрана она была на основе решения остальных судей. Имеет большое количество наград и званий. До непосредственного перехода в данный суд работала в Министерстве иностранных дел Белорусии.

Компетенция

На настоящий момент в компетенцию экономического суда СНГ входит обеспечение экономических обязательств между всеми этими странами. Непосредственно на их рассмотрение отправляются дела, которые возникли из-за споров в области экономических обязательств. Однако по решению стран-участниц им могут быть назначены и другие дела, предусмотренные соглашением. Довольно часто они также толкуют нормы экономического права и консультируют законодательные акты по вопросам в экономической сфере.

заседание экономического суда СНГ

Из этого следует, что в ведении данного суда находятся дела, которые:

  • возникли непосредственно при исполнении экономических обязательств между странами Содружества и их институтов;
  • дают заключение о том, что принятые в странах нормативно-правовые акты по экономическим соглашениям и вопросам соответствуют уже существующим актам и не затрагивают чьих-либо прав.

Права и обязанности

Как и любой государственный орган, Международный экономический суд СНГ имеет свой ряд прав и обязанностей. Например, он имеет право запрашивать необходимые для рассмотрения дел материалы у любой из участвующих стран и их органов власти. Все решения экономического суда СНГ должны приниматься внимательно и тщательно. Следует принять во внимание, что ответить отрицательно на требования суда не может ни одна из стран-участниц, пока он действует в пределах своей компетенции.

Закон и справедливость

Первым делом осуществлять свою деятельность они должны, полностью опираясь на существующий Регламент экономического суда СНГ. Ведется процесс судопроизводства на едином языке, признанном межгосударственным.

Принятые решения

Вопрос о том, являются ли решения данного суда обязательными, остается во многом спорным, поскольку их правовая сила не указана ни в одном из учредительных документов. Именно поэтому считается, что такие решения станут обязательными только в плане юридической квалификации имеющихся обстоятельств дела, а во всех остальных - в каком именно объеме следует устранять последствия и нарушения виновному государству - лишь рекомендательным. Несмотря на то, какую степень власти подобные решения имеют, они в обязательном порядке должны после принятия быть опубликованы в СМИ и официальных изданиях всех стран, которые входят в состав Содружества.

Порядок обращения в суд

Любое обращение в экономический суд СНГ изначально бесплатно и не облагается пошлиной. При желании заинтересованного государства-участника или их властных органов и представителей может быть направлено заявление. Оно обязательно должно быть оформлено в надлежащем письменном виде, а затем направлено по фиксированному виду связи. В таком документе должны быть перечислены все требуемые данные, а также дополнительные документы, которые могут помочь суду в принятии решения.

Молоток судьи

После того как заявление попадает в суд, оно направляется на рассмотрение Председателю, который передает дело коллегии и назначает судей в течение десяти дней. В течение месяца коллегия принимает решение, взять ли данное дело к производству или отказать. Единственным основанием для отказа является неподсудность дела данному судебному органу. Только после этого в пятидневный срок заинтересованные лица извещаются о том, что дело начало двигаться к решению, а также назначается дата его рассмотрения.

Практика экономического суда СНГ

Несмотря на то что данный орган власти функционирует почти 20 лет, количество рассмотренных им дел довольно мало, поэтому судебная практика их решений ничтожна. При этом следует учитывать, что основная часть из них касается исключительно толкования экономических норм. Всего судебных экономических споров между государствами было решено около 13. Единым значимым для международной практики делом было Решение по делу "о защите прав инвесторов", рассмотрение которого проходило в сентябре 2014 года.

Законные акты

Именно поэтому практический смысл данного судебного органа следует искать в сфере толкования. Оно достаточно масштабно используется в странах СНГ, особенно в Беларуси и России, а также часто учитывается экспертами, которые пишут содержание договоров.

Основные недостатки

Как можно понять из всего вышеперечисленного, экономический суд имеет ряд весомых проблем, которые не дают ему работать на полной мощности.

  1. Первым делом следует понять, что его компетенция весьма ограничена, особенно если сравнивать с полномочиями иных судов регионального уровня.
  2. Из-за отсутствия правового статуса решений данного суда они остаются рекомендательными, поэтому их неисполнение не ведет к наказанию.
  3. Состав аппарата суда назначается странами СНГ, что дает весомые ограничения, ведь сами участники не могут назначить желаемую кандидатуру.

Богиня правосудия

Все это ведет к тому, что становится просто не понятно, может ли такой орган считаться вообще судебным. Больше всего он напоминает попытку ранее единых стран создать структуру, напоминающую арбитражный суд, однако на практике получился какой-то наблюдательный орган, который только и может выступать в качестве советника и толкователя.

Именно поэтому важно реформировать данный институт, основательно изменив его учредительные документы, чтобы не только расширить компетенцию, но и сделать решения обязательными к исполнению.

Экономический Суд Содружества Независимых Государств — судебный орган СНГ, созданный для обеспечения выполнения государствами-участниками своих экономических обязательств. Суд уполномочен на рассмотрение споров при исполнении экономических обязательств по международным договорам в рамках СНГ, иных споров по соглашению государств-участников, толкование международных договоров и актов органов СНГ [1] . Суд располагается в Минске, Республика Беларусь.

Содержание

История

Впервые идея создания судебного органа СНГ была озвучена в день подписания Алма-Атинской Декларации и закреплена в Соглашении о сотрудничестве хозяйственных, арбитражных судов Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины от 21 декабря 1991 года. В статье 12 этого Соглашения национальные суды стран СНГ признали целесообразным образование в составе органов Содружества специального арбитражного органа (Экономического Суда) [2] . На межгосударственном уровне решение о создании судебного органа СНГ (под названием Хозяйственного Суда Содружества) было принято при заключении Соглашения о мерах по обеспечению улучшения расчетов между хозяйственными организациями стран-участниц СНГ от 15 мая 1992 года. Целью Хозяйственного Суда Содружества было определено разрешение межгосударственных экономических споров, которые не могут быть отнесены к компетенции высших хозяйственных (арбитражных) судов государств Содружества (статья 5 Соглашения) [3] .

6 июля 1992 года было подписано Соглашение о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств, неотъемлемой частью которого является Положение об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств, — правовая основа деятельности Суда [4] .

Статьей 3 Соглашения о статусе Экономического Суда СНГ в качестве местонахождения Суда определен город Минск, Республика Беларусь. 22 ноября 1996 года заключен Договор между Республикой Беларусь и Экономическим Судом Содружества Независимых Государств об условиях пребывания Экономического Суда Содружества Независимых Государств на территории Республики Беларусь [5] .

Государства-участники Соглашения о статусе Экономического Суда

Соглашение о статусе Экономического Суда СНГ вступило в силу в 1992 году для Республики Беларусь, Российской Федерации, Республики Узбекистан; в 1993 году — для Республики Армения; в 1994 году — для Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Таджикистан; в 1995 году — для Республики Молдова. С 2006 года Республика Армения, а с 2010 года — Республика Молдова вышли из данного Соглашения [6] .

В 1997 году Азербайджанская Республика попыталась присоединиться к Соглашению о статусе Экономического Суда с рядом оговорок, однако государства-участники высказались против такого присоединения [7] .

Компетенция

Компетенция Экономического Суда определена нормами Устава СНГ [8] и Положения об Экономическом Суде, утвержденного Соглашением о статусе Экономического Суда [4] . Согласно статье 32 Устава СНГ Суд уполномочен на разрешение споров, возникающих при исполнении экономических обязательств в рамках СНГ, на толкование положений международных договоров и актов СНГ по экономическим вопросам, а также может разрешать иные споры, отнесенные к его ведению соглашениями государств — членов СНГ. В соответствии с пунктом 3 Положения об Экономическом Суде СНГ Суд разрешает межгосударственные экономические споры: возникающие при исполнении экономических обязательств, предусмотренных международными договорами СНГ, решениями Совета глав государств, Совета глав правительств СНГ и других его институтов; о соответствии нормативных и других актов государств-участников, принятых по экономическим вопросам, международным договорам и иным актам СНГ. Соглашениями государств — участников СНГк ведению Экономического Суда могут быть отнесены иные споры, связанные с исполнением международных договоров и принятых на их основе иных актов СНГ (в настоящее время имеется 36 таких международных договоров) [9] .

В соответствии с пунктом 5 Положения об Экономическом Суде Суд также уполномочен на толкование: международных договоров, других актов СНГ и его институтов; актов законодательства бывшего Союза ССР на период взаимосогласованного их применения, в том числе о допустимости применения этих актов, как не противоречащих международным договорам и принятым на их основе иным актам СНГ. Такое толкование осуществляется при принятии решений по конкретным делам, а также по специальным запросам.

Право на обращение в Экономический Суд

В соответствии с Положением об Экономическом Суде [4] , правом обращения в Суд для рассмотрения споров обладают заинтересованные государства в лице своих полномочных органов, а также институты СНГ.

С запросами о толковании международных договоров СНГ и иных актов в Экономический Суд могут обращаться высшие органы власти и управления государств-участников, институты СНГ, высшие хозяйственные, арбитражные суды и иные высшие органы, разрешающие в государствах-участниках экономические споры.

Экономический Суд не уполномочен на рассмотрение споров либо запросов о толковании, вносимых на его рассмотрение субъектами хозяйствования либо физическими лицами. В то же время, в практике Суда имели место случаи рассмотрения такого рода обращений, переданных Суду опосредованно через компетентные органы государств и институтов СНГ [10] .

Статус решений Суда

Согласно Положению об Экономическом Суде по результатам рассмотрения спора Экономический Суд принимает решение, в котором устанавливается факт нарушения государством-участником международного договора или акта СНГ, его института, определяются меры, которые рекомендуется принять такому государству для устранения нарушения и его последствий. Государство, в отношении которого принято решение Экономического Суда СНГ, обеспечивает его исполнение. Таким образом, правовая сила прямо не установлена учредительными документами Суда. В литературе высказывается мнение о том, что решения Суда имеют обязательный характер в отношении юридической квалификации обстоятельств дела и рекомендательный — в отношении мер по устранению государством нарушения и его последствий [11] .

Решения Экономического Суда и постановления его Пленума подлежат обязательному опубликованию в изданиях СНГ и средствах массовой информации государств-участников.

Исполнение функций Суда ЕврАзЭС

С 2004 по 2011 годы Экономический Суд выполнял функции Суда ЕврАзЭС в соответствии с Соглашением между Содружеством Независимых Государств и Евразийским экономическим сообществом о выполнении Экономическим Судом Содружества Независимых Государств функций Суда Евразийского экономического сообщества от 3 марта 2004 г. (с изменениями, внесенными Протоколом от 17 января 2011 г.). Данное Соглашение денонсировано с 1 января 2012 г. [12] В рамках исполнения функций Суда ЕврАзЭС юрисдикция Экономического Суда распространялась на межгосударственные споры экономического характера, возникающие при применении международных договоров ЕврАзЭС, решений органов ЕврАзЭС, исполнении обязательств, вытекающих из таких актов, иные споры, предусмотренные договорами ЕврАзЭС, а также на толкование положений международных договоров и решений органов ЕврАзЭС.

Судьи

Судейский состав Экономического Суда СНГ формируется из равного числа судей от каждого государства-участника Соглашения о статусе Экономического Суда. В соответствии со статьей 2 Соглашения квота числа судей от государств-участников установлена в количестве двух человек. Решением Совета глав государств СНГ о мерах по дальнейшему повышению эффективности органов СНГ и оптимизации их структуры от 2 октября 2002 года число судей было уменьшено до одного от каждого государства.

В соответствии с пунктом 7 Положения об Экономическом Суде СНГ судьи избираются (назначаются) государствами-участниками в порядке, установленном ими для избрания (назначения) судей высших хозяйственных, арбитражных судов, сроком на 10 лет, на строго профессиональной основе из числа судей хозяйственных, арбитражных судов и иных лиц, являющихся специалистами высокой квалификации в области экономических правоотношений, имеющих высшее юридическое образование. Председатель Экономического Суда и его заместители избираются судьями Суда большинством голосов и утверждаются Советом глав государств Содружества сроком на 5 лет.

В Экономическом Суде в настоящее время работают 4 судьи: от Республики Беларусь − Каменкова Л. Э. (с 2008 года); от Республики Казахстан − Жолдыбаев С. Ж. (с 2003 года); от Кыргызской Республики − Керимбаева А. Ш. (с 1994 года); от Российской Федерации − Молчанова Т. Н. (с 2003 года) [13] .

15 декабря 2011 года Председателем Экономического Суда избрана Каменкова Людмила Эдуардовна [14] . Заместителем Председателя является Жолдыбаев Сабит Жексенгалиевич (избран 8 апреля 2008 года) [15] .

Структура Суда

Экономический Суд действует в составе полного состава Экономического Суда, коллегий Экономического Суда и Пленума Экономического Суда [16] .

Полный состав Экономического Суда включает всех судей Суда и созывается для рассмотрения дел по запросам о толковании. Полный состав Суда правомочен принимать решение, если на его заседании присутствуют не менее двух третей всех избранных и приступивших к выполнению своих обязанностей судей Экономического Суда. При принятии решения каждый судья имеет один голос и не вправе воздерживаться от голосования. Решения принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих судей. При равенстве голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий полного состава. Решения, принятые полным составом Суда, окончательны и обжалованию не подлежат.

Коллегии Экономического Суда создаются полным составом Суда в количестве трех или пяти человек из числа судей для рассмотрения споров, отнесенных к компетенции соответствующих коллегий. Председательствующий коллегии избирается полным составом Суда из числа судей, входящих в состав коллегии. Решение коллегии принимается простым большинством членов коллегии. При равенстве голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий коллегии. Решение коллегии может быть обжаловано в Пленум Экономического Суда сторонами по делу или третьими лицами.

Пленум Экономического Суда является высшим коллегиальным органом Суда и состоит из Председателя Суда, его заместителей и судей Суда, а также председателей высших хозяйственных, арбитражных судов и иных высших государственных органов государств-участников, разрешающих экономические споры.

Судебная практика

За период с февраля 1994 года, когда было завершено создание материально-технической базы Суда и сформирован судейский состав, и по 1 апреля 2012 года Экономическим Судом рассмотрено 108 дел, по которым вынесено 117 судебных актов. Всего по делам Суда в ходе их рассмотрения было вынесено 265 судебных актов [17] .

Межгосударственные экономические споры

Экономические споры между государствами — участниками СНГ составляют сравнительно небольшую часть дел, рассматриваемых Экономическим Судом: за первые 20 лет работы Суда рассмотрено 13 споров [18] . При этом в ряде случаев Судом было принято решение об отказе в принятии дела к производству или о прекращении дела [19] .

Решения по делам о спорах могут быть классифицированы по следующим категориям: о ненадлежащем исполнении экономических обязательств; о признании права собственности; о коллизии норм национального права и норм права СНГ [17] .

Дела о толковании

Дела о толковании составляют основную массу дел, рассмотренных Экономическим Судом. На 01.04.2012 Судом рассмотрено 95 дел о толковании [17] .

Среди рассмотренных судом дел о толковании выделяются следующие категории:

  • о толковании соглашений и иных актов Содружества регулирующих вопросы исполнения межгосударственных экономических обязательств — 14 дел;
  • о толковании учредительных документов и правового положения СНГ — 5 дел;
  • о толковании соглашений и иных актов органов СНГ, регулирующих статус и полномочия организаций в рамках СНГ, органов СНГ — 11 дел;
  • о толковании соответствия положений соглашений, заключенных в рамках СНГ, актов органов СНГ нормам и принципам международного права — 9 дел;
  • о толковании соглашений, регулирующих порядок разрешения межгосударственных споров в рамках СНГ — 4 дела;
  • о толковании соглашений, регулирующих взаимодействие высших арбитражных, хозяйственных, экономических и других судов государств-участников СНГ по вопросам их процессуальной деятельности — 7 дел;
  • о толковании соглашений и иных актов органов СНГ, регулирующих вопросы обеспечения социально-экономических прав граждан государств-участников СНГ — 39 дел;
  • дела, рассмотренные Экономическим Судом СНГ в рамках выполнения функций Суда ЕврАзЭС — 1;
  • иные дела — 5 [17][19] .

Практика исполнения решений Экономического Суда

Выводы и указания, содержащиеся в решениях Экономического Суда по делам о толковании положений международных договоров, заключенных в рамках СНГ, используются компетентными органами государств-участников в практической деятельности, при подготовке актов национального законодательства и для совершенствования международно-правовой базы, учитываются экспертами при разработке и согласовании договоров и решений, принимаемых в рамках СНГ [20] .

Решения Экономического Суда по делам о толковании применяются в практике национальных судебных органов Республики Беларусь [21] и Российской Федерации [22] .

Реформирование Суда

За время работы Экономического Суда неоднократно высказывалось мнение о необходимости совершенствования его учредительных документов. Так, анализ практики Суда по рассмотрению межгосударственных экономических споров — основной категории споров в соответствии с учредительными документами — показывает, что возможности Суда задействованы недостаточно эффективно [19] .

В этой связи Концепция дальнейшего развития СНГ, одобренная Советом глав государств СНГ 5 октября 2007 года, и План основных мероприятий по ее реализации предусматривают модернизацию Экономического Суда СНГ [23] .

В рамках работы по модернизации Экономического Суда экспертами заинтересованных государств Содружества разрабатывается проект нового Соглашения о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств [24] .

Экономический Суд Содружества Независимых Государств (далее – Экономический Суд СНГ) создан на основании статьи 5 Соглашения о мерах по обеспечению улучшения расчетов между хозяйственными организациями стран – участниц СНГ от 15 мая 1992 года в целях разрешения межгосударственных экономических споров, которые не могут быть отнесены к компетенции национальных судов государств Содружества.

Соглашением было рекомендовано высшим хозяйственным и арбитражным судам государств – участников СНГ внести на очередное заседание Совета глав государств Содружества предложения по персональному составу Хозяйственного Суда Содружества и проект Положения о нем.

6 июля 1992 года государствами – участниками СНГ: Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан были подписаны Соглашение о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств и Положение об Экономическом Суде СНГ, определяющее организацию, порядок деятельности, компетенцию Экономического Суда СНГ.

В соответствии с основополагающим учредительным актом Содружества – Уставом СНГ, принятым 22 января 1993 года, к ведению Экономического Суда СНГ относится разрешение споров, возникающих при исполнении экономических обязательств. Суд может разрешать и другие споры, отнесенные к его ведению соглашениями государств-членов. Экономический Суд вправе толковать положения соглашений и иных актов Содружества по экономическим вопросам. Экономический Суд осуществляет свою деятельность в соответствии с Соглашением о статусе Экономического Суда и Положением о нем, утвержденными Советом глав государств. Местом пребывания Экономического Суда является город Минск.

В настоящее время в Экономическом Суде СНГ работают четверо судей – представителей: Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации. Правовое, организационное, материально-техническое, информационное и иное обеспечение деятельности Экономического Суда возлагается на аппарат Экономического Суда.

Экономический Суд имеет большой научный потенциал – в числе судей и сотрудников в настоящее время 6 человек имеют ученые степени кандидатов юридических наук, в разные периоды в Суде работали два доктора юридических наук, а также заслуженные юристы Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан.

В соответствии с Соглашением о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств к ведению Экономического Суда относится разрешение межгосударственных экономических споров:

возникающих при исполнении экономических обязательств, предусмотренных соглашениями, решениями Совета глав государств, Совета глав правительств СНГ и других его институтов;

о соответствии нормативных и других актов государств – участников Содружества, принятых по экономическим вопросам, соглашениям и иным актам Содружества.

Споры рассматриваются Экономическим Судом СНГ по заявлению заинтересованных государств в лице их полномочных органов, а также институтов Содружества.

Экономический Суд СНГ осуществляет толкование:

применения положений соглашений, других актов Содружества и его институтов;

актов законодательства бывшего Союза ССР на период взаимосогласованного их применения, в том числе о допустимости применения этих актов как не противоречащих соглашениям и принятым на их основе иным актам Содружества.

Толкование осуществляется при принятии решений по конкретным делам, а также по запросам высших органов власти и управления государств, институтов Содружества, высших хозяйственных, арбитражных судов и иных высших органов, разрешающих в государствах экономические споры.

В настоящее время в Содружестве действует 36 международных правовых актов, содержащих договоренности о передаче в Экономический Суд СНГ в том числе возможных споров между государствами, не участвующими в Соглашении о статусе Экономического Суда СНГ.

Кроме этого, Положением об Экономическом Суде СНГ предусматривается также, что соглашениями государств – участников Содружества к ведению Экономического Суда могут быть отнесены другие споры, связанные с исполнением соглашений и принятых на их основе иных актов Содружества.

В этой связи включение в тексты договоров норм, регулирующих разрешение спорных вопросов, путем обращения в Экономический Суд привело к увеличению числа государств, правомочных обращаться в этот судебный орган. Так, в число государств – участников Соглашения о создании благоприятных правовых, экономических и организационных условий для расширения лизинговой деятельности в Содружестве Независимых Государств от 12 октября 2005 года входят также Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Молдова, Туркменистан, не являющиеся участниками Соглашения от 6 июля 1992 года.

Анализ правовой базы Содружества свидетельствует о расширении предметной юрисдикции Экономического Суда СНГ, выходящей за рамки экономических споров. Так, согласно Протоколу о порядке взаимодействия таможенных служб государств – участников СНГ при перевозках специальных грузов и продукции военного назначения от 8 октября 1999 года она относится к сфере безопасности. В Соглашении о формировании и статусе международных инновационных программ и проектов в научно-технологической сфере от 11 сентября 1998 года решение межгосударственных споров затрагивает сферу науки и др.

Экономическим Судом СНГ в рамках работы, проводимой в Содружестве по модернизации его деятельности, инициировано создание Международного центра по урегулированию споров при Экономическом Суде СНГ. Инициатива одобрена Советом Межпарламентской Ассамблеи СНГ (постановление от 3 апреля 2008 года № 15). В соответствии с этим 4 апреля 2008 года Экономический Суд СНГ, Международный союз юристов, Секретариат Совета МПА государств – участников СНГ учредили Международный центр по урегулированию споров при Экономическом Суде СНГ.

Первое заседание Президиума Международного центра состоялось 24 ноября 2008 года в г. Санкт-Петербурге. Президиумом принято решение об образовании при Международном центре постоянно действующих Третейского суда, Палаты посредников и утверждены подготовленные Экономическим Судом СНГ основные базовые и процессуальные проекты документов, кандидатуры руководителей Третейского суда и Палаты посредников, их заместителей, рекомендательные списки арбитров и посредников.

За период, прошедший после первого заседания Президиума Международного центра 24 ноября 2008 года, Экономическим Судом СНГ проведен комплекс организационно-правовых и иных мероприятий, направленных на становление Международного центра и информирование о нем широкого круга лиц.

В настоящее время Международный центр обладает необходимым организационно-правовым потенциалом для выполнения своих уставных задач.

Так, в проект Соглашения включены положения о признании юрисдикции Экономического Суда СНГ по любым межгосударственным спорам, возникающим при выполнении международных договоров, заключенных в рамках СНГ, а также спорам, разрешение которых Экономическим Судом предусмотрено соответствующими международными договорами. Проектом предусмотрено право Экономического Суда СНГ рассматривать споры между государствами, не являющимися сторонами данного Соглашения, при наличии на то их согласия, разрешать споры, вытекающие из трудовых отношений должностных лиц органов Содружества. Проект направлен на внутригосударственное согласование в государства – участники Содружества.

Практика разрешения межгосударственных споров и толкования применения положений соглашений, других актов Содружества и его институтов

Экономическим Судом СНГ приняты судебные решения по различным вопросам межгосударственного сотрудничества. Всего по состоянию на 1 мая 2012 года Экономическим Судом рассмотрено 109 дел, по которым вынесено 118 судебных решений. Всего же по данным делам в ходе их рассмотрения вынесено 266 судебных актов.

Основное количество дел, рассмотренных Экономическим Судом СНГ за период его деятельности, составляют дела о толковании применения соглашений и иных актов Содружества. Экономическим Судом СНГ за весь период деятельности рассмотрено 13 споров о ненадлежащем исполнении экономических обязательств в рамках Содружества. С заявлениями о разрешении экономических споров в Экономический Суд СНГ обращались Правительство Республики Беларусь, Правительство Российской Федерации, Правительство Республики Таджикистан, Комитет государственного имущества и приватизации Министерства финансов Республики Казахстан, действующий от имени Правительства Республики Казахстан.

Основное количество дел, рассмотренных Экономическим Судом СНГ за период деятельности с 1994 года, составляют дела о толковании положений соглашений и иных актов Содружества. По состоянию на 1 мая 2012 года Экономическим Судом СНГ рассмотрено 96 дел о толковании.

Предметом толкования Экономического Суда СНГ в процессе рассмотрения данной категории дел были положения 47 соглашений и других международно-правовых актов СНГ.

С запросами и заявлениями в Экономический Суд обращались государственные органы власти и управления, высшие судебные органы государств – участников Соглашения о статусе Экономического Суда СНГ, органы и организации Содружества.

Так, согласно определению от 15 февраля 2010 года № 01-1/1-10 о разъяснении консультативного заключения Экономического Суда СНГ от 23 июня 1998 года № 01-1/2-98, Суд констатировал, что Содружество Независимых Государств, во-первых, является субъектом международного права, во-вторых, представляет собой межгосударственное образование с широкой сферой совместной деятельности и развитой организационной структурой и, в-третьих, обладает договорной правоспособностью.

Кроме того, Экономический Суд установил, что Содружество реализует право на участие в международных отношениях посредством установления отношений с государствами и международными организациями, а также вправе заключать международные договоры с государствами и международными организациями.

Также в решениях Экономического Суда даны ответы на вопросы относительно правового положения Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ и заявления оговорок, особого мнения, иных позиций государств к соглашениям, заключенным в рамках СНГ, а также к отдельным актам, принятым уставными органами Содружества и др.

Особую категорию дел в Экономическом Суде представляют дела о толковании применения актов, устанавливающих гарантии социально-экономических прав граждан, проживающих на территориях государств – участников Содружества, в том числе по вопросам применения международных договоров о пенсионном обеспечении, заключенных в рамках СНГ.

В Содружестве действует целый ряд международных соглашений, устанавливающих социальные гарантии для граждан, нуждающихся в особой поддержке со стороны государства:

инвалидов и участников Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к ним;

членов семей погибших военнослужащих;

работников, получивших увечья, профессиональные заболевания и иные повреждения здоровья, связанные с выполнением трудовых обязанностей, и т. д.

Анализ судебной практики указанной категории дел показал, что соглашения государств – участников Содружества в сфере пенсионного обеспечения различных групп граждан носят, как правило, рамочный характер. Это означает, что в Содружестве регулирование отношений в сфере пенсионного обеспечения осуществляется посредством закрепления в международно-правовом акте основных направлений сотрудничества и принципов, которые отражают сущность пенсионного обеспечения граждан и позволяют осуществить правовую регламентацию пенсионных отношений в рамках национальных правовых систем на единых началах. Однако нормы, содержащиеся в международных соглашениях, в ряде случаев определены недостаточно четко, в силу чего на практике трактуются неоднозначно.

В процессе толкования Экономический Суд сформулировал принципы пенсионного обеспечения, раскрыл их содержание, установил взаимосвязь принципов, содержащихся в различных международно-правовых актах.

При рассмотрении данной категории дел Экономический Суд, наряду с разъяснением смысла действующих в рамках Содружества международно-правовых норм, обращал внимание государств на необходимость соблюдения и решения имеющихся проблем по сохранению и реализации социальных и экономических прав граждан. Прежде всего эти рекомендации выносились в отношении наименее защищенных граждан: инвалидов и участников Великой Отечественной войны, военных пенсионеров.

Многие решения Экономического Суда, касающиеся обеспечения реализации гражданами своих социально-экономических прав, вытекающих из международных соглашений в рамках СНГ, охватывают не только вопросы пенсионного обеспечения, но и вопросы обеспечения жилплощадью в другом государстве, выплаты пособий членам семей умерших военнослужащих; соблюдения права на льготный проезд; причинения вреда здоровью на производстве и другие.

Решения Экономического Суда о толковании используются в деятельности органов исполнительной власти государств – участников СНГ.

Экономический Суд СНГ, не обладая контрольными функциями за исполнением вынесенных судебных актов, проводит мониторинг применения решений о толковании в государствах – участниках СНГ, направляя соответствующие обращения в профильные министерства и ведомства.

Решения Экономического Суда о толковании активно используются в практической деятельности органов исполнительной власти государств – участников СНГ.

По информации, полученной из министерств обороны Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Казахстан, Республики Молдова, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан и Украины, ряд решений Экономического Суда о толковании положений соглашений, устанавливающих социально-экономические гарантии граждан, применяется при назначении пенсии военнослужащим, прибывшим на постоянное место жительства в данные государства.

Разъяснения точного смысла положений международных соглашений и актов органов СНГ, содержащиеся в решениях Экономического Суда СНГ, оказывают влияние на формирование единообразной судебной практики в государствах.

Анализ практики высших судебных органов Российской Федерации, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь показывает, что отдельные решения Экономического Суда СНГ по делам о толковании находят свое применение в их судебной деятельности (ссылки на решения Экономического Суда СНГ можно найти в правовых актах Конституционного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, актах судов общей юрисдикции Российской Федерации по гражданским делам).

Решения Суда способствовали созданию единообразной практики применения государствами-участниками соответствующих международных договоров, заключенных в рамках Содружества.

Экспертно-аналитическая деятельность Экономического Суда СНГ

Важной составляющей деятельности Экономического Суда, наряду с судопроизводством, является проведение экспертно-аналитической работы в различных сферах взаимодействия с государствами – участниками СНГ, органами Содружества, таких как:

участие в разработке проектов международных договоров, предлагаемых к заключению в рамках СНГ;

подготовка предложений к проектам международных договоров, разработанных органами СНГ;

подготовка предложений к проектам модельных законодательных и иных актов органов межпарламентского сотрудничества СНГ;

подготовка предложений и рекомендаций в рамках международных форумов и иных мероприятий высшего представительского уровня по совершенствованию международно-правового сотрудничества в Содружестве;

сотрудничество с высшими судебными органами и министерствами юстиции государств Содружества в целях выработки предложений по единообразному применению соглашений и иных актов Содружества.

Одним из направлений экспертно-аналитической работы является подготовка обзоров судебной практики Экономического Суда. Цель обзоров заключается в систематизации решений Экономического Суда, доведении их до сведения государств, органов СНГ, что в конечном итоге призвано способствовать обеспечению единообразной правоприменительной практики государств – участников Содружества.


За 30-летний период Содружество оставило свой значимый след в развитии социально- экономической, культурно-гуманитарной жизни государств-участников и сохранило конструктивное многостороннее взаимодействие во всех приоритетных сферах 14.10.2021 Заседание Совета министров иностранных дел СНГ -->


Культурно-гуманитарная сфера остаётся прочной и надёжной скрепой государств и народов СНГ 15.10.2021 Заседание Совета глав государств СНГ По видеоконференцсвязи -->


Одной из сильных сторон СНГ всегда было сотрудничество по гуманитарным вопросам, которое, помимо всего прочего, обеспечивает связь прошлого с будущим 15.10.2021 Заседание Совета глав государств СНГ По видеоконференцсвязи -->



Читайте также: