А тоффлер о цивилизации будущего кратко

Обновлено: 02.07.2024

Сегодня мы заканчиваем разговор о социальном философе Элвине Тоффлере и его предвидениях.

Одним из определений здравого рассудка является способность отличать реальное от нереального. Скоро нам понадобится другое определение.

Но прежде чем рассказать что это такое, я позволю себе небольшое лирическое отступление.

Второе, о чем хочу сказать: текст, о котором я вам расскажу дальше, он без шуток пророческий. Его стоит прочитать уже потому, что из своего 1980-го года автор увидел то, что ярко проявляется в наши дни — тот социальный, культурный и идеологический кризис, в котором мы сегодня зависли.

И, наконец, третье. Будучи без шуток гением, этот рафинированный интеллектуал, который вместе с женой (и своим соавтором) бросил учебу в Нью-Йорском университете, чтобы переехать на Средний Запад и пять лет там зарабатывать на жизнь сварочным аппаратом и работой на конвейере, остается прежде всего человеком. Он идеалистичен, он совершает ошибки. Но его тон доверителен и искренен. Вместе с ним мы путешествуем по США второй половины прошлого века и размышляем о путях развития капитализма, социализма и шире — всей технической цивилизации. При этом Тоффлер, во-первых, побуждает нас к самостоятельному поиску. И, во-вторых, он совершает немыслимое: будучи блестящим писателем, заставляет нас эмоционально сопереживать академическому, по сути, тексту.

Пожалуйста, коллеги, не ограничивайтесь моим блеклым и галопистым обзором этой великолепной книги. Прочтите Тоффлера сами. Я же сочту огромным личным успехом, если мне удастся привлечь к этому культовому (как на Западе, так и у нас) философу внимание ещё некоторого количества образованных людей.

Про волны

Итак, при беглом обзоре истории человечества автору (и нам вслед за ним) бросаются в глаза три ключевых переходных момента, которые глубочайшим образом изменили и людей и цивилизацию.

Первый случился в неолите при переходе от собирательства-охоты к земледелию-скотоводству. Он разрушил первобытную общину и породил первые аграрные рабовладельческие империи. Именно здесь ярко проявил себя феномен авторитарной власти (абсолютных монархов, феодалов, военных вождей). Благодаря сельскому хозяйству мы многократно увеличили свою численность (от десятков тысяч человек до неолитической революции к полумиллиарду в XVI веке н.э.*) и стали геологической силой, влияющей на биосферу Земли.

* По последним данным к 2100 году нас будет уже 11 миллиардов. Причем половина этих людей будет жить в странах Африки.


Динамика населения Земли впечатляет. Видно, что человечество довольно рано вышло на гиперболический рост.

В эту эпоху человечество научилось тому, что экологи Роберт МакАртур и (куда более известный) Эдвард Уилсон и в 60-х годах определили как r-стратегия. Другими словами, люди стали производить на свет множество детей, большая часть которых не доживала до половозрелости. На аграрной стадии развития главной задачей человечества был элементарный прокорм населения. Люди в основном потребляли сами большую часть того, что производили.


Изменились также система ценностей и система образования. С одной стороны, в индустриальном обществе высоко котируется способность к упорному машиноподобному труду (как умственному, так и физическому) — без него не получить необходимое для высокого статуса образование. Монотонный труд (не только в заводском цеху, но и работа в офисе, зубрежка инструкций / учебников — вообще все, что требует методичных тренировок, упражнений, включая даже танцевальный и тренажерный залы) стал единственным способом утвердиться в новом обществе. Не имея склонности к такому труду, люди автоматически оказываются за бортом.

С другой стороны, в этот период появился огромный класс менеджеров, которые интегрировали и координировали большое количество разнородных процессов в обществе и в промышленности. Социум сам по себе стал выстраиваться в подобие машины. Машина превратилась в некий идеал эпохи.


Гигантский паровой двигатель Корлисс на Международной выставке в Филадельфии в 1876 г.

Появилось новое политическое устройство, при котором голоса избирателей, добытые с помощью средств массовой пропаганды, распределяются между партиями и кандидатами, окончательно аккумулируясь в исполнительной власти. Сама механистичность подобного подхода стала синонимом справедливости и рациональности новой эпохи.

Третья волна

Как же эти перемены отразятся на общественном укладе?


Информационное общество сегодня — это прежде всего децентрализованная сетевая структура.

На этом этапе, по Тоффлеру, должна произойти глобальная перестройка самого принципа организации человеческих обществ. Из иерархических они должны будут стать сетевыми, из вертикальных — горизонтальными. Рано или поздно в результате этого процесса, как уже говорилось выше, исчезнут государства и политические границы, войны станут анахронизмом, а само человечество (не теряя технологического потенциала) во многом переймёт особенности самого первого этапа развития человечества — доиндустриального. В отношения между людьми, считает социальный философ, вернется теплота и интерес к личности, которые почти вытеснили дегуманизирующие отношения между людьми на индустриальной стадии.

Естественно, получается, что процесс смены волн вызывает социальные катаклизмы. Переход от доиндустриального общества к индустриальному породил Английскую и Великую Французскую революции, революции 1917 года в России. Кстати, Тоффлер считает современные ему США и советскую Россию в равной степени примерами архаичных индустриальных обществ, которые просто не понимают, что общего у них больше, чем различий.

Столкновениями людей второй и третьей волны, по мнению автора, можно объяснить все глубинные процессы, протекающие в политической жизни второй половины XX века. Естественно, он экстраполирует эту ситуацию на будущее, говоря о том, как эти две волны схлеснутся в XXI столетии. Конец перехода к новой волне он относит к 2025 году.

Про семью третьей волны, кстати, можно было бы поговорить подробнее, кабы не новый закон о пропаганде гомосексуализма.

Если кратко, Тоффлер считает, что нормативная для индустриального общества нуклеарная семья (мама-папа, два ребенка) в XXI веке станет одним из великого множества вариантов семей, которыми наполнится социум. Нуклеарная семья была нужна строго для репродукции и цементирования общества. Но новое общество станет слишком анархичным и пестрым, чтобы его можно было искусственно сплотить. Аграрная семья (бабушки-дедушки и множество детей) была нужна для обеспечения сельско-хозяйственной деятельности руками и социальной поддержки в ситуации полного отсутствия заботы об этом со стороны государства. В новом обществе эти типы семьи уже не будут иметь прежних преимуществ.

В мире рушащихся связей, по Тоффлеру, семья (не обязательно традиционная) может вернуть себе ряд функций, которые она в период индустриализации отдала обществу, и даже стать крепче, чем в индустриальную эпоху. Образование, говорит Тоффлер, если приложить к нему немного воображения, сможет воспитывать коллективизм и ответственность каждого члена группы.

Образование в информационном обществе

Поскольку Newtonew — ресурс прежде всего образовательный, отдельно поговорим о значении обучения и учёности в новую эпоху, какими их видел Тоффлер.


Начнем с того, что Тоффлер придерживался той здравой мысли, что общественное развитие идет не плавно, а постоянно рвется различными катаклизмами. Однако все эти противоречия и конфликты не образуют хаос, а вполне себе вписываются в стройную картину исторической эволюции, которая подчиняется определенным закономерностям. Тоффлер сравнил этот процесс с океаном, который сохраняет свою сущность, но при этом никогда не бывает застывшим.

Через этот океан время от времени проходят гигантские волны, трансформирующие его состав и обновляющие его.

Тоффлер выделял четыре основные сферы общественного развития - технологическую, социальную, информационную и психосферу. Но именно техносфера определяет суть очередной волны изменений. То есть, именно технологические революции влияют на сущность цивилизаций, возникающих на гребне очередной волны.

Итак, первой такой революцией (волной) была аграрная. Как результат - появление цивилизаций, в которых основой экономики и культуры стала земля. Такое общество технологически не очень развито, господствует ручной труд, есть четкая социальная иерархия, власть авторитарная и жесткая.

Вторая волна связана с промышленной революцией, которая породила индустриальную цивилизацию. Ее символ - заводская труба. Человек становится придатком машины, технологии позволяют развивать массовое производство, машины создают машины. Изменения в техносфере влияют на другие сферы общества. В частности, меняется семья, повышается уровень образования, меняется политическая жизнь, народ начинает в ней участвовать.

Однако развитие индустрии связано и с многими негативными последствиями, например, вредным воздействием на природу, истощением невозобновляемых источников энергии и т.д.

Кстати, сейчас философы и социологи говорят уже о Четвертой волне, но теория Тоффлера, я думаю, остается актуальной и поныне. Читайте его книжку, рекомендую.

Развитие цивилизации происходит волнами – считает американский философ и социолог, один из авторов концепции постиндустриального общества. Волна у Тоффлера — это рывок в науке и технике, который приводит к глубинным сдвигам в жизни общества, о чём он и пишет в своей книге “Третья волна”.

В рамках сотрудничества редакции блога Imena.UA с проектом Smart Reading мы публикуем в еженедельной рубрике Книги только самые ценные идеи из лучших нон-фикшн книг (саммари), которые пригодятся в работе и не только.

Сегодня в центре нашего внимания книга Элвина Тоффлера “Третья волна” (Alvin Toffler, “Third Wave”), из категории обязательных к прочтению книг для образованного человека. Элвина Тоффлера часто называют поп-футуристом. “Третья волна” была впервые опубликована в 1980 году, но её тезисы актуальны и сейчас. Тем более, что по оценке Тоффлера мы будем наблюдать за тем, как третья волна развития человечества окончательно сменит вторую – в 2025 году.

Введение


Книга Тоффлера посвящена пришествию цивилизации третьей волны. Используя метафору волн, Тоффлер хочет подчеркнуть, что возникновение новой цивилизации — это не единовременное событие, а продолжительный процесс зарождения, экспансии и угасания. Причём несколько цивилизационных волн действуют в мире одновременно, но с разной силой и в разных направлениях.

Эти волны иногда называют технологическими потому, что в основе каждой из цивилизаций лежат свои особые технологии производства. У каждой цивилизации есть свой основной ресурс, который во многом определяет её характер.

Но Тоффлер в книге “Третья волна” особо отмечает, что цивилизация — это не только технологии или экономика. Это комплекс взаимосвязанных технологических, экономических, организационных, социальных и политических принципов и институтов, которые соединяются между собой в единый, точно пригнанный механизм (так выражается человек второй волны) или образуют единую экосистему (сказал бы человек третьей волны).

Каждой цивилизации присуще свое особое мировоззрение, своя мораль, свой уклад жизни. Причём мировоззрение, принципы и институты новой волны не вырастают эволюционно из тех же элементов более ранней волны, а формируются на основе своего уникального генома новой цивилизации.

Поэтому коллизии волн носят не эволюционный, а революционный характер, а приход новой волны сопряжён с войнами, революциями и другими потрясениями.

И надо всем этим бушующим морем самых неожиданных столкновений формируется главный конфликт современности — между наступающей третьей и откатывающейся второй волной. Когда мир сотрясается под напором сразу двух волн, ни одна из которых не является доминирующей, видение будущего ускользает, становится фрагментарным. К противоборствам и конфликтам сторонников и противников каждой из волн добавляются внутренние конфликты каждой из них.

Понимание природы этих конфликтов, утверждает Тоффлер, даёт нам возможность не только увидеть альтернативы будущего и определить, за что на самом деле выступают многочисленные политические и общественные силы, но и найти собственную роль в этом процессе, какой бы ничтожной ни казалась одна личность на фоне таких тектонических сдвигов.

Книга Тоффлера “Третья волна” помогает научиться отличать силы и процессы уходящей второй волны от проявлений нарастающей третьей волны.

Вторая волна

В своей книге Тоффлер выделяет три волны цивилизации: сельскохозяйственную, индустриальную и третью, которую он иногда называет ещё информационной.

Первая волна начала свое движение примерно 10 тысяч лет назад, когда собиратели и охотники научились возделывать землю и перешли от кочевого образа жизни к оседлому. Сегодня эта волна практически исчерпала свою силу, медленно, но неотвратимо обойдя весь мир. Только горстка первобытных племён осталась на стадии охоты и собирательства.

Главным ресурсом первой волны была земля, а большая часть её продукта потреблялась теми, кто его непосредственно производил. Время в цивилизации первой волны ходило по кругу, повторяя циклы сельскохозяйственного производства.

Первая волна стала терять силу в промежутке между 1650–1750 годами, когда появился гребень второй волны, создавшей индустриальное общество, которое, в свою очередь, завоевало мир.

Примерно тогда же в странах индустриального мира начала свой разбег третья волна. И по мере того, как она набирает силу, сталкиваясь со второй волной, устаревшие принципы и институты второй волны начинают трещать по швам под её напором.

Третья волна

Систематический анализ может ответить на многие вопросы, но, в конце концов, нам придётся разобраться в парадоксах и противоречиях, которые ему не подвластны. Предвидение, воображение и смелый (хотя и предварительный) синтез поможет нам в этом деле.

В доиндустриальную эпоху человек получал образы по очень узкому каналу, в основном от близких людей. Через личное общение, которому свойственен спокойный ритм, многочисленные паузы и повторения. С наступлением второй волны количество каналов, из которых индивидуум получал представление об окружающем мире, увеличилось. К личному общению добавились газеты, журналы, радио и телевидение. По этим каналам (в основном в унисон) вещали церковь, правительство, семья и школа. СМИ стали не только мощным усилителем трансляции этого контента, но и производителем своего собственного, — встроенного, тем не менее, в общий хор. СМИ заняли ключевое место в стандартизации поведения, необходимой для индустриального производства.

Формируемые индустриальными СМИ образы были более податливыми к изменению, чем образы доиндустриальной эпохи. Но третья волна привела к многократному ускорению обновления библиотеки образов в нашем сознании. Это означает, что сами образы становятся все более короткоживущими.

Но третья волна не только кардинально ускорила оборачиваемость образов, она затронула и более глубинную структуру информации.

Демассификация средств информации стала естественным следствием удешевления себестоимости создания информационных носителей. Во времена написания книги (1980 г.) многократное удешевление печатного процесса мелких тиражей привело к тому, что каждый клуб по интересам, каждая конфессия, каждое сообщество и каждый муниципалитет смогли позволить себе издавать собственную газету или журнал.

В 1977 году впервые в истории телевидения в США аудитория телезрителей сократилась.
Спутниковое и кабельное телевидение, видеокассеты, видео на заказ нарезали аудиторию телеканалов на узкие сегменты. Господство телеканалов в навязывании всем, что и когда смотреть, навсегда осталось в прошлом.

Третья волна принесла с собой новую инфосферу. Наступила эра демассифицированных средств информации, которая окажет глубокое воздействие на то, как формируется наше представление об окружающем мире.

Демассификация средств информации ведёт к тому, что вместо работающих в унисон каналов, продвигающих единое представление о мире, мы стали получать информацию отрывками из гораздо большего количества часто противоречащих друг другу источников. Состоящий из коротких блипов информационный поток трудно поддаётся классификации. Отчасти это происходит потому, что блипы часто не укладываются в доминирующие концепции индустриального прошлого, но ещё и потому, что их форма выглядит слишком нелогичной и фрагментарной.

По отношению к новой форме подачи информации легко отличить, к какой волне принадлежит человек. Раздражение нелогичностью и бессвязностью подачи информации — верный признак менталитета индустриального общества. Способность впитывать громадный объём разнородных блипов и самостоятельно находить концепции, на которые, как на нитки, нанизываются укладывающиеся в них информационные бусины, является неотъемлемым свойством человека третьей волны.

Демассификация цивилизации, одновременно и жертвой и усилителем которой являются СМИ, неизбежно приводит к грандиозному скачку в объёмах информации, которой мы все обмениваемся между собой. Именно поэтому о цивилизации третьей волны можно говорить как об информационном обществе.

Повышаем производительность мозга


Интересная метаморфоза происходит с грамотностью. Если в индустриальной цивилизации даже самый умный и умелый, но не умеющий читать и писать человек не мог получить даже простую работу, которая требовала заполнения каких-то форм и таблиц, то в умной среде информационного общества требования к традиционной грамотности могут исчезнуть как условие получения квалифицированной работы.

В информационную эпоху компьютеры увеличат силу мозга человека так же, как машины увеличили силу его мышц в индустриальную эпоху.

Человеческое воображение, его интуиция и интеллект будут играть в ближайшие десятилетия по-прежнему определяющую роль, но компьютеры смогут углубить наше представление о причинно-следственных связях. Анализируя огромные массивы информации, они будут находить незаметные паттерны, позволяющие установить взаимосвязь между разными группами данных. Они изменят способ, которым мы анализируем проблемы и интегрируем информацию. В 1980 году, когда писалась книга, термин big data был никому не известен.

Компьютер полностью изменит социальную память человека. Первоначально социальная память хранилась в мозге человека. Она изменялась, пополнялась, корректировалась в течение жизни человека и затем умирала вместе с ним. За счёт массового распространения грамотности письменность дала людям возможность переносить свою социальную память на бумагу. Индустриальная эпоха создала такие внешние носители социальной памяти — звуко- и видеозапись. Социальная память отделилась от мозга человека, но при этом стала пассивной. Для редактирования её надо было снова загружать в мозг человека. Третья волна с помощью компьютера сделала внешнюю социальную память интерактивной.

Главные черты будущего

Новая цивилизация будет иметь намного более диверсифицированную энергетическую базу, в которой будут преобладать экологически чистые возобновляемые источники.

Технологическая база третьей волны также будет широко диверсифицирована: от биологии, генетики, электроники, материаловедения до освоения космоса и глубин океана.

Главным сырьём новой экономики станут информация и воображение. С помощью информации и воображения будет найдена замена большинству невозобновляемых ресурсов современной цивилизации.

В связи с беспрецедентным ростом значения информации человечество реструктурирует образование, перестроит научно-исследовательские работы и, главное, реорганизует систему коммуникаций.

Сдвиг в сторону базирующегося на информации и электронике общества приведёт к снижению энергопотребности цивилизации.

В цивилизации третьей волны фабрика перестанет служить организационным прототипом для всех других общественных институтов. Её целью перестанет быть массовое производство.
Новые принципы организации производства и административной работы потребуют новых трудовых ресурсов, наделённых сообразительностью и изобретательностью, а не способностью выполнять рутинные действия.

Корпорации будущего превратятся в многоцелевые, многофункциональные организации, задачи которых выйдут далеко за пределы максимизации прибыли или объёма производства.

Принципы начисления зарплат и бонусов руководителей постепенно изменятся, чтобы отразить эту новую многофункциональность. Общество и корпорации (как его часть) перейдут с единого синхронизированного ритма гигантского конвейера на гибкие индивидуальные графики и расписания.

Бюрократическая иерархия в бизнесе будет заменена на многочисленные новые неиерархические организационные формы. Там, где иерархия сохранится, она станет более плоской и будет носить временный характер.

Множество новых религий, движений, научных теорий, философских течений, форм искусства появится в количествах, которые не были возможны (да и не были нужны) в индустриальную эпоху.

Возникающая мультикультура породит хаос, который продлится до тех пор, пока не будут созданы новые механизмы группового разрешения конфликтов.

Третья волна характеризуется растущей дифференциацией общества и приведёт к ослаблению роли национальных государств и росту роли регионов и даже отдельных городов.

Интересы культурного, экологического, религиозного и экономического сотрудничества отдельных регионов будут играть в процессе налаживания межрегиональных связей более значительную роль, чем географическая близость.

Развивающиеся страны откажутся от попыток скопировать пример промышленно развитых стран и выработают свои, радикально новые стратегии развития, основанные на их культурных и религиозных традициях.

Демократия XXI века

Первым еретическим принципом правительства третьей волны является принцип власти меньшинства. Уже сегодня в обществе очень сложно выделить большинство, имеющее единое мнение по одному вопросу. Напротив, общество всё больше распадается на малые группы, готовые отстаивать свои интересы.

При наличии адекватных институтов многообразие может стать основой стабильного общества. Но, чтобы достичь этого, необходимо основательно реформировать политическую систему.

Второй строительный элемент новой политической системы — полупрямая демократия. Вопрос не стоит о выборе между прямой и представительской демократией. Поскольку обе системы имеют свои плюсы, интеграция прямо-о участия граждан и их представителей кажется наиболее вероятной.

Третьим принципом политики завтрашнего дня станет распределение решений. Вопрос не стоит о децентрализации принятия решений как самоцели. Необходимо правильное размещение решений на тот уровень, где они могут быть приняты оптимальным путём. Изменение информационных потоков позволяет перенести многие решения на низовой уровень. В то же время, необходимы новые наднациональные институты для более эффективного решения проблем, выходящих за рамки компетенции национальных властей.

Вместо заключения

Третья волна не является ни утопией, ни антиутопией. Она предлагает позитивную и революционную альтернативу будущего, которая, тем не менее, лежит в пределах реалистично достижимого. Это и есть практопия.

Почему это происходит? На этот вопрос нет ответа. Тысячи разных взаимосвязанных потоков просто начали течь. Мы видим их взаимосвязи и грандиозные петли обратной связи, которые усиливают их бег. Но одной единственной причины, одной единственной переменной, которая дала старт этому процессу, просто не существует.

Две тенденции: диверсификация общества и ускорение исторического процесса — оказывают мощнейшее давление на людей и на институты, привыкшие иметь дело с невысоким уровнем разнообразия и медленным ходом перемен.

Это столкновение порождает шок будущего. Единственный способ преодолеть его — это научиться действовать в новых условиях. Для этого и людям, и институтам предстоит изменить себя.

Некоторым поколениям выпала роль хранителей цивилизации. Участь других — строить цивилизацию. Наш удел — созидать. И начинать строительство новой политической системы надо прямо сейчас, пока дезинтеграция старой системы не выпустила на улицы силы тирании, сделав неизбежным насильственный путь к победе демократии XXI века.

Редакция благодарит Михаила Иванова и проект Smart Reading за сотрудничество и предоставленные материалы.


Использованы материалы кн.: Политическая мысль Новейшего времени. Персоналии, идеи, концепции: Краткий справочник / Сост. Михайлова Е.М. – Чебоксары: ЧКИ РУК, 2010, с. 32.

* Тоффлер умер 27 июня 2016 года.

Американский социолог

Тоффлер (Toffler), Олвин (р. 1928) — американский социолог, философ и публицист- футуролог . Автор одного из вариантов концепции постиндустриального общества, считает, что историческая эволюция не может быть описана в виде процесса линеарного, плавного развития, а осуществляется через социальные противоречия и конфликты, которые, однако, не хаотичны, а укладываются в общую картину изменений, протекающих через некие интервалы, дискретности. Этот процесс можно уподобить вечно живому океану, через который время от времени перекатываются огромные волны, втекая в поток изменений всех людей, которые вследствие -этого и становятся участниками цивилизационных трансформаций. В общественном развитии, по Тоффлеру, взаимодействуют четыре сферы: техно-, социо-, инфо- и психосфера, но решающую роль в волнообразном потоке изменений играет первая из них. Поэтому источником и движущей силой нововведений в обществе выступают технологические революции. В зависимости от характера такой революции определяется и сущность возникающей на ее основе цивилизации.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 451-452.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: The culture consumers, N. Υ., 1973; The futurists, Ν. Υ., 1972; Learning for tomorrow, N. Y., 1974 (editor).

Социолог и футуролог

Тоффлер Олвин (р. 1928). Американский социолог и футуролог. Описал сложности, социальные конфликты и глобальные проблемы, с которыми столкнется человечество на рубеже двух столетий. Идея технических мутаций, оказывающих многомерное воздействие на социальный процесс, давно уже получила признание в современных философии и социологии. В своих основных работах Тоффлера проводит мысль о том, что человечество переходит к новой технологической революции, т. е. на смену первой волне (аграрной цивилизации) и второй (индустриальной цивилизации) приходит новая, ведущая к созданию сверхиндустриальной цивилизации.

Очередная волна является, по Тоффлеру, грандиозным поворотом истории, величайшей трансформацией социума, всесторонним преобразованием всех форм социального и индивидуального бытия. Речь идет не о социальной революции, направленной в основном на смену политического режима, а о технологических изменениях, которые вызревают медленно, эволюционно; однако впоследствии они рождают глубинные потрясения. Чем скорее человечество осознает потребность в переходе к новой волне, тем меньше будет опасность насилия, диктата и других бед. Тоффлер стремится обрисовать будущее общество как возврат к доиндустриальной цивилизации на новой технологической базе.

Основные труды: “Шок будущего” (1970), “Столкновение с будущим” (1972); “Доклад об экоспазме” (1975); “Третья волна” (1980); “Метаморфозы власти” (1990) и др.

А. Акмалова, В. М. Капицын, А. В. Миронов, В. К. Мокшин. Словарь-справочник по социологии. Учебное издание. 2011.

Выделял техно-, социо-, инфо- и психосферы

Тоффлер (Toffler) Олвин (р. в 1928) - американский социолог, философ и публицист-футуролог. Основные сочинения: "Шок будущего" (1970), "Культурные потребители" (1973), "Доклад об экоспазме" (1975), "Третья волна" (1980), "Предварительные заметки и перспективы" (1983), "Восприимчивая корпорация" (1985) и др. Автор одного из вариантов концепции постиндустриального общества. Считает, что историческая эволюция не может быть описана в виде процесса линеарного, плавного развития, а осуществляется через социальные противоречия и конфликты, которые, однако, не хаотичны, а укладываются в общую картину изменений, протекающих через некие интервалы, дискретности. Этот процесс можно уподобить вечно живому океану, через который время от времени перекатываются огромные волны, втекая в поток изменений всех людей, которые вследствие этого и становятся участниками цивилизационных трансформаций.

В общественном развитии, по Тоффлеру, взаимодействуют четыре сферы: техно-, социо-, инфо- и психосфера, но решающую роль в волнообразном потоке изменений играет первая из них. Поэтому источником и движущей силой нововведений в обществе выступают технологические революции. В зависимости от характера такой революции определяется и сущность возникающей на ее основе цивилизации. В результате развертывания первой технологической революции - аграрной (по Т.) - возникла гигантская волна сельскохозяйственной цивилизации. Основополагающие признаки этой цивилизации таковы: 1) земля - основа экономики, семейной и политической организации, культуры; 2) господство простого разделения труда и связанное с этим наличие нескольких четко определенных каст и классов: знать, духовенство, воины, рабы или крепостные крестьяне; 3) жестко авторитарная власть; 4) сословное положение - определяющий параметр социального статуса и индивида и социальной группы; 5) экономика децентрализована, т.к. каждая община производит большую часть того, в чем испытывает нужду. На смену этой цивилизации на гребне Второй волны приходит новая, индустриальная цивилизация. Ее символом становится заводская труба, главным двигателем - мускульная сила работников промышленного производства, которые становятся придатками машины, порождающей гигантизм и единообразие (массовидность) во всех сферах жизни, включая труд, культуру, образ жизни. Индустриально-заводской тип производства продуцирует машины и их системы, создающие новые машины, а это открывает двери для массовой продукции, массового распределения, массовой торговли и массовой культуры. В соответствии с этим и социосфера, базирующаяся на индустриальной техносфере, приспосабливается к жизни людей, связанных с фабричным производством: возникающие с ней нуклеарная семья, корпорации, массовое образование (школы, вузы), клубы, библиотеки, церкви, профсоюзы, партии, искусство и даже правительство, становящееся политическим эквивалентом фабрики, строятся по принципу массовидной иерархической структуры и ориентированы на рынок, т.е. на анонимного потребителя. Индустриализм расслаивает единство общества, разделяет две половины целостной человеческой жизни - производство и потребление, создавая образ жизни, наполненный экономической напряженностью, социальными конфликтами, семейными драмами и психологическими недомоганиями. Все эти социальные пороки проистекают из действия шести взаимосвязанных принципов индустриализма, программирующих поведение миллионов людей: стандартизации, специализации, синхронизации, концентрации, максимизации и централизации. Ныне индустриальная цивилизация изжила себя по многим причинам, из которых основными являются две: 1) биосфера больше не в состоянии выдерживать беспрерывные и неконтролируемые индустриальные атаки; 2) мы не можем больше бесконечно полагаться на невосстановимую энергию, являющуюся главной предпосылкой и субсидией индустриального развития.

В пределах индустриальной цивилизации во второй половине 20 века возникла и начала ее захлестывать Третья гигантская волна технологических и социальных трансформаций. Последняя вызвана нарастающим и повсеместным распространением компьютеров, лазерной техники, биотехнологии, генной инженерии, информатики, электроники, теле- и видеокоммуникаций, составляющих базисные отрасли постиндустриального производства. Возникает новая энергетика, базирующаяся на обновляющихся, а не на истощающихся источниках. В отличие от индустриального производства, в котором главными были мускулы и машинная технология, в развитых отраслях постиндустриального производства главными становятся информация, творчество и интеллектуальная технология. На смену пролетариату, являвшемуся придатком машины, приходит по Тоффлеру, "когнитариат", т.е. интеллектуальный работник, обладающий мастерством и информацией, которые составляют набор его духовных инструментов, позволяющих квалифицированно и эффективно работать со все более сложной и разнообразной информацией. В процессе преобразования предприятий Второй волны в предприятия Третьей волны возрастает безработица, из различных видов которой наиболее распространенными становятся структурная, технологическая и временная, связанная с коренными технологическими преобразованиями основ производственной деятельности, содержания и характера труда. Происходит воссоединение разделенных индустриализмом производителя и потребителя, возникает новый тип работника - "произтребитель": потребитель более активно вовлекается в производство, в принятие управленческих решений. В этих условиях на каждый доллар, вложенный в экономику Третьей волны, должно приходится несколько долларов, вкладываемых в человеческий капитал - в обучение, образование, переучивание работающих, переселение, социальную реабилитацию, культурную адаптацию. Самое важное здесь - трансформация не машин, а людей, перевооружение их сознания, переход к пониманию первичной значимости культуры в жизни человеческих сообществ. Одновременно с преобразованием техносферы происходит революционизация инфосферы.

Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998.

Теоретик постиндустриального общества

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 381-383.

Читайте также: