Устав о службе гражданской 1832 г кратко

Обновлено: 05.07.2024

В конце XVII века в России сформировалась специальная группа служилых людей приказов, которая явилась основой для возникновения в начале XVIII века профессионального чиновничества, т. е. служащих государственных учреждений нового типа. Первоначальное становление государственной службы в России происходило на протяжении столетий. В XVI в. и в первой половине XVII в. еще преобладала практика временных служебных поручений. Вместе с тем в приказах и других государственных учреждениях середины XVII в. стал весьма быстрыми темпами создаваться институт постоянных служебных поручений и должностей. Возникновение в России слоя людей, постоянно находящихся на государственной службе и профессионально занимающихся делами государственного управления было обусловлено образованием централизованного государства. В этот период был осуществлен переход от традиционной системы государственной службы к рациональной системе, построенной с учетом опыта ряда стран Европы.

Особое значение при этом придавалось правовому регулированию деятельности государственной службы. К числу нормативных правовых актов, закрепляющих становление чиновничества как особого управленческого слоя, следует в первую очередь отнести Генеральный регламент работы правительственных учреждений (1720 г.), "Табель о рангах всех чинов, воинских, статских и придворных, которые в котором классе чины; которые в одном классе" (1722 г.), Устав о службе гражданской (1832 г.) и др.

Генеральный регламент представлял собой устав государственной гражданской службы. Он содержал характеристику обязанностей должностных лиц отраслевых коллегий (министерств), порядок обсуждения дел в коллегиях, организации делопроизводства, взаимоотношения коллегий с Сенатом и местными органами управления.

Табель о рангах вводил виды государственной службы (военная, гражданская, придворная), классы должностей (четырнадцать классов), чины. Взамен прежнего порядка замещения должностей по признаку знатности рода была установлена новая система приема на государственную службу и продвижения по иерархической лестнице. Сделать карьеру стало возможным только службой в государственом учреждении. Основой продвижения по службе стали знания и опыт, личные способности и заслуги перед отечеством.

Петр I установил правило: занятие должностей осуществлялось в строгой последовательности, начиная с самой низшей должности, при этом назначать на должности непременно из служащих того же учреждения, где открывалась вакансия.

Законодательно существование чиновничества как особой группы населения и его правовое положение впервые было оформлено при Петре I в "Табели о рангах". Этот закон определял порядок приема на службу и ее прохождения от низших чинов к высшим. Табель о рангах сохраняла значение основного документа, которым регламентировался порядок государственной службы Российской империи вплоть до 1917 г.

Устав о гражданской службе регулировал важнейшие стороны государственной службы, в том числе вопросы приема на гражданскую службу, производства в чины, общие обязанности государственных служащих и др.

В целом до Октябрьской революции 1917 года в России было издано около 200 правовых актов, регулирующих различные стороны деятельности государственных служащих.

Чиновники должны были верно служить царю, и назначались они в царской России на должность пожизненно. Естественно, в законодательстве были оговорены случаи, когда чиновников можно было уволить с работы.

При вступлении в государственную должность служащие принимали присягу.

Характерными недостатками государственной службы дооктяб-рской России являлись:

- бюрократизация аппарата государственной службы;

- отсутствие равного доступа граждан на государственную службу,

- абсолютизация принципа централизма в организации системы государственной службы;

- отсутствие демократических начал и гласности в формировании корпуса государственных служащих, подотчетности и подконтрольности чиновников представительным органам государственной власти;

- сословность и широкое распространение протекционизма при приеме в административные учреждения, при производстве в чины;

- неясность критериев оценки работы служащих;

- наличие у начальствующих лиц неограниченных полномочий в отношении подчиненных при решении вопросов их карьеры и продвижения по службе;

- злоупотребление властью и должностными полномочиями;

- нарушение принципа запрета на совмещение государственной службы с участием в предпринимательской деятельности и др. Естественно, было бы необъективным представлять работу российского чиновничества только в негативном свете. На его счету немало крупных прогрессивных преобразований. Среди них особое значение имеет отмена крепостного права, проведение либеральных реформ 60-70-х годов XX века, создание государственного сектора промышленности, развитие железнодорожного строительства и др.

Читать книгу

Отбор законодательного материала для включения в Свод производился на основе Полного собрания законов (первое Полное собрание законов, появившееся в 1830 году, состояло из 45 томов, содержащих 30 920 актов и 6 томов приложений). Собрание законов – это в большой степени историческое издание. По нему можно изучать развитие, направление правительственной мысли в стране. Это летопись отечественного законотворчества. Изучая страницу за страницей эту летопись, мы можем узнать, что в тот или иной момент истории являлось злобой дня.

С 1832 года все нормативные акты о службе гражданских чинов были сведены в Устав о службе гражданской, включенный в Свод законов Российской империи. При этом Свод Уставов о службе гражданской состоял из 3-х книг: 1) Устава о службе по определению от правительства; 2) Устава о пенсиях и единовременных пособиях; 3) Устава о службе по выборам. Этими документами регулировалась вся гражданская госслужба, начиная от прошения на имя царя при поступлении на службу и завершая прошением об отставке. При поступлении на службу чиновник принимал в устной форме присягу и ставил свою подпись в специальном присяжном листе. Помимо этого, начиная с 1822 года, как отмечает Вялова Л. М., каждый вновь принятый чиновник давал подписку, что он не принадлежит ни к масонским ложам, ни к иным тайным обществам и впредь к ним принадлежать не будет.

На каждого чиновника в период службы составлялся формулярный (послужной) список, в котором были изложены его, как сейчас сказали бы, персональные данные. В 1832 году этот список состоял из 10 пунктов. Позже он дополнялся и изменялся. На каждый чин госслужащий получал специальный персональный документ – патент.

Общие пенсионные правила

Существовало несколько видов пенсий для гражданских чинов: пенсии из государственного казначейства; пенсии из эмеритальной кассы; пенсии для кавалеров орденов; пенсии по Комитету призрения заслуженных гражданс¬ких чиновников; усиленные пенсии по болезни или увечью на госслужбе. При этом при повторном поступлении на госслужбу выплата пенсии прекращалась. Получать одновременно жалованье и пенсию запрещалось. Однако для некоторых категорий пенсионеров возможности получения пенсий во время службы официально сохранялись, но с определенными условиями.

Канцелярским служителям вне штата и без постоянного жалованья при выслуге 35 лет назначалась пенсия в размере 28 руб. 59 копеек в год. А если он поступал на гражданскую службу от военного ведомства, то при полной выслуге пенсия назначалась в зависимости от жалованья и составляла от 14 руб. 16 коп. до 28 руб. 30 коп. Пенсия, вроде бы, меньше, но была у них льгота. Если уже получал пенсию по военному ведомству, то она сохранялась на время гражданской службы.

Низших служителей аттестовало и представляло к пенсии их начальство. Процедура была простая. Прошение о пенсии вместе с необходимыми документами и письменным мнением начальства на этот счет за месяц до отставки отправлялось в министерство по принадлежности. Пенсии семьям назначались по общему порядку. С 1836 года в представление о назначении пенсии не включались дети, рожденные в период службы отца в нижних воинских чинах.

Пенсии гражданским чинам по ведомственным уставам

Главным критерием был стаж службы: 20 и более лет беспорочной службы давали право на пенсию размером в половину жалованья. Если выслуга составляла 30 лет, то пенсия была в размере полного жалованья. Кстати, периоды учебы, если медик в это время не состоял на службе, в пенсионный стаж ему не засчитывались, даже если он достиг высших медицинских научных степеней, званий и чинов.

Этим же документом определялись оклады, столовые и квартирные деньги, а также пенсионные разряды и по другим должностям в управлении государственными сберегательными кассами. Перечислены там должности главного бухгалтера, бухгалтера, контролера, делопроизводителя, счетного чиновника и других служащих. К примеру, полная пенсия счетного чиновника 2 разряда, служившего в управлении госсберкасс в столице, составляла по VII разряду 168 рублей 15 копеек. А такой же должности в московской сберкассе был присвоен лишь последний IX пенсионный разряд, который максимально предполагал пенсионные выплаты в размере 84 рубля 90 копеек. А пенсионный минимум по этому чину составлял всего 28 рублей 30 копеек в год.

Пенсионное обеспечение гражданских чинов, служивших, например, по ведомству министерства юстиции предусматривало полную пенсию за 25 лет выслуги и пенсию в половину жалования при 20-летнем стаже службы. Прослужившие на юридических и судебных должностях от 10 до 20 лет прав на пенсию не приобретали и могли рассчитывать лишь на единовременное казенное пособие. Пенсионные выплаты из казны были достаточно высокими. Так, законоучителю пенсия рассчитывалась из оклада 2700 руб., что было почти в 4 раза больше, чем максимальный оклад народного учителя с выслугой более 20 лет (в 1916 г. = 720 руб.). Имели определенные различия пенсии, начисляемые за службу в некоторых других министерствах и ведомствах.

Не заслугами, а выслугой

В основу всех пенсионных уставов были определены условия получения пенсии не столько заслугами, сколько установленной выслугой лет на гражданской службе. В расчет, как правило, не принимались даже выдающиеся таланты и признанные в обществе творческие успехи. Например, в сознании большинства россиян А.С. Пушкин является олицетворением литературного гения и гордостью Отечества. Многие из нас выросли на его сказках, а в школьные годы полюбили его стихи и прозу. И уж конечно, непросто представить его пожилым литератором в придворном мундире на пенсии. А ведь такое вполне могло бы случиться.

Вновь Пушкин поступил на гражданскую службу в 1831 году прежним чином. Императором Николаем I ему было лично поручено написать историю Петра Великого. Роль придворного историографа вполне подходила, хотя после Карамзина этот чин официально больше никому не жаловался. В те годы уже маститого, всеми признанного литератора более увлекала история, чем рутина гражданской службы. Да и характер у него был сложный, взрывной, порой выходивший за принятые в высшем обществе рамки приличия.

В конце 1833 года он был пожалован придворным чином камер-юнкера, который счел неприличным по своим летам и заслугам. Низший придворный чин он принял болезненно, поскольку это был общепринятый статус для молодых, начинающих царедворцев. Хотя пребывание при дворе открывало новые возможности по службе. По Табели о рангах этот придворный чин соответствовал статскому советнику и был выше чина полковника. Однако он, конечно же, не отражал огромной популярности Пушкина в обществе и не соответствовал его литературным заслугам перед Отечеством. Стать камергером и повесить на шею символ этого чина – ключ на цепочке, по воспоминаниям его однокашников, было давней мечтой начинающего придворного.

Служили в различных гражданских чинах и другие известные литераторы. В чине действительного статского советника вышел на пенсию друг Пушкина, автор известного словаря В. Даль. Тот же чин имел писатель И. Гончаров. С чина коллежского регистратора начал свою службу писатель Н. Гоголь, а позже возглавил кафедру истории Петербургского университета. Ныне подзабытый, а в конце XIX века известный писатель и поэт М. Лонгинов достиг служебных высот: был орловским губернатором и главным цензором Российской империи. Так что в благоприятных обстоятельствах чины и таланты могли успешно сосуществовать.

При всей силе централизации, полицейщины и милитаризации в системе абсолютистского гос. управления его механизм не мог функционировать автоматически. Императоры Александр 1 и Николай 1 хорошо это понимали. Главной опорой в управлении страной для них было прежде всего чиновное, бюрократическое дворянство. Система подготовки кадров высшей, чиновной служилой бюрократии, система чинопроизводства и прохождения государственной службы были достаточно сложны, многоступенчаты и постоянно совершенствовались. Существовавший и постоянно реформируемый механизм гос. управления сверху донизу непрерывно требовал обновления и пополнения кадров, повышения их деловой квалификации и образовательного уровня.

Во второй четверти века в сфере народного просвещения произошли определенные изменения негативного характера, связанные с усилением цензуры в учебных заведениях, с принятием в июле 1835 г. Нового университетского устава, сводившего на нет университетскую автономию и возвышавшего единоличную роль попечителя учебного округа, а также с ограничением притока разночинцев в университеты.

Тем не менее, в сфере гос. управления Российской империи многие годы и десятилетия работали сотни и тысячи известных деятелей. Среди них были не только такие как Сперанский, Аракчеев, Уваров, Гурьев, Канкрин, Бенкендорф, но и такие государственники-управленцы, как граф Кочубей (первый министр МВД, председатель Госсовета и Комитета министров), канцлер, граф Румянцев (первый председатель Госсовета), генерал-фельдмаршал Салтыков (первый председатель комитета министров) , екатерининский вельможа граф Завадоский, (первый министр народного просвещения, граф Нессельроде, бывший долгие годы министром иностранных дел, главнокомандующий царской армией в условиях Отечественной войны генерал-фельдмаршал Кутузов и т.д.

Чиновничий гос. аппарат был огромен и постоянно разрастался количественно. В рассматриваемый период число гос. чиновников увеличилось более чем в 4 раза – с 15 тыс. до 61,5 тыс. человек. Если в конце 18 в. один чиновник приходился на 2250 россиян, то в середине 19 в. – на 929 человек. Рост численности чиновников вполне естественен, ибо росло количество гос. учреждений в центре и на местах, а импертор в самодержавном управлении опирался исключительно на послушное чиновничество.

Верноподданичество и служебная карьера, как и повышение деловой квалификации и точное исполнение служебных обязанностей, постоянно поддерживались в системе гос. службы, а политически неблагонадежные изгонялись из чиновной среды на разных уровнях.

Существовала также определенная система поощрения чиновников: повышение жалованья, награждение орденами, медалями, присвоение почетных званий, благодарности и особые знаки за беспорочную службу (через 15 и 40 лет) и другие формы. Особенно широкое распространение это получило при Николае 1.

Таким образом, система гос. управления в условиях абсолютизма развивалась довольно бурно и противоречиво. Главная цель в управлении страной заключалась в укреплении самодержавного строя через усиление императорского правления.

Определенные шаги по повышению статуса гос. службы и авторитета чиновника предпринимались и раньше. Так, подготовленные Сперанским указы о придворных званиях и экзаменах на получение чина обязывали придворных одновременно со службой во дворе состоять на гос. службе, а для получения чина коллежского асессора был необходим определенный образовательный ценз.

Помимо образования, другим немаловажным критерием считалась добросовестная служба. Положение о порядке производства в чины установило различные сроки выслуги: один – при добросовестной и положительно оцененной службе; другой – при получении отличий в ходе службы. Установленный порядок службы не допускал производства через чин или получение высшего чина, минуя низшие.

Читайте также: