Поэзия в физике кратко

Обновлено: 07.07.2024

Поэты и писатели умеют видеть окружающий мир и образно описывать его. Во многих литературных произведениях мы встречаемся с различными явлениями природы в художественном воображении авторов. Физик, читая такие места, не может удержаться, чтобы не рассмотреть такие небольшие отрывки из произведений как задачи с физическим содержанием. Некоторые из них могут оказаться весьма непростыми - надо хорошо подумать, чтобы ответить правильно. Следовательно, есть возможность одновременно наслаждаться как художественными формами, так и красивыми решениями.

Начнем с поэзии.

«Стали дни коротки,

Солнце светить мало,

Ой, пришли морозы

Почему с наступлением зимы дни становятся короче?

  • В известном стихотворении "Зимнее утро" великий русский поэт Александр Пушкин хорошо описывает зимние пейзажи и одновременно, сам того не зная, ставит много интересных вопросов для любителей физики.

Послушайте и самостоятельно сформулируйте несложные физические задачи.

«Под голубыми небесами

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачньий лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

Сколько здесь описано явлений и из какого раздела физики?

  • Воспевал природу также и Юрий Лермонтов. Лермонтовский пророк, гонимый и презираемый толпой, все же знает цену счастья.

«И звезды слушают меня,

Может кто-нибудь объяснить, как отличить на небе звезду от планеты?

Перейдем к прозе .

Почему тени стали бледными и нечеткими?

  • Михаил Пришвин так описывает охоту в одном из своих произведений:

Догадываетесь, из какого произведения Пришвина взят этот отрывок?

А теперь физическая задача: Есть ли отличие между предметом и его отражением?

О какой силе идет речь?

А вот четверостишье на украинском языке

из стихотворения великого Тараса Шевченко:

«Вітер з гаєм розмовляє,

Пливе човен по Дунаю

Какие физические задачи можно увидеть в этом стихотворении? Конечно, здесь можно рассмотреть различные вопросы. Пожалуй, наиболее интересными являются следующие:

Вторую задачу можно обобщить так. Почему течение сносит лодку вниз по течению?

Бабин А.С. Фізика в літературних творах //Все для вчителя №6, 2002, Березень

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Физика в поэзии

Поэты всех времён и народов, отражая жизнь, не могли обойти своим вниманием науку. Многие выдающиеся учёные античности и средневековья: Лукреций Кар, Галилео Галилей, и другие излагали свои научные трактаты в поэтической форме. Не редко стихами писались даже учебники по точным дисциплинам, таким, как физика и математика. Пример тому - известная математика Магницкого, по которой учился великий Михайло Ломоносов.

Поэзия – мир образов, красоты и чувств. Знакомство учащихся с миром поэзии помогает не только лучше понять физику, но и расширить их культурный кругозор, обогатить внутренний мир, увидеть её проявление в повседневной жизни.

Поэтические отрывки можно использовать в качестве эпиграфа к уроку, для создания проблемной ситуации, для закрепления материала и т.д.

Примеры применения поэзии на уроках физики в 7 классе.

Послушайте отрывок, назовите тело и вещество.

Невыразимая печаль
Открыла два огромных глаза,
Цветочная проснулась ваза
И выплеснула свой хрусталь.

Послушайте отрывок из стихотворения и назовите физические явления, описанные в нём.

Катера уходят в море.

Дождь. Прибой. Гром.

в сумраке сыром.

Название стихотворения соответствует описываемому в нём явлению. Как называется это стихотворение В.А. Жуковского.

Жемчужный разноцветный мост

Из вод построен над водами.

Чудесный вид, огромный рост!

Раскинув паруса шумящи,

Не раз корабль под ним проплыл;

Но на хребет его блестящий

Ещё никто не восходил.

Идёшь к нему- он прочь стремится

И в то же время недвижим;

С своим потоком он родится

И вместе исчезает с ним.

Первоначальные сведения о строение вещества

Попробуйте объяснить, почему у столярной мастерской пахнет стружкой, в булочной тестом и т.д.

Чем пахнут ремёсла

У каждого дела
Запах особый:
В булочной пахнет
Тестом и сдобой.

Мимо столярной
Идёшь мастерской, -
Стружкою пахнет
И свежей доской.

Пахнет маляр
Скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик
Оконной замазкой.

Куртка шофёра
Пахнет бензином.
Блуза рабочего -
Маслом машинным.

Пассажир

Ехал странный пассажир,
вез в кошелке рыбий жир.
Чуть трамвай притормозит -
пассажир вперед скользит.

Чуть трамвай прибавит ход -
пассажир назад ползет.
Все, кто ехал с пассажиром,
вышли, смазанные жиром.

По какой траектории движется минутная стрелка часов?

Какие ещё вы знаете траектории?

Можно ли утверждать, что часы стоят на месте?

Идут часы, идут часы

Идут часы, идут часы,

Хотя стоят на месте

Выпишите, какими видами транспорта передвигались герои данного стихотворения.

Используя справочник Еноховича, напишите их скорости.

Сравните скорости между собой.

Хороший день

Перед домом на Садовой

Сели мы в троллейбус новый.

Из открытого окна

Вся Садовая видна.

Мчатся стаями "Победы",

Едет с почтой почтальон.

Вот машина голубая

Мостовую с двух сторон.

Папа выпрыгнул за мной.

На машине легковой.

В метро спустились

Сколько раз за первый вечер Конёк-Горбунок мог бы обогнуть земной шар по экватору?

Конёк-Горбунок.

Ну-с, так едет наш Иван

за кольцом на окиян.

Горбунок летит, как ветер,

И в почин на первый вечер

Вёрс сто тысяч отмахал

И нигде не отдыхал.

Определите, что дано в данной задаче.

Переведите расстояние в км.

Переведите её в м/с.

Горе от ума.

Я сорок пять часов, глаз мигом не прищуря,

Вёрст больше семисот пронёсся, -ветер, буря…

Эпиграф к уроку.

Жить удивляясь

Рождаются великие творенья
Не потому ли, что порою где-то
Обычным удивляются явленьям
Учёные, художники, поэты

К. Кулиев

О какой силе говорит поэт в данном отрывке?

Отлив.

В кипящей пене валуны,

Волна, листая заходила-

Её уж тянет, тянет Сила

Всходящей за морем луны.

Во тьме кокосовых лесов

Горят стволы, дробятся тени-

Луна глядит- и, в блеске, в пене,

Спешит волна на тайный зов.

Сделайте чертёж для описанной здесь ситуации и проанализируйте описанный случай (и его варианты) с физической точки зрения.

Лебедь, Щука и рак.

Однажды Лебедь, Рак и Щука

Везти с поклажей воз взялись,

И вместе трое все в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!

Оклажа бы для них казалась и легка:

Да лебедь рвётся в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;

Да только воз и ныне там.

Как объяснить разогрев и свечение метеорных тел, влетающих в атмосферу Земли?

Евгений Онегин

Когда ж падучая звезда

По небу тёмному летела

И рассыпалася, -тогда

В сметенье Таня торопилась,

Пока звезда ещё катилась,

Желанье сердца ей шепнуть.

Давление твёрдых тел, жидкостей и газов

Одинаковое ли давление производит Семён Семёныч стоя на одной ноге в ботинке, и стоя на ноге в носке.

Если разное, объясни почему.

Без ботинка.

Шёл по улице прохожий,

Был он ростом невысок,

На одной ноге- ботинок,

На другой ноге –носок.

А прохожий шёл угрюмо;

У него носок промок.

Это был Семён Семёныч,

Знатный, впрочем, педагог.

Так и шёл Семён Семёныч,

Хоть и был он педагог…

На одной ноге - ботинок,

На другой ноге - носок.

Как объяснить особую плоскую форму камбалы

Лежит себе на самом дне,

на стометровой глубине,

в песке и в мягкой тине,

как будто на перине,

но тяжек видно груз глубин

она расплющена как блин

и впору тихоходке лежать на сковородке

О стрелке какого прибора идёт речь в морской примете.

Морская примета.

Скачет стрелка вверх и вниз,

То погоды лишь каприз,

Если ж медленно движенье,

Жди надолго изменения.

Почему высота струи воды в фонтане не может быть больше определённой величин

Фонтан

Смотри, как облаком живым
Фонтан сияющий клубится;
Как пламенеет, как дробится
Его на солнце влажный дым.
Лучом поднявшись к небу, он
Коснулся высоты заветной —
И снова пылью огнецветной
Ниспасть на землю осужден.

О смертной мысли водомет,
О водомет неистощимый!
Какой закон непостижимый
Тебя стремит, тебя мятет?
Как жадно к небу рвешься ты.
Но длань незримо-роковая,
Твой луч упорный преломляя,
Свергает в брызгах с высоты

С какой целью используются шлюзы?

Как с помощью шлюзов удаётся осуществить движение судов при переходе из реки в море и обратно?

За караванам, караван,

порожняком и с грузом

Из океана в океан ползут они по шлюзам

Глядят большие города,

Как поднимаются суда на водные ступеньки

То снизу вверх, то сверху вниз

По лестнице зеркальной

И вот прибрежный

Теплы бриз им шлёт

Давление твёрдых тел, жидкостей и газов

Архимед

Нет, не всегда смешон и узок

Мудрец, глухой к делам земли:

Уже на рейде в Сиракузах

Стояли римлян корабли.

Над математиком курчавым

Солдат занес короткий нож,

А он на отмели песчаной

Окружность вписывал в чертеж.

Ах, если б смерть — лихую гостью —

Мне так же встретить повезло,

Как Архимед, чертивший тростью

В минуту гибели — число!

Д. Кедрин

Как ведёт себя мяч в воде?

Сравните силу тяжести и силу Архимеда, действующую на мяч.

Мячик

Наша Таня громко плачет:

Уронила в реку мячик.

-тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч.

Оцените, при каком максимальном объёме бревна зайцы могли на нём плыть. Задайте сами массу зайца.

Дедушка Мазай и зайцы.

Мимо бревно суховатое плыло,

Сидя, и стоя, и лёжа пластом,

Зайцев с десяток спасалось на нём.

Жаль их, однако, да жаль и находку-

И зацепился бугром за сучок

И за собою бревно поволок…

Работа, мощность. Энергия.

Однажды по берегу моря вдвоём

Гулял Архимед с сиракузским царём.

Царь молвил: - Науки твои нелегки… -

Триеру тащили на мель моряки.

Тянули корабль, выбиваясь из сил.

И тут Архимед Гиерона спросил:

- Ты помнишь мой винт для подъёма воды?

В Египте рабам облегчил я труды.

А знаешь, как людям помог бы рычаг

В труде непосильном. К примеру,

один бы сумел на песчаный причал

Втащить я вот эту триеру. –

Стоит Гиерон, потирает висок:

- Ты втащишь триеру? Один? На песок?!

- Триеру на берег втащу я один.

Триеру с гребцами и грузом.

Вот ты через месяц сюда приходи…

Узнали про то в Сиракузах. .

РВ назначенный срок собирается люд

На пристани, солнцем согретой.

Глядят на машину, но чуда не ждут:

- Не втащит! Да слыхано ль это!

Я вижу верёвки и много колёс,

И я поражаюсь размеру,

Но даже Геракл, ухватившись за трос,

Не втащит на берег триеру…

И тут Архимед повернул колесо –

Триера послушно ползёт на песок.

- Плывёт по земле! – закричали купцы.

А стражникам сделалось жутко.

По воздуху вёслами машут гребцы,

Как будто лишились рассудка.

Не верю глазам! Сколько силы в плечах?!

Нет, царь! Эту силу умножил рычаг! –

Взглянул Архимед: небо, море кругом.

Синее море и горы.

- Я землю бы мог повернуть рычагом,

лишь дайте мне точку опоры!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание презентации "Физика в поэзии" объединяет лириков и физиков. Содержание соответствует темам курса физики, рекомендуется для проведения интегрированных занятий с целью повышения интереса к физике и литературе.

Физика в поэзии О, сколько нам открытий чудных Готовят просвещения дух И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг, И случай, бог изобретатель. А. С. Пушкин.

Физика в поэзии

Пилу дрожащей взял рукой,

К его ногам она склонилась:

Визжит железо под пилой,

Слеза невольная скатилась-

И цепь распалась и гремит.

Когда ж падучая звезда

По небу тёмному летела

В смятенье Таня торопилась,

Пока звезда ещё катилась,

Желанье сердца ей шепнуть.

Опрятней модного паркета Блистает речка, льдом одета. Мальчишек радостный народ Коньками звучно режет лёд… (А.С.Пушкин) (Почему коньки хорошо скользят по льду?)

Опрятней модного паркета

Блистает речка, льдом одета.

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лёд…

(Почему коньки хорошо скользят по льду?)

Ревёт ли зверь в лесу глухом, Трубит ли рог, гремит ли гром, Поёт ли дева за холмом – На всякий звук Свой отклик в воздухе пустом Родишь ты вдруг. Ты внемлешь грохоту громов, И гласу бури и валов, И крику сельских пастухов- И шлёшь ответ: Тебе ж нет отзыва… (А.С.Пушкин) (В какой местности можно слышать эхо?)

Ревёт ли зверь в лесу глухом,

Трубит ли рог, гремит ли гром,

Поёт ли дева за холмом –

Свой отклик в воздухе пустом

Родишь ты вдруг.

Ты внемлешь грохоту громов,

И гласу бури и валов,

И крику сельских пастухов-

Тебе ж нет отзыва…

(В какой местности можно слышать эхо?)

Туман над озером дымился, И красный месяц в облаках Тихонько по небу катился. (А.С.Пушкин) ( Почему вечером над водоёмами появляется туман?)

Туман над озером дымился,

И красный месяц в облаках

Тихонько по небу катился.

( Почему вечером над водоёмами появляется туман?)

Сила сцепленья вяжет пары, Мощь тяготенья держит миры, Атомов сходство жизнь создаёт, Света господство к знанью ведёт. (Н. А. Морозов.) (О каких силах говорится в этих поэтических строках?)

Сила сцепленья вяжет пары,

Мощь тяготенья держит миры,

Атомов сходство жизнь создаёт,

Света господство к знанью ведёт.

(О каких силах говорится в этих поэтических строках?)

Ах, как играет этот Север! Ах, как пылает надо мной Разнообразных радуг ветер В его короне ледяной! Ему, наверно, по натуре Холодной страсти красота, Усилием магнитной бури Преображённая в цвета. (М.А. Дудин) (Какое явление в нём описывается? Объясните причины этого явления.)

Ах, как играет этот Север! Ах, как пылает надо мной Разнообразных радуг ветер В его короне ледяной! Ему, наверно, по натуре Холодной страсти красота, Усилием магнитной бури Преображённая в цвета.

(Какое явление в нём описывается? Объясните причины этого явления.)

Там волны с блесками и всплесками Непрекращающегося танца, И там летит скачками резкими Корабль Летучего Голландца Ни миф, ни мель ему не встретятся, Но знак печали и несчастий Огни святого Эльма светятся, Усеяв борт его и снасти. ( Н. Гумилев. ) Какое физическое явление описывает поэт?

Там волны с блесками и всплесками

И там летит скачками резкими

Корабль Летучего Голландца

Ни миф, ни мель ему не встретятся,

Но знак печали и несчастий

Огни святого Эльма светятся,

Усеяв борт его и снасти.

Какое физическое явление описывает поэт?



Как неожиданно и ярко, На влажной неба синеве, Воздушная воздвиглась арка В своем минутном торжестве! Один конец в леса вонзила, Другим за облака ушла — Она полнеба обхватила И в высоте изнемогла. (Фёдор Тютчев) Какое явление описано в этих поэтических строках?

Как неожиданно и ярко, На влажной неба синеве, Воздушная воздвиглась арка В своем минутном торжестве! Один конец в леса вонзила, Другим за облака ушла — Она полнеба обхватила И в высоте изнемогла.

Помогаем учителям и учащимся в обучении, создании и грамотном оформлении исследовательской работы и проекта.

Темы исследований

Оформление работы

Наш баннер

Сайт Обучонок содержит исследовательские работы и проекты учащихся, темы творческих проектов по предметам и правила их оформления, обучающие программы для детей.


Код баннера:

Исследовательские работы и проекты

Проект "Физика в литературе"


В готовой исследовательской работе по литературе "Физика в литературе" ученицей была поставлена цель, выявить физические явления в художественной литературе. Материалом для исследования послужили лирические и художественные произведения классиков, а также тексты авторских и народных сказок.

Подробнее о работе:


В ученическом исследовательском проекте по физике на тему "Физика в литературе" автор приводит цитаты из литературных и поэтических произведений, в которых говорится о физических явлениях или веществах и исследуется, как их применение в повествовании влияет на ход сюжета. В работе представлены цитаты и анализ конкретных примеров описания физических явлений в художественных произведениях.

Оглавление

Введение
1. Физики и лирики.
2. Возможности освещения научных знаний в художественной литературе.
3. Точки пересечения физики и литературы.
4. Физика устами великих поэтов.
5. Физические явления в зарубежной художественной литературе.
6. Физические явления в русской художественной литературе.
7. Физические явления в сказках.
8. Физические явления в стихотворениях.
9. Физические явления в загадках.
10. Физические явления в пословицах и поговорках.
Заключение
Используемые ресурсы

Введение


В момент поиска подходящей темы для проекта, я наткнулась на ту, которую буду представлять сейчас. Она привлекла моё внимание тем, что до сегодняшнего дня я не могла и представить какой-либо связи между физикой и литературой, ведь в моём понимании это совершенно несовместимые предметы.

Мне захотелось провести некоторые исследования и убедиться в том, что в литературе действительно могут присутствовать элементы физики.

Цель исследования: выявление физических явлений в художественной литературе.

Объект исследования: пути описания физических явлений в литературе различными авторами.

Предмет исследования:произведения художественной литературы, содержащие признаки физических явлений.

Гипотеза исследования: физические явления действительно имеют место в художественной литературе и влияют на ее сюжеты.

  • Изучить художественную литературу разных жанров, содержащую описание физических явлений: рассказы, сказки, стихи, загадки, пословицы и поговорки.
  • Определить возможные точки соприкосновения физики и искусства;
  • Проанализировать конкретные примеры описания физических явлений в художественных произведениях.
  • Сделать вывод на основе обобщенного анализа имеющихся знаний с полученными данными.

Методы исследования: поиск информации, ее обработка и анализ.

Актуальность исследования: Человек живет в тесной связи с природной средой, воздействует на нее, изменяя и приспосабливая к своим потребностям. Отношение человека к различным физическим явлениям, происходящим вокруг, нередко выражается образно и эмоционально в произведениях художественной литературы. Изображение различных физических явлений можно заметить в русской и зарубежной литературе, сказках, стихах, загадках, пословицах и поговорках, что лишний раз дает нам повод говорить о тесной связи науки и искусства на примере физики и литературы, и о важности затронутой проблемы исследования.

Физики и лирики

Что-то физики в почёте. Что-то лирики в загоне. Дело не в сухом расчёте, Дело в мировом законе. (1959г.)

Кто же сегодня в почете? Кто востребован на рынке труда? Если быть объективным, приходится признать, что в наше время, когда промышленность стремительно развивается, больше требуются все-таки технические специальности.

Следует признать, что сегодня человеку необходимы и техническое, и гуманитарное образование. Должны быть в обществе и физики, и лирики. Да вы и сами знаете, что все больше молодых специалистов имеют два-три диплома, знают несколько иностранных языков. Таковы требования времени. Только так можно чувствовать себя успешным, конкурентоспособным человеком, идущим в ногу с прогрессом.

Возможности освещения научных знаний в художественной литературе

Наука описывает явления и процессы окружающей действительности. Она дает человеку возможность:

  • Наблюдать и проанализировать процессы и явления.
  • Выяснить на качественном уровне механизм их протекания.
  • Ввести количественные характеристики.
  • Предсказать ход процесса и его результаты.

Искусство, к области которого относится и художественная литература отражает мир в образах — словесных и визуальных. Оба названных способа отражения реального мира взаимно дополняют и обогащают друг друга. Это связано с тем, что человеку от природы присуще относительно независимое функционирование двух каналов передачи и переработки информации — вербального и эмоционально-образного. Это обусловлено свойствами нашего мозга.

Наука и искусство по-разному отражают общественное сознание. Язык науки – понятия, формулы. Язык искусства – образы. Художественные образы вызывают в сознании людей стойкие, яркие, эмоционально окрашенные представления, которые, дополняя содержание понятий, формируют личностное отношение к действительности, к изучаемому материалу.

Формулы, соотношения, зависимости могут быть красивы, но это нужно уметь почувствовать, тогда учеба вместо суровой необходимости может стать трудным, но приятным делом. В художественных произведениях нередки картины физических явлений в природе, описания различных технических процессов, конструкций, материалов, сведений об ученых.

В научной фантастике отражены многие научные предположения и гипотезы. Особое видение мира, владение словом и умение обобщать позволяет писателям добиваться в своих произведениях удивительно точных, легко представимых описаний.

Раскрытие тайн и законов природы человеком всегда волновало не только ученых, но и литераторов. Физика в поэзии занимает достойное место. Поэтические образы, навеянные физическими явлениями, придают зримость и предметность миру мыслей и чувств поэтов. Поразительно, насколько точно поэты предвосхищают порой важнейшие проблемы научного исследования.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




ФИЗИКА В МИРЕ ИСКУССТВА И ПОЭЗИИ


Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема проекта: есть ли точки соприкосновения в физике, искусстве и литературе при изучении тепловых явлений?

Цель проекта: интеграция науки и искусства с целью формирования целостного восприятия мира.

Выяснить, кто из ученых физиков увлекался живописью, литературой, музыкой.

Рассмотреть свет с точки зрения физики и показать его роль в создании художественных образов.

Показать через картины тепловые явления, изученные в курсе физики.

Гипотеза: можно ли тепловые явления можно выразить с помощью кисти и литературного слова?

Сроки разработки и реализации проекта (этапы).

Подготовительный этап: формулировка темы проекта, постановка цели, гипотезы, задач, определение информационных источников, необходимых для проведения проекта.

Этапы исследований: исследование информационных источников, обобщение, формулировка выводов, оформление творческих заданий.

Заключительный этап: защита проекта

По окончании проекта:

Авторская выставка картин в школе

Выпуск лирического сборника задач

Размещение проекта на сайте школы

Ресурсы проекта: учебник физики 8 класс, литература по данной теме, интернет, мастерская для написания картин

Предполагаемая методика и техника выполнения проекта: изучение литературы по данной теме; исследование творчества ученых-физиков, художников и поэтов, создание собственных художественных образов при изучении тепловых явлений.

Основная часть

  1. Физика и искусство в творчестве художников и ученых-физиков

Казалось бы, что общего между искусством и наукой? Такими, на первый взгляд разными областями человеческого интеллекта. Но обращаясь к истории, мы не раз видим странные закономерности. Почему учёные проявляют огромный интерес к музыке, литературе, искусству, а художников в свою очередь волнуют тайны мироздания?

В доказательство этим связям, можно привести несколько примеров. Вспомним, что Леонардо да Винчи, А Дюрер, М. В. Ломоносов, И. Гете внесли большой вклад в развитии как науки, так и искусства. Такие учёные, как Д. Максвелл и С. И. Вавилов увлекались поэзией; М. Планк, А. Эйнштейн, В. Гейзенберг – музыкой; известны романы польского физика Л. Инфельда и основателя кибернетики Н. Винера, живописные работы Николая Коперника.

Это лишь некоторые примеры того, что творчество в науке вполне совместимо с занятиями искусством.

Леонардо да сер Пьеро да Винчи - итальянский художник и учёный, изобретатель, писатель, музыкант, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения.

Известно множество машин и механизмов, изобретённых Леонардо. Мы поражаемся их совершенству. Некоторые были воспроизведены в наше время и работали. Изобрести такое было невозможно без знания физики, механики, гидравлики, оптики.

Леонардо стал подлинным основоположником стиля Высокого Возрождения. Искусство для него было средством познания тайн природы и законов красоты. Вся его художественная деятельность неразрывно связана с научными изысканиями.

Одно из самых прославленных произведений Леонардо – портрет Моне Лизы. Необычайная глубина и значительность образа, его одухотворенность сделали этот портрет своеобразным символом эпохи Возрождения.

Первый русский учёный-естествоиспытатель, химик и физик, основоположник физической химии, астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики, основоположник молекулярно-кинетической теории, науки о стекле. Разработал проект Московского государственного университета, впоследствии названного в его честь. Открыл наличие атмосферы у планеты Венера. Главные научные открытия Михаила Васильевича Ломоносова, великого русского учёного, относятся к химии, физике и астрономии.

Михаил Васильевич Ломоносов положил начало художественной тонической поэзии. На протяжении 40-х – 60-х годов 18 века из литературных произведений он пишет оды, стихотворения и трагедии.

Физик-теоретик, один из основателей современной теоретической физики, лауреат Нобелевской премии по физике 1921 года, общественный деятель-гуманист. Альберт Эйнштейн создатель теории относительности - теории, описывающей движение, законы механики и пространственно-временные отношения при произвольных скоростях движения, меньших скорости света в вакууме, в том числе близких к скорости света.

На примере этих ученых я убедилась, что физики находили в искусстве вдохновение для своих научных открытий, а художники с успехом создавали не только картины, но и различные механизмы.

2. Свет в физике и искусстве 2.1 Опыты Ньютона

В 60-х гг. XVII в. И. Ньютон произвел ряд опытов и доказал сложность белого цвета; затем он решил обратную задачу: взяв собирающие линзы, сконцентрировал на экране в общий фокус цветные лучи, выходящие из призм, и получил белое пятно. Среди цветов спектра существуют дополнительные цвета. К ним относятся: красный и зеленый, оранжевый и голубой, желтый и синий и т. д. Замечено, что, оказавшись рядом, дополнительные цвета делают друг друга ярче.

2.2 Роль света в художественных образах

Талантливые же художники, взяв на вооружение световые закономерности, добиваются поразительных эффектов. В этом можно убедиться, посмотрев репродукцию замечательной картины художника Куинджи "Ночь на Днепре". Используя игру света и интенсивные цвета, сведенные к нескольким главным тонам, художник добился почти полной иллюзии освещения, и это дало ему возможность передать поэтическое состояние природы.

Если художник умело сочетает яркий свет и глубокие тени, а так же полутона там, где свет постепенно переходит в тень, то он может передать объемность людей и предметов. В живописи это называется светотенью. Светотень усиливает наглядность и эмоциональное воздействие картины. (например, картина Рембрандта "Святое семейство" и Караваджо "Лютнист")

А можно ли светом передать тепловые ощущения? Почувствует ли человек, рассматривающий мои картины, легкое дуновение ветра, свежесть прохладного утра, живительную влагу над цветущей поляной или же чувство испепеляющей жары?

Тепловые явления в создании художественных образов

Тепловые процессы идут с выделением или поглощением энергии. Так, чтобы лед при температуре 0°С начал таять, ему необходим приток тепла извне. Чтобы увидеть это, я изобразила тающие сосульки на фоне зимнего солнца, которое дает им свою энергию. Как только солнце уйдет за горизонт и сосульки перестанут получать тепло, капли воды кристаллизуются, увеличивая размер сосульки.

Процесс конденсации, наоборот, идет с выделением тепла. Утро, туман, прохлада…. Кажется все иначе. Но вспомните августовское ясное утро и туманное утро. Заморозки невозможны, если в воздухе туман. Чтобы показать, что этот процесс идет с выделением тепла, я добавила теплых красок в картину.

Капельки росы на траве - это тоже результат конденсации. Пригретые лучами ясного летнего дня, они играют всеми красками, радуя нас, но совсем скоро они исчезнут, превратившись в пар, чтобы появиться снова на следующее утро.

Исчезнет и лужа в жаркий летний день, забирая тепло на процесс испарения. Вот-вот солнечные лучи слегка коснутся зеркальной поверхности, и воздух наполнится живительной влагой. Голубые краски дают ощущение прохлады в воздухе, которая образуется при испарении, а теплые желтые и зеленые тона той энергии, которая необходима для испарения.

Водяные массы, испаряясь, образуют водяной пар в атмосфере. И от количества этого водяного пара зависит влажность воздуха. Жара, зной, отсутствие водоемов делает воздух над пустыней сухим. Растрескавшаяся почва, палящее солнце над горизонтом, отсутствие разнообразия красок передают ощущение суровых условий пустыни.

Солнце - источник тепла, которое передаются в окружающее пространство с помощью излучения, которое возможно в безвоздушном пространстве. Холодный пустой космос пронизан лучами, которые несут свет и тепло на Землю.

Кто был на море, убеждался, что днем ветер дует с моря на сушу, а ночью с суши на море. Объясняется это образование конвективных потоков воздуха над прогретой поверхностью. Это явление я показала видимыми потоками воздуха, поднимающимися вверх над небольшой частью суши, и волнами, которые ветер гонит на морской берег.

Горение – соединение двух атомов углерода с одним атомом кислорода, в результате чего образуется молекула углекислого газа и выделяется тепло. При сгорании выделяется огромное количество теплоты. Присутствие на картине в основном тонов красного и желтого цвета создают ощущение, что от картины идет жар, сама картина выделяет тепло.

Итак, я постаралась передать с помощью света физические закономерности в своих картинах. Смогли увидеть мои одноклассники эти закономерности? Мы провели анкетирование, в котором ребятам надо было ответить на вопросы теста.

Результаты вы можете посмотреть в Приложении 1

Как видим, по результатам тестирования наша гипотеза о том, что можно выразить тепловые явления с помощью кисти, подтвердилась. Я предлагаю вам посетить мою выставку картин, чтобы убедиться в справедливости нашей гипотезы. Приложение 2

Наука и искусство – это две точки зрения на один и тот же предмет. И только в совокупности можно увидеть этот мир объемным. Человек, идущий по стезе науки и искусства, изучая этот мир, сам становится существом гармоничным.

2.4 Лирический сборник задач

Мы попытались доказать, что физика и искусство связаны между собой. Представители искусства, его разных областей и направлений должны знать физические закономерности, которые успешно служат, как мы только что видели, не только научно-техническому прогрессу, но и миру вдохновения, миру чувств.

Произведения литературы, искусства помогают во многих случаях вскрыть все связи физических явлений, делая восприятие тоньше и шире, позволяют глубже понять их, они учат нас быть внимательными, учат наблюдать, замечать и видеть проявление физики в окружающем мире.

Моя работа принесла мне огромное удовольствие. Я старалась при создании своих картин создать ощущение тепла или холода. Я хотела, чтобы мои картины помогли ребятам разобраться в сложности некоторых физических явлений. А интересные задачи из моего сборника станут более понятными, если их найти в картинах.

Андреева М., Антонова А., Дмитриева Д. Рассказы о трех искусствах. Л.: Детская литература ,1966.

Лыков В.Я. Эстетическое воспитание при обучении физике. - М.: Просвещение, 1986.

Физика и лирика

от Марии Маликовой

Иллюстрированный сборник задач

Меняется ли внутренняя энергия сосульки при ее таянии?

Над морем несётся, играя,По курсу волнующий бриз.И море в себе отражаетНебесную синюю высь.Нас лодка надежды качает,Встаёт изумрудный рассвет,Знакомые возгласы чаекНам дарят курортный привет.Мы снова встречаем с тобоюИюнь над равниной морской,И гладишь ты пряди прибояСвоей загорелой рукой.

Почему на берегу моря тихо только рано утром или вечером?

От чего ветер, который дует с моря днем, холоднее вечернего?

Пожар

Волк с лисицей спозаранку

Вышли летом на простор.

Выбрали в лесу полянку

И зажгли большой костёр.

Но, беда подкралась вдруг.

Запылало всё вокруг!

Ярко красные массивы

Устремились в небеса.

Волк бежал что было силы,

И исчезла вмиг лиса.

Дым поднялся до небес,

Зарыдал волшебный лес.

При горении 200 г вещества выделилось 2,8 МДж энергии. Что это за вещество?

Сколько выделится тепла при полном сгорании 50 кг сухих берёзовых дров?

Солнышко ласково нас обнимает,Теплым лучом беспокойно шалит,Солнышко чувствует, солнышко знает,Как его лучик утрами бодрит. Как его зайчик, ну тот, что на стенке,Радость приносит с собой иногда,В солнечном свете любые оттенкиСмотрятся ярче и лучше всегда!Что же тогда, если солнышко скрылось?Как без тепла его? Как без лучей?Нужно лишь, чтобы оно отразилосьВ каждой открытой душе у людей!

С помощью какого вида теплопередачи осуществляется перенос энергии от Солнца к Земле?

В отрогах гор скопление тумана.Опять на землю опустились тучи.Видением из рыцарских романов -Угрюмый замок, скорбный и могучий.Как будто в старом чёрно-белом фотоНедопроявленностью согрешил фотограф.Мурашки пробегают отчего-то.Но ветер налетел. туман разорван. Вот очертанья проступают елеСквозь пелену белеющих остатков -Могучие огромнейшие елиИ никакого рыцарского замка!

Отличаются ли молекулы водяного пара от молекул воды?

Вода массой 250 кг при 0 о С превратилась в лёд. Какое количество теплоты при этом выделилось?

Носится ветер галопом по улице -

Морщится-морщится личико лужицы.

Хмурится милая от сквозняка,

Ей нелегко отражать облака.

Воду испарили. Как при этом изменились скорость движения молекул, расстояние между ними, внутренняя энергия воды?

Почему неглубокая лужа высохнет быстрее, чем глубокая?

Как зависит скорость испарения жидкости от площади её поверхности?

Почему при выходе из воды мы ощущаем холод?

Почему у пустынных животных, вроде тушканчика, большие уши?

Светло-пушистаяснежинка белая,Какая чистая,какая смелая!Дорогой буйноюлегко проносится,Не в высь лазурную -на небо просится.Под ветром веющийдрожит, взметается,На нем, лелеющем,светло качается.

Как называется процесс, происходящий с образованием кристаллов?

Николай Нилович Денисов

А на реке идет весенний ледоход,Лед вспучился вдоль берега, по краю,И льдины двинулись в последний свой походОгромной ледяною белой стаей.Они блестят на солнце, при луне,Как россыпи прекраснейших алмазов,То с грохотом плывут, то в тишине,Гиганты важные и стайки льдинок малых.

Почему лёд не зразу тает в комнате, если его занесли с мороза?

Какое количество теплоты необходимо, чтобы расплавить 200 г льда, имеющего температуру 0 о С?

20 кг льда взяли при -30 о С и превратили в воду с температурой 0 о С. Какое количество теплоты при этом поглотилось?

РосаЯ видел впервыеТакую красу:На листьях зеленыхЦветную росу.Она вся сияла,Сверкала, искриласьИ огоньками цветнымиСветилась.И я удивился,Задумался сразу:А вдруг из росыПроисходят алмазы?

Почему роса выпадает ранним утром?

Изменяется ли температура жидкости при конденсации?

Сколько энергии выделилось при конденсации пара и последующем образовании 400 г воды с температурой 10°С?

Почему на оконном стекле конденсируется пар?

Куда ни кинешь взгляд – песок,И прямо, и наискосок.Не знают здесь, что значит тень,Ведь солнце жарит целый день.Но если дождик вдруг польёт,Пустыня мигом оживёт.Да только в том загвоздка вот,Что дождик льёт всего раз в год.Но те, кто проживает тут,Другой погоды и не ждут.

Влажный термометр психрометра показывает температуру 30°С, а сухой - 35°С. Чему равна влажность воздуха?

Сухой и влажный термометры психрометра показывают одинаковую температуру. Чему равна влажность воздуха?

Читайте также: