Теория народного суверенитета кратко и понятно

Обновлено: 17.05.2024

Выявим содержание народного суверенитета и определим формы проявления народного суверенитета.

В соответствии со статьей 1 Конституцией РФ Российская Федерация является демократическим государством. Это проявляется в народовластии, разделении властей, политическом многообразии, свободе СМИ, местном самоуправлении.

Власть отражает возможность управлять кем-то и чем-то, подчинять своей воле других. Она представляет собой социальное явление, которое появляется одновременно с возникновением общества и имеется в любом обществе, так как последнее требует управления.

С возникновением государства формируется и государственная власть как один из важнейших его признаков. В качестве своих основных элементов она имеет общую волю и силу, которая может обеспечить подчинение общей воле всех членов общества.

Государственная власть обладает суверенитетом, который проявляется в её верховенстве, авторитете, единстве и независимости. Она реализуется особым государственным аппаратом, состоящим из комплекса государственных учреждений, которые выполняют функции государства.

Она не является единственной формой народного суверенитета. Важной его формой выступает и местное самоуправление. Органы муниципального управления не входят в систему органов государственного управления.

Народный суверенитет подразумевает признание народа верховным носителем всей власти.

Народный суверенитет предполагает, что народ осуществляет власть самостоятельно и использует её исключительно в своих собственных интересах. Народный суверенитет является неделимым и имеет только одного обладающего им субъекта – народ.

Таким образом, народовластие – это принадлежность всей власти народу, свободное её осуществление в полном соответствии с суверенной волей и истинными интересами населения.

При народном суверенитете реализация власти оформляется, легитимируется и контролируется народом, так как она выступает в формах самоопределения и самоуправления населения, участвуют в которых все граждане на равных основаниях.

Народовластие (народный суверенитет) как форма властвования государства трансформируется таким образом в организационный принцип обладания властью и её осуществления. Согласно данному принципу решение любых государственных проблем или реализация властных полномочий нуждаются в легитимации народом.

В зависимости от формы выражения воли народа выделяют представительную и непосредственную демократию.

Представительная демократия предполагает реализацию народом власти через выборных полномочных представителей. Они принимают решения, которые отражают волю тех, кого они представляют: всё население определенной территории. Выборное представительство формируют избираемые народом государственные и муниципальные органы.

Непосредственная демократия – это форма прямого волеизъявления народа. Согласно статье 3 Конституции РФ, высшим непосредственным выражением власти населения являются референдум и свободные выборы.

С обоснованием абсолютизма и критикой монархомахов в период религиозных войн выступил Жан Боден (1530--1596). В сочинении "Шесть книг о государстве" Боден впервые в истории политико-правовой мысли сформулировал и широко обосновал понятие суверенитета как существенного признака государства: "Суверенитет -- это абсолютная и постоянная власть государства. Абсолютная, не связанная никакими законами власть над гражданами и подданными". Власть государства постоянна и абсолютна; это -- высшая и независимая власть как внутри страны, так и в отношениях с зарубежными державами: Выше носителя суверенной власти -- только бог и законы природы.

Суверенитет, по Бодену, означает прежде всего независимость государства от папы римского, от церкви, от германского императора, от сословий, от другого государства. Суверенитет как верховная власть включает права издавать и отменять законы, объявлять войну и заключать мир, назначать высших должностных лиц, осуществлять верховный суд, право помилования, права чеканить монету, устанавливать меры и веса, взимать подати.

Исходя из разработанной им концепции суверенитета, Боден ставил вопрос о сложных государствах. Он различал два вида государственных соединений. К соединениям, основанным на неравенстве, он относил государственные образования, включающие части, находящиеся в вассальной или иной зависимости от суверена, а также федерацию, которая, по мысли Бодена, основана на неравенстве, ибо суверенитетом обладает только союз в целом, а не отдельные его части (примером федерации он считал Священную Римскую империю германской нации). Второй вид соединений государств основан на равенстве -- такова Швейцарская конфедерация, каждый из членов которой во времена Бодена сохранял суверенитет.

Основная заслуга Бодена -- в изучении суверенитета как признака государства, главного качества верховной власти. Обоснованное Боденом понятие суверенитета сохраняет актуальность, хотя после XVI в. в отношениях между государствами многое изменилось. К тому же в политико-правовой идеологии и даже в законодательстве ряда стран термин "суверенитет" нередко использовался не как научное, а как идеологическое или даже публицистическое определение (суверенитет народа, суверенитет нации, суверенитет личности, суверенитет закона, суверенитет науки и т.п.). Кроме того, в науке о государстве суверенитет нередко отождествлялся с компетенцией государственных органов, их полномочиями, предметом ведения, источником власти и др.

Во-вторых, суверенитет, по Бодену, неограничен. Как независимость государственной власти от всякой другой власти суверенитет либо есть, либо его нет; неограниченность нельзя ограничить. Формулировки об "ограниченности суверенитета", существовавшие в конституциях СССР и союзных республик, были основаны на смешении понятий "суверенитет" и "компетенция" (по существу речь шла о распределении компетенции между государственными органами СССР и союзных республик) и содержали внутреннее противоречие, которое в последнем варианте союзной Конституции (1977 г.) получило завершенное воплощение в формулировках, согласно которым на одной и той же территории одновременно существуют два суверенных государства -- СССР и союзная республика.

В-третьих, Боден подчеркнул такое качество суверенитета, как его неделимость; именно на этом качестве суверенитета основано отмеченное Боденом различие между федерациями и конфедерациями как разновидностями сложных государств.

Теория народного суверенитета Руссо.

Социально-политические воззрения Жан-Жака Руссо (1712--1778), народный суверенитет как основополагающий принцип республиканского строя. Эта идея вместе с принципами равенства и свободы составляет ядро его политической программы.

Суверенитет народа проявляется в осуществлении им законодательной власти. Вступая в полемику с Монтескье и другими просветителями, Руссо доказывал, что политическая свобода возможна лишь в том государстве, где законодательствует народ. Свобода, по определению Руссо, состоит в том, чтобы граждане находились под защитой законов и сами их принимали. Исходя из этого он формулирует и определение закона. "Всякий закон, если народ не утвердил его непосредственно сам, недействителен; это вообще не закон".

Механизм выявления интересов суверенного народа Руссо раскрывает с помощью понятия общей воли. В связи с этим он проводит различие между общей волей (volonte generate) и волей всех (volonte de tous). Согласно разъяснениям мыслителя воля всех представляет собой лишь простую сумму частных интересов, тогда как общая воля образуется путем вычитания из этой суммы тех интересов, которые уничтожают друг друга. Иными словами, общая воля -- это своеобразный центр (точка) пересечения волеизъявлений граждан.

Народный суверенитет имеет, согласно учению Руссо, два признака -- он неотчуждаем и неделим. Провозглашая неотчуждаемость суверенитета, автор "Общественного договора" отрицает представительную форму правления и высказывается за осуществление законодательных полномочий самим народом, всем взрослым мужским населением государства. Верховенство народа проявляется в том, что он не связан предшествующими законами и в любой момент вправе изменить даже условия первоначального договора.

Подчеркивая неделимость суверенитета, Руссо выступил против доктрины разделения властей. Народоправство, считал он, исключает необходимость в разделении государственной власти как гарантии политической свободы. Для того чтобы избежать произвола и беззакония, достаточно, во-первых, разграничить компетенцию законодательных и исполнительных органов (законодатель не должен, например, выносить решения в отношении отдельных граждан, как в Древних Афинах, поскольку это компетенция правительства) и, во-вторых, подчинить исполнительную власть суверену. Системе разделения властей Руссо противопоставил идею разграничения функций органов государства.

sнародное послушание это политико-правовая концепция, обозначающая тип политической системы. В отличие от того, что происходит с национальным суверенитетом, политическая власть которого основана на такой организации, как нация, в народном суверенитете власть исходит непосредственно от народа..

Оба типа суверенитета родились в ответ на старый абсолютистский режим, при котором власть осуществлялась королем и была почти всегда узаконена религией. Именно Руссо, наряду с другими просвещенными философами, сформировал этот тип общества.


Способ осуществления народного суверенитета - через избирательное право. Таким образом, если власть государства исходит от людей, они имеют право участвовать в своих решениях. В современных демократических обществах избирательное право является универсальным, но оно первым адаптировало этот законный принцип, используемый для установления некоторых ограничений..

Несмотря на это, народный суверенитет всегда стремится позволить всем людям участвовать. Это, пожалуй, главное отличие от национального суверенитета, который обычно требует многих условий для участия людей в политике..

  • 1 Что такое народный суверенитет??
    • 1.1 История
    • 1.2 Суверенные люди
    • 2.1 Избирательное право
    • 3.1 Перед лицом народного суверенитета

    Что такое народный суверенитет??

    Народный суверенитет - это принцип, который указывает на то, что люди являются носителями суверенитета в государстве. Таким образом, вся административная и политическая структура этого государства организована на основе аксиомы, что власть исходит от народа.

    Этот тип суверенитета оказался в оппозиции к национальному суверенитету. Последнее было интерпретировано очень ограничительно. Это началось с того, что суверенитет проживал в нации, концепция сложного определения, которая облегчает участие отдельных лиц..

    Народный суверенитет имеет важные последствия, когда речь заходит об организации государства. Необходимо создать соответствующие механизмы, позволяющие народу быть основой государственной власти. Речь идет о лицах, которые вместе образуют, что люди могут иметь право принимать решения в отношении решений, принимаемых государством.

    Теоретики народного суверенитета утверждают, что каждый гражданин является владельцем аликвотной части суверенитета. Сумма той небольшой части суверенитета, принадлежащей каждому человеку, составляет общую волю.

    история

    Почти столетие спустя это определение, которое вписалось в абсолютизм, было принято Томасом Гоббсом. Это исключило из концепции суверенитета любую ссылку на естественное право, оставив суверена как единственный источник власти.

    Руссо в 1762 году вернулся к идее суверенитета. Подход, который дал ему французский философ, сильно отличался от того, который он имел до того времени. По его концепции, власть упала на людей, так как он считал, что можно жить и выживать в обществе без необходимости последнего лидера.

    Суверенные люди

    В творчестве Руссо народ как обладатель суверенитета должен формироваться каждым гражданином на плоскости равенства. Их решения должны быть тщательно продуманы, поскольку они не должны соглашаться ни на что, что могло бы нанести ущерб законным интересам каждого человека..

    Для Жана Жака Руссо суверен - это люди, которые вышли из социального пакта, и, как тело устанавливает, общая воля проявляется в законе..

    Работа французского философа является первой, в которой появляется теория народного суверенитета. Таким образом, следуя его мысли, всеобщее избирательное право становится основным правом. Точно так же народный суверенитет был бы невозможен без равенства всех граждан, без учета каких-либо других соображений..

    С другой стороны, люди отдают часть своих прав в пользу власти, наделяя ее определенными прерогативами, определяемыми всем гражданством. Каждый человек одновременно является гражданином и подданным, поскольку он создает власть, но он также должен ей подчиняться.

    Как это осуществляется?

    Как отмечалось выше, народный суверенитет защищает государственную организацию, которая позволяет власти основываться на согласии населения. Таким образом, город становится элементом, определяющим действия самого государства..

    Чтобы добиться этого, и вопреки тому, что происходит с суверенитетом, основанным на других принципах, необходимо создать сложный государственный аппарат.

    В современных демократиях большинство выбрало репрезентативную систему. Речь идет о людях, выбирающих через всеобщее избирательное право своих представителей в различных государственных органах..

    Наиболее распространенными органами являются парламент и сенат. Это две палаты, состоящие из избранных представителей и имеющие разные законодательные функции. Над ними обычно находится судебный орган, который следит за тем, чтобы законы не противоречили конституции страны..

    Некоторые страны сохранили монархию, но лишили ее реальной власти. На практике это символическая позиция с функциями представления.

    избирательное право

    Народный суверенитет исторически был связан с избирательным правом. По мнению теоретиков, без участия граждан путем голосования невозможно было бы говорить о суверенитете, исходящем от народа.

    Столкнувшись с прямой демократией, представительная демократия через избирательное право позволяет лучше управлять территориями с большим населением. Вместо этого следует позаботиться о том, чтобы выборные представители не отклонялись от воли народа.-

    По мнению политологов, народный суверенитет не безграничен. Народ, хотя и суверенный, не может действовать вне закона и не противоречить конституции в своих решениях. Если вы хотите сделать глубокие изменения, вы должны сделать это в соответствии с установленными правовыми процедурами.

    Разница с национальным суверенитетом

    Так называемый национальный суверенитет устанавливает, что обладателем такого суверенитета является нация. Обычно это определяется как неделимая и уникальная сущность, отличная от индивидуумов, составляющих ее.

    На практике это может означать ограничение права голоса. На многих этапах истории определенным группам было запрещено голосовать на том основании, что их решения не соответствуют высшему благу нации..

    Следовательно, государство, основанное на национальном суверенитете, не должно быть даже демократическим. Принимая нацию как высшую концепцию, могут возникнуть авторитарные системы, которые утверждают, что их действия только стремятся к этому.

    Столкнувшись с народным суверенитетом

    Народный суверенитет и национальный суверенитет, как уже указывалось, не эквивалентны. В первом случае власть исходит от народа, а во втором - от самой концепции нации..

    Таким образом, в то время как в народном участии все граждане, равные перед законом, являются обязательными, в национальном это не должно быть так.

    Наиболее распространенным явлением было то, что в странах с национальным суверенитетом было установлено избирательное право при переписи, часто основанное на экономической ренте.

    Первым теоретиком национального суверенитета был аббат Джозеф Сийес. Столкнувшись с тезисом Руссо, Сийес выступил за то, чтобы правители основывали свои решения на национальном благе. Их не должны увлекать просьбы или пожелания людей, которых они считают неграмотными и влиятельными.

    Богиня правосудия

    Основополагающие принципы государственного суверенитета:

    • неотчуждаемость (суверенитет не нуждается в чьём-либо признании и не может быть отменён);
    • невмешательство других государств во внутренние дела;
    • способность обеспечить единство и неделимость государственной территории.

    Если другое государство или иная внешняя сила пытается влиять на решения государства или совершает какие-либо другие действия, противоречащие перечисленным выше принципам, это называется нарушением суверенитета.

    Наличие суверенитета – основной признак государства. Перефразировав это утверждение, можно сказать, что наличие государственного суверенитета является главным признаком, позволяющим отличить страну от прочих территориальных образований, обладающих схожими с ней свойствами.

    Составляющие суверенитета

    Обязательными являются такие элементы государственного суверенитета как:

    • Верховенство государственной власти. Государству принадлежит вся полнота власти, и оно регулирует все правовые отношения в обществе на своей территории. При этом нет другой власти, которая стояла бы выше государственной. Но в демократических государствах источником власти является народ, который может оказывать на неё влияние посредством специальных процедур (выборы, референдумы, петиции).
    • Единство государственной власти. Данный принцип подразумевает, что существует единая система, которая четко разграничивает полномочия и сферы ответственности отдельных органов власти. При этом общая компетенция органов, входящих в эту систему, полностью покрывает все полномочия, которые необходимы для управления государством. Также в такой системе обычно присутствует главный орган, которому подчиняются остальные.
    • Независимость государственной власти. Государство монопольно владеет правом на принятие любых решений, и никакая внешняя сила не должна навязывать ему свою волю.

    Признаки суверенитета

    У государственного суверенитета есть два измерения: внутреннее и внешнее. Следовательно, основные признаки также можно разделить на две соответствующие категории.

    Внутренние признаки:

    • Государственная власть действует на всей территории страны и распространяется на всех граждан, а также на все организации, действующие на этой территории.
    • На своей территории государственная власть полностью самостоятельна и не зависит от каких-либо внешних сил.
    • Государственная власть выше любых общественных организаций и может отменять их решения, если они нарушают закон.
    • Государство обладает монополией на насилие и принуждение, а также на контроль над армией, правоохранительными органами и пенитенциарной системой.
    • Государство устанавливает законы и регулирует отношения во всех сферах жизни общества на собственной территории.

    Внешние признаки:

    • Признание остальными странами как равного партнёра.
    • Самостоятельность в международных делах.

    Виды суверенитета

    С точки зрения современной политологии, существует 3 вида суверенитета: государственный, народный и национальный. Они тесно связаны между собой, и всё же их следует различать. Чтобы лучше понять различия между ними, рассмотрим каждый из них подробнее:

    • Государственный. Данную форму суверенитета впервые подробно описали Жан Боден и Томас Гоббс, изучавшие процессы усиления европейских монархий в 15-16 веках. В их понимании суверенитет – это абсолютная власть, находящаяся выше законов.
    • Народный.Данное понятие ввели философы Нового времени Джон Локк и Жан-Жак Руссо. Оно отражает в себе назревшие в тот период недовольство общества политической ситуацией. Локк и Руссо определяли народный суверенитет как принадлежность власти народу страны. Под этим подразумевается, что народ обладает средствами и возможностью для реального влияния на деятельность государства. Осознавая это, государство также проводит политику, которая отражает интересы народа.
    • Национальный.На рубеже 19-го и 20-го веков во всём мире активизировались движения, направленные на деколонизацию национальных территорий и создание из них полноценных государств. Национальный суверенитет подразумевает, что нация обладает правом на самоопределение с целью сохранения своей культуры, языка, традиций и прочих ценностей.

    В современном мире суверенитет любого государства в той или иной мере основывается на народном и национальном суверенитетах. Соответственно, деятельность государств направлена на то, чтобы защищать интересы своих народов и отдельных наций, составляющих эти народы.

    Суверенитет в понимании философов

    В понимании Бодена суверенитет – это функция, которую может выполнять любой человек или организация. При этом он описывал суверенитет как абсолютную власть, являющуюся источником закона и стоящую превыше этого закона. Он считал, что суверенная власть подчиняется только божественным и природным законам.

    Следующим мыслителем, развившим и расширившим понятие суверенитета, стал английский философ Томас Гоббс. Будучи сторонником договорной теории возникновения государства, он решил освободить это понятие от религии. Доработав концепцию Бодена, Гоббс предложил новую трактовку суверенитета.

    Он определял суверенитет как абсолютную высшую власть, которая контролирует все остальные инстанции, сама же не подчиняется никому. Эта власть устанавливается волей граждан, но не может быть произвольно снята ими в любой момент. Приняв эту власть, они обязались подчиняться ей, и теперь должны соблюдать это обязательство. Суверен со своей стороны обязан уважать взаимный договор с гражданами и заботиться о безопасности государства и народа.

    Английский философ Джон Локк первым поставил закон выше правителя. То есть, по его мнению, суверенитет подразумевает, что все граждане, включая монарха или иного правителя подчиняются одним и тем же законом. Верховная власть при этом принадлежит народу, а власть суверена имеет определённые ограничения. Кроме того, Локк показал важность разделения государственной власти на ветви и наличия конституционного контроля над этими ветвями.

    Франко-швейцарский философ Жан-Жак Руссо считал, что государство является продуктом общественного договора, дающего ему власть над участниками этого договора. Фундаментом для данной власти является народная воля, поэтому её нельзя отобрать. Точка зрения Руссо интересна тем, что философ допускал возможность существования внутреннего суверенитета без внешнего. То есть, государство вполне может обладать всей полнотой власти на своей территории, но не быть достаточно самостоятельным в международных делах или оставаться не признанным другими странами.

    Суверенитет в России

    На протяжении практически всего времени существования Советского Союза Россия не обладала суверенитетом. Как и другие республики, она подчинялась верховной власти СССР. Днём обретения суверенитета считается 12 июня 1990 года (чуть больше чем за год до распада СССР), когда была подписана Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Это не подразумевало выхода из состава Союза, однако означало, что РСФСР больше не подчиняется его руководству.

    Этим документом Россия отказалась от обязанности выполнять распоряжения советского руководства. Также в нём закреплялись и некоторые другие нововведения, такие как расширение прав регионов и разделение властей. Сегодня все знают, что 12 июня – это День России. Однако не все в курсе, что данный праздник учреждён в честь подписания декларации о суверенитете.

    Отличия суверенитета от независимости

    Суверенитет – это политическое свойство государства, подразумевающее не только самостоятельность в делах, но и верховенство государственной власти. Кроме того, фактическая независимость не подразумевает обязательного международного признания. Таким образом, независимость и суверенитет – это тесно связанные политические понятия, и ни одно из них нельзя отделить от другого так, чтобы оно не поменяло своего смысла.

    Читайте также: