Конвенция о водно болотных угодьях кратко

Обновлено: 05.07.2024

Целью Конвенции является развитие и управление международной сетью водно-болотных угодий, необходимых для сохранения биоразнообразия (главным образом, охраны местообитаний водоплавающих птиц). Такие места являются рефугиумами специфического биоразнообразия, стабилизаторами климата, а часто и источниками пресной воды. Провозглашение водно-болотного угодья "имеющим международное значение" и включение его в Список Конвенции означает, что государство принимает на себя обязательства по охране, управлению, исследованию водно-болотных угодий, рациональному их использованию, созданию природных резерватов для водоплавающих птиц, обеспечении защиты территории, разработки и проведении в жизнь совместной политики, направленной на развитие, как самих угодий, так и связанных с ними флоры и фауны.
При этом под "рациональным использованием" понимается использование данного вида угодий в интересах всего человечества, позволяющее обеспечить сохранение всех природных особенностей и качеств данной экосистемы.

Организация, контролирующая выполнение обязательств по Конвенции - Министерство природных ресурсов Российской Федерации.

Согласно определению, принятому Международной конвенцией о водно-болотных угодьях (Рамсар, Иран, 1971), к водно-болотным угодьям (ветландам) относится широкий круг водоемов, мелководий, а также избыточно увлажненных участков территории, где водное зеркало обычно находится на поверхности земли. Везде в этих местах вода является основным фактором, который определяет условия жизни растений и животных и контролирует состояние окружающей среды.

Страны-участницы Конвенции обозначенные угодья провозглашают официально и затем они заносятся в Список водно-болотных угодий, имеющих международное значение.

Информация о состоянии всех водно-болотных угодий, внесенных в Рамсарский список, содержится в базе данных Wetlands International* и постоянно обновляется.

Таким образом, Конвенция охватывает широкое разнообразие типов местообитаний, включая реки и озера, прибрежные лагуны, мангровые заросли и даже коралловые рифы.

Классификация водно-болотных угодий,
принятая 6-й Конференцией Сторон Рамсарской конвенции

Морские/Прибрежные водно-болотные угодья
A Постоянные морские мелководья менее 6 м глубиной при отливе, включая морские бухты и проливы
В Морские сублиторальные банки/отмели
С Коралловые рифы
D Каменистые морские побережья, включая каменистые прибрежные острова и клифы
E Песчаные, ракушечные и галечные побережья, включая песчаные бары, косы и системы дюн
F Эстуарии : постоянные воды эстуариев и дельт
G Литоральные грязи, пески и засоленные поверхности
Н Литоральные марши , включая соленые морские болота, соленые луга, солончаки, приморские солоноватые и пресные болота
I Литоральные лесные водно-болотные угодья, включая мангры
J Приморские солоноватые/соленые лагуны
К Приморские пресноводные лагуны, включая дельтовые лагуны
Zk(a) Карстовые и другие подземные гидрологические системы (морские/приморские)
Континентальные водно-болотные угодья
L Постоянные внутренние дельты
М Постоянные реки, потоки, ручьи, включая водопады
N Сезонные, временные реки, потоки, ручьи
О Постоянные пресноводные озера (площадью свыше 8 га), включая большие старицы
Р Сезонные, временные пресноводные озера (свыше 8 га), включая пойменные озера
Q Постоянные соленые/солоноватые щелочные озера
R Временные соленые/солоноватые щелочные озера и флаты
Sp Постоянные соленые/солоноватые щелочные болота и мелкие водоемы
Ss Временные соленые/солоноватые щелочные болота и мелкие водоемы
Тр Постоянные пресноводные болота, мелкие водоемы, пруды (менее 8 га), болота на бедных органикой почвах, с полупогруженной растительностью, обводненные в течение большей части вегетационного периода
Ts Сезонные/временные пресноводные болота/мелкие водоемы на бедных органикой почвах, включая поемные луга, осоковые болота
U Безлесные торфяники, включая кустарниковые
Va Альпийские водно-болотные угодья, включая альпийские луга, временные водоемы, возникающие от таяния снегов
Vt Тундровые водно-болотные угодья, включая временные водоемы, возникающие от таяния снегов
Х Кустарниковые водно-болотные угодья на бедных органикой почвах
Xf Пресноводные лесные водно-болотные угодья, включая пресноводные лесные болота, сезонно затопляемые леса, заболоченные леса на бедных органикой почвах
Хр Лесные торфяники
Y Пресноводные источники, оазисы
Zg Геотермальные водно-болотные угодья
Zk(h) Карстовые системы, пещеры (континентальные)
Антропогенные водно-болотные угодья
1 Аквакультурные (моллюско- и рыборазводные) пруды
2 Пруды (фермерские, водопои и др. - до 8 га)
3 Орошаемые земли, включая ирригационные каналы и рисовые чеки
4 Сезонно заливаемые сельскохозяйственные угодья (луга, пастбища)
5 Салины
6 Сбросные водоемы (более 8 га)
7 Карьеры
8 Отстойники сточных вод
9 Каналы и дренажные канавы
Zk(c) Карстовые и другие подземные гидрологические системы (антропогенные)

Критерии для выделения водно-болотных угодий международного значения, были приняты на Четвертой Конференцией Сторон Рамсарской конвенции, состоявшейся в 1990 г. в Монтре (Швейцария).

1. Критерии репрезентативности или уникальности.
2. Общие критерии, основанные на флоре и фауне (критерии биоразнообразия).
3. Специальные критерии, базирующиеся на водоплавающих птицах.

Согласно критериям репрезентативности и уникальности, водно-болотное угодье может считаться имеющим международное значение:
- если оно является особо репрезентативным примером естественного или почти естественного угодья, типичного для данного биогеографического региона;
- или является особо репрезентативным примером естественного или почти естественного угодья, общего для нескольких природных регионов;
- или является особо репрезентативным примером угодья, играющего существенную гидрологическую, биологическую или экологическую роль в естественном функционировании крупного речного бассейна или прибрежной системы, особенно расположенных на границе;
- или является примером специфического типа угодья, редкого или необычного для данного биогеографического региона.

В соответствии с критериями биоразнообразия, водно-болотное угодье может считаться угодьем международного значения:
- если обеспечивает существование ощутимого количества редких, исчезающих или находящихся под угрозой исчезновения видов растений или животных, или значительного количества особей одного или нескольких таких видов;
- или представляет особую ценность для поддержания генетического и экологического разнообразия в регионе благодаря качеству и своеобразию своей флоры и фауны;
- или имеет особую ценность в качестве местообитания растений и животных на критической стадии их биологического цикла;
- или представляет особую ценность для одного или более эндемичных растений или животных, или сообществ.

Водно-болотное угодье может иметь международное значение в соответствии со специальными критериями, основанными на его роли как местообитания орнитофауны:
- если регулярно поддерживает существование 20 000 водоплавающих птиц;
- или регулярно поддерживает существование значительного количества особей из особых групп водоплавающих, свидетельствующих о ценности ВБУ, его продуктивности или биоразнообразия;
- или в том случае, когда угодье поддерживает существование в популяции 10 % особей одного или более видов или подвидов водоплавающих птиц (если можно установить численность популяции).

В 1994 году Россия, выполняя международные обязательства, как сторона конвенции объявила 35 территорий и акваторий водно-болотными угодьями международного значения.

Большую роль в работе Бюро на территории стран СНГ, и прежде всего Российской Федерации, сыграло 2-е Международное рабочее совещание, в котором принимали участие Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Латвия, Литва, Молдова, Украина, Эстония и Россия. Участниками совещания была подписана Минская декларация "Об инвентаризации ВБУ, имеющих национальное и международное значение", в которой отмечалось: "Признавая, что территория бывшего СССР включает обширные ценные водно-болотные угодья; осознавая, что водно-болотные угодья играют важную роль в регулировании гидрологического режима, поддержании качества воды, формировании климата, а также имеют особое значение в сохранении биоразнообразия, в частности птиц водно-болотного комплекса; признавая недостаточность информации о водно-болотных угодьях; принимая во внимание, что Рамсарская конвенция предлагает договаривающимся сторонам включать в национальные планы природопользования сохранение водно-болотных угодий и способствовать рациональному использованию этих угодий землепользователями; осознавая, что инвентаризация водно-болотных угодий является первым важным шагом в разработке программ по их сохранению, участники рабочего совещания считают, что каждая страна примет свой национальный проект инвентаризации водно-болотных угодий и рекомендуют применять Рамсарские критерии, анкету и классификацию ВБУ".

В 1994-1997 гг. работал международный проект "Инвентаризация ВБУ России", который финансировался Россией, Секретариатом Конвенции СИТЕС, правительством Нидерландов, Wetlands International. Проведенная работа позволила собрать информацию по 166 ценным угодьям.

Секретариат Рамсарской Конвенции:

The Ramsar Convention Secretariat
Rue Mauverney 28
CH-1196 Gland
Switzerland

Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом, в качестве местообитаний водоплавающих птиц

Принята 2 февраля 1971 года

признавая взаимозависимость человека и окружающей его среды, учитывая существенные экологические функции водно-болотных угодий как регуляторов водного режима и в качестве местообитаний, обеспечивающих существование характерной флоры и фауны, особенно водоплавающих птиц,

будучи убежденными, что водно-болотные угодья представляют собой ресурс, имеющий большое экономическое, культурное и рекреационное значение, потеря которого была бы непоправимой,

желая приостановить усиливающееся наступление человека на водно-болотные угодья и их потерю в настоящем и будущем,

признавая, что водоплавающие птицы во время своих сезонных миграций могут пересекать государственные границы и, таким образом, должны рассматриваться как международный ресурс,

будучи уверенными, что охрана водно-болотных угодий, их флоры и фауны может быть обеспечена в результате сочетания дальновидной национальной политики с координированными международными усилиями,

Статья 1

1. В настоящей Конвенции под водно-болотными угодьями понимаются районы болот, фенов, торфяных угодий или водоемов — естественных или искусственных, постоянных или временных, стоячих или проточных, пресных, солоноватых или соленых, включая морские акватории, глубина которых при отливе не превышает шести метров.

2. В настоящей Конвенции под водоплавающими птицами понимаются птицы, экологически связанные с водно-болотными угодьями.

Статья 2

1. Каждая Договаривающаяся сторона определяет подходящие водно-болотные угодья на своей территории, включаемые в Список водно-болотных угодий международного значения, и в дальнейшем именуемый как Список, хранимый бюро, установленным Статьей 8. Границы каждого водно-болотного угодья точно описываются и наносятся на карту, и они могут включать прибрежные речные и морские зоны, смежные с водно-болотными угодьями, и острова или морские водоемы с глубиной больше шести метров во время отлива, расположенные в пределах водно-болотных угодий, особенно там, где они важны в качестве местопребывания водоплавающих птиц.

2. Водно-болотные угодья для Списка должны отбираться на основании их международного значения с точки зрения экологии, ботаники, зоологии, лимнологии или гидрологии. В первую очередь в Список следует включать водно-болотные угодья, имеющие международное значение в качестве местообитаний водоплавающей птицы в любой сезон.

3. Включение водно-болотного угодья в Список не наносит ущерба исключительным суверенным правам Договаривающейся стороны, на чьей территории оно расположено.

4. Каждая Договаривающаяся сторона определяет для включения в Список, по крайней мере, одно водно-болотное угодье при подписании настоящей Конвенции или при сдаче на хранение документа о ратификации или присоединении, согласно Статье 9.

5. Любая Договаривающаяся сторона имеет право добавлять к Списку дополнительные водно-болотные угодья, расположенные на ее территории, расширять границы водно-болотных угодий, которые уже внесены ею в Список, или, вследствие настоятельных государственных интересов, вычеркнуть из Списка или сократить границы водно-болотных угодий, которые уже внесены ею в Список, и информирует, как можно скорее, государство или правительство, ответственное за выполнение обязанностей постоянно действующего бюро, как указано в Статье 8, о любых таких изменениях.

6. Каждая Договаривающаяся сторона руководствуется сознанием своей международной ответственности за охрану, управление и рациональное использование ресурсов мигрирующих водоплавающих птиц как при определении первоначального перечня для Списка, так и при использовании своего права изменять перечень водно-болотных угодий, находящихся на своей территории и включенных в Список.

Статья 3

1. Договаривающиеся стороны определяют и осуществляют свое планирование таким образом, чтобы способствовать охране водно-болотных угодий, включенных в Список, а также, насколько это возможно, разумному использованию водно-болотных угодий, находящихся на их территории.

2. Каждая Договаривающаяся сторона обеспечивает такое положение, при котором она сама в возможно ранний срок получает информацию с мест в случае, если экологический характер любого угодья на ее территории, включенного в Список, изменился, изменяется или может измениться в результате технического развития, загрязнения или других видов вмешательства человека. Информация о таких изменениях передается без промедления организации или правительству, ответственным за выполнение обязанностей постоянно действующего бюро, как указано в Статье 8.

Статья 4

1. Каждая Договаривающаяся сторона способствует охране водно-болотных угодий и водоплавающих птиц посредством создания природных резерватов на водно-болотных угодьях, независимо от того, включены они в Список или нет, и обеспечивает надлежащий надзор за ними.

2. В тех случаях, когда из-за настоятельных государственных интересов, Договаривающаяся сторона исключает из Списка или сокращает размеры водно-болотного угодья, включенного в него, она должна, насколько это возможно, компенсировать происходящую в результате этого потерю ресурсов водно-болотных угодий; и, в частности, она должна создавать дополнительные природные резерваты для водоплавающих птиц, а также обеспечивать защиту достаточной части территории первоначального их местообитания в этом районе или где-либо в другом месте.

3. Договаривающиеся стороны поощряют исследования и обмен данными и публикациями, относящимися к водно-болотным угодьям, их флоре и фауне.

4. Договаривающиеся стороны стремятся к увеличению численности водоплавающих птиц путем рационального использования соответствующих водно-болотных угодий.

5. Договаривающиеся стороны способствуют подготовке компетентных специалистов для исследования, надзора и управления водно-болотными угодьями.

Статья 5

Договаривающиеся стороны консультируются друг с другом по поводу выполнения обязательств, вытекающих из настоящей Конвенции, особенно, в случае, когда водно-болотное угодье располагается на территории более, чем одной Договаривающейся стороны или там, где водная система входит в состав территории более, чем одной Договаривающейся стороны. В то же время они стараются координировать и осуществлять свою настоящую и будущую политику и правила в отношении охраны водно-болотных угодий, их флоры и фауны.

Статья 6

1. Договаривающиеся стороны, по мере необходимости, созывают Конференции по охране водно-болотных угодий и водоплавающих птиц.

2. Эти Конференции носят консультативный характер и компетентны в следующем:

а) обсуждать выполнение настоящей Конвенции;

b) обсуждать дополнения и изменения в Списке;

с) рассматривать информацию относительно изменений в экологическом характере водно-болотных угодий, включенных в Список, в соответствии с параграфом 2 Статьи 3;

d) давать общие и специальные рекомендации Договаривающимся сторонам относительно охраны, управления и рационального использования водно-болотных угодий, их фауны и флоры;

е) обращаться с просьбой к соответствующим международным органам относительно подготовки отчетов и статистических данных, носящих, в основном, международный характер и касающихся водно-болотных угодий.

3. Договаривающиеся стороны обеспечивают, чтобы все те, кто несет ответственность на всех уровнях за управление водно-болотными угодьями, были информированы и учитывали рекомендации таких Конференций в отношении охраны, управления и рационального использования водно-болотных угодий, их флоры и фауны.

Статья 7

1. Каждой Договаривающейся стороне следует включать в число своих представителей на такие Конференции лиц, которые являются экспертами по водно-болотным угодьям или водоплавающей птице, благодаря своим знаниям и опыту, приобретенным в научной, административной или других соответствующих областях.

2. Каждая из представленных Договаривающихся сторон имеет на Конференции один голос, причем рекомендации принимаются простым большинством поданных голосов при условии, что не менее половины Договаривающихся сторон принимают участие в голосовании.

Статья 8

1. Международный союз по охране природы и природных ресурсов выполняет обязанности постоянно действующего бюро, налагаемые настоящей Конвенцией, пока Договаривающиеся стороны голосованием большинством в две трети не назначат другую организацию или правительство.

2. Обязанности постоянно действующего бюро состоят в следующем:

а) содействовать созыву и организации конференций, упомянутых в Статье 6;

b) хранить Список водно-болотных угодий международного значения и получать информацию от Договаривающихся сторон о любых дополнениях, расширениях, исключениях или ограничениях относительно водно-болотных угодий, включенных в Список, как это указано в параграфе 5 Статьи 2;

с) получать информацию от Договаривающихся сторон о любых изменениях в экологическом характере водно-болотных угодий, включенных в Список, как это указано в параграфе 2 Статьи 3;

d) посылать всем Договаривающимся сторонам извещения о любых изменениях в Списке или изменениях в характере водно-болотных угодий, включенных в него, и обеспечивать обсуждение этих вопросов на следующей конференции;

е) доводить до сведения соответствующих Договаривающихся сторон рекомендации конференций в отношении таких изменений в Списке или изменений в характере водно-болотных угодий, находящихся в Списке.

Статья 9

1. Настоящая Конвенция открыта для подписания без ограничения во времени.

2. Любой член Организации Объединенных Наций или одного из ее специализированных учреждений или страна — участница Международного агентства по атомной энергии или статута Международного Суда может стать участником настоящей Конвенции посредством:

а) подписания без оговорок в отношении ратификации;

b) подписания, подлежащего ратификации, за которым следует ратификация;

с) присоединения.

Статья 10

1. Настоящая Конвенция вступает в силу по истечении четырех месяцев после того, как, по крайней мере, семь государств станут участниками настоящей Конвенции в соответствии с параграфом 2 Статьи 9.

2. Настоящая Конвенция вступает в силу для каждой Договаривающейся стороны по истечении четырех месяцев со дня ее подписания без оговорок в отношении ратификации или сдачи на хранение документа о ратификации или присоединении.

Статья 11

1. Настоящая Конвенция заключается на неограниченный срок.

Статья 12

а) подписаниях настоящей Конвенции;

b) сдаче на хранение документов о ратификации настоящей Конвенции;

с) сдачи на хранение документов о присоединении к настоящей Конвенции

d) дате вступления настоящей Конвенции в силу;

е) уведомлениях о денонсациях настоящей Конвенции.

В УДОСТОВЕРЕНИЕ чего нижеподписавшиеся, должным образом на то уполномоченные, подписали настоящую Конвенцию.

Замечания советской стороны по Статье 9 Конвенции оговорены в заключительном документе Рамсарской конференции.

учитывая существенные экологические функции водно-болотных угодий как регуляторов водного режима и в качестве местообитаний, обеспечивающих существование характерной флоры и фауны, особенно водоплавающих птиц,

будучи убежденными, что водно-болотные угодья представляют собой ресурс, имеющий большое экономическое, культурное и рекреационное значение, потеря которого была бы непоправимой,

желая приостановить усиливающееся наступление человека на водно-болотные угодья и их потерю в настоящем и будущем,

признавая, что водоплавающие птицы во время своих сезонных миграций могут пересекать государственные границы и, таким образом, должны рассматриваться как международный ресурс,

будучи уверенными, что охрана водно-болотных угодий, их флоры и фауны может быть обеспечена в результате сочетания дальновидной национальной политики с координированными международными усилиями,

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц (Рамсар, 2 февраля 1971 г.)

Текст Конвенции опубликован в Своде нормативных актов ЮНЕСКО, М., 1993 г., с. 191

Конвенция вступила в силу 21 декабря 1975 г.

СССР ратифицировал настоящую Конвенцию Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 декабря 1975 г. N 2737-IХ с заявлением

Ратификационная грамота РФ сдана на хранение Генеральному директору ЮНЕСКО 11 сентября 1976 г.


Один из лучших в стране специалистов-практиков в природоохранном и смежном законодательстве. С 1986 по 1998 год активно работал в Дружине Охраны Природы. В 1991–2002 годах был ведущим специалистом в Управлении заповедного дела Минприроды России (Госкомэкология России). С 2000 года активно участвует в тушении природных пожаров, проводит обучающие семинары для инспекторов особо охраняемых природных территорий. Эксперт по особо охраняемым природным территориям, работает в Greenpeace с 2001 года.

В мире 2 февраля празднуется день водно-болотных угодий. Ровно 50 лет назад, в 1971 году в иранском городе Рамсар была подписана Конвенция о водно-болотных угодьях международного значения. В конвенции, получившей имя Рамсарской, закреплены обязательства по охране мест обитания водоплавающих птиц. Страны договорились оберегать от негативного воздействия водные территории, включённые в международный список, и разумно использовать водно-болотные угодья на своей территории, не попавшие в него.

Советский союз присоединился к Рамсарской конвенции в 1977 году. А в 1994 году Россия официально переняла у СССР ответственность за сохранение водно-болотных угодий нашей страны. Тогда же российское правительство включило в рамсарский список 35 ценных природных объектов. К сожалению, на этом развитие сети рамсарских угодий в России остановилось.


Многие рамсарские объекты на территории России постоянно подвергаются негативным воздействиям.

В нашей стране до сих пор нет законов, которые обеспечили бы выполнение рамсарских договорённостей. Необходимый для этого законопроект был готов ещё в 2018 году, но принимать его никто не торопится. Большинство рамсарских объектов в России — ценнейшие места обитания водоплавающих птиц — остаются вне системы особо охраняемых природных территорий и никак не охраняются. Предлагаю взглянуть, что происходит на территориях, которые Россия обязалась охранять 26 лет назад.


Прокладка трубопровода в Кургальском заказнике отразилась на редких птицах: они начали покидать свои гнёзда.


Нефтяные разливы могут уничтожить места обитания водоплавающих птиц.

Как вы уже заметили, российская сторона декларирует исполнение Конвенции о сохранении водно-болотных угодьях, но не принимает должных мер по защите ценных водных территорий. А иногда сознательно идёт на разрушения природных комплексов, охраняемых Рамсарской конвенцией.
Надеюсь, что в этот юбилейный год ситуация с рамсарскими объектами в России начнёт меняться. Будет наконец принят уже готовый законопроект, который обеспечит законодательную защиту водно-болотных угодий. И попыткам их разрушения будет положен конец.

Читайте также: