Дворжак композитор биография кратко

Обновлено: 04.07.2024

Антонин Дворжак

Антонин Дворжак

Великий сын чешского народа - так соотечественники с любовью называют Антонина Дворжака - замечательного композитора, одного из основоположников национальной композиторской школы. Он считается одним из самых известных чехов всех времен, так как композиторский талант Дворжака ещё при жизни был по достоинству оценён не только в Европе, но и за океаном. Произведения композитора, в которых он сочетал классические традиции и самобытные черты отечественной музыки, ценили во всём мире, ведь его музыкальная изобретательность настолько богата, насколько неповторима красота его мелодий.

Краткую биографию Антонина Дворжака и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Дворжака

8 сентября 1841 года в небольшой чешской деревушке, находящейся недалеко от знаменитого замка Нелагозевес, родился мальчик, которого все ласково называли Тоничек, потому что нарекли его Антонин Леопольд. Отец малыша Франтишек Дворжак имел трактир, но, кроме этого, он в свободное время с большим удовольствием музицировал на цитре.

место рождения Дворжака

Едва мальчик подрос, отец, следуя семейным традициям, стал привлекать его к своей работе, хотя сын больше тянулся к музыкальным инструментам. Когда Тоничку исполнилось шесть лет, родители определили его в школу, где он учился не только чтению и письму, но и основам музыкальной грамоты. Первым учителем музыки у мальчика был церковный кантор Йозеф Шпиц, под руководством которого Тоничек начал осваивать скрипку, и уже через два года мог не только веселить гостей трактира своего отца, но и исполнять соло во время церковных богослужений.


В девять лет, окончив двухгодичную сельскую школу, мальчика отправили в городок Злоницы для обучения ремеслу мясника. Помимо этого, дядя, приютивший племянника, определил Тоничка для изучения немецкого языка в специальный класс местной школы, в котором преподавал кантор местного костёла Антонин Лиман. Заметив необыкновенные музыкальные способности, учитель стал обучать одарённого юношу игре на фортепиано и органе. Усердно трудясь и разрываясь между работой на бойне и музыкальными занятиями, Антонин в 1856 году получил документ, который свидетельствовал о том, что он может работать подмастерьем. Однако отец, который вместе со всем семейством перебрался на постоянное место жительства в Злоницы, отправил сына для продолжения образования сначала в Чешский Каменец, а затем и в органную школу Праги. Поначалу Антонин мечтал о службе органистом в каком-нибудь костёле, но впоследствии, познакомившись с произведениями великих композиторов, понял, что его предназначение – это творчество. Под руководством преподавателей будущий композитор постигал гармонию, контрапункт, учился построению прелюдий и фуг. Кроме этого, юноша постоянно оттачивал своё мастерство исполнения на скрипке, а затем освоил и альт.

Начало творческой карьеры

Дворжак в юности

Антонин Дворжак с женой

В конце 1873 года Антонин женился на дочери ювелира Анне Чермаковой и чтобы хоть как-то обеспечить быстро разрастающуюся семью, Дворжаку пришлось устроиться органистом в церковь святого Войтеха. Однако финансовое положение, которое всё равно было очень плачевным, заставило композитора обратиться к государственным властям с прошением о назначении ему стипендии, выдаваемой для поддержки бедных, но талантливых поэтов, художников и музыкантов. На суд комиссии, в состав которой входил выдающийся немецкий композитор И. Брамс , Дворжак предоставил две симфонии (№3 и №4), а также некоторые свои камерные произведения. Члены жюри единогласно одобрили кандидатуру Дворжака на получение пособия, которое он затем заслуженно получал в течение пяти лет. Оно давало ему возможность плодотворно творить в трудные для него годы.

Дворжак и Брамс

Годы признания

Дворжак

В 1892 году в жизни композитора начался новый этап, который он провёл в Америке, выполняя в Нью-Йорке обязанности директора Национальной консерватории.

Последние годы

Весной 1895 года Дворжак вместе с семьёй вернулся на родину. С осени он вновь занялся преподавательской деятельностью в Пражской консерватории, а при первой возможности навестил в Вене Брамса. Затем через месяц была ещё одна поездка в австрийскую столицу, там состоялось первое исполнение его девятой симфонии. А далее последний девятый визит в Англию, на премьеру виолончельного концерта. Жизнь Дворжака входила в привычное русло: он занимался со студентами, лето проводил на природе и как обычно много сочинял.


Антонин Дворжак
Дворжак биография

Антонин Дворжак краткая биография
Дворжак биография

Интересные факты о Дворжаке

подпись Дворжака

Творчество Антонина Дворжака

творчество Дворжака

Антонин Дворжак - композитор, который оставил потомкам огромное творческое наследие. Он фактически создавал одно сочинение за другим и постоянно жаловался, что руки не успевают записывать его мысли. Произведения композитора, пленяющие удивительным мелодизмом, основаны на ритмических и интонационных особенностях чешской народной музыки, но в то же время они вобрали в себя элементы венской классики и романтизма. Сочинения Дворжака отличает эмоциональная выразительность, красочность инструментовки, ритмическое и гармоническое разнообразие, а также ясность музыкального мышления. Очень многим произведениям композитора присуща жизнерадостность и юмор, но, кроме этого, они очаровывают необычайно теплой и нежной лирикой.

рукопись Дворжака

Особое место в творчестве Дворжака занимало сочинение камерной музыки, так как именно на ней он оттачивал своё композиторское мастерство. Это струнные трио, квартеты, квинтеты и секстет, фортепианные трио и квинтеты. Кроме этого, у композитора довольно много произведений для фортепиано, а также для скрипки и виолончели в сопровождении фортепиано.

Дворжак и Америка

Когда Дворжака в первый раз пригласили посетить американский континент, он сразу отказался, так как был человеком, который не любил перемену мест. Но вдруг из-за океана пришла телеграмма с приглашением возглавить Национальную консерваторию в Нью-Йорке. Несмотря на то, что отказ от композитора последовал незамедлительно, руководство учебного заведения следом за первым прислало другое послание, в котором предлагало такие финансовые условия, что Дворжак стал задумываться, так как на такие деньги можно было не только выучить детей, но и обеспечить себе старость. В результате он согласился, простился с семьей, пересёк океан и 1 октября 1892 года приступил к своим обязанностям.

Дворжак в Америке

Задача Дворжака состояла не только в том, чтобы правильно организовать работу недавно созданной консерватории и научить студентов мастерству, но и оказать помощь в создании высокохудожественной национальной самобытной музыкальной культуры. Наладить учебный процесс было не сложно, штат был укомплектован из 50-ти опытных преподавателей, а студенты были достаточно дисциплинированными, и некоторые из них обладали незаурядными талантами. Хуже дело обстояло с музыкой, которая должна иметь национальной американский колорит. Дворжак прикладывал много усилий, чтобы разобраться каковы должны быть её истоки. Он заставлял темнокожих студентов петь ему негритянские песни, встречаясь с индейцами, просил изобразить их народную музыку. Композитор думал, какую музыку должен услышать американец, чтобы напоминала ему о родном доме. Однако ответа на этот вопрос Дворжак найти не мог, хотя в газетах началась шумиха о том, что композитор считает основой американской музыки мелодии чёрных рабов.

Личная жизнь Антонина Дворжака

Семья Дворжака

Тем временем младшая сестра Йозефины – Анна подросла и превратилась в прелестную девушку, которая стала оказывать своему учителю особое внимание. Она обладала покладистым характером, имела красивое контральто и прекрасно играла на фортепиано. Такая девушка как нельзя лучше подходила в жёны начинающему композитору. Биография Дворжака гласит, что венчание состоялась 17 ноября 1873 года, а в апреле следующего года у молодой четы на свет появился первенец, которого назвали Отакаром. Семья быстро разрасталась: через год родилась девочка Йозефа, а ещё через год ещё одна дочка – Ружена. Семейную жизнь композитора нельзя было назвать безоблачной. Несмотря на то, что Антонин всё время искал подработку, денег постоянно не хватало, да к тому же постоянно болели дети. И вот в дом Дворжаков ворвалась страшная беда: один за другим умерли все трое их детей. Сначала не стало Йозефы, потом раствором фосфора случайно отравилась Ружена, и через месяц, в том же 1877 году, от кори скончался Отакар. Горю родителей не было предела. Счастье в семью вернулось через год вместе с рождением дочери Отилии, а затем и ещё пятерых детей: Анны, Магдалены, Антонина, Отакара и Алоизии.

Дворжак - биография

В деревушке Нелагозевес, расположившейся на берегу Влтавы, в семье трактирщика родился 8 сентября 1841 года один из основоположников чешской национальной музыкальной классики – Антонин Дворжак.

Краткая биография

Шестилетним он пошел в сельскую школу. Церковный органист (кантор) научил его играть на скрипке, а в девять лет Антонин уже играл в любительском оркестре.

Закончив сельскую школу, юноша переезжает в город Злонице. Под руководством А. Лимана он обучается игре на альте, фортепиано и органе.

В 1857 году Дворжак переехал в Прагу и поступил в Органную школу, где его педагогами были И. Ферстер, И. Звонарж, Ф. Блажек.

По окончании школы в 1860 году работал артистом в Пражском концертном ансамбле, а с 1862 по 1873 год в оркестре оперного театра. О достатке в то время Антонину оставалось только мечтать. Он вынужден был давать уроки не слишком способным барышням из богатых семей, чтобы прокормить семью.

Дворжак также играл на органе в соборе Св. Войтеха в Праге за несколько злотых на месяц. Это было очень скромное и даже полунищенское существование. И все-таки он не оставлял мечты стать профессиональным композитором. Пять лет Дворжак довольствовался государственной стипендией, чтобы заниматься исключительно написанием музыки.

Жизнь и творчество Дворжака

Вторая симфония была написана вскоре после Первой. Это богатое по музыкальному содержанию, но еще не совершенное по форме произведение.

Безусловно, говоря о Дворжаке, никак нельзя не обойти вниманием другого знаменитого чешского композитора Бедржиха Сметану. Слишком много общего в творчестве и судьбе этих композиторов, несмотря на большую разницу в возрасте. В течение десяти лет службы в театре Дворжак постоянно общался со Сметаной. Сметановские оперные первенцы, что стали чешской классикой, и первые симфонии Дворжака создавались в период бурного подъема национального самосознания чешского народа, в первые годы после падения реакционного баховского режима. Дворжак, вне всякого сомнения, продолжал линию Сметаны, подчеркивая, что чешская музыка является музыкой славянского народа и поэтому наиболее прочными следует считать ее связи с музыкальной культурой других славянских народов.

С декабря 1884 года по марте 1885 года композитор сочиняет Седьмую симфонию. Это первая из трех последних симфоний Дворжака, которые благодаря своим высоким художественным достоинствам и ярко выраженному национальному колориту завоевали всемирное признание. Седьмая симфония – мрачная и страстная – отличается краткостью формы и аскетичностью выражения – в ней нет ни одной лишней ноты. В этот период Дворжак перенес ряд тяжелых ударов: смерть троих детей с 1875 по 1877 год, смерть матери в 1882 году.

Восьмая симфония, написанная во второй половине 1889, – одна из лучших. Моменты безудержного, стремительного движения чередуются в ней с мечтательными, лирическими эпизодами триумфа. Это могучий поток прекрасной, изменчивой по настроению, типично дворжаковской музыки. Слава его стремительно растет. Дворжака избирают членом чешской Академии наук и доктором музыки Пражского университета, приглашают на должность профессора Пражской консерватории.

В 1891 году ему было присвоено почетное звание доктора музыки Кембриджского университета и доктора философии Карлова университета в Праге. В том же году он был избран членом Чешской академии наук и искусства и приглашен профессором в Пражскую консерваторию, однако Дворжак стал ее директором только в 1901 году.

Это произведение отличается богатством поэтической фантазии, монументальностью форм, техническим мастерством. Впервые симфония прозвучала 15 декабря 1893 года в нью-йоркском Карнеги-холле.

Симфония № 9 "Из Нового света"

Умер композитор 1 мая 1904 года. Дворжак был очень скромным по натуре, чрезвычайно набожным, любил природу (его пристрастием были голуби, которых он держал в своем летнем доме). Он увлекался локомотивами и пароходами, ритмом жизни больших городов, хотя часто убегал из них в сельскую глушь. Но прежде всего он был композитором. В каком бы жанре Дворжак ни пробовал себя, везде он был индивидуален. Он - наиболее часто исполняемый и самый известный чешский композитор, его изобретательность в музыке очень велика, а красота мелодий – неповторима.

Заключение

Период романтизма - это начало бурного интереса к народному творчеству и фольклору. В это время записываются и публикуются народные песни, сказки, легенды, исследуется народный быт, одежда, творчество. Это сильно сказалось на осознание своего национального “Я”, своей идентичности. В свою очередь, мифические образы, персонажи и сюжеты народных сказок, легенд и преданий проникают в творчество художников того времени: как писателей, так и музыкантов. Так возникают оперы, баллады, симфонические поэмы, рапсодии с народными наигрываниями, мистическими образами, сюжетами… Один из самых “музыкальных сказочников” Романтизма – это чешский композитор Антонин Дворжак (хотя чехи говорят – ДворАк!).

Большая часть его творческого наследия посвящена образам истории и народного творчества чешского народа: от оперы “Русалка” и гуситской увертюры до Славянских танцев и моравских дуэтов. Но самый интересный жанр-симфоническая поэма. Это одночастное симфоническое произведение (подобно, как и часть симфонии), часто посвященное какому-то образу, литературному произведению или герою. Как, например, симфонические поэмы Дворжака "Водяной”, “Богатырская песня”или "Голубь". Но самая большая сказка-это оркестр Дворжака. Он красочный, фееричный, способен "нарисовать" цветной фейерверк или гладь воды, восход Луны или полет птиц . как будто и в самом деле, его звуки подхватят нас и перенесут в сказку давно забытую легенду…

Содержание

Биография

Ранние годы


Антонин Дворжак родился в 1841 году в местечке Нелахозевес близ Праги, где и прожил большую часть своей жизни. Его отец Франтишек Дворжак был мясником, трактирщиком и профессиональным исполнителем на цитре. Родители рано распознали музыкальное дарование ребенка, и решили как можно раньше начать развитие его таланта. С шести лет Дворжак начал посещать деревенскую музыкальную школу. С 1857 по 1859 гг. он учится в единственной на всю Прагу Органной школе, где постепенно становится виртуозным исполнителем на скрипке и альте.


В течение 1860-х Дворжак служит альтистом в оркестре Чешского Провизионного театра. С 1866 года этот оркестр принимает под управление Бедржих Сметана. Постоянная необходимость в дополнительном заработке оставляла молодому музыканту мало времени, и в 1871 году он покидает оркестр ради написания музыки.


После успеха этого произведения у британских слушателей в 1883 году, Дворжак был приглашен в Лондон, где в 1884 году выступил с большим успехом. Его симфония № 7 была написана специально для британской столицы, где состоялась ее премьера в 1885 году. В общей сложности, Дворжак посещал Великобританию девять раз, зачастую он лично дирижировал оркестрами, исполнявшими его произведения. Под влиянием П. И. Чайковского он посещает Россию в 1890 году. В Москве и Санкт-Петербурге он дирижирует оркестрами, исполняющими его музыку.

В 1891 году Дворжак получает почетное звание от Кембрижского университета. В этом же году состоялась премьера его Реквиема на музыкальном триеннале в Бирмингеме.

Америка

С 1892 по 1895 гг. Дворжак является дирижёром Национальной консерватории в Нью-Йорке. Здесь он встречает одного из первых афроамериканских композиторов - Харли Берлея, который знакомит Дворжака с американской музыкой в стиле Спиричуэл.


Материальная неопределенность, наряду с растущей популярностью в Европе и тоской по дому, подвигли Дворжака вернуться в Чехию.

Дальнейшая деятельность

В свои последние годы Дворжак сконцентрировался на написании оперной и камерной музыки. В 1896 году он в последний раз посетил Лондон, где присутствовал на премьере своего скрипичного концерта в си-бемоль-миноре.

Дворжак сменил Антонина Бенневица на посту дирижера Пражской консерватории, который и занимал до своей смерти.

60-летие композитора отмечалось с размахом национального праздника.

Он скончался в 1904 году от сердечного приступа.

Дворжак оставил множество незаконченных произведений, в том числе концерт для скрипки в ля-мажоре.

Антонин Дворжак, полное имя Антонин Леопольд Дворжак, родился 8 сентября 1841 года в Нелагозевесе (Богемия, Австрийская империя), умер 1 мая 1904 года в Праге.

Первый чешский композитор, получивший всемирное признание, известен использованием фольклорного материала в музыкальном языке эпохи Романтизма.

Становление композитора А. Дворжака. Ранние работы, спрятанные в бездне стола

Семья и друзья А. Дворжака

Дворжак был старшим из девяти детей. Родился в селении Нелагозевес, стоящем на реке Влтава, к северу от Праги. Антонин Дворжак с семьей

За три года, проведенные в Злонике, он написал свои первые произведения — польки. В 1857 году проницательный учитель музыки, понимая, что Антонин вышел за пределы его скромных возможностей, и что сам он больше ничему не научит, убедил отца Дворжака зачислить одаренного юношу в Органную школу в Праге. Там мальчик завершил двухлетний курс обучения, но знаний, полученных в школе, было недостаточно для воплощения больших и серьезных замыслов Дворжака. Он это понимал, и поэтому решил любой ценой остаться в Праге, чтобы иметь возможность продолжить свое образование. Жил он тогда впроголодь, зарабатывая на жизнь игрой на виоле в различных кафе и с театральными труппами, дополняя свой небольшой заработок занятиями с несколькими частными учениками.

1860-е годы были сложными для Дворжака, который с огромным трудом изыскивал время и деньги на нотную бумагу и фортепиано, чтобы иметь возможность сочинять. В последующие годы он говорил, что мало помнит о том, что писал в те дни. К 1864 году две симфонии, опера, камерные произведения и многочисленные песни лежали в его столе, никем прежде не услышанные. Разнообразные произведения этого периода показывают, что его ранняя склонность к музыке Людвига ван Бетховена и Франца Шуберта все больше окрашивается оттенками влияния Рихарда Вагнера и Ференца Листа.

Влияние семьи и друзей на творчество Дворжака

Дворжак преподавал фортепиано сестрам Жозефине и Анне Чермяковым

Лондон. Чета Дворжак

В ноябре 1873 года он женился на младшей сестре, Анне, пианистке и певице. Первые несколько лет брака были омрачены финансовой нестабильностью и отмечены трагедией. Анна родила трех детей до 1876 года, но к 1877 молодожены похоронили всех их. Антонин Дворжак с супругой Анной

Однако, в 1878 году она родила первого из шести здоровых детей, которых пара вырастила вместе. Дворжаки поддерживали тесные отношения с Жозефиной и мужчиной, за которого она, в конце концов, вышла замуж — графом Вацлавом Коуник.

После нескольких лет регулярных визитов они купили летний домик в небольшом поселке Высока, где поселились Жозефина и граф, и проводили там каждое лето. В этом доме Дворжак сочинил некоторые из своих самых известных произведений.

Это стало началом привлечения мирового внимания как к самому Дворжаку, так и к музыке его страны. Восхищение ведущих критиков, музыкантов и дирижеров того времени способствовало распространению его славы за рубежом, что привело, естественно, к еще большим успехам на родине.

Разум — в Америке, сердце — на родине

Во время пребывания в Соединённых Штатах он часто путешествовал на запад, до Айовы, где посещал чешскую диаспору. Несмотря на то, что Дворжак восхищался окружающей его средой Нового Мира, между тем он тосковал по родине. В 1895 году композитор вернулся в Богемию.

Последние годы своей жизни посвятил сочинению струнных квартетов, симфонических поэм и опер.

Бедржих Сметана за 17 лет до Дворжака заложил основы чешского национального движения в музыке. Дворжаку же досталась участь развить и расширить эти начинания впечатляющим рядом работ. Причины популярности лежат в мелодическом таланте Дворжака и в восхитительно свежей чешской природе его музыки, которая предлагала долгожданный контраст с тяжеловесностью некоторых из его современников.

Жанровое разнообразие творческого наследия композитора

Великолепное обладание техникой и богатое мелодическое вдохновение помогли ему создать множество разнообразных произведений. Он писал во всех музыкальных жанрах и оставил произведения, которые считаются классикой во всех из них. Все его симфонии зрелого периода отличаются высоким качеством, но только в мрачной Симфонии № 7 (ре-минор) соблюдена структура классической симфонии.

Из четырех концертов, написанных Дворжаком, только Концерт для виолончели (си-минор) можно смело назвать классикой.

Некоторые критики считают главными ошибками Дворжака несколько неразборчивую и повторяющуюся манеру, бессистемные стилистические промахи и слабость оформления крупных сочинений. Недостатки, однако, выглядят незначительными в свете удивительной плодовитости его мелодий, простоты и прямолинейности, с которыми он достигал своих целей. В музыке Дворжака яркое национальное своеобразие чешского фольклора сочетается с эмоциональным богатством, жизнерадостностью, ясностью музыкального мышления и стройностью формы. Музыка Дворжака рассказывает нам о том, что он был привлекательной личностью – скромным, глубоко религиозным семейным человеком, обладавшим хорошим и простым вкусом, — а также большим знатоком родной природы.

Антонин Дворжак — PianoKafe.com

Биография

Ранние годы

Родился 8 сентября 1841 года в деревне Нелагозевес близ Праги, первым из восьми детей. В Нелагозевесе он прожил большую часть жизни. Его отец Франтишек Дворжак был мясником, трактирщиком и профессиональным исполнителем на цитре. Родители рано распознали музыкальное дарование ребёнка и решили как можно раньше начать развитие его таланта. С 6 лет Дворжак начал посещать деревенскую музыкальную школу. Его учителем был местный церковный органист. В 1854—1857 годах обучался в Злонице теории музыки, игре на альте, фортепиано и органе. С 1857 по 1858 годы Дворжак учится в Пражской школе органистов, где постепенно становится виртуозным исполнителем на скрипке и альте.

В течение 1860-х Дворжак служит альтистом в оркестре Чешского провизионного театра. С 1866 года этот оркестр принимает под управление Бедржих Сметана. Постоянная необходимость в дополнительном заработке оставляла молодому музыканту мало времени, и в 1871 году он покидает оркестр ради написания музыки.

После успеха этого произведения у британских слушателей в 1883 году Дворжак был приглашен в Лондон, где в 1884 году выступил с большим успехом. Его симфония № 7 была написана специально для британской столицы, где состоялась её премьера в 1885 году. В общей сложности Дворжак посещал Великобританию девять раз, зачастую он лично дирижировал оркестрами, исполнявшими его произведения. Под влиянием П. И. Чайковского он посещает Россию в 1890 году. В Москве и Санкт-Петербурге он дирижирует оркестрами, исполняющими его музыку.

В 1891 году Дворжак получает почетное звание от Кембриджского университета. В этом же году состоялась премьера его Реквиема на музыкальном триеннале в Бирмингеме.

Америка

С 1892 по 1895 гг. Дворжак является директором Национальной консерватории в Нью-Йорке. Здесь он встречает одного из первых афроамериканских композиторов — Харли Берли, который знакомит Дворжака с американской музыкой в стиле спиричуэл.

Материальная неопределённость, наряду с растущей популярностью в Европе и тоской по дому, подвигли Дворжака вернуться в Чехию.

Дальнейшая деятельность

В последние годы жизни Дворжак сконцентрировался на написании оперной и камерной музыки. В 1896 году он в последний раз посетил Лондон, где присутствовал на премьере своего скрипичного концерта в си-бемоль-миноре.

Дворжак сменил Антонина Бенневица на посту директора Пражской консерватории, который и занимал до самой смерти. Член Чешской академии наук и искусства.

Шестидесятилетие композитора отмечалось с размахом национального праздника.

Антонин Дворжак скончался в Праге 1 мая 1904 года от сердечного приступа. Похоронен на Вышеградском кладбище.

Дворжак оставил множество незаконченных произведений, в том числе концерт для скрипки в ля-мажоре.

Произведения

Дворжак сочинял произведения самых разных жанров и форм. Девять его симфоний ориентированы на классическую модель, установленную Л. ван Бетховеном, но одновременно с этим он разрабатывал и появившуюся лишь в середине XIX века симфоническую поэму. В некоторых его сочинениях заметно влияние Р. Вагнера.

Нумерация произведений

Симфонии
При жизни Дворжака были изданы лишь пять последних его симфоний, хотя предыдущие три и были исполнены. Первую же сам автор считал безвозвратно утерянной. Это внесло путаницу в нумерацию, и только в середине XX века была установлена верная последовательность написания.

Симфония № 2 си-бемоль мажор op. 4 построена всё ещё с оглядкой на Бетховена, хотя имеет более яркие, светлые и пасторальные образы.

Симфония № 5 фа мажор op. 76 и Симфония № 6 Ре мажор op. 60 становятся уже очень пасторальными по характеру и отбрасывают совершенно вагнеровский стиль. Шестая писалась, видимо, под большим влиянием второй симфонии И. Брамса, особенно первая и последние её части. Но это сходство разрушается третьей частью — традиционным чешским фуриантом. Именно благодаря шестой симфонии Дворжак стал всемирно известен как симфонический композитор. Она же стала первой опубликованной его симфонией (1880).

Симфония № 8 соль мажор op. 88 сильно отличается от седьмой: она теплее и оптимистичнее. Иногда её сравнивают с работами Г. Малера Некоторые исследователи считают её лучшей симфонией Дворжака (подобно тому, как некоторые — седьмую). Это, конечно, показательно для того, как невероятная популярность девятой симфонии заслонила собою все предыдущие сочинения.

Исполнения музыки Дворжака

Среди дирижёров, осуществивших записи всех девяти симфоний Дворжака — Отмар Зюйтнер, Иштван Кертес, Рафаэль Кубелик, Вацлав Нойман, Витольд Ровицкий, Неэме Ярви, Иржи Белоглавек.

Среди дирижёров, записавший отдельные симфонии Дворжака — Карло Мария Джулини (№ 7—9), Герберт фон Караян (№ 8, 9), Кирилл Кондрашин (№ 9), Яков Крейцберг (№ 7—9), Николай Малько (№ 9), Юджин Орманди (№ 7—9), Марис Янсонс (№ 5, 7—9), Пааво Ярви (№ 9) и др.

Читайте также: