Рекреационные ресурсы турции кратко

Обновлено: 05.07.2024

Динамично развивающейся отраслью турецкой экономики является туризм. Обилие уникальных исторических памятников на территории Турции, средиземноморские пляжи, рекреационная инфраструктура, благоприятный климат - все это открывает широкие перспективы для туристического бизнеса.

В туристической индустрии страны занято 7,8 % от общей занятости в экономике (данные на 2006 г.). Доля туризма в ВВП – 13,5 % (2006 г.).

Ежегодно страну посещает более 14 млн. туристов почти из 80 стран. Примечательно, что в последние годы Россия по числу туристов, приезжающих в Турцию, прочно занимает третье место после Германии (3,4 млн. чел) и Великобритании (1 млн. чел.). В 2002 г. Из России в Турцию приехало 913 тыс. туристов, в 2003 – 1 312 тыс., в 2004 – 1 756 тыс. Обратный поток туристов из Турции в России невелик и не превышал, по данным на 2004 г., 180 тыс. человек. Таким образом, у Турции с Россией положительный туристический баланс.

Число интуристов, посетивших Турцию, млн. чел

1965 0,2
1975 1,0
1982 1, 39
1984 2, 1
1998 9, 0
2001 12,0
2002 13,4
2004 14, 0

Ежегодные доходы страны от туризма превышают 15 млрд. дол. И это не считая мультипликативного эффекта, создаваемого туризмом в смежных отраслях хозяйства (транспорт, шопинг, пищевая и легкая промышленность и др.). По имеющимся оценкам на долю Турции приходится 47 % рынка туристических услуг Средиземноморского региона.

Основная рекреационная зона Турции приурочена к побережьям Эгейского (Чешме, Кушадасы, Бодрум) и Средиземного (Мармарис, Ичмелер, Даламан, Фетие, Олю-Дениз, Кемер, Анталия, Белек, Манавгат, Сиде, Алания) морей. Пользуются популярностью экскурсионные программы по Стамбулу и Каппадокии, в местность Памуккале (иль Денизли), а также по античным городам Эгеиды (Троя, Эфес, Милет). На востоке страны созданы горнолыжные курорты Паландокен и Улудаг(иль Эрзурум).

В 2003 г. Правительство Турции выделило на рекламу туризма 9 млн. долл., из них 85 % было направлено на рекламную компанию в России.

В табл. 10 приведен перечень объектов ЮНЕСКО всемирного природного и культурного наследия на территории Турции.

КОММУНИКАЦИОННАЯ СИСТЕМА ТУРЦИИ

Ведущая роль в системе грузовых и пассажирских перевозок принадлежит автотранспорту.

Автомобильные дороги: общая протяженность - 385 960 км. Выделяется три класса дорог: государственного значения – около 40 000 км (имеют твердое покрытие), районного значения, сельского значения (около половины не пригодны для круглогодичного использования).

Завышен размер ставок на проезд паромом по маршруту Самсун-Новороссийск (1400$ за кругорейс), по сравнению с другими паромными линиями (например, Евпатория/Украина - Зонгулак/Турция 900 $ за кругорейс).

Авиационный транспорт представлен 120 аэропортами, военными базами и местными взлетно-посадочными полосами. 14 аэропортов международного значения.

Крупнейшие аэропорты международного значения: Ататюрк (Ешилькёй близ Стамбула), Эзенбога (Анкара), Чигли (Измир), Анталья, Аланья, Адана.

Среди 25 крупнейших авиакомпаний мира Turkish в 2003 г. по чистой прибыли (155 млн. дол) занимала 12 место (российский Аэрофлот только 13 место).

В настоящее время российские авиакомпании выполняют большое количество чартерных рейсов по перевозке туристов на курорты Турции. Так, в 2000 г. российские авиакомпании выполнили более 4500 чартерных пассажирских и 3100 чартерных грузовых рейсов, в 2001 г. - 5000 пассажирских и 2000 грузовых чартеров; в 2002 г. - 6700 пассажирских и 2050 грузовых чартеров.

Турецкая сторона подтвердила, что на основе так называемого "джентельменского соглашения" не будет ограничивать чартерные полеты российских воздушных судов, не оборудованных системой ТКАС, а также не будет ограничивать их полеты "по шумам".

Морской и речной транспорт

Флот насчитывает более 1 100 судов, общим тоннажем порядка 6,5 млн. тонн (18 место в первой двадцатке стран). Насчитывается 56 морских портов. Крупнейшие морские порты Турции по грузообороту, млн. тонн (1991 г.): Измит (23,6), Мерсин (19,4), Алиага (12,9), Стамбул (9,7), Измир (9,3), Искендерун (9,3), Джейхан (6,1), Гебзе (5,1), Эрегли (4,5), Самсун (2). На каботажные перевозки приходится 25 5 грузооборота страны.

Российская сторона предлагает распространить национальный режим для судов в портах также на уплату портовых сборов. Турецкая сторона пока не дала своего согласия на это.

Российская сторона предлагает закрепить в Соглашении право судов одной стороны участвовать в перевозках между портами другой стороны и портами третьих стран (кросс-трейд). Турецкая сторона не дает согласия на это.

Российская сторона предлагает включить в Соглашение положение о том, что суда третьих стран имеют право осуществлять перевозки между портами сторон (т.е. между портами России и Турции). Турецкая сторона не дает согласия на это.

Инфраструктура связи: Телефоны: в использовании: 19.5 млн.; пользователи мобильной связи: 17.1 млн. Станций радиопередач - 16, FM 107, короткая волна 6. Радио: 11.3 млн. Станций телевидения - 635. Телевизионным вещанием охвачено 20.9 млн. чел. Провайдеры услуг Интернета - 50.

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ТУРЦИИ

Турецкая лира

Денежная единица Турции – турецкая лира, включена МВФ в число свободно конвертируемых валют. Первые турецкие деньги достоинством в 1 тысячу лир появились в 1927 г. Эта сумма была равна 1,1 долл. В 1995 г. в Турции в обращение была введена банкнота в 1 млн. лир, что составило 25 долларов, а в 1997 появилась 5-миллионная купюра - приравненная к 27 “зеленым”. Два года назад в стране, переживающей последствия тяжелейшего в ее истории экономического кризиса, стали печатать 10-миллионные купюры. Тогда власти обещали, что она станет последней банкнотой столь крупного достоинства, но, как водится, слова не сдержали. В Турции введена в обращение самая крупная в мире банкнота. Несмотря на ее астрономическое достоинство - 20 млн. лир, - она эквивалентна всего лишь около 13 дол. США (по состоянию на лето 2003 г.).

1 турецкая лира равна 100 курушам. В обращении находятся банкноты достоинством 20 000 000, 5 000 000, 1 000 000, 500 000, 250 000, 100 000, 50 000, 20 000, 10 000, 5 000 лир и монеты в 5, 10, 25, 50, 100 тысяч лир.

Будьте внимательны и не принимайте монеты и банкноты более низкого достоинства, чем указано выше: вследствие инфляции они выведены из обращения. 1 USD = 1313779.13 TRL (05.04.2004). 1 EUR = 1590017.71 TRL (05.04.2004)

НДС (KDV) в Турции составляет 15%. Он почти всегда включается в расценки. Отели обычно сочетают его с оплатой за обслуживание в размере 10-15%, рестораны добавляют к счету 15% за обслуживание.

Денежно-кредитная сфера

В стране имеются государственные, иностранные и частные банки. К концу 2003 г. их общее число составляло 50 (в 1999 – 62). Характерен высокий уровень концентрации банковских капиталов (на первые десять банков в 2003 г. приходилось более 80 % всех активов, более 80 % депозитов (денежных вкладов в банки) и 75 % кредитов). Создан ВОРР – Высший орган ревизии и регулирования банковского дела. Если в 1990 г. госбанки контролировали 45 % активов, то к 2003 г. их доля, по причине приватизации, сократилась до 33 %. Доля иностранных банков в активах составляет 3 %. Частные банки контролируют 57 % активов. Из крупнейших коммерческих банков следует назвать два государственных - Зираат банкасы ("Сельскохозяйственный банк"), Халк банк ("Народный"), смешанный - Иш банкасы ("Деловой"), три частных - Япы ве креди банкасы (" Строительный и кредитный"), Гаранти банкасы ("Гарантийный"), Акбанк ("Средиземноморский").

Недоверие к национальной валюте порождает высокий уровень долларизации. Так, если во Франции доля валютных вкладов в общей сумме депозитов не превышает 3 %, то в Турции – почти 60 % (2002).

Уровень девальвации лиры и инфляции в Турции, %

Падение курса лиры по отношению к доллару Среднегодовой рост оптовых цен
1980 102,5 107,2
1981 45 36,8
1982 46 25,2
1983 39,2 30,6
1984 62,9 52
1985 42,1 40
1986 29,1 26,7
1987 27,8 39
1988 66 70,5
1989 49,3 63,9
1990 23 52,3
1991 59,9 55,4
1992 64,7 62,1
1993 59,9 48,4
1994 170,4 120,6
1995 53,9 88,5
1996 77,5 75,9
1997 86,6 81,8
1998 71,7 71,8
1999 59,9 52,2
2000 49 51,4
2001 54
2002 45,2

Читайте также: