Образ кармен кратко описать

Обновлено: 05.07.2024

Повествование ведется от имени археолога, прибывшего в Испанию для установления места последней битвы Юлия Цезаря, в которой он победил, за счет чего прославился еще больше. Дело происходит в первой четверти 19 века. Во время своего путешествия по Каченской равнине рассказчик знакомится с молодым разбойником, Хосе Наварро, на которого ведется охота. Тем не менее, рассказчик завязывает дружбу с этим человеком и помогает ему бежать, когда узнает, что его собственный проводник хочет сдать Наварро за вознаграждение.

После этой встречи, автор повествования отправляется в Кордову, где изучает монастырские рукописи и исторические записи, знакомится с культурой и обычаями города, много гуляет и наблюдает. В один из дней на набережной к нему подошла женщина очень необычной красоты, с раскосыми глазами. Ее дикая красота привлекает автора, и он предлагает проводить ее домой. Девушка соглашается, а у себя дома пытается погадать автору, но тут заходит знакомый читателям разбойник Наварро. Они с Кармен спорят на своем языке, и после Наварро провожает рассказчика, указав ему путь до гостиницы. В тот момент археолог понял, что его ограбили, а Кармен предлагала Наварро еще и убить его. Предпринимать рассказчик ничего не стал, а продолжил заниматься своими делам, уехав из города на 2 месяца.

Когда автор повествования вернулся, узнал от монаха, что Хосе Наварро арестован, и все ходят на него посмотреть как на местную достопримечательность. К тому же, у разбойника были обнаружены часы рассказчика, которые тот мог бы забрать. Но автору это было не нужно, он посетил Наварро, чтобы предложить свою помощь, от чего разбойник отказался, попросив выполнить несколько своих предсмертных желаний. Когда автор пришел навестить разбойника в очередной раз, тот рассказал ему свою историю.

Хосе Лисаррабенгоа был молодым кавалеристом, когда встретил красивую цыганку Кармен, она всеми силами ради собственной выгоды пыталась обольстить того, чтобы освободиться от предстоящего заключения в тюрьму, и ей это удалось. Он позволил ей бежать, за что сам отсидел в тюрьме месяц, его понизили в звании. Так жизнь будущего разбойника пошла под откос. Сжигаемый страстью к молодой, дикой и чувственной цыганке, Хосе шел на все большие преступления. Он стал ее мужем, убив ее настоящего мужав честном поединке. Кармен постоянно ему изменяла, смеялась и доводила его до безумной ярости. Одержимый ревностью, страстью, любовью он грабил, убивал и опускался все ниже как в собственных глазах, так и в глазах закона. В момент приступа ярости он убил и Кармен, похоронил ее в лесу и сдался властям добровольно.

Автор говорит о злом начале женщин, об их коварстве и силе обольщения. Также он показывает, насколько слабым может стать мужчина, попавшись на удочку подобной женщины.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

История создания оперы

Тематику предложил сам автор. При этом, во время создания оперы, Бизе несколько раз менял музыку к произведению и либретто.

Интересный факт!

Сюжет к опере взят из новеллы Проспера Мериме. Причем Испания в произведении Мериме была наполнена мрачными трущобами и дикими горными ущельями. Тогда как в опере Бизе Испания – страна с оживленными улицами и площадями.

Поначалу опера не была популярной, т. к. парижане с неохотой шли смотреть постановку, а первый показ и вовсе провалился. А спустя два месяца Жорж Бизе скончался. Смерть автора вызвала ажиотаж у населения, и все больше людей стремились увидеть историю о вольной цыганке и драгуне, преступившем закон ради любви.

Популярные сегодня пересказы

  • Плавунчик — краткое содержание Бианки
    Есть у нас необычная птичка – кулик-плавунчик. Водится она на всей территории нашей огромной страны, от Казахстана до Камчатки. Появляется птичка всегда так же неожиданно, как и исчезает.
  • Весёлая семейка — краткое содержание повести Носова
    Произведение повествует о приключениях двух закадычных друзей Коли и Миши, которые, предприняв неудачную попытку создания паровой машины, решают провести эксперимент по выведению в домашних условиях цыплят.
  • Цыганы — краткое содержание поэмы Пушкина
    Кочующие по Бессарабии цыгане, остановились на ночлег. Невдалеке пасутся стреноженные лошади, варится нехитрая похлёбка, гремит цепями ручной медведь. Поужинав и устроившись на ночлег
  • Крошка Енот — краткое содержание сказки Лилиан Муур
    Трогательная сказка Л.Муур учит доброте. Тому, кто с улыбкой смотрит вокруг себя, не стоит опасаться внешнего мира. Детеныш енота жил с мамой в густой чаще. Пришло время, и он получил первое самостоятельное задание

Главные герои и их характеристика

Посмотрим на главные действующие лица оперы:

– это олицетворение страсти, свободолюбия, независимости и женской неотразимости. В литературном произведении персонажу были свойственны вороватость и хитрость. Автор избавил образ цыганки от того обыденного, что не позволяло ей раскрыться во всей красе. Она не любит ограничений и получает удовольствие, играя на мужских чувствах. Кроме того, у Кармен неустойчивые взгляды и нетерпимость к тем, кого она перестала любить. Она была влюблена в Хозе и ждала его возвращения. Но как только чувства девушки к бывшему сержанту пропали, он стал ей не нужен, и она избавилась от него. Сразу после этого она призналась в любви тореадору. Все это говорит о влюбчивости и свободолюбии цыганки. За свою любовь к свободе она поплатилась жизнью.

– это простой и слабохарактерный человек. Он вспыльчивый и легко поддается дамским чарам. Ради любви он предал службу и даже оголил шпагу против своего капитана. Его вспыльчивость также проявляется в том, что в порыве ярости он убил любимую женщину, т. к. та предпочла другого и предала его чувства (да и вряд ли Кармен в полной мере его любила).

– сильный и уверенный в себе мужчина. Он влюблен в Кармен и искренне готов сражаться за нее. Партии Эскамильо наполнены уверенностью и энергией. Можно посмотреть видео его противостояния с Хозе, где хорошо прослеживается энергичность и сила Эскамильо.

– тихая и нежная девушка, полная противоположность Кармен. В поисках Хозе она идет к фабрике и на предложение драгуна провести время вместе отвечает отказом. Когда мать Хозе была на пороге смерти, Микаэла сквозь страх отправляется к контрабандистам и умоляет его вернуться.

Секова Алина Александровна, студентка III курса вокального отделения

ГБПОУ РС (Я) «Якутский музыкальный колледж

ОБРАЗ КАРМЕН В ОДНОИМЕННОЙ ОПЕРЕ Ж. БИЗЕ

Творчеству Бизе характерны точность и ясность мысли, новизна и свежесть выразительных средств, законченность и изящество формы. Ему присуща острота психологического анализа в постижении человеческих чувств и поступков.

Цель доклада – раскрыть образ Кармен в одноименной опере Жоржа Бизе. Задачи доклада – дать краткую характеристику оперного творчества Бизе; затронуть историю создания оперы; проанализировать главный персонаж оперы Кармен.

Центральное место в творчестве Бизе, разнообразном по жанрам, принадлежит опере. Оперное творчество композитора возникло на национальной почве и вскормлено традициям французского оперного жанра.

Музыкальная драма Бизе отличается правдивостью образов, чувств и замечательной яркостью и жизненностью обстановки действия. Герои опер Бизе – простые люди из народа. Их судьбы композитор показывает в неразрывной связи с народной жизнью. Возникает новый и оригинальный метод характеристики через народно-жанровую музыку – песни и пляски. Народный характер музыкального тематизма часто влечет за собой обращение к вариационному методу развития. Музыкальному стилю Бизе его гармонизации, голосоведению, фактуре инструментальной и вокальной присущи ясность и изящество, в оперных и инструментальных жанрах покоряют логикой, завершенностью и стройной красотой [2: 96].

Также другим стал в опере сам колорит Испании. Действие происходит не в диких горных ущельях и мрачных городских трущобах, а на залитых солнцем улицах и площадях Севильи, горных просторах. Испания Мериме окутана ночным мраком, Испания у Бизе полна бурного и радостного кипения жизни.

Для усиления контраста либреттисты расширили роль побочных персонажей, которые у Мериме были едва намечены. Так, лирическим контрастом пылкой и темпераментной Кармен стала нежная и тихая Микаэла, а противоположностью Хозе – жизнерадостный и самоуверенный тореадор Эскамильо.

Также усилено значение народных сцен, которые раздвинули рамки повествования. Вокруг главных героев кипит жизнь, они окружены живой народной массой – табачницы, драгуны, цыганки, контрабандисты.

Эта же тема звучит при первом появлении Кармен в опере, но приобретает совсем иной оттенок: оживленный темп, элементы танцевальности придают ей характер темпераментный, зажигательный, эффектный, связанный с внешним обликом героини.

До III-го действия характеристика Кармен выдержана в том же жанрово-танцевальном плане. Он дается в песнях и танцах, пронизанных интонациями и ритмами испанского и цыганского фольклора.

Следующее появление Кармен – цыганская песня и танец, которыми открывается II действие. Оркестровка (с бубном, тарелками, треугольником) подчеркивает народный колорит музыки. Непрерывное нарастание динамики и темпа – все это создает образ очень темпераментный, энергичный. Кармен напевает ее почти без сопровождения, дерзко и насмешливо. Форма куплетная, как и в Хабанере.

В III действии, вместе с возрастанием конфликта, меняется и характеристика Кармен. Ее партия отходит от жанровых средств. Чем глубже растет ее драма, тем больше песенные и танцевальные элементы заменяются драматическими. Переломным моментом в этой сцене является трагическое ариозо из сцены гадания. Кармен прежде стремящаяся покорить и подчинить всех вокруг, впервые задумалась о своей жизни.

Сцена гадания построена в 3х-частной форме: крайние разделы – это веселый дуэт подруг (F-dur), а средняя часть – ариозо Кармен (f-moll). Выразительные средства этого ариозо резко отличаются от всей предыдущей характеристики Кармен. Минорный лад, низкий регистр оркестровой партии и ее сумрачный колорит (благодаря тромбонам), остинатная ритмика – всё это создает ощущение траурной маршевости. Вокальная мелодия отличается широтой дыхания. Скорбный характер усиливается ровностью ритмического рисунка [1].

В финале оперы симфоническую разработку получают все темы увертюры – тема роковой страсти (в самый последний раз она проводится в мажоре), тема народного праздника (первая тема увертюры) и тема тореадора.

Таким образом, Жорж Бизе, который тонко чувствовал сцену, обладал даром метко и ярко обрисовывать различные человеческие характеры и выражать чувства героев, создает яркий и запоминающийся образ Кармен. Композитор также отлично владел вокальным стилем и был превосходным мастером оркестровки. Образу Кармен присущи театральность, правдивость и искренность в чувствах. В создании образа композитор использует народно-жанровую музыку и подлинно национальные мелодии, мастерски передавая их колорит.

Анри Мельяк – французский драматург и оперный либреттист.

Галеви Людовик – французский драматург и романист.

Проспер Мериме – французский писатель и переводчик, один из первых во Франции мастеров новеллы.

Хабанера – это испанский танец, предшественник современного танго.

Сегидилья – испанский народный танец-песня.

Место действия и специфика героев

История создания

Писатель Проспер Мериме


Писатель Проспер Мериме

Жорж Бизе


Жорж Бизе

И опера, и новелла не произвели на критиков положительного впечатления. Но именно разгромные отзывы, появившиеся в газетах, привлекли публику. Музыкальное произведение заполонило театральные подмостки, принеся Бизе невероятную популярность. При этом литературный источник оперы остался незамеченным для многих современников Мериме.

Действующие лица

Имя Персонаж Вокальная партия
Кармен цыганка меццо-сопрано (либо сопрано, контральто)
Дон Хосе (Хозе) капрал тенор
Микаэла невеста Хосе, крестьянка сопрано
Эскамильо тореадор баритон
Ромендадо контрабандист тенор
Данкайро контрабандист баритон
Цунига капитан бас
Моралес сержант баритон
Фраскита подруга Кармен, цыганка сопрано
Мерседес подруга Кармен, цыганка сопрано
Лильяс Пастья хозяин таверны без вокала
Проводник, цыгане, контрабандисты, работники фабрики, солдаты, офицеры, пикадоры, тореадоры, мальчишки, молодые люди, народ

Образ Кармен в искусстве и литературе

А теперь поговорим о главной героине.

Кармен – цыганка, работница сигарной фабрики. Она красивая, страстная, любитсвободу. Кармен в опере – воплощение женской красоты и обаяния, страсти и смелости. Ж.Бизе мастерски передаёт огненный темперамент цыганки, её неукротимый нрав, красоту и задор. Вокальная партия Кармен насыщена интонациями и ритмами народных испанских песен и танцев. Выходу Кармен предшествует звучание оркестра. Музыкальная характеристика свободолюбивой Кармен – хабанера, содержит ритмы этого народного танца.

Хабанера – песня свободной любви, звучит как вызов Хозе. В конце сцены Кармен бросает цветок Хозе, молодому солдату, тем самым признавая его своим избранником, и обещает любовь.

В 3 действии появляется ещё одна характеристика Кармен. Слишком велико различие между Хозе и Кармен. Хозе мечтает о спокойной жизни крестьянина, а Кармен больше его не любит. Разрыв между ними не избежен. Она с подругами гадает на картах. Что они ей скажут? Только Кармен судьба не обещает ничего хорошего, она увидела в картах свой смертный приговор. С глубокой скорбью размышляет она о будущем.

Образ Кармен в литературе

Образ Кармен в искусстве и литературе

Известно много вечных образов: Дон Жуан, Дон Кихот, Санчо Пансо, Ромео и Джульетта, Гамлет, Отелло и многие, многие другие. Одним из самых узнаваемых, популярных и, может, даже, самым любимым можно назвать образ Кармен.

Когда видишь на карнавале темноволосую девушку с алым цветком в волосах, на уровне ассоциации всплывает имя Кармен, а вместе с именем –вспоминается и все остальное, что связано с этим именем: свободолюбие девушки, гордость, очарование, божественная красота, коварность, хитрость, – все то, что сразило Хосе и сражает других мужчин.

Кармен – цельная натура с любовью к свободе, протестом против всякого насилия и угнетения. Именно эти черты характера и произвели впечатление на композитора Жоржа Бизе, который продолжил развитие образа в своей опере.

Содержание новеллы претерпело в опере существенные изменения. Опытные литераторы Хозе, изображенный писателем как мрачный, гордый и суровый парень, ставший драгуном, показан простым, честным, но вспыльчивым и слабохарактерным человеком.

Сразу после премьеры оперы, состоявшейся в 1875году, последовало множество отрицательных отзывов, но вместе с тем великие гении оценили оперу Бизе.

Образ прекрасной непредсказуемой цыганки Кармен очень загадочен. Многие писатели и поэты пытались понять, что именно так околдовывает в ней.

С именем Кармен ассоциируется красота, коварство, свободолюбие, роза, хабанера, Испания, любовь, — поэтому так много интерпретаций в разных областях искусства. И все же для многих Кармен – символ свободолюбия и попрания всякого насилия.

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Первое действие

Кармен краткое содержание

Второе действие

Становится поздно. Появляется Хосе. Обрадованная его приходом, Кармен выпроваживает из таверны оставшихся посетителей – четырех контрабандистов (бандитов Эль Данкайро и Эль Ремендадо, а также девушек – Мерседес и Фраскиту). Молодая цыганка исполняет танец для Хосе, как тому и было обещано до ареста. Однако появление капитана Цунига, также пришедшего на свидание к Кармен, разрушает романтическую атмосферу. Между соперниками вспыхивает ссора, готовая перерасти в кровопролитие. Однако подоспевшие цыгане успевают разоружить капитана. Дону Хосе ничего не остается, кроме как отказаться от военной карьеры. Он вступает в банду контрабандистов, к радости Кармен.

Кармен

Ранней осенью 1830 г. любознательный учёный (в нем угадывается сам Мериме) нанимает в Кордове проводника и едет на поиски древней Мунды, где произошло последнее победоносное испанское сражение Юлия Цезаря. Полуденный зной заставляет его искать прибежища в тенистом ущелье. Но место у ручья уже занято. Навстречу рассказчику настороженно поднимается ловкий и сильный малый с мрачным гордым взглядом и светлыми волосами. Путешественник обезоруживает его предложением разделить с ним сигару и трапезу, и дальше они продолжают путь вместе, несмотря на красноречивые знаки проводника. Они останавливаются на ночлег в отдалённой венте. Спутник кладёт рядом мушкетон и засыпает сном праведника, а учёному не спится. Он выходит из дома и видит крадущегося проводника, который собирается предупредить уланский пост, что в венте остановился разбойник Хосе Наварро, за поимку которого обещаны двести дукатов. Путешественник предупреждает спутника об опасности. Теперь они связаны узами дружбы.

Продолжение после рекламы:

Учёный продолжает свои розыски в библиотеке доминиканского монастыря в Кордове. После заката солнца он обычно гуляет по берегу Гвадалкивира. Однажды вечером на набережной к нему подходит женщина, одетая как гризетка, и с пучком жасмина в волосах. Она невысока, молода, хорошо сложена, и у неё огромные раскосые глаза. Учёного поражает её странная, дикая красота и особенно взгляд, одновременно чувственный и дикий. Он угощает её сигаретами, узнает, что её зовут Кармен, что она цыганка и умеет гадать. Он просит разрешения проводить её домой и показать ему своё искусство. Но гадание прервано в самом начале — распахивается дверь, и в комнату с ругательствами врывается закутанный в плащ мужчина. Учёный узнает в нем своего друга Хосе. После яростной перепалки с Кармен на незнакомом языке Хосе выводит гостя из дома и указывает дорогу к гостинице. Учёный обнаруживает, что у него тем временем исчезли золотые часы с боем, которые так понравились Кармен. Огорчённый и пристыженный учёный покидает город. Через несколько месяцев он снова оказывается в Кордове и узнает, что разбойник Хосе Наварро арестован и ждёт казни в тюрьме. Любопытство исследователя местных нравов побуждает учёного посетить разбойника и выслушать его исповедь.

Брифли существует благодаря рекламе:

Третье действие

В это время раздается звук выстрела. Испуганная Микаэла прячется. Оказывается, это стрелял Хосе, увидевший Эскамильо. Тореадор, влюбленный в Кармен, разыскивает ее. Между соперниками начинается схватка, которая неминуемо грозит Эскамильо гибелью, однако подоспевшая вовремя Кармен успевает вмешаться и спасти тореадора. Эскамильо уходит, напоследок пригласив всех на свое выступление в Севилье.

В следующий момент Хосе обнаруживает Микаэлу. Девушка передает ему печальную новость – его мать умирает и хочет перед смертью проститься с сыном. Кармен с презрением соглашается с тем, что Хосе лучше уйти. В гневе тот предупреждает ее, что они еще встретятся, и только смерть сможет их разлучить. Грубо оттолкнув Кармен, Хосе уходит. Зловеще звучит музыкальный мотив тореадора.

Популярные сегодня пересказы

Четвертое действие

Эскамильо, а за ним и все зрители устремляются в театр. Остается только Кармен, несмотря на то что Мерседес и Франскита успевают предупредить ее о скрывающемся поблизости Хосе. Девушка с вызовом говорит, что не боится его.

Экспозиция образов главных героев

Характеристика главных героев оперы

Характеристика

На суд зрителей произведение Бизе было представлено 3 марта 1875 году. Через три месяца после представления композитор покинул земной мир. Ходили слухи, что Жорж Бизе был очень расстроен тем, как публика приняла его создание.

Кармен

Кармен – прекрасная цыганка, обладающая неукротимым нравом, прямым характером, огромным свободолюбивым сердцем и смелостью. О ней мечтают все мужчины.

Она бесстрашна и неподкупна, жизнь для нее – это игра, игра постоянных перевоплощений. Вокруг нее постоянно кипят страсти, причем трагические.
Покорив сердце Хозе, своего возлюбленного, Кармен пребывает в постоянном конфликте с ним, сталкиваясь двумя характерами. Кармен вынуждает солдата Хозе ради любви отречься не только от любви к его девушке, но и от своих твердых, как казалось, убеждений, связанных с долгом и солдатской честью. Она вовлекает его в банду контрабандистов, не заботясь, что ему чужд этот образ жизни.

Кармен испытывает удовольствие, играя на мужских чувствах. И становится нетерпимой к тем, к кому ее чувства остыли. Как только чувства к Хозе прошли, он стал ей абсолютно не нужен.

У нее уже другая любовь, тореадор Эскамильо.

Именно за свою легкомысленность и свободолюбие поплатилась Кармен, убитая рукой отвергнутого Хозе.

Хозе

Хозе – молодой солдат. Простой и честный, он дорожит семейными ценностями, любит свою мать и мечтает о простом человеческом счастье.

Он полная противоположность Кармен в отношении к семейным ценностям и общему укладу жизни. В самом начале пьесы Кармен выбрала его объектом своего обольщения, исполнив свою знаменитую Хабанеру.

Хозе сражен в самое сердце. Он забывает о том, что у него есть невеста. Его образ постоянно изменяется и развивается на протяжении всей оперы. Меняется, начиная простым пареньком и заканчивая образом убийцы, потерявшим почву под ногами и готовым молить о жалости.
Ради Кармен и ее любви он отрекся от своей жизни, даже оголил шпагу против своего капитана. Ведь он думал, что их любовь навсегда.

Его любовь похожа на одержимость. Отвергнутый, он превращается в слабохарактерного, несчастного и вспыльчивого человека. Именно из-за этой своей черты он в ярости убивает свою любимую женщину.

Эскамильо

Эскамильо – молодой тореадор, силен, энергичен, храбр, удачен и самоуверен. Он также ослеплен любовью к Кармен и готов биться за нее.

Все его партии в опере полны решительности, энергии. Он явно выигрывает перед Хозе.

Микаэла

Микаэла – невеста Хозе, полная противоположность главной героине, очень нежная и тихая девушка, искренне любит Хозе.
Она не обладает ни страстностью Кармен, ни ее решительностью. Находится в ее тени. В опере ее появление всегда сопровождается лирической музыкой.
Узнав о смертельной болезни его матери, она, преодолев свой страх, отправилась на поиски Хозе, к контрабандистам, плача и умоляя его вернуться, чтобы проститься с родной матерью.

Она понимает, что Хозе ослеплен Кармен, но не перестает его любить уводит его от Кармен, но лишь на время.

Эта же тема сопровождает первое появление Кармен в опере, приобретая, однако, совсем иной оттенок: оживленный темп, элементы танцевальности придают ей характер темпераментный, зажигательный, эффектный, связанный с внешним обликом героини.

Следующее появление Кармен – в цыганской песне и танце, которым открывается II действие. Оркестровка (с бубном, тарелками, треугольником) подчеркивает народный колорит музыки. Непрерывное нарастание динамики и темпа, широкое развитие активной квартовой интонации – всё это создает образ очень темпераментный, задорный, энергичный.

В центре II действия – дуэтная сцена Кармен и Хозе. Ее предваряет солдатская песенка Хозе за сценой, на которой строится антракт этого действия. Дуэт выстроен в виде свободной сцены, включающей и речитативные диалоги, и ариозные эпизоды, и ансамблевое пение.

В III действии, вместе с углублением конфликта, меняется и характеристика Кармен. Ее партия отходит от жанровых средств и драматизируется. Чем глубже растет ее драма, тем больше жанровые (чисто песенные и танцевальные) элементы заменяются драматическими. Переломным моментом в этом процессе является трагическое ариозо из сцены гадания. Прежде занятая только игрой, стремящаяся покорить и подчинить всех вокруг, Кармен впервые задумалась о своей жизни.

Сцена гадания построена в стройной 3х-частной форме: крайние разделы – это веселый дуэт подруг (F-dur), а средняя часть – ариозо Кармен (f-moll). Выразительные средства этого ариозо резко отличаются от всей предыдущей характеристики Кармен. Прежде всего, отсутствуют связи с танцевальностью. Минорный лад, низкий регистр оркестровой партии и ее сумрачный колорит (благодаря тромбонам), остинатная ритмика – всё это создает ощущение траурной маршевости. Вокальная мелодия отличается широтой дыхания, подчинена волновому принципу развития. Скорбный характер усиливается ровностью ритмического рисунка (№ 50).

Таким образом, в финале оперы поистине симфоническую разработку получают все темы увертюры – тема роковой страсти (в самый последний раз она проводится в мажоре), тема народного праздника (первая тема увертюры) и тема тореадора.

Читайте также: