Акустический аспект фонетики кратко

Обновлено: 04.07.2024

Общее представление о фонетике как о разделе языкознания

Фонетика – это самостоятельный раздел языкознания, который занимается изучением звуков речи, звукового строения языка и интонаций.

Предмет фонетики как научной дисциплины находится на стыке трёх разновидностей речевой деятельности: устной, внутренней и письменной речью. В связи с этим отличительной чертой фонетики является изучение не только языковой составляющей, но и материальной стороны своего объекта. К последнему относятся следующие явления:

  • работа произносительного аппарата;
  • акустическая характеристика звуковых явлений;
  • восприятие носителями языка звуковых явлений.

Однако фонетика как чисто лингвистическая дисциплина рассматривает звуковые явления в качестве элементов языковой системы, которые предназначены для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму, что способствует установлению устного общения.

В рамках фонетики принято выделять несколько относительно самостоятельных подразделов. В частности, лингвисты выделяют артикуляционную (или анатомо-физиологическую) фонетику и акустическую (физическую) фонетику.

Характеристика и особенности артикуляционной фонетики

Артикуляционная фонетика учитывает работу органов речи во время произношения звуков.

Как правило, органы речи человека подразделяют на следующие типы:

  • активные органы – это органы речи, которые при образовании звуков меняют свое положение по отношению к другим органам речи; к числу таких органов относятся голосовые связки, язычок, мягкое нёбо, язык, губы;
  • пассивные органы – это органы речи, которые при произношении звуков не меняют своего положения; к числу таких органов относятся твердое нёбо, альвеолы, передние зубы.

Готовые работы на аналогичную тему

Так выглядит артикуляция звука в изолированном произношении. В потоке речи артикуляции разных звуков взаимодействуют друг с другом, происходит как бы частичное наложение артикуляции одного звука на артикуляцию другого, так что отступ предыдущего звука является приступом последующего.

Навыки произношения звуков, которые свойственны каждому языку, называются его артикуляционной базой. Так как эти навыки у носителей разных языков неодинаковы, то можно сказать, что у каждого языка существует своя артикуляционная база.

Описание и отличительные черты акустической фонетики

Любой звук представляет собой результат колебания физического тела (например, натянутой струны, стенок сосуда, металлической или деревянной пластинки, голосовых связок) в определенной среде, способной передавать звук, например, в воздушной. Звук образуется в результате колебания разных частей материального тела: разные части струны звучат неодинаково, в результате чего и образуются основные и дополнительные тоны.

Звук характеризуется следующими показателями:

  • высота, которая зависит от частоты колебаний звучащего тела;
  • сила, которая зависит от амплитуды звучащего тела;
  • длительность, которая зависит от времени звучания;
  • тембр, который зависит от соотношения разных звуков – основных и дополнительных, образуемых звучащим телом.

Частота звука измеряется в герцах (Гц).

Важное значение для характеристики звуков человеческой речи имеют такие понятия, как музыкальные тоны (или просто тоны) и шумы. Первые образуются в результате периодических колебаний звучащего тела, вторые – в результате непериодических колебаний. Источником музыкальных тонов является гортань и находящиеся в ней голосовые связки, а источником шума – преграды, которые образуются при произнесении того или иного звука. При произнесении согласных участвуют как тоны, так и шумы, а при произнесении гласных – только тоны.

Человеческое ухо способно воспринимать звуки в пределах от 20 и до 10 000 колебаний в секунду. Звуки человеческой речи принято делить на три области частот:

  • низкие частоты, которые располагаются в диапазоне от 50 до 400 Гц;
  • средние частоты, которые располагаются в диапазоне от 200 до 4000 Гц;
  • высокие частоты, которые располагаются в диапазоне от 1000 до 10 000 Гц.

Отсутствие четкой границы между низкой и средней частотой, между средней и высокой частотой, в результате чего происходит наложение одних частот на другие, объясняется особенностями восприятия звуков человеческим слухом.

Таким образом, были рассмотрены особенности и отличительные черты таких разделов фонетики, как артикуляционная фонетика и акустическая фонетика. Были выявлены и разобраны их основные понятия и факты, которые помогут впоследствии проанализировать явления, связанные с артикуляцией человека и акустическим аспектом определённого звукового отрезка.

Акустический аспект фонетики, связанный с областью физики, занимается изучением акустики речи. Исследует структуру речевого сигнала. Выделяют такие хар-ки звука, как высота, сила, тембр звука, тоны и шумы, резонанс, долгота и тд.

Звуки речи - это колебания воздушной струи. Звуки делятся на тоны (музыкальные) и шумы (немузыкальные). Тон - это периодические колебания голосовых связок. Шум - это непериодические колебания звучащего тела (губ). Гласные состоят из тона, т.е. голоса без преграды, согласные из шума (или шума и голоса), с участием преграды.

Звуки речи различаются по высоте, силе и длительности. Высота звука - это число колебаний в секунду (герц). Она зависит от длины и натянутости голосовых связок. Более высокие звуки имеют более короткую волну. Человек может воспринимать частоту колебаний в диапазоне от 16 до 20 000 герц. Звуки ниже этого диапазона (инфразвуки) и выше этого диапазона (ультразвуки) человек не воспринимает в отличие от многих животных.

Средний диапазон восприятия – от 50 до 10000 Гц. Голосовые связки производят звуки от 40 до 1700 Гц. Диапазон колебаний звуков речи мужчины составляет 100 - 200 Гц, у женщин - 150 - 300 Гц (у мужчин голосовые связки длиннее, поэтому ниже тон).

Сила звука (дцБел) зависит от длины волны, т.е. от амплитуды колебаний. Амплитуду колебаний создают напор воздушной струи и поверхность звучащего тела. Шепот определяется в 20 - 30 дБ, обычная речь от 40 до 60 дБ, громкость крика доходит до 80 - 90 дБ. При силе звука свыше 130 дБ начинается боль в ушах.

Разным звукам речи свойственна разная сила. Мощность звука зависит от резонатора. Чем меньше его объем, тем больше мощность. Звуки одинаковой силы, но различной высоты воспринимаются как звуки различной громкости (фон, равный децибелу). Длительность звука, т.е. время колебания, измеряется в миллисекундах.

Звук состоит из основного тона и обертонов (резонаторных тонов). Основной тон - это тон, порожденный колебаниями всего физического тела. Обертон - частичный тон, порожденный колебаниями частей этого тела. Обертон всегда выше основного тона в кратное число раз. Он вызывается резонансом, т.е. звучанием тела при восприятии звуковой волны, имеющей частоту одинаковую с частотой колебаний этого тела. Обертоны обычно слабы, но усиливаются резонаторами. Интонация речи создается изменением частоты основного тона, а тембр - изменением частоты обертонов.

Тембр (спектральный состав) - это своеобразная окраска звука, создаваемая обертонами. Он зависит от соотношения основного тона и обертонов. Тембр позволяет отличать один звук от другого. Тембр строго индивидуален и уникален как отпечаток пальцев.

Форманта - это обертоны, усиленные резонаторами, которые характеризуют данный звук. В отличие от голосового тона форманта образуется не в гортани, а в резонирующей полости, сохраняется и при шепоте. Другими словами, это полоса концентрации частот звука, получающая наибольшее усиление благодаря влиянию резонаторов. При помощи формант мы можем количественно отличать один звук от другого. Эту роль выполняют речевые форманты - самые важные в спектре гласного звука первые две форманты, наиболее близкие по частоте к основному тону. Причем для голоса каждого человека характерны свои голосовые форманты. Они всегда выше первых двух формант. Формантная характеристика согласных трудноопределима, но гласные с достаточно надежностью могут характеризоваться при помощи двух первых формант, которые соответствуют приблизительно степени подъема языка и продвинутости языка. В живой речи у каждого звука может быть несколько формантных характеристик, так как начало звука может отличаться от середины и окончания по формантам. Слушателю очень трудно определять звуки, выделенные из потока речи.

Биологический аспект изучения звуков речи. Устройство речевого аппарата и функции его частей.

Каждый звук речи есть не только физическое явление, но и результат определенной работы человеческого организма и объект слухового восприятия. Рассмотрение звуков языка и речи с точки зрения процессов, происходящих в организме при произнесении этих звуков и при их восприятии, составляет содержание биологического аспекта в изучении звуков. Биологический аспект подразделяется на произносительный и перцептивный.

1) ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ.

Чтобы человек произнес тот или иной речевой звук, необходимо следующее: а) опред. импульс, посылаемый из головного мозга (из моторного центра речи – зоны БрокА); б) передача этого импульса по нервам к органам, непосредственно выполняющим эту команду; в) в б-ве случаев сложная работа дыхательного аппарата, а также диафрагмы и грудной клетки, т.к. без воздушной струи нормально не могут быть образованы звуки речи; г) сложная работа произносительных органов (губы, язык, гол.связки и тд), и определенные движения нижней челюсти, обеспечивающие нужный угол раствора полости рта. Совокупность работ дыхательного аппарата и движений произносительных органов, необходимая для произнесения соответствующего звука, называется артикуляцией этого звука.

Функции произносительных органов:

1) голосовые связки – при натяжении и движении воздуха приходят в колебат движение и создают муз тон – голос.

2) надгортанные полости (глотки, рта и носи) – функции подвижного резонатора и создание препятствий при произнесении согласных.

3) язык – подвижный орган, кот может изменять свое положение, от чего зависит тот или иной звук.

4) губы – вытягиваясь, увеличивают объем резонат полости; создают препятствие на пути воздушн струи.

5) небн занавеска – в поднятом положении закрывает проход в полость носа при артикуляции неносовых звуков.

6) увула – двигается при произнесении дрожащих; задн стенка глотки – при произнесении фарингальных согл.

ПЕРЦЕПТИВНЫЙ АСПЕКТ. Он охватывает изучение тех процессов, которые происходят в организме человека при восприятии звуков речи механизмами слуха и при передаче соответствующих сигналов в головной мозг, в сенсорный центр речи - зону ВЕрнике.

№12. Артикуляроторная классификация гласных и согл.

Учитывая работу произносительных органов, необходимую для образования каждого звука, получаем анатомо-физиологическую (или артикуляционную) классификацию звуков.

1.гласные и согласные. при произн. гл. для воздуха нет препятствий, у них нет опр. места образования, типична общ. напряженность мускулов произн. аппарата и относ. слабая воздушная струя. согл.- возникает преграда, опр. место образ., мускульное напряжение в месте образ. преграды и более сильная воздушн. струя.

2. гласные по работе языка- ряд (передний,задний,смеш.),степень подъема языка(открытые и закрытые гл.) Гласные по работе губ- огубл. и неогубл. По работе небн занавески- носовые

По долготе - долгие и краткие.

3.Согл. по соотношению шума и голоса -сонанты и шумные (звонкие, глухие).

4.Согл. по способу обр. шума, по характеру преграды- смычные(взрывные(п, т), аффрикаты (ц ч), имплозивные (м, н)), щелевые, дрожащие.

5.Согл. по активному артикулирующему орг.-губные(обе губы,только нижняя), переднеязычные,среднеяз., заднеяз., увулярн., фарингальные, гортанные.

6.Др. признаки согл.- палатализация, веляризация, лабилизация.

13. ВАЖНЕЙШИЕ ТИПЫ КОМБИНАТОРНЫХ И ПОЗИЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ЗВУКОВ В ПОТОКЕ РЕЧИ.

Позиционные изменения, кот подвергаются артикуляции звуков в потоке речи: 1)комбинаторные (вызванные взаимодействием между артикуляциями звуков, находящихся в потоке речи в непосредственном соседстве) 2)собственно позиционные (связанные с положением звука в безуд. слоге либо в конце слова)

I. КОМБИНАТОРНЫЕ: -аккомодация (изменения в артикуляции согласных под влиянием соседних гласных и наоборот). предвосхищающая акк: экскурсия последующего звука приспособляется к рекурсии предыдущего; инерционная акк: рекурсия предыдущего звука приспособляется к экскурсии последующего. огубленность, назализация, i-образный призвук.

-ассимиляция (артикуляция согласных влияет на артикуляцию согл и наоборот, влияние на сближение артикуляции). контактная (взаимодействуют соседние звуки). дистанционная(взаимодействуют звуки из соседних слогов, или вообще разделенные другими звуками, в тюркских и финно-угорских языках.

II.СОБСТВЕННО ПОЗИЦИОННЫЕ: -редукция – ослабление гласных в безударных слогах. Полная степень редукции – это полное исчезновение гласного в безуд. слоге и даже всего слога, в частности: а) апОкопа – отпадение конечного гласного или конечной части слова: Кать; б) синкОпа – выпадение гласного или неск. гласных не на конце слова : Иваныч.

-оглушение звонких согласных на конце слова перед паузой : дуга – дуг [k], труба – труб [p]. Физиологическая причина – преждевременное возвращение голосовых связок в состояние покоя ещё до окончания произнесения слова.

14. функциональный аспект изучения звуков речи и звуковых едениц языка;Понятие фонемы;Фонематические и нефонематические различия;Выделимость фонемы и ее функции;дифференциальные признаки фонем.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ (лингвистический) АСПЕКТ - изучает функции звуков в языке, оперирует фонемами. Наиболее теоретический аспект изучения и самый важный, тк значащие единицы языка (морфемы,слова) материализуются именно в звуках.

ФОНЕМА - минимальная незнаковая звуковая единица. Фонема обладает потенциальной связью со значением, способна быть внешним различителем экспонентов знаков. В русском приблизительно 40 фонем.

Функции: -конститутивная – строительный материал для экспонентов знаков. дистинктивная(различительная) - функция различителя компонентов, реализуется не всегда.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ (фонологически существенные) РАЗЛИЧИЯ - различие между непалатализованными и соотв., палатализованными согласными выступает как различие между фонемами. (брат:брать;летА:летя;жест:жесть) /t/ /t’/

Поток речи от паузы до паузы представляет собой сплошное непрерывное звучание, но носитель языка может разделить данный отрезок на фоны. Для выделения фонемы недостаточно акустико-артикуляторн признаки, необходимо знание языка. ВЫДЕЛИМОСТЬ ФОНЕМ опирается на смысл, хотя сама фонема не является значащей единицей. Фонемы выделяются носителями языка прежде всего потому, что сущесвуют такие значащие единицы, экспоненты которых состоят всего из 1 морфемы (пил, бил, выл). Выделимость фонем обеспечивается их многократной повторяемостью в текстах в различных комбинациях. Сам процесс выделения происходит в два этапа: сегментация: сравнение частично схожих и и частично отличных единиц, проведение границы между изменяющимися и неизменяющ единицами, + остаточная выделимость. отождествление: определение, являются ли выделенные единицы вариантами одной фонемы или двумя разными.

Признаки, обеспечивающие различие фонем, дифференциальные – выявляются в противопоставлениях фонем. ДПризнаки реализуются одновременно. ДП должны быть общими для всех вариантов фонемы. Набор ДП – спецефич для каждого языка. Каждая фонема находится в оппозиции к любой другой фонеме по самому определению фонемы, различаясь лишь набором ДП.

Оппозиции по кол-ву членов: двоичные(бинарные)оппозиции фонем: -палат/непалат -зв/глух -нос/ненос -cмычный/щелевой. Тернарные(троичные):/b/:/d/:/g/-оппозиция по акт органу-губной-переднеязы-заднеязыч. Существует групповаяоппозиция - гласный/согласный. шумный/сонанты.

По отношению к системе фонем:-пропорциональными: отношение между ее членами пропорционально отношению между членами другой оппозиции в рамках данного языка; если отношение повторяется. -изолированными: там, где пропорции нет, уникальная оппозиция.

По кол-ву ДП: чистые(простые)-члены различаются по одному признаку). -смешанные(сложные) - противопоставление по нескольким ДП).

По отношению между членами оппозиц: привативные (один из двух членов лишен различительного признака). градуальные (признак выражен в различн степени). эквиполентные (противопоставление по разным признакам).

Звуки речи – простейшие элементы фонетической системы языка. Но, при всей элементарности, звуки речи – очень сложное явление, поэтому возможны разные аспекты их изучения. В природе существует множество звуков и одни из них – это звуки человеческой речи. Общей теорией звуков занимается аспект физики – акустика . С физической, или акустической, точки зрения, звук - это колебательное движение упругой среды воздуха, которое вызывается колебанием какого-либо тела воспринимается органами слуха . Акустика различает звуки, высоту, силу, долготу, тембр. Звуки речи, как и любые другие звуки обладают определенными акустическими свойствами, поэтому их нужно изучать с этой точки зрения. Рассматривая звук с физической (акустической) стороны, мы определяем его тембр, высоту, длительность и так далее. Мы говорим о том, представляет только шум, тон или их сочетание. С акустической точки зрения, гласные звуки состоят только из голоса, в согласных есть обязательно шум, который может сочетаться с голосом. В шумных глухих согласных – один шум, шумные звонкие – состоят из шума и голоса, но шум преобладает, сонорные тоже из шума и голоса, но преобладает голос. Такой аспект изучения звуков речи называется акустическим или физическим.

Поскольку звуковая речь – это речь человека, ее невозможно рассматривать вне человеческого организма, одной из важнейших функций которого она и является. Звуки речи создаются специальной работой органов речи, что является анатомо-физиологическим явлением. Изучение звуков речи со стороны их образования представляет собой анатомо-физиологический аспект их изучения. Работа органов речи называется артикуляцией. Анатомо-физиологический аспект изучения звуков речи также называют артикуляционным. Он рассматривает работу речевого аппарата, как образуются звуки речи.

Два названных аспекта: акустический и артикуляционный не исчерпывают всего содержания звуков речи, так как звуки являются единицами языка и выполняют определенную функцию. Лингвистический (функциональный) аспект изучения звуков речи предполагает рассмотрение звуков речи с точки зрения их функций и роли в процессе коммуникации. все три аспекта изучения звуков речи тесно связаны между собой. Эта связь проявляется в том, что звуки речи определенным образом функционируют и функционально отличаются друг от друга, потому что они обладают определенными акустическими качествами, а это, в свою очередь, обусловлено особенностями их образования.

Акустический аспект

1. Звук - это колебательное движение упругой среды воздуха , которое вызывается колебанием какого-либо тела воспринимается органами слуха

2. Акустика различает звуки, высоту, силу, долготу, тембр

3. Гласные – только голос

4. Согласные – шум (+ голос):

А) Глухие – только шум

Б) Звонкие – голос + шум

В) Сонорные – шум + голос (но голоса больше)

Артикуляционный аспект

1. Звуки речи – анатомо-физиологическое явление . Работа речевых органов – артикуляция

Лингвистический (функциональный аспект)

1. Рассматривает звуки речи с точки зрения их функций и роли в процессе коммуникации

Все три аспекта тесно связаны между собой . Это связано с тем, что все звуки речи определенным образом функционируют и функционально отличаются друг от друга. Они обладают акустическими качествами , а это зависит от их образования .

2. Функциональные группы звуков речи


  1. Гласные всегда слогообразующие. Согласным такая функция не свойственна.

  2. Гласные являются носителями ударения. Согласные нет

  3. Гласные более свободно составляют новые слова. Согласные гораздо реже формируют служебные слова.

  1. Гласные образуются при отсутствии каких-либо преград на пути воздушной струи в полости рта и при обязательном участии голосовых связок. Поток воздуха при образовании гласных – слабый, напряженность речевого аппарата – равномерная, поэтому гласные не имеют четко выраженного центра звукообразования.

  2. Согласные образуются при наличии преграды на пути воздушной струи в полости рта. При участии или без него голосовых связок. Поток воздуха при образовании согласных сильнее, чем при образовании гласных. Напряженность речевого аппарата сосредоточена. В отличии от гласных, согласные имеют отчетливый центр звукообразования. В соответствии с ним, согласные классифицируются по месту образования, а также по способу образования.

Гласные и согласные – наиболее крупные группы звуков. Выделяются и более мелкие (см. таблицы акустико-артикуляционных классификаций). Каждый звук характеризуется присущей только ему комбинацией дифференциальных признаков. Таким образом, звук – наименьшая единица звучащей речи, характеризующаяся набором акустико-артикуляционных признаков.


  1. Гласные всегда слогообразующие . Согласным такая функция не свойственна.

  2. Гласные являются носителями ударения . Согласные нет

  3. Гласные более свободно составляют новые слова . Согласные гораздо реже формируют служебные слова.

1. Гласные образуются при отсутствии преград и при обязательном участии голосовых связок . Поток воздуха – слабый . Напряженность – равномерная . Не имеют четко выраженного центра звукообразования.

2. Согласные образуются при наличии преграды . При участии или без голосовых связок . Поток воздуха сильнее , чем при образовании гласных. Напряженность сосредоточена . Имеют отчетливый центр звукообразования . В соответствии с ним разделяются по месту и способу образования.


Отличия

Гласные

Согласные

Преграды

Отсутствуют

Присутствуют

Голосовые связки

Всегда участвуют

Могут не участвовать

Поток воздуха

Слабый

Сильнее, чем у гласных

Напряженность

Равномерная

Сосредоточенная

Центр звукообразования

Нет

Есть

3 . В соответствии с наличием голоса и шума согласные делятся на глухие, звонкие и сонорные

Звук – наименьшая единица звучащей речи, характеризующаяся набором акустико-артикуляционных признаков

И позиционные и комбинаторные изменения можно назвать фонетическими чередованиями. Так как в конечном итоге их наличие обусловлено определенной позицией. В современном русском языке фонетическая позиция рассматривается достаточно широко. Это условия произношения звука, то есть положение под ударением или в безударной позиции после твердого или после мягкого согласного, перед твердым или перед мягким согласным, в конце слова, рядом с глухим или с звонким звуком. Изменения звуков, которым они подвергаются в зависимости от позиции называется фонетическими чередованиями.

В зависимости от того, насколько последовательны фонетические чередования, осуществляются ли они всегда без исключений или могут быть менее последовательны, осуществляться не всегда, - в зависимости от всего этого, фонетические чередования делятся на две группы – позиционная мена и позиционные изменения.

Позиционная мена – это мена звуков, которая определяется действующими в данном языке синтагматическими законами. Синтагматические законы разрешают или не разрешают появление звуков речи в тех или иных позициях. Например, в русском языке не может быть звонкого согласного в конце слова, он меняется на парный глухой. В русском языке также не могут сочетаться звонкие и глухие согласные. Возможно сочетание двух звонких или двух глухих согласных. Таким образом, позиционная мена – закон, который не знает исключений.

Ассимиляция по участию голоса и шума. Оглушение в конце. Диереза.

Позиционные изменения – изменения, которые возникают под воздействием соседних звуков. Но эти изменения не так последовательны, как мена, они знают исключения. Таким образом, позиционное изменение может быть, а может и не быть. Поэтому, данное явление носит характер процесса, а не закона. Действие синтагматических законов на позиционные изменения не распространяются.

Ассимилятивное смягчение согласных. Оглушение сонорных в определенных позициях.

1. При классификации звуков речи используются только основные свойства , которые характеризуют звук в изолированном употреблении. Но вместе с другими звуками , звук может меняться:

2. В потоке речи звуки подвергаются комбинаторным и позиционным изменениям.

Позиционная мена и изменения:

1. Позиционная мена – мена звуков, подчиняющаяся действующим в языке законам (оглушение на конце, ассимиляция по глухости, диереза). Это закон, незнающий исключений.

2. Позиционные изменения – изменения не такие последовательные, как мена (ассимилятивное смягчение согласных, оглушение сонорных в определенных позициях)

2. Позиционная мена в области согласных звуков

К позиционной мене согласных относятся все фонетические чередования, не знающие исключений: образование звонких в конце. Для русского языка характерен перекрещивающийся тип позиционной мены, при котором звуки различаясь в одной позиции, совпадают в общем звуке в другой позиции. Дубы – супы

2. Ассимиляция по участию голоса и шума.

Согласно синтагматическим законам русского языка звонкие шумные перед глухими меняются на глухие (ласка, сказка). А глухие шумные перед звонкими меняются на звонкие (просьба, косьба).

3. Ассимиляция по месту и способу образования.

2. Ассимиляция по участию голоса и шума . Звонкие шумные перед глухими меняются на глухие. С глухими – наоборот.

4. Дессимиляция по способу образования

Позиционные изменения в области согласных

Таким образом, колебание в смягчении согласных перед мягкими согласными, разная степень этого смягчения, его неустойчивость, сосуществование двух вариантов произношения свидетельствует о том, что ассимилятивное смягчение согласных – это не позиционная мена, обусловленная синтагматическими законами, а позиционное изменение, носящее характер процесс.

1. Твердые согласные, попадая в позицию перед мягкими, могут меняться на мягкие , но это происходит не всегда одинаково:

Из-за непостоянности, позиционное смягчение называется процессом

2. Оглушение сонорных . Происходит в двух позициях:

Б) После глухих шумных

Но этот процесс незначителен

3. Озвончение аффрикат

3. Позиционная мена и позиционные изменения гласных звуков.

Гласные звуки в речевом потоке могут находиться в 6-ти основных позициях.

2. Середина слова между двумя твердыми согласными. Конец слова, после твердого согласного

3. Начало слова перед мягким согласным

4. Середина слова после твердого согласного перед мягким

5. Середин слова после мягкого согласного перед твердым. Конец слова после мягкого согласного

6. Середина слова, между двумя мягкими согласными

В ряде случаев, в начале слова перед твердым согласным, между двумя твердыми, в конце после твердого, гласные звуки звучат так же, как и в изолированном употреблении. В других позициях ударные гласные непереднего ряда могут продвигаться вперед в начале артикуляции (в экскурсии), в конце артикуляции ( в рекурсии). На данные позиционные изменения влияет соседство рядом стоящих мягких согласных.

Таким образом, позиционные изменения гласных связаны с аккомодацией. Продвижение гласных непереднего ряда вперед по ряду и то, что гласные переднего ряда становятся более напряженными, закрытыми, считается позиционным изменением, несмотря на то, что оно достаточно устойчиво. Однако, степень передвижения непередних гласных и степень напряженности передних гласных неодинакова в окружении разных согласных и у разных носителей языка. В изолированном употреблении гласные, подвергшиеся позиционному изменению, произнести невозможно. Позиционные изменения гласных в русском языке не функциональны, данные гласные не различают звуковых оболочек словоформ. Такому позиционному изменению подвергаются только ударные.

2. Основные позиции, в которых могут находиться гласные:

1. Начало слова перед твердым согласным

2. Середина слова между двумя твердыми согласными. Конец слова, после твердого согласного

3. Начало слова перед мягким согласным

4. Середина слова после твердого согласного перед мягким

5. Середин слова после мягкого согласного перед твердым. Конец слова после мягкого согласного

6. Середина слова, между двумя мягкими согласными

3. Соседство рядом стоящих согласных влияет на передвижение гласных непереднего ряда . Изменение гласных такого рода связаны с аккомодацией. Такому позиционному изменению подвержены только ударные.

Исторические чередования и их отличия от фонетических

1. Кроме фонетических (живых) чередований, есть исторические . Они определяются грамматической позицией.

3. Раньше исторические чередования тоже были обусловлены фонетической позицией.

Понятие о фонеме как функциональной единице языка

1. Функциональный аспект изучения звуковых единиц

2. Понятие фонемы. Признаки фонемы. Фонема и ее аллофоны

3. Сильные и слабые фонемы

4. Понятие фонемного ряда

Фонема – минимальная единица языка, прямо или потенциально связанная со значением и различающая звуковые оболочку слов и их форм.

1. Индивидуальными особенностями говорящих

2. Одна и та же фонема разная в разных условиях, чем объясняется различный характер выражающих ее звуков.

Фонема – это минимальная, далее не делимая единица звуковой системы языка, потенциально связанная со значением и служащая для различения звуковых оболочек слов и словоформ. Одна фонема присоединяется к другой фонеме в тождественной позиции СОВОКУПНОСТЬЮ ПРИСУЩИХ ей конститутивных признаков и реально представлена в речи одним или несколькими звуками, являющимися ее аллофонами.

Функционирует в составе более крупных единиц – в морфемах и словах. Характер функционирования фонемы зависит от характера позиционных чередований. В русском языке различаются два типа позиционных чередований. Параллельные (непересекающиеся) и пересекающиейся. Второй тип чередований более характерен для нашего языка. В результате образуются пересекающиеся ряды, в которых две звуковые единицы могут совпадать в одной единице, при этом совпадающая единица может соотноситься с одной из единиц, а может быть новой по качеству.

Понятие фонемного ряд

Фонемы функционируют в составе морфем. В пределах одной и той же морфемы фонема выступает в разных позициях. То в сильных, то в слабых. Чередование сильной и слабых фонем в пределах одной морфемы – фонемный ряд.

Воды[в/\дЫ]
вода[в/\дА]
водяной[въд’и э нОj]

Пять, пяти, пяточек

Фонемный ряд – важный структурный элемент языка, представляющий собой связующее звено между фонемой и морфемой. Единство позиционно-обусловленных чередований, которые образют фонемный ряд являются показателем тождества морфемы.

Фонемный ряд как бы вбирает в себя все внешне несущественной для морфемы, позиционно обусловленное и является таким образом своеобразным мостом между звуковой оболочкой языка с одной стороны и грамматическим строем языка и его словарным составом с другой.

Фонологическая система современного русского литературного языка. Состав и система гласных фонем.

1. Вопрос о составе гласных фонем. Конститутивные и дифференциальных признаки гласных фонем.

2. Сильные и слабые фонемы и их алофоны.

3. Фонемные ряды гласных фонем.

В современном русском языке выделяестя 6 гласных звуков.

Что же касается вопроса о составе гласных фонем, то приходится признать, что он не решен окончаетльно. Одни исследователи считают, что в русском языке 5 фонем – другие, что 6. Рассматривая звук Ы, как аллофон фонемы И.

Мысль о том, что звуки Ы и И составляют одну фонемы высказал впервые Бодуэн де Куртене.

Представители Ленинградской школы и ее основатель Щерба рассматривая о фонематичной фонемы Ы пришли к выводы, что безусловно самостоятельными фонемы являюся: а,о,э,и,у. Ы – в значительной степени самостоятельная фонема, находящаяся.

Щерба подвтверждал свои слова аргументами: ы – самостоятельная так как для русского изи произнести звук Ы.

При протяжном произношение слова Аллофоны превращаются в звуки изолированного звучания.

Звук Ы никогда не переходит в И.

Буланин, Матусевич, Зиндер, Бонадрка – они приводили дополнительные аргументы, что И и Ы – самостоятельные фонемы.

- ы может находится вначале некоторых иностранных слов.

Другая точка зрения высказывалась представителями московской фонологической школы (Реформатским, Аванесовым, Пановым. По их мнению Ы – не фонема так как:

- Ы не употребляется в виде отдельного слова. Название буквы – терминология, а термины не принадлежат фонетике общенародного языка

- ы в русском языке никогда не встречается вначале слова.

- звук ы встречается в русском языке в определенных фонетических условиях: после твердых согласных, И – после мягких => в русском языке мы не найдем ни одного слова, которое отличалось бы от другого слова звуком И или звуком Ы. Различие звуков И и Ы зависит от фонетической позиции, от твердости или мягкости предшествующего согласного. Следовательно звук Ы – Аллофон фонемы И.

Следуя мск мы будем считать, что в русском языке 5 фонем.

2. Твердые и мягкие заднеязычные согласные фонемы могут быть противопоставлены друг другу перед всеми гласными с учетом аббревиатур, топонимов и антропонимов. (куры, маникюр/ кепка – кэб)

Акустический (физический) аспект фонетики рассматривает звуки как колебательные движения воздушной среды, вызванные органами речи.

Все звуки речи воспринимаются слухом и могут рассматриваться с позиции акустики: высота, сила, тембр.

1. Высота звука определяется частотой колебания воздушных частиц. Чем выше частота колебаний, тем выше звук. Единица частоты – герц. Низкие звуки имеют частоту 400 герц, высокие – 3200 герц.Человеческое ухо воспринимает звуки в диапазоне от 16 до 20 тысяч герц. Звуки ниже 16 герц называются инфразвуками, выше 20 тысяч герц – ультразвуками. У каждого человека своя средняя высота звуков речи. По ней определяется такая характеристика, как баритон (мужской средний), бас (мужской низкий), сопрано (женский высокий), альт (низкий женский или детский), контральто (женский низкий). Изменение высоты звука – основа интонации.

2. Сила – мощность, энергия, которая излучается звуком в единицу времени и определяется амплитудой колебания воздушных частиц. С силой звука связана его громкость. Единица измерения – Децибел. Экспериментально определено, что ударные гласные являются более громкими.

Порог слышимости – 0 Дцб;

Шёпот – 10-20 Дцб;

Обычная речь – 40-60 Дцб;

Шум на улице – 80 Дцб;

Удар грома – 120 Дцб.

3. Тембр – относительная амплитуда всех составляющих звуков. Это индивидуальная характеристика, позволяющая отличить один звук от другого. Звук – сочетание большого количества колебаний, но его можно определить по немногим характеристикам – формантам (составляющие звука, обладающие наибольшей силой).

Читайте также: