Образ христа в библии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Здравствуйте, Иван. Что скажете?
С уважением, Марк.

Дорогой Марк! На возражения господина Беленкина надо отвечать по пунктам. Я сейчас остановлюсь только на Боге. Здесь возможны два варианта. Либо Бог существует, либо Бог не существует. Надо спросить господина Беленкина, является ли он материалистом или атеистом. Если он признает себя материалистом и атеистом, тогда надо спросить, откуда у него нравственный пафос? И т.д. в том же роде. Но вряд ли это что-либо прояснит. Мне кажется за обличительным пафосом господина Беленкина стоит какое-то глубокое личное переживание.
С уважением
Иван

Спасибо, Иван, Вы совершенно в точку попали, именно личное переживание.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Нет ничего удивительного, что Учитель, наставления Которого изобиловали образными формами, Который называл Себя дверью овцам ( Ин. 10:7 ) и хлебом жизни ( Ин. 6:35 ), Который проводил яркое служение, проповедуя и совершая чудеса, оставил множество образов Своей жизни и Своего служения.

За многие годы созданы образы Иисуса, подчеркивающие какой-то один аспект Его служения в ущерб другим или, как, например, образы мага или революционера, искажающие образ Иисуса в канонических евангелиях. Другие образы – мистика, нравственного примера, социального реформатора, импульсивного оратора, предпринимателя, коммивояжера – выводятся из отдельных сторон Его служения или привязываются к нему в таком смысле, который принижает и искажает сущность Его личности. Третья группа образов – безумца, мошенника, обманщика, оппортуниста, сектанта – намеренно уничижительна и не находит никаких оснований в евангелиях и в исторических исследованиях.

Здесь мы рассмотрим богатую палитру образов, показанных в евангелиях и в других частях Нового Завета, основываясь на канонических Писаниях в целом. Ни один отдельно взятый образ Иисуса не может вместить в себя весь калейдоскоп образов, содержащихся в библейской литературе. Да к этому и не надо стремиться, ибо многогранные образы обретают силу в разнообразии и в том свете, который они проливают друг на друга. Эти образы, одни из которых исходят от Самого Иисуса, а другие выведены ранней церковью из фактов Его жизни и истории Израиля, доказали свою значимость как действенного средства для понимания служения и личности Иисуса.

Образы человечности. В Новом Завете Иисус предстает вполне человечным. Начиная с образа воплощения и кончая неустанным служением простым людям и их исцелениями, Его жизнь отмечена тесной связью с человечеством. Ничто, пожалуй, не напоминает нам об этом лучше, чем взгляд на Иисуса глазами Его хулителей, будь то в Галилее, Иерусалиме или в родном городе Назарете. Иисуса называли богохульником ( Мф. 9:3 ; Мк. 2:7 ; Лк. 5:21 ), обманщиком Израиля ( Мф. 27:63 ), одержимым бесом ( Ин. 7:20 ) или посланцем царства Веельзевула ( Мф. 12:24 ; Мк. 3:22 ). Его объявляли также безумным ( Ин. 10:20 ), злодеем ( Ин. 18:30 ) и совратителем народа Израиля ( Лк. 23:2 ). Его обвиняли в лжесвидетельстве ( Ин. 8:13 ) и в попытках убедить народ не платить подати ( Лк. 23:2 ). За общение с грешниками Его называли обжорой и пьяницей ( Лк. 7:34 ). Наконец, в собственном родном городе Его отвергли как сына плотника ( Мф. 13:54–57 ).

С сильным воплем и со слезами ( Евр. 5:7 ). Человечность Иисуса ясно просматривается в Его эмоциональных переживаниях. В служении Иисуса выражается полная гамма человеческих эмоций и психологических состояний: Он испытывает голод в пустыне ( Мф. 4:2, 21:18 ); гневается на ожесточение сердец ( Мк. 3:5 ); чувствует глубокую жалость к изнуренным и беспомощным толпам народа ( Мф. 9:36, 14:14 ; Евр. 4:15 ); плачет у гроба Лазаря ( Ин. 11:35 ; ср. Евр. 5:7 ); приходит в негодование, когда к Нему не допускают детей ( Мк. 10:14 ); радуется духом ( Лк. 10:21 ; ср. Ин. 15:11, 16:24, 17:13 ); любит друзей и учеников ( Ин. 11:3, 20:2 ); удивляется вере сотника ( Мф. 8:10 ); глубоко вздыхает, когда Его искушают фарисеи ( Мк. 8:12 ), и устав от пути, просит воды ( Ин. 4:6–7 ; ср. Ин. 19:28 ).

Беженец, странник, отверженный. Первые месяцы Своей жизни Иисус провел беженцем, так как Его родителям пришлось бежать в Египет ( Мф. 2:13–15 ). Будучи взрослым, Он испытал изгнание из родного города ( Лк. 4:29 ) и презрительное к Себе отношение со стороны лицемерного общества. Он нес позорное пятно чужака еще до окончательного отвержения при распятии. Он жил странником ( Мф. 8:20 ), говорил на языке простого народа, занимался с отцом простым ремеслом мастерового и плотника ( Мк. 6:3 ) и, вероятно, подвергался постыдным обвинениям как незаконнорожденный ребенок ( Ин. 8:41 ).

Полемист. Полемист – один из самых распространенных образов Иисуса в евангелиях. Куда бы Он ни шел, за Ним как будто бы по пятам следовала полемика. Чаще всего в полемику с Ним вступали книжники и фарисеи, оспаривавшие Его слова и дела и пытавшиеся поймать Его на оплошности, дабы унизить Его. Иисус демонстрировал мудрость и находчивость, которые ставили в тупик Его противников и приводили в восторг простых наблюдателей со стороны. Он говорил властно, искусно овладевал ситуацией и никогда не уходил, не сделав какого-либо тонкого замечания, не заложив интеллектуальную бомбу замедленного действия, родившуюся у Него в голове. Темы дискуссий касались важнейших для Израиля вопросов: соблюдения субботы ( Мк. 2:23–28 ), допустимости развода ( Мк. 10:2–9 ), подлинной природы чистоты ( Мк. 7:1–8 ), сути закона ( Мк. 12:28–34 ), власти прощать грехи ( Мк. 2:1–12 ), необходимости поста ( Мк. 2:18–22 ), уплаты подати кесарю ( Мк. 12:13–17 ), природы воскресения ( Мк. 12:18–27 ) и будущего Израиля ( Мк. 12:1–12 ). Эти вопросы подводили к сути понимания подлинного Израиля, и книжников и фарисеев, стоявших обычно в центре дискуссий, они глубоко интересовали. Но конфликт Иисуса с этими религиозными лидерами, равно как с саддукеями и священниками, развивался параллельно Его конфликту с бесами и сатаной, и сюжетная линия обоих этих конфликтов продолжилась в обсуждениях в синедрионе, у Пилата и в смерти Иисуса на кресте. Полемист Иисус доказал Свою правоту воскресением и – в более отдаленном от времени евангелий будущем – фактом разрушения Иерусалима в 70 г. по Р. Х. (напр., Лк. 19:43, 21:20 ).

Это служит вполне естественной предпосылкой новозаветного образа усыновления. Принадлежность к определенной семье как основополагающему средству обеспечения социальной, религиозной, экономической и политической безопасности или переход из одной семьи в другую имели решающее значение в жизни человека. В Новом Завете образ усыновления показан действенным средством Божьего благословения людей ( Рим. 8:23, 9:4 ) с важным прецедентом в истории Израиля, когда Яхве усыновил народ. Верующие входят в Божью семью через усыновление, и к этому счастливому событию внимание на литургическом языке привлекается в Еф. 1:5 . Верующие усыновляются в силу их союза со Христом, Сыном Божьим.

Образы освобождения и спасения. Делами, образы которых напоминают исход, Иисус освободил Свой народ от всякой зависимости. В одних образах подразумевается неразрывная связь Иисуса с Израилем. В других Иисус ассоциируется с Моисеем или с Богом. Хотя общим фоном образа Иисуса как Освободителя служат образы истории спасения Израиля, Его дела по освобождению Израиля и язычников выходят за рамки того, чего можно было бы ожидать на основании Ветхого Завета.

Спаситель. В современном христианском языке слово Спаситель – почти Синоним Иисуса. Поэтому может показаться удивительным, что, строго говоря, слово Спаситель (греч. soter) в Новом Завете встречается всего двадцать четыре раза, из которых в восьми случаях относится к Богу и в шестнадцати – к Иисусу Христу. В евангелиях Иисус назван Спасителем только однажды, при Его рождении ( Лк. 2:11 ).

В посланиях Павла слово Спаситель относится к Иисусу (а не к Богу) в шести случаях из двенадцати, и, за исключением двух мест ( Еф. 5:23 ; Флп. 3:20 ), оно употребляется только в пастырских посланиях. Но эта статистика не раскрывает вопрос полностью, ибо слова спасение (soteria) и спасти (sozo) используются в Новом Завете гораздо чаще и во многих случаях применительно к Иисусу. Образ Иисуса как Спасителя разработан в Новом Завете достаточно хорошо и вовлекает в свою орбиту многие тексты.

Поглощена смерть победою.

Смерть! где твое жало?

В Послании к евреям Иисус отождествляется со священником. Будучи безгрешным, Он не нуждается в принесении жертвы за Себя, а только за народ. И Он приносит в жертву не козлов и тельцов, но Себя Самого, Свое Тело и Свою Кровь ( Евр. 9:12, 14, 26, 10:10 ). Эта жертва, в отличие от многократных приношений в Ветхом Завете, предложена раз и навсегда ( Евр. 9:26, 10:10, 12 ). В этих образах Послания к евреям достигает апогея новозаветная тенденция связывать с Иисусом и Его служением основные ветхозаветные образы жертвоприношений. Помимо образов первосвященника и жертвенного агнца, крест ассоциируется также с жертвенником ( Евр. 13:10–12 ). В Евреям крест Христа представлен жертвенником, на который принесена Кровь Иисуса, а Он Сам показан Первосвященником, приносящим жертву. В этом жертвеннике сливаются все библейские образы жертвенников одному истинному Богу. Иисус становится олицетворением нового завета, места жертвоприношения.

Образы заботы, обеспечения и питания. Ряд образов в повествовательных местах или в метафорах, относящихся к Его личности, можно объединить в рамках темы обеспечения Иисусом потребностей людей. С благословением и заботой ассоциируется сама Его природа, и этот факт богато проиллюстрирован примерами насыщения четырех тысяч и пяти тысяч, воскрешения Лазаря и исцеления прокаженных, хромых, глухих и слепых. В евангелиях представлена целая мозаика образов Иисуса как чудесного Попечителя. Его собственное определение Себя как врача ( Мф. 9:12 ; Лк. 4:23 ) указывает на центральное положение исцелений во всем Его служении. Многие образы обеспечения предметами необходимости и питанием играют первостепенную и даже основополагающую роль, ибо в Иисусе находят выражение образы, относящиеся к нашим основным потребностям: пище, воде, свету, жизни .

Образы трансцендентности. Божественность Иисуса либо прямо раскрывается, либо подразумевается в нескольких новозаветных образах. Следует иметь в виду, что трансцендентная природа Христа показана в важнейших эпизодах евангельских рассказов, три из которых занимают центральное место во всех трех синоптических евангелиях: глас с небес при Его крещении ( Мф. 3:13–17 ; Мк. 1:9–11 ; Лк. 3:21–22 ), преображение и второй глас с небес ( Мф. 17:1–9 ; Мк. 9:2–8 ; Лк. 9:28–36 ) и события, связанные с Его смертью и воскресением (напр., Мк. 15:38–39, 16:1–8 ).

Премудрость и Слово Бога. С Божественной мудростью Иисус связывает Себя в нескольких местах синоптических евангелий, и дальнейшее развитие эта тема получает в четвертом евангелии и в посланиях. Образ основывается на иудейском предании о персонифицированной Божьей мудрости, берущем начало в Притч. 8 , где Премудрость взывает к человеку и говорит о себе как о сотворенной Богом с самого начала ( Притч. 8:22 ), как о художнице, бывшей при Нем во время сотворения мира ( Притч. 8:30–31 ). Этот мотив находит выражение и в последующей еврейской литературе мудрости, в частности, в Премудрости Соломона и в Книге Сираха, а затем появляется в Новом Завете. В апокрифических книгах тема раскрывается с помощью образов Премудрости, находившейся рядом с Богом, принимавшей активное участие в процессе сотворения и обитавшей в Израиле (мотив, тесно связанный с получением закона у горы Синай).

Иисус мастерски владел разговорным языком и искусством риторики, придавал Своим притчам, афоризмам и даже речам такую форму, которая привлекала внимание учеников и широкого круга слушателей. Он был проницательным и умелым полемистом, подавлявшим оппонентов Своей мудростью и разбивавшим их аргументацию. Поводом для учения могли быть возникавшие у слушателей вопросы, происходившие события и совершавшиеся чудеса, а трапезы стали символическим временем предложения Божьего прощения внешним.

Заключение. Диапазон ветхозаветных тем и образов, соединившихся в Иисусе, нашел выражение в словах Ф. Брюса:

В Иисусе обетование исполнилось, завет подтвердился, спасение приблизилось, священная история достигла кульминационного пункта, совершенная жертва была принесена и принята, Первосвященник занял в доме Божьем место одесную Бога, был воздвигнут Пророк, подобный Моисею, воцарился Сын Давидов, открылось Царство Божье, Сын Человеческий получил власть от Ветхого днями, Раб Господень принял смерть за преступления Своего народа и понес на Себе грехи многих, увидел свет после тяжелого труда Своей души и теперь возвысился и превознесся на небесах (Bruce, 21).

Библиография: R. J. Bauckham, The Theology of the Book of Revelation (Cambridge: Cambridge University Press, 1993);

F.F. Bruce, The New Testament Development of Old Testament Themes (Grand Rapids: Eerdmans, 1968);

R.A. Burridge, Four Gospels, One Jesus? A Symbolie Reading (Grand Rapids: Eerdmans, 1994);

T. Longman III and D.G.Reid, God Is a Warrior (Grand Rapids: Zondervan, 1995);

M. Magdalene, Jesus: Man of Prayer (Downers Grove, IL: InterVarsity Press, 1987);

D. Mohline and J.Mohline, Emotional Wholeness: Connecting with the Emotions of Jesus (Shippensburg, PA: Treasure House, 1997);

B. Witherington III, Jesus the Sage (Minneapolis: Fortress, 1994);

C. J. H. Wright, Knowing Jesus Through the Old Testament (Downers Grove, IL: InterVarsity Press, 1992).

Сегодня православному человеку все сложнее разобраться в самом себе, осознать свою личность, понять, в чем его истинные склонности. Все это связано с манипулятивным воздействием современной жизни ― обращению к эмоциям, низменным чувствам окружает со всех сторон. Как следствие, в личности происходит некритическое восприятие внушаемых установок, достижение ложного состояния при котором зло встает на место добра. Для того, чтоб этого не происходило, нужно понимать, что человек несет в себе Образ Бога и подробнее узнать об этом в учениях Отцов Церкви.


Содержание:

Отличительным признаком книг Священного Писания является их богодухновенность (2 Тим. 3:16). Поэтому Священное Писание имеет две стороны — Божественную и человеческую. Божественная сторона состоит в том, что Священное Писание заключает в себе Богооткровенную Истину. Сторона человеческая в том, что вечная Истина выражена на языке людей древней эпохи, имеющих свою культуру и представления о мире.



Человек по свидетельству Ветхого Завета может быть проводником воли Бога, в виде глашатая Заповедей (Моисей), пророка, возвещающего Глас Божий (Исайя), или пророка ― толкователя снов (Даниил). Иными словами, человек, имея образ Божий, способен быть носителем Божественных свойств, обладать дарами пророчества, ведения будущего, знания Божественных истин.


Ветхозаветная традиция, древнееврейские толкования и сам метод мышления резко отделяли восприятие Бога от любых доступных человеку форм познания или ассоциаций


Причем, идеала, заданного через христианскую перспективу развития человека, ее начало, жизненный путь, требуемый от человека и его завершение в вечности. Начало ― это Адам, первозданный человек, итог завершения развития человека ― Богочеловек Иисус Христос. Господь открыл величайшую из тайн бытия человечеству через книгу Бытия, и человек и люди в целом появились не случайно, не в ходе эволюции, но вследствие дарования Богом Своего образа человеку через Божественную ипостась Иисуса Христа.


В греховном же состоянии, противоречащем изначальному замыслу Бога о человеке, человек, отпадший от Бога, становится бессильным в управлении душой, и она полностью переходит в подчинение телу


Данная богословская позиция, вероятно, опиралась на нижеследующие фрагменты из текста книги Второзакония:

А под изображением в третьем фрагменте понимается именно изваяние, как визуально воспринимаемый и физически осязаемый объект потенциального поклонения, или же природное явление (в виде звездного неба и планет), как также визуально воспринимаемый, хотя физически и неосязаемый объект культового служения.

Образ Божий задает каждому своеобразную, но вполне определенную направленность бытия, в максимальной степени способствующую совершенствованию, благодаря чему человек находит смысл своей жизни. Помимо этого, каждый человек несет личную ответственность за все, что происходит в сотворенном мире, он является своего рода руководителем бытия, поскольку Первообраз его, Иисус Христос ― Глава и Спаситель всего сотворенного мира. Он привел в бытие человека по образу Своему, как будто бы все творение было специально составлено к пользе человека.

Святые Отцы Церкви считали, что обязательное условие для совершенствования личности человека ― его одновременная сопричастность Божественной природе, определяемая наличием в человеке образа Божия и способности к Богообщению и жизни по заповедям Бога. Такая связь онтологии и этики указывает на уникальную сущность человека, явленную в Ветхом Завете. Состоящий из души и тела, человек уже в Ветхом Завете стал занимать центральное положение в творении, объединяя в себе дух и материю, являя собой сознательное индивидуальное бытие во времени, наделенное свободой, разумом и имеющего как образ Божий, так и Божественное Слово, получаемое через пророков.

В результате общения в Ветхом Завете человека с Богом сжигалась скверна падшей души и укреплялся храм души ― тело. Это доказывает, что свойства Бога, определяемые в человеке наличием образа Божия, являются реальными носителями совести, превращенными жизнью в личные убеждения. Целостность человеческой природы, выявляется в соподчинении духовной, душевной и телесной сфер, где дух управляет плотью.

В изначальном тварном состоянии человека до грехопадения, он управлялся душой по образу Божию, которая обеспечивала жизнь тела. В греховном же состоянии, противоречащем изначальному замыслу Бога о человеке, человек, отпадший от Бога, становится бессильным в управлении душой, и она полностью переходит в подчинение телу.




Святой Дух свидетельствует в Евангелиях о появлении в мире Бога Сына, уничтожая в сознании людей непреодолимый барьер между Божеством и его сущностью, и естественной природой человека, которая обретает в итоге явленного воплощения Бога в тварную природу Божественные характеристики ― бессмертие, вечность, неподверженность тлению.

Кроме этого, человек, видя Боговоплощение Иисуса Христа, получал очевидную возможность Богопознания и Богообщения. Новозаветные люди увидели живой образ Сына Бога во плоти. Они могли свободно говорить с Ним, воспринимать Его образ и стремиться к уподоблению Господу Иисусу Христу, спорить с Ним или соглашаться, любить Его и этой любовью к Нему изменять свой собственный внутренний мир, возрастая духовно, усыновляясь Богу.


Апостол Павел прямо свидетельствует о Божественной сущности Иисуса Христа как носителя образа Бога невидимого


Святые Отцы Церкви успешно развили это направление мысли, общее для Ветхого и Нового Заветов, объединяя Новозаветное учение об Иисусе Христе как образе Бога невидимого и Ветхозаветный акт сотворения человека по образу Божию. Они утверждали, что Господь Иисус Христос представляет Собой образ Божий, а человек ― образ Христов; иными словами, что человек есть образ Образа, подтверждая мысль апостола Павла.


Апостол Павел указывает, на то, что если человеку нужно обрести присущий своему естеству изначальный образ, ему необходимо носить в себе образ Христа, ибо Иисус Христос есть образ Бога Отца, являющийся, как учат Святые Отцы Церкви, Второй Ипостасью Бога Троицы


• древний, неизменный со времен Адама;

• изношенный, израсходованный в похотях;

• погрязший в грехе, но и грешащий и поныне.

Люди, первородным грехом нарушившие изначальную природу, данную им Богом, и ныне, в своей грешной жизни, постоянно искажают подлинный, первозданный образ Бога вследствие плотских похотей, морального разложения и склонности к физиологическим наслаждениям и извращениям.

Апостол Павел указывает, на то, что если человеку нужно обрести присущий своему естеству изначальный образ, ему необходимо носить в себе образ Христа, ибо Иисус Христос есть образ Бога Отца, являющийся, как учат Святые Отцы Церкви, Второй Ипостасью Бога Троицы.

Данный вывод из Священного Писания подтверждается нижеследующими фрагментами текстов Посланий апостола Павла:

Апостол Павел прямо свидетельствует о Божественной сущности Иисуса Христа как носителя образа Бога невидимого:

Господь Иисус Христос есть образ Божий и одновременно Богочеловек. И в человечности Его, равно как и в божественных свойствах, проявляется многообразие его образа Божия. В Иисусе Христе Нового Завета воссоединяется природа Божественная и природа человеческая в событии Боговоплощения, благодаря чему подробно раскрываются качества, присущие человеческому бытию и Божественные свойства новозаветного человека и его душевной структуры личности.



Павел Сизинцев

[1] Лоргус А.. прот. Православная антропология. ― М., 2003. ― С. 166.

[2] Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. В 12 томах. Т.11. Кн.1. ― СПб.: Издательство Санкт-Петербургской духовной академии, 1895-1906. ― С. 26.

[3] Лосский В. Н. Богословское понятие человеческой личности // По образу и подобию. ― М.: Издание Свято-Владимирского братства, 1995. ― С. 120.

[4] Лосский В. Н. Богословское понятие человеческой личности // По образу и подобию. ― М.: Издание Свято-Владимирского братства, 1995. ― С. 122.

[5] Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского. Плоть и дух. Т.1. ― СПб., 1875. ― Репринт, Псков, 1994. ― С. 125.

[6] Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского. Сокровище духовное, от мира собираемое. Т.4. ― СПб., 1875. ― Репринт, Псков, 1994. ― С. 239.

[7] Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского. Об истинном христианстве. Т.3. ― СПб., 1875. ― Репринт, Псков, 1994. ― С. 97.

[8] Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. ― М., 1885. ― С. 173.

[9] Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского. Об истинном христианстве. Т.3. ― СПб., 1875. ― Репринт, Псков, 1994. ― С. 101.

[10] Пространный Православный Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. ― СПб.: Синодальная типография, 1823. ― С. 10.

[11] Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. В 12 томах. Т.11. Кн.2. ― СПб.: Издательство Санкт-Петербургской духовной академии, 1895-1906. ― С. 115.

[12] Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. В 12 томах. Т.11. Кн.1. ― СПб.: Издательство Санкт-Петербургской духовной академии, 1895-1906. ― С. 107.

[13]Василий Великий, свт. Против Евномия // Творения. ― Сергиев Посад: Издательство Троице - Сергиевой Лавры,1900. ― С. 134.

[14] Анастасий Синаит, прп. Избранные творения. ― М.: Паломник, 2003. ― С. 79.

Священное Писание и Священное Предание, хранимые Церковью, содержат многочисленные наименования Господа Иисуса Христа, с разных сторон раскрывающие Его свойства и действия. Главные из них:

Иису́с (Ἰησοῦς) (греч. от евр. Йешу́а (ישוע), состоит из корней имени Божия Иегова (Яхве) и слова шуа - "спасение") - имя это было наречено по слову Архангела Гавриила (Лк. 1:31) когда Господь родился на земле как человек. Имя это толкуется как "Божья помощь", "Бог спасает" или "Бог-Спаситель" и указывает на цель Боговоплощения - спасти людей. Отсюда и другое широко употребимое наименование Иисуса Христа - Спаси́тель или Спас (греч. Σωτήρ).

Христо́с (Χριστός), также Месси́я (Μεσσίας) (греч. от евр. Маши́ах (מָשִׁיחַ), "Помазанник") - так назвали Господа пророки до Его пришествия на землю, так исповедовали Его апостолы после пришествия. Это наименование указывает на помазание священным миром, через которое подаются дары благодати Святого Духа, и издавна усваивалось пророкам, первосвященникам и царям. Иисус называется Помазанником потому, что Его человеческой природе в высочайшей степени даны свойства этих трёх служений - ведение Пророка, святость Первосвященника и могущество Царя.

Сын Бо́жий (греч. Υἱὸς Θεοῦ) - Своим Сыном называл Христа Сам Бог Отец (Пс. 2:7, Мф. 3:17, Мф. 17:5, Лк. 3:22). По Своему Божеству, как Вторая Ипостась Пресвятой Троицы, Бог Сын предвечно (т. е. вне условий времени) рождается от Бога Отца.

Сло́во (греч. Ло́гос (Λόγος), соотв. евр. Мемра (מימדא)) - апостол Иоанн Богослов так говорит о Божестве Иисуса Христа: "в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог" (Ин. 1:1). Этим именем раскрываются отношения между Богом Сыном и Богом Отцом. О греческой языческой философской нагрузке понятия см. ст. Логос.

Госпо́дь (греч. Ки́риос (Κύριος), соотв. евр. Адонаи́ (אֲדֹנָי, дословно - "Господа мои")) - Бог Слово многократно называется так в Священном Писании Ветхого (Пс. 109:1) и Нового (Лк. 2:11) Заветов. Имя Господь - одно из имён Божиих, и указывает на Божество Христа. Подробнее см. ст. Адонаи.

Спас Вседержитель. Икона сер. VI в. Синайский Екатерининский монастырь
Спас Вседержитель. Икона сер. VI в. Синайский Екатерининский монастырь

Ипостась и природы

По Божеству Он - Вторая Ипостась Пресвятой Троицы, предвечно (т. е. вне условий времени) рождающийся от Бога Отца. Он Единороден - то есть единственный Бог Сын рождённый от Бога Отца (Ин. 1:14). Как рождённый, а не сотворённый, Он Единосущен Богу Отцу и Богу Святому Духу - то есть обладает такой же Божественной природой как и две другие Ипостаси Троицы. Он Неразлучен от Бога Отца как Свет-луч от Света-источника, как Слово от Мысли или Ума. Как Слово являет Мысль, Сын являет Отца.

По человечеству Он - Сын Человеческий, родившийся от Приснодевы Марии из рода царя Давида и праотца Авраама; Муж скорбей, страдавший и умерший на Кресте; Первенец из мёртвых, воскресший на третий день. В воплощении Бог Слово принял полноту человеческого естества, включая и тело и душу, оставшись чужд только греху. С самого зачатия в утробе Преблагословенной Марии Он стал Единосущен всем людям, но Его человеческая природа не повреждена, а пронизана Божеством и преображена.

Как Богочеловек Иисус Христос одновременно является совершенным Богом и совершенным человеком. Два естества соединены в Его единой Ипостаси "неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно". Это значит, что ни Божественная, ни человеческая природа, в результате соединения, не претерпела ни малейшего изменения; они не слились и не образовали новой природы; никогда не разделятся. Иисус Христос обладает и двумя волями: Божественной и человеческой. При этом Его человеческая воля во всём согласна с Божественной.

Спас Вседержитель. Мозаика 2-й пол. XI в., Успенский храм Дафнийского монастыря близ Афин
Спас Вседержитель. Мозаика 2-й пол. XI в., Успенский храм Дафнийского монастыря близ Афин

Спаситель в истории мира

В начале

Бог Сын совечен Богу Отцу и Богу Святому Духу, и есть изначально, прежде сотворения времени. На предвечном совете Пресвятой Троицы, при составлении замыла о творении и спасении человечества, Он согласился пойти на воплощение и искупительный подвиг (Евр. 10:5-7; Еф. 1:4; 1 Пет. 1:20). При сотворении мира всё существующее было создано Единым Богом-Творцом, Пресвятой Троицей, причём Отец действовал через Сына в Духе. Поэтому о Христе говорится что "всё через Него начало быть" (Ин. 1:3), "всё Им и для Него создано" (Кол. 1:16).

Ветхозаветная эпоха

Через постепенные откровения, пророчества и прообразования Бог повторял людям Своё обещание и сообщал признаки, по которым они могли узнать Спасителя. Так, обетование о Спасителе повторялось праотцу Аврааму (Быт. 22:18) и царю Давиду (2 Цар. 7:12-13) - предкам Христа по плоти. Среди многочисленных ветхозаветных пророчеств о Христе, наиболее ясные и подробные были даны через пророков Давида и Исаию, отчего Псалтирь остаётся наиболее употребимой в богослужении Церкви, а Исаия именуется "ветхозаветным Евангелистом". Прообразами Христа были как люди - такие как царь-священник Мелхиседек, патриарх Иосиф Прекрасный, пророк Моисей Боговидец и многострадальный праведник Иов, - так и существа и предметы, начиная с пасхального агнца, манны небесной и медного змея. Наконец, люди ветхозаветной эпохи многократно удостаивались Богоявлений (теофаний), в которых Бог являлся миру в различных обличьях - чаще всего в виде ангела или мужа. Именно Бог Сын в Божественном Домостроительстве есть Бог Откровения, поэтому все ветхозаветные явления Божии были явлениями Второй Ипостаси.

Благодаря Божию Промыслу, спасительная вера в грядущего Спасителя неизменно сохранялась у евреев. Однако до Христова пришествия продолжал действовать закон греха, по которому люди были неспособны принять дары возрождающей Божией благодати и неизменно попадали по смерти в ад.

Распятие Господне. Икона 1-й пол. XIV в., Константинополь. Собр. Византийского и христианского музея Афин
Распятие Господне. Икона 1-й пол. XIV в., Константинополь. Собр. Византийского и христианского музея Афин

Первое пришествие

Ветхозаветный период истории мира завершился когда обещанный Христос Спаситель наконец был послан Отцом, "сошёл с небес" (Ин. 3:13) и пришёл на землю как человек. Целью этого Первого пришествия Христова было спасти человечество от греха, проклятия и смерти. Для этого Сын Божий воплотился от Святого Духа и Приснодевы Марии, и вочеловечился - то есть принял человеческие тело и душу. Соединив в Себе естества Божие и человеческое, Богочеловек Иисус Христос стал Новым Адамом - родоначальником нового, обоженного человечества. Его рождение по плоти совершилось около 5 года до н. э., в царствование императора Октавиана Августа, в покорённой римлянами Иудее, в городе Вифлееме, в пещере предназначенной для стойла скота. Так Иисус Христос "уничижил Себя Самого, приняв образ раба" (Флп. 2:7).

Придя в 30-летний возраст, Господь Иисус начал учить. Содержанием Его проповеди было "Евангелие Царствия Божия" (Мк. 1:14) - то есть учение о спасении и блаженстве. Важнейшие наставления Христа сосредоточены в Его Нагорной проповеди (Мф. 5-7). Избрав ближайших учеников - апостолов - Он в полноте явил им откровение Божие Своим словом и примером. Для уверения людей Спаситель сотворил много чудес - обратил воду в вино; исцелял больных, калек и одержимых; питал тысячи людей несколькими хлебами; ходил по воде; словом укрощал бурю; воскрешал мёртвых. Господь обличал ложное учение и беззаконную жизнь многих вождей еврейского народа. Найдя веру в учениках и славу в народе, Он возбудил зависть и ненависть иных старейшин и книжников.

На третьем году Своего общественного служения, перед самой Пасхой, Господь Иисус Христос был предан, осуждён, поруган, распят на Кресте и погребён за стенами Иерусалима. Спаситель добровольно отдал Себя на страдания и смерть. По Его слову: "Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять её. Никто не отнимет её у Меня; но Я Сам отдаю её" (Ин. 10:17-18). Приношением Себя в жертву за всех людей, Он искупил человечество и избавил его от последствий грехопадения. "Наказание мира нашего было на Нём, и ранами Его мы исцелились" (Ис. 53, 5).

Смерть по человечеству не могла умертвить Божество. Пока Его тело покоилось в гробу, душой Спаситель сошёл во ад, чтобы там сковать диавола, проповедовать победу над смертью и вывести в рай ожидавшие Его души праведников. На третий день Господь Иисус Христос воскрес в бессмертном теле, став "первенцем из умерших" (1 Кор. 15:20). В течение сорока дней Он являлся апостолам, продолжая научать их. Затем Он Своим человечеством вознёсся на Небеса и воссел по правую сторону от Отца, так что Его человеческие душа и тело приняли такую же славу, какую Христос имеет по Своему Божеству. Так Сын Божий совершил спасение людей, обожив в Себе человечество и открыв путь в Царство Небесное для всех кто соединиться с Ним в Его Церкви.

Спас во аде. Фрагмент фрески
Спас во аде. Фрагмент фрески "Воскресение Христово" (1316-1321 гг.). Алтарь Спасского храма Константинопольского монастыря Хора (музей Карие)

Новозаветная эпоха

Явление и свершения Божественного Спасителя Иисуса Христа установили Новый Завет Бога с людьми, по которому человечество призвано жить вплоть до Второго пришествия Христова. Вознесясь на небеса, Господь не оставил Своих учеников, но пообещал быть с нами "во все дни до скончания века" (Мф. 28:20). Для всех верующих и последующих Ему, Он устроил новозаветную Церковь, образование которой завершил ниспосланием Святого Духа от Отца на апостолов на десятый день по вознесении. Как Глава, Основание и Жених Церкви (Еф. 1:22, 1 Кор. 3:11, Еф. 5:22-32), Господь освещает, управляет, научает и спасительно действует в ней Своей благодатью. В установленном Христом таинстве Причащения - сердцевине новозаветного богослужения - Он и Первосвященник и Агнец, "приносящий, и приносимый, и приемлющий, и раздаваемый" для приобщения верных к вечной жизни. Так вновь и вновь осуществляются Его слова: "ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную" (Ин. 6:54). Господь также действует через другие таинства, внемлет молитвам, имеет особое присутствие в храмах Божиих и во всяком собрании людей во имя Его (Мф. 18:20). Наконец, Он является людям видимым образом, как это было с первомучеником Стефаном (Деян. 7:55-56) и со многими святыми до наших дней.

Как вездесущий Бог Слово, Господь по прежнему промышляет обо всём мире. Он совершает частный суд над душой каждого человека после его смерти. Имея особое присутствие на небесах, в вечной славе, Он открывается душам праведников: их посмертное блаженство соединено с лицезрением Иисуса Христа. Но окончательный Свой суд о каждом Господь произведёт лишь в конце этого мира.

Спас Нерукотворный. Икона XII в., Новгород. Собр. ГТГ
Спас Нерукотворный. Икона XII в., Новгород. Собр. ГТГ

Второе пришествие

Второе пришествие Христово ознаменует "кончину века" - завершение истории мира, каким мы его знаем. От людей скрыты "времена или сроки" (Деян. 1:7) этого события, но открыты некоторые признаки его приближения: уменьшение веры и любви между людьми, умножение пороков и бедствий, проповедание Евангелия всем народам, обращение ко Христу иудеев, пришествие антихриста (Мф. 24; Рим 11:25-32). Однако, несмотря на известные признаки, "день Господень" грозит прийти "как тать ночью" (2 Пет. 3:10), почему Сын Божий призвал верных к постоянной бдительности. Наиболее подробно, но также и наиболее таинственно, последние судьбы мира описаны в Откровении Иоанна Богослова.

После Страшного Суда наступит вечная жизнь в Царстве Христовом которому никогда не будет конца (Лк. 1:33).

Использованные материалы

Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

Читайте также: