Оболонский кризис бюрократического государства кратко

Обновлено: 30.06.2024


Ее основная часть посвящена подробному обзору мер, предпринимаемому рядом стран:

Англией, США, Канадой, Францией, Германией — в ответ на этот вызов времени в области

онных моделей бюрократии современным условиям и общественным ожиданиям. Описыва

ются общие стандарты и страновые особенности формирования и функционирования кли

ентоориентированной, прозрачной, подконтрольной гражданам системы гражданской

реформ. Особое внимание уделено вышедшему за последнее время на первый план этико

правовому регулированию и контролю за деятельностью чиновников. В связи с этим в при

ложении к книге помещен целый ряд этических кодексов и других аналогичных документов,

Заключительный раздел книги посвящен истории и современному состоянию россий

ской бюрократической системы, попыткам, проблемам и неудачам ее реформирования в

Кризис бюрократического государства : Реформы государственной службы:

международный опыт и российские реалии. — М.: Фонд «Либеральная


Геополитическое мышление как опасный вид ложного сознания . 17

Теории бюрократии: классика и современная эволюция . 32

Левая антибюрократическая парадигма и ее противоречия . 36

Современная модель: формирование, существо, проблемы . 45

Первая пятилетка лейбористов (1997–2001): политические


Из опыта работы Комитета по стандартам публичной сферы . 81

Английская гражданская служба в начале ХХI века . 89

Комиссия по гражданской службе — уникальный эксперимент . 92

Глава 3. Госслужба США. Сплав специфики и общих закономерностей . 98

Борьба вокруг концепции политической нейтральности . 104

Стратегическое управление человеческим капиталом . 122

Конкуренция между государственным и частным секторами . 124

Механизмы административноправовой защиты персонала и кандидатов . 129

Глава 4. Канада: этический аспект реформ как фактор повышения стандартов

Глава 5. Государственная служба Франции: неохотные реформы . 150


Глава 6. Государственная служба Германии: идеалы тоже устаревают . 171

Понятие, виды, численность государственных служащих . 173

Специфические институты немецкой государственной службы . 174

Глава 7. Подводя итоги страноведческого обзора . 189

Табель о рангах как зеркало российской бюрократии: назначение, эволюция,

Общая оценка досоветского российского чиновничества . 213

Специфика и причины российского взяточничества . 215

Глава 9. Новейшая история и status quo российской бюрократии . 230


Современное законодательство: прогресс или имитация прогресса? . 243

1. Исполнительный указ Президента США «Принципы этики поведения

2. Перечень действий, запрещенных по отношению к персоналу

и претендентам на поступление на госслужбу. Выдержки из Закона 1978 г.

3. Нормы этического поведения служащих органов исполнительной

власти. Документ Управления правительственной этики

1. Семь принципов поведения в публичной сфере (из первого доклада

2. Выдержки из первого доклада Комитета по стандартам

3. Проект Кодекса поведения для членов парламента . 360

4. Выдержки из пятого доклада Комитета по стандартам публичной сферы

5. Выдержки из шестого доклада Комитета по стандартам публичной сферы

1. Кодекс ценностей и этики для государственной службы . 400

2. Кодекс конфликта интересов и регулирования обязательств

после ухода с госслужбы для руководителей госорганов . 417

Указ Президента Республики Казахстан от 3 мая 2005 г. № 1567

2. Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885


Главной причиной, побудившей меня к написанию этой книги, является

сознание глубокого и все усугубляющегося неблагополучия нашей государ

ственности в самих ее основах, ее очевидной неадекватности проблемам со

временного мира, постоянно проявляющейся и возрастающей неспособности

Мир меняется. Причем скорость, многофакторность и непредсказуемость

изменений в последние десятилетия нарастают по траектории, близкой к экс

поненте. И то, что значительная часть людей, причем даже, казалось бы, в

усугубляет опасность ситуации. Отворачиваться от окна быстро мчащегося

поезда современности — не самая мудрая стратегия для тех, кто претендует на

Книга посвящается одному из параметров перемен — изменениям в самих

основах отношений гражданина и государственных институтов, прежде всего

отношений с той частью государства, которая именуется бюрократией . Масш

табы и последствия изменений в этой сфере, их историческая заданность и не

обходимость адаптации к ним пока далеко не осознаны. На мой взгляд, дан

ный разрыв представляет серьезную опасность для любого общества, а для

Центральная тема книги — причины этого процесса, его вектор, факторы

торможения и предпринимаемые в разных странах меры по адаптации к нему,

главным образом в сфере института государственной службы. Перемены, про

изошедшие в нем в ряде стран, прежде всего англосаксонских, весьма ради

кальны и знаменательны. К сожалению, в России в этом направлении если

чтолибо и происходит, то медленно, нерешительно, в гомеопатических до

зах, зачастую в имитационных формах, а то и с попятными движениями.

Главный предмет нашего интереса — формирование новой модели, ново

го стандарта взаимоотношений и взаимодействия граждан с исполнительны

ми структурами государства, олицетворяемыми чиновничеством, а также нор

мативов, правил административной жизни внутри самих этих структур. Вооб

ще, в сфере реформ государственной гражданской службы за последние

десятилетия в мире произошло и происходит немало важного. Но мы в дан

ном случае сосредоточимся на одном, человеческом, аспекте реформ. Другие

их стороны будут затрагиваться лишь постольку, поскольку они имеют отно

шение к нашему аспекту либо если это необходимо для понимания их как час

ти некоего общего контекста. При описании той или иной страны главное

внимание мы будем уделять ее специфическим особенностям, воплощаю

щимся в нормативных документах и институционных механизмах.


Но первая глава посвящается более общим проблемам перемен, происхо

дящих в рамках дихотомии человек — государство, что представляется необ

особенно важно, поскольку данный сдвиг если в какойто мере и осознан пре

тендующей на интеллектуальное и иное лидерство частью нашего общества,

то заведомо далеко не в той степени, которая позволяла бы адекватно оценить

его последствия и сделать соответствующие его значению выводы. Между тем

его значение представляется автору критически важным для оценки сценари

ев будущего страны, особенно на фоне непрекращающихся попыток канони

зации нашего исторического прошлого — как близкого, так и более отдален

ного. Чаще всего это происходит под флагом модной категории «ментальнос

Причем любопытно, что связанная с этим система аргументов часто исходит

от непримиримых во всем остальном оппонентов — от ультралибералов до

крайних традиционалистовконсерваторов. Разница лишь в том, что одни

рассматривают это как несчастливый исторический фатум, а другие – как

Разумеется, было бы нелепо отвергать как саму категорию «ментальнос

взгляд, ее абсолютизировать, рассматривать как нечто непреодолимое, едва

ческих фактов, подтверждающих, что нашему обществу очень даже присуще

стремление к выбору иных, альтернативных траекторий развития, причем как

90е годы ХХ века, на которые политические конъюнктурщики с некоторых

но которые, на мой взгляд, были самым достойным десятилетием, прожитым

российским народом за ХХ век (если не считать военного лихолетья с его осо

Но, так или иначе, столь ярко и даже порой вдохновенно описываемые хо

лопские и прочие негативные (некоторым, впрочем, нравящиеся) черты на

запущенную, но поддающуюся лечению болезнь. Иное представляется вариа

цией тезиса о нашей генетической национальной неполноценности, этакого

тя они и работают в рамках социальной антропологии, представляются слиш

ком широкими и неопределенными для какихлибо обобщающих практичес

КРИЗИС БЮРОКРАТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА. Реформы государственной службы: международный опыт и российские реалии

См. об этом, напр.: Оболонский А.В. Человек и власть: перекрестки российской истории. М.,

2002; Карацуба И.В., Курукин И.В., Соколов Н.П. Выбирая свою историю. М., 2006.


ких выводов и оценок (разумеется, если они не используются лишь как науко

для задач, поставленных автором, скорее подходит тоже избыточно употреб

от Запада, где к ней прибегают крайне ограниченно, как правило в профес

сиональном конституционноправовом и политологическом контекстах и

уж, во всяком случае, не применительно к себе. Представляю печальную

судьбу, скажем, американского политика, публично назвавшего себя

меня источником умеренного исторического оптимизма и стимулом к

действию, так как это утверждение можно, перевернув, переиначить следу

объективным причинам не может быть долговременным. Все более очевид

ными становятся негативные последствия этого отката. Слишком уж это про

тиворечит и общественным ожиданиям, и интересам нормального развития

страны. Некогда К. Поппер писал, что переход от общества закрытого, где

индивид растворен в коллективности, взамен получая иллюзию защищеннос

ти, к обществу открытому, где он свободен, но должен сам принимать личные

решения, – глубочайшая, но далеко не завершенная революция в человечес

кой истории. Он отмечал, что такой переход неизбежно сопряжен со страхом

свободы, с желанием и попытками вновь захлопнуть уже отворенную дверь

открытого общества или по крайней мере задержаться на его пороге. И порой

процесс действительно можно задержать. Однако это приносило и приносит

сивших от древа познания рай потерян. Чем старательнее мы пытаемся вер

нуться к героическому веку племенного духа, тем вернее мы в действительнос

ти придем к инквизиции, секретной полиции и романтизированному гангсте

ризму… следует найти опору в ясном понимании того простого выбора, перед

которым мы стоим. Мы можем вернуться в животное состояние. Однако если

мы хотим остаться людьми, то перед нами только один путь — путь в открытое

. Но это писалось в 1943 году, во времена, когда историческая судь

ба тоталитаризма еще не была предрешена, а весы еще колебались.

Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992. Т. 1. С. 248.


С тех пор прошло больше полувека. Люди многое испытали и многое по

няли. Поэтому, как пишет современный историк, «в наши дни стало вполне

очевидным, что тоталитаризм, равно как и авторитарная диктатура, близкая к

тоталитарному режиму, исторически бесперспективны. И никакие резоны,

апеллирующие к отставанию страны в какойлибо сферах, будь то социокуль

турные или другие общественные отношения, равно как и ссылки на необхо

димость отстаивать идентичность и восхвалять самобытность отсталого обще

В 2008 г. на высшем политическом уровне прозвучал тезис о жизненной

необходимости модернизации страны. Но для перевода его из области рито

рики в плоскость практических действий нам жизненно необходимо ради

кально трансформировать нынешнее российское чиновничьеполицейское

государство с его квазидемократическим фасадом в государство современно

го типа. Разумеется, речь не идет о слепом копировании западных образцов,

тем более что они часто весьма отличаются друг от друга. Но подлинная пат

риотическая социальная ответственность не имеет ничего общего с циничной

игрой на патриотических ценностях тех политиканов, которые, эксплуатируя

Предложить читателю материал для рефлексии на эти темы и есть сверх

задача данной книги. При этом я, разумеется, не претендую на освещение

всех аспектов взаимоотношений, взаимодействия гражданина и государ

ственных институтов, а в основном ограничусь происходящим в сфере ис

полнительной власти. Иными словами, расскажу, как сложились и устроены

дела в иных, чем наша, бюрократических системах, о формировании новых

стандартов отношений гражданина и государства и обеспечивающих их реа

лизацию внутренних аппаратных механизмов, а затем обращусь к отечест

венной реальности в данной сфере. При этом сразу должен оговорить, что

стандарты в данной работе понимаются не узко, как некие нормативы обслу

живания граждан действующими от имени государства лицами и структура

ми, а в более широком смысле — как принципы, определяющие деятельность

госорганов, и механизмы и правила, обеспечивающие следование этим

принципам. Задача книги — показать алгоритм действий государственных

служб западных стран, а не дать набор конкретных нормативных стандартов.

Это тема хоть и связанная, но другая, более практическая, прикладная. При

этом каждая страноведческая глава заканчивается небольшим разделом с од

главные особенности государственной службы той или иной страны и проис

КРИЗИС БЮРОКРАТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА. Реформы государственной службы: международный опыт и российские реалии

Читайте также: