Образ монастыря и образ природы в поэме мцыри кратко

Обновлено: 08.07.2024

Лермонтов показывает нам Мцыри, как противоречивую личность. Слабый и робкий с наружи, сильный и непокорный внутри. В монастыре у Мцыри не было друзей. Он практически ни с кем не общался. Мцыри жил смутными воспоминаниями о родном доме. Мальчик мечтал вновь увидеть своего отца – могучего и сильного воина, услышать песни своих сестер. Мцыри был не тем человеком, который, приклонив колено, будет просить у господа милости. Скорее всего, из него вырос бы храбрый воин, который совершил бы немало подвигов.

И вот в один из дней, Мцыри решается на побег из монастыря. В это время на город обрушилась страшная гроза. Мцыри не последовал за остальными в укрытие, он бежал на восток, в сторону своего дома. За те три дня, которые мальчик провел на свободе, он увидел другую жизнь. Мцыри чувствовал себя частью природы и наслаждался этим. Он не предал свою детскую клятву, Мцыри шел домой. Его не остановила ни встреча с грузинской девушкой, которая очаровала его своей красотой, ни схватка с барсом, из которой Мцыри вышел победителем.

К сожалению, судьба распорядилась иначе. Израненный и изнеможенный Мцыри вышел к тому монастырю, из которого бежал три дня назад.

Перед смертью Мцыри скажет, что ни на минуту не пожалел о своем поступке, что по-настоящему ощутил жизнь только в эти три дня. Он жалел о том, что не смог осуществить свою детскую клятву. Мцыри был сломлен физически, но не духовно. Он стал символом борьбы за свободу и независимость.

Мцыри – молодой юноша, который предстает перед нами в роли борца.

На протяжении всей поэмы Мцыри не устает бороться с несправедливостью судьбы. Его впечатления пропитаны отчаяньем, угрюмостью и огромной тоской. Но в тоже время он не теряет веры в жизнь, наслаждается каждым моментом проведенным на воле. Восхищается обворожительной природой Кавказа, забывая о всех своих печалях.

В монастырь Мцыри попал в детстве как пленный. Со временем он освоился и его насильно крестили. Не зная полноценной жизни, свободы, бескрайних просторов. Всю жизнь он видел только стены монастыря.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Но всё-таки, после познания прекрасного, понимает как удивителен мир и жалеет о том, что никогда не увидит лучшей жизни. Мцыри мечтал найти свою родину и родственников, увы, но этим мечтам не суждено было сбыться.

Большая проблема общества – безразличие. Можно только догадываться о том, как сложилась бы судьба Мцыри, если бы какой-нибудь человек любил, воспитывал и заботился о нем, как о родном ребенке. К сожалению, не нашлось такого человека, и в обществе наш герой был одинок. Скорее всего именно людское безразличие воспитала и повлияла на судьбу Мцыри.

Образ монастыря в поэме мцыри

Образ главного героя романтической поэмы трактуется автором
необычно. Мцыри лишен внешних признаков исключительности; это слабый юноша.
Ореола загадочности и таинственности, титанических индивидуалистических
черт, характерных для романтического героя, в нем нет. Сама исповедь героя
помогает ему максимально точно передать малейшее душевное движение. Он не
только рассказывает о своих действиях и поступках, но и мотивирует их.
Мцыри хочет быть понятым, услышанным. Рассказывая о своих побуждениях,
намерениях, желаниях, об удачах и поражениях, он одинаково честен и
искренен перед собой. Мцыри исповедуется не для того, чтобы облегчить душу
или снять грех за свой побег, а для того, чтобы вновь пережить три
блаженных дня жизни на свободе:

Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил — и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.

Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
Я знал одной лишь думы власть,
Одну — но пламенную страсть.. .

О, я как брат
Обняться с бурей был бы рад!
Глазами тучи я следил,
Рукою молнии ловил..

Исключительные черты Личности героя романтических поэм помогает
раскрыть присутствие любовного сюжета в этих поэмах. Но данный мотив
Лермонтов исключает из поэмы, так как любовь могла стать препятствием для
героя на пути к достижению цели. Встретив у ручья молодую грузинку, Мцыри
очарован ее пением. Он мог бы пойти за ней и соединиться с людьми.
Оказавшись в очень важной для романтического героя ситуации — в ситуации
выбора, Мцыри не изменяет своей цели: он хочет попасть на родину и, может
быть, найти отца и мать. Отказавшись от любви, герой предпочел ей свободу.
И еще одно испытание предстояло пройти Мцыри — схватка с барсом. Он
выходит победителем в этой схватке, но ему уже не суждено попасть на
родину. Он умирает в чужой стране, у чужих людей. Мцыри потерпел поражение
в споре с судьбой, но три дня, прожитые им на свободе, олицетворяют собой
его жизнь, если бы она протекала на родине. Герой поэмы Лермонтова находит
в себе силы признать свое поражение и умереть

Сочинение на тему Монастырь как символ неволи в поэме Мцыри, Лермонтов читать бесплатно

Монастырь как символ неволи

Он еще раз убедился, что мир прекрасен, а человек рожден для свободы. А также, встретив и победив в жестокой схватке царственного зверя, он сам себе доказал, что достоин зваться сыном своих предков. За три дня Мцыри удалось испытать гораздо больше волнений, чем за многие годы жизни в монастыре. Он был ошеломлен яркими красками природы, необычайными звуками, бескрайним небом, и даже тем, как много опасностей таится вокруг. Встреча с барсом символизировала жизненные препятствия, которые возникают на пути у каждого человека. Впечатлила его сулившая радости любви встреча со статной грузинкой. Но у него была другая цель. Поэтому, превозмогая тоску, он продолжал свой путь.

Будучи заточенным в стенах монастыря, он не смог бы ощутить жизнь в полной мере. Даже умирая, он пожелал оставаться свободным и продолжал мечтать о родном крае. Смысл жизни Мцыри крылся в преодолении духовной тюрьмы и в том, чтобы даже за короткую жизнь пронести могучую страсть к свободе.

Мцыри – романтическая поэма, написанная Лермонтовым в 1839 году – одна из последних произведении лирика. Возможно, поэтому он вложил в эту поэму всего себя, все свои переживания и одиночество. Он изобразил это во всем: на главном герое, на природе и природных явлениях. Именно поэтому, природа в этой поэме играет большую роль. Мы видим мцыри как потерявшего себя и смысл жизни. Который не может выйти за рамки не только монастыря, но и своих душевных рамок. В то время природа выглядит как олицетворение свободы и автор ищет в нем утешение. А Кавказ, в котором проходит весь сюжет, имеют важное место в жизни писателя.

С самого начала сюжета, все действия тесно связаны с природой. С самых первых строчек автор описывает ее не так реалистично, какая она есть на самом деле. Он показывает природу через линзы романтизма. Мы видим нечто прекрасное в каждом его сравнении. Изначально, пейзаж описывается как мрачный и тяжелый – жизнь вдалеке от солнечного света, в монастыре. Нигде точно не написано что герою было плохо в заточении, но сама атмосфера сжатости и тревоги доказывала обратное.

По сюжету поэмы, Мцыри исчезает темной осенней ночью. Эта картина олицетворяет мрак и пробуждает чувство тревоги. Вся тревога уходит вместе с появлением солнца. Все эти сцены сильно играют на эмоциях, и читатель очень резко все воспринимает. Здесь природа стоит не только на фоне событии, но и дополняет их. С помощью осенней ночи мы чувствуем холод и волнение, то самое чувство которое испытывал главный герой.

Главному герою все-таки удается сбежать. Как только он понял это, все вокруг перестало быть таким мрачным, каким оно казалось до побега. В песнях ручей он услышал все тайны земли и неба, о которых он не знал раньше. Вырвавшись на свободу, Мцыри почувствовал себя частью этого мира, а не мальчиком, потерявшимся на чужой земле.

Он наконец смог почувствовать свободу, смог увидеть мир с другой стороны. Ему все кажется таким добрым и невинным. Он настолько сильно очаруется красотой природы, что просто перестает принимать реальность. И однажды на него нападает дикий зверь. Но на глазах у главного персонажа он кажется лишь котенком. Это обьясняется тем, в его глазах природа за пределами монастыря настолько прекрасна и идеальна. Ведь на свободе все казалось намного лучше. Но все было наоборот – мир был опаснее чем он думал.

Через некоторое время автор передумывает позволить своему герою достичь своей главной мечты – вернуться на Родину, к которой он так сильно стремился. И уже умирая, он описывает природу такой, какая она есть, какой он ее видит. Автор этого произведения всячески старается отобразить в картине то, как связан человек с природой, ведь они не могут жить и существовать друг без друга. Этим он хотел сказать, что для человека природа – это и есть его душа, его отражение, а все природные стихии и явления – отражение внутреннего состояния и всех поступков по этому поводу.

Вариант 2

В данном произведении автор описывает жизнь мцыри, который готовится стать монахом, однако, тоска по дому одолевает его. Он вырывается на волю.

Очутившись наконец за пределами монастыря, юноша встречается с первым природным явлением – бурей. Она олицетворяет все страхи и метания молодого человека, показывая, что даже если внешне он спокоен, внутри него ураган эмоций. Страх, волнение, радость, настороженность и предвкушение – все эти чувства одолевают мцыри в первые часы на свободе.

Однако, буря стихает. Солнечные лучи разгоняют тьму, и наступает прекрасное утро. Первая зоря вне стен монастыря. Ничто не пугает мцыри, напротив – вызывает восхищение. Конечно, не оставляют его тревожные мысли, он боится ни умереть, попасть в беду, лишь молит, чтоб не поймали его, чтоб не заточили вновь в ненавистных стенах.

Наконец, натыкается он на чудесный сад. Все восхищает главного героя. Ни один час бродит он там, рассматривая различные растенья, удивляясь их красоте. Но вот слышит он чудесный голос. Это грузинка поет песню, убаюкивая ей главного героя. В данном эпизоде природа, как и ранее, является отражением внутреннего мира персонажа. Она показывает, что сейчас, когда утро уже наступило, а за ним не бросились в погоню, он может насладиться свободой, и погода ему лишь благоволит.

После происходит схватка с рысью, животным, олицетворяющим все страхи мцыри. Одерживая победу, главный герой оказывается серьезно ранен. Но он решает не сдаваться и продолжить свой путь к свободной жизни. Однако, судьба решает сыграть с ним злую шутку, и тропинка выводит его к стенам монастыря.

Даже перед смертью мцыри просит похоронить его на воле, где растут чудесные цветы. Таким образом автор еще раз подчеркивает важность природы для главного персонажа.

Несмотря на то, что молодой человек получил тяжелые раны, умер он не совсем от этого. Тоска по свободе одолела его, отняв стремление жить.

Природа в данном произведении – отражение души мцыри, который не привык показывать свои эмоции. Благодаря пейзажам, Лермонтов позволяет лучше узнать героя, понять его мотивы.

Сочинение Природа в поэме Мцыри

Сюжет поэмы М.Ю. Лермонтова был взят из его жизни на Кавказе. Необыкновенно красивая и красочная природа Кавказа оставила неизгладимое впечатление в душе Лермонтова. Описанный автором пейзаж является самостоятельным художественным образом.

Маленький мальчик, житель горного аула, попадает в плен. Его из дома увозит русский офицер. Волею судьбы он оказывается в монастыре. Мальчик живёт там и, год за годом, привыкает к чужой для себя речи. Он даже выучил русский язык. Фактически принял православную веру, так как был окрещён. Ничего не предвещало беды или каких-либо радикальных перемен в жизни Мцыри.

Но вот в душе юноши происходит какой-то надлом. Он вспомнил свой дом. Он даже вспомнил родную речь. Он знает, что у него дома остались родные ему люди. Но понимает так же, что он обязан монахам своим спасением. Совесть молодого человека не позволяет совершить предательство и вероотступничество. Но душа его уже не знает покоя. Ему снится родной дом, отец и братья. Ему слышатся звонкие голоса сестёр. Его как будто бы кто-то зовёт в дорогу и подталкивает к побегу.

И Мцыри убежал из монастыря. Он шёл вперёд и взору его открывались прекрасные картины богатой кавказской природы. Он видел горные вершины, покрытые снегом и зелёные луга, залитые ярким солнцем. Горные расщелины, изрезанные стекающими с гор ручьями и диковинные цветы, завораживающие взгляд путника. Быстрые горные реки, мутные и холодные, стекающие с заснеженных гор. Всё это великолепие открылось взору юноши.

Совсем недолго Мцыри был на свободе. Три дня он дышал воздухом свободы. Но этого было вполне достаточно, что герой понял, что он ни за что не вернётся туда, откуда сбежал. Ему в монастыре темно и душно. Он теперь наверняка знает, что монастырь не может заменить ему родной дом. Ему тяжело смириться с жизнью в неволе. А именно так он рассматривает свою жизнь в монастыре.

Заблудившись, молодой человек не нашёл дороги к родному очагу. Обессиленный, он падает в степи без сил и сознания. Там его нашли монахи и снова вернули в монастырь. Поставленный перед выбором, Мцыри не борется за свою жизнь. Его не прельщает жизнь затворника. Свобода – вот чем грезил он, решившись на побег.

Описывая дни, проведённые героем вдали от стен монастыря, Лермонтов красочно описывает кавказскую природу. Используя литературный приём, автор хочет на примере противопоставления показать разницу между жизнью в неволе и жизнью на свободе. Восхищение, которое у Мцыри вызывает мир за пределами монастыря, относится к его стремлению жить свободной жизнью.

Роль пейзажа в поэме Мцыри

Герой рассказывает о том, что за три дня, которые он провел за стенами монастыря, он получил столько эмоций и впечатлений, сколько не получал за всю свою жизнь в монастыре. Он впитал в себя все, что видел кругом и нельзя не узнать в его описаниях природу Кавказа: скалы, ущелья, хребты, реки и поля, а так же богатые виноградники Грузии, ее долины и густые леса. Естественно, все это природное великолепие поразило его, потому что резко контрастировало с мрачным монастырем, в котором он привык находиться.

Природа как бы разговаривает с Мцыри: вот шелестит листва на деревьях, а вот шумит бурная горная река, издалека раздается пение птиц или кричит шакал. Природа описывается Лермонтовым, как фон для рассказа, но, тем не менее, она помогает раскрыть внутренний мир героя и показать его романтический образ. Ведь Мцыри воспринимает природу именно такой, какой она и предстает в действительности: с одной стороны она кажется ему безмятежной и спокойной, а с другой – грозной и даже суровой, когда он видит скалы, непроходимые леса или бурные потоки рек. Его не пугает дневное палящее солнце в горах Грузии или темные ночи, когда мир затихает. Он восторгается красотой летнего утра, когда видит голубое небо. И всё это заставляет думать о гармонии, которая присуща природе. А то, что герой так к этому восприимчив, доказывает его многогранность и душевную красоту.

Мцыри очень ярко и эмоционально описывает в рассказе увиденную им природу, хотя представленные картины очень даже реальны. Но его восприятие добавляет романтичности в повествование: бездна становится горящей, услышанные голоса волшебными, вал выглядит сердитым, а зелень листвы – прозрачной.

И не зря встреча главного героя с природой произвела на него неизгладимое впечатление, ведь он увидел ее во всем великолепии и ощутил радость от общения с ней. Лермонтов специально использует в описании фольклорные сравнения: стройна, как тополь, горят, как алмаз, юность вольная и другие. Мцыри понял, что мир на самом деле прекрасен и в этом смысл рассказа.

Также читают:

Картинка к сочинению Природа и ее роль в поэме Мцыри

Популярные сегодня темы

Я родился в городе Екатеринбурге, и поэтому он самый любимый и лучший для меня. У этого города очень много достопримечательностей, памятных мест, здесь побывало много уникальных, знаменитых людей

Григорий Отрепьев — одно из основных действующих лиц в трагедии под названием Борис Годунов Александра Сергеевича Пушкина.

В данном великолепном произведении, наполненном патриотизмом и философской глубиной, основной мыслью является то, что любовь к родной земле способна человека совершать невероятные подвиги

Произведения Михаила Юрьевича Лермонтова освещают самые разнообразные проблемы и темы. Лейтмотивом всего его творчества является тема родины, патриотизма.

Мцыри описание природы

Сочинения

Начало произведения

С самых первых строк поэма повествует о монастыре. В них описывается, что он находится в живописном месте, где соединяются две реки. Начальные строки как будто дышат миром. Даже неспокойные реки Кавказа обнимаются здесь, как сестры. Это контрастирует с событиями, которые будут развиваться в дальнейшем.

Описание природы в поэме лермонтова мцыри

Молодой послушник покидает монастырь в одну из осенних ночей. Такое время года автором было выбрано не просто так. Поэма написана в романтическом ключе, а символизм осени — покинутость, потеря. Оставшись без родных, главный герой чувствует себя одиноким. Лермонтов, изображая осень как время побега, предрекает дальнейшую судьбу юноши. Все находятся в его поиске, и пейзаж сразу резко меняется: по горам протягивается темный лес.

Три дня на воле

Все, увиденное героем, по факту и есть его жизнь, самые волнующие эмоции в ней. Для постижения характера юноши очень важно обратить внимание на то, как в своем покаянии он описывает картину природы.

На первый взгляд образ мира, вставший перед героем, великолепен и безоблачен:

Роль природы в поэме мцыри

  • богатые поля;
  • танцующие деревья;
  • причудливые горы.

Кавказ недаром относят к краю вольности. Ведь вид на его горы и бесконечные леса дает удивительное чувство свободы. Если взять Мцыри, то он тоже все это ощущает. Чарующая красота вокруг дает ему драгоценные воспоминания о его семье, которые он утерял, пребывая в заточении.

Природная стихия

Да, все это является не безопасным для юноши, однако только в людской среде Мцыри чувствует, что он изгой. И в этой части видно, какова роль природы в поэме. Она имеет особое значение, потому что способствует передаче романтического конфликта произведения. Через воссоединение героя с окружающей обстановкой становится видно, насколько ему чужда жизнь среди людей.

Взгляд Мцыри на внешний мир

Из рассказа героя можно понять, что к природе он не относится восторженно. Юноша принимает ее целиком такой, какая она есть. Все для него естественно:

Природа в поэме мцыри

  • безмятежные и тревожные картины;
  • спокойствие утра и рев потока;
  • кромешная тьма ночью;
  • немыслимый зной в дневное время.

Герой представляет природу как единый гармоничный организм, ничего не добавляя и не удаляя из нее, и это доказательство широты души Мцыри.

Схватка с барсом

Описание природы в поэме мцыри

Смерть героя

Большую роль в произведении играют образы природной стихии в виде грозы, животного, вступившего в схватку с героем, горного потока. Они прибавляют новые детали к портрету Мцыри. Наблюдая за бурным ручьем, герой видит, как поток бессмысленно спорит с руслом. Это он применяет и к своей судьбе: лишившись всех сил, возвращается в монастырь. Тут он с досадой утверждает: хоть и относил себя к настоящему дитя природы, затворничество изменило его, отрезало связь с внешним миром.

Юноша умирает, а пейзаж над ним опять становится спокойным: расцветает акация, солнце резвится в саду, день сияет голубым небом. С одной стороны, такое состояние природы оттеняет бурю, возникшую в душе Мцыри, а с другой, приводит поэму к логическому завершению. Герой уходит из жизни, оставшись в ладах с этим миром, и последний его взгляд задерживается на Кавказе, таком далеком и недосягаемом.

Описывая природу, Михаил Юрьевич раскрывает всю ценность своего поэтического языка. Почти всегда он прибегает к привычным для романтической литературы приемам, используя эпитеты и сравнения. Однако наряду с этим Лермонтов создает собственные высокохудожественные описания, прочитав которые можно без доли сомнения ответить на вопрос Мцыри, что земля прекрасна, потому что это произведение автора служит ей гимном.

Описание природы в поэме мцыри

Идея и тематика произведения

В основу поэмы Мцыри положен сюжет о юноше, бежавшем из храма. Его подростковый бунт во всех подробностях описывается Лермонтовым. Скучная жизнь в заточении стала для мальчика настоящим разочарованием, он устал играть роль послушника и решил бежать.

Хоть природа кажется лишь второстепенным персонажем, она постоянно говорит с читателем, демонстрируя свои живописные пейзажи, реки и леса. В её восприятии слушатель постоянно солидаризируется с Мцыри и не понимает монахов, для которых ее удивительные красоты становятся пустым звуком.

Встретившись со всеми опасностями Кавказа, юноша в итоге возвращается к своей темнице. Но происходит это не по его воле. Мцыри несколько дней плутал в лесу и совершенно не знал, в каком направлении ему двигаться.

Так это выглядит на первый взгляд, однако в его трагическое возвращение заложен куда более глубокий философский подтекст.

Роль природы

Работая над поэмой, Лермонтов романтизировал не только личность лирического героя, но и родственную ему природу. На протяжении всего произведения соотносятся два мира:

  • внешний (природный);
  • внутренний (личностный).

Роль природы в поэме мцыри

Однако на этом роль описания природы в поэме Мцыри не заканчивается.

Чтобы понять, какова ее истинная задача, необходимо структурировать имеющиеся в поэме образы и знания об эпохе, в которой жил Лермонтов:

  • формирование и поддержание романтического образа лирического героя;
  • изображение прекрасных пейзажей в угоду жанру;
  • возвеличивание и возвышение природы над человеком;
  • создание конфликта произведения.

Лермонтов проводит некую параллель, сравнивая красоты местной природы со скучной жизнью в храме. Такой контраст лишь усиливает впечатления от рисуемой картины, он заставляет лишний раз сопереживать главному герою и его борьбе со стихией.

Человек в поэме

Человек и природа в поэме мцыри

Кавказ — дикий и непокорный край, но для Мцыри он не враг. Герой стремится подружиться с бурей, стать частью огромного мира, у которого не существует границ. Прожив в храме долгое время, юноша устал от заточения. Ни ночные горы, ни юркие змеи и голодные шакалы не способны напугать его так сильно, как сон с закрытой дверью.

Произведение Лермонтова обычно читают в 8 классе. В сочинении школьникам предлагают высказать своё отношение к поэме. Цитаты Мцыри о природе прекрасно описывают состояние подростка во время взросления. Рискованный и беспощадный мир кажется ему другом. Он не стремится к покою, ведь в тишине рождаются страхи.

Главный герой больше всего боялся остаться один на один с собой, ему было слишком тесно в своём внутреннем мире, поэтому он пожелал обратить свой взор на то, что находится за стенами храма.

Смерть Мцыри

Стремясь познать и охватить необъятный мир, Мцыри тем самым погубил себя. Он почувствовал себя бойцом, хищником, но в момент встречи получил смертельные раны.

Несмотря на множественные повреждения, мальчик одержал героическую победу в схватке со зверем и продолжил путь, будучи уже полностью измождённым.

 природа в поэме мцыри

Его разочарование не знало границ, когда после нескольких дней дороги он вернулся к своей темнице. Это очень сильная сцена, в которой Лермонтов демонстрирует ограниченность человеческой сущности. Сколько бы юноша ни взял от природы, он не способен вернуться к дикости.

Поэма Лермонтова — это не просто история побега, а рассказ о тесных взаимоотношениях человека и природы, их родственной близости и в то же время полной недосягаемости из-за давно утерянной связи.

Читайте также: