Нравственная культура это кратко

Обновлено: 30.06.2024

Нравственная культура есть практическое воплощение морали — особой формы общественного сознания, регулирующей отношения между людьми с помощью системы норм, принципов, идеалов и ценностей.

Нравственные (моральные) нормы — это правила поведения, нарушение которых, по мнению общества (группы), несет зло. Они формулируются как конкретные правила поступков: уступай место старшим, здоровайся при встрече, не обижай младших, не опаздывай, не употребляй нецензурные выражения, носи паранджу, не убей, не укради.

Нравственные (моральные) принципы (эгоизм, альтруизм, гуманизм, коллективизм, индивидуализм, подвижничество, самоотверженность, требовательность) задают направление нравственной деятельности.
Нравственные (моральные) идеалы создают образ нравственно совершенной личности и выражают конечную цель поступков. Так, христианский моральный идеал воплощен в образе Христа — учителя справедливости и великомученика.

Высшие нравственные (моральные) ценности выступают личными ориентирами жизни, предельно общими целями нравственной деятельности каждого человека. Речь идет о таких ценностях, как счастье, смысл жизни, свобода. Именно высшие моральные ценности являются верховным регулятором морального поведения, чувств и мыслей.

Нравственная культура, основанная на морали как форме общественного сознания, реализует себя в идеях, чувствах и поступках. Мораль функционирует на уровне теоретического обоснования нравственных норм, ценностей, идеалов, а также в форме субъективного понимания человеком нравственных ценностей, оценок, мотивов поведения.

Нравственная культура — явление историческое. Каждая эпоха и каждый народ создают свои представления о добре и зле и свои механизмы функционирования морали. Так, в традиционных обществах моральные нормы и ценности рассматриваются как неизменные, причем принятие их происходит фактически без личного выбора (нет альтернативы). В современном обществе моральные ценности часто выглядят как сотворенные самим человеком, без участия в этом других, т.е. они имеют характер индивидуального выбора. Однако и в первом, и втором случае в системе нравственных идеалов и норм есть устойчивое ядро, которое состоит из общечеловеческих нравственных норм и ценностей.

Нравственная культура функционирует на уровне общества в целом, различных субкультурных образований и отдельной личности. В нравственной культуре личности отражается степень освоения человеком морального опыта общества, способность последовательно осуществлять в поступках нравственные ценности и принципы, готовность к самосовершенствованию. Внешне культура нравственного поведения проявляется в соответствии поступков и слов тем нормам, которые выработало общество. Но собственно нравственными они будут являться только в том случае, если совершаются исходя из моральной мотивации и в соответствии с моральными принципами, т.е. когда этические знания совпадают с нравственными мотивами и поступками. Говорить о том, что нравственная культура стала внутренней составляющей личности можно только тогда, когда моральные нормы и ценности общества превращаются в убеждения. Нравственная культура личности предполагает способность человека разобраться в чувствах и мотивах своих поступков, умение соотносить их с интересами других людей.

Формирование нравственной культуры общества включает в себя закрепление стихийно сложившихся норм поведения и идеалов в их теоретическом обосновании, соответствующем духу времени. Необходимой составляющей процесса формирования нравственной культуры является распространение и внедрение имеющихся моральных знаний и требований в сознание людей через обучение, воспитание, традиции, обычаи, организацию массовых форм общения и т.д. В процессе формирования нравственной культуры каждое общество создает определенные механизмы воспроизводства моральных ценностей через общественное мнение, различные формы контроля, пример и т.д.

Регулирование и управление моральными процессами в обществе осуществляется через систему нравственного воспитания, которая сегодня не является единой по содержанию, т.к. в социально дифференцированном обществе на основе общепринятой морали существуют разные ее типы: светская, религиозная, обывательская, профессиональная.

Нравственное воспитание осуществляется в нескольких направлениях:

- формирование связи с обществом, согласование личного поведения с его нормами;
- ознакомление с нравственными идеалами и нормами общества;
- усвоение внешней культуры поведения;
- формирование приемлемых в обществе нравственных привычек;
- формирование устойчивых моральных чувств (совесть, долг, достоинство, стыд) и качеств (честность, принципиальность);
- превращение знаний в нравственные убеждения.

Для реализации этих задач используются различные методы. Основные методы нравственного воспитания: убеждение, положительный пример, одобрение (от жеста и тона до объявленной признательности), осуждение, организация нравственно положительной деятельности, самовоспитание.

Следует отметить, что ослабление механизмов нравственной регуляции обусловлено в целом особенностями современной культуры. Культ техники в XX веке привел ко все большему развитию технократического мышления, в котором нравственные ориентации уходят на второй план.

Процессы урбанизации привели к возрастанию анонимности жизни. В большом городе механизмы социального контроля (осуждение безнравственного поведения, бойкот, общественное мнение и др.) все более ослабевают, а на первый план выходит правовое регулирование отношений между людьми.

Все эти факторы привели к тому, что в современном белорусском обществе стала актуальной задача духовного возрождения. Ее решение связано как с возвращением к общечеловеческим ценностям, включающим гуманизм, христианскую мораль и др., так и с развитием исторически сформированных нравственных устоев белорусского общества, основанных на взаимопомощи, добросовестности, порядочности, надежности, осознании своего долга перед обществом, честности и доброжелательности. Эти качества, вошедшие в структуру ментальность белорусского народа, думается, рмогут выступить в качестве духовно-нравственной основы создания сильной и процветающей Беларуси.

Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Особую роль в регулировании жизни общества и поведения людей играет мораль.

Мораль (от лат. moralis, mores – нравственный, относящийся к нраву, характеру) – форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей.


По вопросу происхождения морали имеется ряд точек зрения:

натуралистический подход – мораль присуща человеку от природы и является результатом биологического развития;

теологический подход – мораль дарована человеку Богом;

социологический подход – мораль появляется в процессе исторического развития общества наряду с правом, политикой и отражает различные социально-экономические интересы людей;

культурологический подход – мораль является одним из элементов культуры, регулирующих социальное поведение человека. Содержание морали не сводится к социально-экономическим и политическим интересам людей.

С точки зрения структуры морали, моральные требования и представления принимают самые разнообразные формы по отношению к человеку, оказывая регулятивное воздействие на него.




Философскую науку, предметом изучения которой являются мораль, нравственность, называют этикой (от гр. ethos – обычай). Этика выясняет место и роль морали в системе других компонентов культуры (таких как наука, право, религия, искусство и др.), анализирует ее природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, обосновывает различные ее системы.

Моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-то частных и ближайших результатов в определенной ситуации, а следование общим нормам и принципам поведения. Выполняя, наряду с появившимся позднее правом, роль регулятора поведения людей, мораль имеет с ним общие черты, но в то же время принципиально отличается от него.




Важнейшие функции морали в обществе

Регулятивная – регулирование поведения человека во всех сферах общественной жизни.

Ценностно-ориентационная – утверждение человеческого в человеке, поскольку мораль является жизненным ориентиром, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию.

Мотивационная – моральные принципы мотивируют человеческое поведение, т. е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать (или, наоборот, не сделать). Формирование нравственного облика личности.

Конститутивная (от лат. constitus– утвердившийся, установленный) – принципы нравственности – высшие, главенствующие над всеми другими формами регуляции поведения людей. Безнравственность недопустима нигде.

Координационная – обеспечение единства и согласованности взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах. Соблюдение людьми единых и всеобщих нравственных принципов делает их поведение предсказуемым, что имеет огромное значение в организации коллективной жизни людей.

В моральной регуляции особую роль играет способность человека самостоятельно определять линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля, сообразуясь только с совестью, честью, чувством собственного достоинства. В способности и умении человека адекватно следовать принципам морали в изменяющихся обстоятельствах заключается нравственная культура.

Нравственная культура личностистепень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества. Нравственная культура личности является показателем того, насколько глубоко и органично требования нравственности воплотились в поступках человека благодаря влиянию общества.

Под воздействием разнообразных факторов: жизненного опыта, воспитания, этического просвещения и искусства – личность с той или иной степенью полноты аккумулирует в своем сознании и поведении достижения нравственной культуры общества.

Задача формирования нравственной культуры личности заключается в том, чтобы достигнуть оптимального сочетания традиционного и творческого элементов, соединить конкретный опыт личности с богатством общественной морали.

Формирование нравственной культуры личности проходит следующие этапы:


Нравственная культура личности представляет собой целостную систему элементов.

Можно выделить несколько этических принципов, которые постепенно все больше утверждаются в сознании людей и играют основополагающую роль в современной нравственной культуре.




Образец задания

C6. Проиллюстрируйте тремя примерами единство морали и права.

Ответ: В качестве примеров, иллюстрирующих единство морали и права, могут быть приведены: В системе социальных норм мораль и право выступают самыми универсальными, распространяющимися на все общество. У норм морали и права единый объект регулирования – общественные отношения. Как нормы морали, так и нормы права исходят от общества. Нормы морали и права выделились из мононорм первобытного общества. Нормы морали и права имеют сходную структуру и др.

Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург . В.С. Безрукова . 2000 .

Смотреть что такое "Нравственная культура" в других словарях:

НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА — определенный уровень отношения к сложившейся в обществе системе ценностей и традиций морали, выражающейся в объеме знаний, интересе к ним и их выборе в качестве мотива своего поведения. Нравственная культура гармонично сочетает и утверждает такие … Профессиональное образование. Словарь

НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ — степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры об ва; показатель того, насколько глубоко и органично требования нравственности воплотились в поступках человека благодаря формирующему влиянию на него об ва. Под воздействием… … Словарь по этике

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ — совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, в общении с др. людьми), в к рых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения. Если нравственные нормы определяют содержание поступков, предписывают … Словарь по этике

КУЛЬТУРА НРАВСТВЕННАЯ — уровень нравственного развития об ва и человека, отражающий степень освоения ими морального опыта культуры человечества, способность органичного и последоват. осуществления в поведении и межличностном общении ценностей, норм и принципов,… … Энциклопедия культурологии

Культура Древней Греции — Культура Древней Греции это совокупность достижений в области материальной культуры греческого рабовладельческого общества в период его образования, расцвета и упадка. Содержание 1 Мифология 2 Философия 3 Искусство … Википедия

КУЛЬТУРА НОРМАТИВНАЯ — (от лат. norma правило, образец) сфера культуры, охватывающая весь спектр поведенческих норм: право, мораль, включающую в себя также и нравственные предписания религии, этикет, правила, связанные с принадлежностью к различн. ассоциациям. Внутри К … Российская социологическая энциклопедия

Народная культура — культура, создаваемая в течение тысячелетий, путем естественного отбора, анонимными творцами – людьми труда, представителями народа, не имеющими специального и профессионального образования. Народную культуру составляют: религиозная… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)


Есть ли духовно-нравственный кризис в России?

Социологи и здравомыслящая общественность обеспокоены состоянием духовно-нравственной культуры в России. В жизненные планы молодежи включены собственное материальное благополучие, карьера, получение удовольствий. В иерархии нравственных ценностей патриотизм, долг, совесть находятся на последних местах или не значатся вовсе.

основы духовно нравственной культуры

Именно национальные герои от древних до новейших времен являются проводниками духовности и нравственности между поколениями. Подмена понятий о добре и зле приводит к эгоизму и социальной разобщенности, отторжению основ нравственной культуры.

Что это такое?

Нравственность — это свод правил поведения индивида, выработанный обществом. Основной закон-требование — каждый должен действовать в интересах общества, даже в ущерб собственным.

основы нравственной культуры

Идеальный гражданин обладает такими качествами:

  • порядочность и добродетельность;
  • целомудрие;
  • честность и справедливость;
  • благородство, готовность к благодеяниям;
  • чистота помыслов, культура поведения;
  • трудолюбие.

Этот список можно продолжить, если описать подробнее, детализировать каждое из этих качеств. Например: добродетельность — готовность всю свою жизнь, поступки, волю подчинять законам морали; культура поведения (или воспитанность) — соблюдение норм поступков во всех сферах жизни (общественной, семейной и даже наедине с собой).

Параллели между этими понятиями проводить нельзя, и вот почему.

Нравственность — это следование общепринятым нормам морали. Это внешняя сторона личности: истинные, скрытые от чужих глаз мотивы поступков могут быть и не столь благородными, как выглядят на первый взгляд.

Усыновить сироту, несомненно, доброе дело. Но почему человек решился на это? Из корыстных побуждений, из-за тех пособий, которые выделяются государством на воспитание сироты, или из желания прослыть благородным?

нравственные культуры россии

Или все же потому, что не смог пройти мимо несчастного ребенка, посчитал себя обязанным помочь ему, поделиться своим благополучием?

В первом случае отсутствует так называемая чистота помыслов. Скрытая от глаз посторонних, корысть делает внешне нравственные действия усыновителя безнравственными, как капля дегтя портит целую ложку меда. И напротив, отсутствие расчета во втором случае на материальные и моральные бонусы сообщают поступку благородство, нравственность, духовность. Последнее — это есть внутренняя суть личности. Нравственный человек не всегда духовный. И наоборот. Основы духовно-нравственной культуры народов кроются в личностных качествах их граждан.

О культуре нравственной

Культура вообще — это уровень усвоения индивидом социального опыта своего народа. Она передается из поколения в поколение. О том, насколько культурен человек, судят по:

  • его поведению и деятельности (здравый смысл, целесообразность);
  • формам взаимодействия с другими членами общества;
  • уровню сознания;
  • представлениям о том, что такое красивое и некрасивое;
  • отношению к национальным и народным обычаям и традициям.

Слагаемые духовно-нравственной культуры общества

Что это такое? Общественная духовно-нравственная культура — это многокомпонентная система, отражающая убеждения, сознание, взгляды населения любой страны.

основы духовно нравственной культуры народов

Сложность ее определяется еще и глубиной каждой составляющей: науки (со всеми ее отраслями), культуры всех населяющих страну народов, законов, религии и верований, обычаев и традиций, идеологии.

Осваивая основы духовно-нравственной культуры своего народа, человек испытывает воспитательное влияние общества на свое развитие. Однако это не означает недопустимость проявлений индивидуальности, собственных взглядов, гражданской активности. Социум стимулирует активное участие граждан в культурной, хозяйственной, политической жизни страны.

Религия как союзник в формировании этических основ общества

До революционных преобразований 1917 года основой духовно-нравственной культуры России было православие. Однако массовая антицерковная пропаганда, физическое уничтожение священнослужителей и церквей привели к постепенной утрате населением духовно-религиозных потребностей. Конституция СССР провозгласила отделение церкви от государства. И для религии стали недоступными такие важные сферы влияния на население, как образовательные учреждения, культура, наука, армия.

В современной России, по данным разных источников, истинно верующими считают себя лишь 4-5 % населения. Формально посещают церковь и при этом ведут светский образ жизни — 12-14 %. Остальные не интересуются религиозными учениями вовсе.

духовно нравственная культура народов россии

Эти регрессивные тенденции морально-нравственного разложения общества грозят постепенным вымиранием уникальной русской нации. И это заставляет всерьез побеспокоиться передовых научных и общественных деятелей. В православной церкви они видят союзника в деле возрождения и развития духовно-нравственной культуры народов России. Ее фундаментом должно стать восстановление духовного родства и вековых связей, искоренение нацизма и русофобии.

Традиции культурного взаимодействия народов России

Обязательная функция культуры любого народа — сохранение предыдущего исторического опыта его существования. На территории нашей страны проживают люди более 190 национальностей. В России, такой огромной и многонациональной, обособленное существование отдельных народностей немыслимо без тесных политических, хозяйственных, культурных контактов.

Государственная политика в области национального развития в стране

Задачи, цели, принципы поддержки и развития нравственной культуры народов России положены в основу документов, гарантирующих право каждого гражданина страны на духовное и культурное развитие:

  • Конституция РФ;
  • Концепция государственной национальной политики РФ;
  • федеральные законы и законодательные акты;
  • конституции и уставы субъектов РФ.

Эти документы задают основные направления работы государственных органов власти, культурных, образовательных учреждений, общественных объединений граждан в области духовно-нравственного воспитания населения. Это свидетельствует о многом. Например, что развитие духовности, нравственной культуры — это дело государственной важности в нашей стране. Местные органы власти на местах разрабатывают программы развития и поддержки взаимных контактов между разными этническими группами с учетом исторических, культурных, национальных особенностей.

Основные задачи в области духовного развития

  • возрождение и пропаганда межнационального единства, воспитание искреннего чувства патриотизма;
  • развитие интереса и уважения к истории, культуре больших и малых народов России, сохранение их национального наследия и самобытности;
  • всемерная забота о сохранении всего многообразия их языков и наречий.

Решение этих задач потребует много усилий, это проблема долговременная. Требуются подготовленные специалисты, научные разработанные методики, материальные вложения. Но это тот случай, когда цель оправдывает все средства.

Семья как первая ступень в воспитании нравственной культуры у детей

Давно стала банальностью мысль о том, что все начинается с детства, с семьи, в которой растет ребенок. В том числе его духовно-нравственное становление и развитие. Именно из уст родителей, подготавливающих его к самостоятельной жизни в обществе, он должен услышать первые наставления о том, как и почему следует себя вести в конкретной ситуации общения, что при этом чувствую люди, как они могут оценить его самого и на что это может повлиять в дальнейшей его жизни.

нравственные культуры народов россии

Семейные методы этического воспитания ребенка

Методы и приемы этического и духовно-нравственного воспитания детей в семье давно названы известными педагогами:

  • демонстрация собственных образцов отношения к Родине, национальному достоянию, к языку, к героям и антигероям;
  • объективная оценка событий в социуме и анализ конкретных ситуаций;
  • целенаправленное знакомство через произведения литературы и искусства с духовно-нравственными ценностями прошлого и настоящего;
  • вовлечение в общественную работу;
  • создание ситуаций, в которых ребенок может проявить участие и помощь другим людям.

То есть теория обязательно должна сочетаться с практикой.

К сожалению, современная школа почти не выполняет воспитательных функций, поскольку стала учреждением, оказывающим лишь образовательные услуги. Озабоченные проблемами воспитания нравственной культуры своего ребенка родители должны вникнуть в наработанный педагогический опыт отечественных и прогрессивных зарубежных специалистов, читать литературу, критически относиться к некоторым современным подходам к вопросам воспитания. Его нравственная культура — это не только спокойная старость родителей, но, по большому счету, и безопасность страны в будущем.

Педагогические ошибки — трагические последствия

По мере взросления ребенок все пристальнее вглядывается в окружающий мир и требует все более полных разъяснений. Иногда родители испытывают недостаток информации или опыта по тем или иным темам и боятся это показать ребенку, чтобы не уронить в его глазах свой авторитет. Некоторые, чтобы уйти от сложных вопросов, прибегают к запугиванию, стращая чадо грядущими проблемами взрослой жизни. Он всегда полон сомнений, неуверенности в себе или, наоборот, обуреваем чувствами собственного превосходства над другими и нравственной неуязвимостью. В силу занятости родители могут интересоваться лишь школьной успеваемостью, поведением и упускают контроль над внутренним, душевным состоянием растущего человека.

основы духовно нравственной культуры россии

Это крайне неправильная позиция. Ребенок начинает искать ответы на свои вопросы в сомнительных источниках: в компании таких же неопытных друзей, на сайтах Интернета, в сектах. Постепенно у него формируется неправильное (а порой и порочное, опасное) представление о животрепещущих вопросах бытия: что такое добро и зло, жизнь, какова ее ценность, что первично — долг перед обществом или собственные интересы. Искажение сознания приводит к деформации воли и поведения, страху перед сложными жизненными проблемами, к отсутствию усилий к самовоспитанию. Появляется желание избавиться от проблем любой ценой. Отсюда — путь в никуда. Детские и подростковые суициды, алкоголизм, наркомания, сомнительные компании, иждивенчество, социальный паразитизм.

Смотреть что такое НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА в других словарях:

НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

уровень нравственного развития общества и человека, отражающий степень освоения ими морального опыта культуры человечества, способность органичного и последовательного осуществления в поведении и межличностном общении ценностей, норм и принципов, готовность к постоянному самосовершенствованию. С древних времен люди искали ответы на вопросы Н.к. и находили их в учениях мудрецов. Одно из них — “учение середины” китайского философа Конфуция (6-5 вв. до н.э.) и его последователей. Это учение — закон бытия, необходимость природы; закон жизни благородного человека, “середина” — правильный путь, мудрость, требующая осторожности действий; “середина” требует человеколюбия, приводит к гармонии в отношениях с людьми и в государстве; к избеганию крайностей; “середина” требует искренности, это путь к истине. Аристотель основал систему, в которой нашли отражение “вечные” вопросы Н.к.: природа и источник нравственности; разум и свобода воли как основы нравственного поступка; смысл жизни и высшее благо; нравственный выбор, основанный на знании “общего”. Под воздействием жизненного опыта и воспитания, нравственного и эстетического просвещения, собственной готовности к совершенствованию человек аккумулирует в своем сознании и поведении достижения Н.к. общества. Н.к. можно характеризовать как определенную “нравственную мудрость”, способность к достойным поступкам в любой ситуации. Не случайно многие философы называли этику “практической философией” (Сократ). “Наукой о должном” ее называл Кант, ибо она должна научить человека, как поступить сообразно разуму. В любых обстоятельствах Н.к. должна следовать не превратностям бытия, а априорному (доопытному и внеопытному) закону разума. Человек должен быть внутренне нравственным, его Н.к. есть вопрос долга, долг же превыше всего, в том числе — и чувств, потребностей и обстоятельств. Человек жертвует всем во имя долга. Жизнь без долга и достоинства, т.е. внутренней нравственности, не имеет смысла. Для Канта Н.к. определяла цель и предназначение человека. Понятие Н.к. близко другому термину, возникшему во времена античной культуры, — этосу, обозначающему характер (человека или общества). Этос, как устойчивый нравственный характер, иногда противопоставлялся пафосу как душевному переживанию. В античной Греции под этосом понимали характер личности или общества, сформированный традициями. Древние греки определяли зависимость воздействия художественного или риторического произведения от этоса слушателя. Таким образом, издревле знание этоса позволяло (и позволяет) судить о психологических различиях в Н.к. людей и народов. Н.к. выполняет определенные функции: 1) Н.к. выделяет в человеческой деятельности именно нравственное содержание. С нравственной точки зрения анализируются история культуры, экономика, политика; 2) Н.к. есть знание о законах нравственности и нравственных отношений. Эти законы соответствуют объективным потребностям социального прогресса. Во все времена мыслители-гуманисты полагали, что нравственный прогресс является критерием цивилизованности, культуры общества, он в идеале должен опережать технический прогресс; 3) Н.к. создает определенные нормативы, дает оценки нормам поведения и нравственному состоянию общества. В этом и состоит ее практический смысл и особая актуальность в наш век, когда так очевиден дефицит нравственности в политике, экономике, экологии, международных отношениях и просто в межличностном общении. Н.к. отражает всю жизнедеятельность человека и общества, в ней переплетаются социально-исторические, психологические, национальные, классовые, религиозные и другие особенности и интересы. В этом причина ее неоднозначных определений. В поисках ответа мы обращаемся и к историческому опыту, к религиям, искусству, национальной психологии; однако Н.к. не сводится ни к одной из этих сфер. Испытывая на себе влияние различных сторон общественной жизни, исторических эпох, она сама обладает способностью проникать во все сферы жизни: ее требования, запреты, оценки неизбежны и необходимы в экономике, политике, духовной жизни, воспитании, образовании. Н.к. определяется и позитивным нравственным опытом человечества, который тот или иной народ, нация, религия, класс внесли в историю культуры. Н.к. — целостная система элементов, включающая в себя культуру нравственного мировосприятия (способность нравственного суждения, нравственной оценки, обладание этическим знанием, умение различать добро и зло, следование нравственным нормам в любых жизненных ситуациях, готовность к нравственному выбору, ответственность и т.п.); культуру чувств, способность к сопереживанию, сочувствию; культуру поведения и культуру поступка, реализующие жизненные установки и принципы в моральной практике. Определяющим же составным элементом всей системы является нравственное мировоззрение, нравственный разум, способствующий нравственной деятельности. . смотреть

НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

определенный уровень отношения к сложившейся в обществе системе ценностей и традиций морали, выражающейся в объеме знаний, интересе к ним и их выборе в качестве мотива своего поведения. Нравственная культура гармонично сочетает и утверждает такие качества, как честь и совесть, добро, любовь, дружбу, достоинство. В то же время она включает и противоположные компоненты: зависть и зло, предательство, эгоизм, ненависть. смотреть

НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ

Читайте также: