Польская конституция при александре 1 кратко

Обновлено: 03.07.2024

Одним из европейских государств, история которого тесно связана с Россией, является Польша. Это два соседних государства и с начала их истории в их внешней политике много места занимали взаимные отношения. При этом факты и события на протяжении всех столетий взаимных отношений являются очень разными.

Например, в годы смутного времени польский королевич претендовал на получение власти в России. А уже во второй половине XVIII века в результате трех разделов Речь Посполитая перестала существовать как политически самостоятельное государство. В 1815 году в составе Российской империи было основано царство польское.

Создание Царства Польского и первая Конституция

В формировании этой автономии в составе России большую роль сыграли наполеоновские войны. После разделов Речи Посполитой исторические земли самой Польши оказались в составе Пруссии и Австрии, Россия же присоединила территории Белоруссии, Украины и Прибалтики, которые с древних времен входили в состав Киевской Руси.

После своих побед над Пруссией и Австрией правитель Франции Наполеон отнял у них польские земли и сформировал из них политически подконтрольное ему герцогство варшавское. Его военные силы были включены в состав войска, которое Наполеон вел на Россию в 1812 году. После поражения армии Наполеона в России и затем его полного разгрома и свержения с власти на Венском конгрессе правители европейских государств обсуждали вопросы послевоенного устройства.

На конгрессе было принято решение о включении территории герцогства варшавского в состав Российской империи. Предстояло определить политическое и правовое положение новой земли в России. Именно здесь на конгрессе российский император Александр I в целом согласился на принятие отдельной конституции для Польши, которую разрабатывал его сподвижник поляк из аристократии Адам Чарторыйский.

дарование конституции царству польскому

Произошло дарование конституции царству польскому. По этому документу учреждалось царство польское из собственно исторических земель Польши без присоединения к ним находившихся ранее в Речи Посполитой земель Белоруссии, Украины, Литвы. Царство по документу соединялось с Российской империей личной унией. Это означало, что российский император короновался как царь Польши.

Поляки получали несколько больше политических прав, чем подданные России. Например, определялась деятельность законодательного органа сейма, однако в принятии новых законов решающее слово оставалось за императором. Также сейм разрабатывал бюджет, который император мог изменить. Учреждалось отдельное польское войско, то есть поляки не набирались в российскую армию. Учреждались образовательные заведения на начальном и среднем уровне, школы, университет в Варшаве, где преподавание велось на местном языке. Также на своем языке поляки вели дела в судах. Им была обещана свобода слова и печатных изданий.

Подпольная деятельность польских революционеров

Однако постепенно в польской общественности стали усиливаться оппозиционные стремления. Они исходили в основном из среды аристократии, шляхты, военных, учащихся в учебных заведениях. Основное население крестьянство не проявляло выраженного интереса к политическим вопросам.

восстание в царстве польском

Из указанных слоев населения на протяжении истории царства польского периодически формировались тайные подпольные организации, которые имели в целом цель либо добиться полной политической самостоятельности Польши, либо значительного расширения прав автономии с присоединением территорий Белоруссии, Украины, Литвы, ранее входивших в Речь Посполитую.

Эти подпольные общества возникали часто в учебных заведениях среди учащихся молодых людей, в них нередко входили представители интеллигенции, деятели науки, литературы, других видов искусства. Свои организации учреждали представители шляхты, военные в своих частях. Особенностью всех этих обществ являлось в целом отсутствие общей координированности их действий, они часто либо не вступали в отношения между собой, либо не договаривались о совместной деятельности, обнаруживая разногласия по тем или иным вопросам. В ходе восстания 1830–1831 и 1863–1864 годов это достаточно ярко проявилось, когда обозначились разные подходы к решению текущих вопросов восстаний, их конечных целей, тактики. Эти восстания вообще обнаружили отсутствие ясной отчетливой программы.

Когда на сеймах при Александре I выявились первые выступления оппозиции, то его следующие заседания стали откладываться, отменялась гласность его заседаний, на них не допускались заметные деятели оппозиции. В науке считается, что это вело к усилению подпольной деятельности. В свою очередь, это приводило к новым мерам со стороны власти. Например, вводилась цензура на периодические издания, брались под контроль учебные заведения.

После подавления восстания в царстве польском 1830–1831 годов была ликвидирована автономия, упразднена местная польская армия, ряд так называемых просветительских учреждений, проводилась конфискация имений у представителей шляхты, многих из них переселяли. При императоре Александре II сначала восстанавливались некоторые прежние учреждения автономии, но после нового восстания 1863–1864 годов это было свернуто.

Возрождение Польши

В дальнейшем в целом положение в Польше не менялось вплоть до ее занятия германскими войсками в 1915 году в ходе Первой мировой войны. Ситуация контролировалась представителями императорской администрации, были упразднены особые специальные органы власти (например, государственный совет), в учебных заведениях преподавание в основном велось на русском языке, польский преподавался факультативно. В конце XIX века стало опять усиливаться общественное движение и опять учреждаться политические общества, партии. Заметное место заняли левые, социалистические организации. Шли дискуссии о построении социализма, достижении политической самостоятельности страной.

После окончания войны с Наполеоном осенью 1814 г. открылся Венский конгресс, одним из главных вопросов которого, был раздел территории Польши. После бурных споров к России отошло свыше 127 тыс. км 2 исконно польских земель с более, чем трехмиллионным населением. Эта территория получила название Королевства (Царства) Польского.

Польша в составе России

Император Александр I, желая заручиться поддержкой польского населения, по окончании боевых действий сразу же издал указ об амнистии для польских военнослужащих, сражавшихся в армии Наполеона против России. Факт восстановления суверенитета Польского государства, пусть даже и в рамках Российской империи, вызвал заметную поддержку со стороны влиятельных представителей польской шляхты, усматривающих в этом необходимое условие для сохранения их собственных сословных привилегий.

17 ноября 1815 г. полякам был дарован статус суверенного государства и собственный Основной закон. Конституция закрепляла традиции времен Речи Посполитой, выражавшиеся в учреждении Сейма, названиях и коллегиальном устройстве государственных структур, выборности судей и членов администраций. В Польше сохранялись национальные правительство, валюта (злотый) и вооруженные силы. Последние были реформированы по российскому образцу, но с сохранением польских военной формы и языка команд. За польским языком по-прежнему был закреплен статус государственного. Полякам предоставлялось право занимать важнейшие должности в правительстве. Высшим органом законодательной власти становился Сейм, торжественное открытие которого в 1818 г. было проведено лично Александром I.

Основные статьи Конституции

Предоставленный Основной закон и тесно связанное с ним положение о порядке выборов в парламент считались наиболее либеральными законодательными актами для Европы того периода. Избирательное право предоставлялось для более, чем 100 тыс. человек. Цифра довольно внушительная для тех лет. Это стало возможным за счет довольно низкого имущественного ценза. Польша была единственным государством Центральной Европы, парламент которого формировался по итогам прямых выборов представителями всех общественных классов.

Государством признавался принцип всеобщего равенства перед законом. Правда, с некоторыми нюансами. Вполне официально было объявлено, что это справедливо исключительно для граждан, исповедующих христианство. Иудеи, как приверженцы антихристианского учения, лишались любых политических свобод и прав.

В Основном законе было провозглашены присоединение к Российской империи навечно и связь с ней общностью царской династии. Российский монарх становился одновременно польским королем. При этом монархия была конституционной, а власть короля ограничивалась изданным им самим конституционным законом. Порядок наследования престола соответствовал российскому.

Законодательная инициатива была закреплена за монархом, но осуществление его законодательной власти должно было происходить совместно с Сеймом. Монархом Александром была внесена в текст Конституции поправка, предоставляющая ему право корректировки предлагаемого Сеймом бюджета и замораживания его созыва на неопределенный период.

Сейм был двухпалатным. В Верхней палате — Сенате — заседали представители императорской семьи, а также назначаемые монархом военачальники, епископы и прочие чиновники. Их общее количество не должно было превышать 128 человек — численность избираемых депутатов Нижней палаты, называемой Посольской избой. Основными задачами депутатов Сейма являлись изменения положений уголовного и гражданского права. Проблемы хозяйствования и администрирования решались указами наместника и созданным немного позже Административным советом.

Наместник считался заместителем монарха. Он исполнял практически все его функции во время отсутствия короля в стране. Для централизованного управления был создан Государственный совет, включающий Административный совет с Общим собранием. Членами Административного Совета, кроме самого царского наместника, являлись пять министров и другие чиновники, назначаемые монархом. По сути Административный совет являлся высшим органом исполнительной власти и одновременно консультативным органом монарха и наместника в вопросах, выходящих за рамки министерских полномочий. После упразднения поста наместника в 1826 г. Административный совет стал высшей правительственной структурой. Любые поправки к правительственным законопроектам теперь могли приниматься только после соглашения членов Административного совета с комиссиями Сейма.

С целью рассмотрения в последней инстанции почти всех дел гражданского и уголовного характера в Варшаве был создан Высший суд Королевства Польского. Государственные преступления, а также преступные деяния государственных чиновников рассматривались Верховным судом Польши, в состав которого входили все члены Сената.

Последствия принятия Конституции


Одним из ключевых событий в Российской империи при Александре 1 стало предоставление конституции Польше в 1815 году. Такой шаг стал последствием Наполеоновских войн и Венского конгресса. Польское государство исчезло с карты мира в конце XVIII века, после третьего раздела Речи Посполитой в 1795 году. В 1807 году, согласно Тильзитскому миру, было создано герцогство Варшавское, которое просуществовало до 1815 года.

Предыстория

Территория Великого герцогства Варшавского была поделена между Российской империей, Пруссией и Австрией. В состав России 3 мая 1815 года вошла большая часть под названием Царства Польского.

Царство Польское

Рис. 1. Царство Польское.

Площадь Царства Польского составила 127 тыс. кв. м., а население — 2,5 млн человек. В административном отношении оно делилось на несколько воеводств:

  • Мазовецкое;
  • Калишское;
  • Краковское;
  • Сандомирское;
  • Августовское;
  • Плоцкое;
  • Люблинское;
  • Подлясское.

На территории этого государства проживали не только поляки, но и евреи, немцы, украинцы, литовцы и белорусы. Средний уровень его развития по всем показателям (промышленность, торговля, сельское хозяйство, грамотность населения) превосходил соседние губернии Российской империи.

Датой принятия конституции стало 20 июня 1815 года. Её введение сопровождалось визитом императора Александра I в Варшаву в конце 1815 года. Он подписал свод законов 15 ноября 1815 года, и на тот момент конституция стала одной из наиболее либеральных в Европе.

Причиной такого шага Александра I можно считать его желание завоевать симпатии польского общества, всё-таки часть его представителей воевали против России в 1812–1813 годах. Конституция вступила в силу в 1816 году, и тогда же был открыт Варшавский университет и другие учебные заведения. Подобный опыт ранее был опробован им в Великом княжестве Финляндском.

Александр I

Рис. 2. Александр I.

Особенности конституции

Монархом Царства Польского, согласно документам, был Александр I на правах наследования, то есть предполагалось, что после его смерти польский престол достанется его сыну. Так и произошло в 1829 году, когда в Варшаве были коронованы Николай I с его супругой Александрой Фёдоровной. Представителем императора в Царстве Польском был наместник, однако все должности должны были замещаться только поляками без участия представителей других народов. В первую очередь это касалось евреев и немцев.

Какие права были дарованы жителям по польской конституции 1815 года лучше всего представить в таблицы:

Католичество становилось предметом особого попечения

Печать и свобода личности, хотя цензура имела место

Андреевский флаг с белым польским орлом в верхнем левом углу

  • Сейм, который состоял из сената и представителей общин. Созывался раз в два года на 30 дней.
  • Государственный совет.
  • Пять министерств: культов и народного просвещения, юстиции, внутренних дел, военное, государственных доходов

Ликвидация Царства Польского как отдельного государства и переход к управлению через наместников относится к правлению императора Николая I в 1832 году, то есть после подавления польского восстания в 1830–1831 годах. Отмена конституции также произошла в 1832 году.

Конституция Царства Польского

Рис. 3. Конституция Царства Польского.

Что мы узнали?

Кратко дарование конституции Царству Польскому изучают в школьном курсе истории 8 и 10 классов. Следует запомнить, кто даровал конституцию полякам: этим человеком стал либерально настроенный император Александр I. Значение её в том, что это был уникальный опыт в истории Российской империи.

В 1815 г. Царство Польское получило свою конституцию. Ее даровал российский император Александр I. Обнародование состоялось 20.06.1815 г. Польская конституция действовала до восстания в 1830 г. Ее отмена произошла по решению императора Николая I в 1832 г.

Ключевые положения

Решениями Венского конгресса часть Варшавского герцогства была передана в состав Российской империи под контроль императора Александра I. Эти земли получили название Царства Польского. Российский монарх вскоре принимает решение даровать Царству Конституцию, согласно которой на этой территории вводились в действие принципы наследственной монархии, связанной с империей. Указом монарха назначался наместник из числа польского населения. Исключением могли быть наместники из состава членов Императорского Дома.

1815. Дарование Александром I Царству Польскому Конституции

Поскольку большинство населения в Царстве Польском исповедовало католицизм, то эта религия оказывалась под особым попечением российской власти. Однако это одновременно исключало возможность притеснений лиц другого вероисповедания.

В конституции присутствовали статьи, которые гарантировали свободу печати в государстве, а законом планировалось конкретизировать способы недопущения злоупотребления данным правом. Особое внимание было уделено свободе личности, а польскому языку отводилась роль главного при ведении административных дел, судопроизводства, в войсках и т.д. При этом замещение должностей могло быть только из числа населения польской национальности.

В отдельной статье Конституции определялся титул наследников престола Царства польского – Цари Польские. Они короновались в соответствии с особым обрядом в столице с дачей соответствующей клятвой. Данная норма была ликвидирована Николаем I – коронованным Царем Польским. Для всех королевских решений предусматривалось скрепление документов министерской подписью. Именно министр был ответственным за все решения и их исполнение, что предписано соответствующими распоряжениями и постановлениями.

Конституцией учреждался особый орган – Государственный совет, принимающий непосредственное участие в процессе принятия важнейших решений наместником.

Реализация законодательной и судебной власти

Реализация законодательной и судебной власти

Функции законодательной ветви власти должны были осуществляться королем и двумя палатами. При этом созыв Сейма осуществлялся раз за 2 года. Время его работы составляло 30 дней. Король имел право распустить сейм, отсрочить его заседания или созвать сейм в чрезвычайном порядке. Членам сейма в ходе заседаний предоставлялась неприкосновенность. Законодательная инициатива концентрировалась королем в своих руках. Он получал прошения через госсовет. Сейм наделялся правом утверждения бюджета на период до 4 лет.

Обе палаты заседали в публичном порядке, но мог вводиться секретный режим по требованию 1/10 членов. Санкционирование законов производилось королем, который и назначал сенаторов на пожизненной основе. Посольскую избу формировали 77 послов. Они выбирались шляхетскими сеймиками от поветов. От гмин (общин) избирался 51 депутат. Срок полномочий – 5 лет у послов и 6 лет у депутатов. Отдельно конституция регулировала вопросы избрания и деятельности сеймиков и нешляхетских собраний общин.

В соответствии с Конституцией правосудие характеризовалось независимостью. Судьи были назначаемыми королевской властью и выборными. Они отличались несменяемостью, кроме вынесения судебного приговора по смещению. Если совершались госпреступления или преступниками оказывались сановники государства, то их судили сеймовым судом, в состав которого входили все члены сената.

Читайте также: