Признаки судебной власти кратко

Обновлено: 02.07.2024

1. Судебная власть – это реализуемые судом властные полномочия, которыми он наделен для разрешения дел, отнесенных к его компетенции в строгом соответствии с установленным процессуальным и материальным законами.

Судебная власть представляет собой возможность и способность занимающего особое положение в государственном аппарате органа (суда) воздействовать на поведение людей и социальные процессы.

Основная функция и исключительная компетенция судебной власти – осуществление правосудия. Помимо этого, судебная власть реализует и иные полномочия, к которым относятся:

· контроль за законностью и обоснованностью решений и действий органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц в случае их обжалования в суд,

· контроль за законностью и обоснованностью арестов и задержаний, произведенных органами дознания и предварительного следствия,

· санкционирование проведения действий, связанных с ограничением прав граждан, предусмотренных ст.23 и 25 Конституции,

Судебная власть основана на праве и реализуется путем применения права для разрешения конкретных ситуаций, возникающих в обществе и требующих вмешательства суда. Судебная власть – есть предоставленные судам полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантию законности и справедливости принимаемых судами решений.

1. Это - установленная конституцией одна из ветвей государственной власти, которая осуществляется судами и выражает государственную волю.

2. Она принадлежит только государственным судам, образуемым в установленном законом порядке на профессиональной основе с участием представителей народа и с предоставлением каждому права на рассмотрение его дела гласным, справедливым, независимым и беспристрастным судом.

3. Она исключительна: никакой другой государственный или общественный орган, должностное лицо не может обладать полномочиями суда.

4. Она независима, самостоятельна и обособленна. Судьи при осуществлении функций судебной власти подчиняются только Конституции и федеральным законам.

5. Деятельность суда по рассмотрению судебных дел осуществляется только в процессуальном порядке, установленном процессуальным законодательством и призванным обеспечить законность, обоснованность, справедливость судебных решений и защиту прав лиц, интересы которых затрагивает судебная власть.

6. Она осуществляется посредством судопроизводства. В судопроизводстве участвуют заинтересованные лица, которые реализуют свои права и исполняют обязанности.

7. Она подзаконна. Это означает, что компетенция и полномочия судебной власти устанавливаются только Конституцией и другими федеральными законами, которыми суды должны руководствоваться и строго их соблюдать.

1. это орган, самостоятельно, независимо от других ветвей власти полномочный осуществлять правосудие;

2. состоит из судей, назначаемых в установленном законом порядке Президентом Российской Федерации или Советом Федерации Российской федерации,

Конституция Российской Федерации устанавливает следующие виды государственных органов, наделенных полномочиями по осуществлению судебной власти:

4. суды субъектов Российской Федерации: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации и мировые суды.

Судебная власть по осуществлению судопроизводства, происходит в судебном составе, который определяется законодательством. Данные составы могут быть как единоличными, так и коллегиальными.

В судах общей юрисдикции гражданские дела в первой инстанции рассматриваются судьями единолично и коллегиально. Коллегиальное рассмотрение дел осуществляется судом в составе трех профессиональных судей (ст.14 ГПК РФ). Уголовные дела согласно ст.30 УПК РФ могут рассматриваться как коллегиально, так и единолично. В коллегиальный состав суда могут входить три профессиональных судьи. Кроме этого, в суде присяжных уголовное дело рассматривается в составе судьи – председательствующего и 12 присяжных заседателей.

Специфика суда как органа судебной власти заключается в том, что его деятельность по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных и других дел происходит по соответствующим правилам судопроизводства, включающим в себя принципы гласности, участия представителей народа, их состязательности, равноправия сторон, тайны совещательной комнаты. Основная их цель – обеспечить законное, обоснование и справедливое решение суда.

К настоящему времени сложилось несколько вариантов процедур осуществления судебной власти, которые называются видами судопроизводства. К ним относятся: конституционное судопроизводство, гражданское судопроизводство, уголовное судопроизводство и административное судопроизводство, осуществляемые соответствующими судами.

Конституционное судопроизводство осуществляется конституционными судами. Гражданское судопроизводство, уголовное судопроизводство и административное судопроизводство осуществляется судами общей юрисдикции. Арбитражное судопроизводство осуществляется арбитражными судами. Каждое из названных судопроизводств регламентируется соответствующим законодательным актом.

3. Судебная система – это совокупность всех судов Российской Федерации, объединенных общими задачами, имеющими единый статус и основанные на общих принципах организации и деятельности по осуществлению правосудия посредством конституционного, гражданского, уголовного и административного судопроизводства по правилам, установленным соответствующим процессуальным законодательством.

– Верховный суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

–федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные и арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

В самом общем виде судебная система Российской Федерации состоит из следующих трех ветвей судебной власти:

1.Конституционный суд Российской Федерации. Он разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной думы, правительства, конституций республик, уставов и других актов субъектов РФ и т.д.

Конституционные суды республик, которые выполняют функции, аналогичные Конституционному суду РФ, действуя самостоятельно в пределах соответствующих республик. Они не поднадзорны Конституционному суду РФ, и независимы от него.

2.Суды общей юрисдикции. Они в настоящее время организованы и действуют на четырех уровнях. Возглавляет эту ветвь судебной власти Верховный суд Российской Федерации, который в соответствии со ст.126 Конституции РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Средним звеном судов общей юрисдикции являются верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения (Москва и Санкт -Петербург) суды автономной области и автономных округов. К подсудности данных судов отнесено рассмотрение подавляющего большинства уголовных, гражданских и других дел по первой, кассационной инстанциям и в надзорном порядке.

Следующим звеном судов общей юрисдикции являются районные (городские) суды. Они рассматривают в первой инстанции почти все гражданские дела, значительную часть уголовных дел и дел других категорий.

Мировые судьи занимают самую низшую ступень судебной системы и рассматривают строго определенные законом категории дел.

В эту подсистему входят также военные суды, функционирующие на трех уровнях. Высшим звеном военных судов является Коллегия по делам военнослужащих Верховного суда Российской Федерации, средним звеном – окружные (флотские) суды и нижним – гарнизонные военные суды.

Судебное звено – это совокупность судов, имеющих одинаковую структуру и наделенных однородными полномочиями по осуществлению правосудия.

Третье звено – верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов;

Первое звено – арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (или арбитражные суды субъектов Российской Федерации);

Судебной инстанцией является суд, или его структурное подразделение, выполняющая ту или иную судебную функцию, связанную с рассмотрением и разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, проверка законности и обоснованности состоявшегося решения, приговора или иного судебного акта).

Судом первой инстанцией является суд, который уполномочен в судебном заседании рассматривать дело по существу с вынесением обвинительного или оправдательного приговора или иного решения. При рассмотрении гражданского дела, суд либо удовлетворяет исковые требования истца или отказывает в нем.

Дела по первой инстанции рассматривают все суды общей юрисдикции в пределах своей компетенции. Подавляющее большинство уголовных и гражданских дел по первой инстанции рассматривают районные (городские) суды и мировые судьи. Наиболее сложные судебные дела рассматривают по существу вышестоящие суды вплоть до Верховного суда Российской Федерации.

Суд второй (апелляционной или кассационной) инстанции призван проверять законность, обоснованность и справедливость приговора и других судебных решений, не вступивших в законную силу.

Согласно ст.354 УПК РФ судебные решения, не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы сторонами в апелляционном или кассационном порядке. Согласно ст.320 ГПК РФ решения мировых судей могут быть обжалованы в апелляционном порядке сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в соответствующий районный суд через мирового судью. В соответствии со статьей 257 АПК РФ лица, участвующие в деле, а также иные лица, в случаях, предусмотренных Кодексом, вправе обжаловать в порядке апелляционного производства решение арбитражного суда первой инстанции, не вступившее в законную силу. Поводом для рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции может служить и представление прокурора на приговор, решение или иной судебный акт суда первой инстанции.

В апелляционной инстанции дело рассматривается по имеющимся в нем и дополнительно представленным доказательствам повторно по существу.

Суд апелляционной инстанции по результатам рассмотрения уголовного дела принимает одно из следующих решений:

1) об оставлении приговора суда первой инстанции без изменения, а апелляционной жалобы или представлений без удовлетворения;

2) об отмене обвинительного приговора суда первой инстанции и оправдании подсудимого или о прекращении уголовного дела;

Суд апелляционной инстанции по результатам рассмотрения гражданского или арбитражного дела принимает одно из следующих решений:

3) отменить решение суда полностью или в части и прекратить производство по делу или оставить иск без рассмотрения полностью или в части;

Кассационная инстанция, применительно к деятельности судов общей юрисдикции, представляет собой процедуру проверки законности и обоснованности приговоров, решений (определений, постановлений) суда (судьи), не вступивших в законную силу. Недостаточно обоснованные, незаконные приговор, решение отменяются. Оставленное без изменения решение немедленно вступает в силу. Кассационной инстанцией всегда является судебная коллегия вышестоящего суда.

1) по уголовным делам – осужденный, оправданный, их защитники и законные представители, потерпевший, его законный представитель и государственный обвинитель (ст.354 УПК РФ);

2) по гражданским делам – истец, ответчик, третьи лица, их законные представители и прокурор (ст. 336 ГПК РФ);

3) по арбитражным делам – лица, участвующие в деле, а также иные лица, в случаях, предусмотренных законом, и прокурор (ст. 273 АПК РФ).

Кассационная инстанция проверяет не только законность приговора (решения, определения) суда, то есть соблюдение при производстве по делу норм процессуального и материального закона, но и его обоснованность, то есть соответствие выводов суда, изложенных в приговоре (решении, определении), фактическим обстоятельствам дела и наличие доказательств, подтверждающих выводы суда первой инстанции.

Кассационная инстанция может смягчить назначенное судом первой инстанции наказание или применить закон о менее тяжком преступлении, но не вправе усилить наказание или иным образом ухудшить положение лица, обратившегося в кассационную инстанцию с жалобой.

Надзорная инстанция – это подразделения судов, наделенных правом проверять законность и обоснованность приговоров и иных судебных решений, вступивших в законную силу.

В системе общих судов в таком качестве могут выступать президиумы судов среднего звена, а также судебные коллегии и президиум Верховного суда РФ. Для военных судов такой инстанцией могут быть суды среднего звена, Военная коллегия Верховного суда РФ. Для арбитражных судов надзорной инстанцией является президиум Высшего арбитражного суда РФ.

Суд имеет особое положение, благодаря которому, а также специфике работы судебной власти, можно выделить ряд признаков, характерных исключительно судебной власти и отличающих ее от других форм государственной деятельности.

Признак– это качество или свойство, которое присуще определенным предметам или явлениям, которое отличает и определяет эти предметы или явления. Благодаря признакам, знакам и приметам предмет или явление можно более полно и точно определить, и раскрыть его сущность.

Современная учебная литература, описывая правоохранительные органы выделяет от трех до десяти разных признаков судебной власти. И при этом на сегодняшний день все еще отсутствует единое мнение касательно признаков судебной власти.

Некоторые авторы разделяют общие и специфические свойства судебной власти. К категории общих признаков относятся те, которые можно также отнести и к другим ветвям власти. Примером может служить социальность. Судебная власть носит социальный характер, который присущ обществу в целом.

К специфическим относятся свойства, характерные только для этого вида власти и в полной мере характеризующие и отличающие ее от других видов власти (исполнительной и законодательной).

Таким образом, выделяют специфические признаки, присущие исключительносудебной власти.

  • Выступает в качестве одной из трех ветвей государственной власти, установленной и закрепленной через Конституцию РФ и в законодательном порядке. Через решения судебной власти, принятых от имени государства, выражается ее воля, и все решения судебной власти имеют обязательный характер для исполнения на всей территории Российской Федерации;
  • принадлежит специальным государственным органам, создаваемым в законодательно утвержденном порядке – судам, в лице судей, а также привлекаемым в процессе осуществления правосудия присяжным и арбитражным заседателям.

Право на осуществление правосудия имеют только суды, находящиеся в судебной системе РФ (Закон о судебной системе. статьи 1 и 4).

Процеес привлечения присяжных и арбитражных заседателей к осуществлению правосудия строго регламентирован нормами закона. Свершение или принятие на себя обязанностей по осуществлению правосудия со стороны других органов и лиц запрещено.

  • является исключительной, то есть функции и полномочия, входящие исключительно в компетенцию суда запрещается перенимать другими органами государственной власти или должностными лицами. Например, определять степень виновности и признавать лицо, совершившего преступление, виновным имеет право только суд. И только он имеет право применять к подсудимым мер уголовного наказания или админ. воздействия.
  • является самостоятельной, независимой и отделенной ветвью власти. Суды и судьи, на которых возложены судебные полномочия,независимы иобязаныподчиняются исключительно требованиям, изложенным в Конституции РФ и федеральном законе. Никто не обладает правом указывать судье, как разрешать те или иные дела, которые находятся у него в производстве.

Независимость суда значит, что судьям запрещено подчиняться третьей стороне при рассмотрении дела и в процессе принятия решения по нему. Вмешательство в работу суда в любой форме, угрозы судьям, их жизням и здоровью, клевета на них и их работу с целью повлиять на правосудие, согласно законодательству РФ, согласно Уголовного кодекса РФ является преступлением против правосудия и уголовно наказуемо.

Самостоятельность судебной властиосновывается на отсутствии взаимоотношений подчиненного и подотчетного характера по отношению к какому-либо другому государственному органу не зависимо от ветви власти. Экономическая составляющая самостоятельности и независимости судебной власти базируется на финансировании ее деятельности исключительно за счет федерального бюджета, что четко регламентировано Конституцией РФ.

Законом о судебной системе запрещается издание законов или нормативно-правовых актов, которые отменяют или умаляют независимое и самостоятельное положение судов и судей.

Отделенностьсудебной власти значит, что суды, наделенные функциями судебной власти, относятся к абсолютно самостоятельной системе гос. органов и не являются частью законодательной и исполнительной власти. Процессы, связанные с организационным, финансовым, материально-техническим и пр. обеспечением деятельности судов происходят внутри судебной системы. Взаимодействие судов с другими органами гос. власти происходит в пределах, четко регламентированных законами, гарантирующими их независимость;

  • реализация судебной власти совершается через судопроизводство основываясь на положения Конституции РФ и Закона о судебной системе. Под судопроизводством подразумевается деятельность, начинающаяся при наличии в деле законодательно предусмотренных оснований и поводов.

Судопроизводство в уголовных делах состоит из производства в следственных органах и производства в суде.

Виды судопроизводства

Поводом, достаточным для начала судопроизводства по гражданскому или административному делу, являются заявления от лиц, направленные на рассмотрение судами общей юрисдикции или арбитражными судами. Возбуждение и осуществление конституционного производства находится в ведении Конституционного Суда Российской Федерации.

Выделяют 5 видов судопроизводств, с помощью которых происходит осуществление судебной власти:

  • конституционное судопроизводство, сводящееся к рассмотрению и разрешению дел, связанных с соответствием норм федерального законодательства конституционным нормам, нормативным актам, изданным Президентом РФ, палатами Федерального Собрания и другим нормативно-правовым актам;
  • гражданское судопроизводство рассматривает и разрешает дела, вытекающие из правоотношений гражданского характера;
  • в административном судопроизводстве рассматриваются и разрешаютсядела, возникшие из правоотношений административного характера, и дела, связанные с административными правонарушениями;
  • уголовное судопроизводство, состоящее издосудебного и судебного производства по делам, связанным с уголовными преступлениями;
  • арбитражное судопроизводство, занимающееся разрешением споров в экономической сфере и других дел, которые рассматриваются арбитражными судами.

Самой важной функцией, которую осуществляет судебная власть, является правосудие и процессуальное рассмотрение дел. Процессуальная форма, в которой должны действовать суды и принимать свои решения, а также форма, в которой должно осуществляться рассмотрение и разрешение дел определены законодательно. Процессуальный порядок деятельности Конституционного Суда РФ определен Законом о Конституционном. Процесс осуществления судопроизводства в гражданском, уголовном и арбитражном процессе регулируется ГПК, УПК, АПК РФ.

Задачи процессуального порядка судопроизводства

В задачу процессуального порядка в судопроизводстве входит:

  • обеспечение соблюдения законности в деятельности органов судебной системы, осуществляющих судебную власть;
  • обеспечение законности, обоснованности и справедливости решений, которые принимаются;
  • охрана законных прав лиц, интересы которых затронуты судебной властью.

Порядок образования и деятельности судебных органов, а также перечень их полномочий определены на законодательном уровне. Судьи и судебные органы действуют исключительно в рамках требований законов и Конституции Российской Федерации и не имеют право в процессе своей деятельности выходить за рамки требований законодательства. Полный объем компетенций, которыми наделены суды и судьи выражается в окончательности и обязательности по отношению ко всем гражданам РФ, гос. органам и должностным лицам, принимаемых судами решений. То есть решения судов носят властный характер и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Законодательно установлена ответственность в следствии невыполнения или ненадлежащего выполнения требований судов.

Исходя из положений Конституции РФ и Закона о судебной системе граждане Российской Федерации имеют право участия в совершении правосудия как присяжные или арбитражные заседатели. В процессе рассмотрения уголовных и арбитражных дел в состав суда, за исключением позиции судьи, имеют право войти присяжные и арбитражные заседатели соответственно.

Тема 2. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1. Понятие и признаки судебной власти

Статья 10 Конституции закрепляет положение, согласно которому государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Судебную власть можно охарактеризовать по ряду признаков.

Второй признак– судебная власть принадлежит только судам. О судах как специальных органах будет сказано ниже.

Третий признак судебной власти – исключительность. Полномочия, предоставленные судебной власти, предоставляются только ей. Никакие другие органы не могут дублировать судебную власть ни при каких обстоятельствах.

К исключительным полномочиям судебной власти относятся: осуществление правосудия; конституционный контроль; контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов и должностных лиц в случае, если эти действия обжалованы в судебном порядке; санкционирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, которые ущемляют конституционные права граждан; контроль за законностью и обоснованностью арестов и задержаний, произведенных органами предварительного расследования; разъяснение вопросов судебной практики; участие в формировании корпуса судей; и др.

Четвертый признак судебной власти представляет собой триединство таких свойств, как независимость, самостоятельность, обособленность.

Независимость означает, что суд при принятии решений по делу не связан чьей-либо волей. Решение суд принимает самостоятельно. Судья зависит только от закона, правосознания и совести. Независимость – это не только право суда, но и его обязанность. Судьи обязаны противостоять любым попыткам посягнуть на свою независимость, опираясь на закон, который предусматривает целый набор гарантий независимости судей – материальных, социальных, гарантий безопасности и т. д.

Самостоятельность судебной власти подразумевает самостоятельное принятие решений судом. Суд не обязан (да и не вправе) советоваться с кем-либо по поводу принятия промежуточных и тем более итоговых решений по делу. Решения суда не нуждаются ни в чьем санкционировании и утверждении.

Обособленность судебной власти вытекает из ее независимости и самостоятельности. Это означает, что суды образуют автономную систему, включающую не только суды (в узком смысле слова), но и другие подразделения, обеспечивающие их жизнедеятельность. Однако обособленность судебной власти не означает ее изоляции. Различные ветви власти взаимосвязаны. Судебная власть, в частности, немыслима без власти законодательной, поскольку может осуществляться и совершенствоваться только в рамках закона. Законодательная власть в свою очередь определяет судебные процедуры, судейский статус и т. п. Кроме того, исполнение решений невозможно без тесного сотрудничества судебной власти с властью исполнительной.

Пятый признак – особый процессуальный порядок деятельности судебных органов. Свои полномочия суд осуществляет в порядке, который определен законом. Порядок судопроизводства регламентируется целым рядом процессуальных кодексов (УПК, АПК, ГПК, КоАП).

Судопроизводство – специфическая деятельность органов судебной власти. Оно начинается в предусмотренных законом случаях и протекает в установленной процессуальной форме. Существует несколько видов судопроизводства – конституционное, административное, гражданское, уголовное, арбитражное.

Шестой признак – подзаконность судебной власти. Несмотря на высокий статус судебной власти, она не может действовать по собственным правилам. Выше уже отмечалось, что суд зависит только от закона.

На основании приведенных признаков сформулируем определение судебной власти: судебная власть – это исключительные полномочия, предоставленные независимым и обособленным государственным органам – судам – для самостоятельного разрешения правовых вопросов, отнесенных к их компетенции, а также основанная на законе реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства.

2.2. Суд как орган судебной власти

Суд как орган судебной власти обладает рядом признаков. Перечислим их.

1. Суд – это государственный орган. Конституция указывает следующие органы, которым принадлежит судебная власть: Конституционный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды. Перечисленные суды называются федеральными. Закон о судебной системе говорит также о судах субъектов РФ: конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи.

2. Особый порядок формирования судов. Этот порядок значительно отличается от формирования органов других ветвей власти. Комплектование судов кадрами осуществляется путем строгого отбора. Требования, предъявляемые к кандидату, должны соответствовать не только объективным характеристикам, таким, например, как возраст, гражданство, но и множеству субъективных (образование, морально-деловые качества, отсутствие судимости). Причем сам диплом о высшем юридическом образовании еще не дает право работать судьей. Для этого необходимо сдать квалификационный экзамен и получить согласие на занятие судейской должности от соответствующей квалификационной коллегии судей.

3. Особый порядок обеспечения независимости суда. Этот порядок предусматривает установление ответственности за давление на суд вплоть до уголовной; создание специализированных органов для обеспечения нормальной работы суда, например службы судебных приставов; защита жизни, здоровья и имущества; высокое материальное и социальное обеспечение.

4. Особая процедура реализации своих полномочий с целью обеспечить законное и обоснованное решение правовых вопросов, входящих в компетенцию суда. Процедура реализации судом своих полномочий облекается в конкретную процессуальную форму, называемую судопроизводством. Как уже отмечалось, существует конституционное, гражданское, уголовное, арбитражное, административное судопроизводство. Каждое судопроизводство регламентируется своим процессуальным кодексом: УПК, ГКП, КоАП, АПК. Конституционное судопроизводство осуществляется в соответствии с требованиями Закона о Конституционном Суде.

5. Осуществление полномочий в пределах компетенции, определенной законом, т. е. юрисдикцией. Юрисдикция суда может распространяться на: а) административно-территориальные образования (район, город, область); б) структурные образования вооруженных сил (военный округ, флот, гарнизон); в) судебный округ. Этот округ может совпадать, а может и не совпадать с территориальными образованиями. Он может объединять несколько административно-территориальных единиц. Юрисдикция по судебным округам присуща арбитражным судам. Есть десять арбитражных округов, объединяющих несколько субъектов; г) судебный участок. На территории судебного участка осуществляют свою деятельность мировые судьи. Один судебный участок создается на 15–30 тыс. жителей.

6. Осуществление судебной власти в определенном судебном составе. Закон устанавливает, в каком составе должно быть рассмотрено то или иное дело – единолично либо коллегиально. Отступление от требований закона – серьезное процессуальное нарушение, влекущее за собой ничтожность всех принятых судом решений.

2.3. Судебная система

Характеристика судебной власти была бы неполной без рассмотрения судебной системы.

Судебная система устанавливается Конституцией (гл. 7) и Законом о судебной системе.

Судебная система включает в себя Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ, суды общей юрисдикции (в том числе военные суды), арбитражные суды.

Конституционный Суд РФ в соответствии со ст. 125 Конституции решает вопросы о соответствии законов, нормативных актов центральных и местных органов Конституции, разрешает споры о компетенции между органами государственной власти различных уровней, дает толкование Конституции.

К судам общей юрисдикции относятся: Верховный Суд РФ; верховные суды республик в составе РФ; краевые и областные суды; городские суды Москвы и Санкт-Петербурга; суды автономной области и автономных округов; районные суды. Эти суды рассматривают гражданские, уголовные и административные дела как по существу, так и по кассационной и надзорной инстанции.

Военные суды также относятся к судам общей юрисдикции. Они создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. К ним относятся военные суды округов (флотов) и военные суды гарнизонов. Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Арбитражные суды: Высший Арбитражный Суд РФ; федеральные арбитражные суды арбитражных округов; арбитражные апелляционные суды; арбитражные суды субъектов РФ (республик, краев, областей). Основу деятельности арбитражных судов составляет рассмотрение и разрешение хозяйственных споров.

Все суды принято группировать по звеньям и инстанциям. Звеном судебной системы считаются суды, наделенные однородными полномочиями и имеющие единую структуру.

Суды общей юрисдикции состоят из четырех звеньев:

1) мировые судьи;

2) районные суды (основное звено);

3) краевые (областные) и приравненные к ним суды (среднее звено);

4) Верховный Суд РФ (высшее звено).

Суды второго звена (районные), несмотря на введение института мировых судей, по-прежнему рассматривают большинство дел. Поэтому это звено и именуется основным.

Суды второго, третьего и четвертого звеньев полномочны проверять решения нижестоящих судов. Поэтому их именуют вышестоящими. Суд первого звена не может быть вышестоящим.

Военные суды имеют трехзвенную систему:

1) военные суды гарнизонов;

2) военные суды округов (флотов);

3) Верховный Суд РФ (в его составе действует Военная коллегия).

Система арбитражных судов тоже состоит из четырех звеньев:

1) арбитражные суды республик, краев, областей и других субъектов РФ;

2) арбитражные апелляционные суды;

3) федеральные арбитражные окружные суды;

4) Высший Арбитражный Суд РФ.

Кроме разделения судов по звеньям возможна их группировка по инстанциям.

Суд первой инстанции – это суд, который уполномочен принимать решения по существу основных вопросов дела, например, для уголовного дела – вопросы о виновности или невиновности лица и о применении или неприменении к нему наказания; для гражданского – о доказанности или недоказанности иска и правовых последствиях иска.

В качестве суда первой инстанции может выступать любой суд, но суды первого звена могут быть судами только первой инстанции.

Суд второй (апелляционной и кассационной) инстанции проверяет законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, не вступивших в законную силу. Это может быть любой из судов второго, третьего, четвертого звена.

Суд третьей (надзорной) инстанции проверяет законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, вступивших в законную силу.

Судебная власть – вид власти. Государственную власть осуществляют соответствующие органы. Но власть – это не только те или иные учреждения, должностные лица, но и те функции, которые им принадлежат, и осуществление этих функций, их реализация.

Принцип разделения властей 21 апреля 1992 г. был закреплён в Конституции РСФСР. Конституция РФ 1993 г. считает его лежащим в основе государственной власти (ст. 10).

Из Конституции РФ следует, что судебная власть как вид государственной власти принадлежит специальным органам государства – судам, входящим в судебную систему РФ.

Помимо осуществления правосудия судебная власть включает и ряд других, принадлежащих ей и реализуемых ею полномочий. В числе иных, кроме правосудия, полномочий судебной власти её различным ветвям также принадлежат: конституционный контроль; контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов, должностных лиц и государственных служащих в случае их обжалования в суд; обеспечение исполнения приговоров и иных судебных решений; дача разъяснений по вопросам судебной практики;
участие в формировании судейского корпуса, содействие органам судейского сообщества и контроль за законностью их решений и др.
Эти полномочия было бы неправильно, как это нередко делается, полностью отождествлять с правосудием. Можно говорить, пожалуй, лишь о том, что их реализация тесно связана с правосудием и содействует его надлежащему осуществлению.

Следовательно, судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного, уголовного и арбитражного судопроизводства.

Судебная власть основана на праве и реализуется путём применения права для разрешения конкретных ситуаций, возникающих в обществе и требующих вмешательства суда. Компетенция судебной власти урегулирована законом.

Таким образом, судебная власть есть предоставленные специальным органам государства – судам – полномочия по разрешению отнесённых к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путём конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантию законности и справедливости принимаемых судами решений.

Судебная власть как определённая функция суда обладает рядом основных признаков:

1. Судебная власть – вид государственной власти. Она осуществляется государственными органами, выражает государственную волю, её составляют государственно-властные полномочия.

В отличие от других видов власти, реально влияющих на жизнь людей (родительская власть, власть воспитателя, власть толпы, власть общественного мнения, власть средств массовой информации), судебная власть – одна из трёх ветвей государственной власти, установленных Конституцией России и другими законами.

Обособленность судебной власти тесно связана с её независимостью и самостоятельностью. Она означает, что суды образуют систему государственных органов, не входящую в какую-либо другую государственную структуру, не подчинённую при выполнении своих функций кому-либо, действующую в своей специфической сфере. Это не означает, что суды изолированы от законодательной и исполнительной власти. Но их взаимодействие с другими ветвями государственной власти осуществляется в пределах законов, гарантирующих независимость судей, выделивших суды в самостоятельную, обособленную систему.

5. Процессуальный порядок деятельности – важнейший признак судебной власти. Процессуальный порядок определяется только законом. Закон подробно регулирует правила действий суда и принятия им решений при рассмотрении конкретных дел. Он устанавливает процессуальную форму как судебных действий, так и судебных решений и документов. Процессуальный порядок, регулируя правила судебной процедуры, представляет собой высокую социальную ценность, поскольку призван обеспечить законность всей деятельности органов, осуществляющих судебную власть, законность, обоснованность и справедливость судебных решений, охрану прав лиц, чьи интересы в той или иной степени затрагивает судебная власть.

Порядок производства по гражданским делам, производства по уголовным делам, по делам в арбитражных судах, производства по административным делам регулируется в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом, Уголовно-процессуальным кодексом, Арбитражным процессуальным кодексом и Кодексом административного судопроизводства.

6. Осуществление полномочий путём судопроизводства – признак судебной власти, что определено в ч. 2 ст. 118 Конституции РФ, где названы конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство. Судопроизводство представляет собой деятельность, которая начинается при наличии предусмотренных законом оснований и поводов: неопределённость в конституционности нормативного акта и соответствующее обращение в Конституционный Суд РФ; спор, возникший из гражданских правоотношений, и обращение в суд за защитой права или охраняемого законом интереса; факт административного правонарушения и (обычно) протокол об административном правонарушении; обнаружение признаков преступления, подтверждаемых определённым законом; экономический спор, возникший в сфере предпринимательской деятельности, и обращение за защитой в арбитражный суд.

Эта деятельность развивается в последовательности, установленной процессуальным законом, и протекает в процессуальных формах. В ней участвуют заинтересованные лица и организации, реализующие свои права и исполняющие обязанности. Она может начинаться ещё до вмешательства суда. Например, расследование преступления следователем по терминологии действующего закона составляет часть судопроизводства. Но судопроизводство, о котором говорится в Конституции, означает непременно деятельность суда, который рассматривает конкретное дело и принимает решение на основе закона, формулируя его в установленном порядке, осуществляя тем самым правосудие.

7. Подзаконность судебной власти означает, что компетенция судов, их полномочия определяются Конституцией РФ и другими федеральными законами. Законодательные органы, законодательная власть не вправе вмешиваться в производство по конкретным делам. Но созданные ею законы должны неукоснительно соблюдаться судами.

8. Полнота судебной власти определяется содержанием компетенции её органов, её объёмом, окончательностью решений, принимаемых органами судебной власти, их обязательностью для государственных органов и должностных лиц. Эти решения, требования и распоряжения судей подлежат безусловному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Читайте также: