Интерес пушкина к истории россии 7 класс кратко

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Ф.И.О педагога: Винник Фаниса Рифкатовна Должность учитель русского языка и литературы

Предмет литература Класс: 7 А Учебник Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2014 г.

Тема урока: А.С.Пушкин. Слово о поэте. Интерес к истории России. Медный всадник (отрывок) Тип урока : Объяснение нового материала

Оборудование: 1. Картины художников (образ Петра I в живописи и скульптуре). 2. Эпиграф. “Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно.” (А.С. Пушкин) 3. Словарь. Лирика – род художественной литературы, отражающий жизнь при помощи мыслей, чувств, переживаний человека. Поэма – большое стихотворное произведение с развёрнутым сюжетом. В поэме изображаются выдающиеся события прошлого и настоящего, прославленные герои. Метонимия – сопоставление явлений по сходству, когда явление или предмет обозначается с помощью других понятий или слов. Параллелизм – один из видов повтора, композиционный приём, подчёркивающий связь нескольких элементов художественного произведения, аналогия, сближение явлений по сходству

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений обучающихся, для которых проектируется урок. Уровень возможностей учащихся от низкого до высокого.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

сведения о жизни и творчестве А.С. Пушкина; высказывания русских пи сателей о поэте. Понимать: патриотический пафос произ ведения; отношение автора к героям. Уметь: выразительно читать фрагмент поэмы; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; давать сравнительную характеристику героев: сопоставлять литературные произведения с произведе ниями других видов искусства

Формулировка цели урока, составление плана реализации, корректировка его и сверка результата с целью; самоконтроль, самопроверка и взаимопроверка

Уметь планировать свою деятельность; корректировать её в соответствии с результатом; уметь контролировать учебные действия

Отрабатывание навыков поиска необходимой информации, закрепление умений анализировать текст

Логически мыслить, устанавливать причинно-следственные связи; уметь применять полученные знания на практике, делать выводы

Работа в паре, высказывание и аргументация собственного мнения

Уметь работать в паре, формулировать собственные мысли, высказывать и аргументировать свою точку зрения

Рефлексия, смооценка результатов

Иметь адекватную позитивную оценку, проявлять самоуважение и взаимоуважение, осознает себя гражданином своего Отечества, проявляет интерес и уважение к историческому прошлому страны.

Формы учебного взаимодействия

Формируемые УУД и предметные действия

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово учителя

I. Вступительное слово учителя. Объявление темы, целей урока, эпиграфа. Как видите, мы вновь и вновь обращаемся к истории нашей Родины. Всё оформление говорит о том, что мы продолжим знакомство с эпохой Петра I, Петра Великого. Портреты могут создавать писатели, художники по-разному. Каким видели Петра художники, скульпторы? (показ презентации). Этот образ запечатлён в памятнике известного скульптора Фальконе “Медный всадник”. И своеобразным памятником дел, образа Перта I стали произведения А.С. Пушкина. У него своё видение этого образа.

Проверка готовности к уроку.

Просмотр презентации, беседа по вопросам

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

Знакомство с темой урока Постановка целей и составление плана работы учащимися

А что привлекает поэта А.С. Пушкина в образе Петра?

Почему он неоднократно обращается к эпохе Петра I?

Чем объяснить его интерес к этой личности?

А.С. Пушкин, как истинный художник, считал необходимым воскресить минувшие века, обращаясь к истории. А Петр I привлекал его как личность, в нём поэт видел преобразователя России, реформатора, выдающегося государственного деятеля, который думал о судьбе России, “Россию поднял на дыбы”. А.С. Пушкин писал: “Россия вошла в Европу, как спущенный корабль, при стуке топора и пушек. Но войны, предпринятые Петром Великим,были благодетельны и плодотворны. Успех народного преобразования был следствием Полтавской битвы, а европейское просвещение причалило к берегам завоёванной Невы”.)

Мы уже увидели отношение А.С. Пушкина к Петру в поэме “Полтава”, с отрывком из которой познакомились.

Каким показан в поэме Пётр I?

В какой исторический момент запечатлел поэт государя?

(1709 год. Полтавская битва. Пётр I – полководец, патриот своего Отечества, решительный, стремительный, идеальный военачальник, противопоставлен Карлу XII. Это национально-исторический подвиг. Это великое дело во благо России. Пётр I действовал во имя интересов мира и единства внутри страны и её укрепления как великой державы. Победой над Швецией завершилась борьба русского народа за выход России к морю, борьба за укрепление русского государства. Пётр – герой. Ему присуще красота, сила, величие, мощь. “И он промчался пред полками, могуч и радостен, как бой . ”).

Отвечают на вопросы

Познавательные УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации

2. Пользоваться приёмами изучающего чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.

постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.

Сопоставление примеров – формулировка правила

Решение проблемной задачи

Знакомство с текстом вступления к поэме “Медный всадник”

Сегодня вновь обращаемся к эпохе Петра и увидим его с другой стороны в момент строительства Петербурга. Соприкоснёмся с этим временем, ещё раз увидим бессмертие дел Петра и поймём его значение в истории России. 1. А начиналось всё так. Это мнение о Петре Великом, оставленное в истории. Своё мнение об этом человеке высказал А.С. Пушкин в поэме “Медный всадник”.

2. Чтение отрывка. Поставим задачу: каким мы увидим Петра?

Выразительно читают текст произведения,

Слушают чтение, дают взаимооценку

Высказывают мнение о прочитанном

1. Владеть разными видами чтения (изучающим, выборочным, рефлексивным).

2. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы.

III. Анализ произведения . 1. Поэма “Медный всадник” была написана в 1833 году в период Болдинской осени, самом плодотворном времени года Пушкина.

2. По жанру это – поэма, т. е. лиро-эпическое произведение. А что такое поэма? Какие её характерные особенности? (Поэма – один из жанров лиро-эпических произведений. В поэме есть сюжет, события,что характерно для эпического произведения, и открытое выражение автором своих чувств, своего отношения к описываемым событиям, как в лирическом произведении). Так как мы знакомимся со вступлением к поэме, а не со всей поэмой, то, как такового сюжета здесь нет.

3 . Остановимся на особенности лирического произведения . Какие чувства испытывает поэт к Петру I, к его деяниям? (Любование, восхищение, гордость за него, за его деяния, что он сделал для государства)

К какому жанру близко вступление? (Ода – стихотворение восторженного характера (торжественное, воспевающее) в честь какого-либо лица или события) Вступление написано в традициях ломоносовской оды высоким слогом. В тексте есть славянизмы ( отсель, град, ветхий, полнощных), приёмы ораторского искусства( повелительная интонация, торжественность, звуковая организация речи).Выбранный поэтом жанр вступления подчёркивает в образе Петра его государственную мудрость и патриотизм.

Как он это подчёркивает?

1. Авторское отношение: “Люблю тебя, Петра творенье”.

2. Курсив: он; эпитет “дум высоких полн”. Уже в 1 строфе найдите фольклорные традиции в изображении величия и мощи исторической личности. (А.С. Пушкин использует былинные способы изображения исторической личности: широкий взгляд на мир “укрепляет” личность героя – “он дум великих полн”. Пётр дан на фоне огромного пространства, которое предстоит покорить, преобразовать!

4. Выделение смысловых частей произведения. (Строфы – это части, их зрительно можно выделить).

Темы: 1. Замысел Петра создать город на берегах Невы.

2. Результат деятельности Петра через 100 лет – “Петра творенье” 3. Отношение А.С. Пушкина к городу Петербургу.

Для чего Пётр I замыслил преобразования? (Это историческая необходимость). Что нужно сделать в интересах государства? (Надо покорить природу, чтобы построить город – всё покорить ради государственных целей). Зачем? “отсель грозить мы будем шведу”, “здесь будет город заложен”, “в Европу прорубить окно”, чтобы вывести Россию из вековой изоляции и возвысить её роль на мировой арене, “ногою твёрдой стать при море”, “все флаги в гости будут к нам”. Вспоминаем, что берега Невы, местность, где был впоследствии основан Петербурга – исконные русские земли – во времена Петра принадлежали Швеции, и за них, за право иметь выход к морю боролся русский народ. Именно здесь, на берегах Невы у моря нужно было, по мысли Петра, основать город и крепость, чтобы обезопасить Россию от нападений шведов, чтобы закрепиться у выхода к морю “назло надменному соседу” – Швеции, которая не желала, чтобы Россия имела его.

? Как вы понимаете смысл выражения: Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно. Петр I думал о том, что основание города у устья Невы даёт возможность наладить торговые и культурные связи с Европой. Обращаем внимание на выразительность метафоры “В Европу прорубить окно”. ? Каково значение строк: Сюда по новым им волнам Все флаги в гости будут к нам. С основанием города при море, когда упрочатся связи России со всем миром, корабли всех стран приплывут к берегам Невы. Здесь слово “флаги” употреблено вместо слов “корабли разных стран”. Такого рода выражения, когда называется часть вместо целого (флаг вместо корабля) или единственное число вместо множественного (“Отсель грозить мы будем шведу”) называются метонимией.

Чтобы увидеть результат деятельности Петра, нужно представить, что было и что стало. Что было “прежде” Что стало “ныне” (через 100 лет) Строим образные ряды

Это и есть метод параллелизма (композиционный приём, где подчеркивается связь явлений по сходству). Что же хотел сказать поэт, рисуя эти 2 картины? (Всё преобразилось за 100 лет! Человек решительный, сильный всё может преодолеть. Сила его творчества беспредельна! Усилиями народа был создан великолепный город в пустынной, болотистой местности).

Каково отношение А.С. Пушкина к городу Петербургу? За что любит поэт свой город? Поэт любит город за его “строгий, стройный вид”. Петербург строился, как новый город, по строгому плану: прямые и широкие улицы, расходящиеся лучами или пересекающиеся под прямым углом, прекрасные здания в духе древнегреческой или римской архитектуры.

Поэт любит “Невы державное теченье”, т. е. мощное, сильное, величественное течение могучей реки. Поэта восхищает “оград узор чугунный”. Город уже в то время славился художественными решётками садов и мостов. Поэт любит белые ночи, они располагали его к задумчивости: это “прозрачный сумрак”, “блеск безлунный”, когда поэту хочется творить, уйти в свои творческие думы. Петербург для Пушкина – олицетворение государственности.

5. Конфликт в литературном произведении. Замысел Петра I был реализован ценой насилия над природой и людьми. Вступление к поэме призвано подвести к пониманию основного конфликта- истории и личности. Конфликт – это столкновение, борьба, на которых построено развитие сюжета. Какие конфликты смогли выделить учащиеся?

1. Конфликт – человек и природа. (Пётр I победил, потому что цели его общие, государственные, исторические. Победа человека над стихией, победа, вознёсшая великолепную столицу из “топи блат”. Человек должен покорить природу, но природа будет мстить – наводнение).

2. Конфликт – столкнулись интересы простого человека и интересы государства. Образ Петра здесь – символ государственной власти, символ движения страны вперёд. Петербург был возведён властью Петра I ценой огромных жертв, но это было необходимо для решения государственных вопросов. Трагична судьба героя поэмы Евгения, который стал жертвой стихийного бедствия в городе, являющемся символом могущества страны. Но это всё-таки историческая необходимость, и такие преобразования были под силу не каждому царю. За какие деяния вошёл Пётр I в историю? Его детище – город Петербург, которому уже больше 300 лет! Это живой памятник, “краса и диво”.

Работают со справочными пособиями над литературоведческими понятиями;

Отвечают на воросы

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, корректируют план

Коммуникативные: осуществляют учебную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач

Познавательный: приобретают умения использовать полученные знания в практической деятельности ,сруктурирование знания, классификация по заданным критериям, анализ объектов с целью выделения признаков

испытывает желание осваивать новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе, осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.


Ноя 12, 2017 | 0 комментариев

Пушкин и история России

Пушкин — талантливая творческая личность, писатель что оставил след в истории страны, при этом история России сумела найти отображение в творчестве поэта. В юности Пушкин начинает интересоваться историческими событиями страны, которые он пытается изобразить в своих работах. Создавая свои шедевры, автор изображает не только исторические события, но и воссоздает дух эпохи, которую описывает.

История России в произведениях Пушкина

Среди первых произведений писателя, где он за основу сюжета берет историю России, следует выделить такие сказки и легенды, как Руслан и Людмила, известная Сказка о царе Салтане, Песнь о вещем Олеге. Так, например, Песнь о вещем Олеге переносит нас во времена правления князей на Руси. Работа знакомит нас с частичкой истории, при этом мы видим восхищение автором героями своих произведений, где чувствуется и гордость за страну.

Нельзя не отметить знаменитую трагедию Борис Годунов. В своей работе Пушкин описал жизнь России в Смутное время, когда у престола не было законного наследника. В это время Россию поглотили политические, народные, экономические кризисы, а тут еще и постоянные нашествия со стороны вражеских сил, которые хотят захватить ослабленное государство. Смутное время, когда борьба за престол не щадит даже детей.

Не менее замечательными работами автора, где изображена история России, являются поэмы Медный всадник и Полтава. Здесь изображены времена правления Петра Первого, которым Пушкин всегда восхищался. Пушкин рассуждает о реформах царя и склоняет голову перед человеком, который превратил Россию в сильную империю и мировую державу. Вот только путь этот был бесчеловечным, ведь города строились на костях и крови. Тем не менее автор показывает нам Петра умелым политиком, хорошим военачальником, царем — строителем, человеком — патриотом.

История России в произведениях Пушкина

В Капитанской дочке также затронута история государства, где изображается время правления Екатерины Второй и показан бунт народа под руководством Пугачева.
История России часто появляется в произведениях писателя, ведь для Пушкина история страны была одной из любимых тем. Он изучает ее, интересуется фактами и прослеживает, каким образом те или иные исторические личности влияют на развитие страны. Работы автора интересны тем, что он изображает не саму историю, а показывает в ней человека. При этом писатель не наделяет героев невероятными способностями, благодаря которым они делают историю страны. Он пишет о том, что не человек творит историю, а история направляет человека на действия.

Интерес к русской истории привел Пушкина еще в пору южной ссылки к изучению политики русских самодержцев XVIII века. Первые выводы были зафиксированы в Кишиневе в августе 1822 года в “Заметках по русской истории XVIII века”.

Самовластье – извращенная, по Пушкину, форма монархического правления, ненавистная поэту. Еще в оде “Вольность” (1817) он писал о Наполеоне – “Самовластительный злодей, Тебя, твой трон я ненавижу…” Самовластье неминуемо ведет к злодейству. Эти “две вещи” “совместны”. В послании “Чаадаеву”

Высказав перу, что взойдет “звезда пленительного счастья, Россия вопрянет ото сна”, Пушкин утверждает – после победы “на обломках самовластья Напишут наши имена”. Та же идея положена в основание эпиграммы на “Историю государства Российского” Карамзина, в которой искреннее оправдание русского самодержавия Карамзиным рассматривается как доказательство “необходимости самовластия” для России.

В начале 1820-х годов Петр I для Пушкина – “великий человек”, с “необыкновенной душой” и в то же время

самовластный государь”. Но разгром восстания декабристов 1825 года, с одной стороны, и неожиданное свидание с новым императором Николаем I осенью 1826 года, положившее начало непосредственным связям поэта с царем, с другой, решительно изменили взгляд Пушкина па Петра. В создавшихся обстоятельствах политической и общественной жизни России Пушкин, в соответствии с вековой традицией, начинает искать спасения России и политической концепции просветителей – просвещенном абсолютизме. В русских условиях эта концепция не выглядела абстрактной, поскольку был в отечественной Истории реальный просвещенный монарх – Петр 1.

Первый русский император именно так и рассматривался крупнейшими русскими деятелями начиная с Феофана Прокоповича, Кантемира и Ломоносова, В политическом сознании Пушкина в 1826 году Петр I предстает как просвещенный монарх. В эту трудную пору, казалось поэту, выход может быть в просвещенном абсолютизме Николая I. Если мог быть просвещенный император Петр I, почему – теоретически – им не может стать новый царь?

Так в творчество Пушкина надолго вошла тема Петра I. После “Стансов” он принялся за роман “Арап Петра Великого”, не завершив который, начал писать поэму “Полтава”. Пушкин стремится к откровенно политической трактовке темы Петра: выдвигая пример для подражания новому императору, “учит” его царствовать, как это делали до него Ломоносов (учил Елизавету), Фонвизин (Екатерину II), Карамзин (Александра I).

Сложившиеся обстоятельства неизменно толкали к идеализации Петра 1, к отступлению от историзма. Ни в “Стансах”, ни в “Арапе Петра Великого”, ни в “Полтаве” нет Петра – “самовластного государя”, но есть самодержец, понимавший нужды России, “смело сеявший просвещенье”, выступавший то как “академик”, то как “герой”, и главное, он “на троне вечный был работник”. В записке “О народном воспитании”, написанной по поручению Николая I, Пушкин писал о Петре: “Чины сделались страстию русского народа.

Того хотел Петр Великий, того требовало тогдашнее состояние России”, Данное суждение – свидетельство крайностей идеализации Петра: Пушкин в первые месяцы после разгрома декабристов еще оправдывает введение Петром чинов, которые привели к созданию новой аристократии и оттеснению старинного дворянства с арены политической жизни.

Идеализация Петра неминуемо вела к идеализации Николая, усилению веры в его обещания. В следующем, 1828 году, в стихотворении “Друзьям” Пушкин твердо и решительно заявлял:

Нет, я не льстец, когда царю Хвалу свободную слагаю: Я смело чувства выражаю, Языком сердца говорю. Гекла в изгнанье жизнь моя; Влачил я с милыми разлуку, Но он мне царственную руку Простер – и с вами снова я. Во мне почтил он вдохновенье; Освободил он мысль мою. И я ль в сердечном умиленье Ему хвалы не воспою?

Политические обстоятельства, вызвавшие появление в творчестве Пушкина темы Петра, связали ее с темой Николая и – шире – с темой русского самодержавия, его исторической и современной роли, сущности самодержавного строя.

В эти годы завершился процесс формирования историзма, он приобретает у Пушкина научную глубину, расширяются возможности реализма в познании жизни. Эти изменения в убеждениях Пушкина исследователи 1аметили и определили давно. В 1833 году Пушкину становится ясным, что Петр I создал политическую систему, которая была не чем иным, как тиранией.

Подобные взгляды (записанные в различных заметках, сделанных для себя) означали решительный отказ от какой-либо идеализации Петра I. Тем самым возникала необходимость подлинно исторической оценки всего правления первого императора, его политики, действительно во многом соответствовавшей той программе, которая позволяла говорить о просвещенном характере его деспотического самодержавства.

Пушкин очень ценил и перечитывал "Историю государства Российского" Карамзина. Расспрашивал знакомых стариков (например, Н. К. Загряжскую) о екатерининских временах.
Ездил в Оренбург и Приуралье изучать материалы о пугачевщине.
В 30-е годы терпел нелюбимую светскую жизнь ради разрешения работать в государственном архиве. Иначе уехал бы в деревню, где ему лучше работалось.

Он действительно интересовался русской историе (как и историей вообще) . Он получил очень хорошее образование и естественно знал очень много для своего времени. Хотя в его произведениях и есть исторические неточности - он готовился к написанию их в том числе и с исторической точки зрения и все эти "неточности" это в большинстве своем не ошибки, а действительно художественный вымысел и "версии".

Читайте также: