О взрослении 23 30 лет кратко

Обновлено: 30.06.2024

Этапы человеческого возрастного развития, следующие после детства и юности, можно разделить на:

  • молодость (иначе — ранняя взрослость) — это период от 20 (иногда 23) до 30 лет;
  • тридцатилетний кризис — начиная от 28 лет и до 33 лет;
  • зрелость (иначе — средняя взрослость) — от 33 до 50 лет;
  • пожилой возраст (иначе — поздняя взрослость) — от 50 до 70 лет;
  • старость — все последующие года, начиная от 70 лет.

Возрастные отрезки можно классифицировать по разному и с разной степенью подробности. Рассмотрим наиболее характерные особенности как молодости, так и зрелости.

Психология молодости: основные задачи этого возрастного этапа

К базовым задачам молодости психология относит:

  • создание семьи;
  • освоение ролей родителей и супругов — то есть чувства компетентности в семейной роли;
  • достижение чувства профессиональной компетентности.

Роль любви в становлении молодой личности

Кризисом, характерным для молодости, считается довольно стандартная для этого возрастного периода подлинная взаимность с любовным партнером. Уровень близости уже имеет существенные отличия от сексуальных опытов, случившихся ранее, а также от интенсивного поиска сексуальной идентичности. Иначе человек рискует оказаться в одиночестве и тогда близость с другим им будет восприниматься как фактор опасности.

Считается, что на этой стадии появляется новая добродетель возраста — любовь. Эриксон утверждает, что она является одной из наиболее мощных человеческих сил.

По утверждению Соловьева В. С. (известный русский философ) человек может раскрыть свою индивидуальность только посредством эротической любви, а обязательным условием обретения им целостности своей сущности является единение с половиной, которая ему предназначена. Мужчина и женщина, которые имеют противоположность характеристик, образуя единство друг с другом, становятся завершенными и целостными.

Профессиональная деятельность и ее роль в развитии молодой личности

Другая сторона социальной ситуации развития личности в молодости — освоение выбранной профессии. В этот период человек утверждает себя в деле, которое выбрал, получает профессиональное мастерство. Тогда же заканчивается профессиональная подготовка, которая имеет существенно большие сроки в связи с научно-техническим прогрессом. По мнению Толстых А. В., человек в молодости имеет максимальную работоспособность, выдерживает максимально возможные для него нагрузки физического и психического характера, а также более всего способен овладеть сложными способами интеллектуальной деятельности. В этот период ему гораздо проще приобрести все нужные для выбранной профессии знания, навыки/умения, развить те личностные и функциональные качества, которые в ней требуются. Если жизненный путь выбран удачно еще в молодости, то человек достигнет в своей профессии довольно высокого уровня мастерства, а также его объективного признания. Лучше всего, конечно, для развития этой линии то, когда выбор профессии соответствует призванию человека и является связью его сущности с миром.

То есть, на протяжении периода молодости человек не только выбирает спутника жизни, с которым создает семью, но и занимается развитием, реализацией и утверждением себя в выбранной деятельности, приобретая мастерство и компетентность в профессиональном плане.

Центральными возрастными новообразованиями в период молодости считаются семейные отношения и чувство профессиональной компетентности.

Социальная ситуация развития во взрослости предполагает активное включение человека в сферу общественного про­изводства, в сферу трудовой деятельности, а также в создание собственной семьи и воспитание детей. С внутренней стороны социальная ситуация развития в период взрослости определяется стремлением к самостоятельности, независимо­сти и, главное, отношением к ответственности. Осознание личной ответственности за свою жизнь и жизнь близких и го­товность принять эту ответственность — ключевое пережива­ние социальной ситуации развития зрелости.

Молодость часто называют возрастом любви. Для нее ха­рактерно оптимальное сочетание психологических, физиоло­гических, социальных и других факторов, благоприятствую­щих выбору спутника жизни и созданию семьи. В этот период подавляющее большинство людей заключают первые браки, это обычно возраст наибольшей половой активности, время, когда организм женщины лучше всего приспособлен к рож­дению первого ребенка. В молодости люди легче всего знакомятся и узнают друг друга, легче адаптируются к условиям совместной жизни.

Создание семьи чрезвычайно важно для личностного раз­бил. Человек реализует очень значимую для себя и других ворону своего предназначения, приобретает новый обще­ственный статус, связанный с ответственностью за продолже­ние рода и воспитание будущего поколения, вступает в новый этап своего жизненного устройства.

Особенно большое значение имеет рождение детей. С появлением ребенка родители уже не просто женщина и мужчина, они становятся матерью и отцом. Созданная ими семья приобретает новое качество, получает окончательное завершение как важнейший институт продолжения человеческого рода и преемственности поколений. Меняется весь строй и уклад семейной жизни, у супругов появляются новые обязанности, новые аспекты ответственности друг перед другом и новая общая ответственность за судьбу человека, которому они дали жизнь.

В период взрослости ведущим типом деятельности являет­ся труд. С позиции акмеологии уточняется, что ведущей деятельностью становится не просто включение в производи­тельную жизнь общества (в самом широком смысле этого понятия), а максимальная реализация сущностных сил челове­ка в ходе такой деятельности. Таким образом, речь идет о стремлении к высшим достижениям человека в разных обла­стях — физической, нравственной, интеллектуальной, профессиональной.

Период взрослости — наиболее продолжительный период онтогенеза (в развитых странах составляет три четверти чело­веческой жизни). Обычно выделяют три подпериода, или три стадии взрослости:

• ранняя взрослость (молодость);

• поздняя взрослость (старение и старость).

Понятие взрослости и критерии достижения взрослости. Учитывая многомерность процесса развития и гетерохронность достижений в разных сферах, можно выделить множе­ство признаков взрослости:

• новый характер развития, теперь в меньшей степени связанный с физическим ростом и быстрым когнитив­ным совершенствованием;

• способность реагировать на изменения и успешно при­спосабливаться к новым условиям, позитивно разре­шать противоречия и трудности;

• преодоление зависимости и способность брать ответ­ственность за себя и других;

• некоторые черты характера (твердость, благоразумие, надежность, честность и умение сострадать и др.);

• социальные и культурные ориентиры (роли, отношения и т. д.) для определения успешности и своевременности развития во взрослости.

У человека наряду с крупными достижениями могут иметь место и спады, паузы в творчестве, низкие результаты, слабые места в деятельности, но о профессионалах судят обычно по тем наивысшим результатам, которые они достигали.

1) по разной временной длительности и временным гра­ницам, охватывая дни, недели, месяцы, годы;

3) по своему месту в общем ходе профессионального раз­вития:

1) социальные макрофакторы (социально-экономические условия современного ему общества, конкретно-исто­рическое время его жизни, социальная принадлеж­ность, конкретная социальная ситуация, возраст чело­века, его пол);

2) социальные микрофакторы (семья, школа, другие учеб­ные заведения, производственный коллектив, влияние отдельных членов семьи, учителей, крут общения);

3) фактор саморазвития — собственная работа человека над собой, непрерывная активность внутреннего мира. Пестрота терминологии и разнообразие временных рамок Дельных этапов взрослости указывают на сложность проблемы и становящийся характер этого раздела психологии развития.

Одна из первых периодизаций принадлежит Ш. Бюлер которая выделила пять фаз развития взрослого человека на основании осуществления самоопределения:

Первая фаза (16-20 лет) — предшествует собственному самоопределению.

Вторая фаза (с 16—20 лет до 25-30 лет) — фаза проб и поиска (профессии, спутника жизни и т. п.). Жизнен­ные цели часто нереалистичны и подвержены измене­ниям.

Третья фаза (с 25-30 до 45-50 лет) — пора зрелости - человек находит свое дело в жизни, обзаводится семь­ей. Субъективно этот возраст переживается как апогей жизни, желания становятся реалистичными, оценки трезвыми. К 40 годам устанавливается самооценка лич­ности, в которой отражаются результаты жизненного пути как целого.

Четвертая фаза (с 45-50 до 65—70 лет) — стареющий человек: завершение профессиональной деятельности, исчезновение активного самоопределения и постанов­ки целей.

Пятая фаза (старше 70 лет) — старый человек: обраще­ние к прошлому и желание покоя.

Уотеринг выделяет семилетние фазы в жизни взрослого человека:

1) 21-28 лет — завоевание жизненного базиса,

2) 28—35 лет — подтверждение и сличение найденных ос­нов жизни,

3) 35-42 года — вторая половая зрелость, переориентация в профессиональных целях,

4) 42-49 лет — маниакально-депрессивный период,

5) 49—56 лет — борьба с собственным закатом,

6) 56-63 года — мудрость,

Однако эти периодизации жизненного пути человека носят скорее описательный характер и не опираются на сколько-нибудь серьезные эмпирические основания. Хронологические рамки периода взрослости достаточно условно зависят от времени завершения юности и начала периода старения.

Социальная ситуация развития во взрослости предполагает активное включение человека в сферу общественного про­изводства, в сферу трудовой деятельности, а также в создание собственной семьи и воспитание детей. С внутренней стороны социальная ситуация развития в период взрослости определяется стремлением к самостоятельности, независимо­сти и, главное, отношением к ответственности. Осознание личной ответственности за свою жизнь и жизнь близких и го­товность принять эту ответственность — ключевое пережива­ние социальной ситуации развития зрелости.

Молодость часто называют возрастом любви. Для нее ха­рактерно оптимальное сочетание психологических, физиоло­гических, социальных и других факторов, благоприятствую­щих выбору спутника жизни и созданию семьи. В этот период подавляющее большинство людей заключают первые браки, это обычно возраст наибольшей половой активности, время, когда организм женщины лучше всего приспособлен к рож­дению первого ребенка. В молодости люди легче всего знакомятся и узнают друг друга, легче адаптируются к условиям совместной жизни.

Создание семьи чрезвычайно важно для личностного раз­бил. Человек реализует очень значимую для себя и других ворону своего предназначения, приобретает новый обще­ственный статус, связанный с ответственностью за продолже­ние рода и воспитание будущего поколения, вступает в новый этап своего жизненного устройства.

Особенно большое значение имеет рождение детей. С появлением ребенка родители уже не просто женщина и мужчина, они становятся матерью и отцом. Созданная ими семья приобретает новое качество, получает окончательное завершение как важнейший институт продолжения человеческого рода и преемственности поколений. Меняется весь строй и уклад семейной жизни, у супругов появляются новые обязанности, новые аспекты ответственности друг перед другом и новая общая ответственность за судьбу человека, которому они дали жизнь.

В период взрослости ведущим типом деятельности являет­ся труд. С позиции акмеологии уточняется, что ведущей деятельностью становится не просто включение в производи­тельную жизнь общества (в самом широком смысле этого понятия), а максимальная реализация сущностных сил челове­ка в ходе такой деятельности. Таким образом, речь идет о стремлении к высшим достижениям человека в разных обла­стях — физической, нравственной, интеллектуальной, профессиональной.

Период взрослости — наиболее продолжительный период онтогенеза (в развитых странах составляет три четверти чело­веческой жизни). Обычно выделяют три подпериода, или три стадии взрослости:

• ранняя взрослость (молодость);

• поздняя взрослость (старение и старость).

Понятие взрослости и критерии достижения взрослости. Учитывая многомерность процесса развития и гетерохронность достижений в разных сферах, можно выделить множе­ство признаков взрослости:

• новый характер развития, теперь в меньшей степени связанный с физическим ростом и быстрым когнитив­ным совершенствованием;

• способность реагировать на изменения и успешно при­спосабливаться к новым условиям, позитивно разре­шать противоречия и трудности;

• преодоление зависимости и способность брать ответ­ственность за себя и других;

• некоторые черты характера (твердость, благоразумие, надежность, честность и умение сострадать и др.);

• социальные и культурные ориентиры (роли, отношения и т. д.) для определения успешности и своевременности развития во взрослости.

У человека наряду с крупными достижениями могут иметь место и спады, паузы в творчестве, низкие результаты, слабые места в деятельности, но о профессионалах судят обычно по тем наивысшим результатам, которые они достигали.

1) по разной временной длительности и временным гра­ницам, охватывая дни, недели, месяцы, годы;

3) по своему месту в общем ходе профессионального раз­вития:

1) социальные макрофакторы (социально-экономические условия современного ему общества, конкретно-исто­рическое время его жизни, социальная принадлеж­ность, конкретная социальная ситуация, возраст чело­века, его пол);

2) социальные микрофакторы (семья, школа, другие учеб­ные заведения, производственный коллектив, влияние отдельных членов семьи, учителей, крут общения);

3) фактор саморазвития — собственная работа человека над собой, непрерывная активность внутреннего мира. Пестрота терминологии и разнообразие временных рамок Дельных этапов взрослости указывают на сложность проблемы и становящийся характер этого раздела психологии развития.

Одна из первых периодизаций принадлежит Ш. Бюлер которая выделила пять фаз развития взрослого человека на основании осуществления самоопределения:

Первая фаза (16-20 лет) — предшествует собственному самоопределению.

Вторая фаза (с 16—20 лет до 25-30 лет) — фаза проб и поиска (профессии, спутника жизни и т. п.). Жизнен­ные цели часто нереалистичны и подвержены измене­ниям.

Третья фаза (с 25-30 до 45-50 лет) — пора зрелости - человек находит свое дело в жизни, обзаводится семь­ей. Субъективно этот возраст переживается как апогей жизни, желания становятся реалистичными, оценки трезвыми. К 40 годам устанавливается самооценка лич­ности, в которой отражаются результаты жизненного пути как целого.

Четвертая фаза (с 45-50 до 65—70 лет) — стареющий человек: завершение профессиональной деятельности, исчезновение активного самоопределения и постанов­ки целей.

Пятая фаза (старше 70 лет) — старый человек: обраще­ние к прошлому и желание покоя.

Уотеринг выделяет семилетние фазы в жизни взрослого человека:

1) 21-28 лет — завоевание жизненного базиса,

2) 28—35 лет — подтверждение и сличение найденных ос­нов жизни,

3) 35-42 года — вторая половая зрелость, переориентация в профессиональных целях,

4) 42-49 лет — маниакально-депрессивный период,

5) 49—56 лет — борьба с собственным закатом,

6) 56-63 года — мудрость,

Однако эти периодизации жизненного пути человека носят скорее описательный характер и не опираются на сколько-нибудь серьезные эмпирические основания. Хронологические рамки периода взрослости достаточно условно зависят от времени завершения юности и начала периода старения.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

На рынок выхожу цветочный.

Прохладой веет от сырой земли.

И образ счастья, хрупкий и неточный,

Бессмысленно рисуется вдали.

Мне на цветы смотреть невыносимо:

Их любишь ты, они страшат меня Своею красотой неотразимой, Как отблесками адского огня.

Вот и глава о людях, становящихся взрослыми. Хочется уточнить, с какой точки зрения людей можно считать взрослыми. Таких точек зрения несколько. Вот о них и поговорим в самом начале этой главы.

Внешне взрослые, люди еще растут с физиологической точки зрения. С точки зрения их природных свойств они могут считаться еще маленькими и даже не подозревают об этом.

Юридическая (с точки зрения возможности соблюдать нормы и правила социальной жизни), это ситуация безусловная, взрослость нормального здорового человека безусловна.

I Психологическая точка зрения может быть, думаю, представлена теми важнейшими новообразованиями, которые вносят в жизнь нормального человека создание собственной семьи и родительство.

Современные исследователи семьи, как отечественные, так и зарубежные, давно и с тревогой пишут о ее кризисе. Особенно остро он проявляется в тех конкретных случаях, когда возрастной личностный кризис членов семьи приходится на кризис межличностных семейных отношений. Исследователи семьи давно заметили, что межличностные отношения в семье подвержены закономерной динамике, которая отражает естественное изменение в содержании отношений. Существует множество периодизаций с указанием более-менее точных возрастных границ разных периодов, но большинство исследователей сходятся во мнении, что семейное счастье наиболее хрупким бывает в первые пять лет супружеской жизни и на рубеже' пятнадцатилетнего совместного проживания, когда партнерам по браку 45-60 лет. (Об этом еще будет в последующих главах.)

•— Осознание существования динамики в отношениях близ_ ких людей - один из резервов развития в юности. Понимание ценности целостности другого человека как условие самой жизни, ее многозначности и неповторимости делает людей этого возраста более зоркими к восприятию своих собственных переживаний и переживаний других людей. Это понимание и переживание его ценности происходит через осознанное освоение знаний о человеке\не только общих философских, но и конкретно-психологических знаний о самом себе, о другом конкретном человеке.

Кроме проблемы независимого существования своего Я целостного, интегрированного, узнавшего свои свойства с помощью идентификации их в друге/в^ юношеском возрасте актуальными для развития (именно психического развития!) становятся задачи независимого существования. Для их осуществления необходимы умения и навыки организации своей социальной жизни, в том числе важнейший навык принятия ответственных решений.> Надо сказать, что он появляется только тогда, когда есть психологические предпосылки для его реализации, в первую очередь есть целостное Я, которое обладает необходимым опытом экзистенциальных переживаний выбора между собственным бытием и небытием. Сегодня существует огромное количество отечественной и переводной литературы, рассказывающей, как принять ответственное решение о карьере и осуществить его.

Я остановлюсь на некоторых важных, с моей точки зрения, моментах, характеризующих возрастные особенности принятия решений о карьере в юношеском возрасте. Прежде всего, это необходимость прояснения для себя самого своей же собственной цели. Если обратиться, например, к конкретному опыту работы с людьми в этом направлении', то вырисовывается поразительная закономерность - нравственная (скажем педагогически скучновато) цель вызывает огромную мобилизацию сил на долгое время - на марафон творческой деятельности. Конкретные цели таким свойством не обладают, после достижения их быстро наступает спад активности, чреватый депрессией и скукой. Это не поучение - это констатация доказанного факта.

Кроме того, в принятии решений о карьере огромное место надо отвести явлению, которое можно назвать социальнопсихологическим реализмом - способностью определить соответствие своего Я тому социальному пространству, которое предполагает избираемая карьера. В этом не последнюю роль играют два важнейших психологических образования: концепция жизни и Я-концепция, где степень идентичности Я самому себе является той силой, которая будет определять успех в осуществлении намерений относительно своей жизни.

Решение жизненных задач, так же как и задач собственного развития, предполагает предвидение, ориентацию на будущее и степень его возможного воплощения, для этого надо иметь осознанную теорию (пусть и не абсолютно верную) того явления, с которым человек собирается иметь дело. Это можно сформулировать достаточно жестко: надо только знать, что хочешь увидеть в будущем. Тогда настоящее будет конкретной ступенькой, шагом к нему. Неопределенное будущее не дает возможности двигаться к нему, поэтому устойчивость собственного Я, а значит, и возможность противостоять единственной определенности - смерти, в его конкретных проявлениях как осуществляющейся жизни, значит, жизни, соответствующей своей сущности. Это очень трудно, для этого надо преодолевать собственную дискретность, о которой так много говорилось выше. У юности есть для этого все возможности в интериоризации норм нравственности, в осознании своей экзистенциальности.

Современная психология располагает большими возможностями для исследования индивидуальных особенностей человека - его психологического типа. При выборе карьеры мимо этого знания (может быть, полученного и другим путем) ' См. подробно-Альтшуллер Г.С., Верткин И. Как стать гением Мн., 1994.

проходить не надо Оно дает возможность уточнить содержание своей Я-концепции, концепции жизни Возможно, будет информацией к самовоздействию Профессиональная ориентация и подбор кадров в современных условиях - дело далеко не личное, осуществляясь как Я-решение о карьере, оно будет отзываться на жизни многих людей, если не на жизни всего человечества Через это решение начинается путь в практическую этику, где чувство долга и ответственности выливается в конкретные профессиональные решения и действия.

Юношеский возраст - возраст роста силы Я, его способности проявить и сохранять свою индивидуальность; в это время уже есть основания для преодоления страха утраты своего Я в условиях групповой деятельности или интимной близости, или дружбы. Именно в этих условиях Я пробует свою силу, через противостояние с другими людьми юноши обретают четкие границы своего психологического пространства, защищающие их от опасности разрушительного воздействия другого.

Опасность этого периода жизни состоит в том, что отношения близости, соперничества и борьбы переживаются в связи с людьми, подобными себе, со сверстниками. Это рождает предвзятость в отношениях, неприятие самого себя и других, это одиночество, за ним - страх перед близостью.

Может быть, отчасти потому ранние браки и обладают такой хрупкостью, что за ними стоит страх перед одиночеством, а не переживания полноты жизни Может быть.

Глава 18. О взрослении (23-30 Лет)

На рынок выхожу цветочный.

Прохладой веет от сырой земли.

И образ счастья, хрупкий и неточный, Бессмысленно рисуется вдали.

Мне на цветы смотреть невыносимо:

Их любишь ты, они страшат меня Своею красотой неотразимой, Как отблесками адского огня.

А женщина привычно и устало, Не слушая, качала колыбель.

И стертые веревки так скрипели, Так умолкали, - каждый раз нежней! Как будто ангелы ей с неба пели И о любви беседовали с ней.

Г.Адамович Вот и глава о людях, становящихся взрослыми. Хочется уточнить, с какой точки зрения людей можно считать взрослыми. Таких точек зрения несколько. Вот о них и поговорим в самом начале этой главы.

Внешне взрослые, люди еще растут с физиологической точки зрения. С точки зрения их природных свойств они могут считаться еще маленькими и даже не подозревают об этом.

Юридическая (с точки зрения возможности соблюдать нормы и правила социальной жизни), это ситуация безусловная, взрослость нормального здорового человека безусловна.

I Сведощ А.М. Женская сексопатология. - М., 1991. - С. 7.

Психологическая точка зрения может быть, думаю, представлена теми важнейшими новообразованиями, которые вносят в жизнь нормального человека создание собственной семьи и родительство.

Современные исследователи семьи, как отечественные, так и зарубежные, давно и с тревогой пишут о ее кризисе. Особенно остро он проявляется в тех конкретных случаях, когда возрастной личностный кризис членов семьи приходится на кризис межличностных семейных отношений. Исследователи семьи давно заметили, что межличностные отношения в семье подвержены закономерной динамике, которая отражает естественное изменение в содержании отношений. Существует множество периодизаций с указанием более-менее точных возрастных границ разных периодов, но большинство исследователей сходятся во мнении, что семейное счастье наиболее хрупким бывает в первые пять лет супружеской жизни и на рубеже' пятнадцатилетнего совместного проживания, когда партнерам по браку 45-60 лет. (Об этом еще будет в последующих главах.) Итак, молодых людей, создавших семью (средний возраст их примерно 24 года), ждет не только начало семейной жизни, но и критический период ее становления.

Как известно, кризис в межличностных отношениях проявляется в частых конфликтах.

Я уже говорила ранее о том, что любовь - это высшее проявление свободы человека, нельзя заставить полюбить - это противно природе человека, его экзистенции. В своей любви мужчина и женщина стремятся к созданию новой, никогда не существовавшей общности. Наверно, в этом одна из трагедий любви - она одновременно высшее проявление свободы каждого конкретного, живого любящего и одновременно стремление к общности, двое создают единое без потери (наоборот, с расцветом) в них же индивидуального.

Тайна появления любви чересчур велика, чтобы писать о ней еще что-то, все равно вывод будет тот же - это тайна.

Из множества исследований современной семьи я выбрала наиболее близкие мне работы В.В.Столина, В.Я.Варги, Э.Г.Эйдемиллера, В. Сатир, В.В.Юстицкого, С.Кратохвилла, Д.Варги. Они помогут описать, как человек решает важнейшую задачу своего личного развития (а теперь и развития конкретного другого человека - партнера по браку) - устройство жизни в новой семье. Выделим в этой задаче несколько планов: физиологический, социальный и психологический.

Все эти планы, думаю, соответствуют (в большей или меньшей степени) проявлениям жизни, о которых говорилось выше: реальному, фантомному и полному. Физиологический план решения жизненной задачи создания семьи и ее существования предполагает освоение пространства своего тела и тела другого человека; тело, его свойства - реальность жизни.

О том, насколько это непросто, говорят не только врачи сексологи и сексопатологи, но и психологи, и. сами люди друг другу, пытаясь понять, почему вдруг такое свое, казалось бы, знакомое-презнакомое тело становится чужим и бессильным.

Социальный план решения задачи жизни в новой семье очень быстро становится фантомным проявлением жизни в том случае, если партнеры по браку не умеют строить новую общность, а копируют существующий в обществе идеал семьи. Я уже говорила, что такими образованиями, как идеалы, нормы, правила, ритуалы, обычай и так далее, заполнено фантомное проявление жизни, которое, несмотря на его внешнюю неосязаемость, обладает огромной силой воздействия на человека.

Все фантомные проявления жизни обладают высокой степенью жесткости, как я уже говорила ранее, они как бы проявление смерти в жизни. Воспроизведение в своей новой семье стереотипов поведения родительских семей - один из наиболее распространенных ошибочных путей решения своей личной задачи в семейной жизни. Фантомы социальных ожиданий, идеалов и норм будут вмешиваться в отношения, лишая их непосредственности, то есть жизни. Нужна большая сила Я, переживание присутствия в себе этой силы, чтобы противостоять фантомным образованиям и в себе, и в другом человеке.

Психологический план решения задач жизни в новой семье проявляется как творчество друг друга и творчество совместной общности - общего дома для двух разных, но единых душ.

Познание другого и себя, проявление в другом и себе лучшего это постоянное экзистенциальное содержание семейной жизни.

Если оно таково, то семейная жизнь становится жизнью полной, это ее известное всем описание как рай в шалаше с милым.

Думаю, что читатель понимает: каждый план решения задачи жизни в новой семье выделен относительно условно, в ежедневных хлопотах и заботах об устройстве совместной жизни они переплетаются в поток дня, но, смею вас уверить, каждый из них обладает и своими законами, как свои законы есть в мире реальном, фантомном, творческом. Бесконечное число фактических данных подтверждает тот факт, что любовная лодка разбивается о быт очень часто. Статистика разводов ужасающа. Может быть, она отражение того печального последствия развития научно-технического прогресса, которое привело к утрате человеком своей цельности и создало массового, частичного человека, для которого встреча в юности даже со своей собственной экзистенциальностью (с собственным свободным Я) приводит к отказу от него.

Жизнь в новой семье обостряет экзистенциальные переживания не только их сложной выраженной многоплановостью, но и необходимостью конкретизировать их в действия. Причем в действия, до банальности простые, ежедневные и даже скучные: мытье посуды, уборка, приготовление пищи, совместное проведение времени и тому подобное. Быт, одним словом. Вот тут-то и проявляется идеальность любви, которая проходит суровый экзамен на жизнестойкость. Как? Может быть, так: «. нелепо было бы отрицать, что в нашей естественной привязанности к детям неизбежно присутствует и элемент чисто физического наслаждения.

Конечно, в этой любви чувственная радость абсолютно неотторжима от душевной. Ведь дитя свое мы воспринимаем, вкушаем не только губами, обонянием, осязанием, а теплотой взгляда, настороженным вниманием слуха, всем своим существом. Вкушаем? Да, вкушаем, поглощаем его, в душе сливаясь с ним воедино и ощущая его неотъемлемой частицей своего бытия, своей сути. Неотъемлемой - и все же существующей вовне: как и во всякой любви.

Кривая, изображенная на этом графике, заставляет остановить взгляд на крутом спуске вниз к кризису, к нулевой отметке ' Цит. по: Кратохвилл С. Психотерапия семепно-сексуальных дисгармоний. - М., 1991.

этого состояния. Что же происходит? Все объясняется тем, что решение жизненных задач создания семьи требует особого опыта жизни собственного Я и знаний, да просто информации о человеке, который рядом. Далеко не всегда любовь дает опыт, необходимый для создания семьи, она слишком сложна для этого. Думаю, что создание семьи требует опыта устройства собственного Я в его психологическом пространстве, то есть опыта осознания собственной концепции жизни, собственной же Я-концепции и концепции другого человека.

Мне кажется, что этот опыт дает человеку возможность быть терпеливым, то есть не реагировать на ситуацию, а строить свое поведение хотя бы на основе минимального анализа.

Во время периода взросления человек сдает жизненный экзамен на наличие у него собственного Я и возможности воздействовать на него, возможность не только проявлять свое Я в настроении, в непосредственном эмоциональном состоянии, но и в возможности действовать по принятому в отношении себя и других людей долгу. Это предполагает четкое выражение переживания границ собственного Я, меры воздействия на другого человека и на себя. По сути это практическая этика, развертывающаяся в отношениях двух людей.

молодой папа с двухлетним ребенком остались дома одни на два дня, к концу второго дня гора посуды, грязного белья и прочих признаков хаоса грозила поглотить все живое. Зато одновременно делалось очень много дел: варилось что-то, присматривалось за сыном, говорилось по телефону, слушалось с экрана, вспоминалось. Разве можно в таких обстоятельствах помнить о какой-то цели; ею становится все.

В умении ставить цель проявляется способность человека к организации, структурированию как внешнего, так и внутреннего пространства, это способность делать их своими, если хотите, - можно говорить об управлении. Тогда ваша чашка найдет место в вашем пространстве, ваша одежда заявит о своем присутствии, и вы будете знать, что с ней делать. Можете Даже почувствовать усталость платья и страдания немытой посуДы, но это возможно только тогда, когда они принадлежат вам, а не вы зависите от них. Это не только искусство владения вещами, это еще и навык организации пространства своей жизни.

Я, конечно, очень кратко описала некоторые психологические предпосылки решения задачи организации жизни в новой семье. Главная из них, наверное, состоит в желании обязательно эту жизнь организовать, то есть в определенном для себя честном желании жить с другим человеком одной семьей.

Тогда супружеская пара становится, как называла В. Сатир, зодчими семьи. Не рая, не ада, а семьи, предварительно честно договорившись, что они собираются делать вместе, а потом разумно, осознанно начав это делать.

Практика показывает, что очень много людей, начиная строить свою семью вместе, в то же время делают это в одиночку, так как не умеют взаимодействовать друг с другом по поводу того, что они делают, на что направляют свои усилия. Семья как что-то особое, требующее и организационных, и деловых, и эмоциональных усилий, просто никогда (или почти никогда) не обсуждается. Молодые люди попадают (особенно в первые кризисные годы) в плен фантомов, которые препятствуют осознанию новой, ими же создаваемой, реальности.

На протяжении многих лет ученые, изучающие развитие личности, ведут оживленные дискуссии по поводу того, меняются ли люди после тридцати. Многочисленные исследования показали, что вообще-то мы не меняемся. После тридцати наши мысли, чувства и поступки невероятно устойчивы. Экстраверт остается экстравертом; человек добросовестный — таким же добросовестным.


Русскоязычная версия книги "Важные годы: Почему не стоит откладывать жизнь на потом" вышла в издательстве "Манн, Иванов, Фербер" в 2014 году.

В средствах массовой информации юность подается как шанс стать новым человеком


Мы с Сэмом поговорили об исследовании Pew Research Center, по результатам которого были сделаны выводы, противоположные тому, в чем нас пытаются убедить фильмы и блоги: те молодые люди от двадцати до тридцати лет, у кого есть работа, более счастливы по сравнению с теми, у кого ее нет. Я порекомендовала Сэму, чтобы помимо посещения сеансов психотерапии он нашел работу и место для постоянного проживания. После этих слов скептицизм быстро вернулся, а Сэм сказал, что скучная работа только усугубит ситуацию, а ответственность за квартиру прибавит ему лишней головной боли. А еще он заявил, что стабильная работа и квартира, о которой он должен заботиться, — это последнее, что ему нужно. Сэм был неправ.

Цели, которые вы ставите перед собой сейчас, определяют то, кем вы будете в возрасте от тридцати до сорока лет и старше

Многочисленные исследования, которые проводились в разных странах мира, говорят о том, что в возрасте от двадцати до тридцати лет жить становится легче. Мы становимся эмоционально устойчивее и не так болезненно переносим превратности судьбы. Мы становимся более ответственными и социально грамотными. Мы охотнее принимаем жизнь такой, какая она есть, и готовы сотрудничать с другими людьми. В целом мы превращаемся в людей, более довольных жизнью и уверенных в себе, а также меньше испытываем, как сказал Сэм, чувство тревоги и гнева. Однако такие изменения происходят не с каждым человеком. Сэм не мог просто ждать, что ему станет лучше, и дальше скитаясь с рюкзаком на спине.


Существует множество способов взять на себя такие обязательства перед окружающим миром. В двадцать с лишним лет порой приходится мириться с тем, что означает быть остепенившимся или успешным. Большая любовь или работа, которой вы будете гордиться, — такая цель может показаться труднодостижимой, но мы становимся счастливее, просто двигаясь в этом направлении. Молодым людям после двадцати, которые добиваются пусть незначительных, но успехов в работе или более-менее устойчивого финансового положения, в большей степени свойственны такие качества, как уверенность в себе, позитивный настрой и ответственность. Уже само наличие целей способно сделать нас счастливее и увереннее в себе — как сейчас, так и впоследствии. Во время одного из исследований, объектом которого стали молодые люди с момента окончания колледжа и до тридцати с лишним лет, было установлено, что активная постановка целей в возрасте от двадцати до тридцати лет способствует повышению целеустремленности, мастерства, умения действовать и благосостояния в возрасте от тридцати до сорока лет. Наши цели показывают, кто мы есть и кем хотим стать. Они говорят о том, как мы организуем свою жизнь. Цели называют структурными элементами личности взрослого человека, поэтому стоит обратить особое внимание на следующее: цели, которые вы ставите перед собой сейчас, определяют то, кем вы будете в возрасте от тридцати до сорока лет и старше.

Обязательства перед другими людьми вне работы тоже способствуют переменам и благополучию. По результатам исследований, которые проводились в США и Европе, было установлено, что формирование устойчивых отношений помогает молодым людям двадцати с лишним лет чувствовать себя увереннее и ответственнее, независимо от того, будут ли эти отношения развиваться или нет. Устойчивые отношения снижают уровень социальной тревоги и подавленности, поскольку позволяют нам чувствовать себя менее одинокими и дают возможность отработать навыки межличностного общения. Мы учимся управлять эмоциями и решать конфликты. Отношения с возлюбленными помогают нам найти новые способы подготовиться к жизни в мире взрослых. А в те дни, когда нам становится действительно трудно пережить происходящее, они могут стать источником уверенности и более надежным убежищем, чем то, которое мы можем найти у своих родителей.

У тех, кто ведет одинокий образ жизни в двадцать с лишним лет, к тридцати годам существенно падает самооценка

Хотя средства массовой информации превозносят холостяцкую жизнь, на самом деле мало приятного в том, чтобы остаться одному в двадцать с лишним лет. В ходе исследования, в рамках которого анализировалась жизнь молодых людей в период от немногим более двадцати до почти тридцати лет, выяснилось, что 80 процентов одиночек (юношей и девушек, которые ходили на свидания и заводили случайные связи, но не брали на себя серьезных обязательств) недовольны такой жизнью и только 10 процентов действительно не хотят иметь партнеров. Постоянное отсутствие пары способно губительно сказаться на жизни мужчин, поскольку у тех, кто ведет одинокий образ жизни в двадцать с лишним лет, к тридцати годам существенно падает самооценка.


Сэм понимал все наоборот. Он считал, что не может стать частью окружающего мира, пока не почувствует себя взрослым человеком, но на самом деле нельзя почувствовать себя взрослым, не приобщившись к их миру. Сэму казалось, что реальный мир лишь усугубит его проблемы, но для того чтобы избавиться от чувства тревоги и гнева в двадцать или даже в тридцать с лишним лет, существовал только один надежный способ: поставить цели и взять на себя определенные обязательства.

Сэм занялся поиском квартиры. До этого он снимал их на непродолжительный период. На протяжении нескольких месяцев он чувствовал себя спокойнее, но затем снова начинал собирать рюкзак. Сэм не видел никакой необходимости в наличии постоянного места жительства, пока не осознал, что больше всего на свете хочет завести собаку. Когда Сэм нашел квартиру и купил собаку, он вернулся к жизни. Необходимость ухаживать за ней и выгуливать придала жизни Сэма тот ритм, которого в ней не хватало. Во время сеансов он рассказывал забавные истории о своей собаке и показывал фотографии. Я видела, как его личность и жизнь меняются прямо на глазах. Сэм начал выгуливать собак за деньги. Он работал помощником инструктора по дрессировке собак. Вскоре он накопил достаточно средств, чтобы открыть небольшой бизнес — службу присмотра за собаками под названием Dog Days. По словам Сэма, это был его шанс сделать все иначе. Вскоре после того как служба Dog Days начала работу, Сэм прекратил посещать сеансы психотерапии. Работа отнимала много времени, и ему стало трудно встречаться со мной регулярно. Через пару лет Сэм написал мне электронное письмо, в котором говорилось, что он чувствует себя гораздо счастливее и увереннее.

Читайте также: