Нормирование загрязняющих веществ в воде кратко

Обновлено: 05.07.2024

Водный кодекс > Глава 4 Водного кодекса. УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ > Статья 35. Разработка и установление нормативов допустимого воздействия на водные объекты и целевых показателей качества воды в водных объектах

1. Поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.

2. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах.

3. Утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

4. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

5. Целевые показатели качества воды в водных объектах разрабатываются уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти для каждого речного бассейна или его части с учетом природных особенностей речного бассейна, а также с учетом условий целевого использования водных объектов, расположенных в границах речного бассейна.

6. Целевые показатели качества воды в водных объектах утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Комментарии к ст. 35 ВК РФ

Нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты устанавливаются законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и водным законодательством.

В статье 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды" предусматриваются понятия "природоохранные нормативы", "нормативы качества окружающей среды", "нормативы допустимого воздействия на окружающую среду", "нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду", "нормативы допустимых выбросов и сбросов химических веществ", в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, "технологические нормативы", "нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ", в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов и др., имеющих отношение к нормативам допустимого воздействия на водные объекты.

Нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты устанавливаются исходя из предельно допустимой величины антропогенной нагрузки, длительное воздействие которой не приведет к изменению экосистемы водного объекта; предельно допустимой массы вредных веществ, которая может поступить в водный объект и на его водосборную площадь.

Нормативы предельно допустимых сбросов вредных веществ в водные объекты устанавливаются исходя из условия недопустимости превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах. Нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах и сточных водах устанавливаются исходя из условия целевого использования водного объекта.

Нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды, почвы, устанавливаются для оценки состояния окружающей природной среды в интересах охраны здоровья человека, сохранения генетического фонда, охраны растительного и животного мира .

См.: Боголюбов С.А., Емельянова В.Г., Жариков Ю.Г., Панкратов И.Ф. Комментарий к Закону РФ "Об охране окружающей природной среды" // Законодательство и экономика.

С учетом природно-климатических особенностей, а также повышенной социальной ценности отдельных территорий (заповедников, заказников, национальных парков, курортных и рекреационных зон) для них устанавливаются более строгие нормативы предельно допустимых вредных воздействий на природную среду.

Нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды, почвы, устанавливаются с учетом производственных мощностей объекта, данных о наличии мутагенного эффекта и иных вредных последствий по каждому источнику загрязнения согласно действующим нормативам предельно допустимых концентраций вредных веществ в окружающей природной среде.

Нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов утверждаются государственными органами исполнительной власти Российской Федерации в области охраны окружающей среды (по химическим веществам), санитарно-эпидемиологического надзора (по микроорганизмам и биологическим веществам).

Для перехода на нормативы предельно допустимых выбросов, сбросов вредных веществ могут устанавливаться временно согласованные нормативы (лимиты) выбросов, сбросов вредных веществ с одновременным утверждением плана снижения их объемов до предусмотренных предельных величин. При нарушении нормативов качества окружающей среды могут быть ограничены, приостановлены, прекращены выбросы, сбросы и иные вредные воздействия.

Нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) устанавливаются для химических веществ, микроорганизмов и других биологических веществ. Показатели их нормируются в атмосферном воздухе, воде, почве.

Предельно допустимые концентрации вредных веществ устанавливаются как критерии безопасности и безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизни и фиксируются в санитарных правилах и нормах. Они выражают санитарно-гигиенические требования, наряду с ними развивается и экологическое нормирование.

На территории России действуют федеральные санитарные правила. Республиканские и местные правила могут быть временными и вводиться при отсутствии федеральных: в случае необходимости уточнения федеральных правил, в том числе их ужесточения, с учетом особенностей гигиенической, эпидемической обстановки и состояния здоровья населения. В переходный период до принятия нового российского законодательства и нормативов действуют иногда нормативы, утвержденные Минздравом СССР. По мере разработки и уточнения их заменяют новые российские нормативы ПДК.

Предельно допустимые концентрации вредных веществ в воде объектов хозяйственно-питьевого, культурно-бытового водопользования, а также в водах контрольных створов, используемых для рыбохозяйственных целей, являются частью Правил охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами. Они установлены для полутора тысяч вредных веществ: требования к качеству воды в водоемах, используемых для рыбохозяйственных целей, более жесткие, чем для водных объектов иного назначения.

К иным нормируемым физическим воздействиям относится тепловое. Основными источниками его являются энергетика, энергоемкие производства, коммунально-бытовое хозяйство. В принятых Правилах охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами установлены нормативы теплового воздействия на водные объекты подогретых вод. В источнике хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водоснабжения летняя температура воды не должна превышать температуру самого жаркого месяца более чем на три градуса Цельсия. В рыбохозяйственных водоемах температуры воды должна быть не более пяти градусов Цельсия выше естественной.

Нормирование в сфере обеспечения радиационной безопасности установлено в Федеральном законе от 9 января 1996 года N 3-ФЗ "О радиационной безопасности". Оно осуществляется путем установления санитарных норм, гигиенических нормативов, правил радиационной безопасности, государственных стандартов, строительных норм и правил, правил охраны труда и принятия других документов.

Эти нормативы не должны противоречить положениям Закона о радиационной безопасности. Санитарные правила, нормы, гигиенические нормативы в области обеспечения радиационной безопасности утверждаются органами санитарно-эпидемиологического надзора.

Регламентируемые значения основных пределов доз облучения не включают в себя дозы, создаваемые естественным радиационным и техногенно измененным радиационным фоном, а также дозы, получаемые гражданами (пациентами) при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур и лечения. Значения пределов доз облучения являются исходными при установлении допустимых уровней облучения организма человека и отдельных его органов.

Установленные основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз) облучения населения для отдельных территорий могут быть изменены Правительством РФ в сторону их уменьшения с учетом конкретной санитарно-гигиенической, экологической обстановки, состояния здоровья населения и уровня влияния на человека других факторов окружающей среды.

Установленные нормы введены в действие с 1 января 2000 г. До этого проведены работы для реального обеспечения новых нормативов, что потребовало значительных экономических затрат, включая пересмотр нормативной документации и внедрение конкретных технических решений.

Одной из серьезных экологических проблем сегодня является защита окружающей среды и населения от диоксинов и диоксиноподобных токсикантов. Диоксины относятся к высокотоксичным веществам, оказывающим вредное воздействие на здоровье людей и экологические системы.

Основные требования к нормированию качества окружающей среды предусматриваются в статьях 19 - 31 Закона об охране окружающей среды, где регулируются основы природоохранного нормирования, требования к разработке нормативов в области охраны окружающей среды, нормативы качества окружающей среды, допустимого воздействия на нее, допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, допустимых физических воздействий на окружающую среду, допустимого изъятия компонентов природной среды, допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.

Нормирование качества окружающей природной среды производится с целью установления предельно допустимых норм воздействия на окружающую природную среду, гарантирующих экологическую безопасность населения и сохранение генетического фонда, обеспечивающих рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в условиях устойчивого развития хозяйственной деятельности.

Нормативы предельно допустимых вредных воздействий, а также методы их определения разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора и совершенствуются по мере развития науки и техники с учетом международных стандартов.

При нарушении требований нормативов качества окружающей среды выброс, сброс вредных веществ или иные виды воздействия на окружающую среду могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в судебном порядке либо по предписанию федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора (см. комментарий к ст. 10 и ст. 41).

Нормативы, инструкции и правила в области использования и охраны водных объектов разрабатываются, согласовываются и утверждаются в пределах предоставленной компетенции Федеральным агентством водного хозяйства совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды, Госсанэпиднадзором, Росприроднадзором.

Нормирование в области использования и охраны водных объектов в XX в. заключалось в установлении следующих правил и стандартов:

- Оросительная система с использованием животноводческих стоков. В СН 33-82. Минсельхозстрой;

- ГОСТ 17.1.3.01-82 (СТ СЭВ 3077-81). Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных и подземных вод от загрязнения пестицидами;

- ГОСТ 17.1.3.11-84 (СТ СЭВ 4035-83). Охрана природы. Гидросфера. Общие требования охраны поверхностных и подземных вод от загрязнения минеральными удобрениями;

- Специализированный каталог загрязняющих веществ, содержащихся в сточных водах сельскохозяйственных и промышленных объектов. Минводхоз СССР, 1988;

- Рекомендации по предотвращению загрязнения поверхностных и подземных вод при орошении сельскохозяйственных угодий стоками сельскохозяйственных комплексов. Минводхоз СССР, 1984;

- Пособие по согласованию условий при выдаче разрушений на специальное водопользование и осуществление контроля над использованием и охраной вод на оросительных системах с использованием сточных вод животноводческих комплексов. Минводхоз СССР, 1985;

- ГОСТ 17.1.3.01-16. Охрана природы. Гидросфера. Правила охраны водных объектов при лесосплаве;

- ГОСТ 19433-88. Грузы опасные. Классификация и маркировка;

- Правила перевозки грузов, утв. Приказом Минречфлота РСФСР от 14 августа 1978 г. N 114;

- Правила безопасной морской перевозки генеральных грузов, утв. Приказом Минморфлота СССР от 2 апреля 1981 г. N НТУ-3-48/586.

Среди основных требований по рациональному использованию и охране недр - соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны вод; предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод, используемых для питьевого или промышленного водоснабжения; предотвращение загрязнения недр при сбросе сточных вод; осуществление специальных мероприятий по прогнозированию и предупреждению внезапных прорывов воды; ликвидация в установленном порядке буровых скважин, не подлежащих использованию (ст. ст. 22, 23 и 24 Закона о недрах).

При полной или частичной ликвидации или консервации предприятия либо подземного сооружения буровые скважины должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды. Лица, виновные в невыполнении этих требований, несут административную или уголовную ответственность (ст. 26 и ст. 49 Закона о недрах).

Серьезное влияние на нормирование и установление стандартов и нормативов оказывают требования Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", согласно которому стандарты должны разрабатываться самими производителями и потребителями продукции, а на государственном уровне технические регламенты будут утверждаться федеральными законами, заменяя прежние стандарты.

19 декабря 1996 г. принято Постановление Правительства РФ N 1504 "О порядке разработки и утверждения нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты" (в ред. от 25 января 2006 г. N 33).

2.1.5. ВОДООТВЕДЕНИЕ НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ, САНИТАРНАЯ ОХРАНА ВОДОЕМОВ

Обоснование гигиенических нормативов химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования

Дата введения: с момента утверждения

1. ПОДГОТОВЛЕНЫ под руководством д.м.н. Г.Н.Красовского и д.м.н. З.И.Жолдаковой коллективом авторов: к.м.н. Н.А.Егоровой, д.м.н. З.И.Жолдаковой, к.м.н. О.О.Синициной, к.х.н. Н.В.Харчевниковой (НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н.Сысина РАМН).

2. УТВЕРЖДЕНЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 15 октября 1998 года.

Введение

Настоящие методические указания являются вторым переработанным и дополненным изданием "Методических указаний по разработке и научному обоснованию предельно допустимых концентраций вредных веществ в воде водоемов" и подготовлены взамен указанного документа, который был издан в 1976 году и не переиздавался. За этот период накоплены новые данные о взаимодействии веществ и организма, веществ и водной среды в таких аспектах как:

- закономерности развития токсического процесса "доза-время-эффект";

- количественные зависимости "химическая структура - токсичность";

- соотношение общетоксических и специфических, в т.ч. отдаленных эффектов;

- особенности проявления материальной и функциональной кумуляции от режима воздействия;

- зависимость стабильности и трансформации веществ от влияния физических, химических и биологических факторов;

- количественные соотношения между пороговыми дозами и концентрациями веществ по трем признакам вредности: органолептическому, общесанитарному и токсикологическому.

Обобщение этих материалов нашло отражение в новых критериях, принципах и методах нормирования, на основании которых:

- разработана гигиеническая классификация опасности веществ, загрязняющих воду;

- обоснованы методы изучения и новая классификация стабильности и трансформации веществ в воде;

- создана система методов прогноза токсичности и опасности веществ; определены значимость, условия и ограничения использования результатов экспресс-экспериментов для расчета параметров хронической токсичности;

- систематизированы критерии установления пороговой дозы в подостром эксперименте (ПДили Lim) и при хроническом воздействии (ПДили Lim);

- установлены дифференцированные коэффициенты перехода от ПДк МНД;

- предложен алгоритм оценки способности веществ к кумуляции;

- усовершенствованы методы изучения способности веществ вызывать специфические, в т.ч. отдаленные эффекты;

- уточнены методы определения пороговых концентраций по органолептическому и общесанитарному признакам вредности (ПК и ПК);

- определены особенности обоснования нормативов в воде в зависимости от области применения веществ;

- введены в законодательство новые виды нормативов - ОДУ и региональные нормативы;

- внедрена концепция комплексного нормирования с учетом ДСД и рекомендовано использовать ДСД при установлении региональных нормативов;

- разработаны методы установления ПДК и ОДУ для смесей постоянного состава;

- созданы отечественные базы данных о токсичности и опасности веществ, получена возможность использования зарубежной информации (в частности, по системе Internet), что позволяет перейти от получения эмпирических данных к планированию исследований на основе имеющихся данных о близких по свойствам и строению веществах.

Полученные новые данные позволили разработать систему последовательного (этапного) обоснования гигиенических нормативов веществ в водных объектах, которая положена в основу данного методического документа.

Настоящие методические указания предназначены для специалистов учреждений медицинского профиля, аккредитованных на право проведения исследований по обоснованию гигиенических нормативов веществ в воде.

1. Общие положения

В соответствии с законодательством Российской Федерации гигиенические нормативы предназначены для охраны всех видов вод, используемых населением, в том числе поверхностных, подземных водоисточников и водопроводной воды. Предусматриваются следующие виды нормативов:

- Предельно допустимые концентрации (ПДК).

- Ориентировочные допустимые уровни (ОДУ).

ПДК - максимальная концентрация вещества в воде, в которой вещество при поступлении в организм в течение всей жизни не оказывает прямого или опосредованного влияния на здоровье населения в настоящем и последующих поколениях, а также не ухудшает гигиенические условия водопользования.

ОДУ - ориентировочный допустимый уровень химического вещества в воде - временный гигиенический норматив, разрабатываемый на основе расчетных и экспресс-экспериментальных методов прогноза токсичности, и применяемый только на стадии предупредительного санитарного надзора за проектируемыми или строящимися предприятиями, реконструируемыми очистными сооружениями.

Значимость ПДК и ОДУ в системе водно-санитарного законодательства определяется тем, что:

- соблюдение этих нормативов создает благоприятные условия водопользования, обеспечивая безопасность воды для здоровья населения;

- наличие нормативов позволяет рассчитать нормы ПДС и использовать их при предупредительном и текущем санитарном надзоре;

- сопоставление реальных уровней содержания веществ в воде с их ПДК или ОДУ дает возможность судить, в какой мере вредны и при каких условиях могут быть безвредными промышленные и другие загрязнения, а также оценить эффективность водоохранных мероприятий;

- гигиенические нормативы необходимы при выборе приоритетных показателей загрязнения воды;

- сертификация материалов, реагентов, оборудования, технологий, используемых в системах водоснабжения и очистке сточных вод проводится с использованием гигиенических нормативов мигрирующих в воду веществ.

1.1. В настоящем документе приведены методы обоснования гигиенических нормативов отдельных или объединенных технологией производства (например, целлюлозно-бумажной, нефтехимической промышленности, цветной, черной металлургии и т.п.) химических соединений как с учетом общих закономерностей токсичности и опасности, так и особенностей нормирования групп веществ однонаправленного применения (ПАВ, средств бытовой химии, красителей, лекарственных средств, реагентов, применяемых в водоподготовке) и препаратов постоянного смешанного состава.

1.2. Общие критерии и принципы разработки гигиенических нормативов:

- использование системы последовательного обоснования нормативов веществ как основы планирования исследований;

- переход от эмпирического получения данных по единой стандартной схеме нормирования к различным по сложности схемам исследований и оценки результатов в зависимости от свойств и особенностей токсического действия нормируемого химического соединения;

- обязательное использование методов прогноза токсичности и опасности веществ для планирования экспериментов и верификации полученных результатов;

- комплексное изучение неспецифических и специфических реакций организма на интоксикацию с учетом предполагаемого или известного механизма действия вещества (и/или близких по структуре веществ);

- изучение стабильности и оценка относительной опасности исходного вещества и продуктов трансформации как одного из ведущих критериев вредности;

- использование результатов эпидемиологических исследований для коррекции величин ПДК и принятия решения о необходимости обоснования региональных нормативов;

- в перспективе, по мере накопления соответствующих данных:

- учет "судьбы" вещества в окружающей среде;

- транссредовые переходы, накопление в объектах окружающей среды, биоаккумуляция и накопление в трофических цепях - для разработки рекомендаций о необходимости регионального нормирования на основе допустимой суточной дозы (ДСД);

- применение альтернативных методов оценки токсичности и опасности веществ;

- оценка иммунотоксического действия веществ и др.

2. Нормативные ссылки

2.2. Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 1994 года N 665 с изменениями и дополнениями от 30 июня 1998 года N 680.

3. Схема последовательного (этапного) обоснования нормативов веществ в воде

Особенность гигиенического нормирования химических веществ в воде заключается в том, что при установлении ПДК учитывается несколько признаков вредности: органолептический, токсикологический и общесанитарный. Минимальная из двух (или трех) величин рекомендуется как ПДК с указанием лимитирующего признака вредности.

Оптимальный объем экспериментов следует определять в зависимости от токсичности и опасности конкретного вещества.

Методической основой определения оптимального объема исследований служит схема последовательного (этапного) нормирования. Она позволяет последовательно использовать комплекс расчетных и экспресс-экспериментальных (ускоренных) и углубленных - экспериментальных приемов и определить, исходя из класса опасности вещества, стадию, на которой научное обоснование ПДК вещества в воде может быть завершено.

3.1. Составной частью схемы является классификация опасности веществ, загрязняющих воду.

В классификации веществ используется несколько критериев (табл.3.1).

Классификация опасности веществ при этапном обосновании ПДК (ОДУ) веществ в воде

Читайте также: