Новый реализм кратко в литературе

Обновлено: 05.07.2024

Анализ текстов как манифестов, определяющих комплекс главных проблем, решаемых "новым реализмом". Художественные признаки "нового реализма". Художественный мир произведений Р. Сенчина, З. Прилепина, С. Шаргунова, выявление их константных признаков.

Рубрика Литература
Вид автореферат
Язык русский
Дата добавления 27.07.2018
Размер файла 46,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Бондаренко В. Новый реализм // День литературы, 15.08. 2003.

Бондаренко В. Нулевые // День литературы, 26.01.2010.

Пустовая В. Новое "Я" современной прозы: об очищении писательской личности // Новый мир, 2004. N 8.

Теоретическая значимость исследования - в определении и научной реализации принципов анализа современных литературных явлений, претендующих на концептуальную целостность и особое место в новейшей словесности.

Объектом исследования является идейно-художественное пространство прозаических текстов, нравственно-философское содержание манифестов и литературно-критических дискуссий.

Основными задачами исследования следует считать:

- изучение художественного мира произведений Р. Сенчина, З. Прилепина, С. Шаргунова с выявлением их константных признаков;

Апробация исследования. Основные результаты исследования обсуждались на ежегодной научной конференции аспирантов и докторантов (КубГУ, 2010, 2011), на заседаниях кафедры зарубежной литературы и сравнительного культуроведения КубГУ, проходили апробацию в ходе аспирантской практики.

Научно-практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы при разработке вузовских курсов, посвященных истории современной литературы, а также теоретическим проблемам словесности, предполагающим интерес к историческим контекстам становления художественных методов. Следует отметить и междисциплинарный потенциал работы, ее значение для исследований, ставящих комплексные вопросы о формировании вариантов современного мировоззрения в его психологических и философских аспектах.

На защиту выносятся следующие основные положения:

Структура диссертационной работы. Работа представляет собой научный текст, состоящий из трех глав, введения, заключения и библиографического списка, насчитывающего 162 позиции. Общий объем работы 175 страниц.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обоснована актуальность диссертационного исследования, сформулированы цели и задачи работы, определены объект, предмет и теоретико-методологическая база исследования, раскрыта научная новизна, выявлена практическая значимость диссертации.

Противостояние реализма и нереалистических методов художественного воссоздания в действительности имеет для современной культуры большое значение. В этом конфликте есть смысл увидеть не только борьбу за тот или иной тип искусства, но и отстаивание нравственных идеалов, восходящих к классической нравственности или уходящих в сторону от нее.

В произведениях С. Шаргунова присутствует множество локальных действий, которые не способствуют созданию единой, центростремительной фабулы. Ни один из текстов анализируемого автора не предлагает целостной истории, которую можно было бы пересказать как состоявшийся сюжет. Фрагментарность здесь значительнее линейности повествования, создающей эффект возможного и необходимого пересказа. Акцент делается на протяженности существования, а не на кульминациях, которые оформили бы сюжет как завершенное целое.

Специфика молодежного дискурса закономерно присуща произведениям С. Шаргунова. Парадоксальность заключается в том, что молодежный дискурс с его возрастными особенностями реализуется внутри автобиографической формы, предполагающей опыт и определенное житейское спокойствие.

Фабула всех трех произведений предельно ослаблена, пересказ событийной части повестей - большая проблема для читателя. Это можно объяснить следующими факторами. 1) Автор не стремится к динамичному действию, к ярко выраженным конфликтам, его основная цель - отобразить состояние, сознание героя. 2) Автор ориентируется на собственную биографию, создает художественный текст на основе автобиографии, которая воспроизводится без большого участия вымысла, с желанием Р. Сенчина оставаться в контексте действительно происходивших событий. 3) Автор, достаточно часто полемизируя с современной литературой в ее постмодернистском варианте, упрекая ее в избыточной фантасмагорической событийности, делает акцент на сознании обыкновенного молодого человека, решающего свои проблемы в контексте повседневности.

Ослабленность сюжетного действия - принципиальный выбор Р. Сенчина. Темпоральные особенности его повестей показывают авторское стремление фиксировать время, которое течет неторопливо. Это время чуждо внезапным ускорениям, катастрофическим поворотам судьбы, оно не насыщено теми событиями, которые могли бы усилить динамику. Это настоящее или недавнее прошлое, будущее (например, на правах мечты) присутствует в тексте крайне редко. Социальные характеристики времени всегда очевидны, но эта социальность лишена эпического характера, реализуемого, например, в актуализации политической проблематики.

Можно сделать вывод о негативном восприятии героем себя, о подчеркивании отрицательных черт характера. Читатель оказывается под необычным прессингом: герой, сближаемый с автором, многое делает, чтобы предстать в негативном виде. Он часто оказывается трусом, иногда готов к подлости, не способен к серьезным отношениям. Его воображение разыгрывается лишь тогда, когда возникает опасность для собственной жизни. Смысл мог обнаружиться и в отношениях с женщиной. Но следует констатировать периферийное положение любовного сюжета, очевидное авторское нежелание создавать в произведении эффект романтической истории. Ни в одном из текстов нет изображения счастливого чувства. Впрочем, герой не скрывает, что его чаще занимают физиологические аспекты привязанности, чем аспекты духовные.

Отсутствие героев с сильной жизненной позицией, с ясной целью, которая осознавалась бы как раз и навсегда выбранный план - закон для художественного мира Р. Сенчина. Сильные личности с четким и сознательно принятым жизненным заданием редко попадают в художественный мир Р. Сенчина. Ему больше интересен человек с размытыми ориентирами, с сознанием, которое не сделало выбор.

В большинстве текстов Р. Сенчин пытается создать эффект максимального сближения между своей жизнью и жизнью героя. Это не просто автобиографический метод, но и серьезная авторская уверенность в том, что художественное постижение мира наиболее эффективно совершается через свою жизнь, когда она сохраняется как пространство творчества, но и оказывается объектом своеобразного изучения.

Сам автор, сохраняя имя и фамилию, является главным героем своих произведений. Форма дневника, правда, не связанная конкретными датами, признается вполне приемлемой. Собственная жизнь становится художественным объектом. Одиночество - на первом плане: нет жены, друга, мира с самим собой. Наблюдается дегероизация, откровенность, доходящая до саморазоблачения, акцентированное внимание к собственным негативным чертам. Снижается пафос, отсутствует романтическое начало. Быт побеждает. Нет никаких иллюзий и поэтизации молодости, возможностей, таланта. Много физиологизма в понимании человека.

Повествование нельзя назвать динамичным. Следует отметить отсутствие сюжетного напряжения. Создается впечатление, что автор собирается описывать повседневность в разнообразии деталей, но при этом - в однообразии авторского настроения, которое практически никогда не бывает приподнятым. Отсутствуют кульминации, очевидные развязки, яркие конфликты, конфликтные диалоги. Между простыми людьми и интеллигентами нет большой разницы.

С предыдущим принципом поэтики связан и характер главного героя, в котором выделяется безволие, отсутствие стремления принимать решения, активно менять свою жизнь и окружающую действительность. Каждый текст отличается совершенно определенной статичностью по отношению к проблеме художественного времени и пространства. В каждой повести - определенный регион (Минусинск, Петербург, Москва), определенный вид деятельности (работа монтировщика в театре, подсобная работа в торговом бизнесе друга, литературная работа в институте и редакции). Нравственная личность автора не возвышается над изображаемой реальностью. Перед читателем - герой нашего времени, лишенный даже намека на героизм в его привычном значении.

Внутренний кризис, представленный Захаром Прилепиным, можно было бы счесть близким к стандарту кризисом среднего возраста. Но сам писатель против такого упрощения. Две связанные друг с другом темы - детей-убийц и Шарова-идеолога - демонстрируют авторское тяготение к другим контекстам, которые личную проблему поднимают на более высокую ступень, показывают типичность проблемы, достигающей апокалиптического масштаба.

В плане настроения роман является эффективным совмещением разных эмоциональных пластов: пессимистический образ современной России и тех изменений, которые произошли со страной на рубеже веков, соединяются с героической философией, с концепцией самоутверждения личности, которая реализует себя через преодоление компромиссов и страха. Трагизм, который оформляется в финале романа, использует оптимизм, а не отвергает его, как часто случается в постмодернистской литературе.

Молодой человек нового века вновь открывает литературную традицию и в этом, на самом деле, есть большой смысл. Можно вспомнить истоки книжности на Руси, когда переводное произведение становилось неотъемлемой частью отечественной традиции, так как воспринималась заново и свежим взглядом, новым чувством и поэтому естественным образом прирастало к плоти русской культуры. Также и новое поколение 2000-х не сбрасывало с корабля современности, но на время отстраняла, чтобы до поры избавиться от гнета авторитетов и прочертить свою линию культурной преемственности.

Это дело сугубо вкусовое. Но вот только вкус свой личный субъектный, часто спорный, каждый норовит использовать в качестве безусловного критерия, которым было бы неплохо крушить всех прочих инакотворческих, с другой эстетикой, которая не укладывается в прокрустово ложе моих воззрений-степеотипов. Внешне же прикрывается все это благовидной риторикой о необходимости отделения зерен от плевел.

Здесь следует вспомнить Византийскую литературу. Ограниченная четкой матрицей и знанием о том, каким должно быть настоящее произведение, по каким прописям оно строится и какими критериями его можно оценивать, она свелась к банальной компилятивности и цитации. Что особенно сильно развивалось в ситуации отсутствия богословских диспутов и при неимении личного мистического опыта. Как только были нарушены эти критерии и преодолены стереотипные рамки, возник исихазм, Григорий Палама, а на Руси – второе южнославянское влияние, которое при благоприятном стечении обстоятельств могло стать соизмеримым с Ренессансом. Все это, конечно, очерчено слишком упрощенно, но аналогия, надеюсь понятна.

Возвращение к русской литературе

Это непрестанное самообновляющееся движение по пути канвы русской литературы. Примат традиционалистичности. Восстановление, возрождение традиционной аксиологии, ценностного стержня русской культуры, исконного понимания сути и назначения творчества. Попытка возвращения к отечественной русской литературной традиции, к исконной трактовки значения слова, преодоление русскоязычного формата, который превалировал в последнее время и загонял литературу в камерную лакуну для посвященной эстетствующей публики.

Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. . В.В.Бычков . 2003 .

Полезное

Смотреть что такое "Новый реализм" в других словарях:

НОВЫЙ РЕАЛИЗМ — направление в изо искусстве Франции и Швейцарии, родственное американскому поп арту. Наиболее характерные произведения новых реалистов (Армана, Сезара, Н. де Сен Фаль, Ж. Тэнгли), менее зависимы по стилю от коммерческой рекламы, анархически… … Большой Энциклопедический словарь

Новый реализм — Скульптура Жана Тэнгли … Википедия

Реализм — I. Общий характер реализма. II. Этапы реализма А. Реализм в литературе докапиталистического общества. Б. Буржуазный реализм на Западе. В. Буржуазно дворянский реализм в России. Г. Реализм революционно демократический. Д. Пролетарский реализм.… … Литературная энциклопедия

РЕАЛИЗМ — (от позднелат. realis вещественный, действительный) филос. направление, признающее находящуюся вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая схоластика), либо как объект познания,… … Философская энциклопедия

Реализм (в литературе и искусстве) — Реализм в литературе и искусстве, правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В ходе исторического развития искусства Р. принимает конкретные формы… … Большая советская энциклопедия

Реализм — (от позднелат. realis вещественный, действительный) в искусстве, правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В ходе развития искусства реализм… … Художественная энциклопедия

РЕАЛИЗМ в искусстве — правдивое, объективное отражение реальной действительности на языке того или иного вида иск ва. В этом смысле Р. представляет собой осн. тенденцию поступат. развития художеств. культуры человечества. В каждый новый историч. период Р. приобретает… … Философская энциклопедия

РЕАЛИЗМ — (ново лат., от realis действительный, с греч. окончанием). Философская система средних веков, приписывавшая общим понятиям действительность их существования, в противоположность номинализму философии: признавание сущности внешних предметов… … Словарь иностранных слов русского языка

Реализм — в литературе и искусстве правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художеств. творчества. В ходе историч. развития иск ва Р. принимает конкретные формы определённых творч.… … Музыкальная энциклопедия

Фото Реализм в литературе - черты и стиль: русский реализм, критический реализм XIX века

Что такое реализм?

Реализм - это направление в искусстве и литературе, которое ставит целью правдиво воспроизвести действительность в ее типических, обычных чертах.

В философии реализм - это доктрина, согласно которой предметы видимого мира существуют независимо от человеческого восприятия и познания.

Черты реализма

Исторически конкретное общество, события, эпоха

Жизнь показана наиболее приближенной к реальности

В центре внимания - закономерности жизни, обусловленные причинно-следственными связями

Литература в реализме - средство познания себя и окружающего мира

Реализм показывает влияние общества на духовный мир человека, формирование его характера

Типизация характера: создание типических характеров в типической остановке

Характеры и обстоятельства взаимодействуют друг с другом: характер не просто обусловлен обстоятельствами, но и сам оказывает на них воздействие

В произведениях реализма представлены глубокие конфликты. Жизнь отражается в драматических столкновениях

Действительность рассматривается в развитии. Реализм изображает не только уже сложившиеся формы социальных отношений и типы характеров, но и обнаруживает зарождающиеся

Реализм в литературе

Во Франции основы романтизма заложили романы Стендаля, Оноре де Бальзака, Гюстава Флобера. В Великобритании представителями реализма стали Чарльз Диккенс, Уильям Теккерей и другие. В основном писатели-реалисты обличали свои произведения в формы очерков, романов, рассказов и повестей.

Ста­нов­ле­ние реализма в русской литературе традиционно связывают с име­на­ми пи­са­те­лей на­ту­раль­ной шко­лы - И.С.Тургенева, мо­ло­до­го Ф.М. Достоевского, Д.В. Григоровича, И.А. Гончарова, Н.А. Некрасова­ и других.

Расцвет русского реализма наступил во второй половине XIX века, чему культура обязана А.Н. Островскому, Л.Н.Толстому и другим великим писателям и драматургам.

Уже в 1880-е годы под воздействием натурализма реализм как направление отходит на периферию литературы как в Европе, так и в России.

Персонажи романа типические. Личность Евгения Онегина раскрывается с помощью описаний его жизни, прошлого опыта. Очевидно, как его воспитание и петербургская светская жизнь повлияли на его характер и на то, как после он чувствовал себя в деревенской глуши.

Татьяна Ларина в романе также показана в той среде, в которой была воспитана: в деревне, в близости к няне, рядом с простодушными родителями.

Через типичные жизненные обстоятельства раскрывается также Владимир Ленский и другие герои. Типизация их образов позволяет предсказать, как они будут вести себя в той или иной ситуации.

Критический реализм

Критический реализм, согласно идее марксизма, объясняет, каким образом обстоятельства жизни человека и его психология обусловлены социальной средой. Это проявляется в романах, в частности, Оноре де Бальзака или Джорджа Элиота.

Для обоснования критического реализма в России советские исследователи обращались к произведениям литературных критиков Виссариона Белинского, Николая Чернышевского и Николая Добролюбова.

Для русских критических реалистов (к ним относили Некрасова, Тургенева, Достоевского, Островского и других) было характерно изображение народа, страдающего под гнетом крепостничества и царизма, отмечали советские литературоведы.

Характерные черты критического реализма:

достоверное воспроизведение действительности

особый интерес к социальной тематике

субъективность в работах данного направления

стремление героев к правде и улучшению мира

Социалистический реализм

Социалистический реализм или соцреализм - это официальный твор­че­ский ме­тод, который стал обязательным в СССР в сталинскую эпоху. В таком качестве его утвердили на первом Всесоюзном съезде советских писателей в 1934 году. В 1930-е годы был выделен ряд особенностей этого направления, в частности:

искусство должно быть доступно для восприятия широких народных масс, отражения их жизни и интересов

В произведениях соцреализма также должны были включаться жизнеутверждающий пафос и революционно-романтическая героика. Таким образом, соцреализм ставил искусство и литературу на службу идеологии - они должны были воспевать советский строй, революцию, коммунистические идеалы и мудрость вождя.


Реализм в живописи

Аналогичные тенденции в то же время наблюдались и в Германии - Вильгельм Лейбль, Адольф фон Менцель, Бельгии - Константин Менье, в России - передвижники, Илья Репин.

Читайте также: