Интеллект и личность кратко

Обновлено: 02.07.2024

Однако исследователи по прежнему пытаются установить взаимозависимость личностных черт и уровня развития интеллекта. Естественно, основные попытки связаны с выявлением корреляций между базовыми свойствами личности и основными интеллектуальными факторами.

В 1985 году Робинсон [12] тестировал испытуемых с помощью тестов EPQ Г. Айзенка и WAIS (шкалы интеллекта Д. Векслера). Он установил, что экстраверты лучше справляются с невербальной частью теста, а интроверты - более успешно выполняют вербальные задания.

Однако Робинсон не обнаружил различий в уровне общего интеллекта. Он же предложил и теоретическую схему, объясняющую эти результаты на основе павловской и айзенковской моделей функционирования мозга. Д. Робинсон полагает, что уровень активированности талямокортикальной системы определяет не только экстраверсию-интроверсию, но и различия в интеллектуальном развитии. Экстраверты, поскольку они стремятся повысить исходный уровень активации до оптимума, взаимодействуя со средой, должны быстрее приобретать моторные навыки и координирующие их интеллектуальные операции, то есть лучше вырабатывать инструментальные рефлексы по Спирмену. Напротив, у интровертов должна быть выше скорость выработки классических условных рефлексов по И. Павлову, они должны лучше решать задачи, требующие сенсорного научения. Тем самым, у экстравертов должен быть лучше развит невербальный интеллект, а у интровертов - вербальный. Наиболее сильным аргументом было теоретическое доказательство Д.Робинсона закономерности связей между экстраверсией - интроверсией с интеллектом, которые он опубликовал в 1986 году [13]. Опираясь на свои исследования, он вычислил теоретические значения экстраверсии, интроверсии и психотизма, исходя из эмпирических интеллектуальных профилей испытуемых по методике WAIS. Полученные теоретические значения были сопоставлены с конкретными эмпирическими данными. Оказалось, что вычисленные значения интроверсии и психотизма были выше у тех лиц, которые были реально интровертами и психотиками.

Однако исследователи по-прежнему пытаются установить взаимозависимость личностных черт и уровня развития интеллекта. Естественно, основные попытки связаны с выявлением корреляций между базовыми свойствами личности и основными интеллектуальными факторами.

В 1985 году Д.Л.Робинсон [13] тестировал испытуемых с помощью тестов EPQ Айзенка и WAIS (шкалы интеллекта Векслера). Он установил, что экстраверты лучше справляются с невербальной частью теста, а интроверты более успешно выполняют вербальные задания.

Однако Робинсон не обнаружил различий в уровне развития общего интеллекта. Он же предложил и теоретическую схему, объясняющую эти результаты на основе павловской и айзенковской моделей функционирования мозга. Робинсон полагает, что уровень активированности талимокортикальной системы определяет не только экстраверсию-интроверсию, но и различия в интеллектуальном развитии. Экстраверты, поскольку они стремятся повысить исходный уровень активации до оптимума, взаимодействуя со средой, должны быстрее приобретать моторные навыки и координирующие их интеллектуальные операции, то есть лучше вырабатывать инструментальные рефлексы (по Спирмену). Напротив, у интровертов должна быть выше скорость выработки классических условных рефлексов (по И. Павлову), они должны лучше решать задачи, требующие сенсорного научения. Тем самым, у экстравертов должен быть лучше развит невербальный интеллект, а у интровертов – вербальный. Наиболее сильным аргументом было теоретическое доказательство Робинсоном существования связей между эстраверсией-интроверсией и интеллектом, которое он опубликовал в 1986 году [14]. Опираясь на свои исследования, он вычислил теоретические значения экстраверсии, интроверсии и психотизма, исходя из эмпирических интеллектуальных профилей испытуемых, полученных по методике WAIS. Теоретические значения были сопоставлены с данными эмпирического исследования. Оказалось, что вычисленные значения интроверсии и психотизма были выше у тех лиц, которые были реально интровертами и психотиками.

Однако, по последним данным Барретта и Айзенка, различия в успешности выполнения субтестов шкалы Векслера между интровертами и экстравертами весьма незначительны. Значимая разница наблюдалась только по двум тестам.

В результатах выполнения интеллектуального теста Джексона (МАВ) между экстравертами и интровертами не было различий ни по одному из субтестов. В 1969 году Айзенк и Коксон провели сравнительные исследования уровня общего интеллекта (IQ) у экстравертов и интровертов. Было обследовано свыше 4000 детей (мальчиков и девочек) и получены данные, представленные в табл. 18. Как видно, уровень экстраверсии слабо коррелирует с IQ. Однако эти результаты можно объяснить более спокойной реакцией экстравертов на ситуацию тестирования (исходя из представлений самого Айзенка о природе экстраверсии и интроверсии) [15].

Тем самым, несмотря на привлекательность теории Робинсона, точку в дискуссии ставить рано.

Есть данные, поддерживающие теорию Робинсона: немецкие психологи выявили, что интроверты, в отличие от экстравертов, показывают по всем субтестам более высокие баллы, хорошо выполняют вербальные тесты, более способны осмысленно интерпретировать бессмысленный рисунок, а экстраверты более успешно выполняют моторные тесты.

Многочисленные аналитические исследования дали самые противоречивые результаты. Корреляция между экстраверсией и интеллектом изменяется с позитивной для возраста 11 лет (0,22 – у девочек и 0,27 для мальчиков) на негативную к возрасту 14 лет (-0,25 – для девочек и -0,10 – для мальчиков). Исследование 2185 венгерских детей (7-15 лет и 14-15 лет) дало следующие результаты: в возрасте 14-15 лет получены положительные корреляции между началом сексуальной жизни и интеллектом у девочек и нулевые или же отрицательные у мальчиков.

Что касается связей между нейротизмом, стабильностью и интеллектом, то никаких явных зависимостей не обнаружено. Разноречивые данные получены в исследованиях о связи психотизма (по Айзенку) и интеллекта. Айзенком выявлена слабая зависимость между интеллектом и психотизмом [4]. Между тем Д. Саклофски и Д. Костура при исследовании канадских школьников установили, что интеллект и психотизм связаны нелинейно: у лиц с выраженным психотизмом разброс интеллектуальных параметров значительно больше, чем у не-психотиков: чем выше уровень психотизма, тем больше вероятность отклонения интеллекта от среднего как вверх, так и вниз по шкалам [16].

Исследование Кэттелла, другого лидера факторной психологии личности, также было направлено на выявление зависимостей между интеллектом и личностными чертами, тестируемыми с помощью опросника 16 PF [17].

Однако на сегодняшний день в пределах факторной теории личности ответа на вопрос о связи интеллекта и личностных черт нет.

В исследованиях отечественных и зарубежных психологов тема взаимосвязи интеллекта и особенностей личности мало разработана, данные, полученные разными исследователями, зачастую противоположны [19].

В 1987 году В. В. Печенков выявил связь между уровнями вербального, невербального и общего интеллекта (по WAIS), успешностью обучения в школе и эмоциональными переживаниями. Он показал, что преобладание негативных эмоций у школьника положительно коррелирует как с успеваемостью, так и с показателями интеллекта. Причем у мальчиков выше тревожность: ее уровень положительно коррелирует с левополушарным доминированием и вербальным интеллектом. У девочек преобладает страх, который связан с невербальным интеллектом и левополушарным доминированием.

Однако А. Кепалайте провела тестирование студентов с помощью шкалы WAIS и выявила, что более оптимистичные и жизнерадостные студенты лучше решают вербальные субтесты, а пессимистичные лучше справляются с невербальными заданиями [20]. Эти результаты в первую очередь противоречат данным американских авторов [5], указывающих на то, что депрессивные тенденции снижают показатели выполнения невербальных тестов, между тем как вербальная продуктивность остается практически неизменной.

Факторный анализ показал независимость интеллектуальных и темпераментных характеристик личности. Авторам, однако, удалось выявить значимую зависимость между отдельными проявлениями темперамента и интеллекта у детей и практически полное их отсутствие у взрослых. Более того, у взрослых испытуемых, показатель интеллекта которых ниже среднего уровня значения, 4 параметра темперамента по вопроснику ОСТ оказались связанными с оценками умственного развития по тестам Векслера и Амтхауэра. У подростков картина аналогичная: чем ниже уровень интеллекта, тем больше положительных связей между особенностями темперамента и интеллектом, в первую очередь – вербальным. При этом у подростков эмоциональная чувствительность положительно коррелирует с вербальным интеллектом, а у взрослых – отрицательно.

Русалов и Дудин подтвердили данные Айзенка о независимости показателей теста EPI от параметров интеллекта по тестам Векслера и Амтхауэра. Авторы делают вывод о дифференциации в ходе интеллектуального развития интеллекта от темперамента. На мой взгляд, их результаты можно объяснить проще, а именно: различия в вербальном интеллекте (по Векслеру) в большей мере детерминированы генетически, поэтому вербальный интеллект в большей мере коррелирует с врожденными особенностями темперамента, чем невербальный.

Но наиболее интересен тот факт, что успешность решения тестов у более интеллектуальных испытуемых – взрослых зависит от эмоциональной устойчивости, а у подростков – от эмоциональной чувствительности. Не проявляются ли в этом факте личностные особенности реагирования на тестовую задачу: для подростков она привычна, а для взрослых – нет. Поэтому более активные и эмоционально устойчивые взрослые лучше решают тесты в новой для них ситуации (стрессовой). Аналогично подросток должен обладать определенной эмоциональной чувствительностью, чтобы тестовая ситуация (аналог – контрольная работа) для него стала значимой.

Однако данные Дудина и Русалова в большей мере соответствуют результатам Айзенка, чем результатам Робинсона. Хотя, повторяю еще раз, модель последнего очень привлекательна не только своей простотой и изяществом, но и согласованностью с другими данными, в частности психогенетическими: экстраверты в большей мере взаимодействуют с внешней средой и у них больше развит невербальный интеллект. Соответственно и результаты многочисленных исследований утверждают, что он больше, чем вербальный, зависит от средовых влияний. Кроме того, эффект повторного тестирования (научения тесту) больше для невербальной части шкалы WAIS, чем для вербальной.

Взаимосвязь личностных и интеллектуальных факторов подчеркивалась многи- ми исследователями. Одним из первых был Бине, который считал, что исследова- ние интеллекта в известном смысле совпадает с исследованием личности и интел- лект проявляется во всех формах человеческого поведения.

4.13. Интеллект и личность 24 9

Влияние некогнитивных факторов на уровень интеллектуальных достижений (на материале специальных способностей) изучали и российские психологи (В. А. Крутецкий, 1968; и др.). В каких отношениях находятся интеллект и лич- ность? Влияют ли личностные особенности на интеллект или наоборот? Сегодня уже ясно, что отношения между интеллектом и личностью — отношения взаимо- зависимости.

Глубокие связи между ними, особенно проявляющиеся в мотивации умственной дея- тельности, зависящей от установок, потребностей, интересов и идеалов личности, уров- ня ее притязаний и т.

д., во многом определяют активность интеллекта. В свою очередь, характерологические свойства личности и структура ее мотивов зависят также от сте- пени объективности ее отношения к действительности, опыта познания мира и общего развития интеллекта (Ананьев, 1977, с. 360).

Несмотря на огромное количество исследований, отсутствуют убедительные данные о взаимосвязи

этих параметров с интеллектом.

25 0 Глава 4. Измерение интеллекта

Взаимосвязь интеллекта и творческих способностей

с особенностями личности

Низкие Энергия направлена на достижение успеха в учебе

Неудачи воспринимаются как катастрофа

Боязнь риска и высказывания

собственного мнения Пониженная общительность Боязнь самооценки

Высокие Вера в свои возможности

Хорошая социальная интеграция Высокая способность к концент- рации внимания и большой интерес ко всему новому

Постоянный конфликт между собственными представлениями

о мире и школьными требованиями

Недостаточная вера в себя

Боязнь оценки со стороны окружа-

Хорошая (по крайней мере,

по внешним признакам) адаптация

и удовлетворенность жизнью

Недостаточный интеллект компен-

сируется социальной общительно-

стью или некоторой пассивностью

черты личности, так и темперамента — такие, например, как энергетический уро-

вень и импульсивность).

4.13. Интеллект и личность 251

гда будет оказывать влияние уровень сформированности действий по решению заданий того или иного типа. Это лишает показатель скорости умственных опера- ций той, едва ли не абсолютной, генетической предопределенности, на которой настаивает Айзенк.

Обнаружение влияния таких личностных качеств, как настойчивость и склон- ность к проверке ошибок (подчеркнем: не наследуемых, а формирующихся в про- цессе обучения и воспитания), на успешность решения заданий теста не следует рассматривать как нечто совершенно новое, ранее неизвестное.

Так, установлены связи интеллекта (измеренного с помощью WAIS) с преоб- ладающим эмоциональным состоянием (А. Кепалайте, 1982). Жизнерадостность, оптимизм — большая успешность в решении вербальных заданий, в случае же пессимистических депрессивных переживаний испытуемые успешнее справляют- ся с невербальными заданиями. Нетрудно предположить, что процесс решения за- даний теста определяется множеством психологических механизмов и за IQ бу- дут скрываться не только такие личностные качества, как настойчивость и склон- ность в проверке ошибок.

Учесть все возможные взаимовлияния между интеллектом и личностью невоз- можно, особенно когда речь идет об измерении интеллекта с помощью существу- ющих тестов. Необходимо признать относительную самостоятельность интеллек- та (способностей) как структуры познавательных свойств. Известная обособлен- ность интеллектуальной сферы может быть иллюстрирована, например, часто встречающимся видом инфантилизма, при котором соответствующее возрасту развитие интеллекта (по тесту Векслера это могут быть показатели, относящиеся к верхней границе нормы) сочетается с задержками в формировании личности (А. Е. Личко и др., 1985). Вряд ли будет плодотворным включение все новых и но- вых некогнитивных факторов в сферу интеллекта, несмотря на их представитель- ство в любом акте познания. В своем крайнем варианте это приводит к тому, что любые психические свойства объявляются способностями (например, у К. К. Пла- тонова, 1972). Интеллект растворяется в личности, утрачивается его функцио- нальное своеобразие. Это в свою очередь может привести к отрицанию возможно- сти измерения интеллекта, а за ним и отдельных личностных проявлений.

25 2 Глава 4. Измерение интеллекта

не обнаруживающих себя при традиционном тестировании интеллекта. Учет лич- ностных переменных необходим и для предсказания последующего уровня интел- лектуального развития.

Интеллект… При этом слове многие из нас испытывают своеобразную гордость, поскольку известно, что человек обладает им в высшей мере. Некоторые даже думают, что интеллект – это то, что есть только у человека. Придётся их огорчить: интеллект имеется и у животных. Некоторые даже пытаются рассуждать о его наличии у растений и других групп организмов, однако пока что это не выходит за пределы фантастики. В последнее время высоких результатов достигли разработки в области искусственного интеллекта.

Интеллект

Что такое интеллект

Интеллект – это умственная способность организма, выражающаяся в умении решать различные задачи, справляться с проблемами, осуществлять познавательную деятельность, приспосабливаться к изменяющимся условиям среды и управлять ею.

Интеллект проявляется в учебной, исследовательской, трудовой деятельности, общении и социальной жизни в целом. Данное понятие объединяет отдельные познавательные способности: ощущения, восприятие, память, представления, мышление, воображение, волю, рефлексию, внимание.

Понятие об интеллекте возникло относительно недавно – только в конце девятнадцатого века. В то время высокими темпами развивалась психология, исследователи изучали умственные способности человека и животных. Иногда при этом они допускали серьёзные ошибки. Так, в то время господствовало убеждение, что человек использует свой мозг только на несколько процентов, тогда как остальная его часть остаётся незадействованной. В обыденной жизни такое представление сохраняется до сих пор, однако оно в корне неверно и давным-давно опровергнуто наукой. Но как вообще могло возникнуть такое предположение? Дело в том, что в конце девятнадцатого века функции значительной части отделов головного мозга были ещё не изучены, и исследователи не могли понять, для чего они нужны. Кроме того, некоторые процессы в мозге протекают как бы в автоматическом режиме, без участия сознания человека. То есть нам кажется, что какая-то часть мозга неактивна, но на самом деле она незаметно для нас проводит чрезвычайно важную работу, без которой, наверное, сам интеллект стал бы невозможен.

Однако вопрос взаимоотношения интеллекта и мозга достаточно сложный. Есть ли интеллект у человека? Разумеется, есть. Но есть ли он у кошки? Наверное, тоже есть. А у ящерицы? Можно думать, что и у неё есть. А у муравья, микроба, растения? С первого взгляда кажется, что чем более развит организм, тем в большей степени можно говорить о наличии у него интеллекта. Но и здесь не всё так просто.

Ящерица – организм совсем другого рода. Её общее развитие в десятки раз сложнее и организованнее, чем у муравья. И полноценный головной мозг имеется, притом достаточно развитый. Но вот интеллектуальные способности ящерицы весьма скромные и не идут ни в какое сравнение с интеллектом муравья (и уж тем более человека).

Получается, что интеллект – скорее функция, чем некая материальная структура. Реализовать интеллектуальную деятельность можно различными способами.

Как же реализуется эта функция? Реализация интеллектуальной функции происходит посредством работы его составляющих: это умение находить связи между разрозненными данными, синтезировать и анализировать, сравнивать, классифицировать, строить ассоциации и т. д. Каждая такая способность по отдельности не формирует интеллект, о нём можно говорить только в совокупности этих способностей.

Особенности интеллектуальной системы человека состоят из нескольких параметров:

  • Объём рабочей памяти, способность к предсказыванию, использованию орудий, логике;
  • Многоуровневая иерархия отбора ценной информации – в этом задействованы шесть слоёв нейронов;
  • Сознание;
  • Память.

Интеллект не возникает внезапно и сам по себе, а развивается с течением времени. Интеллектуальный уровень человека можно повышать посредством специальных методик; он же может и понижаться в силу различных обстоятельств (пожилой возраст, травмы головы, психические заболевания и т. д.).

Какие бывают виды интеллекта

Крупный исследователь в области интеллектуального развития Раймонд Кэттелл считал, что интеллект следует разделять на два вида – подвижный и кристаллизовавшийся. Первый основан на логических операциях, умении решать задачи, выходящие за пределы имеющегося опыта. Второй основан на накопленном опыте и умении использовать имеющиеся знания и навыки.

Существует также деление на эмоциональный и социальный интеллект. Первый состоит в умении осознавать и понимать собственные эмоции и эмоции окружающих людей. Второй вид – это способность понимать поведение людей. Социальный интеллект – важнейшая часть общественной жизни человека, она позволяет взаимодействовать с другими людьми, строить различные отношения. Исследователи подчёркивают, что целью работы такого интеллекта является не глубина понимания, а социальное приспособление.

Имеются и другие способы деления интеллекта. Так, выделяют логический интеллект и пространственный, а последний подразделяется на физический, социальный, духовный, творческий, эмоциональный.

Виды

Уровни интеллектуальной активности

Существует в психологии и такое понятие, как уровни интеллектуальной активности.

Исследователи выделяют три таких уровня:

  • Стимульно-продуктивный – когда умственная деятельность обусловлена лишь воздействием внешних факторов.
  • Эвристический – это спонтанная познавательная деятельность, которая приводит к открытию ряда закономерностей.
  • Креативный – высший уровень умственной деятельности, при котором происходит полноценное проникновение в суть изучаемых вещей, решение имеющихся проблем и постановка новых задач.

На первом уровне интеллектуальная деятельность ограничена заданным или первоначально найденным путём. Человек может исследовать различные явления и решать разные задачи, но лишь как частные, не имеющие связи друг с другом. На этом уровне, однако, интеллектуал может выдвигать достаточно смелые гипотезы.

На втором уровне исследователь может сопоставлять разрозненные явления и проблемы и находить в них нечто общее, выявлять новые закономерности. Познание в этом случае происходит эмпирическим путём.

На третьем уровне сопоставление разных явлений и нахождение у них общего становится не просто отдельным приёмом, а само по себе является проблемой, требующей глубокого проникновения в суть вещей. В данном случае исследователь задействует теоретический путь познания.

Интеллектуальные действия личности подразделяются на уровни и другим способом.

В этом случае выделяются два уровня:

  • Действия личности на уровне социального индивида, при этом деятельность человека обусловлена поставленной задачей и желаемыми результатами.
  • Действия творческой личности; в этом случае результат оказывается шире поставленной цели и порождает новые задачи.

Деятельность индивида постепенно перестаёт быть ответом на изначально поставленную задачу и принимает созидательный характер.

Для наглядности можно использовать также знаменитую пирамиду Маслоу, которая отражает иерархию потребностей человека. По ней видно, что потребность в творчестве и духовном развитии является высшей, и для её достижения нужно пройти более низшие уровни. В соответствии с этим и работает интеллект: вначале он направлен на то, чтобы достигать насущных целей и решать конкретные задачи (поиск еды, жилья, достижение материального благополучия), затем появляются возможности для познания чего-то нового, а на самом высоком уровне возникает возможность для творческой деятельности.

Методы

Коэффициент интеллекта: методы определения

Коэффициент интеллекта – знаменитый ай-кью – определяет степень развития умственной деятельности человека. Иногда он используется и для того, чтобы оценить умственные способности животных в сравнении с человеком. Исследователи определили даже коэффициент интеллекта таких существ, как, например, дождевой червь.

Определение коэффициента производится с помощью особых тестов, которые позволяют выяснить различные факторы, например:

Какие факторы влияют на умственные способности человека

У разных людей уровень интеллекта может существенно различаться. Среди нас есть интеллектуалы, тугодумы, люди со средними способностями и те, которых принято называть умственно отсталыми. Но отчего люди бывают столь разными в умственном отношении?

Различные исследования показали, что на формирование умственных способностей человека оказывает влияние в первую очередь генетический фактор. Воспитание, воздействие окружающей среды и случайные внешние воздействия играют гораздо меньшую роль.

Однако и внешняя среда имеет определённое значение для формирования интеллекта. Это такие факторы, как уровень жизни семьи, уровень образования родителей, характер воспитания, доступность школьного образования для детей (в американских исследованиях ученики хороших городских школ оказались более интеллектуальными, чем ученики скромных сельских школ). Исследованиями установлено даже влияние таких отдельных факторов, как годовой доход семьи, размер дома и его стоимость, взаимоотношения между родителями и др.

Нельзя исключать и роль питания. Мозг – достаточно прожорливая структура, и недостаток питательных элементов может привести к снижению его способности обрабатывать информацию.

1

Различия в интеллектуальном развитии мужчин и женщин

Облегчение положения женщин и их уравнение в правах с мужчинами показали, что женский интеллект ничуть не уступает мужскому. Больше того, с некоторыми видами умственной деятельности женщины справляются заметно успешнее, чем мужчины.

Но до сих пор во многих странах господствуют прежние установки: в народном сознании женщины предстают более глупыми и неразвитыми, и им отводится второстепенная и подчинённая роль. Женщина не может быть главой семьи, она не может наследовать родительское имущество, кое-где женщинам даже запрещается водить автомобиль. Представления о неполноценности интеллекта у женщин имеются и в низовых слоях населения развитых стран. Как правило, такие люди склонны принимать желаемое за действительное. Они руководствуются сильно устаревшей научной информацией, а также мифами и легендами, религиозными догмами. Более актуальную информацию они предпочитают не признавать, поскольку она не соответствует их личным представлениям.

Исследования соотношения пола и развития мозга ведутся уже давно. Имеющиеся результаты показывают, что различия в строении головного мозга у мужчин и женщин имеются, но они не являются определяющими в плане интеллекта: мужчины и женщины могут одинаково успешно выполнять одинаковые задачи.

Так, было показано, что объём и масса мозга у мужчин несколько больше, чем у женщин. Однако существенного влияния на умственные способности это не имело. Результаты изучения влияния гормонов на интеллект были спорными; было показано, что высокий уровень определённых гормонов может как повысить, так и понизить умственные способности.

Другие исследования показали, что хотя мужской мозг и имеет несколько большие размеры, он заметно более уязвим к нарушениям внутриутробного развития. Так, плохое питание матери в период беременности во многих случаях снижает умственные способности родившихся мальчиков, но на девочек это никак не влияет.

Отдельные исследования проводились над восприятием стереотипов. И они показали, что в обществах, где на женщин оказывают неблагоприятное психологическое воздействие, их уровень интеллекта действительно оказывался ниже, чем там, где женщин воспринимают как равных с мужчинами и относятся к ним уважительно. Всё дело в том, что в условиях постоянных унижений женщины в большей степени задействуют те участки мозга, которые отвечают за эмоциональные реакции, а те участки, которые отвечают за решение тех или иных задач, остаются невостребованными и не получают развития.

Стереотипы влияют и другими способами; например – через воспитание детей. С самого детства в традиционных обществах девочек приучают к одним видам деятельности, а мальчиков – к другим. Зачастую девочкам не позволяют заниматься физикой, математикой и другими науками, поскольку считается, что им это не пригодится в жизни. Из-за этого мозг мальчиков и девочек тренируется в разной степени и по-разному, в результате чего их способности к определённому возрасту действительно сильно различаются.

Как повысить уровень интеллекта

Тренировка умственных способностей очень напоминает занятия физической культурой. В спортзале мы занимаемся тем, что даём нашему телу искусственную нагрузку, не связанную с практическими задачами, и от этого делаемся сильнее и здоровее. А когда приходит время выполнять какую-то практическую работу, требующую физических усилий, наше тело уже готово к этому.

Так же и мозг. Для развития интеллектуальных способностей необходимо постоянно решать задачи, требующие умственного напряжения, учиться чему-то новому – даже если эти знания и не пригодятся на практике.

В этом отношении становится понятной польза школьного образования. Большинство тех знаний, которые ученик получает в школе, не пригодятся ему в дальнейшей жизни; но это не значит, что необходимо упразднять такие дисциплины, как алгебра, геометрия, физика, химия. Ведь в процессе их изучения в мозгу формируются нейронные связи, которые влияют на общее умственное развитие. Умение думать, полученное, скажем, на уроках физики, обязательно пригодится, даже если в будущем человек будет всего лишь владельцем продуктового магазина.

На уровень интеллектуальных способностей влияют и другие факторы. Например – занятия спортом. Действительно, физическая активность стимулирует и улучшает кровообращение, и кровью гораздо лучше начинает снабжаться мозг. Правильное питание – также необходимое средство повысить свои умственные способности.

Влияние некогнитивных факторов на уровень интеллектуальных достижений (на материале специальных способностей) изучали и российские психологи (В. А. Крутецкий, 1968; и др.). В каких отношениях находятся интеллект и личность? Влияют ли личностные особенности на интеллект или наоборот? Сегодня уже ясно, что отношения между интеллектом и личностью – отношения взаимозависимые.

4.13. Интеллект и личность

Глубокие связи между ними, особенно проявляющиеся в мотивации умственной деятельности, зависящей от установок, потребностей, интересов и идеалов личности, уровня ее притязаний и т. д., во многом определяют активность интеллекта. В свою очередь, характерологические свойства личности и структура ее мотивов зависят также от степени объективности ее отношения к действительности, опыта познания мира и общего развития интеллекта (Ананьев, 1977, с. 360).

Так, установлены связи интеллекта (измеренного с помощью WAIS) с преобладающим эмоциональным состоянием (А. Кепалайте, 1982). Жизнерадостность, оптимизм – большая успешность в решении вербальных заданий, в случае же пессимистических депрессивных переживаний испытуемые успешнее справляются с невербальными заданиями. Нетрудно предположить, что процесс решения заданий теста определяется множеством психологических механизмов и за IQ будут скрываться не только такие личностные качества, как настойчивость и склонность в проверке ошибок.

Учесть все возможные взаимовлияния между интеллектом и личностью невозможно, особенно когда речь идет об измерении интеллекта с помощью существующих тестов. Необходимо признать относительную самостоятельность интеллекта (способностей) как структуры познавательных свойств. Известная обособленность интеллектуальной сферы может быть иллюстрирована, например, часто встречающимся видом инфантилизма, при котором соответствующее возрасту развитие интеллекта (по тесту Векслера это могут быть показатели, относящиеся к верхней границе нормы) сочетается с задержками в формировании личности (Личко и др., 1985). Вряд ли будет плодотворным включение все новых и новых некогнитивных факторов в сферу интеллекта, несмотря на их представительство в любом акте познания. В своем крайнем варианте это приводит к тому, что любые психические свойства объявляются способностями (например, у К. К. Платонова, 1972). Интеллект растворяется в личности, утрачивается его функциональное своеобразие. Это, в свою очередь, может привести к отрицанию возможности измерения интеллекта, а за ним и отдельных личностных проявлений.

Читайте также: