Постарайтесь пересказать быль близко к тексту передавая особенности речи персонажей 5 класс кратко

Обновлено: 02.07.2024

Составим план пересказа рассказа Гоголя "Заколдованное место":

  1. Дьячок начинает рассказ о случае из своего детства. Используем слова Дуреешь, по-собачьи, лошак
  2. Отец героя уехал в Крым и мальчик остается с двумя братьями, матерью и дедом
  3. Приехали знакомые деду чумаки
  4. Дед угощает чумаков дыней и начинает танцевать
  5. В средине у него не получается эффектное коленцо и дед начинает злиться
  6. Вдруг он оказывается в чистом поле - вишь куда занесла его нечистая сила
  7. Дед видит огоньки и понимает что это клад.
  8. Дед пометил место и с утра с лопотой ищет это место, но не находит
  9. На следующий день дед снова стучит ногой в заколдованное место и оказывается у нужной могилы
  10. Он копает могилу и заступ бьется об котел.
  11. В это время различные головы зверей начинают повторять за ним его слова
  12. Дед пугается и хочет бежать, но видит, что все снова тихо
  13. Он с трудом вытаскивает котел
  14. Дед бежит с котлом и ему чудится, что кто-то за ним гонится
  15. На деда выливают помои
  16. Дед открывает котел и видит мусор
  17. Он засыпает проклятое место мусором.

План пересказа рассказа "Проклятое место" Гоголя:

  1. Рассказчик вспоминает свое детство и деда
  2. Дед встречает знакомых чумаков и устраивает праздник
  3. На заколдованном месте у него не получается танцевать
  4. Дед оказывается в поле и видит огоньки на могиле - это клад
  5. Он помечает нужно место
  6. Дед не может найти днем ту могилу
  7. Дед снова через заколдованное место попадает к могиле
  8. дед копает и вокруг него появляются звериные головы
  9. Дед все-таки выкапывает котел и бежит с ним
  10. Его обливают помоями
  11. В котле обнаруживается мусор
  12. Заколдованное место засыпано сором.

Можно просто заучить сказку "Иван Крестьянский сын и чудо-юдо" наизусть, ведь в ней есть все эти элементы, но тогда это будет не сказывание.

Поскольку сказка достаточно большая, попробую сделать небольшое сказывание с использованием нужных элементов народного фольклора:

В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-да был старик и жила с ним старуха. Было у них три сына и младший - Иванушка. Но повадилось на землю ихнюю чюдо-юдо поганое, вот и решили сыновья биться с ним насмерть.

Отправились братья в путь-дорожку, да добрались до речки смородины. Там начали братья в дозор ходить, сперва старший пошел, да уснул, а младший Иван вышел вместо него и сразил чудо-юдо шестиголовое, на следующую ночью все повторилось, только девять голов было у чудо-юдо. Наконец в третью ночь Иван бился с 12 головами и только конь его верный помог Ивану одолеть чудо юдо поганое.

Замыслили жены чудо-юдо извести братьев, но и тут выкрутился Иван и спас и себя и братьев.

И вернулись братья домой, да стали жить-поживать, да добро проживать.

Сказывание можно разбавить диалогами:

iVH80wKS44K4JFkxpUpydJMzVQX.jpg

Обозначим читателей буквами А и Б.

А: Какие события послужили источником для совершения отроком своего подвига?

Б: Печенеги осадили Киев, а князь Святослав с дружиной был где-то далеко.

А: И что творилось в Каиеве во время осады?

Б: Голодали люди. Никто не мог выйти из города. Ольга даже хотела сдать Киев.

А: Но ведь какие-то планы у них были, какая-то надежда?

Б: Единственный шанс был переплыть на другой берег Днепра - там стоял воевода Претич, который не знал о голоде в Киеве.

А: И почему они сразу не послали никого к Претичу?

Б: Чтобы добраться до Днепра надо было пройти через лагерь печенегов

А: Но ведь как-то они спаслись?

Б: Да, благодаря отроку, который вызвался пробежать через лагерь печенегов и переплыть Днепр

А: И печенеги его не схватили?

Б: Отрок умел говорить на их языке и запутал их, а когда печенеги спохватились было поздно

А: Хорошо, что есть еще такие отроки на белом свете.

А давайте попробуем убрать из текста летописи эти союзы и посмотрим, что у нас получится:

Собрались люди, стояли на берегу, нельзя было войти. Стали тужить, Сказал отрок, Тот ответил.

Разница чувствуется сразу. Без этих повторяющихся союзов мы получаем простое прозаическое произведение - кто-то что-то сделал, кто-то что-то сказал.

Используя же повторяющиеся союзы в тексте летописи мы получаем напевность, мелодичность, плавный переход от одного эпизода к другому.

Повторяющиеся союзы А и И создают тот неповторимый летописный язык, который превращает сухое изложение в настоящее произведение литературы.

В своей басне "Две бочки" Крылов описывает ситуацию, когда один производит много шума, но пользы от этого нет совершенно, а второй молча делает свое дело и приносит всем пользу. В басне героями сделаны бочки - пустая и с вином. Пустая несется громко и быстро, но она пустая и ничего не принесет. Бочка с вином катится медленно и тихо, зато польза от нее очевидна.

Мораль здесь в том, что надо спокойно делать свое дело, а не носится с шумом ничего не делая.

Вопросы для викторины:

  1. С чем были бочки?
  2. Почему пуста бочка громыхала?
  3. Почему бочка с вином катилась медленно?
  4. Как реагировали на приближение пустой бочки прохожие?

В басне "Лебедь, Рак и Щука" Крылов поднимает вопрос сотрудничества. Герои басни никак не могут найти общий язык и каждый тянет воз в свою сторону. Они не могут объединиться и сообща овладеть возом.

Мораль этой басни в том, что в любом деле должно быть согласие среди тех, кто его выполняет, иначе никакого результат достичь не удастся.

О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.

вторник, 2 ноября 2021 г.

Ответы на вопросы учебника к рассказу Н. Гоголя "Заколдованное место", 5 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 5 класс, 1 часть, Коровина, страница 169

Размышляем о прочитанном

Главный герой рассказа дед Максим.

Мне не верится, что всё описанное автором могло произойти на самом деле.

Он правдиво описал образ жизни казаков, но фантастическим мне показалось перемещение деда на заколдованное место и описание нечистой силы, там им встреченной.

Пересказ рассказа "Заколдованное место" для 5 класса.

Рассказчику Фоме было тогда лет 11 и он был дурень. Любил баловать. Однажды отец мальчика уехал в Крым продавать табак. Дома остались мать, дед, да три брата.

Однажды к ним приехали чумаки. Дед встретил много знакомых и обрадовался. Он угощал чумаков дынями, называл их собачьими детьми и звал танцевать. Потом дед сам решил показать, как надо танцевать, и пошёл вывёртывать ногами.

Но возле грядки с огурцами у него перестал получаться сложный вихорь. Дед заругался, помянул сатану, и вдруг оказался в пустом месте. Он увидел вдали лес, голубятню, гумно и наткнулся на дорожку. Чуть в стороне, на могиле, горела свеча. Дед понял, что там спрятан клад. Он пометил могилку и пошёл домой, так как не было у него с собой ни заступа, ни лопаты.

На другой день дед взял инструмент и пошёл искать могилку. Но никак не мог найти нужное место. Если было видно голубятню, исчезало гумно, и наоборот. Начался дождь и дед, ругаясь страшными словами, вернулся домой.

На другой день он ходил по баштану, прикрывая арбузы, вновь вступил на проклятое место и ударил в сердцах заступом. И опять оказался в поле. Он быстро нашёл нужную могилу и начал обкапывать камень, лежавший на ней.

Откинув камень, дед решил перекурить, и тут кто- рядом так сильно чихнул, что забрызгал деда. Тот оглянулся, но вокруг не было никого. Дед стал копать могилу и вскоре вырыл котел.

- А, голубчик, вот ты где! - воскликнул дед.

А эти его слова тут же повторили птичий нос, баранья голова и медведь.

Деду стало страшно. Вокруг стояла ночь, не было видно ни звёзд, ни месяца. А из-за горы, что нависла над дедом, мигала харя красными очами.

Дед бросился было прочь, но оглянулся и увидел, что всё стихло. Он вернулся и с большим трудом вытащил котёл. Схватив его, дед бросился бежать со всех ног.

А на хуторе его уже потеряли. Мать вышла во двор и увидела, как над забором плывёт кухва. Она решила, что то балуют хлопцы, и вылила туда горячие помои.

С криком выскочил обожжённый дед. А в котле нашёлся лишь сор и грязь. С тех пор заклял дед внуков верить чёрту.

Литература и изобразительное искусство

Рассмотрите иллюстрации художника Клодта к этому произведению. Так ли вы представляли себе заколдованное место? Попробуйте сами нарисовать или устно описать собственную иллюстрацию к этому рассказу.

Я не совсем так представляла себе заколдованное место, как его изобразил художник. Мне оно кажется более страшным.

Устное описание заколдованного места для 5 класса

Это кусок поля возле тёмного леса. Возле узкой тропинки стоит могильный холм, на нём горит свеча. Огромный камень лежит рядом с могилой, а дед орудует заступом.

Небо черно, нет ни звёзд, ни месяца, вокруг чёрные провалы. В могиле виден котёл. На котле сидит птичий нос. На макушке дерева сидит баранья голова. Из лесу выглядывает медведь. Перед могилой огромная гора. В ней раскрыты огромные алые провалы глаз. Кажется, она сейчас схватит маленького деда и сожрёт за милую душу.

Фонохрестоматия Гоголь "Страшная месть"

1. Прислушайтесь к голосу актёра, читающего описание Днепра. Стихи это или проза? Как меняется интонация актёра, эмоциональная окраска голоса с изменением состояния Днепра, о котором повествует Гоголь?

Описание Днепра написано прозой, но его можно назвать стихотворением в прозе.

В этом описании нет рифмы, зато присутствует протяжный ритм, делающий чтение почти пением.

Автор использует в описании много литературных приёмов, характерных для стихотворения: эпитеты, сравнения, олицетворения.

Актёр красиво выделяет интонацией разные моменты описания. В начале его голос добродушный, восторженный, он любуется спокойными прибрежными водами.

Описывая середину реки, актёр добавляет в голос почтения, восхищения, уважения силой и величием Днепра.

Описывая ночной Днепр, актер словно рассказывает сказку, ведь этот отрывок напоминает её. Чего стоит рассказ о звёздах, удерживаемых Днепром, как стариком-великаном.

Описывая непогоду, голос актёра тревожно дрожит, тон повышается. Он пытается передать, как может быть страшен рассерженный старый Днепр.

2. Почему ощущение тревоги, передаваемое актёром, достигает наивысшей точки перед словами "и вышел из неё колдун"?

Появлению колдуна предшествует описание бушующего Днепра. Актёр нагнетает тревогу, говоря, что никто не решается плыть по реке в такую погоду. Он заставляет слушателя переживать о том, кто же в лодке, гадать, грозит ли путнику опасность.

Тревога, вызванная ощущением тайны, нарастает. Это кульминация эпизода.

Но появление колдуна разрушает тайну, исчезает тревога слушателя. За колдуна нет смысла волноваться и тревожиться.

Прочитать краткое содержание повести "Страшная месть", можно перейдя по ссылке.

Читайте также: