Оболонский кризис бюрократического государства кратко
Обновлено: 30.06.2024
Ее основная часть посвящена подробному обзору мер, предпринимаемому рядом стран:
Англией, США, Канадой, Францией, Германией — в ответ на этот вызов времени в области
онных моделей бюрократии современным условиям и общественным ожиданиям. Описыва
ются общие стандарты и страновые особенности формирования и функционирования кли
ентоориентированной, прозрачной, подконтрольной гражданам системы гражданской
реформ. Особое внимание уделено вышедшему за последнее время на первый план этико
правовому регулированию и контролю за деятельностью чиновников. В связи с этим в при
ложении к книге помещен целый ряд этических кодексов и других аналогичных документов,
Заключительный раздел книги посвящен истории и современному состоянию россий
ской бюрократической системы, попыткам, проблемам и неудачам ее реформирования в
Кризис бюрократического государства : Реформы государственной службы:
международный опыт и российские реалии. — М.: Фонд «Либеральная
Геополитическое мышление как опасный вид ложного сознания . 17
Теории бюрократии: классика и современная эволюция . 32
Левая антибюрократическая парадигма и ее противоречия . 36
Современная модель: формирование, существо, проблемы . 45
Первая пятилетка лейбористов (1997–2001): политические
Из опыта работы Комитета по стандартам публичной сферы . 81
Английская гражданская служба в начале ХХI века . 89
Комиссия по гражданской службе — уникальный эксперимент . 92
Глава 3. Госслужба США. Сплав специфики и общих закономерностей . 98
Борьба вокруг концепции политической нейтральности . 104
Стратегическое управление человеческим капиталом . 122
Конкуренция между государственным и частным секторами . 124
Механизмы административноправовой защиты персонала и кандидатов . 129
Глава 4. Канада: этический аспект реформ как фактор повышения стандартов
Глава 5. Государственная служба Франции: неохотные реформы . 150
Глава 6. Государственная служба Германии: идеалы тоже устаревают . 171
Понятие, виды, численность государственных служащих . 173
Специфические институты немецкой государственной службы . 174
Глава 7. Подводя итоги страноведческого обзора . 189
Табель о рангах как зеркало российской бюрократии: назначение, эволюция,
Общая оценка досоветского российского чиновничества . 213
Специфика и причины российского взяточничества . 215
Глава 9. Новейшая история и status quo российской бюрократии . 230
Современное законодательство: прогресс или имитация прогресса? . 243
1. Исполнительный указ Президента США «Принципы этики поведения
2. Перечень действий, запрещенных по отношению к персоналу
и претендентам на поступление на госслужбу. Выдержки из Закона 1978 г.
3. Нормы этического поведения служащих органов исполнительной
власти. Документ Управления правительственной этики
1. Семь принципов поведения в публичной сфере (из первого доклада
2. Выдержки из первого доклада Комитета по стандартам
3. Проект Кодекса поведения для членов парламента . 360
4. Выдержки из пятого доклада Комитета по стандартам публичной сферы
5. Выдержки из шестого доклада Комитета по стандартам публичной сферы
1. Кодекс ценностей и этики для государственной службы . 400
2. Кодекс конфликта интересов и регулирования обязательств
после ухода с госслужбы для руководителей госорганов . 417
Указ Президента Республики Казахстан от 3 мая 2005 г. № 1567
2. Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885
Главной причиной, побудившей меня к написанию этой книги, является
сознание глубокого и все усугубляющегося неблагополучия нашей государ
ственности в самих ее основах, ее очевидной неадекватности проблемам со
временного мира, постоянно проявляющейся и возрастающей неспособности
Мир меняется. Причем скорость, многофакторность и непредсказуемость
изменений в последние десятилетия нарастают по траектории, близкой к экс
поненте. И то, что значительная часть людей, причем даже, казалось бы, в
усугубляет опасность ситуации. Отворачиваться от окна быстро мчащегося
поезда современности — не самая мудрая стратегия для тех, кто претендует на
Книга посвящается одному из параметров перемен — изменениям в самих
основах отношений гражданина и государственных институтов, прежде всего
отношений с той частью государства, которая именуется бюрократией . Масш
табы и последствия изменений в этой сфере, их историческая заданность и не
обходимость адаптации к ним пока далеко не осознаны. На мой взгляд, дан
ный разрыв представляет серьезную опасность для любого общества, а для
Центральная тема книги — причины этого процесса, его вектор, факторы
торможения и предпринимаемые в разных странах меры по адаптации к нему,
главным образом в сфере института государственной службы. Перемены, про
изошедшие в нем в ряде стран, прежде всего англосаксонских, весьма ради
кальны и знаменательны. К сожалению, в России в этом направлении если
чтолибо и происходит, то медленно, нерешительно, в гомеопатических до
зах, зачастую в имитационных формах, а то и с попятными движениями.
Главный предмет нашего интереса — формирование новой модели, ново
го стандарта взаимоотношений и взаимодействия граждан с исполнительны
ми структурами государства, олицетворяемыми чиновничеством, а также нор
мативов, правил административной жизни внутри самих этих структур. Вооб
ще, в сфере реформ государственной гражданской службы за последние
десятилетия в мире произошло и происходит немало важного. Но мы в дан
ном случае сосредоточимся на одном, человеческом, аспекте реформ. Другие
их стороны будут затрагиваться лишь постольку, поскольку они имеют отно
шение к нашему аспекту либо если это необходимо для понимания их как час
ти некоего общего контекста. При описании той или иной страны главное
внимание мы будем уделять ее специфическим особенностям, воплощаю
щимся в нормативных документах и институционных механизмах.
Но первая глава посвящается более общим проблемам перемен, происхо
дящих в рамках дихотомии человек — государство, что представляется необ
особенно важно, поскольку данный сдвиг если в какойто мере и осознан пре
тендующей на интеллектуальное и иное лидерство частью нашего общества,
то заведомо далеко не в той степени, которая позволяла бы адекватно оценить
его последствия и сделать соответствующие его значению выводы. Между тем
его значение представляется автору критически важным для оценки сценари
ев будущего страны, особенно на фоне непрекращающихся попыток канони
зации нашего исторического прошлого — как близкого, так и более отдален
ного. Чаще всего это происходит под флагом модной категории «ментальнос
Причем любопытно, что связанная с этим система аргументов часто исходит
от непримиримых во всем остальном оппонентов — от ультралибералов до
крайних традиционалистовконсерваторов. Разница лишь в том, что одни
рассматривают это как несчастливый исторический фатум, а другие – как
Разумеется, было бы нелепо отвергать как саму категорию «ментальнос
взгляд, ее абсолютизировать, рассматривать как нечто непреодолимое, едва
ческих фактов, подтверждающих, что нашему обществу очень даже присуще
стремление к выбору иных, альтернативных траекторий развития, причем как
90е годы ХХ века, на которые политические конъюнктурщики с некоторых
но которые, на мой взгляд, были самым достойным десятилетием, прожитым
российским народом за ХХ век (если не считать военного лихолетья с его осо
Но, так или иначе, столь ярко и даже порой вдохновенно описываемые хо
лопские и прочие негативные (некоторым, впрочем, нравящиеся) черты на
запущенную, но поддающуюся лечению болезнь. Иное представляется вариа
цией тезиса о нашей генетической национальной неполноценности, этакого
тя они и работают в рамках социальной антропологии, представляются слиш
ком широкими и неопределенными для какихлибо обобщающих практичес
КРИЗИС БЮРОКРАТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА. Реформы государственной службы: международный опыт и российские реалии
См. об этом, напр.: Оболонский А.В. Человек и власть: перекрестки российской истории. М.,
2002; Карацуба И.В., Курукин И.В., Соколов Н.П. Выбирая свою историю. М., 2006.
ких выводов и оценок (разумеется, если они не используются лишь как науко
для задач, поставленных автором, скорее подходит тоже избыточно употреб
от Запада, где к ней прибегают крайне ограниченно, как правило в профес
сиональном конституционноправовом и политологическом контекстах и
уж, во всяком случае, не применительно к себе. Представляю печальную
судьбу, скажем, американского политика, публично назвавшего себя
меня источником умеренного исторического оптимизма и стимулом к
действию, так как это утверждение можно, перевернув, переиначить следу
объективным причинам не может быть долговременным. Все более очевид
ными становятся негативные последствия этого отката. Слишком уж это про
тиворечит и общественным ожиданиям, и интересам нормального развития
страны. Некогда К. Поппер писал, что переход от общества закрытого, где
индивид растворен в коллективности, взамен получая иллюзию защищеннос
ти, к обществу открытому, где он свободен, но должен сам принимать личные
решения, – глубочайшая, но далеко не завершенная революция в человечес
кой истории. Он отмечал, что такой переход неизбежно сопряжен со страхом
свободы, с желанием и попытками вновь захлопнуть уже отворенную дверь
открытого общества или по крайней мере задержаться на его пороге. И порой
процесс действительно можно задержать. Однако это приносило и приносит
сивших от древа познания рай потерян. Чем старательнее мы пытаемся вер
нуться к героическому веку племенного духа, тем вернее мы в действительнос
ти придем к инквизиции, секретной полиции и романтизированному гангсте
ризму… следует найти опору в ясном понимании того простого выбора, перед
которым мы стоим. Мы можем вернуться в животное состояние. Однако если
мы хотим остаться людьми, то перед нами только один путь — путь в открытое
. Но это писалось в 1943 году, во времена, когда историческая судь
ба тоталитаризма еще не была предрешена, а весы еще колебались.
Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992. Т. 1. С. 248.
С тех пор прошло больше полувека. Люди многое испытали и многое по
няли. Поэтому, как пишет современный историк, «в наши дни стало вполне
очевидным, что тоталитаризм, равно как и авторитарная диктатура, близкая к
тоталитарному режиму, исторически бесперспективны. И никакие резоны,
апеллирующие к отставанию страны в какойлибо сферах, будь то социокуль
турные или другие общественные отношения, равно как и ссылки на необхо
димость отстаивать идентичность и восхвалять самобытность отсталого обще
В 2008 г. на высшем политическом уровне прозвучал тезис о жизненной
необходимости модернизации страны. Но для перевода его из области рито
рики в плоскость практических действий нам жизненно необходимо ради
кально трансформировать нынешнее российское чиновничьеполицейское
государство с его квазидемократическим фасадом в государство современно
го типа. Разумеется, речь не идет о слепом копировании западных образцов,
тем более что они часто весьма отличаются друг от друга. Но подлинная пат
риотическая социальная ответственность не имеет ничего общего с циничной
игрой на патриотических ценностях тех политиканов, которые, эксплуатируя
Предложить читателю материал для рефлексии на эти темы и есть сверх
задача данной книги. При этом я, разумеется, не претендую на освещение
всех аспектов взаимоотношений, взаимодействия гражданина и государ
ственных институтов, а в основном ограничусь происходящим в сфере ис
полнительной власти. Иными словами, расскажу, как сложились и устроены
дела в иных, чем наша, бюрократических системах, о формировании новых
стандартов отношений гражданина и государства и обеспечивающих их реа
лизацию внутренних аппаратных механизмов, а затем обращусь к отечест
венной реальности в данной сфере. При этом сразу должен оговорить, что
стандарты в данной работе понимаются не узко, как некие нормативы обслу
живания граждан действующими от имени государства лицами и структура
ми, а в более широком смысле — как принципы, определяющие деятельность
госорганов, и механизмы и правила, обеспечивающие следование этим
принципам. Задача книги — показать алгоритм действий государственных
служб западных стран, а не дать набор конкретных нормативных стандартов.
Это тема хоть и связанная, но другая, более практическая, прикладная. При
этом каждая страноведческая глава заканчивается небольшим разделом с од
главные особенности государственной службы той или иной страны и проис
КРИЗИС БЮРОКРАТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА. Реформы государственной службы: международный опыт и российские реалии
Читайте также: