Обитель станционного смотрителя изложение кратко

Обновлено: 04.07.2024

"Станционный смотритель" А. С. Пушкин. описание Смиренной но опрятной обители
Всё облазила а найти не могу помоги пожалуйста!


Тут он принялся переписывать мою подорожную, а я занялся рассмотрением картинок, украшавших его смиренную, но опрятную обитель. Они изображали историю блудного сына: в первой почтенный старик в колпаке и шлафорке отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами. В другой яркими чертами изображено развратное поведение молодого человека: он сидит за столом, окруженный ложными друзьями и бесстыдными женщинами. Далее, промотавшийся юноша, в рубище и в треугольной шляпе, пасет свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице изображены глубокая печаль и раскаяние. Наконец представлено возвращение его к отцу; добрый старик в том же колпаке и шлафорке выбегает к нему навстречу: блудный сын стоит на коленах; в перспективе повар убивает упитанного тельца, и старший брат вопрошает слуг о причине таковой радости. Под каждой картинкой прочел я приличные немецкие стихи. Все это доныне сохранилось в моей памяти, также как и горшки с бальзамином, и кровать с пестрой занавескою, и прочие предметы, меня в то время окружавшие. Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сертук с тремя медалями на полинялых лентах.

Тут он принялся переписывать мою подорожную, а я занялся рассмотрением картинок, украшавших его смиренную, но опрятную обитель. Они изображали историю блудного сына. Под каждой картинкой прочел я приличные немецкие стихи. Всё это доныне сохранилось в моей памяти, так же как и горшки с бальзамином, и кровать с пестрой занавеской, и прочие предметы, меня в то время окружавшие".

Через несколько лет рассказчик снова посетил смотрителя:

"Вошед в комнату, я тотчас узнал картинки, изображавшие историю блудного сына; стол и кровать стояли на прежних местах; но на окнах уже не было цветов, и всё кругом показывало ветхость и небрежение".

Общая оценка изменения обстановки (смиренная, но опрятная обитель - ветхость и небрежение) дополняется выразительной деталью: горшки с бальзамином - на окнах уже не было цветов. Но эта деталь - не просто живой штрих происшедших перемен: в ней заключен намек на то, что со смотрителем уже нет Дуни, которая ухаживала за цветами.

Около 34 тысяч верст проехал Александр Сергеевич Пушкин по дорогам России, сотни почтовых станций довелось ему посетить, со многими смотрителями встречаться. Не менее 13 раз бывал он и на Вырской станции, и фамилия главного героя повести Самсона Вырина вполне могла быть им образована от названия почтовой станции, тем более, что народное предание связало события повести с этим местом, а архивные исследования показали, что на Вырской станции в течение многих лет служил смотритель, у которого была дочь.

Музей Дом станционного смотрителя. Чистая половина.

Музей Дом станционного смотрителя. Комната Дуняши.

Тут он принялся переписывать мою подорожную, а я занялся рассмотрением картинок, украшавших его смиренную, но опрятную обитель. Они изображали историю блудного сына: в первой почтенный старик в колпаке и шлафорке отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами. В другой яркими чертами изображено развратное поведение молодого человека: он сидит за столом, окруженный ложными друзьями и бесстыдными женщинами. Далее, промотавшийся юноша, в рубище и в треугольной шляпе, пасет свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице изображены глубокая печаль и раскаяние. Наконец представлено возвращение его к отцу; добрый старик в том же колпаке и шлафорке выбегает к нему навстречу: блудный сын стоит на коленах; в перспективе повар убивает упитанного тельца, и старший брат вопрошает слуг о причине таковой радости. Под каждой картинкой прочел я приличные немецкие стихи. Все это доныне сохранилось в моей памяти, также как и горшки с бальзамином, и кровать с пестрой занавескою, и прочие предметы, меня в то время окружавшие. Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сертук с тремя медалями на полинялых лентах.

Приезжий обращал внимание на картинки, изображавшие историю "блудного сына ". На первой был изображен важный старик, отпускающий сына с мешком денег в дорогу. На второй картинке - тот же юноша, окруженный женщинами легкого поведения и друзьями. Потом мы видим молодого человека в рваной одежде, пасущего свиней и глубоко раскаявшегося. И на последней картинке юноша стоит на коленях перед отцом.
Изображенное повторится в жизни Дуни, дочери станционного смотрителя, но отца своего она живым уже не увидит.

На первой был изображен важный старик, отпускающий сына с мешком денег в дорогу. На второй картинке - тот же юноша, окруженный женщинами легкого поведения и друзьями. Потом мы видим молодого человека в рваной одежде, пасущего свиней и глубоко раскаявшегося. И на последней картинке юноша стоит на коленях перед отцом.
Изображенное повторится в жизни Дуни, дочери станционного смотрителя, но отца своего она живым уже не увидит.

Тут он принялся переписывать мою подорожную, а я занялся рассмотрением картинок, украшавших его смиренную, но опрятную обитель. Они изображали историю блудного сына: в первой почтенный старик в колпаке и шлафорке отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами. В другой яркими чертами изображено развратное поведение молодого человека: он сидит за столом, окруженный ложными друзьями и бесстыдными женщинами. Далее, промотавшийся юноша, в рубище и в треугольной шляпе, пасет свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице изображены глубокая печаль и раскаяние. Наконец представлено возвращение его к отцу; добрый старик в том же колпаке и шлафорке выбегает к нему навстречу: блудный сын стоит на коленах; в перспективе повар убивает упитанного тельца, и старший брат вопрошает слуг о причине таковой радости. Под каждой картинкой прочел я приличные немецкие стихи. Всё это доныне сохранилось в моей памяти, также как и горшки с бальзамином, и кровать с пестрой занавескою, и прочие предметы, меня в то время окружавшие. Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сюртук с тремя медалями на полинялых лентах.
Нравится Пожаловаться

На первой был изображен важный старик, отпускающий сына с мешком денег в дорогу. На второй картинке - тот же юноша, окруженный женщинами легкого поведения и друзьями. Потом мы видим молодого человека в рваной одежде, пасущего свиней и глубоко раскаявшегося. И на последней картинке юноша стоит на коленях перед отцом.
Изображенное повторится в жизни Дуни, дочери станционного смотрителя, но отца своего она живым уже не увидит.

Тут он принялся переписывать мою подорожную, а я занялся рассмотрением картинок, украшавших его смиренную, но опрятную обитель. Они изображали историю блудного сына: в первой почтенный старик в колпаке и шлафорке отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами. В другой яркими чертами изображено развратное поведение молодого человека: он сидит за столом, окруженный ложными друзьями и бесстыдными женщинами. Далее, промотавшийся юноша, в рубище и в треугольной шляпе, пасет свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице изображены глубокая печаль и раскаяние. Наконец представлено возвращение его к отцу; добрый старик в том же колпаке и шлафорке выбегает к нему навстречу: блудный сын стоит на коленах; в перспективе повар убивает упитанного тельца, и старший брат вопрошает слуг о причине таковой радости. Под каждой картинкой прочел я приличные немецкие стихи. Все это доныне сохранилось в моей памяти, также как и горшки с бальзамином, и кровать с пестрой занавескою, и прочие предметы, меня в то время окружавшие. Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сертук с тремя медалями на полинялых лентах.

Описание смиренной, но опрятной обители станционного смотрителя важно для понимания основной идеи произведения А. С. Пушкина. Особое место занимает символичный образ картин про блудного сына.

Обстановка

Когда рассказчик вошел в дом к смотрителю, он увидел кровать, пеструю занавеску, а также горшки с бальзамином, которые были символом бережного отношения к обители. При следующем посещении Самсона Вырина, который уже перенес жизненную трагедию, этих горшков с цветами уже не было, что говорило о ветхости и небрежности.

Картины

Описание обители станционного смотрителя начинается с того, что рассказчик повествует о картинах, которые висят в доме у хозяина. Эти картины изображали историю блудного сына. На первой из них отец прощается со своим сыном, на второй – пиршество и развлечения сына, на третьей – разорившийся сын пасет свиней, на четвертой – сын возвращается к радостному отцу. Все картины сопровождались немецкими стихами.

Значение слов

1. Тут он (Самсон Вырин) принялся переписывать мою подорожную, а я занялся рассмотрением картинок, украшавших его смиренную, но опрятную обитель. Они изображали историю блудного сына. В первой почтенный старик в колпаке и шлафорке отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами. В другой яркими чертами изображено развратное поведение молодого человека: он сидит за столом, окружённый ложными друзьями и бесстыдными женщинами. Далее, промотавшийся юноша, в рубище и в треугольной шляпе, пасёт свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице изображены глубокая печаль и раскаяние. Наконец представлено возвращение его к отцу; добрый старик в том же колпаке и шлафорке выбегает к нему навстречу: блудный сын стоит на коленах; в перспективе повар убивает упитанного тельца, и старший брат вопрошает слуг о причине таковой радости. Под каждой картинкой прочёл я приличные немецкие стихи. Всё это доныне сохранилось в моей памяти, так же как и горшки с бальзамином, и кровать с пёстрой занавескою, и прочие предметы, меня в то время окружавшие. Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зелёный сертук с тремя медалями на полинялых лентах.

2. Лошади стали у почтового домика. Вошед в комнату, я тотчас узнал картинки, изображающие историю блудного сына; стол и кровать стояли на прежних местах; но на окнах уже не было цветов, и всё кругом показывало ветхость и небрежение. Смотритель спал под тулупом; мой приезд разбудил его; он привстал… Это был точно Самсон Вырин; но как он постарел! … Я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину – и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика.

Цели и задачи урока:
1. Закрепить знания учащихся об интерьере.
2. Формировать умение находить описание помещения в литературном тексте.
3. Определять роль интерьера в раскрытии образа героев литературных произведений.
4. Закрепить умение работать с толковым словарём, определять значение устаревших слов.
5. Расширять словарный запас учащихся.
6. Подготовить к написанию выборочного изложения по сложному плану.
Ход урока
Интерьер - живописное изображение внутренностей здания, комнат.
Пейзаж - изображение природы или какой-либо местности.
Портрет - изображение человека либо группы людей.

Работа с текстом

Вставить пропущенные слова в текст , в котором описано второе посещение рассказчиком жилища Самсона Вырина:
Лошади стали у почтового домика.
Вошед в комнату, я тотчас узнал картинки, изображающие историю блудного сына; стол и кровать стояли на прежних местах; но на окнах уже ____________________, и все кругом показывало __________ и ___________.

Слова для вставки : небрежность, небрежение, запустение, запущенность, ветхость, неаккуратность, не было цветов, завяли, бальзамин отцвёл, стояли другие цветы.

Сравните, как изменился герой пушкинской повести:
«Смотритель спал под тулупом; мой приезд разбудил его; он привстал. Это был точно Самсон Вырин; но как он __________! Покамест собирался он переписать мою подорожную, я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину - и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить __________ мужчину в _______________.
Слова для вставки : изменился, постарел, переменился; бодрый, крепкий, молодой; в старого человека, хилого старика, слабого старика.

Итоговое задание: Как раскрывается образ Самсона Вырина через описание его обители?

Озаглавить текс.
Составление сложного плана. Один из его вариантов.

Выборочное изложение.
Смиренная обитель Самсона Вырина.
План.
I. Два посещения обители Самсона Вырина.
II. В почтовом домике героя пушкинской повести.
1. Смиренная, но опрятная обитель.
2. Ветхость и запустение в комнате станционного смотрителя.
III. Как раскрывается образ Самсона Вырина через описание его жилища

Проведённая подготовительная работа способствует запоминанию пушкинского текста и написанию хороших изложений.



Сочинение Жилище Самсона Вырина

Известно, как важны в литературном произведении психологический портрет героя, пейзаж и прочие различные лирические отступления. Для понимания внутреннего мира персонажа важно также и описание его жилища.

Таким образом, описание дома смотрителя, пусть и в нескольких предложениях, но дает нам лучше понять и прочувствовать состояние и положение героя и даже предугадать сюжет.


Краткий пересказ повести: знакомство с героями

В начале повести рассказчик, который ведет повествование, делится с читателем размышлениями. Кто такой станционный смотритель, по его мнению? Несчастный человек, на котором путешественники то и дело вымещают гнев.

Рассказчик вспоминает, как однажды в дороге попал под сильный дождь и заехал на станцию, чтобы сменить одежду и согреться чаем. Его принял станционный смотритель Самсон Вырин и его четырнадцатилетняя дочь — красавица Дуня.

Пока Дуня накрывала на стол, рассказчик осмотрелся. Ему очень понравилась атмосфера в избе:

  • стены украшали картинки;
  • на окнах цвела герань;
  • у кровати висела яркая занавеска.

Гость пригласил хозяев присоединиться к трапезе. Завязалась приятная беседа, приезжему не хотелось уходить.

Спустя годы, проезжая той же дорогой, рассказчик решил заехать к давним знакомым. Зайдя в комнату, узнал знакомый интерьер. Правда, теперь он был неуютным и запущенным. Дуни не было, а смотритель был мрачным и неразговорчивым. Выпив немного пунша, старик поведал гостю о печальном случае.

Тремя годами ранее через станцию проезжал молодой гусар. Сначала он спешил и злился, но когда заметил Дуню, то решил остаться на ужин. Пришло время уезжать, но у офицера внезапно ухудшилось самочувствие. Доктор подтвердил белую горячку.

Через пару дней гостю стало лучше, и он собрался в путь. Было воскресенье, и он вызвался доставить Дуню до церкви. Смотритель станции был хорошего мнения о молодом человеке и не подумал ничего дурного, однако позже заволновался и пошел за дочерью.

В церкви Самсон узнал, что дочь не приходила на службу. Ямщик, который вез гусара, позже сообщил, что Дуня поехала с барином до следующей станции. Вырин разнервничался и слег с недугом. Вскоре он выяснил, что Минский (так звали проезжего барина) направился в Петербург, и , оправившись от болезни, последовал за ним пешком.

Краткое содержание: станционный смотритель находит дочь

Смотрителю удалось отыскать Минского. Офицер убеждал, что осчастливит Дуню, дал Самсону денег и выпроводил вон.

Но Вырин хотел встретиться с дочерью. Проследив за Минским, узнал, где живет Дуня. В квартире трехэтажного дома Самсон увидел дочь в роскошных одеждах — Дуня стала содержанкой Минского. Заметив отца, девушка вскрикнула и потеряла сознание. Недовольный барин выгнал смотрителя, тому пришлось вернуться домой. Три года он ничего не слышал о дочери.

Когда рассказчик вновь оказался на том же тракте, станции на прежнем месте не оказалось, а в избе Самсона жил пивовар с женой и сыном. Мальчик рассказал, что смотритель год как умер. По его словам, недавно приезжала барыня с тремя детьми и долго лежала у могилы.

Смотритель и его дочка Дуня

И. П. Белкин попадает к смотрителю в гости в мае 1816. Автор попал под дождь в дороге и решил обсохнуть в избе смотрителя Самсона Вырина. Тот жил не один, а с дочкой Дуней. Дуня проворно накрыла на стол, и рассказчик предложил отцу и дочке разделить с ним его пищу. Дождь уже кончился. Лошадей подали, а повествователь все не хотел прощаться со своими новыми знакомцами. Но визитеру приглянулся, конечно, не сам смотритель, а его дочка. Она, несмотря на юный возраст (всего 14 лет), была уже сказочно красива и на всех посетителей мужского пола действовала гипнотически.

Отдельных слов требует убранство избы: дом был ухожен, чист, приятен глазу. Другими словами, во внешней обстановке и атмосфере чувствовалась женская рука. С. Вырин очень гордился дочкой, он говорил, что та вся в мать.

Если говорить про описание станционного смотрителя, то выглядел он мужчиной благополучным и полностью довольным своей долей. Но совсем другим он был во вторую встречу с автором рассказа.

Из истории музея

Асфальт, пейзаж мелькает за окном, километровые столбики меняются так бысто, что и не замечаешь. Скорость, ветер и плавный ход автомобиля. Едешь и не задумываешься, что каких-то полторы сотни лет назад такая картина была фантастикой.

А что было реальностью?

Деревянные колеса дрог, повозок и колясок, подпрыгивающих на пыльной песчаной дороге. Плывущие мимо леса, луга и деревни, сменяющие друг друга медленно и печально, и не спещащие появляться верстовые столбы…

И хорошо, если день погожий, а если дождь, ветер, а то и снежная пурга? Немного, видимо, радости было в таких поездках.

Спасением для путников тех времен становились почтовые станции, где можно было сменить уставших лошадей, погреться, выпить чаю.

Изменение обстановки

Смиренная обитель Самсона Вырина, где остановился Белкин, сначала не кажется ему особенной. Он часто путешествовал и знал, какой приём его ожидает. Но впечатление, оставленное красотой Дуни, открыло его чувства для глубокого восприятия обычных вещей.

Молодой чиновник замечает скромность, но аккуратность обстановки. Пушкин пишет лишь о пёстрой занавеске над кроватью и горшках с бальзаминами на окнах. Но внимательный читатель видит за этим всю комнату, оформленную старательной женской рукой.

Посетив станцию во второй раз, Белкин замечает скорбное преображение обстановки. Теперь милая обитель представляет собой запущенный дом спивающегося старика. С исчезновением Дуни пропадают цветы. Смотритель спит уже не за пёстрой занавесью, а под старым тулупом.

Мебель остаётся на своих местах, но из дома словно исчезает душа.

LiveInternetLiveInternet

Пой, ямщик! Я молча, жадно, Буду слушать голос твой. Месяц бледный светит хладно, Грустен ветра дальний вой.


Недалеко от центра Рождествено находиться почтовая станция Выра.



Выра




Домики выходили фасадом на дорогу и соединялись между собой кирпичной оградой с большими воротами посередине. Через них на широкий мощеный двор въезжали кареты, коляски, возки и брички путешествующих.


в Выре колодец и водопой


Вывеска на почтовом домике


Конюшня

Почтовая станция была открыта в 1800 году на Белорусском почтовом тракте, она была третьей по счёту станцией от Санкт-Петербурга. В 1831 году была опубликована повесть Пушкина. Народное предание связывает события повести с Вырой. Автор повести бывал на Вырской почтовой станции не менее 13 раз. Согласно архивным исследованиям на Вырской станции долгое время служил смотритель, у которого была дочь. А фамилия главного героя, Самсона Вырина, могла быть образована от названия деревни.



В музее воссоздана обстановка, характерная для почтовых станций пушкинского времени. Музей состоит из двух каменных корпусов, конюшни, сарая с каланчой, колодца, шорной и кузницы. В главном корпусе 3 комнаты: комната смотрителя, комната дочери и ямщицкая.



русская печь в ямской избе


Медная утварь

Когда музей открылся, по описи значилось 72 предмета, ныне их — свыше трех с половиной тысяч и… никаких меценатов, модных сегодня спонсоров. Этот музей, где мирно сосуществуют художественный вымысел Пушкина и историческая подлинность предметов прошлого, — истинно народный.


Предок утюга

Этим нехитрым приспособлением в старину стирали и гладили бельё. Процесс глажки происходил так: бельё накручивалось на валик, валик укладывался на край стола, сверху прикладывали рубель, зубчатой стороной вниз. Правой рукой хозяйка бралась за ручку, левой бралась за выступ с противоположного от ручки края, и, с силой нажимая на рубель, несколько раз прокатывала по вальку.

Здесь, в этой комнате и жил станционный смотритель. Она же служила и залом ожидания для господ проезжающих.






телеграфный аппарат








Часовня, д.Выра


Документально подтверждено, что Пушкин побывал на вырской станции не менее 13 раз. Тем, кто хорошо знаком с творчеством Пушкина, известно, что поэт был точен в названиях мест и использовал реальные имена.

Фото из интернета

Гусар Минский и судьба Дуни

характеристика станционного смотрителя

Военный поправился. Когда он уезжал, то предложил Дуне довезти ее до церкви, там как раз начиналась обедня. Дуня сначала не решилась и бросала робкий взгляд на отца, но потом батюшка ее подбодрил, и она села в экипаж к гусару.

Больше смотритель с ней не разговаривал. Он ее пытался искать. И даже дважды встречался с Минским, но все безуспешно: тот вытолкал его взашей, дав немного денег. Так заканчивается рассказ смотрителя И. П. Белкину.

А что было дальше, автор узнал уже самостоятельно.

То, что главный герой не стал унижаться и молить о встрече с дочерью, – это характеристика станционного смотрителя, которая прекрасно его определяет как человека гордого. Другое дело, почему же дочь не нашла способа повидаться с отцом? Она бы могла тем самым продлить ему жизнь.

Читайте также: