Аристократы в древней греции кратко

Обновлено: 02.07.2024

ЗАРОЖДЕНИЕ АРИСТОКРАТИИ

Из этой посылки вытекают разнообразные виды и степени ограничений, налагаемых аристократическими обществами на браки своих членов; общее правило состоит в том, что знатный человек может вступить в брак только с ровней. Даже незаконнорожденные дети знатных отцов отстаивают права на знатность, несмотря на происхождение своих матерей – самым известным примером является, пожалуй, герцог Вильгельм Нормандский, после 1066 король Англии по праву завоевания. Принцип заключается в том, что благородная кровь, унаследованная (предположительно) от отцовской стороны, обладает достаточным превосходством, чтобы иметь преимущество над обычной даже после разбавления. Однако довольно часто знатные люди, вступая в браки с представителями простого народа и следовательно, нарушая долг аристократа поддерживать чистоту крови, навлекали на себя строгие санкции вплоть до изгнания из общества и лишения прав на наследство.

Вероятно оттого, что обладание собственностью зачастую выглядит случайным и не зависящим от личных качеств (например, при наследовании богатства), апологеты аристократического правления редко довольствуются одним лишь доводом о богатстве. У плутократии как таковой немного защитников. Гораздо чаще встречается аргумент, подчеркивающий культурное и моральное превосходство, обеспечиваемое богатством, рафинированным воспитанием и возможностями хорошего образования. Аристократ, исходя из этой логики, может проявлять бoльшую объективность, либерализм, терпимость и просвещенность в таких ситуациях, когда от политика-демократа можно ожидать обращения к беспринципной манипуляции и безответственной демагогии. В то время как демократ может надеяться избежать возмездия за проступки, применяя политическое маневрирование, аристократ защищен от недостойных приемов или ухищрений собственным кодексом чести и желанием сохранить одобрение равных.

Происхождение.

Военное мастерство, особенно в первобытных и аграрно-традиционалистских обществах, играло главную роль в формировании различий в богатстве и культуре, на которых основывается аристократия. Таково, например, происхождение знати среди греков героической эпохи и происхождение римской аристократии. Однако в обществах, зависящих от централизованной администрации, управляющей крупномасштабным ирригационным земледелием или морской торговлей, – таких как египетская, вавилонская или минойская цивилизации, – вполне возможно, что сначала священнические или, в ряде случаев, административные и коммерческие функции определили высший социальный и экономический статус нескольких семей, позволив им разделить власть с монархами и даже установить олигархические структуры, способные противостоять царю, когда он был слаб или его политика означала слишком явное отступление от традиций.

АРИСТОКРАТИЧЕСКОЕ ПРАВЛЕНИЕ В ИСТОРИИ

Примитивные общества.

И самая древняя аристократия, известная по историческим документам, и привилегированные группы среди современных примитивных народов демонстрируют большинство черт, обнаруживаемых в более развитой форме у аристократии цивилизованных стран. Старейшины племени или вожди родовых групп пользуются властью на основании возраста, богатства, военных подвигов, хранения племенного закона, истории и традиции, магического и врачебного мастерства, знания религиозных обрядов и мистерий, предполагаемых кровных уз с богами или реального родства с царем или верховным вождем. В племенах, где господствует военный образ жизни, доступ в группу знати обычно проходит через поле боя или священничество.

Правящие касты.

Когда завоеванное население или пленников, захваченных на войне, превращают в рабов, вся группа победивших рабовладельцев может составить аристократическую правящую касту и в то же время – как в Спарте – допускать значительное неравенство среди самих свободных граждан. Германские племена до захвата Римской империи имели, по-видимому, подобный вид социальной структуры, по крайней мере, в мирное время. Можно привести и множество других примеров, в том числе из истории американских индейцев до Колумба. В древней Спарте, управлявшейся потомками завоевателей-дорийцев, строго аристократическая природа государства определялась тем, что многочисленное местное население порабощенных, но потенциально способных к мятежу илотов представляло постоянную угрозу жизни и безопасности находившихся в меньшинстве свободных граждан, которые могли сохранить собственное превосходство, лишь поддерживая строжайшую дисциплину в своих рядах. Поэтому спартанское воспитание обращало особое внимание на чувство долга, аскетизм, самодисциплину и подчинение личности государству – достоинства, которые оказываются уместны и другим правящим меньшинствам в аналогичных обстоятельствах (например, юнкерам Восточной Пруссии) (см. СПАРТА).

К искусству и философии спартанцы относились с подозрением, полагая, что они способны породить изнеженность или нежелательные сомнения в этической основе спартанского общества. Вместо этого поощрялись атлетика и военная подготовка, так как воспитательный идеал трактовался в терминах выработки характера, а не умственных достижений. В этом Спарте подражали последующие аристократии, причем с таким единообразием, что возникает вопрос, не стремились ли привилегированные меньшинства компенсировать свою посредственность интенсивным культивированием тех черт характера, которые наиболее эффективно служат отстаиванию господства меньшинства. Иными словами, аристократу не требовалось обладать оригинальным интеллектом высшего порядка, ему необходимо лишь быть совершенно точным в своей роли. Если это заключение правильно, то оно может объяснить, почему аристократическое правление всегда отличалось, враждебностью к нововведениям и переменам.

Древний Рим.

Ранняя история Рима отмечена господством родовой аристократии, патрициев, кроме которых никто не мог заседать в Сенате. Им подчинялись плебеи, являвшиеся, возможно, потомками побежденного народа. Однако не исключено, что по происхождению патриции были просто богатыми землевладельцами, организовавшимися в кланы (curiae), и присвоившими привилегии высшей касты. В любом случае власть избранного царя ограничивалась Сенатом и собранием кланов (comitia curiata), которая даровала царю после избрания imperium (верховную власть). Плебеям не дозволялось носить оружие, их браки не признавались законными – эти меры были рассчитаны на то, чтобы оставить их без защиты, без поддержки семьи и родовой организации. Так как Рим был самым северным форпостом латинских племен, соседствующим с этрусской цивилизацией, нет ничего удивительного в том, что римское аристократическое образование напоминало спартанское особым вниманием к патриотизму, дисциплине, смелости и военному мастерству.

Считается, что Сервий Туллий, царь, чье имя указывает на его (или его отца) происхождение из рабов, предпринял радикальные преобразования. Возможно для того, чтобы сломать господство прежних наследственных кланов, заменил первоначальные племена, или трибы, основанные на родстве, новой системой четырех кланов горожан, базировавшейся на богатстве и виде оружия и подразделенной с военными целями на классы и центурии. Тем не менее, богатые патриции продолжали контролировать собрания и руководили учреждением республики после изгнания последнего царя, Тарквиния Гордого (509 до н.э.). Плебеи по-прежнему были исключены из политической жизни, не считая того, что они получили собственное собрание (concilium plebis, или плебс) со своими чиновниками, или трибунами. Вскоре после основания республики, чтобы включить плебеев в новое собрание всего народа (comitia tributa), были сформированы семнадцать новых триб. Постановление, проголосованное только плебсом, называлось плебисцитом (plebiscitum) и первоначально распространялось только на плебеев. Напротив, закон (lex), чтобы он мог иметь обязательную силу для всего народа Рима, должен был приниматься общим собранием. К концу республиканского периода это различие фактически исчезло, так как плебеи сумели добиться равного гражданства.

Первым шагом в этом процессе стало наделение трибунов полномочием накладывать вето на решения магистратов, а позднее – и на акты Сената. Затем плебс стал агитировать за кодификацию законов, чтобы обуздать произвол патрицианских магистратов. Примерно в 450 до н.э. были составлены Двенадцать таблиц, которые оставались основой римского публичного права до 2 в. н.э. Примерно в то же время плебс добился новых уступок, включающих право плебеев вступать в браки с патрициями, причем дети наследовали ранг отца. Достигнув фактического равенства в политике, плебеи стали искать способы облегчения своего экономического и социального положения. Некоторые плебейские семьи разбогатели и объединялись с патрициями, чтобы угнетать бедноту; это облегчалось тем, что только самые богатые члены отдаленных триб могли позволить себе посещение собраний в Риме. Однако вся законодательная инициатива находились в руках председательствующих магистратов, избираемых Сенатом из числа знати.

По мере того как имперская экспансия порождала все более и более сложные системы правления, Сенат становился все могущественнее. В 133 и 123–121 до н.э. были предприняты попытки раздела обширных земельных владений (latifundia) и раздачи небольших участков бедноте. Но вожди плебеев Тиберий и Гай Гракхи (трибуны, хотя и знатного происхождения), были убиты патрициями из реакционной партии знати (оптиматами), а Сенат казнил сотни последователей Гракхов как врагов общества. Хотя какое-то перераспределение земли, по-видимому, имело место, ряд мер, закончившийся принятием аграрного закона (lex agraria) в 111 до н.э., закрыл программу реформ и восстановил господство сенатской олигархии. В течение следующего полувека, заполненного гражданскими войнами, диктатурой и проскрипциями, Сенат становился все более коррумпированным, репрессивным и неэффективным.

Феодальная Западная Европа.

Правление аристократии снова появилось на Западе только после разрушения централизованной власти и захвата западных провинций Рима германскими племенами. Примерно между 4 и 10 вв. на этих территориях созревала т.н. феодальная система. Военная свита вождей германцев, видимо, послужила моделью для феодальных вассалов в их преданности сеньору. Экономические и договорные отношения феодализма могли возникнуть из таких римских установлений, как коммендация и патронат (согласно которым во время беспорядков мелкие землевладельцы передавали свою собственность более могущественному лицу в обмен на физическую защиту и право пользования его имуществом). Теоретическое равенство внутри феодальной знати (выраженное, например, в идее сословия пэров), вероятно, происходит от германской идеи солидарности воинов. Но покоренным жителям бывшей Римской империи был предназначен чисто рабский статус. Относительно немногочисленные захватчики вытеснили последний правящий класс римлян и стали аристократией, преимущественно военной.

С фактическим исчезновением городской жизни и рыночной экономики в Средние века основой богатства, власти и социального статуса стала земля. Поместье (часто это была земля, прикрепленная к деревне) составило основную единицу феодального землевладения. Владения (лат. – feudum) дворянина могли состоять из единственного поместья (что типично для конного воина – рыцаря в Англии, шевалье во Франции) или нескольких поместий. Высшая знать располагала обширными владениями, включающими много поместий. Доход от поместий извлекался или непосредственно (работой, продукцией или деньгами крестьян, обычно крепостных), или косвенно (долей дохода вассала, или подчиненного дворянина, владевшего одним или несколькими поместьями). Граф или герцог, например, мог владеть дюжиной поместий, которыми распоряжались незнатные управляющие, а также получать доход от своих вассалов – низших дворян, присягнувших ему в верности и пожалованных за это поместьями.

В феодальной системе король был верховным господином, а все знатные землевладельцы – его прямыми или косвенными вассалами; под королевской властью, следовательно, понимали не что иное, как владения богатого феодального сеньора, который был первым среди равных. Его реальные богатство и власть зависели, кроме того, от размеров дохода, поступающего к нему напрямую из его собственных поместий или косвенно из поместий вассалов, так как налоги в современном смысле были практически неизвестны. Большинство расчетов производились бартером, потому что денег в обращении было немного. Так что феодальным королям было непросто накапливать средства для широкомасштабных предприятий. Слишком бедные, чтобы позволить себе постоянные армии, они в лучшем случае могли рассчитывать на периодическую и ограниченную военную службу (часто ее срок устанавливался в 40 дней в год), которую их вассалы согласно присяге обязаны были обеспечивать, и в конфликтах между королевской властью и самыми могущественными из ее подданных эти узы личной верности оказывались далеко не всегда надежными. Изредка монарх выдающихся дарований мог преуспеть в приведении своих баронов к временной покорности, но если у него не оказывалось равного ему преемника, то период сильной королевской власти не мог быть продолжительным.

К 9 в. была все же выработана и сведена к договорной форме или правовому прецеденту более или менее стабильная схема отношений; знать к тому времени обладала определенными правами и обязанностями по отношению к королю, и возникла совокупность феодальных норм, включавших основные требования к этим отношениям. Появилась тенденция урегулирования разногласий не насилием, а судебной тяжбой, и королевская власть предпринимала непрекращавшиеся столетиями попытки стать единственным арбитром в спорах – т.е. обеспечить монополию на правосудие. Но только после нормандского завоевания (1066) в Англии и еще позднее во Франции и других континентальных странах король мог заметно ущемлять власть аристократии.

Таким образом, века, непосредственно предшествующие крестовым походам, представляют зрелище фактически однородного аристократического государственного устройства, монархического по названию, на деле же опирающегося на господство военного класса, извлекающего главный доход из принудительных платежей несвободного крестьянства, лишенного доступа как к оружию, так и к образованию и культуре. Крепостной почти не имеет прав, которые могли бы применяться по закону против сеньора, в чьем поместье он живет; без согласия сеньора он не может жениться, передать арендуемое имущество наследникам или покинуть поместье. Смешанные браки между знатью и простым народом редки и, как правило, означают утрату дворянства для детей. Единственным средством образования и продвижения членов низшего класса оставалась церковь, и несколько человек незнатного происхождения действительно возвысились и стали епископами, аббатами, кардиналами и даже папами, но такие примеры редки и относятся к людям исключительных способностей. Военная и политическая карьера была доступна лишь аристократии.

Постфеодальная Западная Европа.

Между крестовыми походами и началом 19 в. – в ответ на изменения политических, экономических и культурных обстоятельств – средневековая система аристократического правления постепенно модифицировалась. Оживление жизни в городах и рост капитализма породили средний класс (торговую и финансовую буржуазию), отличающийся как от крепостного крестьянства, так и от аристократии. Действуя, как правило, при поддержке этого энергичного городского элемента, западноевропейские и английские короли смогли создать могущественные централизованные государства, все более укрепляемые наемными профессиональными армиями и обученной бюрократией. Правосудие и другие функции верховной власти постепенно прибирались к королевским рукам, а независимая военная власть знати систематически сокращалась эффективным запретом частных армий, внедрением огнестрельного оружия (особенно, пушек), слишком дорогого для большинства дворян, и разрушением укрепленных замков. Во Франции этот процесс в основном завершился ко времени кардинала Ришелье. В Англии знать стала вполне послушной, после того как вплотную приблизилась к уничтожению в войне Алой и Белой розы.

Центральная и Восточная Европа.

Города-государства.

Нельзя не отметить привлекательность аристократической модели для господствующих групп в растущих городских центрах Европы позднего Средневековья и начала Нового времени. Некоторые территории (особенно во Фландрии и в Северной Италии) на ограниченных отрезках времени имели успешный опыт демократии, включающий право полного гражданства с избирательным правом, которыми пользовались все или практически все взрослые мужчины, постоянно проживающие в городе. Но с ростом и дифференциацией населения, сопровождавшимися, как обычно, концентрацией богатства в нескольких семьях, большинство этих республик или коммун позднего Средневековья последовали олигархическому образцу. В результате голосование и (или) занятие должностей ограничивалось, как правило, теми семьями, гражданство которых признавалось наследуемым. Кроме того, политические права привязывались к владению собственностью, цеховым привилегиям, уплате специальных налогов или наличию определенных земельных наделов. Крайне консервативная Венецианская республика, в конце концов разгромленная Наполеоном, представляет классический пример такой олигархии. Свободные города Священной Римской империи, города Ганзейской лиги и привилегированные города Англии и Западной Европы обнаружили те же общие тенденции олигархического контроля со стороны сравнительно немногочисленных, но гордых и высоко культурных патрициев. Большинство этих городов-государств было сметено радикальным политическим переустройством – придававшим особое значение национальному единообразию и централизму – почти всей Европы во время Французской революции и при Наполеоне, но немногие (например, Базель, Франкфурт-на-Майне, Гамбург и Люксембург) продолжали существовать и процветать в 19 в. и даже позднее.

Общества белого меньшинства.

Управленческая элита.

Как правило, крушение царской власти происходило не насильственным путем, а в результате концентрации власти в руках следующего слоя – аристократии в лице родовых вождей, издавна составлявших царский совет и царский двор. Титул царя обычно сохранялся; в Аргосе, Афинах и Коринфе царь являлся высшим должностным лицом, а в Эфесе, Милете и Наксосе – жрецом, но теперь он подчинялся совету старейшин как archon basileus, один из нескольких верховных правителей. Власть аристократического совета была укоренена в социальной структуре полиса прочнее, чем власть царя, так как аристократы являлись вождями племенных групп – фил, фратрий и родов, – которые, слившись, и образовали полис. В менее развитых областях, таких, как Элида, где небольшие общины (damoi) еще не слились воедино, царей сменила аристократия узкого круга вождей фратрий и родов (patriai и geneai). В вопросах религии, правосудия и политики их авторитет был непоколебим, так как за ними стояли многовековые традиции.

Центральным органом аристократического правления в полисах являлся совет (boule или gerousia); его члены, избиравшиеся по достижении зрелого возраста, который, например, в Спарте составлял 60 лет, а в Халкиде – 50, пожизненно сохраняли свою должность и были ни перед кем не подотчетны. Совет опирался на структуру фратрий и родов, которые действовали по прежней системе и соблюдали прежние принципы. Должностные лица как исполнительный орган совета находились под его жестким контролем. Скажем, в некоторых государствах высшие должности могли занимать лишь представители определенных семей; в других совет имел право проверки (dokimasia) и мог отклонить выставленную кандидатуру. Срок нахождения в должности обычно ограничивался одним годом, после чего поведение должностного лица рассматривалось советом. Во многих случаях исполнительная власть была разделена между несколькими должностными лицами, которые составляли коллегию, принимавшую решения большинством голосов.

Все аристократии являлись олигархиями, когда политическая власть находилась в руках узкого круга людей, но степень олигархии была разной. При наиболее узких формах аристократии монополию на высшие должности удерживало семейство, по наследству владевшее царским титулом. Например, коринфские Бакхиады происходили от царского дома Гераклидов, точнее, от выдающегося коринфского царя Бакха. Его непосредственные наследники также были царями, но примерно с 747 г. Бакхиады правят уже как группировка, выбирающая из своих рядов высшее должностное лицо, видимо носившее титул basileus, по имени которого называется год; браки они заключали лишь в пределах своего рода. В таком клане число мужчин старше 50 лет могло достигать 200. Аналогичной монополией на высшую должность обладали Пенфилиды в Митилене и Басилиды в Эритрах и Эфесе. При менее узкой форме аристократии должности удерживались несколькими фратриями, – например, в городах Крита и в Локриде властью обладали члены 100 семейств – или определенными группами, чьи привилегии первоначально восходили к временам завоевания и основания государств; такими группами являлись, скажем, гиппоботы в Халкиде и гаморы на Самосе и в Сиракузах.

В большинстве государств аристократическое правление отличалось стабильностью. Оно покоилось на согласии гражданской общины, которая сама строилась на племенной основе и придерживалось единых социальных и религиозных принципов. Хотя политическое лидерство и исполнительная власть находились в руках аристократии, нам неизвестны какие-либо случаи, чтобы народное собрание лишалось своих прав. Собрание, вероятно, могло лишь выражать свое мнение по важнейшим вопросам, касающимся внешних сношений, колониальной политики, землевладения и так далее, и избирать кандидатов, выдвинутых правящим классом. Но в этих вопросах серьезное противостояние было маловероятно: в дорийских государствах народное собрание было не меньше аристократов заинтересовано в сохранении привилегий граждан перед сервами и периэками, а в заморских государствах – перед рабами и варварами. Там, где аристократия была сплоченной и адаптировалась к медленно меняющимся условиям, она оставалась у власти до V–IV вв.

Эпоха VIIIVI веков до н.э. в истории древней Греции — это время господства аристократии. Во главе общества стояло небольшое число знатных и богатых семейств, представители которых монополизировали политическую власть, выступали в роли жрецов и судей, владели крупными земельными участками и другой собственностью. Благосостояние позволяло им выступать в поход верхом на коне, облачёнными в роскошные доспехи. Войны, которые вела аристократия в это время, больше напоминали спортивные состязания. В конфликтах участвовали относительно небольшие силы, а поведение участников регламентировалось многочисленными правилами.

Лелантинская война

Первым известным конфликтом в Греции является Лелантинская война. Она разгорелась между эвбейскими городами Халкида и Эретрия, соперничавшими за контроль над плодородной и богатой минералами равниной Лелант. Эта война упоминается во многих источниках, включая поэтов Гесиода и Архилоха — современников событий. Известно, что Гесиод участвовал в состязании поэтов, устроенном около 730 года до н.э. при погребении погибшего на войне царя Халкиды Амфидаманта. Это даёт нам отправную точку для датировки событий.

​Фрагмент дипилонской амфоры с росписью в геометрическом стиле IX–VIII веков. до н.э. Основным её сюжетом являются сцены оплакивания и процессии колесниц и воинов. Лувр, Париж. Фото автора - Аристократы во главе полиса и на поле боя | Warspot.ru

Фрагмент дипилонской амфоры с росписью в геометрическом стиле IX–VIII веков. до н.э. Основным её сюжетом являются сцены оплакивания и процессии колесниц и воинов. Лувр, Париж.
Фото автора

Писавший много позже Фукидид упоминал, что Лелантинская война была первым общим в истории Греции конфликтом, в котором на той или другой стороне пришлось поучаствовать всем грекам. Считается, что к Халкиде примкнули Коринф, Самос и фессалийские общины, а Эретрию поддержали Эгина, Милет, Хиос и Мегары. Коринфяне изгнали эретрийцев с Керкиры, а самосцы с их помощью победили флот милетцев. На суше мегаряне воевали против афинян, а спартанцы начали борьбу за покорение Мессении. В решающем сражении на помощь халкидянам пришла фессалийская конница, которая сумела опрокинуть противника. Эретрия была побеждена и разрушена.

Современные представления о Лелантинской войне претерпели серьёзные изменения. Учёные второй половины XIX — первой половины XX века основывались на словах Фукидида и встраивали в историю Лелантинской войны все известные им столкновения между греками. В их работах война продолжалась десятки, если не сотни лет, а её частью оказывался, например, конфликт между Сибарисом и Кротоном, закончившийся разрушением первого в 510 году до н.э. В середине ХХ столетия историки более осторожно писали о Лелантинской войне как о большом и достаточно длительном конфликте эвбейских городов и их союзников, в основе которого лежало столкновение торговых интересов или земельный голод. При этом исследователи стремились отделять столкновение между Халкидой и Эретрией из-за Лелантинской равнины от современных ей, но всё же совершенно самостоятельных конфликтов, подобных I Мессенской войне.


Наконец, в современных работах преобладает взгляд на Лелантинскую войну как на форму саморепрезентации аристократии, стремившейся подражать гомеровской этике поведения и описанным в гомеровских поэмах способам ведения войны. Сама война рассматривается как продолжавшаяся довольно долго серия столкновений между отдельными аристократическими группами, сражавшимися за тот или за другой лагерь. Участники этих столкновений стремились с помощью военных подвигов добиться славы и укрепить своё положение в обществе. Такой характер борьбы объясняет длительность конфликта и количество его участников.

Аристократия

Между VIII и VI веками до н.э. греческая аристократия достигла апогея своего могущества. Кое-где всё ещё сохранялась традиционная царская власть, подобная той, которую описывал Гомер в своих поэмах. В Милете был известен царский род Нелеидов, в Эфесе и Эрифрах — Басилидов, в Митилене — Пентелеидов. На Пелопоннесе особым почитанием пользовался царский род Гераклидов, потомки которого были басилеями в Спарте и Аргосе. Однако наряду с царскими династиями на первый план стали выходить знатные семейства, могущественные и богатые, зачастую ведшие своё происхождение от героев древности, но при этом всё же не принадлежавшие к царским династиям. Таковы Бакхиады в Коринфе, Кодриды, Алкмеониды, Филаиды в Афинах и т. д.

Со временем могущество аристократии возросло настолько, что позволило ей отодвинуть от власти правящие царские семейства. Верховная власть при этом переставала передаваться по наследству, а становилась выборной в пределах узкого круга претендующих на неё аристократических семейств. Царский титул превратился в атрибут выборного правителя, подобно афинскому архонту-басилею, по имени которого велось летоисчисление в Афинах. Вначале, по словам Аристотеля, архонты-басилеи избирались пожизненно, а затем на десятилетний срок. В Коринфе под властью Бакхиадов выборный правитель носил титул притана. Такие же выборные пританы засвидетельствованы в коринфских колониях Аполлонии, Керкире, Эпидамне и Сиракузах.

​Голова мраморной статуи афинского всадника из Рамнунта, VI век до н.э. Лувр, Париж. В соответствии с модой эпохи молодой человек носит длинные волосы, бреет усы и коротко подстригает бороду. Весь его облик несёт на себе черты утончённости. Фото автора - Аристократы во главе полиса и на поле боя | Warspot.ru

Голова мраморной статуи афинского всадника из Рамнунта, VI век до н.э. Лувр, Париж. В соответствии с модой эпохи молодой человек носит длинные волосы, бреет усы и коротко подстригает бороду. Весь его облик несёт на себе черты утончённости.
Фото автора

Эта традиция проживания басилеев и знати в городах восходит ещё к Гомеру и может быть прослежена на материалах погребений. В Афинах на протяжении геометрического периода, в IX–VIII веках до н.э., могилы знати, содержащие в себе оружие и драгоценности, скапливались на склонах Ареопага, где проживала аристократия. То же распределение погребений знати выявлено в некрополях Арголиды. Каменные ящики с богатыми приношениями, которые ассоциируются с захоронениями аристократии в конце VIII века до н.э., концентрировались преимущественно вокруг нуклеуса городской территории Аргоса. В некрополях других поселений Арголиды (Тиринф, Микены, Навплион, Асина) таких погребений не обнаружено. В этих захоронениях также практически отсутствует оружие, что говорит о превращении Аргоса в городской и политический центр всего региона.

​Известняковый саркофаг из Амафунта (Кипр) с рельефным изображением процессии, включающей аристократов на колесницах и сопровождающих их пеших воинов, V в. до н.э. Метрополитен музей, Нью Йорк. Источник: Metropolitan Museum of Art. — Vol. 2. Greece and Rome. — New York, 1987. — Fig. 20. - Аристократы во главе полиса и на поле боя | Warspot.ru

Известняковый саркофаг из Амафунта (Кипр) с рельефным изображением процессии, включающей аристократов на колесницах и сопровождающих их пеших воинов, V в. до н.э. Метрополитен музей, Нью Йорк. Источник: Metropolitan Museum of Art. — Vol. 2. Greece and Rome. — New York, 1987. — Fig. 20.

Всадники и колесничие

Описывая политическое устройство Греции древнейшего периода, Аристотель проводил параллель между аристократической формой правления и развитием конницы:

​Терракотовая плитка VI века до н.э. с рельефом, изображающим колесницу и тяжеловооружённых воинов, из святилища Зевса Диктейского в Палеокастро, Крит. Археологический музей, Ираклион. Фото автора - Аристократы во главе полиса и на поле боя | Warspot.ru

Терракотовая плитка VI века до н.э. с рельефом, изображающим колесницу и тяжеловооружённых воинов, из святилища Зевса Диктейского в Палеокастро, Крит. Археологический музей, Ираклион.
Фото автора

​Всадники и их оруженосцы на полихромной вазе VI века до н.э. Музей Ватикана. Фото автора - Аристократы во главе полиса и на поле боя | Warspot.ru

Всадники и их оруженосцы на полихромной вазе VI века до н.э. Музей Ватикана. Фото автора

Верхом и в пешем строю

Картину действий этих всадников на поле боя представил Дионисий Галикарнасский. Хотя он и рассказывал о телохранителях царя Ромула, так называемых целерах, но прямо проводил параллель между римскими и современными им греческими военными учреждениями:

Судя по имеющимся у нас данным, эти всадники могли атаковать врага не только в пешем строю, но и верхом, наподобие настоящей кавалерии. Плутарх оставил описание яростной атаки фессалийских всадников, решившей исход Лелантинской войны в пользу халкидян:

​Греческий килик VI века до н.э. из Вульчи (Италия) с изображением спешившегося всадника. Музей Ватикана. Фото автора - Аристократы во главе полиса и на поле боя | Warspot.ru

Греческий килик VI века до н.э. из Вульчи (Италия) с изображением спешившегося всадника. Музей Ватикана. Фото автора

Современные историки по-прежнему спорят об историчности этого документа. В его пользу свидетельствуют ямбы Архилоха, современника событий Лелантинской войны, в которых автор хвалит мужество эвбейских бойцов, привыкших сражаться друг с другом в рукопашной схватке:

Сложившийся в этих рамках комплекс отношений предполагал, что формально объявленная война будет вестись с соблюдением принятых для такого рода случаев ритуальных норм. Театром военных действий становилась равнинная территория, а не горы и чащи. Военные действия происходили весной или летом, днём, а не ночью. Само столкновение являлось состязанием воли и мускулов, в котором победу одерживала сильнейшая сторона. Существовало ограничение на преследование и убийство противника. Обратившимся в бегство позволялось убежать. Пленные могли заплатить за себя выкуп. Над погибшими противниками не глумились, а мёртвые тела победители выдавали по первому требованию. Религиозные святилища получали статус убежища: считалось недопустимым преследовать противника, обратившегося к богам за защитой.

​Бронзовая статуэтка всадника, VI века до н.э. Пергамон музей, Берлин. Фото автора - Аристократы во главе полиса и на поле боя | Warspot.ru

Бронзовая статуэтка всадника, VI века до н.э. Пергамон музей, Берлин. Фото автора

Битва трёхсот чемпионов

Эти компоненты аристократической культуры достаточно долго сохранялись в военном деле греков. Одним из примеров традиции является сражение между аргосцами и спартанцами, оспаривавшими друг у друга владение Кинурией в 546 году до н. э. В истории оно известно как битва трёхсот чемпионов.

Геродот рассказывал, что обе стороны договорились решить исход войны путём сражения трёхсот лучших бойцов с каждой стороны. Битва должна была длиться до полного уничтожения противника. Раненых с поля боя ни той, ни другой стороне выносить не разрешалось. Бой продолжался весь день. К вечеру в живых остались двое аргосцев и израненный спартанец по имени Орфиад. Аргосцы, полагая, что они одержали победу, ушли ночевать в свой лагерь. Ночью Орфиад пришёл в себя, сумел поставить трофей из снятых с тел погибших аргосцев доспехов и продолжал оставаться под копьём до самого рассвета. Когда утром обе армии прибыли к месту сражения, каждая из них могла претендовать на победу. Аргосских воинов в живых осталось больше, чем их врагов, однако именно спартанец Орфиад воздвигнул победный трофей на поле боя. После горячего спора сражение возобновилось. Победу в нём одержали спартанцы.

​Схватка гоплитов. Фрагмент рельефа бронзовой гидрии, VI век до н.э. Музей Оливериано, Пезаро. Источник: L’Histoire du Monde. L’Antiqite. — Larousse, 1993 — Р. 267 - Аристократы во главе полиса и на поле боя | Warspot.ru

Схватка гоплитов. Фрагмент рельефа бронзовой гидрии, VI век до н.э. Музей Оливериано, Пезаро. Источник: L’Histoire du Monde. L’Antiqite. — Larousse, 1993 — Р. 267

Память об этом эпизоде сохранялась столетиями. Во время очередного аргосско-спартанского конфликта, вспыхнувшего в 420 году до н. э., Аргос предложил Спарте повторить битву трёхсот чемпионов. На этот раз спартанцы отказались.

Второй аспект архаического периода – это формирование гражданского общества в течение VIII — VI веков. И это формирование происходило за счёт устранения пережитков родоплеменных отношений.

В начале эпохи архаики в VIII веке, когда начинает формироваться греческий полис, фактически все население каждого греческого полиса делилось как бы на две части. Первая часть населения называлась аристократия, а вот вторая часть называлась демос. Демос – значит народ, то есть демос – это все, что не аристократия. И в начале, и позже архаики политическая власть в греческих полисах принадлежала аристократам. Аристократы были наиболее экономически мощным социальным слоем, и аристократы контролировали также сферу религиозную. Именно на базе крупной земельной собственности, на базе того, что аристократы имели в руках политическую власть, контролировали сакральную сферу, и базировалось их особое положение. Они, естественно, в каждом полисе были меньшинством, очень незначительным процентом населения, но, повторяю, их значение в каждом полисе было огромное.

Итак, что есть аристократия? Вот в принципе мы дважды в истории будем встречаться на европейской почве с понятием аристократии. Вот есть аристократия античная, греческая аристократия, римская аристократия, и в следующем году мы будем говорить об аристократии западноевропейских феодальных обществ.

Итак, здесь важно следующее для понятия аристократ. Во-первых, аристократ – есть понятие наследственное, с точки зрения исторического развития – это потомки родоплеменной знати. Когда же у греков сформировалось представление об аристократии, то представитель аристократического рода – это есть представитель рода, который ведет свое происхождение от какого-либо греческого героя, то есть каждый аристократической род имеет своего мифологического первопредка. Это может быть Геракл, Ясон, Тесей, Беллерофонт и масса других всяких героев. Причем важно отметить, что все греческие герои, которых вы знаете по греческой мифологии, в свою очередь являются сыновьями божества. Это либо чаще всего Зевс, либо Аполлон, либо там еще кто-то, в редких случаях, например, Афродита, как род Юлиев в Риме.

То есть, понимаете ли, для греков мифологическое время — это было реальное время, но которое безвозвратно ушло. И еще раз хочу подчеркнуть, что статус аристократа передается только по наследству, аристократом стать нельзя, аристократом можно только родиться, будучи потомком аристократического рода. Поэтому всякие вот эти бредни и игры в наши дни во всякие дворянские собрания и так далее… Они могут кого угодно назначить (Пугачеву, например) представителем русской аристократии – все это глупости. Аристократом либо ты родился, либо не родился, это уж так пришлось. Ну, а поскольку мифологические времена ушли, и боги у нас не спускаются теперь на землю, то пополнение аристократических родов в принципе невозможно.

Причем хочу подчеркнуть, что греки, несмотря на весь их рационализм мышления, свято верили в этот самый статус. Во времена перикловых Афин вы вполне могли увидеть потомка Геракла, который идёт по улице. Понимаете ли, ни у кого не вызывало сомнения, что это действительно потомок того легендарного героя. Это мало что уже в V веке давало, но это действительно потомок этого самого героя, о котором знают буквально все. Итак, первое – это происхождение.

Читайте также: