Образ вечной сонечки толстая кратко

Обновлено: 07.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Каждый выбирает по себе. doc

Никифорова Татьяна Леонидовна, учитель русского языка

Цель урока:

Задачи урока:

проследить связь творчества Татьяны Толстой с литературой 19 века;

развить умения и навыки анализа прозаического произведения: определение темы и идеи, особенностей изображения героев, изобразительно-выразительных средств языка произведения, сюжетно-композиционных особенностей текста, определение авторского отношения к изображаемому;

воздействовать на эмоциональное восприятие учащихся; воспитывать в внимательное отношение к близким людям, толерантность.

Оформление:

Портрет Т. Толстой.

Предварительная подготовка: чтение учащимися рассказа Т.Толстой “Соня”.

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: беседа

План урока:

А) Анализ образа Сони

Б) Анализ образа Ады

Г) Анализ художественных средств

5. Домашнее задание.

Ход урока

1.Вступление: чтение учителем стихотворения Юрия Левитанского

Каждый выбирает для себя

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе.
Щит и латы, посох и заплаты,
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.
Выбираем тоже - как умеем.
Ни к кому претензий не имеем.
Каждый выбирает для себя!

Тема нравственного выбора всегда остро стояла в литературе. Современная литература тоже поднимает этот жизненно важный вопрос.

3.Анализ произведения: (слайд №3)

А) Анализ образа Сони:

* Портрет (нелепая внешность, нелепая одежда)

* Возраст: ровесница века (“в 41году ей должно было исполниться 40”)

О спектакле:

Что общего у героинь? (Бескорыстие, умение любить, готовность к самопожертвованию, неприспособленность к жизни, любовь к детям)

Как окружающие позволяют шутить над Соней? Как вы относитесь к подобным “шуткам”? Прочитайте эпизод о разработке “адского планчика”. Почему не удалась в полной мере затея? О каких личных качествах Сони это говорит? Унижая другого человека, люди, в первую очередь, унижают себя, потому что демонстрируют низкие стороны своей души. Достойное поведение Сони, напротив, вызывает уважение и жалость читателя к человеку, не приспособленному к жизни в мире обмана и нечистоплотности.

Что в Соне есть кроме безобразной внешности?

Что было самым чудесным в её жизни? (эпистолярный роман с Николаем) Кто создал для неё это счастье? Вот об этом сейчас и поговорим…

Б) Анализ образа Ады (слайд №5)

Возраст: видимо, чуть моложе Сони,

в 33 году она “в своей лучшей форме” – теннис, байдарки, поклонники, тут-то и придуман “адский планчик”,

в 41 она тоже в блокадном Ленинграде, сын эвакуирован с детским садом,

баночка томатного сока спасает ей жизнь,

в 90-е годы Ада Адольфовна – парализованная старуха под девяносто

Значение имени:Ада – с древнеевр. – нарядная, украшенная.

Из-за чего она решает начать переписку Сони и Николая? (Мечтает отомстить)

Почему не хочет прервать их переписку? (Понимает, что это убьёт Соню)

Как живётся Аде во время войны

Символична брошка Ады. Как она выглядит?

За красивой внешностью Ады скрывается змеиная душа. Красота – явление преходящее.

Почему этот рассказ не об Аде? (слайд №6) Потому что самое большое чудо в своей жизни – спасительную баночку сока блокадным декабрем – она не заслужила. И не заслужила не потому, что когда-то в 33 году придумала в наказание Соне эпистолярную любовь, Николая, а потому, что зимой 41 отреклась от нее: написала Соне, что “все ложь, что она всех ненавидит, что Соня – старая дура и лошадь, что ничего не было и что будьте вы все прокляты”. И обвинять-то ее в этом тяжело – “было не до любви” в декабре 1941 года. Но вот Соне же было до любви…

Потому и рассказ о Соне (Так Гончаров пишет роман об Обломове, а не о Штольце. Литература защищает, оберегает того, у кого все отнимается в жизни. Так сказке милее всех Иванушка-дурачок. А наша Соня – четырежды будет сказано в тексте – “дура”.)

Ада обязана Соне жизнью. Но и Соня обязана Аде своим счастьем. Так все удивительно переплелось в этой жизни.

Чем была бы ее жизнь без романа в письмах – повседневность, обыденность, быт. Но Соня заслужила и другое.

И Толстая дарит Соне мечту, сказку. Вернее, Ада (“И вот надо же – жизнь устраивает такие штуки! – счастьем этим она была обязана всецело этой змее Аде Адольфовне”). В этой сказке все было, как и положено: королевич, королевна, живая вода. И уже непонятно, что в ее жизни вообще было настоящим, а что выдуманным. Однако, как справедливо заметил А.Генис, “Толстая отнюдь не добрый волшебник, и сказки у нее с плохим концом. Мир страшен сам по себе. Жизнь изначально трагична уже потому, что подчиняется времени”.

В) Образ автора:

Одна из особенностей авторского повествования – несобственно-прямая речь. Авторское повествование звучит как диалог, причём автор здесь больше слушатель или журналист, берущий интервью, а высказаться получают право герои. Через речь персонажей “проглядывает” и их облик, и обстановка, в которой происходит беседа.

В каких эпизодах вы увидели автора?

Г) Анализ художественных средств

Мотив времени - один из основных мотивов рассказа, как, собственно, почти всех рассказов Толстой. Именно в начале рассказа и в финале повторяется фраза: “Жил человек – и нет его”. Как же Толстая отвечает на вопрос, что остается после человека? Имя-мудрость, имя-память остается, жизнь другого человека остается, и еще должен был остаться белый эмалевый голубок, брошка Сони (“голубков огонь не берет”). Оказывается, все имело смысл. Финал рассказа звучит жизнеутверждающе.

По закону справедливости каждому воздаётся по его выбору, по его вере. Докажите это. (В конце рассказа Ада – 90-летняя парализованная старуха, она никому не нужна, никем не любима. Соня прожила свою жизнь счастливо, она осталась в памяти людей, спасла своего Николая от неминуемой гибели, ушла в небытие в самый счастливый момент своей жизни)

В символический образ превращается и еще одна деталь – баночка томатного сока, спасшая Николая-Аду. Самые главные мысли Толстая формулирует кратко, емко, афористично: “Сока там было ровно на одну жизнь”. Кому Соня отдала баночку сока? Узнала ли она Аду?

4) Заключение:

Это произведение современной литературы, которое поднимает важные нравственные проблемы, позволяет утвердительно ответить на вопрос о существовании сегодня настоящей литературы, думающей о человеке, “болеющей” за него. Рассказ “Соня” - это литература, которая вспомнила о своей гуманистической роли, обнаружила теснейшую связь с русской классической литературой

Любое художественное произведение насыщено литературными персонажами. Автор создает образ конкретного человека из слов, описывающих его внешние данные и внутренний мир. После осмысливания этого образа у читателя формируется какая-то определенная картина, связанная с героем литературного произведения, идея, которую хотел передать автор.

В разных произведениях отдельных писателей этот образ может неоднократно повторяться, то есть как бы “проскальзывать”. Таким образом, появляются “сквозные” образы в литературе, наполненные

одинаковым целостным смыслом, но при этом образ может дополняться, обрастать дополнительным качествами. Основная концепция образа существует уже как бы “над текстом”, связывая в памяти читателей разные произведения.
Одним из таких “сквозных” образов является “вечная Сонечка”. Первым произведением, в котором появляется образ девушки по имени Соня, является известнейшее “Преступление и наказание” писателя XIX в. Ф. М. Достоевского. Затем в конце XX в. возникают образы Сонечки в рассказе Т. Толстой “Соня” и в романе Л. Улицкой “Сонечка”.
Что же объединяет и в чем различия

между девушками, жившими в разное время? Для начала нам следует раскрыть тайну имени по словарю имен.
Имя “Софья” имеет древнегреческое происхождение и означает мудрость. Соня – нежная, добрая. В отношениях с незнакомыми людьми стеснительна и не отличается излишней доверчивостью, в то же время она способна проявить сочувствие к слабому и беззащитному существу и оказать посильную помощь человеку, попавшему в затруднительное положение.
Следует отметить, что под это описание в общем подходят все три девушки. Но существуют и некоторые различия. Например, нельзя сказать, что Соня Т. Толстой недоверчива к незнакомым людям, ведь она сразу “клюнула” на письмо от абсолютно незнакомого ей человека, признававшегося в любви, которое само по себе являлось злой шуткой над девушкой.

Героиня Толстой обладала “наивностью и искренностью, граничащими с глупостью”.
Все три Сони были нежными, добрыми и терпеливыми – это мы можем доказать строками из произведений. У Достоевского: “Он (Раскольников) смотрел на Соню и чувствовал, как много на нем было ее любви…”. У Улицкой: “…Сонечка благоговейно грелась перед огнем этого всемирно разговора и все твердила про себя: “Господи, господи, за что же мне все это…”. У Толстой: “Чуткий инструмент Сонина душа…”, “она романтична и по-своему возвышена”.

Как отмечают обе писательницы, их Сони были счастливыми, даже несмотря на не располагающие к счастью жизненные обстоятельства, чего нельзя сказать о Соне Мармеладовой. Хотя жизнь всех трех была не самой удачной, но все же, на мой взгляд, меньше всего повезло героине Достоевского. Этой девушке пришлось очень нелегко в жизни: она совершила грех ради отца, мачехи и ее детей. Этот поступок является апофеозом страдания и самопожертвования, поэтому едва ли Сонечка Мармеладова была счастлива в жизни.

Кстати, говоря о самопожертвовании, следует отметить, что готовность принести себя в жертву ради близких и дорогих людей объединяет всех трех литературных Сонечек. Как мой уже было отмечено, героиня Достоевского пошла на жертву ради семьи. Сонечка Улицкой ради любимых ею людей (мужа и Яси) была готова терпеть подлости с их стороны. И героиня Толстой принесла в жертву даже собственную жизнь, спасая того, кто, как она считала, писал ей стихи.

Следовательно, всех девушек можно назвать жертвенницами.
По внешним данным Соня Мармеладова также несколько отличается от двух других героинь. Мармеладова перед нами предстает девушкой “малого роста, лет восемнадцати, худенькая… блондинка, с замечательными голубыми глазами”, в то время как Сонечка Улицкой является “долговязой, широкоплечей, с сухими ногами и отсиделым тощим задом”. Девушка в описании Толстой также обладает скорее мужскими, чем женскими внешними данными: “…голова как у лошади Пржевальского… безобразно одевалась, обувь снашивала набок”.
Роль в произведении у каждой из девушек своя, особенная. Соня Достоевского выступает как защитница Раскольникова, его покровительница и даже психолог. Ей он изливает душу, доверяет свою самую страшную тайну.

Сонечка Улицкой – это спокойная домашняя женщина, счастливая в браке. В рассказе Толстой Соня становится объектом для насмешек, но, тем не менее, она проявляет высокие личностные качества, как и две ее тезки.
Итак, разбирая эти три образа, я пришла к выводу, что писательницы XX столетия в своих произведениях использовали один и тот же “сквозной” образ Сони, который впервые появился в “Преступлении и наказании” Достоевского, дополняя его некоторыми деталями и несколько видоизменяя. Об этом говорят приведенные мною сходства и различия между героинями. И Достоевский, и Улицкая, и Толстая почувствовали, что взгляд на мир глазами женщины близок к пониманию внутренних духовных основ его устройства. Образы “вечных Сонечек” прекрасны и правдивы.

Они смиренны, кротки, но готовы испепелять себя ради любимых людей, поддерживая их в трудную минуту. Преодолевая немыслимые тяготы, они несут добро в мир. Их жертвенность не может быть напрасной. “Красота спасет мир”, – сказал князь Мышкин, герой романа Достоевского “Идиот”. “Красота души спасет мир!” – говорим мы.

соня татья толстая

Любовь, искренность, жизнь

Что же объединяет девушек, живших в разное время? Для начала раскроем тайну их имени по словарю имен.

Ф. М. Достоевский Т. Н. Толстая Л. Е. Улицкая

Федор Михайлович Достоевский родился в 1821 году в Москве. Первоначальное образование получил в частных московских пансионах. В 1838 году он поступил в Главное инженерное училище в Петербурге, которое и закончил в 1843 году со званием военного инженера.

Всю жизнь он посвятил раскрытию главной темы своих исканий – темы Человека. Он открыл много неизведанного, показал человека во всевозможных столкновениях с жизнью.

Толстая Татьяна Никитична родилась в 1951 году в Ленинграде, внучка знаменитого советского писателя А. Н. Толстого и поэтессы Н. В. Крандиевской-Толстой, дед по материнской линии – переводчик и поэт М. Л. Лозинский.

Окончила филологический факультет ленинградского государственного университета, преподавала в американском университете.

Улицкая Людмила Евгеньевна родилась в 1943 году в селе Давлеканово Башкирской АССР, по профессии биолог и генетик.

Порвав с научной работой, была завлитом в Камерном еврейском театре, затем закончила курсы мультипликационной режиссуры, занималась литературными переводами, писала сценарии программ для телевидения, создала 15 пьес для кукольных театров.

Взаимоотношения с окружающими

Сонечка Мармеладова, наделена даром бесконечного сострадания к людям, во имя любви к ним готова перенести любые трудности и даже унижение. Ради спасения близких Соня избирает путь насилия над собою. Следуя за Раскольниковым, она разделяет его судьбу, помогает нести тяжелый крест.

В позоре и унижении, в условиях, казалось бы, исключающих всякую моральную чистоту, Соня сохранила в себе чуткую и отзывчивую душу

Татьяна Никитична показала героиню в довоенное время и в период блокады Ленинграда. Изначально Соня была жертвой насмешек, а затем становится жертвой войны.

Желание помочь привело героиню к смерти.

Толстая рассказала нам о судьбе еще одной Сонечки, готовой протянуть руку каждому, кто в этом нуждается.

Но вот Соня встретила Роберта Викторовича, которому суждено было стать ее мужем. Сорокасемилетний художник распознает в гадком утёнке, каким представлялась Сонечка окружающим, прекрасного лебедя…

Проект создан ученицей 10 класса после изучения романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Образ "вечной Сонечки" исследован обучающейся в сопоставлении с героинями произведений современной литературы

Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ учащихся

Муници пальное образовательное учреждение

«Средня я общеобразовательная школа № 7

Автор : Желтоухова Анастасия,

Руководитель: Родина Ольга Алексеевна,

Ртищево, 2021 год

I. Одноименные образы в произведениях русской литературы . . 6

II . Сравнительная характеристика главных героинь рассматриваемых произведений …….. ……………………………… … …. 1 6

Женские образы всегда занимали в русской литературе необычайно важное место. Таинство души человеческой передавалось русскими писателями не только через несколько отстраненный женский взгляд, но и через женское сердце. "Бедная Лиза" Карамзина впервые показала, что "и крестьянки любить умеют". Не надо думать, что люди низшего сословия были исключительно женского пола, однако честь быть уравненной с дворянами в правах на чувство выпало именно на долю Лизы. "Татьяны милый идеал" в нетленном романе "Евгений Онегин", пожалуй, волнует А.С. Пушкина не меньше, чем судьба главного героя. Независимость характера Т. Лариной, её близость к простому народу, духовная чистота отвечали представлениям А.С. Пушкина о национальном характере.

К женским образам обращались все писатели XIX века. Тургеневские барышни определяют целый комплекс характерных черт, присущих девушкам его идеала. Романы Л.Н. Толстого вдохнули жизнь в образы женщин, может быть, и не безгрешных, но от этого не менее привлекательных. Сонечка Мармеладова, сверкнувшая ярким лучом в кромешной тьме безысходности в роман е Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание", на долгое время определила приоритеты в духовной сфере.

Почему же именно Соня, Сонечка, Софья?

В мировой истории немало женщин с этим именем:

СОФИЯ Римская (ум . о к . 137), христианская святая, мать мучениц Веры, Надежды и Любови Римских, пострадавших в гонение императора Адриана. Память в Православной церкви 17 (30) сентября, в Католической 30 сентября.

Софья Витовтовна (1371, Литва — 15 июня 1453, Москва), московская великая княгиня, супруга (в 1390-1425) московского великого князя Василия I, дочь литовского великого князя Витовта .

Причина выбора данной темы : Читая произведения школьного курса литературы, я обратила внимание, что и в классической литературе , и в русской литературе XX века многие авторы называют героин ь с воих произведений именем Соня. И меня заинтересовало, случайно ли совершенно разные писатели, разных эпох и исторических периодов делают это или нет?

Актуальность : В настоящее время много говорят о том, что творчество писательниц Т. Толстой и Л. Улицкой является одним из ярких, самоб ытных в современной литературе, п оэтому считаю необходимым познакомиться с художественн ым мир ом этих писательниц .

Целью исследования является выявление общих и противоположных тенденций в создании образов героинь повести Л. Улицкой, рассказа Т. Толстой и романа Ф.М Достоевского.

Для достижения поставленной цели мне необходимо решить следующие задачи:

Составить характеристики каждой литературной героини

ыявить способы создания образов-характеров

5. Систематизировать исследуемый материал

Предмет исследования – образы героинь как специфические объекты и их эволюции в творчестве писателей разного времени.

Метод сплошной выборки;

Метод контекстуального анализа;

Метод статистической обработки.

Практическая значимость работы: материалы и результаты исследования могут быть использованы при разработке элективных курсов по современной русской прозе, спецкурсов по русской литературе конца 19 – начало 21 века на школьных факультативах .

I. Одноименные образы в произведениях русской литературы

Образ Сонечки Мармеладовой занимает важное место в композиции романа, помогает раскрыть его идею. Девушка также оказывает огромное влияние на всю судьбу главного героя – Родиона Раскольникова, помогает ему понять заблуждения, и, в конце концов, нравственно очиститься.

Что же касается фамилии, то судить о ней следует на основе совокупного образа всей семьи Мармеладовых, их трагичной жизни.

В начале романа Соня Мармеладова уже живет отдельно от остальной семьи. Она снимает комнату в "доме на канаве" в квартире № 9, которая принадлежит портному Капернаумову. Под канавой имеется в виду "Екатерининский канал"

О профессии Сонечки Мармеладовой в тексте романа не говорится прямо. Однако читатель догадывается о профессии Сони Мармеладовой по некоторым фразам в тексте. Вот как обозначается род деятельности Сонечки в романе: "дочь моя, Софья Семеновна, желтый билет принуждена была получить" (Мармеладов) "по желтому билету живет с". Как известно, желтый билет в середине XIX века был у девушек "непристойной профессии". Соня пошла по "желтому билету" из-за того, что ее семье нужны были деньги. Из-за того, что она переступила нравственные законы, она стесняется находиться рядом с приличными женщинами – с матерью и сестрой Раскольникова; Соня не может даже сесть в их присутствии, боясь, что это их оскорбит.

Соня – высоконравственная, глубоко верующая женщина. Она верит в глубокий внутренний смысл жизни, видит во всем предопределение Бога, верит, что от человека ничего не зависит. Ее истина – Бог, любовь, смирение. Смысл жизни для нее заключается в великой силе сострадания и сочувствия человека человеку.

Люди, окружающие девушку, понимают её тяжёлое положение и не осуждают Соню. В некоторой степени, её поступки благородны и заслуживают уважения, ведь Мармеладова не тратит заработанные деньги на себя, а отдает их своим близким и безвозмездно помогает другим людям. На каторге все заключенные, отбывающие срок вместе с Раскольниковым, любят Соню за ее доброту и бескорыстную помощь.

Главный поступок в ее жизни ‒ эта жертва Сони Мармеладовой ради счастья близких, и эта жертва ‒ ее жизнь и честь. Она принесла себя в жертву, работая на улице страшной, стыдной работой, чтобы прокормить отца, мачеху и ее детей. Соня испытывает стыд, муки совести, унижения ради близких. В этом ‒ высшее проявление христианской жертвенности.

Соня призывает к Богу, к совести и Раскольникова, желая спасти его душу от терзаний, которые он испытывал после убийства. Соня стала его ангелом‒хранителем, благодаря которому он обрел покой.

Достоевский упоминает о ее некрасивой внешности и лице, но делает акцент на глазах. Глаза Сони при оживлении делали лицо добродушнее и милее. Ей было 18 лет, автор часто называет Соню “х уденькое и маленькое создание”.

Образ Сони Мармеладовой помогает в большей степени понять характер самого автора произведения. Именно через эту героиню Федор Михайлович передал свои взгляды на то, каким должен быть истинный христианин, и что для него значит человечность. Жизненная позиция девушки, ее всепрощение и вера в справедливость также соответствует позиции Достоевского.

Я считаю, что для большего раскрытия личности Сони , для открытия читателю чистой и светлой души героини, автор открывает ещё один женский образ – Аду. А да , которой не раз доставалось от такой Сониной простоты, решила отомстить глупой девушке. Вместе со своими приятелями она придумала для Сони кавалера, назвали его Николай. По легенде мужчина был без ума от Сони, но не мог с ней встречаться, поскольку был женат, а еще имел троих детей. Авторы затеи считали Соню настолько глупой, что даже адрес для Николая придумали. Это был дом отца Ады. Они знали, что Соне не хватит смелости туда пойти и разбить чью-либо семью.

Все это началось перед войной. Вымышленный Николай присылал Соне письма со стихами, полными любви и обожания. Та отвечала не менее пылкими письмами, она искреннее полюбила мужчину, которого никогда не видела. Соня клялась непременно о тдать за Николая свою жизнь или пойти за ним , если надо на край света . Она даже отправила ему свою брошку в виде голубка, которую всегда носила. Сначала эта переписка забавляла Аду и ее друзей, но со временем надоела, ведь "забава" растянулась на годы. К тому же началась война.

Ада и Соня были заблокированы в Ленинграде, они не успели выехать. Отец Ады умер, и она решила написать письмо Соне и положить конец отношениям, подробно рассказав, что Николай ненавидит Соню. Но та не получила письмо и продолжала верить в существование возлюбленного. Однажды Соня, собрав все свои скудные припасы, решила все же увидеть Николая. По указанному адресу она нашла страшного умирающего человека. Наивная Соня и подумать не могла, что это не ее Николай. Девушка напоила, как она думала, мужчину томатным соком и отправилась за водой. Соня попала под бомбежку и не вернулась. Она так никогда и не узнала правду. Аде удалось спастись. Ведь это она лежала в доме своего отца и одновременно вымышленном доме Николая под грудой одеял и одежды. Умирая от голода, она думала, что за ней придет похоронная команда. А то приходила Соня.

Татьяна Никитична показала героиню в довоенное время и в период блокады Ленинграда. Изначально Соня была жертвой насмешек, а затем становится жертвой войны. Желание помочь привело героиню к смерти. Это ещё раз указывает на чистоту и непорочность её души и сердца, ведь смог бы человек, имеющий жизненный опыт и живущий с корыстью в сердце поступить так же? Смог бы в столь сложной и страшной ситуации отдать последнее на благо мало знакомого человека? Думаю, что нет. Многие люди настолько зациклены на себе, что даже в обычной бытовой жизни пожалели бы и самый завалявшийся старый сухарь, не говоря уже про военное время. А Соня, жертвуя собственной жизнью, отдает последние запасы еды человеку, которого она знает только по переписке, которого она практически не знает и который, по сути, вообще не существует.

Думаю, ч то нет. Одинокой героине для счастья оказалось нужно совсем немного – любить и быть любимой, это то, чего у Ады было слишком много, но так и не сделало ее счастливой. А Соня была переполнена счастьем от писем Николая, с которым она даже не могла встречать ся. Вот почему можно говорить о Сониной мудрости, опирающейся на бесконечную веру в человеческую честность, порядочность, доброту и любовь. Красота физическая кратковременна и проходит, а перед красотой души – время бессильно.

Толстая рассказала нам о судьбе еще одной Сонечки, готовой протянуть руку каждому, кто в этом нуждается.

В повести Л. Улицкой Сонечка - порядочная барышня из не очень богатой, но благополучной семьи . Ее нельзя назвать инфернальной, поскольку таковой является сильная и своенравная женщина, поступающая против правил. Эта девушка очень скучна в общении, она любит читать и весьма приземленная, она рано вышла замуж и перестала поступать по собственным желаниям, её мысли подвластны её мужу Роберту Викторовичу. Сонечка - образ любящей жены и матери, жертвующей собой ради близких людей, но судьбу её нельзя назвать несчастной, как судьбу Сони Мармеладовой.

Героиня Л. Улицкой тоже носит имя Соня. Но оно содержит уменьшительно-ласкательный суффикс - ечк - Сонечка. Писатель с любовью относится к своей героине. Одновременно с этим мы можем предположить, что такое имя для героини не случайно. С начала произведения автор знакомит нас с маленькой девочкой по имени Сонечка. На протяжении всей повести имя не меняется, оно не осложняется фамилией, отчеством, в отличие, например, от мужа Сонечки, Роберта Викторовича. Это может быть показателем ее детскости. Сонечка осталась такой же доброй и мягкой, не озлобилась, когда от нее ушел муж. Мы видим, что Л. Улицкая точно подобрала имя для своей героини, оно отражает внутренний мир Сонечки.

Героине Л. Улицкой выпало пережить нелюбовь дочери, а вскоре и мужа, но, не смотря на это, она осталась доброй, умной, барышней. Она человек простой и , как у каждого , у неё есть свои недостатки. Соня - женщина безрассудная и легкомысленная, она хочет быть похожа на барышень из её романов. У неё совершенно нет чувства достоинства. В ней нет загадочности, таинственности, которые должны быть присущи женщине, она же , наоборот, как белый лист, - вся видна и открыта. Она могла остаться работать в библиотеке и встретить другого , более ей подходящего мужчину, но нет, почему же женщина так безрассудно бросается в порывы чувств, совершенно не осознавая, что это не настоящее и совсем не то, что ей нужно в жизни?

II . Сравнительная характеристика главных героинь трёх рассматриваемых произведений.

Ф. М. Достоевский

Федор Михайл ович Достоевский родился в 1821 году в Москве. Первоначальное образование получил в частных московских пансионах. В 1838 году он поступил в Главное инженерное училище в Петерб урге, которое и закончил в 1843 году со званием военного инженера.

Всю жизнь он посвятил раскр ытию главной темы своих исканий – темы Человека. Он открыл много неизведанного, показал человека во всевозможных столкновениях с жизнью.

Толстая Та тьяна Никитична родилась в 1951 году в Ленинграде, внучка знамен итого советского писателя А. Н. Толстого и поэтессы Н. В. Крандиевской-То лстой, дед по материнской линии – переводчик и поэт М. Л. Лозинский.

Окончила филологический факультет ленинградского государственного университета, преподавала в американском университете.

Улицкая Люд мила Евгеньевна родилась в 1943 году в селе Давлеканово Башкирской АССР, по профессии биолог и генетик.

Порвав с научной работой, была завлитом в Камерном еврейском театре, затем закончила курсы мультипликационной режиссуры, занималась литературными переводами, писала сценарии программ для телевидения, создала 15 пьес для кукольных театров.

Взаимоотношения с окружающими

Сонечка Мармеладова, наделена даром бесконечного сострадания к людям, во имя любви к ним готова перенести любые трудности и даже унижение. Ради спасения близких Соня избирает путь насилия над собою. Следуя за Раскольниковым, она разделяет его судьбу, помогает нести тяжелый крест.

В позоре и унижении, в условиях, казалось бы, исключающих всякую моральную чистоту, Соня сохранила в себе чуткую и отзывчивую душу

Татьяна Никитична показала героиню в довоенное время и в период блокады Ленинграда. Изначально Соня была жертвой насмешек, а затем становится жертвой войны.

Желание помочь привело героиню к смерти.

Толстая рассказала нам о судьбе еще одной Сонечки, готовой протянуть руку каждому, кто в этом нуждается.

Но вот Соня встретила Роберта Викторовича, которому суждено было стать ее мужем. Сорокасемилетний художник распознает в гадком утёнке, каким представлялась Сонечка окружающим, прекрасного лебедя…

Сравнив трёх героинь, я выяснила:

нежными, добрыми и терпеливыми;

готовы к самопожертвованию;

ни обладают огромным духовным б

огатством и внутренней красотой;

енный путь каждой очень печален;

Толстой, в отличие от Сони

, даже несмотря на не располагающие к счастью жизненные обстоятельства

Достоевский в своём произведении именно через Соню передал свои мироощущение, убеждения и мысли. Он, будучи религиозным человеком, верил в существующие всегда бескорыстное добро, смирение и во всепрощение, без чего мир не мог бы жить. Униженной и оскорблённой, Сонечка остаётся человеком, достойным уважения, потому что в ней живут вера, надежда и любовь.

Сонечка стала доказательством того, что любовь к человеку и вера в него могут помочь ему преодолеть все испытания и найти настоящую цель в жизни.

Ненасытное сострадание и сочувствие отличают Соню от других героев, ради которых она не замечает собственного страдания, после которого все же остаётся чиста.

Раскольников, благодаря Сониной поддержке и любви, обрел веру в лучшую жизнь, в свое спасение. А Соня, перетерпевшая столько страданий из-за сострадания к ближнему, осталась счастлива, потому что душа ее была способна на это от того, что была чиста.

Читайте также: