Православие в америке история кратко

Обновлено: 06.07.2024

Православие в Америке - представлено рядом юрисдикций Поместных Церквей преимущественно окормляющих свою историческую диаспору, а также Православной Церковью в Америке с более миссионерской направленностью. Вопрос об объединении многочисленных параллельных юрисдикций в Америке воедино является одной из важнейших проблем православной диаспоры.

История

Предпосылки

Появление Православия в Америке связано с путешествиями и переселением на этот континент христиан из Европы. Первыми европейцами, предположительно достигшими этого континента, были православные монахи отплывавшие из Ирландии. Плывя в неизведанные просторы, иноки на легких обтянутых кожей судах (куррагах) таким обрзом стремились к уединению и полному отданию себя в руки Божии. Наиболее известное предание о достижении новых земель на дальнем Западе связано с преподобным Бренданом Странником в VI веке, другие свидетельства говорят об ирландских монахах в Канаде в VIII веке. Хотя следы этих путешествий остаются неподтвержденными, в XX веке удалось показать возможность достижения Америки на кельтском курраге.

Достоверно известно что первые викинги из Гренландии, достигшие Америки около 1002 года, а затем основавшие тут колонию, были православными. Их предводитель Лейф Эриксон был обращен в Христианство при дворе Норвежского короля Олафа Трюггвасона и насадил новую веру среди своего народа. Однако, с отрывом Римской Церкви от полноты Православия и угасанием скандинавских колоний в Америке и Гренландии, церковная жизнь в Америке прервалась.

Русская миссия на Аляске

В XVIII веке к берегам Америки вышла Россия, единственная мировая держава своего времени где Православие занимало господствующее положение. В отличие от западно-европейских стран, колонизировавших Америку с востока, русские вышли к её северо-западным пределам и присоединили к Российской империи Алеутские острова, Аляску, Александровский архипелаг и прибрежные земли на тихоокеанском побережье вплоть до испанских владений в Калифорнии. В пределах этой Русской Америки, вверенной Русско-Американской компании, началось обустройство населенных пунктов, разработка природных ресурсов – в первую очередь пушнины – и переселение первых православных с Евразийского континента. Первопоселенцы нередко вели себя как эксплуататоры и не отличались высокой нравственностью, что оказывало плохое воздействие на алеутов, колошей, тлинкитов и иных коренных обитателей Русской Америки.

Государственная забота о насаждении Православия в новых землях обеспечила в 1794 году присылку в Америку специальной просветительской миссии из Валаамских монахов во главе с архимандритом Иоасафом (Болотовым). Они стали просвещать местное население, заступаться за него перед властями и благотворно воздействовать на переселенцев. Миссия дала таких святых как священномученик Ювеналий (Говорухин) и преподобный Герман Аляскинский, укоренила веру среди коренных обитателей, из которых Петр Алеут стал первомучеником за Христа. Земли Русской Америки вошли в Иркутскую епархию и уже в 1796 году для них было учреждено особое Кадьякское викариатство.

Укрепление Православия и обустройство Аляски повлекло за собой в 1840 году учреждение самостоятельной Камчатской епархии с центром на Аляске, в Новоархангельске (ныне Ситка). После перемещения кафедры на Евразийский континент, для окормления Американских владений была учреждена викарная Новоархангельская кафедра, ставшая самостоятельной епархией после продажи Русской Америки США в 1867 году. В последующие годы, несмотря на потерю государственной поддержки и активное противодействие со стороны протестантских проповедников, Аляскинская епархия (см. подробнее) поддерживала Православие на Аляске, которая сделалась своего рода святой землей для православных Америки.

Первая волна иммигрантов и ви́дение святого Тихона

Православные выходцы из разных земель, желая сохранять единство внутри своих эмигрантских общин, тяготели к организации церковной жизни по народно-языковому признаку. По мере роста их числа и улучшения их положения, общины стремились устроить собственные приходы, иногда изыскивая услуги странствующих священников или приглашая их с родины, порой игнорируя существование епархии в Америке. Быстро растущая епархия постепенно включала такие приходы в свой состав, но вскоре встала перед принципиальным вопросом организации церковной жизни в новой среде. Святитель Тихон (Белавин), возглавлявший Американскую епархию на рубеже XIX и XX веков, выдвинул идею создания Американской митрополии на автономных началах с особыми викариатствами для каждой из значимых этно-культурных эмигрантских групп. Святитель преуспел в организации лишь одного такого викариатства – Бруклинского во главе со святителем Рафаилом для сиро-арабов Америки, – но намечал как минимум два других, для сербов и для греков.

Русская революция и дробление юрисдикций

Попытки объединения в годы Холодной войны

Усугубляющееся размножение параллельных юрисдикций и расколов неизменно признавалось нежелательным и в принципе неприемлемым состоянием для Православной Церкви в Америке. Вдобавок к некоторым видным поборникам церковного объединения всех православных в единой юрисдикции, смена поколений и обращение разноплеменных американцев в Православие постепенно создавали почву для все-американской православной общности. Еще во время Второй мировой войны объединенные усилия православных юрисдикций привели к государственному признанию Православия как единой религии со стороны светских властей США в целях создания службы православных военных священников. В 1960-х годах была создана Постоянная Конференция Канонических Православных Епископов в Америке (SCOBA), которая объединила предстоятелей большинства православных юрисдикций в Америке на консультативной основе.

Статистика

  • 1906 - 129,606 православных верующих в США, из них 90,751 грек, 19,111 русских, 15,742 серба, 4,002 антиохийца [1]
  • 1916 - 249,840 православных верующих в США, из них 119,871 грек, 99,681 русский, 14,301 серб, 11,591 антиохиец, 1,994 румына, 1,992 болгарина, 410 албанцев [2]
  • 1926 - 259,394 православных верующих в США, из них 119,495 греков, 95,134 русских, 18,853 румына, 13,775 сербов, 9,207 антиохийцев, 1,993 албанца, 937 болгар [3]
  • 1936 - 348,025 православных верующих в США, из них 189,368 греков, 89,510 русских, 20,020 сербов, 18,451 антиохиец, 15,090 румын, 11,480 украинцев, 3,137 албанцев, 969 болгар [4]
  • 2000 – В США православных приходов 1648 [5]
  • 2010 – В США православных приходов 1855, монашеских общин 64, известных приверженцев 799,400, регулярных прихожан 211,000 [6]

Современное положение

После падения атеистических режимов в бывшем соцлагере, разделения, вызванные вмешательством безбожных властей в жизнь Церкви, стали излечиваться. Последним и важнейшим из этих примирений было восстановление канонического общения между Московским Патриархатом и Русской Зарубежной Церковью в 2007 году. Новая волна эмигрантов из традиционно православных земель, преимущественно из стран бывшего соцлагеря, снова стала преображать состав Православной Церкви на Американских континентах.

В 1994 году произошла историческая Лигоньерская встреча на которую собрались 29 православных архиереев разных юрисдикций и заявили о желании объединиться в единую Американскую Православную Церковь. Это начинание не получило широкой поддержки заграницей, но вопрос окормления диаспоры становился всё более актуальным для большинства Поместных Церквей с каждым годом. Решением IV Всеправославного предсоборного совещания в Шамбези в 2009 году в большинстве регионов мира со значительной православной диаспорой были учреждены Епископские Собрания с целью способствовать координации и единству православной паствы в этих землях. На территории Америки таких форумов было создано два – для Северной и Центральной Америки и для Южной Америки. В 2014 году эти форумы были преобразованы в три - для для США, для Канады и для Латинской Америки.

Ныне на Американских континентах существуют следующие канонические подразделения:

  • Константинопольская Православная Церковь:
    • Американская (Греческая) архиепископия включающая ряд митрополий
    • Канадская митрополия
    • Мексиканская митрополия
    • Буэнос-Айресская митрополия
    • Американская Карпаторосская епархия
    • Украинская Православная Церковь Америки включающая ряд епархий
    • Украинская Православная Церковь Канады включающая ряд епархий
    • Албанская Американская епархия
    • Американская архиепископия включающая ряд епархий
    • Буэнос-Айресская митрополия
    • Мексиканская митрополия
    • Сан-Паульская митрополия
    • Русская Православная Церковь Заграницей включающая ряд епархий
    • Аргентинская епархия
    • Патриаршие приходы в США
    • Патриаршие приходы в Канаде
    • Северо-Американская епархия
    • Американский митрополичий округ включающий ряд епархий
    • Митрополия двух Америк включающая две епархии
    • Американская епархия
    • Рио-де-Жанейрская епархия

    См. также

    Использованные материалы

    [5] Включает 11 структур семи канонических Пометсных Церквей. По данным Krindatch, Alexei, Religious Congregations and Membership in the United States. 2000, Glenmary Research Center: Nashville, Tennessee, 2002.

    Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

    14.1. Краткий очерк истории Православной Церкви в Америке

    14.1.1. История основания Православной Церкви в Америке

    В 1811 г. в результате конфликта с Российско-Американской промысловой компанией кафедра была закрыта, и ее возрождение связано со священником Иоанном Вениаминовым, ставшим впоследствии митрополитом Московским Иннокентием (†1879), и за свои миссионерские труды причисленным к лику святых. Отец Иоанн прибыл на остров Уналашку в 1823 г. и не только перевел на алеутский язык Священное Писание и богослужение, но и активно изучил местную культуру и быт. Он начал с открытия православной школы для детей, создал алеутам письменность, которой у них до этого не было, перевел множество библейских текстов. Это быстро принесло свои плоды. В 1840 г. на острове Ситке в Новоархангельске открылась епископская кафедра, и принявший монашество с именем Иннокентий, отец Иоанн в 1849 г. стал ее первым епископом.

    В 1867 г. император Александр II продал Аляску США, однако договор оставлял все храмы и часовни в собственности Русской Церкви. В 1870 г. была создана Алеутская и Аляскинская епархия. Одним из ее выдающихся епископов стал будущий Патриарх Московский Тихон (†1925), причисленный к лику святых, который управлял кафедрой с 1899 по 1907 г.г. В 1872 г. епископская кафедра была переведена из Новоархангельска в Сан-Франциско, тогда же в церковное богослужение был введен английский язык.

    С деятельностью Русской епархии в Америке связан массовый переход из унии в Православие прибывших в США славян-эмигрантов, в основном украинцев, на рубеже XIX–XX в.в. Одним из делателей на этой ниве явился протоиерей Алексий Товт (1853–1909), канонизированный в 1994 г.

    В 1905 г. епархиальный центр Алеутской и Северо-Американской епархии переносится из Сан-Франциско в Нью-Йорк, и деятельность православных приходов все больше сосредоточивается в эмигрантской среде. В качестве языка богослужения все больше используется английский, что позволило развернуть миссию и среди потомственных американцев. В 1916 г. была открыта Питтсбургская епархия, прихожанами которой являлись в основном американцы карпаторосского происхождения. Всего в период с 1891 г. до Первой мировой войны с Русской Православной Церковью в Америке воссоединилось около 120 униатских карпаторосских приходов. Заботами архиепископа Тихона был воздвигнут храм во имя Святителя Николая в Нью-Йорке, существовавшая в Миннеаполисе миссионерская школа была преобразована в семинарию, в Кливленде основано Духовное училище, в Пенсильвании открыт мужской монастырь, был также сделан перевод богослужебных книг на английский язык.

    К 1918 г. Американская епархия располагала четырьмя викариатствами – Аляскинским, Бруклинским, Питтсбургским и Канадским; насчитывала три миссии – Албанскую, Сирийскую, Сербскую, 271 храм, 51 часовню, 31 благочиние, 257 священнослужителей, около 60 братств; имела Свято-Тихоновский монастырь в Саут-Канаане, сиротский приют при монастыре, Духовную семинарию, церковные школы; насчитывала до 300 тыс. верующих. Полнота русской православной церковной жизни в Америке уже в начале века приводила к мысли русских церковных деятелей в США о самостоятельности Церкви. В 1906 г. архиепископ Тихон в своем докладе Предсоборной Комиссии в России рекомендовал предоставить Американской епархии широкую автономию. То же повторил в 1916 г. и архиепископ Евдоким (Мещерский). Однако мечте архиепископа Тихона и его преемников тогда не суждено было сбыться.

    До 1921 г. Русская Православная Церковь в лице своей Американской епархии объединяла всех православных в США, к какой бы юрисдикции и к какой бы национальности они не принадлежали, и это положение вещей признавалось законным и другими Церквами. К этому моменту православных в Америке было до 300 тыс. человек. Число храмов было около 300.

    События Первой мировой войны и революции ослабили связи Американской епархии с Русской Церковью, а сама епархия оказалась в сложном положении. Накануне революции архиепископ Северо-Американский Евдоким (Мещерский) и несколько священников уехали на Всероссийский собор 1917–1918 г.г. Из-за разыгравшихся в России событий архиепископ Евдоким не смог вернуться в Америку, и вскоре стал обновленцем. Регулярные сношения Церкви в Америке с Церковью в России стали невозможны. Более того, вся духовная и финансовая поддержка, осуществляемая Российской Церковью по отношению к Православной Церкви в Америке, мгновенно прекратилась. Американская Церковь оказалась в очень затруднительном положении, что спровоцировало появление многих критических проблем.

    С целью разрешения этих проблем в Американской Церкви было решено созвать собор, второй по счету, что и осуществилось в 1919 г. На нем было принято решение избрать нового епархиального архиерея. После отъезда архиепископа Евдокима, Американской Церковью управлял его старший викарий – епископ Александр (Немоловский). Почти единогласно второй Всеамериканский собор избрал его архиепископом Североамериканским, и это избрание было утверждено Патриархом Тихоном. Но занимал он этот пост недолго.

    В 1934 г. скончался митрополит Платон. Снова был созван собор, который опять-таки сражался с проблемой разных юрисдикции, с живоцерковнической проблемой и т. д. В связи с этим было еще раз подтверждено временное самоуправление Американской Церкви, а ее главой был избран архиепископ Феофил (Пашковский). Он стал митрополитом всея Америки и Канады.

    В 1946 г. Церковный собор в Кливленде принял решение о возвращении в состав Русской Церкви на правах широкой автономии. Патриарх Московский Алексий I согласился на этот шаг, однако из-за позиции тогдашнего главы Округа митрополита Феофила (Пашковского) переговоры окончились безрезультатно.

    14.1.2. Установление автокефалии

    В 1961–1963 г.г. переговоры о возможности воссоединения начал на неофициальном уровне митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов), председатель Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. Избрание новым митрополитом в Америке в 1965 г. Иринея (Бекеш) создало благоприятные условия для восстановления канонических отношений. Активные переговоры шли на протяжении 1969 г. По их итогам 9 апреля 1970 г. Св. Синод РПЦ снял запрещение с епископата Митрополичьего Округа, а 10 апреля предоставил Русской Православной Церкви в Америке полную автокефалию. В связи с этим был упразднен Экзархат Московской Патриархии в Америке, а Православная Церковь в Японии, входившая ранее в состав Митрополичьего Округа, возвращалась в Московский Патриархат на правах автономии. На Поместном соборе в октябре 1970 г. автокефалия была торжественно принята всей Церковью. В 1971 г. был принят новый устав, где Церковь получила окончательное название – Православная Церковь в Америке. В то время предстоятелем Церкви являлся Ириней, митрополит всея Америки и Канады.

    Несмотря на то, что дарование автокефалии части своей Церкви было внутренним делом Московского Патриархата, Восточные Патриархи отнеслись к этому отрицательно. Через активную переписку с Русской Церковью в 1970–1971 г.г. Константинопольский Патриарх Афинагор утверждал, что дарование автокефалии должно быть совместным делом всех Православных Церквей. Автокефалия Православной Церкви в Америке до сих пор не признается рядом Церквей, однако это не мешает главе Американской Церкви быть полноправным членом Постоянной Конференции канонических епископов Америки и поддерживать с остальными Церквами молитвенное общение.

    14.2. Современное положение Православной Церкви в Америке

    14.2.1. Каноническое устройство

    Ныне Церковь состоит из 16 епархий и более 500 приходов в США, Канаде, Аргентине, Бразилии, Перу, Венесуэле, и насчитывает около миллиона человек паствы. С 1971 г. в ее составе находится Албанская епархия. В том же году Православная Церковь в Америке организовала миссию в Австралии, во главе которой был поставлен администратор в сане архимандрита. С 1972 г. существует Мексиканский Экзархат, объединивший перешедших в Православие мексиканских старокатоликов. С 1960 г. в юрисдикции Американской Церкви существует Румынская епархия – около 40 приходов США и Канады. Существует 4 мужских монастыря: Свято-Тихоновский, св. мученика Евгения, Воскресенский, Вознесенский. Православная Церковь в Америке существует наравне с другими православными юрисдикциями: греческой, болгарской, сербской и другими.

    Епархии Православной Церкви в Америке: Вашингтонская, Албанская, Аляскинская, Болгарская, Западная, Канадская, епархия Нью-Йорка и Нью-Джерси, Мексиканский Экзархат, епархия Новой Англии, Пенсильванская епархия, Румынская епископия, Южная епархия, Южно-Американская епархия.

    14.2.2. Предстоятель и Синод Православной Церкви в Америке

    Предстоятель Церкви носит титул: Архиепископ Вашингтонский, Митрополит всея Америки и Канады. Резиденцией является город Вашингтон. Ныне предстоятелем является митрополит Герман, избранный 22 июля 2002 г. Накануне дня избрания митрополит Феодосии официально ушел с поста предстоятеля по состоянию здоровья. Митрополит Герман, в миру Иосиф Свайко, родился в Брайфорде 1 февраля 1932 г. В епископский сан посвящен в 1973 г. В 1981 г. он был избран епископом Филадельфийским и ректором Свято-Тихоновской семинарии. Помимо служения в епархии, нес послушания председателя отдела миссий, члена комитета по богословскому образованию, председателя пенсионного комитета, вице-председателя отдела межцерковных отношений и экуменических контактов, члена Малого Синода епископов и др. Интронизация митрополита Германа состоялась 7–8 сентября 2002 г. в Вашингтонском Свято-Николаевском соборе.

    Высшей канонической властью в Церкви является Священный Синод, в состав которого входят все правящие епископы. Членами Синода с правом голосования являются все епархиальные архиереи. Регулярные сессии Синода бывают дважды в год, могут быть и внеочередные заседания Синода. Между сессиями Св. Синода действует Постоянный Малый Синод, состоящий из не менее чем трех епископов.

    Высшая как административная, так и законодательная власть принадлежит Всеамериканскому собору, состоящему из всех епископов Церкви, представителей от каждого прихода, членов Митрополичьего Совета, членов Ревизионной Комиссии Церкви, делегатов от духовных школ, церковных организаций и др.

    Созывается собор один раз в два года.

    Постоянным исполнительным органом церковного управления служит Митрополичий Совет, состоящий из митрополита, одного епископа, канцлера, секретаря, казначея, двух представителей от каждой епархии, трех священников и трех мирян. Существует особый институт военных священников для военнослужащих православного исповедания.

    14.2.3. Святые и святыни Православной Церкви в Америке

    Почитаемыми святыми Церкви являются святитель Иннокентий Московский (Вениаминов, 1797–1879) – апостол Америки и Сибири, который 45 лет своей жизни отдал делу просвещения народов Камчатки, Алеутских островов, Северной Америки, Якутии, Хабаровского края; святитель Тихон (Белавин, 1865–1925), Патриарх Московский, в 1898–1907 г.г. возглавлявший Православную Церковь в Америке; святой праведный Иаков Нецветов, первый туземец Аляски, рукоположенный в священный сан и бывший миссионером на Аляске; священномученик Иоанн Кочуров, также православный миссионер в Америке (1871–1917), святой праведный Алексий Товт (1854–1909), чья выдающаяся миссионерская деятельность связана с карпаторусской колонией в США, где он пришел сам и привел за собой в Православие сотни тысяч карпатороссов; священномученик Ювеналий, один из первых миссионеров на Аляске, св. мученик Петр Алеут, замученный испанцами в 1815 г.; преподобный Герман Аляскинский (1757–1837), апостол-просветитель и духовный отец коренного населения Аляски.

    Одной из наиболее почитаемых икон Божией Матери в Северной Америке является Ситкинская икона, написанная известным художником В. Л. Боровиковским.

    14.2.4. Духовное образование в Православной Церкви в Америке

    Рядом с Нью-Йорком находится Свято-Владимирская Духовная семинария, а в штате Пенсильвания – Свято-Тихоновская семинария. В 1973 г. семинария во имя св. Германа открыта и на Аляске.

    Свято-Владимирская семинария была основана в 1938 г. С первых десятилетий своего существования семинария ставила своей целью выпускать высокообразованных клириков. Постепенно семинария превратилась в центр православно-христианского богословского, образовательного и музыкального обучения, духовного воспитания. При помощи издательской деятельности Свято-Владимирская семинария привела множество людей по всему миру к Православной Церкви. – Было издано более 200 наименований книг. Семинария всегда отличалась выдающимся преподавательским составом. Работы таких знаменитых преподавателей, как протоиерей Георгий Флоровский, Георгий Федотов, Николай Арсениев, Николай Лосский, протоиерей Александр Шмеман и протоиерей Иоанн Мейендорф были изданы на многих языках.

    Свято-Тихоновская семинария возникла в 1937 г. как пастырская школа. В 1942 г. была возведена в статус Духовной семинарии. Семинария осуществляет активную издательскую деятельность.

    Существуют курсы по подготовке диаконов, которые находятся в ведении Комитета религиозного образования Церкви. На курсы принимаются, как правило, люди зрелого возраста, уже имеющие гражданскую специальность. Почти в каждом приходе имеются воскресные школы. Программы и материалы для них подготавливаются и издаются Комитетом религиозного образования Церкви.

    Православная Церковь в Америке (англ. Orthodox Church in America, сокращённо ПЦА, англ. OCA; неофициально также Американская православная церковь) — автокефальная поместная православная Церковь.

    Канонический статус Православной Церкви в Америке.

    Православная Церковь в Америке (англ. Orthodox Church in America, сокращённо ПЦА, англ. OCA; неофициально также Американская православная церковь) — автокефальная поместная православная Церковь.

    Автокефалия Православной Церкви в Америке, предоставленная ей в 1970 году Русской Православной Церковью, признается:

    Русской Православной Церковью;

    Болгарской, Грузинской, Польской Православной Церковью и Православной Церковью Чешских земель и Словакии

    Не признается в качестве Автокефальной Церкви:

    Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Румынской, Кипрской, Элладской и Албанской Церквями

    Однако вышеупомянутые Церквями признают ее как самоуправляемую часть Русской Православной Церкви, чей канонический статус и апостольское преемство они не оспаривают.

    Отсутствие официального признания автокефального статуса со стороны других Поместных Православных Церквей не мешает им находиться в евхаристическом общении с ПЦА. Все они допускают своих архиереев и клириков к сослужению с архиереями и клириками ПЦА, а некоторые из них также приветствуют избрание предстоятелей последней.

    Епархии и епископат

    Каноническая территория — США; юрисдикция Православной Церкви в Америке распространяется также на некоторые приходы в Канаде, Мексике и Южной Америке.

    Состоит из следующих епархий:

    * Митрополичья (Вашингтонская) епархия (предстоятель — Блаженнейший Иона, Архиепископ Вашингтонский, Митрополит всей Америки и Канады)

    * Епархия Аляски (местоблюститель — епископ Сан-Францисский и Западный Вениамин (Питерсон))

    * Епархия Восточной Пенсильвании (предстоятель — епископ Филадельфийский и Восточно-пенсильванский Тихон (Моллард))

    * Епархия Запада (предстоятель — епископ Сан-Францисский и Западный Вениамин (Питерсон))

    * Епархия Западной Пенсильвании (Предстоятель — епископ Питсбургский и Западно-пенсильванский Мелхиседек (Плеска))

    * Епархия Новой Англии (предстоятель — епископ Бостонский, Новой Англии и Албанской архиепископии Никон (Лиолин))

    * Епархия Нью-Йорка и Нью-Джерси (предстоятель — епископ Нью-Йоркский и Нью-Джерсийский Михаил (Дахулич))

    * Епархия Среднего Запада (местоблюститель — Блаженнейший Иона, Архиепископ Вашингтонский, Митрополит всей Америки и Канады, управляющий — архимандрит Матфий (Мориак), нареченный епископ Чикагский и Среднего Запада)

    * Епархия Юга (местоблюститель — Блаженнейший Иона, Архиепископ Вашингтонский, Митрополит всей Америки и Канады, управляющий (с 1 января 2011 г.) — викарный епископ Балтиморский Марк (Маймон))

    * Румынская епархия (предстоятель — архиепископ Детройтский и Румынской епархии Нафанаил (Попп))

    * Болгарская епархия (местоблюститель — епископ Питсбургский и Западно-пенсильванский Мелхиседек (Плеска))

    * Албанская Архиепископия (предстоятель — епископ Бостонский, Новой Англии и Албанской архиепископии Никон (Лиолин))

    * Канадская Архиепископия (предстоятель — архиепископ Оттавский и Канадский Серафим (Сторхейм) (в отпуске), управляющий — епископ Квебекский Ириней (Рошон))

    * Мексиканский экзархат (предстоятель — епископ Мехико и Мексиканского экзархата Алехо (Пачеко-и-Вера))

    В Церкви насчитывается более 500 приходов, имеются 8 монастырей, 3 семинарии (Свято-Владимирская, Свято-Тихоновская, Свято-Германовская), Академия и т.п. Богослужение совершается преимущественно на английском языке.


    Храм св. вмц. Екатерины на Всполье. Подворье Православной Церкви в Америке в Москве

    С начала 1990-х имеет подворье в Москве, при храме вмц. Екатерины на Ордынке.

    История Православной Церкви в Америке

    Православная Церковь в Америке ведет свое начало с 1794 года, когда валаамские иноки-миссионеры прибыли на остров Кадьяк по определению Святейшего Синода Русской Церкви о назначении в Аляску православной миссии. Один из иноков — иеромонах Ювеналий в 1795 году запечатлел свое свидетельство о Христе мученической кончиной. Другой — ныне прославленный Американской и Русской Церквами старец Герман (+1837) более сорока лет успешно продолжал миссионерское делание в Америке.

    В 1840 году была учреждена епархия Камчатская, Курильская и Алеутская, на которую был хиротонисан апостол Америки Преосвященный Иннокентий (Вениаминов) (+1879).

    В конце XIX и начале XX века православную паству в Америке окормлял архиепископ Тихон, впоследствии Святейший Патриарх Московский и всея Руси (+1925).

    1 сентября 1905 года кафедра Алеутской епархии была перенесена из Сан-Франциско в Нью-Йорк.

    С 1907 года именовалась Русской Православной Греко-Кафолической Церковью в Северной Америке под юрисдикцией священноначалия от Церкви Российской.

    После Октябрьской революции 1917 года в России, сношения с Высшей Церковной Властью в Москве оказались затруднены.


    О. Александр Шмеман

    44 прихода, не пожелавших войти в новую автокефальную Церковь, были объединены в Патриаршие приходы в США.

    Решение Московской Патриархии вошло в конфликт с видением будущего православия в Северной Америке, разделявшимся Константинопольским Патриархатом.

    С 2002 до 4 сентября 2008 года предстоятелем Церкви был Блаженнейший митрополит Герман.

    В ноябре 2005 года стал достоянием гласности конфликт, развивавшийся до того несколько лет в связи с вменяемыми финансовыми злоупотреблениями бывшего Управляющего делами ПЦА протопресвитера Роберта Кондратика. В результате последний был в марте 2006 года смещён со своего административного поста, а впоследствии осужден Духовным Судом и лишен сана. Скандал освещался в прессе США.

    3 сентября 2008 года Синоду был представлен доклад специального следственного комитета, где делался вывод об ответственности всего руководства Церкви в финансовых злоупотреблениях. Митрополит Герман был вынужден подать Архиерейскому Синоду Церкви, собравшемуся 4 сентября 2008 года в Нью-Йорке, прошение о незамедлительном уходе на покой, которое было удовлетворено в тот же день. С 4 сентября 2008 года до созыва Всеамериканского собора в Питтсбурге старейший по хиротонии архиепископ Далласский и Южных Штатов Димитрий (Ройстер) являлся местоблюстителем митрополичьей кафедры.

    10 ноября 2008 года в Питтсбурге открылся 15-й Всеамериканский Собор Американской Церкви. Ранее, в октябре, ряд священнослужителей Церкви предложили епископа Венского Илариона (Алфеева) (РПЦ) в качестве кандидата на митрополичью кафедру ПЦА; но епископ Иларион заявил о невозможности для себя быть кандидатом в предстоятели ПЦА, в частности по причине необходимости демонстрации независимости ПЦА от РПЦ.


    12 ноября 2008 года на XV Всеамериканском Соборе в Питтсбурге Архиепископом Вашингтонским, Митрополитом всей Америки и Канады был избран епископ Форт-Уэртский Иона (Паффхаузен). Интронизация состоялась 28 декабря 2008 года в Свято-Николаевском соборе Вашингтона.

    В феврале 2011 года Синод Православной Церкви в Америке удовлетворил прошение митрополита Ионы о двухмесячном отпуске для духовного совершенствования. Местоблюстителем митрополичьего престола назначен архиепископ Детройтский и Румынской епархии Нафанаил (Попп).

    Собор американских святых: св. прп. Герман, свт. Иоанн (Максимович), свт. Иннокентий, св. прп. Ювеналий, святитель Тихон, св. Петр Алеут
    Собор американских святых: св. прп. Герман, свт. Иоанн (Максимович), свт. Иннокентий, св. прп. Ювеналий, святитель Тихон, св. Петр Алеут
    В 1877 году из этой епархии были направлены первые миссионеры в Канаду, что привело впоследствии к созданию там Канадской Православной миссии. Отсюда же началось возвращение в лоно Матери Церкви униатских приходов из галичан и карпатороссов под руководством протоиерея Алексея Тавта, прославленного Православной Церковью в Америке в лике святых. (ж. Официальная хроника, N 9/10- 1993, – 200 лет Православия на американском континенте - 2,.29).

    И это служение не только по своему названию, но и по самой сути было миссионерским. В нем мы видим преемственность и развитие служения русских миссионеров на Американском континенте, начиная с валаамских иноков на Алеутских островах и Аляске, и среди них – первого православного святого Америки – преподобного Германа Аляскинского, свтятителя Иннокентия, митрополита Московского, Апостола Америки и Просветителя Восточной Сибири, многих других известных и прославленных, или еще не известных и не прославленных русских миссионеров — епископов, священников, монахов и мирян, которые несли свет Православия народам Северной Америки.

    Миссионерские путешествия святителя Тихона

    Продолжая традиции святителя Иннокентия и будучи его преемником, епископ Тихон совершал трансконтинентальные миссионерские путешествия из Калифорнии на Аляску и с Западного побережья США на Восточное. Как и его предшественник, святитель Иннокентий ежегодно объезжал свою епархию — Камчатскую, Алеутскую и Курильскую — по морю и по суше, подвергая себя и свою жизнь бесчисленным опасностям и невзгодам, так и святитель Тихон уже в первый год своего архипастырского служения в Америке предпринял миссионерское путешествие из Сан-Франциско на север Аляски. Сначала путь этот проходил на корабле вдоль побережья Тихого океана, затем на байдаре по северным рекам Аляски, вдоль которых располагаются поселения эскимосов.

    Вспоминается один из ярких эпизодов путешествия Святителя на байдаре (байдара – это большая лодка, деревянный каркас которой обтянут тюленьей кожей) по реке Квихпаку или Юкону.

    Близилось к концу это первое миссионерское путешествие по Северо-Американскому континенту. За 78 дней этого трансконтинентального пути Владыка преодолел расстояние в 7 300 миль, или более 11 000 километров. Милосердие и любовь архипастыря к своей пастве, заброшенной в дебри крайнего севера Аляски, не останавливали ни расстояния, ни опасности пути, ни угроза его собственному здоровью от эпидемий и болезней, частых у аборигенов.

    От миссионерской епархии к Поместной Церкви в Америке

    Епископ Тихон с клириками в Сан-Франциско
    Епископ Тихон с клириками в Сан-Франциско
    После перенесения кафедры из Сан-Франциско в Нью-Йорк и образования многонациональной епархии Северной Америки епископ Тихон предложил изменить статус миссионерской епархии, которая была непосредственно связана с помощью из России. Фактически, после возникновения единой многонациональной Православной Церкви в Америке встал вопрос о независимости ее от Русской Православной Церкви и создании условий для формирования Автокефальной Православной Церкви в Америке. Во многом это был результат особого апостольского видения и церковного строительства, которое навсегда связаны с именем святителя Тихона, просветителя Северной Америки.

    В своих предложениях по вопросам церковной реформы для Предсоборного Присутствия святитель предлагал проект преобразования Северо-Американской епархии в экзархат.

    «Дело в том, — писал он, — что в состав ее (епархии) входят не только разные народности, но разные Православные Церкви, которые, при единстве в вере, имеют каждая свои особенности в каноническом строе, в богослужебном чине, в приходской жизни; особенности эти дороги для них и вполне терпимы с общей православной точки зрения. Посему мы не считаем себя вправе посягать на национальный характер здешних Церквей, напротив – стараемся сохранить таковой за ними, предоставляя им возможность быть непосредственно подчиненными начальникам их же национальности (сирийские, сербские и греческие приходы и избрание для них епископов). В своей области каждый из них самостоятелен; но дела, общие для всей американской Церкви, решаются соборне под председательством русского архиепископа. Жизнь в Новом Свете по сравнению со Старым имеет свои особенности, с которыми приходится считаться и здешней Церкви, а посему этой последней должна быть предоставлена большая автономия (автокефальность), чем другим русским митрополиям. В состав проектируемого Американского экзархата могут входить:

    1) архиепископия Нью-Йоркская, коей подчинены русские церкви в Соединенных Штатах и Канаде;
    2) епископия Аляскинская, обнимающая Церкви православных жителей Аляски (русских, алеутов, индейцев, эскимосов);
    3) епископия Бруклинская (сирийская);
    4) епископия Чикагская (сербская);
    5) епископия греческая.

    За время святительства преосвященного Тихона к Православию присоединилось 32 карпаторусских прихода, близ города Скрантона в штате Пенсильвания был основан Свято-Тихоновский монастырь, а при нем был устроена школа-приют для сирот.

    Свято-Тихоновский монастырь в штате Пенсильвания. Построен в 1905 году
    Свято-Тихоновский монастырь в штате Пенсильвания. Построен в 1905 году
    Одним из основополагающих событий в этом процессе стало основание православной духовной семинарии в Миннеаполисе (штат Миннесота) в 1905 году и первого православного монастыря в Саус Канаан (штат Пенсильвания), а также сети общественных и финансовых организаций для поддержки епархиального и приходского служения, приюта для сирот в Бруклине и монастырей – мужского Свято-Тихоновского в Пенсильвании в 1905 году, и женского Свято-Покровского в Спрингфилде (штат Вермонт) в 1915 году.

    При освящении мужского Свято-Тихоновского монастыря и храма в Пенсильвании святитель Тихон в своей речи говорил:

    Итогом миссионерского служения святителя Тихона и присущего ему особого видения, каким должно быть Православие в Америке, а также его архипастырского попечения о многонациональной пастве на Северо-Американском континенте стали существенные изменения в устройстве, административной структуре и духовном развитии Православной Церкви в Америке. В своей разносторонней миссионерской деятельности епископ опирался на самоотверженное служение таких известных священников-миссионеров, как отец Владимир Александров, который был первым православным миссионером в Канаде; отцы Александр Хотовицкий и Иоанн Кочуров, которые по возвращении в Россию приняли мученические венцы от богоборческой власти и были прославлены в лике святых как в России, так и в Америке, и, наконец, будущие первоиерархи Американской Церкви, как митрополит Феофил (1934-1950) и митрополит Леонтий (1950-1965).

    Духовное просвещение в Америке

    Ранее мы уже говорили о том значении, которое святитель Тихон придавал переводу на английский язык текстов православного богослужения для облегчения понимания его американцами, среди которых лишь немногие были способны разобраться в строе церковной службы.

    Усовершенствование дела школьного и религиозного образования было связано не только экономическими и территориальными проблемами, но также и острым противоборством экспансионистским методам различных протестантских и католических миссий на Аляске. Обозревая состояние и нужды Северо-Американской православной миссии на период 1899-1900 годы, святитель Тихон писал:

    В Колошинском округе Аляски с миссиями в Ситке, Килисно и Джуно в том же направлении действовала пресвитерианская миссия, располагавшаяся в Ситке. Миссия эта, по словам святителя, отличается великим задором, располагает немалыми средствами и пользуется покровительством попечителя учебного округа в Аляске Джаксона и теперешнего Ситхинского губернатора. В миссии есть церковь. Приют для мальчиков и девочек, музей Аляскинских предметов, в числе коих находятся несколько православных икон, русских портретов и географических карт.

    На территории Эскимосского округа, в который входят Нушагакская, Квихпакская и Кускоквимская миссии, действовали иезуиты, епископальные и лютеранские миссионеры. Особенно часто они используют бедственное положение эскимосов во время часто случающихся в зимний период голодовок.

    Вот почему спешил святитель Тихон с открытием духовной семинарии в Меннеаполисе и подготовительного училища (бурсы) в Кливленде. 10 августа 1905 предложения эти получили поддержку Святейшего Синода, и в том же году были открыты двухклассная семинария и духовное училище.

    Укреплению позиций Православия и развитию миссионерской деятельности должно было послужить и открытие Свято-Тихоновского монастыря в Пенсильвании.

    «Монастырь может быть также и хорошею школою для подготовления псаломщиков, — писал первосвятитель Американской Церкви. — В них, с постоянным открытием приходов в Штатах, ощущается большая нужда. Выписывать их в России очень дорого стоит; между тем можно подготовить их из местных уроженцев и для сего посылать таковых в монастырь, где лучше всего они могут выучиться уставу и церковным напевам.

    Живое слово апостольской проповеди.

    Скажем несколько слов о проповеди епископа Тихона. Особенностями этих проповедей являются смирение и любовь в сочетании с преданностью пастве, проникновенное истолкование праздников и событий церковной жизни, глубокое знание Священного Писания и ревностная проповедь Православия, понятное и доступное простому верующему слово назидания, привлекающее к церковной жизни, строительству храмов, делам милосердия и социального служения.

    Святитель отчетливо осознавал свою преемственность традициям русских миссионеров в Америке.

    Апостольский дух служения епископа Тихона в Америке можно проследить на примере развития его проповеди в день Торжества Православия, в первую неделю Великого поста. Праздника, который может быть назван днем торжества православной миссии в этой далекой от России стране.

    «Таким смирением отличаются и другие православные миссионеры; и в их деятельности нет ничего эффектного, деланного. Оттого, быть может, и мало знают о наших миссионерах; но от этого нисколько не умаляется величие их подвигов, которые могут служить достойным зрелищем для ангелов и человеков. Возьмем хотя бы историю нашей северо-американской миссии. Вспомним иеромонаха Ювеналия, одного из просветителей алеутских.

    Торжество Православия означает победу над лжеверием и расколами в Церкви, борьбу против искажения ее вероучения и сектантства.

    Напоминая православным жителям Аляски о равноапостольном князе Владимире и его ревности о духовном просвещении русского народа, святитель говорил о необходимости посещения детьми церковной школы.

    Торжество Православия в Америке – это преодоление между самими православными национальных и культурных барьеров, поскольку в Алеутской и Северо-Американской епархиях, помимо коренных народов Аляски – алеутов, эскимосов и индейцев-тлинкитов, насчитывалось множество эмигрантских общин выходцев из бывшей Австро-Венгерской империи (многие из которых, переселившись в Америку, вернулись в лоно Православной Церкви из насильственного обращения в униатство), из Оттоманской империи, в основном греки и арабы, сербы, албанцы др. В частности, обращаясь к прихожанам сербского прихода в Калифорнии 17 июля 1899 года, святитель Тихон говорил о необходимости преодоления этнических и культурных барьеров, которые разделяют Православную Церковь в Америке.

    В 1902 году другому новопоставленному иерею – Михаилу Скибинскому, которому предстояло миссионерское служение в Канаде, епископ Тихон давал следующее наставление: «В Канаде предстоит тебе и другое великое и святое дело – проповедовать истину Православия; … за неимением истинных пастырей разбежались овцы, рассеялись, и блуждают, и достаются на съедение всякому зверю в поле (Иезек. 34, 5-6) (С.Ш. – речь идет о тех, кто оказался в плену униатских лжеучений). – Пожалей же этих, заблудших овец, собери их с разных стран, потерянных сыщи, угнанных возврати, раненных перевяжи, больных подкрепи, упокой их на хорошем пристанище и тучной пажити и паси их по правде.

    Храм во имя свт. Николая в Нью-Йорке. Сооружен в 1902 году и освящен святителем Тихоном
    Храм во имя свт. Николая в Нью-Йорке. Сооружен в 1902 году и освящен святителем Тихоном
    Во время освящения новых храмов, в частности, кафедрального собора в Нью-Йорке святитель говорил о миссионерском значении храма в жизни общины и о тех, кто на скудные средства, находясь порой в большой нужде, создает благолепие православных храмов на американской земле. «Объединяясь около храма, вы и из самих себя созидайте храм духовен (1Петр. 2, 5), чтобы самих себя, свою душу, свою жизнь посвящать на служение Богу.

    «А мы сознаем ли, что Господь возлагает на всех нас великую миссию быть носителями Православия среди инославного мира, быть светом для здешнего народа? А если и сознаем, то так ли живем, чтобы другие, видя добрые наши дела, прославляли нашу мать, святую Православную Церковь?

    Именно трудами святителя Тихона епископская кафедра была перенесена в Нью-Йорк, который уже в начале двадцатого века стал крупнейшим городом Америки.

    Эта полнота и зрелость бытия Православной Церкви в Америке особенно ярко засвидетельствована в речи святителя Тихона при освящении Свято-Тихоновского монастыря в Пенсильвании 17 мая 1906 года.

    20 февраля/5 марта 1907 года в храме Иоанна Крестителя в Майфилде собор начал работу. Открывая первое заседание, архиепископ — теперь уже Ярославский и Ростовский — Тихон поставил три главных вопроса на ближайшие годы: как ширить миссию? Какими путями идти к самостоятельности? Где изыскивать средства на открытие новых школ и приходов? Но решать эти вопросы вместе с американской паствой уже предстояло другому епископу.

    Вершиной миссионерского служения святителя Тихона и свидетельством о вселенской миссии Православия в Америке стало его слово в неделю Торжества Православия в храме Нью-Йорка. Эта проповедь стала прощальной беседой с американской паствой и его заветом для всех православных чад Американской Церкви. Как и прежде, когда он обращался к этой теме, святитель говорил о том, что смысл этого праздника не в воспоминании только о былой славе, а в содействии каждого члена Соборной Церкви этому Торжеству.

    Так и мы молимся Господу, чтобы Он послал стране сей изобилие плодов земных, благорастворение воздухов, дожди и ветры благовременны и сохранил ее от труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобной брани.

    Спустя более восьмидесяти лет со времени отъезда святителя Тихона из Америки в 1907 году, Американская Церковь прославила своего архипастыря как Просветителя Северной Америки.

    Господь наш Иисус Христос Своею благодатию и молитвами святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси, Просветителя Северной Америки да сохранит Церковь Свою, и православные народы России и Америки!

    Что мы знаем про святых, подвизавшихся на Североамериканском континенте? Вы слышали про преподобного Севастиана Джексонского? А про праведного пресвитера Алексия Товта? Возможно, вам знаком святитель Мардарий Либертвильский? Если нет, то сегодня мы расскажем вам много интересного!



    Кратко об истории Православия в Америке

    Проникновение Православия в Северную Америку началось с её западной оконечности – полуострова Аляска и прилегающих к ним Алеутских островов, где в бытность этих земель под рукой российских императоров над просвещением местных жителей много потрудились русские миссионеры.

    Наконец, XX столетие с его революционными потрясениями вновь принесло в Америку огромное количество эмигрантов из России, в том числе духовенства, которое сумело организовать в США собственные богословские школы и передать интерес к Православию местным жителям.

    Благодаря этому, в настоящее время в США и Канаде сложилась уникальная ситуация, когда на территории страны существуют значительные церковные общины РПЦЗ, Сербской Церкви, Антиохийского Патриархата, Румынской Церкви, Болгарской Церкви и других Церквей, а также самая молодая из 15 Поместных Православных Церквей, которую мы знаем как Православную Церковь в Америке.

    Святые Америки

    За столетия миссии и духовной жизни на североамериканском континенте, здесь просияли своей святой жизнью уже несколько подвижников благочестия, прославленных Церковью. Сегодня мы кратко расскажем вам об их жизни.

    Святитель Мардарий Либертвильский

    На сегодняшний день, святитель Мардарий (Ускокович), канонизированный Сербской Православной Церковью в 2015 году, является последним в хронологической последовательности из прославленных Церковью американских святых (память 12 декабря).

    Иван Ускокович родился недалеко от города Подгорицы в Черногории в 1889 году в глубоко верующей семье, и подростком был отправлен родителями учиться в Риеку, а затем в Белград.

    В Белграде юный Иван решил посвятить жизнь служению Богу и в 1909 году принял монашество в монастыре Студеница, затем был посвящён во диаконы и направлен служить и получать образование в Россию.

    Будущий иерарх обучался в Волынской и Кишиневской семинариях и Санкт-Петербургской академии, которую окончил кандидатом богословия, а в 1917 году был направлен служить в США, как глава Сербской духовной миссии.

    В 1923 году отец Мардарий приобрел около десяти акров земли в Либертвилле (штат Иллинойс), где позже был построен монастырь в честь святителя Саввы Сербского. Эта обитель стала первым сербским монастырем в США.

    С тех пор Преосвященный владыка Мардарий неустанно трудился в строительстве церквей, монастыря святого Саввы в Либертвилле, а также вёл обширную миссионерскую работу в возглавляемой им епархии.

    Епископ Мардарий мирно отошел ко Господу в 1935 году, после десяти лет управления своей кафедрой. Тело угодника Божия было погребено в храме основанного им в США монастыря.

    Собор епископов Сербской Православной Церкви по предложению Архиерейского Собора СПЦ в Северной и Южной Америке на своем очередном заседании 29 мая 2015 года прославил епископа Мардария в лике святых.

    Канонизация состоялась 5 сентября 2015 года в Стефановском соборе города Алгамбра (Калифорния), которое совершил Патриарх Сербский Ириней. За этим же богослужением также был канонизирован и епископ Севастиан (Дабович).

    Священномученик Ювеналий Аляскинский

    Яков Говорухин, ставший позднее иеромонахом Ювеналием, был первым подвижником, стяжавшим святость на североамериканском континенте.

    Родился Аляскинский мученик в городе Екатеринбурге в 1761 году в семье рабочего одного из уральских заводов. В 1791 году Яков ушёл в Валаамский монастырь, где вскоре принял монашество и священный сан.

    В 1793 году монахи-миссионеры с Валаама отправились в Русскую Америку. С ними поехал и иеромонах Ювеналий. За два месяца просветители на байдарках объехали весь остров Кадьяк (Аляска), крестив все население и наставляя молодёжь в вере и ремеслах.

    В 1795 году отец Ювеналий совершил путешествие в Нучен, где привел к православию более семи сотен чугачей, а в 1796 году прибыл на Аляску. В общей сложности, миссионеры крестили 6 740 алеутов и совершили 1 573 венчаний.

    Свой жизненный путь святой Ювеналий окончил мученически. Однако существует несколько версий его смерти. Долгое время считалось, что миссионер был убит неподалёку от озера Илиамна на Аляске, и его замучили местные шаманы, недовольные успешным миссионерством.

    Вторая версия гласит, что иеромонах Ювеналий был убит около вышеупомянутого озера племенем юпиков, но позднее они приняли Православие.

    Согласно третьей версии, основанной на докладе протоиерея Михаила Олексы, отец Ювеналий погиб от рук эскимосов-охотников в 200 километрах к западу от озера Илиамна. Мощи святого так и не были найдены.

    В 1980 году святой был канонизирован Русской Православной Церковью в лике священномучеников. Память святого Ювеналия Аляскинского совершается 2 мая.

    Праведный Алексий Товт

    Будущий святой появился на свет в семье униатского священнослужителя близ Прешова (Словакия) в 1854 году и со временем также принял священный сан.

    Батюшка был весьма образован, так как успел поучиться в католической и униатской семинариях и в Прешевском университете, а также освоил несколько языков. Благодаря образованию он занял при епископе Прешова должность секретаря, стал преподавать в семинарии и заведовать местным детским приютом.

    В 1889 году отец Алексий прибывает в Минеаполис, где возглавляет униатский приход. В 1890 году, благодаря епископу Алеутскому и Аляскинскому Владимиру (Соколовскому), отец Алексий, а также 8 из 10 остальных американских униатских священников и 361 мирянин собрались в городе Вилькесбарре обратились в Православие.

    После воссоединения с Церковью, отец Алексий был назначен благочинным с поручением также окормлять общины Чикаго. Для собственного пропитания в эти годы святой стал трудиться в пекарне, а значительную часть заработанных средств раздавал нищим и нуждающимся, среди которых были многодетные священники.

    Отец Алексий стал вести проповедь в среде эмигрантов со славянскими корнями. Общаясь с римо-католиками, греко-католиками и протестантами, он всегда делал акцент на том, что истинное спасение можно найти лишь в Православии.

    Батюшка преставился ко Господу в 1909 году, а в 1994 году Православная Церковь в Америке прославила его в лике святых. Мощи святого почивают в церкви святителя Тихона Задонского в Тихоновском монастыре в Южном Ханаане (штат Пеннсильвания).

    Преподобный Севастиан Джексонский

    9 июля 1863 года в семье православных эмигрантов из Сербии, живших в Сан-Франциско, родился мальчик. В юном возрасте, в 1884 году, Йован Дабович поступил в духовную академию в Санкт-Петербурге, а через четыре года принял монашеский постриг с именем Севастиан и диаконский сан.

    Закончив образование, отец Севастиан вернулся в США, где стал служить в сан-францисском храме святого Александра Невского. В 1892 году он был рукоположен во священника и стал миссионером на Западном побережье США.

    Иеромонах Севастиан основал несколько храмов в Вашингтоне и Калифорнии, затем трудился в администрации североамериканском миссии под началом святого епископа Тихона (Белавина) — будущего патриарха Московского и всея Руси, проповедуя на английском, сербском и русском языках.

    В течение своей жизни миссионер пересек 15 раз Атлантический океан и 9 раз — Тихий, так как ему приходилось бывать на исторической родине — в Сербии, в России, а также совершать миссионерские путешествия в Японию, где преподобный встречался со святителем Николаем Японским (Касаткиным).

    В 1905 году, уже в сане игумена, отца Севастиана назначили на должность благочинного сербских храмов, а в том же году, указом Синода — начальником Сербской миссии. За труды на благо Церкви в 1905 году он был возведен в сан архимандрита.

    В 1910 году отец Севастиан уехал в Сербию, где служил капелланом в годы Второй Балканской (1912-1913) и Первой мировой (1914-1918) войн и с 1936 года стал жить в монастыре святого Саввы Сербского в Жиче.

    В 1940 году святой Севастиан преставился ко Господу. Его отпевание совершил святитель Николай Сербский (Велимирович). В 2007 году мощи святого перезахоронили в храме святого Саввы в Джексоне (штат Калифорния), который основал преподобный Севастиан.

    4 сентября 2015 года в Стефановском соборе калифорнийского города Алгамбра Патриарх Сербский Ириней возглавил богослужение, на котором архимандрит Севастиан (Дабович) был прославлен в лике святых, как преподобный Севастиан Джексонский.

    Мученик Пётр Алеут

    Чуганак (в крещении Пётр) был алеутом, аляскинским индейцем или же креолом и родился в конце XVIII века. О его жизни точно не известно практически ничего, кроме того, что юноша принял крещение от преподобного Германа Аляскинского.

    В 1812 году близ Сан-Франциско в Калифорнии Русско-Американской торговой компанией была основана русская колония форт Росс. Пётр и другие служащие компании занимались промыслом котиков и других морских животных в этих местах.

    В 1815 на берегу у залива Сан-Педро работала группа из 14 алеутов, в числе которых был и Пётр. Здесь на них напали вооружённые всадники из числа испанских военных. Испанские монахи попытались обратить пленных россиян в католичество, но они показали свои нательные кресты, заявив что уже крещены в Православие.

    Тогда захваченных решили пытать. Петру стали отсекать суставы на пальцах ног, затем на руках, затем ступни и кисти. В итоге, мученик скончался от потери крови, но своей вере не изменил. Остальные работники компании, ставшие свидетелями его подвига, сумели спастись.

    Прославление мученика Петра Алеута было совершено Православной Церковью в Америке в 1980 году. В честь мученика Петра на Северо-Американском континенте построено несколько церквей. Память святого совершают 24 сентября.

    Другие американские святые

    Мы рассмотрели краткое житие лишь пяти американских святых, но на самом деле их значительно больше.

    На территории Северной Америки просияли: праведный Иаков (Нецветов), святитель и чудотворец Иоанн Шанхайский, преподобный Герман Аляскинский, святитель Рафаил Бруклинский, святитель Иннокентий (Вениаминов), святитель Тихон (Белавин), священномученик Иоанн Кочуров и священномученик Александр Хотовицкий. Их краткое житие вы можете прочесть на сайте Восточно-Американской епархии РПЦЗ.

    Также с Соединёнными штатами Америки связывают жизнь святителя Николая Сербского, преподобного Брендана Мореплавателя, священномученика Серафима (Самойловича), священноисповедника Варнавы (Настича), священномученика Анатолия (Каменского) и священномученика Василия Мартыша.

    Читайте также: