Марио дель монако биография кратко

Обновлено: 02.07.2024


Слушать и смотреть Марио Дель Монако on line


"Dicitencello Vuie"

Марио Дель Монако - один из крупнейших и наиболее выдающихся певцов XX века. Крупнейший мастер искусства бельканто середины века, он использовал в пении метод опущенной гортани, полученный им у Мелокки, что давало ему возможность извлекать звук огромной силы и стального блеска. Великолепно подходивший для героико-драматических партий в операх позднего Верди и веристов, уникальный по насыщенности тембра и энергетике, голос Дель Монако был словно создан для театра, хотя в то же время в записи он был менее хорош. Дель Монако по праву считается последним тенором di forza, чей голос составил славу бельканто в ушедшем веке и стоит в одном ряду с крупнейшими мастерами XIX века. Немногие могли сравниться с ним по мощи звучания и выносливости и никто, в том числе и выдающийся итальянский певец второй половины XIX века Франческо Таманьо, с которым чаще всего и сравнивают громовой голос Дель Монако, не смог в течение столь длительного времени сохранять подобную чистоту и свежесть звучания.

Мальчику минуло десять лет, когда семья перебралась в Пезаро. Один из местных преподавателей пения, познакомившись с Марио, весьма одобрительно высказался о его вокальных данных. Похвала прибавила энтузиазма, и Марио стал усердно изучать оперные партии.

К шестнадцати годам Дель Монако уже знал много оперных арий. Однако лишь в девятнадцать лет Марио начал серьезно заниматься — в Пезарской консерватории, у маэстро Мелокки.

Однако эти занятия не принесли Дель Монако пользы. Более того, применяемая его новым педагогом методика привела к тому, что голос начал тускнеть, терять округлость звучания. Лишь через полгода, вернувшись к маэстро Мелокки, он вернул голос.

"…Следующий, 1947 год стал для меня рекордным. Я выступил 107 раз, спев однажды за 50 дней 22 раза, и проехал от Северной Европы до Южной Америки. После долгих лет нужды и несчастий все это походило на фантастику. Тогда же мне достался потрясающий контракт на гастроли в Бразилии с невероятным по тем временам гонораром — четыреста семьдесят тысяч лир за выступление…

Марио Дель Монако — настоящий и большой артист: его блестящий сценический темперамент отшлифован вкусом и мастерством; мельчайшие детали его вокального и сценического исполнения тщательно продуманы. И что особенно хочется подчеркнуть — он замечательный музыкант. Каждая его фраза отличается строгостью музыкальной формы. Артист никогда не приносит музыку в жертву внешним эффектам, эмоциональным преувеличениям, чем грешат иной раз и весьма известные певцы… Искусство Марио Дель Монако, академичное в лучшем смысле слова, дает нам подлинное представление о классических основах итальянской вокальной школы".

Оперная карьера Дель Монако блистательно продолжалась. Но в 1963 году он должен был прервать свои выступления, после того как попал в автомобильную катастрофу. Мужественно справившись с недугом, певец уже через год вновь радует публику.


В марте 1975 года певец оставляет сцену. На прощание он дает несколько выступлений в Палермо и Неаполе. 16 октября 1982 года Марио Дель Монако не стало.

Гастроли продолжались, а из Италии, как траурный контрапункт к здешнему празднику, приходили подробности о прощании с Марио Дель Монако. Это был последний акт оперы его жизни: он завещал похоронить себя в костюме любимого героя — Отелло, неподалеку от Виллы Ланчениго. Гроб до самого кладбища несли знаменитые певцы, соотечественники Дель Монако. Но вот иссякли и эти печальные вести… И память сразу же, словно опасаясь наступления новых событий, переживаний, стала одну за другой возвращать мне картины, связанные с Марио Дель Монако".

Ни одному знаменитому певцу послевоенного периода не удавалось вызвать такого количества противоречивых суждений при общих восторгах по поводу великолепных вокальных данных как Марио Дель Монако. Имя последнего тенора di forza для миллионов людей стало синонимом итальянского бельканто.

Содержание статьи

Творчество и личная жизнь Марио Дель Монако

  • Творчество и личная жизнь Марио Дель Монако
  • Марио Загалло: биография, творчество, карьера, личная жизнь
  • Доменико Модуньо: биография, творчество, карьера, личная жизнь

В своем творчестве Марио Дель Монако достиг поразительных высот. Его уникальный по вокал отличался невероятной силой.

Дорога к призванию

Биография будущей знаменитости началась в 1915 году. На свет ребенок появился во Флоренции 27 июля. В семье он был старшим сыном. О певческой карьере хотя бы одного из детей мечтал обожавший музыку отец. Когда Марио исполнилось 10, родители переехали в Пезаро.

Критики предрекали ему блистательную карьеру на сцене. Шестнадцатилетний Марио знал немало арий, но серьезные занятия оперным пением начались лишь с девятнадцати у маэстро Мелокки в консерватории Пезаро.

Первым успехом стал певческий конкурс в Риме. После исполнения нескольких арий Дель Монако попал в пятерку лучших конкурсантов. Он получил стипендию, дававшую право на занятия в школе при оперном театре итальянской столицы.

Творчество и личная жизнь Марио Дель Монако

Начало карьеры

Новый преподаватель выбрал неудачную методику, ставшую причиной ухудшения голоса ученика и его творческого кризиса. Лишь возобновленные спустя полгода занятия с Мелокки позволили юноше снова вернуть вокальное мастерство.

Устроить личную жизнь певец смог в 1941. Его избранницей стала Рина Филиппини, оперная певица, сопрано. У мужа и жены появился малыш, сын Джанкарло. Он выбрал карьеру оперного режиссера, стал впоследствии одним из признанных мастеров своего дела.

Вскоре Марио призвали в армию. Воинскую часть возглавлял настоящий ценитель пения. Он не просто одобрял занятия, но и обеспечил возможность выступлений талантливого подчиненного.

Творчество и личная жизнь Марио Дель Монако

Признание

Через несколько месяцев Марио пел с Ренатой Тебальди.

Публика называла исполнителя певцом высшего класса.

Новые достижения

В 50-60-х он гастролировал по Америке и Европе. Постановки с его участием нередко открывали новые сезоны. На такие спектакли ценители шли особенно охотно.

Творчество и личная жизнь Марио Дель Монако

В исполнении нет ни единой непродуманной детали. В его партиях нет внешних эффектов и эмоциональных преувеличений не в пользу музыке. Дель Монако дал истинное представление о классике итальянского бельканто.

Завершение

Блистательная музыкальная карьера оказалась прервана в 1963 автокатастрофой. После восстановления прошел год, и исполнитель вновь вышел на сцену.

Сцену артист оставил в марте 1975. Из жизни великий мастер ушел в 1982. Его не стало 16 октября.

Творчество и личная жизнь Марио Дель Монако

Mario Del Monaco (Марио Дель Монако) - Последний тенор di forza

Крупнейший мастер искусства бельканто середины века, он использовал в пении метод опущенной гортани, полученный им у Мелокки, что давало ему возможность извлекать звук огромной силы и стального блеска. Великолепно подходивший для героико-драматических партий в операх позднего Верди и веристов, уникальный по насыщенности тембра и энергетике, голос Дель Монако был словно создан для театра, хотя в то же время в записи он был менее хорош. Дель Монако по праву считается последним тенором di forza, чей голос составил славу бельканто в ушедшем веке и стоит в одном ряду с крупнейшими мастерами XIX века.

Марио Дель Монако родился во Флоренции 27 июля 1915 года. Позднее он вспоминал: «Музыку меня научили любить с детства отец и мать, петь я начал с семи-восьми лет. Отец мой не был музыкально образован, но очень хорошо разбирался в вокальном искусстве. Он мечтал о том, чтобы кто-нибудь из его сыновей стал известным певцом.

Мальчику минуло десять лет, когда семья перебралась в Пезаро. Один из местных преподавателей пения, познакомившись с Марио, весьма одобрительно высказался о его вокальных данных. Похвала прибавила энтузиазма, и Марио стал усердно изучать оперные партии.

К шестнадцати годам Дель Монако уже знал много оперных арий. Однако лишь в девятнадцать лет Марио начал серьезно заниматься — в Пезарской консерватории, у маэстро Мелокки.

Mario Del Monaco (Марио Дель Монако) - Последний тенор di forza

Однако эти занятия не принесли Дель Монако пользы. Более того, применяемая его новым педагогом методика привела к тому, что голос начал тускнеть, терять округлость звучания. Лишь через полгода, вернувшись к маэстро Мелокки, он вернул голос.

В 50—60-е годы певец часто гастролирует по различным городам Европы и Америки.Приезд Марио Дель Монако в Москву летом 1959 года вызвал грандиозный интерес у поклонников вокального искусства. И ожидания москвичей оправдались в полной мере.

Оперная карьера Дель Монако блистательно продолжалась. Но в 1963 году он должен был прервать свои выступления, после того как попал в автомобильную катастрофу. Мужественно справившись с недугом, певец уже через год вновь радует публику.

Еще одна байка - про непростые отношения Марио Дель Монако со знаменитой Марией Каллас. Она не раз была партнершей тенора и однажды, по слухам, нажала ему на горло прямо во время спектакля, чтобы он не смог взять верхнюю ноту.

Сам Дель Монако подобные слухи опровергал. Так он рассказывал о Каллас в интервью: "Поскольку сцена в "Ла Скала" передвижная, она заставила выдвинуть её на метр вперёд, надеясь, что так её голос будет лучше слышен публике. На премьере возникли ещё кое-какие разногласия, журналисты заметили их и раздули дело. Они написали, что Мария Каллас во время дуэта дала мне пинок, чтобы я прервал свою долгую ноту, которая затмевала её голос. Новость эта, обошедшая весь мир, выдумка. Правда, Каллас пришлось трудновато петь рядом со мной, но она не прибегала к пинкам или чему-либо подобному".

Mario Del Monaco (Марио Дель Монако) - Последний тенор di forza

"Дуэты Каллас - Дель Монако превращались в настоящие дуэли. К счастью, некоторые из этих захватывающих спектаклей были записаны на пластинки, и мы можем и сейчас восхищаться тем огнем и теми молниями, которые мечут друг в друга эти выдающиеся мастера вокала и просто очень темпераментные люди"

Из книги Марио Дель Монако "Моя жизнь, мои успехи":
Разумеется, я любил Марию и восхищался ею, но и допустить, чтобы меня переплюнули, не мог. Когда доходишь до оперных вершин, такого рода подробности приобретают решающее значение для карьеры. Так же как и Мария Каллас, я нахо­дился на вершине, твердо намереваясь пребывать там и далее.
В тот же вечер между мною и Каллас произо­шел самый настоящий скандал. В третьем акте я заметил, что Мария стремится держать высокие ноты дольше, чем необходимо. Я понял, что борь­ба началась. Я ответил в том же духе, насколько мог. Мария не уступала. Она была великолепной Нормой, я - не менее великолепным Поллионом.
Когда я солировал, Мария во все глаза наблюдала за мной, выискивая признаки отступления. Я де­лал то же самое с теми же намерениями. Естест­венно, что по окончании акта публика разрази­лась грандиозными овациями, но маэстро Вотто, выходя вместе с нами на поклоны, заметил, что у нас далеко не все в порядке. Когда закрылся занавес, Вотто раздраженно заявил: "Вы слишком увлеклись. Считаю, что необходима еще одна рабочая репетиция с форте­пиано".
Мария холодно перебила его: "Обошлись бы и без репетиции, если бы не скверные коллеги. И вообще, если бы кое-кто здесь был кавалером, он позволил бы мне сегодня показаться одной".
Я обратил это в шутку. "Жаль, — сказал я, — но тут действительно кавалеры, и одна ты нигде не покажешься".
"Истерик!" — закричала Каплас.
"Психопатка!" - сорвался я….
В это время под гром аплодисментов вновь открылся занавес. Мы заметили, что за нашим препирательством наблюдает публика и, видимо, страшно веселится. Опыт не дал нам оробеть; мгновенно изобразив на лицах улыбку, мы взя­лись за руки и пошли на поклоны.
Когда занавес закрылся, Марию снова поне­сло: "Я всех вас сегодня задавила!"
Как раз в тот вечер мне не хотелось оста­влять за кем бы то ни было последнее слово, и я сказал довольно жестоко: "Не волнуйся, вот ско­ро приедет Тебальди, приведет тебя в чувство".
Мария взвилась как фурия. У нее были пре­красные, словно точеные, руки и длинные лаки­рованные ногти. Тигрицей она набросилась на ме­ня, сдерживаемая своей личной горничной и Meнегини. Мы сцепились среди толпы, хлынувшей на сцену после спектакля. Кто-то утверждал, искренне или нарочно, что ему показалось, буд­то Каллас при этом дала мне хорошего пинка. Это был чистый вымысел, но на следующий день об этом судачили все газеты. На некоторое время и я превратился в ее официального "врага".

Игорь Кожухов

Марио дель Монако (1915-1982)

"Зачем жить дальше, если я больше не могу петь" (Марио дель Монако незадолго до смерти)

Пожалуй, ни один другой знаменитый тенор (во всяком случае в послевоенный период) не вызывал столь противоречивых эмоций и суждений, при том, что никто никогда не ставил под сомнения выдающиеся качества его голоса. Мнения о нем разнятся от "самый великий певец всех времен и народов", "король теноров" до "пустой крикун, не понимающий, о чем он поет, и умеющий только вращать глазами". Во всяком случае, для множества людей во всем мире имя Марио дель Монако стало синонимом итальянского героического тенора.

Марио дель Монако родился во Флоренции, которая была родиной многих выдающихся певцов, 27 июля 1915 года в семье служащего. Его отец, государственный служащий и музыкант-любитель, мечтал о музыкальной карьере для сына и заботился о его музыкальном образовании. Вначале Марио учился игре на скрипке, но после того, как у него обнаружились вокальные данные, он приступил к обучению у педагогов по вокалу. Как часто бывает с обладателями больших драматических голосов, процесс обучения был довольно мучителен, а успехи пришли далеко не сразу. После смены ряда педагогов Марио наконец нашел своего учителя в лице маэстро А. Мелокки, с которым он достиг своих первых успехов - однако затем юный певец внезапно прервал занятия и начал самостоятельные выступления, что привело его к серьезному вокальному кризису. Пришлось возвращаться обратно к маэстро Мелокки, который после шести месяцев упорных занятий благословил его на настоящий профессиональный дебют, который состоялся 20 марта 1940 в партии Туридду в опере Масканьи "Сельская честь".
Успешно начавшуюся карьеру прервала война. К счастью, начальник воинской части, в которой по призыву был вынужден служить Марио, был меломаном и позволял начинающему певцу время от времени выступать в провинциальных итальянских театрах. В этот период дель Монако выступал в таких партиях, как Альфред в "Травиате", Пинкертон в "Мадам Баттерфляй", Эдгар в "Лючии де Ламмермур", Рудольф в "Богеме" и даже Герцог в "Риголетто" - то есть, в лирическом репертуаре, который сейчас меньше всего ассоциируется с его именем. В 1941 году Марио женился на Рине Филиппини - его сын Джанкарло впоследствии стал известным оперным режиссером.
По-настоящему карьера Марио дель Монако началась после окончания войны, в 1946 году в Вероне, где он чрезвычайно успешно выступил в партии Радамеса в "Аиде". В том же году состоялся его дебют и в Ковент Гарден. Затем последовали дебюты в Ла Скала - 1949 год (в партии Андре Шенье, которая стала одной из его ведущих ролей); 1950 год - в Сан-Франциско, и в 1951 году - в "Метрополитен". Ещё одним переломным годом вдель Монако в роли Отелло карьере певца стал 1950 год; именно тогда он впервые выступил в партии Отелло; произошло это 21 июля 1950 года в Буэнос-Айресе. Считается, что за свою карьеру Марио выступил в этой партии 427 раз, хотя документально подтверждено "всего лишь" (!) 218 выступлений певца в его коронной партии. В том же году он впервые выступил вместе с Марией Каллас в "Аиде" в Ла Скала. Впоследствии он неоднократно встречался на сцене с этой выдающейся певицей, а их совместные выступления были продолжением их далеко не простых личных взаимоотношений. Дуэты Каллас - Дель Монако превращались в настоящие дуэли. К счастью, некоторые из этих захватывающих спектаклей были записаны на пластинки, и мы можем и сейчас восхищаться тем огнем и теми молниями, которые мечут друг в друга эти выдающиеся вокала и просто очень темпераментные люди.

Игорь Кожухов

Совершенно другие - дружественные и очень теплые отношения - связывали Марио и еще одну великую примадонну XX века, Ренату Тебальди, с которой певец часто встречался не только на сцене, но и в студии. Ими были сделаны многие выдающиеся записи, которые навсегда вошли в историю. Нельзя не назвать такие шедевры, как "Сила судьбы", "Отелло" и "Андре Шенье". В последующие годы карьера певца продолжала развиваться не менее успешно. Триумфы следовали за триумфами, гастроли за гастролями. В 1959 году состоялись исторические гастроли Марио дель Монако в Большом театре в Москве в партиях дона Хозе в "Кармен" и Канио в "Паяцах". Это были первые гастроли итальянского певца подобного уровня в Советском Союзе. Ирина Архипова, которая пела партию Кармен, вспоминает, что после спектакля артисты Большого вынесли певца со сцены на руках. Сохранились видео- и аудиозаписи этих спектаклей, которые часто передавались по советскому радио и телевидению и, несомненно, повлияли на формирование вкусов целых поколений советских любителей оперы. Известно, что после одного спектакля, увидев аплодирующую и кричащую "браво!" толпу под окнами гримуборной - тех, кому так и не удалось "добыть" билет в Большой - певец распахнул окно и спел собравшимся людям несколько итальянских песен а капелла. Результатом этого эмоционального жеста стала серьёзная простуда, из-за которой отменилась первоначально планировавшаяся поездка в Ленинград, для выступления в театре им. Кирова.

Марио дель Монако гастролировал по всему миру; ему доводилось петь в присутствии глав государств многих стран. В 1962 году в Великобритании королева-мать устроила прием в его честь, на котором они вместе выпили шампанское. 13 декабря 1963 года в Риме певец попал в автомобильную катастрофу, которая привела к тому, что он оставался неподвижным в течение восьми месяцев. Существует легенда о том, что, как только певец пришел в себя после аварии, он первым делом проверил голос, "хватанул" верхнее "до" и только после этого позволил врачам себя осматривать. После аварии голос певца начал постепенно угасать, хотя еще много лет сохранял свои выдающиеся качества, позволявшие дель Монако с успехом выступать по всему миру в партиях драматического и лирико-драматического репертуара. В последний раз он вышел на сцену в партии Отелло в Брюсселе 4 ноября 1972 года. В 1975 году в возрасте 60 лет он выступил в 11 спектаклях в течение 20 дней в театрах "Сан Карло" (Неаполь) и "Массимо" (Палермо) и этой выдающейся серией, которая была бы не по плечу большинству гораздо более молодых теноров, завершил свою замечательную карьеру.

Скончался певец в Местре (Италия) 16 октября 1982 года. Согласно его желанию, он был похоронен в костюме Отелло (за эту роль, обессмертившую имя певца, в 1955 году он был удостоен премии "Золотая арена", присуждающейся за наиболее выдающиеся достижения в оперном искусстве).

В одном из интервью Магда Оливеро, вспоминая о дель Монако, говорила, что певец был полностью подчинен своему голосу; он говорил о своем голосе: "Голос то" или: "Голос это", как будто голос был совершенно отдельным существом, жившим в том же теле, что и Марио. Дель Монако, как могло бы показаться со стороны, чрезмерно заботился о своем вокальном аппарате. Перед спектаклем он полностью прекращал любые разговоры и общался с людьми через написанные от руки записки; он лежал и старался поменьше шевелиться. У него были даже специальные очки с зеркальными стеклами, расположенными под углом в 45 градусов, чтобы можно было смотреть телевизор, не поворачивая голову.

Игорь Кожухов

Марио дель Монако очень редко отменял свои выступления. В отличие от некоторых драматических теноров, голос Марио дель Монако никогда не был пронзительным или неприятным, он всегда был звенящим во всем диапазоне, очень красивым и то, что называется "итальянским". У него был огромный, прекрасный верх, где никогда не было заметно ни малейших следов тремоляции; верхние ноты в диапазоне знаменитого тенора практически не пострадали с возрастом.

Много писали о том, что певцу были доступны только три динамических оттенка: f, ff и fff. Во многих записях он действительно поет именно таким образом, но это не значит, что другие динамические оттенки были ему неподвластны; чтобы убедиться в этом, достаточно хотя бы послушать и посмотреть видеозапись "Андре Шенье" - в которой, кроме дель Монако, замечательно поют и играют молодая Антониетта Стелла и Джузеппе Таддеи.

Ещё говорили и о крайне ограниченном репертуаре дель Монако - но достаточно взглянуть в список исполненных им партий, который насчитывает 39 опер, чтобы увидеть там такие не часто встречающиеся в репертуаре ведущих певцов названия, как "Стиффелио" Верди, "Франческа да Римини" Дзандонаи, " Валли" Каталани и другие. Марио дель Монако оставил огромное фонографическое наследие, которое сейчас почти полностью издано на CD и дает возможность нам всем еще и еще раз прикоснуться к противоречивому, неоднозначному, но такому потрясающему искусству этого певца.

Читайте также: