Образ нехлюдова в романе воскресение кратко

Обновлено: 02.07.2024

В основу произведения писателем положена реальная история, рассказанная автору судебным чиновником о трагической судьбе девушки, некогда соблазненной молодым человеком и попавшей по его вине в тюрьму, в которой она и умирает.

Писательская мысль превращает житейскую историю в полноценное произведение, раскрывающее морально-психологические аспекты человеческих взаимоотношений, а также поднимает вопросы, затрагивающие нравственную ответственность представителей мужского пола за собственную плотскую необузданность.

Сюжетная композиция романа состоит из двух художественных частей в виде обозрения, включающего описания широчайшей панорамы эпизодов из жизни России, а также проповеднической части, которая прямо изобличает человеческое зло и ратует за победу над ним доброго и светлого.

В произведении писателем используется лаконичный принцип раскрытия душевной жизни, показанной в формах внешнего проявления, поступках героев, а также в их движениях и жестах, описанных в виде драматизма, напряженности и краткости.

Герои романа не только по замыслу писателя анализируют собственные внутренние переживания, но и пытаются отыскать ответ на вечные вопросы человеческой жизни, что выражается в движениях чувств и мыслей героев в виде удивления, недоумения, сознания сущности, возмущения, протеста.

В портретных характеристиках, описанных в романе, писатель изображает представителей различных социальных классов общества в лице дворянской верхушки, столичной бюрократии, духовенства, сектантства, крестьянского населения, купечества, тюремного начальства, уголовного люда. При этом в богатой портретной галерее произведения представлено большое количество разнообразных лиц, изображенных среди многочисленных событий, происшествий.

В описании мест действия сюжета писатель использует многообразие обширной российской территории в виде обеих столиц, нищих, разоренных деревень, помещичьих усадьб, полицейских участков, трактиров, театров, вагонов пассажирских поездов, тем самым представляя произведение в форме органического единства сюжетной структуры, сочетающей в себе напряженность фабулы и динамичность повествования.

Отличительной особенностью романа становится присутствие в нем писательского вмешательства и субъективной авторской оценки героев и их поступков, выраженных в части проповеди об острой необходимости человеческого добра.

История создания

  1. Первоначальная идея романа пришла к Толстому после того, как он услышал историю юриста Анатолия Кони о том, как на суде один из присяжных узнал в обвиняемой проститутке соблазнённую им когда-то девушку. Присяжный пытался искупить свою вину, женившись на женщине, и облегчить её судьбу, но потерпел неудачу, и проститутка умерла в тюрьме.
  2. Учитывая перерывы, Толстой писал свой роман на протяжении десяти лет. Во время работы над произведением он посетил Бутырскую тюрьму и попытался как можно глубже вникнуть в быт арестантов, направляемых в Сибирь.

Направление и жанр

В окружном суде начинается суд над несколькими обвиняемыми в убийстве. В жюри присяжных состоит дворянин Дмитрий Нехлюдов, ведущий крайне безнравственный образ жизни. Внезапно среди трёх подсудимых он узнаёт Катерину Маслову – девушку, которую он соблазнил, будучи ещё молодым офицером.

Во время суда, на котором раскрывается бесчеловечность судебной системы, которую совершенно не волнует судьба человека, многие проникаются сочувствием к Масловой и склоняются к оправдательному приговору. Однако из-за безалаберности присяжных настоящие преступники обходятся тюремными сроками, а непричастная Маслова приговаривается к каторге.

Нехлюдов, чувствуя вину, решается бороться за Катерину, нанять адвоката и подать апелляцию. Параллельно с этим он решает коренным образом изменить свою жизнь и прекратить развратничать и душить праздностью все свои благие помыслы.

Однако старания Нехлюдова терпят крах, тогда он решает пойти на крайние меры: жениться на Масловой и отправится за ней в Сибирь. Маслова отказывается верить во внезапное покаяние Нехлюдова и отторгает его, но со временем смягчается и приходит к согласию с ним. Слишком многое ей довелось пережить из-за его обмана: позорное изгнание из дома, голод, оскорбления, издевательства и снова обман тех, кто претендовал на ее доверие.

На пути в Сибирь герои окончательно перерождаются. Маслова прощает Нехлюдова, начинает снова верить в себя и возможность начать всё заново, в итоге она, чтобы не губить Нехлюдова, решает выйти замуж за политического ссыльного Симонсона. Нехлюдов, попрощавшись с Масловой, обретает душевный покой и понимает, что главное в жизни – прощение.

Встреча Нехлюдова с Масловой

лев толстой воскресение краткое содержание

Главные герои и их характеристика

Книга 3

роман воскресение толстого краткое содержание

Уже около пяти тысяч верст прошла партия, с которой идет заключенная. Часть пути она проходит с уголовными, но Нехлюдов добивается перемещения к политическим, которые лучше поселяются, питаются и подвергаются меньшим грубостям. Такой перевод улучшает положение Катюши еще и тем, что прекращаются приставания к ней мужчин и наконец появляется возможность забыть о прошлом, о котором ей постоянно напоминали.

толстой воскресенье краткое отзывы

  1. Судьба
    – Толстой показал, что человеческая судьба крайне извилиста и непостоянна. Всего одна ночь перевернула всю жизнь Катерины, опустив её на самое дно. Одна случайная встреча в суде круто изменила жизни Нехлюдова и Масловой, наставила их на путь перерождения. По мнению писателя, в жизни нет ничего предопределённого. Вопрос жизни и смерти решает случай.
  2. Любовь
    – Толстой игнорирует привычное понимание любви, как вид отношений между мужчиной и женщиной. Он описывает и возвышает только ту любовь, которая обращена к человечеству в целом.
  3. Духовное перерождение
    – писатель изобразил в своём романе настоящее чудо духовного исцеления, казалось бы, самых низких людей. Толстой искренне верил, что как бы ни ужасна была жизнь, в мире продолжает существовать добро, и люди, открытые ему, обязательно изменятся к лучшему.
  4. Смена ценностей
    – по мнению писателя, внутри каждого человека живёт понимание того, что есть добро и стремление к нему. Это стремление можно загасить, подавить, навязать человеку лживые идеалы. Однако всегда в конце концов человек откинет свою порочную ношу и вернётся к праведной жизни.
  5. Реальная и показная доброта
    – на протяжении романа Толстой много раз демонстрирует нам показную доброту государства и церкви к заключённым. Однако на деле за громкими словами и изящными жестами нет ничего, кроме равнодушия и пустого церемониала. Настоящая доброта всегда скрыта в тени и не афиширует себя.

Сочинение по произведению

В своем романе автор следит за двумя направлениями развития сюжета: участью Катюши и душевными муками Нехлюдова. Этим направлениям суждено пересечься. Представитель дворянства Нехлюдов по замыслу автора преодолеет дорогу от господствующего класса к растворению в народных массах.

Писатель воссоздает самые противоречивые эпизоды жизни. Читатель знакомится с бытием высокопоставленных чиновников, угрюмыми казематами, зловонными камерами, разоренными деревнями. С помощью противопоставления автор демонстрирует ложь и насилие, характеризующие буржуазное общество, показывает классовую сущность правительственного аппарата. Рассматривая суд, автор возмущен равнодушием к существу дела, преступной небрежностью в судопроизводстве, когда судьи, интересующиеся лишь собственными делами, осуждают невинных людей на каторгу.

Способствует нравственной деградации и срастание церкви с государством. Христовым именем хотят освятить насилие в тюремном заточении, для этого присягают в судах, устанавливают распятия на входах в тюрьмы. Духовники морочат голову народу, проповедуют нестяжательство, а сами сколачивают капиталы.

В финале произведения дворянин Нехлюдов делается моралистом, который знает путь установления царствия божия. Не борьба с социальным злом преобразит мир, полный несправедливости, а нравственное самоусовершенствование.

На примере Катюши автор показывает, как изменяется человеческое поведение под влиянием нравственного воскресения. Прежняя жизнь Масловой – это узаконенный разврат и пьянство. Но сблизившись на каторге с политзаключенными, она попадает под влиянием их морали. Катюша быстро движется к воскресению. Роман завершается окончательной победой духовной сущности в ней над чувственной.

Толстой демонстрирует неодобрение революционному движению, а революционеров рисует самоуверенными безнравственными людьми, стремящимися первенствовать. Автор уверен, что для борьбы с несправедливым мироустройством достаточно нравственного самосовершенствования, проповедования добра и любви, отказа от насилия.

Несмотря на ошибочную идейную направленность, роман поразительно ярко высвечивает картины народного бедствия, произвола господствующего класса и лицемерия церкви.

Проблемы

  • Социальное неравенство
    – неоднократно в романе подчёркивается и жестоко осуждается гигантская пропасть между бытом изнеженных, погрязших в пороке дворян и остального народа России, прозябающего в невежестве и нищете.
  • Женский вопрос
    – в романе раскрывается непростое положение русских женщин в Российской империи. Лишённые доступа к образованию и полноценной общественной жизни, женщины должны либо пытаться подстроится под патриархальное общество, в котором им отведена только роль домохозяйки или матери, либо опускаться по социальной лестнице на самое дно, превращаясь в пародию на человека.
  • Легкомыслие
    – Толстой решительно осуждает то легкомыслие, которое присуще привилегированному дворянскому меньшинству. Отворачиваясь от реального мира и живя лишь в своё удовольствие, они не проносят своему народу ничего, кроме страданий.
  • Несправедливост
    ь – в романе особенно сильно подчёркивается несправедливость, царящая в раздробленном русском обществе. Несправедливость царит в отношениях между людьми, думающих лишь о себе, несправедливость царит в равнодушном государственном аппарате, несправедливость царит в церкви, которая оправдывает такое положение вещей.
  • Равнодушие
    – одна из главных проблем человечества, выделенная Толстым – равнодушие людей друг к другу. Именно равнодушие обрекло Катерину на жизнь проститутки, именно равнодушие обрекло её на каторгу, оно же ежедневно ломает жизни многим людям.

Основная идея

Новая любовь Масловой

Роман “Воскресение”, начатый еще в 1889 году, Л. Н. Толстой писал очень медленно, с большими остановками, и лишь с 1898 года работа над ним пошла достаточно интенсивно, В основу сюжета лег случай, рассказанный Толстому знаменитым юристом А, Ф. Кони, гостившим в Ясной Поляне в июне 1887-го. Тема возрождения, пробуждения к новой, настоящей жизни, пробуждения не только весенней природы, но и воскресающей человеческой души, изображение двух человеческих судеб составляют основу романа.

Князь Нехлюдов, будучи присяжным в суде, узнает в подсудимой,

обвиняемой в убийстве, женщину, которую он много лет назад соблазнил и бросил. Обманутая и оскорбленная им Катюша Маслова попадает в публичный дом и, потеряв веру в людей, в правду, добро и справедливость, оказывается на грани духовной смерти. Иными путями – ведя роскошную и развратную жизнь, забыв о правде и добре, идет к окончательному нравственному падению и Нехлюдов.

Встреча этих людей спасает их обоих от гибели, способствует воскрешению подлинно человеческого начала в их душах.

Катюша невинно осуждена. Нехлюдов пытается облегчить ее участь. Сначала она враждебно относится к нему, не хочет и не может

простить человека, который ее погубил, считает, что мотивы, побуждающие Нехлюдова заботиться о ее судьбе, эгоистичны. “Ты мной в этой жизни услаждался, мной же хочешь и на том свете спастись!” – бросает она в лицо Нехлюдову гневные слова.

Но по мере воскрешения души возрождается и прежнее чувство любви. И Нехлюдов меняется в глазах Катюши. Он идет за ней в Сибирь, хочет на ней жениться.

Но она отказывается от этого брака, так как уверена, что он, не любя ее, из одного лишь чувства долга решается связать свою судьбу с каторжанкой.

Обновление человеческой души показано как процесс естественный и прекрасный, подобный возрождению весенней природы. Воскресшая любовь к Нехлюдову, общение с простыми, честными и добрыми людьми – все это помогает Катюше вернуться к той чистой жизни, которой жила она в юности. Она снова обретает веру в человека, в правду, в добро.

Постепенно узнавая жизнь угнетенных обездоленных, начинает отличать добро от зла и Нехлюдов. В первых главах романа автор рисует его образ нередко в сатирических тонах. Но по мере того как герой “Воскресения” отдаляется от привилегированного круга, голос писателя и его голос сливаются и в устах Нехлюдова все чаще звучат обличительные речи.

Так главные действующие лица романа проходят путь от нравственного падения к духовному возрождению.

В конце романа Нехлюдов приходит к горькому выводу: “Все то страшное зло, которое он видел и узнал за это время… все это зло торжествовало, царствовало, и не вин делось никакой возможности не только победить его, но даже понять, как победить его”. Выход, который неожиданно для читателя и для самого себя находит Нехлюдов после всего им виденного и пережитого, вытекает не из тех картин жизни, которые прошли перед его глазами. Выход этот подсказан книгой, которая оказалась в руках у Нехлюдова, – Евангелием.

Он приходит к убеждению, что “единственное и несомненное средство спасения от того ужасного зла, от которого страдают люди, – признавать себя неспособными ни наказывать, ни исправлять других людей”. Ответ на вопрос о том, как уничтожить весь тот ужас, который видел Нехлюдов, оказывается простым: “Прощать всегда, всех, бесконечное число раз прощать, потому что нет таких людей, которые бы сами не были виновны…”

Роман “Воскресение” был задуман писателем как обличение существовавшего положения в стране, когда чрезмерная нищета и забитость одних соседствовала с непомерной роскошью других. Если подходить к проблеме раскрытия характеров, героев и их быта с этой позиции, то станет ясно, что портрет в “Воскресении” выступает не как самостоятельная деталь текста, а как часть полностью охватывающего произведение противопоставления, контраста между простым народом и представителями высшего общества.

Эту мысль можно доказать на примере повседневной жизни Дмитрия Нехлюдова, человека состоятельного, и Катюши Масловой, девушки из народа.

В самом начале романа Толстой дает нам некоторое представление о скитаниях, злоключениях, и унижениях Масловой. В конце концов, после всех мытарств она попадает в дом терпимости: “Масловой предстоял выбор: или унизительное положение прислуги, в котором, наверное, будут преследования со стороны мужчин и тайные временные прелюбодеяния, или обеспеченное, спокойное и хорошо оплачиваемое постоянное прелюбодеяние, и она избрала последнее, она этим думала отплатить и своему соблазнителю, и приказчику, и всем людям, которые ей сделали зло… И с тех пор началась для Масловой та жизнь хронического преступления заповедей божеских и человеческих, которая ведется сотнями и сотнями тысяч женщин и кончается девятью из десяти мучительными болезнями, преждевременной дряхлостью и смертью”.

Совсем по-другому прожил все эти годы ее соблазнитель – Дмитрий Нехлюдов. Толстой рассказывает о нем сразу же после истории Катюши. Тут и проявляется особая роль портрета, который позволяет создать у читателя впечатление о том, что жизнь одного человека – это жизнь всего общества, которому он принадлежит: “Он спустил с кровати гладкие белые ноги, нашел ими туфли, накинул на полные плечи шелковый халат и, быстро и тяжело ступая, пошел в соседнюю со спальней уборную, всю пропитанную искусственным запахом эликсиров, одеколона, духов.

Там он вычистил особенным порошком пломбированные во многих местах зубы, выполоскал их душистым полосканьем, потом стал со всех сторон мыться и вытираться разными полотенцами. Вымыв душистым мылом руки, старательно вычистив щетками, отпущенные ногти и обмыв с большого мраморного умывальника себе лицо и толстую шею, он пошел еще и в третью комнату у спальни, где приготовлен был душ. Обмыв там холодной водой мускулистое, обложившееся жиром белое тело, он надел чистое выглаженное белье и как зеркало вычищенные ботинки”.

До чего не похоже это описание на тусклые картины жизни Маеловой и подобных ей.

Таким образом, портрет в романе “Воскресение” призван показать не только особенности какого-либо одного героя, но и отдельный класс, им представленный.

Роман “Воскресение”, начатый еще в 1889 году, Л. Н. Толстой писал очень медленно, с большими остановками, и лишь с 1898 года работа над ним пошла достаточно интенсивно, В основу сюжета лег случай, рассказанный Толстому знаменитым юристом А, Ф. Кони, гостившим в Ясной Поляне в июне 1887-го.

Тема возрождения, пробуждения к новой, настоящей жизни, пробуждения не только весенней природы, но и воскресающей человеческой души, изображение двух человеческих судеб составляют основу романа.

Князь Нехлюдов, будучи присяжным в суде, узнает в подсудимой, обвиняемой в убийстве, женщину, которую он много лет назад соблазнил и бросил. Обманутая и оскорбленная им Катюша Маслова попадает в публичный дом и, потеряв веру в людей, в правду, добро и справедливость, оказывается на грани духовной смерти. Иными путями — ведя роскошную и развратную жизнь, забыв о правде и добре, идет к окончательному нравственному падению и Нехлюдов. Встреча этих людей спасает их обоих от гибели, способствует воскрешению подлинно человеческого начала в их душах.

Катюша невинно осуждена. Нехлюдов пытается облегчить ее участь. Сначала она враждебно относится к нему, не хочет и не может простить человека, который ее погубил, считает, что мотивы, побуждающие Нехлюдова заботиться о ее судьбе, эгоистичны. “Ты мной в этой жизни услаждался, мной же хочешь и на том свете спастись!” — бросает она в лицо Нехлюдову гневные слова. Но по мере воскрешения души возрождается и прежнее чувство любви. И Нехлюдов меняется в глазах Катюши. Он идет за ней в Сибирь, хочет на ней жениться. Но она отказывается от этого брака, так как уверена, что он, не любя ее, из одного лишь чувства долга решается связать свою судьбу с каторжанкой.

Обновление человеческой души показано как процесс естественный и прекрасный, подобный возрождению весенней природы. Воскресшая любовь к Нехлюдову, общение с простыми, честными и добрыми людьми — все это помогает Катюше вернуться к той чистой жизни, которой жила она в юности. Она снова обретает веру в человека, в правду, в добро.

Постепенно узнавая жизнь угнетенных обездоленных, начинает отличать добро от зла и Нехлюдов. В первых главах романа автор рисует его образ нередко в сатирических тонах. Но по мере того как герой “Воскресения” отдаляется от привилегированного круга, голос писателя и его голос сливаются и в устах Нехлюдова все чаще звучат обличительные речи. Так главные действующие лица романа проходят путь от нравственного падения к духовному возрождению.

В конце романа Нехлюдов приходит к горькому выводу: “Все то страшное зло, которое он видел и узнал за это время … все это зло торжествовало, царствовало, и не вин делось никакой возможности не только победить его, но даже понять, как победить его”. Выход, который неожиданно для читателя и для самого себя находит Нехлюдов после всего им виденного и пережитого, вытекает не из тех картин жизни, которые прошли перед его глазами. Выход этот подсказан книгой, которая оказалась в руках у Нехлюдова, — Евангелием. Он приходит к убеждению, что “единственное и несомненное средство спасения от того ужасного зла, от которого страдают люди, — признавать себя неспособными ни наказывать, ни исправлять других людей”. Ответ на вопрос о том, как уничтожить весь тот ужас, который видел Нехлюдов, оказывается простым: “Прощать всегда, всех, бесконечное число раз прощать, потому что нет таких людей, которые бы сами не были виновны…”

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

История создания

  1. Первоначальная идея романа пришла к Толстому после того, как он услышал историю юриста Анатолия Кони о том, как на суде один из присяжных узнал в обвиняемой проститутке соблазнённую им когда-то девушку. Присяжный пытался искупить свою вину, женившись на женщине, и облегчить её судьбу, но потерпел неудачу, и проститутка умерла в тюрьме.
  2. Учитывая перерывы, Толстой писал свой роман на протяжении десяти лет. Во время работы над произведением он посетил Бутырскую тюрьму и попытался как можно глубже вникнуть в быт арестантов, направляемых в Сибирь.

Направление и жанр

В окружном суде начинается суд над несколькими обвиняемыми в убийстве. В жюри присяжных состоит дворянин Дмитрий Нехлюдов, ведущий крайне безнравственный образ жизни. Внезапно среди трёх подсудимых он узнаёт Катерину Маслову – девушку, которую он соблазнил, будучи ещё молодым офицером.

Во время суда, на котором раскрывается бесчеловечность судебной системы, которую совершенно не волнует судьба человека, многие проникаются сочувствием к Масловой и склоняются к оправдательному приговору. Однако из-за безалаберности присяжных настоящие преступники обходятся тюремными сроками, а непричастная Маслова приговаривается к каторге.

Нехлюдов, чувствуя вину, решается бороться за Катерину, нанять адвоката и подать апелляцию. Параллельно с этим он решает коренным образом изменить свою жизнь и прекратить развратничать и душить праздностью все свои благие помыслы.

Однако старания Нехлюдова терпят крах, тогда он решает пойти на крайние меры: жениться на Масловой и отправится за ней в Сибирь. Маслова отказывается верить во внезапное покаяние Нехлюдова и отторгает его, но со временем смягчается и приходит к согласию с ним. Слишком многое ей довелось пережить из-за его обмана: позорное изгнание из дома, голод, оскорбления, издевательства и снова обман тех, кто претендовал на ее доверие.

На пути в Сибирь герои окончательно перерождаются. Маслова прощает Нехлюдова, начинает снова верить в себя и возможность начать всё заново, в итоге она, чтобы не губить Нехлюдова, решает выйти замуж за политического ссыльного Симонсона. Нехлюдов, попрощавшись с Масловой, обретает душевный покой и понимает, что главное в жизни – прощение.

Князь Нехлюдов, будучи присяжным в суде, узнает в подсудимой, обвиняемой в убийстве, женщину, которую он много лет назад соблазнил и бросил. Обманутая и оскорбленная им Катюша Маслова попадает в публичный дом и, потеряв веру в людей, в правду, добро и справедливость, оказывается на грани духовной смерти. Иными путями — ведя роскошную и развратную жизнь, забыв о правде и добре, идет к окончательному нравственному падению и Нехлюдов. Встреча этих людей спасает их обоих от гибели, способствует воскрешению подлинно человеческого начала в их душах.

Обновление человеческой души показано как процесс естественный и прекрасный, подобный возрождению весенней природы. Воскресшая любовь к Нехлюдову, общение с простыми, честными и добрыми людьми — все это помогает Катюше вернуться к той чистой жизни, которой жила она в юности. Она снова обретает веру в человека, в правду, в добро.

Эту мысль можно доказать на примере повседневной жизни Дмитрия Нехлюдова, человека состоятельного, и Катюши Масловой, девушки из народа.

Совсем по-другому прожил все эти годы ее соблазнитель— Дмитрий Нехлюдов. Толстой рассказывает о нем сразу же после истории Катюши. Тут и проявляется особая роль портрета, который позволяет создать у читателя впечатление о том, что жизнь одного человека — это жизнь всего общества, которому он принадлежит: «Он спустил с кровати гладкие белые ноги, нашел ими туфли, накинул на полные плечи шелковый халат и, быстро и тяжело ступая, пошел в соседнюю со спальней уборную, всю пропитанную искусственным запахом эликсиров, одеколона, духов.

Главные герои и их характеристика

Характеристика главных героев

В романе широкая, разветвленная система персонажей, но центральными являются Екатерина Маслова и Дмитрий Нехлюдов.

Екатерина – молодая девушка приятной наружности, ее матерью была дворовая женщина, отцом – проезжий цыган, воспитывалась она тетками и жила у них.

Дмитрий Нехлюдов, приехавший в гости соблазнил девушку и уехал. Она оказалась в положении, была вынуждена уйти из дома. Рожденный ребенок вскоре умер, а Катя опускалась все ниже, на дно жизни и в итоге стала простой уличной девкой, грязной и циничной, озлобленной на все и всех.

На протяжении романа Катя меняется, она прощает Нехлюдова, не желая его жертвы, и старается устроить самостоятельно свою жизнь.

Дмитрий Нехлюдов – дворянин, слабохарактерный, поддающийся чужому влиянию, вел странный для окружающих образ жизни, потому что отдал свое имение крепостным. Оказавшись в среде военных, он еще больше опустился, вел разгульный образ жизни. Увидев Катерину, он соблазнил ее и уехал.

Когда на суде он узнал ее и ее историю жизни, он старался помочь ей и искупить свою вину. Все больше общаясь с девушкой, Дмитрий становился чище и честнее, он стал с пониманием и вниманием относиться к окружающим. На него все больше снисходит прозрение, и он приходит к выводу, что самое главное в жизни – это любовь к людям и прощение.

  1. Судьба
    – Толстой показал, что человеческая судьба крайне извилиста и непостоянна. Всего одна ночь перевернула всю жизнь Катерины, опустив её на самое дно. Одна случайная встреча в суде круто изменила жизни Нехлюдова и Масловой, наставила их на путь перерождения. По мнению писателя, в жизни нет ничего предопределённого. Вопрос жизни и смерти решает случай.
  2. Любовь
    – Толстой игнорирует привычное понимание любви, как вид отношений между мужчиной и женщиной. Он описывает и возвышает только ту любовь, которая обращена к человечеству в целом.
  3. Духовное перерождение
    – писатель изобразил в своём романе настоящее чудо духовного исцеления, казалось бы, самых низких людей. Толстой искренне верил, что как бы ни ужасна была жизнь, в мире продолжает существовать добро, и люди, открытые ему, обязательно изменятся к лучшему.
  4. Смена ценностей
    – по мнению писателя, внутри каждого человека живёт понимание того, что есть добро и стремление к нему. Это стремление можно загасить, подавить, навязать человеку лживые идеалы. Однако всегда в конце концов человек откинет свою порочную ношу и вернётся к праведной жизни.
  5. Реальная и показная доброта
    – на протяжении романа Толстой много раз демонстрирует нам показную доброту государства и церкви к заключённым. Однако на деле за громкими словами и изящными жестами нет ничего, кроме равнодушия и пустого церемониала. Настоящая доброта всегда скрыта в тени и не афиширует себя.

Значение романа

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. — М.: ВАГРИУС, 1998

Проблемы

  • Социальное неравенство
    – неоднократно в романе подчёркивается и жестоко осуждается гигантская пропасть между бытом изнеженных, погрязших в пороке дворян и остального народа России, прозябающего в невежестве и нищете.
  • Женский вопрос
    – в романе раскрывается непростое положение русских женщин в Российской империи. Лишённые доступа к образованию и полноценной общественной жизни, женщины должны либо пытаться подстроится под патриархальное общество, в котором им отведена только роль домохозяйки или матери, либо опускаться по социальной лестнице на самое дно, превращаясь в пародию на человека.
  • Легкомыслие
    – Толстой решительно осуждает то легкомыслие, которое присуще привилегированному дворянскому меньшинству. Отворачиваясь от реального мира и живя лишь в своё удовольствие, они не проносят своему народу ничего, кроме страданий.
  • Несправедливост
    ь – в романе особенно сильно подчёркивается несправедливость, царящая в раздробленном русском обществе. Несправедливость царит в отношениях между людьми, думающих лишь о себе, несправедливость царит в равнодушном государственном аппарате, несправедливость царит в церкви, которая оправдывает такое положение вещей.
  • Равнодушие
    – одна из главных проблем человечества, выделенная Толстым – равнодушие людей друг к другу. Именно равнодушие обрекло Катерину на жизнь проститутки, именно равнодушие обрекло её на каторгу, оно же ежедневно ломает жизни многим людям.

Основная идея

Нехлюдов — характеристика персонажа

Читайте также: