Визуальные средства общения кратко

Обновлено: 05.07.2024

Функции общения – это роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека:

2) побудительная функция – стимуляция активности партнеров для организации совместных действий;

3) интегративная функция – функция объединения людей;

4) функция социализации – общение способствует выработке навыков взаимодействия человека в обществе по принятым в нем нормам и правилам;

5) координационная функция – согласование действий при осуществлении совместной деятельности;

6) функция понимания – адекватное восприятие и понимание информации;

7) регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция общения направлена на регуляцию и коррекцию поведения при непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия;

8) аффективно-коммуникативная функция общения состоит в воздействии на эмоциональную сферу человека, которое может быть целенаправленным или непроизвольным.

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. Они бывают вербальные и невербальные.

Вербальные средства общения – слова с закрепленными за ними значениями. Слова могут быть произнесены вслух (устная речь), написаны (письменная речь), заменены жестами у слепых или произнесены про себя.

Устная речь является более простой и экономичной формой вербальных средств. Она разделяется на:

1) диалогическую речь, в которой принимают участие два собеседника;

2) монологическую речь – речь, которую произносит один человек.

Письменная речь применяется при невозможности устного общения или когда необходима точность, выверенность каждого слова.

Невербальные средства общения – знаковая система, которая дополняет и усиливает вербальную коммуникацию, а иногда и заменяет ее. С помощью невербальных средств общения передается около 55–65 % информации. К невербальным средствам общения относятся:

1) визуальные средства:

а) кинестетические средства – это зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, жесте, взгляде, походке;

б) направление взгляда и визуальный контакт;

в) выражение лица;

г) выражение глаз;

д) поза – расположение тела в пространстве ("нога на ногу", перекрест рук, перекрест ног и т. д.);

е) дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство);

ж) кожные реакции (покраснение, испарина);

з) вспомогательные средства общения (особенности телосложения (половые, возрастные)) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т. п.);

2) акустические (звуковые):

а) связанные с речью (громкость, тембр, интонация, тон, высота звука, ритм, речевые паузы и их локализация в тексте);

б) не связанные с речью (смех, скрежет зубов, плач, кашель, вздохи и т. п.);

3) тактильные – связанные с прикосновением:

а) физическое воздействие (ведение слепого за руку и др.);

б) такевика (пожатие руки, хлопание по плечу).

34. Уровни и формы общения

В зарубежной и отечественной психологии имеются различные взгляды на уровни общения.

Уровни общения по Б.Г. Ананьеву:

1) микроуровень – состоит из самых мелких элементов межличностного общения с ближайшим окружением, с которым человек живет и чаще всего вступает в контакт (семья, друзья);

2) мезоуровень – общение на уровне школы, производственной бригады и т. д.;

3) макроуровень включает такие крупные структуры, как управление и торговля.

Уровни общения по Э. Берну:

1) ритуалы – это определенный порядок действий, которым совершается и закрепляется обычай;

2) времяпрепровождения (просмотр телевизора, чтение книг, танцы и т. д.);

3) игры – виды деятельности, результатом которых не становится производство какого-либо продукта;

4) близость – интимные отношения;

5) деятельность – специфический вид активности человека, направленный на познание и преобразование окружающего мира.

Наиболее распространенной в отечественной психологии является следующая уровневая система:

1) примитивный уровень – предполагает реализацию схемы общения, в которой собеседник не партнер, а нужный или мешающий предмет. При этом фазы контакта исполняются в пристройке сверху или (с откровенно сильным партнером) снизу. Подобный уровень общения предлагается в состоянии опьянения, озлобления, в состоянии конфликта и т. д.;

2) манипулятивный уровень – реализуется схема партнер – соперник в игре, которую непременно надо выиграть, причем выигрыш – выгода (материальная, житейская или психологическая). При этом манипулятор улавливает и пытается использовать слабые места партнера;

3) стандартизованный уровень – общение, основанное на стандартах, когда один из партнеров (или оба) не желают контакта, но без него не обойтись;

4) конвенциональный уровень – уровень обычного равноправного человеческого общения в рамках принятых правил поведения. Этот уровень требует от партнеров высокой культуры общения, которое может рассматриваться как искусство и для овладения которым иному человеку приходится годами работать над собой. Он является оптимальным для разрешения личных и межличностных проблем в человеческих контактах;

5) игровой уровень – характеризуется также как конвенциональный, но с повышенной положительной направленностью на партнера, интересом к нему и желанием породить подобный же интерес к себе со стороны партнера. В игре главное – заинтриговать, заинтересовать партнера. На этом уровне больше ценится возникшая человеческая связь, а не информативная компонента общения. Идеален для преподавательской деятельности;

6) уровень делового общения – по сравнению с конвенциональным уровнем предполагает повышенную направленность на партнера как на участника коллективной деятельности. Главным на этом уровне является степень умственной и деловой активности партнера, его включенность в общую задачу. Идеален для групповой деятельности, для мозговых штурмов и т. д.;

7) духовный уровень – высший уровень человеческого общения, для которого характерно взаиморастворение в партнере, высокая спонтанность мысли и чувства, предельная свобода самовыражения, партнер воспринимается как носитель духовного начала, и это начало пробуждает в нас чувство, которое сродни благоговению.

Формы межличностного общения:

1) монологическая – когда только одному из партнеров отводится роль активного участника, а другому – пассивного исполнителя (например, лекция, нотация, и т. д.);

2) диалоговая – характерно сотрудничество участников – собеседников или партнеров по общению (например, беседа, разговор);

3) полилогическая – многостороннее общение, которое носит характер борьбы за коммуникативную инициативу.

35. Социально-психологические механизмы воздействия в процессе общения

Заражение – это бессознательная, спонтанная форма включения личности в сопереживание общего психического состояния с большой группой людей одновременно, а также способ воздействия, приводящий к подобному состоянию.

Феномен заражения чаще всего встречается в неорганизованной общности (толпе), которая сама по себе способствует его усилению.

Механизм заражения может проявляться в массовых вспышках различных душевных состояний, возникающих во время ситуаций паники, спортивного азарта, ритуальных танцев, религиозного экстаза и пр.

В основе заражения лежит эмоциональное воздействие индуктора (носителя эмоционального заряда) в условиях непосредственного контакта. При заражении происходит передача сильного психического, эмоционального заряда, который, проходя по каналам взаимодействия, многократно усиливается, создавая психический фон заражения.

Функции заражения:

1) усиление групповой сплоченности, если такая сплоченность уже есть;

2) компенсация недостаточной сплоченности.

Внушение – это социально-психологический механизм целенаправленного, неаргументированного воздействия, ориентированный на формирование общего психического состояния и побуждений к индивидуальным или массовым действиям.

Внушение характеризуется некритическим восприятием информации и осуществляется вербальными средствами на основе эмоциональной готовности человека получить установку к действию. Внушению подвержены дети, люди с доминированием ситуативного психического настроя, неуверенные в себе, утомленные или ослабленные.


Под средствами общения понимаются операции, с помощью которых каждый участник строит свои действия общения и вносит свой вклад во взаимодействие с другим человеком. Для осуществления общения используются следующие средства: речевые средства общения (или вербальные – в переводе с латинского – устный, словесный) и неречевые (или невербальные).

Вербальные средства общения

В вербальной коммуникации основной является техника активного слушания, позволяющая лучше понять человека и расположить его к себе.

Невербальные средства общения

Невербальное общение – это коммуникация между индивидами без использования слов, т. е. без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом общения становится тело человека, обладающее исключительно широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею. Как сознание, так и бессознательные и подсознательные компоненты психики человека наделяют его способностями воспринимать и интерпретировать информацию, переданную в невербальной форме. Исследования А. Мейерабиана показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7 %, звуки и интонации 38 %, прочее неречевое взаимодействие 53 % [5] . Таким образом, большая часть информации передается посредством невербальных средств общения, которые необходимы для того, чтобы:

1) создавать и поддерживать психологический контакт, регулировать течение процесса общения;

2) придавать новые смысловые оттенки словесному тексту, направлять истолкование слов в нужное русло;

3) выражать эмоции оценки, принятую роль, смысл ситуации.

Установлено, что невербальные способы общения имеют два источника происхождения: биологическую эволюцию и культуру. Как известно, для животных то, что мы называем невербальными способами общения, является основным инстинктивно обусловленным условием выживания и единственным инструментом социальной коммуникации. В животном мире позы, движения, звуки передают информацию об опасности, близости добычи, наступлении брачного периода и т. д. Эти же средства выражают их отношение друг к другу в конкретных ситуациях. Человек сохранил в арсенале поведения многое из своего животного прошлого. Это наглядно проявляется в сходстве внешних признаков некоторых эмоциональных реакций животного и человека на те или иные ситуации (проявления настороженности, страха, паники, радости и т. п.). Об эволюционном происхождении многих компонентов невербального общения и поведения свидетельствует также то, что одни и те же эмоциональные реакции и состояния в разных культурах выражаются одинаковыми способами и средствами.

Среди неясных в плане формирования средств невербального общения остается, в частности, вопрос о том, как люди приобретают навыки невербальной коммуникации. Многое объясняется, конечно, подражанием и наблюдением за поведением других. Но как, например, объяснить обретение индивидом более или менее сложной системы жестов, которыми он сопровождает свою речь? Загадка заключается в том, что и сам человек не может в большинстве случаев сказать: почему он использует тот или иной жест в каком-то пункте беседы, какой смысл имеет этот жест, зачем он нужен и откуда взялся и т. д.

2. Типы невербальных средств общения

Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, т. е. понять язык невербального общения. Этот язык позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу.

Невербальное поведение личности полуфункционально, поскольку:

• создает образ партнера по общению;

• выражает качество и изменение, взаимоотношений партнеров по общению, формирует эти отношения;

• является индикатором актуальных психических состояний личности;

• поддерживает оптимальный уровень психологической близости между общающимися;

• выступает в качестве показателя статусно-ролевых отношений.

Существуют различные классификации невербальных средств общения, что обусловлено их богатством и многогранностью. Рассмотрим следующую систематизацию невербальных средств общения, которая строится на выделении четырех групп:

Первая группа включает те невербальные средства общения, которые человек, в первую очередь, воспринимает при помощи органа зрения.

Визуальные невербальные средства общения включают:

Мимика – это выражение лица, положение головы человека. Мимика является одним из главных показателей чувств говорящего. Она позволяет лучше понять партнера по общению, разобраться, какие чувства он испытывает.

Кинестезические выражения включают: поза; движение рук (жестикуляция), головы, ног, туловища человека, его походка и осанка.

Движение глаз – направление взгляда, визуальный контакт, частота и длительность фиксации глаз другого человека.

Кожные реакции: покраснение, побледнение.

Ориентация, выражаемая в повороте тела и носка ноги в направлении партнера или в сторону от него, сигнализирует о направлении мыслей.

Вспомогательные средства общения: признаки пола, возраста, расы; одежда, прическа, косметика, украшения, очки.

Акустические невербальные средства общения

Следующие виды невербальных средств общения связаны с голосом, характеристики которого создают образ человека, способствуют распознанию его состояний, выявлению психической индивидуальности.

Характеристики голоса относят к просодическим и экстралингвистическим явлениям.

Просодика – это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения.

Экстралингвистическая система – это включение в речь пауз, а также различного рода психофизиологических проявлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т. д.

Просодическими и экстралингвистическими средствами регулируется поток речи, экономятся языковые средства общения, они дополняют, замешают и предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональные состояния.

Тактильные невербальные средства общения

К тактильным (или такесическим) средствам общения относятся динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя, а также контакты с предметами. Доказано, что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции, а не просто сентиментальной подробностью человеческого общения. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами. Среди них особую силу имеют статус партнеров, возраст, пол, степень их знакомства.

Тактильные средства общения в большей мере, чем другие невербальные средства, выполняют в общении функцию индикатора статусно-ролевых отношений, символа степени близости общающихся. Неадекватное использование личностью этих средств может привести к конфликтам в общении.

Ольфакторные средства общения объединяют запахи, которые оказывают воздействие на процесс и результат общения. Они подразделяются на:

• приятные и неприятные запахи окружающей среды;

• естественные и искусственные запахи человека.

Задания для самостоятельной работы

• Находясь в транспорте, незаметно приглядитесь к какому-либо лицу. Желательно делать это так, чтобы проявленный интерес к человеку оставался для него незамеченным. (Если это не получается, то, возможно, взгляд наблюдающего слишком настойчивый, прямой, что ограничивает возможности коммуникации. Ненавязчивое изучение другого человека взглядом может стать обычным повседневным упражнением. Естественно, если внимание обеспокоило человека, нужно тут же отвести глаза.) Попытайтесь вообразить изучаемое лицо улыбающимся, опечаленным, насмешливым, гневным, испуганным, полным нежности и т. д. Тот, кому не удается это вообразить, основываясь на сиюминутном выражении реального лица, вероятно, испытывает затруднения в понимании смены чувств и настроений на лицах своих собеседников.

Вопросы для самоподготовки

2. Какие типы невербальных средств общения можно выделить?

Понятие малой группы. Ее виды и структура

1. Понятие и признаки малой группы

2. История исследования малых групп

3. Типология малых групп

4. Причины вступления в группу

5. Структура малой группы

1. Понятие и признаки малой группы

Что такое малая группа? Ответ на этот вопрос кажется очевидным, до тех пор, пока несколько человек не захотят сравнить свои определения. Являются ли группой пассажиры самолета? Не следует ли понимать под группой лишь такое собрание людей, в котором все знакомы друг с другом и ощущают взаимную привязанность? Или, может быть, группу образуют только те люди, которые преследуют общую цель и полагаются друг на друга?

Проблема малой группы является наиболее традиционной и хорошо разработанной проблемой социальной психологии. Большинство эмпирических исследований в социальной психологии выполнены на малых группах, и этому есть несколько причин. Большая часть жизни человека протекает в малых группах: в семье, игровых компаниях сверстников, учебных и трудовых коллективах, соседских, приятельских и дружеских общностях. Именно в малых группах происходит формирование личности, проявляются ее качества, поэтому личность нельзя изучать вне группы. Через малые группы осуществляются связи личности с обществом: группа трансформирует воздействие общества на личность, личность воздействует на общество сильнее, если за ней стоит группа. Статус социальной психологии как науки, ее специфика во многом определяются тем, что малая группа и возникающие в ней психологические феномены являются центральными признаками в определении ее предмета. Малые группы на протяжении всей истории социальной психологии являлись основным объектом эмпирических исследований, в том числе лабораторных экспериментов. Наконец, проблемы формирования и развития малых групп, групповых методов обучения, тренинга и психокоррекционного воздействия, совместной трудовой деятельности и руководства деятельностью малых групп традиционно являются одним из главных направлений приложения теории и методов социальной психологии в практике.

Интерес к исследованию малых групп возник очень давно, немедленно вслед за тем, как начала обсуждаться проблема взаимоотношения общества и личности и, в частности, вопрос о взаимоотношении личности и среды ее формирования. Объединение людей с общности, протекающее как процесс обособления и противопоставления внешнему социальному окружению с одновременным уподоблением и единением общности внутри, является универсальным социально-психологическим механизмом, посредством которого реализуются и воспроизводятся отношения между социальными группами – т. е. общественные отношения. С первых дней своей жизни человек связан с определенными малыми группами, причем не просто испытывает на себе их влияние, но только в них и через них получает первую информацию о внешнем мире и в дальнейшем организует свою деятельность.

Малая группа определяется как небольшое по размеру объединение людей, в котором общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов. Малая группа – это не просто любые контакты между людьми (ибо какие-нибудь контакты есть всегда и в произвольном случайном собрании людей), но контакты, в которых реализуются определенные общественные связи и которые опосредованы совместной деятельностью.

Границы малой группы определяются качественными признаками, основными из которых являются контактность и целостность. Контактность – это возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и воздействиями. Целостность определяется как социальная и психологическая общность входящих в группу людей, позволяющая воспринимать их как единое целое.

Помимо качественных признаков малой группы, выделяют ее количественные показатели. Нижняя граница размеров малой группы-три человека, поскольку в группе из двух человек (диаде) групповые социально-психологические феномены протекают особым образом. Верхняя граница малой группы определяется ее качественными признаками и обычно не превышает 20–30 человек. Оптимальный размер малой группы зависит от характера выполняемой совместной деятельности и находится в пределах 5-12 человек. В меньших по размеру группах скорее возникает феномен социального пресыщения, группы большего размера легче распадаются на более мелкие, в которых индивиды связаны более тесными контактами. В этой связи принято выделять группы первичные, т. е. наименьшие по размеру и далее не делимые общности, и вторичные, формально представляющие собой единые общности, но включающие в себя несколько первичных групп.

Таким образом, малая группа – ограниченная совокупность непосредственно взаимодействующих людей, которые:

1) относительно регулярно и продолжительно контактируют лицом к лицу, на минимальной дистанции, без посредников;

2) обладают общей целью или целями, реализация которых позволяет удовлетворить значимые индивидуальные потребности и устойчивые интересы;

3) участвуют в общей системе распределения функции и ролей в совместной жизнедеятельности, что предполагает в различной степени выраженную кооперативную взаимозависимость участников, проявляющуюся как в конечном продукте совместной активности, так и в самом процессе его производства;

4) разделяют общие нормы и правила внутри– и межгруппового поведения, что способствует консолидации внутри-групповой активности и координации действий по отношению к среде;

5) расценивают преимущества от объединения как превосходящие издержки и большие, чем они могли бы получить в других доступных группах, а потому испытывают чувство солидарности друг с другом и признательность группе;

6) обладают ясным и дифференцированным (индивидуализированным) представлением друг о друге;

7) связаны достаточно определенными и стабильными эмоциональными отношениями;

8) представляют себя как членов одной группы и аналогично воспринимаются со стороны.

2. История исследования малых групп

Исследование американским психологом Н. Триплетом (1887) эффективности индивидуального действия, выполненного в одиночку и в условиях группы, принято считать первым экспериментальным исследованием в социальной психологии. Прошло несколько десятилетий, прежде чем экспериментальное (шире – эмпирическое) направление исследований получило дальнейшее развитие в зарубежной специальной психологии. В 20-е годы XX в. усилилась тяга к эмпирическим исследованиям, начался эмпирический бум в социальных науках, особенно в психологии и социологии. Неудовлетворенность умозрительными схемами способствовала поиску объективных факторов. Две крупные работы тех лет (в Германии В. Меде и в США Ф. Оллпорта) во многом продолжали линию исследований, начатую Н. Трипплетом.

Вторая мировая война явилась переломным моментом в развитии психологии малых групп за рубежом – в этот период возникает практическая потребность изучения закономерностей группового поведения и эффективных приемов управления группами. К началу 70-х годов можно было выделить девять крупных подходов, определявших развитие психологии групп, таких, как: социометрическое направление, психоаналитическая ориентация, общепсихологический подход средством эмпирико-статистическое направление, формально-модельный подход, теория подкрепления.

В России изучение малых групп (или коллективов) имеет давнюю традицию. Отдельные эмпирические факты группового поведения людей в боевых условиях содержатся в публикациях ряда участников русско-японской войны 1904–1905 гг. Решающую роль в становлении психологии малых групп в нашей стране сыграли научные труды и практическая деятельность В.М. Бехтерева, А.С. Залужского.

После гражданской войны для развития психологии коллективов характерен повышенный интерес исследователей к проблеме вожачества. Среди многочисленных разработчиков этой проблемы мы встречаем имена таких психологов, как П.П. Блонский и Д.Б. Эльконин, чьи взгляды на некоторые аспекты вожачества (типологию, роли, механизмы, динамику) и сегодня привлекают внимание специалистов.

Вышедшие в 30-40-е годы труды А.С. Макаренко ознаменовали собой принципиально новый этап разработки психолого-педагогических проблем коллектива. В работе Макаренко реализуются (хотя и в упрощенном виде) важнейшие методологические принципы исследования социальной группы: деятельности, системности, развития. В этих исследованиях разнообразно представлена феноменология малой группы, организация, структура и управление (включая руководство и лидерство), нормативная регуляция поведения, сплоченность, психологический климат, мотивация групповой длительности, эмоциональные и деловые отношения, личность в динамике приобретения качественных новообразований в связи с развитием самой группы.

Послевоенные годы характеризуются преимущественно эмпирической направленностью работ, активным знакомством с зарубежным опытом изучения малых групп, переосмыслением отечественного опыта исследования малых групп и коллективов. В этот период формируются социально-психологические центры, ориентированные на проблематику малых групп и коллективов, функционирующих в сфере производства, спорта, образования, в условиях особой трудности и повышенного риска.

1970-е годы составили второй этап в развитии отечественной групповой психологии. В это десятилетие оформилось несколько крупных исследовательских подходов, среди которых наибольшую известность и влияние приобрели стратометрическая и параметрическая концепции коллектива. Обе они опираются на обширный массив эмпирических данных, относящихся к широкому кругу групповых феноменов. Значительному расширению в 1970-е годы подверглась сама проблематика отечественных исследований малых групп, в которой среди прочих появились разделы, связанные с управленческой деятельностью, межгрупповыми отношениями, экологией группы, социально-психологическим тренингом, групповой сплоченностью и эффективностью, психотерапией.

На протяжении третьего этапа (1980-е годы) продолжались и усиливались тенденции постановки и решения методологических вопросов групповой психологии, укрепления и расширения ее теоретического фундамента. Появляется ряд итоговых публикаций по отдельным проблемам групповой психологии: руководству и лидерству, групповой интеграции и эффективности, социально-психологическому тренингу, психологическому климату поведению личности в группе, внутригрупповым и межгрупповым отношениям.

Анализ многолетних исследований в области групповой психологии в нашей стране позволяет выделить ряд подходов к изучению феноменов социальной группы, сложившихся за истекшие десятилетия и в немалой степени влияющих на развитие научной мысли. Это – деятельностный подход, социометрическое направление, параметрическая концепция и организационно-управленческий подход.

Визуальные коммуникации представляют собой вид взаимодействия, при котором передача информации осуществляется при помощи знаковых систем, образов, инфографики, изображений.

Главным отличием данного вида коммуникативного взаимодействия выступает тот факт, что общение целиком или частично полагается на зрение.

В современном обществе визуальные коммуникации находятся на этапе своего интенсивного развития, реализуя несколько актуальных задач. Надинтенсификация темпов развития данного вида взаимодействия обусловлена активным внедрением в социальную действительность современных информационно-коммуникативных технологий, облегчающих процессы передачи визуальных образов. Визуальная коммуникация сегодня выступает неотъемлемой частью деятельности СМИ, социальных медиа и пр.

Подходы к пониманию сущности дефиниции визуальных коммуникаций в рамках социальной психологии

Визуальные коммуникации выступают одной из фундаментальных категорий социальной психологии. В рамках казанного направления научного знания данный вид взаимодействия представляет собой межличностное общение, основанное на визуальном, оптическом взаимодействии. Инструментами невербального общения выступают сигналы движений – жесты, мимика, позы, контакт глазами, походка, а также физиогномика – конструкция организма, строение лица, черепа. Указанные средства взаимодействия органично дополняют вербальные сигналы, помогают уточнить, скорректировать смысл сказанного.

Функции визуальных коммуникаций

Средства визуальной коммуникации успешно реализуют ряд актуальных функций, включая следующие:

Готовые работы на аналогичную тему

Оптико-кинетическая подсистема визуальных коммуникаций

Реализация визуального коммуникативного взаимодействия во многом зависит от внешнего вида собеседника, его выражения лица, мимики, жестов, поз, телодвижений и пр., формирующих оптико-кинетическую подсистему общения.

Под кинетическими жестами в современной научной литературе понимается совокупность движений рук, головы, других частей тела, сопровождающих речь личности, подчеркивающих смысл сказанного.

Существует целый ряд жестов, выступающих свидетельством открытости или закрытости человека для общения. Открытые, незамкнутые ладони выступают свидетельством того, что человек настроен на откровенное, искреннее общение. Напротив, сцепленные пальцы, как правило, выступают негативным сигналом, выдающим разочарование, стремление подавить эмоции. Захват запястья рукой может выступать сигналом нервозности, неуверенности человека. Скрещенные руки выдают негативную или оборонительную позицию одного из акторов взаимодействия. Сплетенные пальцы могут сигнализировать о разочаровании, неприязни, нервном напряжении.

Статья

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

В помощь педагогам, работающим в образовательных учреждениях, полезная информация о визуальных средствах общения между учителем и ребенком, доступная психологическая информация.Когда мы смотрим на говорящего, это не только подчеркивает заинтересованность собеседником, но и помогает сосредоточиться и понять то, что нам говорят.статья "ВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ"

Читайте также: