Антифеодальная и антиколониальная борьба народов дагестана и чечни 1829 1859 кратко

Обновлено: 05.07.2024

Всемирная История в десяти томах. Академия наук СССР. Институт истории. Институт народов Азии. Институт Африки. Институт Славяноведения. Издательство Социально-Экономической литературы “Мысль”. Под редакцией: В.В. Курасова, А.М. Некрича, Е.А. Болтина, А.Я. Грунта, Н.Г. Павленко, С.П. Платонова, А.М. Самсонова, С.Л. Тихвинского.

Борьба народов Кавказа против феодального и колониального гнета

Широкий размах массовое движение приняло во второй четверти XIX в. на Кавказе. Оно было направлено против колониальной политики царизма. В 30-х годах крупные волнения крестьян происходили в Северной и Южной Осетии, в Армении (район озера Севан), а в 40-х годах началось большое восстание в Гурии, вскоре охватившее почти всю Западную Грузию. Все эти крестьянские выступления возникали стихийно, протекали разрозненно и сурово подавлялись царскими войсками.

Религиозная идеология (мюридизм) оказала отрицательное влияние на развитие движения горцев. Она усилила в руководстве движением влияние реакционного духовенства и ускорила обострение внутренних противоречий в имамате. Религиозный фанатизм повстанцев изолировал их от соседних народов, в частности от христианского населения Кавказа, и исключил возможность совместного выступления кавказских народов против царизма. Наконец, религиозный характер движения толкал его руководство к поискам поддержки у турецкого султана, что встречало решительный отпор со стороны всех кавказских народов.

С конца 40-х годов имамат Шамиля стал клониться к упадку. Созданное им военно-теократическое государственное объединение горцев не было прочным. При затянувшейся многолетней борьбе с могущественным противником военные ресурсы Шамиля начали иссякать, и для продолжения борьбы он прибегнул к террору и насилию. К тому же на исходе второго десятилетия существования имамата в нем усилился процесс феодализации. За эти годы вокруг Шамиля сложилась влиятельная группа крупных собственников из наибов, разбогатевшей части узденей и верхушки духовенства, которые жили за счет поборов с крестьянского населения. Внутри имамата нарастали классовые противоречия между массой свободного крестьянства и эксплуататорской феодальной верхушкой. Руководство движением лишалось поддержки народных масс. От имамата отпадали целые районы.

Военные силы Шамиля резко сократились. Направленные царским правительством на Кавказ крупные военные соединения в 1859 г. окружила Шамиля с оставшимися у него четырьмя сотнями мюридов в ауле Гуниб и вынудили его сдаться в плен.

Восстание горцев в западной части Кавказа благодаря поддержке со стороны Англин и Турции продолжалось еще некоторое время и было подавлено в середине 60-х годов.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

(версионный урок)

C:\Users\scan\Desktop\106054822.jpg

Джафаров Джафар Д.

преподаватель

общественных дисциплин

Дербент 2012 г.

План конспект проведенного урока.

Тема урока. Антифеодальное и антиколониальное движение горцев в ходе Кавказской войны 1817-1864 гг.

Актуальность темы: версионные уроки-это вид проблемного обучения предназначены для активизации учебной деятельности создания ситуаций критичности, мотивирования.

Тип урока: вводный урок-поиск

Форма урока: дискуссия и решение проблемы

Содержательная проблема урока: разрешение противоречия между официальными причинами борьбы горцев в ходе Кавказской войны и собственными результатами выработанными в результате сравнения оценки характера этого движения различными источниками.

Исследовательская проблема урока: разрешение противоречий между традиционной дидактикой и методикой, и вариативными образовательными технологиями.

Цель урока: выяснить истинные причины кавказской войны 1817-1864 гг.

Задачи: 1.Рассмотреть причины Кавказской войны.

2.Развивать умение анализировать различные источники и прослеживать причинно-следственные связи.

3.Воспитывать чувства патриотизма, добросовестности, гражданской ответственности.

Образовательные технологии урока:

Дискуссионное обучение в группах

Оборудование урока:

выставка книг посвященное Кавказкой войне.

I . Орг. момент. Вступительное слово учителя

– Ребята, на прошлых уроках мы начали изучать антифеодальную и антиколониальную борьбу народов Дагестана и Чечни в 1829-1859 гг. движение горцев длившееся 30 лет, в рамках большой кавказской войны 1817-1864. На сегодняшнем уроке нам предстоит выяснить истинные причины Кавказской войны в целом и народно-освободительной борьбы горцев Дагестана и Чечни 1829-1859 гг. Учитывая разноголосицу среди историков в оценке причин кавказской войны, вы на прошлом уроке получили задание ознакомиться с различными версиями оценки этого исторического этапа в истории нашего края. Сегодня на уроке мы с вами попробуем выяснить истинные причины движения горцев в ходе Кавказской войны.

II . Объявление темы, цели и задач урока

Учащиеся записывают в тетради.

III . Основные версии оценки причин движения горцев.

Противостояние двух религий.

Борьба за независимость.

Антифеодальное и антиколониальное движение.

Учитель: А теперь я прошу вас разделиться по группам согласно выбранной версии.Задача выступающих привести достаточное количество аргументов в пользу своей версии. В ходе дискуссии участники должны быть предельно корректными, а аргументы достаточно вескими .

I группа. В 20-е годы в Дагестане стало распространяться религиозные течение-мюридизм, призывавший к священной войне против неверных(газават)…

Диспут: участники диспута приводят свои аргументы против этой версии. Так, например, в имамате был построен аул для перешедших на сторону Шамиля русских и польских солдат и офицеров с церквями, где христиане имели возможность свободно исповедовать свою веру, носить кресты. В домах у них имелись иконы, музыкальные инструменты, изготавливали и употребляли спиртные напитки(приводят и другие аргументы против этой версии).

II группа. Попытки государства внедрить на территории Кавказа российские законы вызвали сопротивление кавказских народов…(далее приводятся и другие аргументы в пользу этой версии)

Диспут: участники диспута приводят свои аргументы против этой версии. Например, подавляющее большинство феодальных владений вначале века вошли в состав Российской империи добровольно и видели в лице северного могущественного соседа своего защитника и готовы были принять российские законы…(далее приводятся и другие аргументы против этой версии)

III группа. Перенаселенность территории…(приводятся аргументы в пользу этой версии)

Диспут: участники диспута приводят свои аргументы против этой версии.

IV группа. Антифеодальное и антиколониальное движение.

Свою деятельность на Кавказской линии в 1817 - 1818 гг. генерал начал с Чечни, перенеся левый фланг Кавказской линии с Терека на р. Сунжу, где он усилил редут Назрановский и заложил укрепление Преградный Стан в её среднем течении (октябрь 1817 г.) и крепость Грозную в низовьях (1818 г.). Мера эта прекратила восстания чеченцев, живших между Сунжей и Тереком. В Дагестане усмирены были горцы, угрожавшие захваченному Россией Шамхалу Тарковскому; для удержания их в покорности была построена крепость Внезапная (1819). Попытка нападения на неё, предпринятая аварским ханом, кончилась полной неудачей.

В Чечне русские отряды истребляли аулы, заставляя чеченцев уходить всё далее и далее от Сунжи в глубину гор или переселяться на плоскость (равнину) под надзор русских гарнизонов; через дремучий лес была вырублена просека до аула Герменчука, служившего одним из главных защитных пунктов армии чеченцев.

Этим и закончилась деятельность Ермолова, в 1827 г. отозванного Николаем I с Кавказа и отправленного в отставку за связь с декабристами.

Оппозиционно было настроено и местное мусульманское духовенство, за исключением духовных лиц, перешедших на службу к царизму. Как известно, мусульманское духовенство на Северо-Восточном Кавказе, и особенно в Дагестане, было многочисленно. В каждом ауле имелись мулла, кади, будун и другие духовные лица. В целом духовенство составляло 2—2,5% населения.

Движение горцев Дагестана и Чечни под руководством Шамиля в 19 веке

В конце 20-х годов XIX в. мулла Гази-Мухаммед был провозглашен имамом Дагестана и Чечни. Во главе с имамом конные отряды горцев стали нападать на казачьи станицы на Тереке, а однажды даже внезапно захватили и опустошили город Кизляр.

Однако горские крестьяне вскоре начали покидать имама, поскольку он даже не пытался облегчить их участь отменой феодальных повинностей, тяжелым бременем лежавших на скудном хозяйстве крестьян.

К 50-м годам XIX в. наблюдается упадок имамата. Беспощадно подавив ханско-бекскую знать, Шамиль в то же время создал новый привилегированный слой. Предоставление экономических и политических преимуществ превращало наибов, видных узденей и шейхов в новую аристократию, от которой зависели широкие массы крестьянства. Доведенные до отчаяния горские крестьяне восставали против новых эксплуататоров. Наибы жестоко подавляли эти восстания, сжигая аулы и истребляя непокорных.

Было бы неверно за религиозной оболочкой не видеть антиколониального и антифеодального содержания движения горцев Чечни и Дагестана, которые вели справедливую освободительную борьбу против царского колониализма и ханско-бек-ского владычества.

Однако при этом не надо забывать, что идеология мюридизма изолировала горцев от общения с другими народами, затемняла их классовое самосознание религиозными предрассудками, сдерживала социальную энергию горцев и не могла поэтому обеспечить победу в борьбе за национальную независимость, не говоря уже о социальном освобождении.

Первый этап освободительной борьбы народов Северо-Восточного Кавказа (1829 - 1839)


Алексей Петрович Ермолов

В первой четверти XIX в. выступления против царизма возглавила часть феодальных владетелей Северо-Восточного Кавказа, из-за чего часть их была отстранена от власти. Но они не сложили оружия, продолжали подымать трудящихся горцев на борьбу с Россией. Недовольны были л другие феодалы: хотя и обласканные кавказской администрацией, они не могли свыкнуться с ограниченном своей политической власти и произвола, хотели вновь стать неограниченными властителями своих владений.

Оппозиционно было настроено и местное мусульманское духовенство, за исключением духовных лиц, перешедших на службу к царизму. Как известно, мусульманское духовенство на Северо-Восточном Кавказе, и особенно в Дагестане, было многочисленно. В каждом ауле имелись мулла, кади, будун и другие духовные лица. В целом духовенство составляло 2—2,5% населения.

Большая часть мусульманского духовенства была против включения Северного Кавказа в состав России и ориентировалась на мусульманский Восток. Сам факт перехода мусульман под покровительство страны, где государственной религией было христианство (православие), расценивался духовенством как посягательство на его авторитет и влияние. Со временем враждебность духовенства еще более усиливалась, особенно после объявления генерала А. П. Ермолова в 1819 г. о том, что впредь главный акушинский кадий будет назначаться главнокомандующим на Кавказе.

В 1824 г. Ермолов послал главному кадию Кубы предписание, представляющее краткое руководство по управлению местным мусульманским духовенством.

Но, как и прежде, недовольство действиями царской администрации и приверженность исламу не означали желания допустить восстановления на Северном Кавказе власти Османской империи пли шахского Ирана, хотя эти державы, а также заинтересованные в ослаблении Росши на Кавказе и Ближнем Востоке западноевропейские государства, и прежде всего Англия, стремились в своих интересах использовать борьбу горцев, подстрекали и поощряли движение горского населения Дагестана и Чечни против царской России.

Идеология мюридизма не была новым явлением и своими истоками восходила к средневековью, но в 30-50-х годах XIX в. в условиях Северного Кавказа она стала знаменем борьбы с царской администрацией.

Говоря о том, что секта мюридов в связи с обострением классовых и национальных противоречий стала принимать ярко выраженную политическую окраску, необходимо особо подчеркнуть, что часть тарикатистов (послушников секты мюридов) и такой идеолог кавказского мюридизма, как мюршид Джемалэддин Казикумухский, вначале были против активных выступлений и вооруженной борьбы.

Со временем мюриды включились в движение, но не принимали непосредственного участия в вооруженных столкновениях, предпочитая, чтобы за них воевали другие, и делали все, чтобы их не затронули тяготы борьбы.

Первый этап движения, его особенности и социальная база (1829-1839). Начальный этап движения горцев Дагестана и Чечни охватывает период с самого начала вооруженной борьбы на Северо-Восточном Кавказе до 1839 г. Характерной чертой этого периода является то, что именно в это время произошло объединение разрозненных стихийных выступлений горского крестьянства в одно антифеодальное, антиколонизаторское движение, облаченное в религиозную оболочку мюрпдизма Исключая отдельные неудачи, движение в то время шло в целом по восходящей линии. Социальной базой этой борьбы начального периода, несмотря на то, что руководителями движения оказались представители духовенства, были крестьянские массы с их извечным стремлением освободиться от сякого гнета. Основные события в этот период развернулись в нагорной части Дагестана - в Аварии, где борьба приняла ярко выраженный антифеодальный характер, в то время как в Закаталах, Чечне на первое место выдвинулась антиколониальная борьба против царских властей. В Кабарде, Осетии выступления трудящихся масс были более открыто направлены против местных феодалов, чем в Дагестане и Чечне. Но и здесь в силу феодальной раздробленности и этнической пестроты выступления крестьян были разобщены.

Первые выступления под знаменем мюридизма обнаружились еще в 20-х годах в Южном Дагестане. В начале 30-х годов XIX в. провозглашенный там мюршидом ** мулла Магомед Яраглинский стал призывать к борьбе. Однако ему не удалось поднять народные массы; более того, боясь быть арестованным кюринским Аслан-ханом и выданным царским властям, он вынужден был бежать в нагорный Дагестан, где и оставался до конца жизни. После его смерти мюршпдом был признан Джемалэддин Казикумухский. Однако руководителем вооруженной борьбы стал уроженец аварского селения Гимри Койсубулинского союза сельских общин уздень Магомед.

Осенью 1834 г. Гамзат-бек с 15-тысячным отрядом занял даргинское селение Куппа и потребовал от акушинского и цудахарского кадиев присоединиться к нему. Кадии и старшины Акуша-Дарго отвергли предложение имама. Между Гамзат-беком и жителями Акуша-Дарго, поддержанными отрядом Аслан-хана Казикумухского, произошло сражение. Имам пыл разбит, за что русское правительство пожаловало кадиям и старшинам ценные подарки.

Росту авторитета и влияния Шамиля способствовала и победа, одержанная им над отрядом под командованием генерала Ланского. Однако направленный в Аварию с большим отрядом полковник Клюге-фон-Клюгенау дошел до Хунзаха, укрепил его и утвердил правителем Аварского ханства Магомед-Мурза-хана Казикумухского.

Первый этап освободительной борьбы народов Северо-Восточного Кавказа (1829 - 1839)


Шамиль С фотографии 50-х годов XIX в.

На Северо-Восточный Кавказ был направлен казанский татарин шейх-уль-ислам муфтий Таджутин Мустафин. Он должен был убедить горцев в неправильности толкования шариата мюридами и привлечь их на сторону правительства 58. Предпринимались и другие меры. В 1837 г. кавказское командование начало переговоры с Шамилем. Встретившись с ним 18 сентября близ селения Гимры, начальник царского отряда Клюге-фон-Клюгенау постарался уговорить Шамиля прекратить вооруженную борьбу и явиться в Тифлис к императору, приезд которого в этот город намечался на осень. Имаму обещано было большее вознаграждение, но и это предложение не имело успеха.

В нагорный Дагестан против Шамиля двинуты были царские войска, вместе с ними действовали отряды владетелей Дагестана Магомед-Мурза-хана Казикумухского, Ахмед-хана Мехтулинского, шамхала Тарковского и др. Шамиль, решив дать отпор, укрепил селение Телетль. После упорного боя под Ашильтой царские войска под командованием генерал-майора Фези и отряды владетелей Дагестана осадили Телетль. После многодневных кровопролитных боев им удалось овладеть лишь частью этого селения. В итоге начавшихся по предложению Шамиля переговоров он уступил аул, заключив перемирие. В качестве аманата Шамиль выдал своего племянника.

*Шариат (араб, шариа, букв.- правильный путь, прямая дорога образ действии) - основанный па Коране свод религиозных этических и правовых предписаний, обязательный для всех мусульман (и суннитов, и шиитов).

** Мюршид - духовный наставник мюридов.

*** Имам — предводитель, духовный и светский глава.

25 ЦГИА ГССР. Ф. 2. Оп. 1. Д. 17. Л. 10-13.

АКАК. Тифлис, 1874. Т. 6, ч. 2. С. 98. г Копня с отзыва генерал-квартирмейстера Кавказской армии от 7 сентября 1865 г.//РФ ИИЯЛ. Д. 1289. Л. 10.

28 Всеподданнейшие отчеты главнокомандующего Кавказской армии за 1863-1870 гг. СПб., 1870. С. 24.

29 ЦГВИА. Ф. ВУА. Оп. 1. Д. 4648. Л. 12.

30 Руновский А. Мюридизм и газават в Дагестане по объяснению Шамиля // Военный сборник. 1859. Т. 5. С. 680.

31 ЦГИА СССР. Ф. 1377. Оп. 1. Д. 3. Л. 1; Д. 97. Л. 2.

32 ЦГИА ГССР. Ф. 2. Оп. 1. Д. 66. Л. 55; Д. 446. Л. 30: АКАК. Т. 6. ч. 2. С. 20, 26, 27, 29-30 и след.; ДГСВК.

33 АКАК. Т. 6, ч. 2. С. 509.

34 Ермолов А. П. Записки. М., 1864. Т. 1. С. 73.

38 Архив Раевских. СПб., 1910. Т. 3. С. 342.

37 ЦГВИА. Ф. ВУА. Д. 6528. Ч. 1. Л. 52.

39 РФ Ин-та истории СССР. Б. Разд. 5. Д. 27. Л. 150.

40 ЦГВИА. Ф. ВУА. Д. 6514. Л. 47-52.

41 Романовский. Кавказ и Кавказская война. СПб., 1860. С. 320; Петров А. История 83-го пехотного Самурского полка. Петровск, 1982. С. 3.

42 Добролюбов Н. А. Поли. собр. соч. М., 1937. Т. 4. С. 143.

43 Фадеев А. В. Кавказ в системе международных отношений 20—50-х годов XIX в. М., 1956. С. 19.

44 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 4. С. 228.

45 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 24.С. 131-132.

47 ЦГВИА. Ф. ВУА. Оп. 1. Д. 6251. Л. 139-140.

48 МИДЧ. Махачкала, 1940. О. 202-203; ДГСВК. С. 62-63.

50 Хроника Мухаммеда Тахира Ал-Карахн. М., 1946. С. 61.

51 ЦГВИЛ. Ф. ВУА. Оп. 1. Д. 6294. Л. 27.

53 Романовский. Указ. соч. С. 334.

54 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 28. С. 325.

55 ЦГВИА. Ф. ВУА. Оп. 1. Д. 6325. Л. 31-32: КС. Тифлис, 1885. Т. 20.

57 Там же. С. 163.

58 Там же. С. 167. МИДЧ. С. 359-360.

59 ЦГВИА. Ф. ВУА. Оп. 1. Д. 6512.Л. 51.

61 Там же. С. 421.

62 Там же. С. 422.

Источник:
История народов Северного Кавказа (конец XVIII в. - 1917 г.).— М.: Наука. 1988.— 659 с.

Читайте также: